Звезда художника саврасова

Алексей саврасов: жизнь и творчество художника

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом. Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Биография Алексея Саврасова

Художник родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895) — сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В браке родилось четыре дочери и один сын. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. 1861) и Евгения (род. 1867). В конце 1876 года брак распался. Жена уехала от него с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре Аделаиде Герц.

В 1887—1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве — с Верой Ивановной Киндяковой; написал в её квартире несколько картин.

С 1893 года до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке, возле Плющихи, — с Екатериной Матвеевной Моргуновой (ок. 1856 — ок. 1920). У них родились двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.

Alexei Savrasov — Алексей Саврасов

Рейтинг:   / 1

Подробности
Просмотров: 1284

Share

Класс!

Поделиться

Alexei Savrasov  

Alexei Savrasov was a Russian landscape painter and
creator of the lyrical landscape style. Savrasov was born into the family of a
merchant. He began to draw early and in 1838 he entered the Moscow School of
painting, sculpturing and architecture. He graduated from it in 1850, and
immediately began to specialize in landscape painting. In 1857, Savrasov became
a teacher at the Moscow School of painting, sculpturing and architecture. His
best disciples, Isaac Levitan and Konstantin Korovin, remembered their teacher
with admiration and gratitude.

The Rooks Have Come Back was painted by Savrasov near
Ipatiev Monastery in Kostroma. In 1857, he married Sophia Karlovna Hertz,
sister of art historian K. Hertz. In their home they entertained artistic
people and collectors including Pavel Tretyakov. Savrasov became especially
close with Vasily Perov. Perov helped him paint the figures of the boat
trackers in Savrasov’s Volga near Yuryevets, Savrasov painted landscapes for
Perov’s Bird Catcher and Hunters on Bivouac, In the 1860s, he travelled to
England to see the International Exhibition, and to Switzerland. In one of his
letters he wrote that no academies in the world could so advance an artist as
the present world exhibition. The painters who influenced him most were British
painter John Constable and Swiss painter Alexandre Calame.

The Rooks Have Come Back (1871) is considered by many
critics to be the high point in Savrasov’s artistic career. Using a trivial
episode of birds returning home, and an extremely simple landscape, Savrasov
emotionally showed the transition of nature from winter to spring. It was a new
type of lyrical landscape painting, called later by critics the mood landscape.
The painting brought him fame. In 1870, he became a member of the Peredvizhniki
group.

In 1871, after the death of his daughter, there was a
crisis in his art. He became an alcoholic. All attempts of his relatives and
friends to help him were in vain. Only the doorkeeper of the Moscow School of
painting, sculpturing and architecture and Pavel Tretyakov, founder of the
Tretyakov Gallery, were present at his funeral in 1897.

Translate the following sentences into English.

1. Саврасов, выдающийся
русский пейзажист, известен тем, что создал жанр лирического пейзажа, позже
названного «пейзажем настроения».

2. Он закончил
Московскую школу живописи, скульптуры и архитектуры, несколько лет преподавал
там, и его ученики вспоминают о нем с восхищением и благодарностью.

3. На его творчество
оказали большое влияние британские и швейцарские художники.

4. Многие критики
считали его картину «Грачи прилетели», которая принесла ему славу, вершиной его
творчества.

5. Саврасов считал, что
участие в международных выставках может внести больший вклад в профессиональный
рост художника, чем учеба в художественных академиях. .

1. Savrasov, an outstanding Russian landscape painter,
is famous for creating the lyrical landscape, later called mood landscape by
critics.

2. He graduated from the Moscow school of painting,
sculpturing and architecture, was a teacher of it for some years and is
remembered by his disciples with admiration and gratitude.

3. In his work, he was influenced by British and Swiss
painters.

4. Many critics considered his painting The Rooks Have
Come Back Home, which brought him fame, to be the high point in his artistic
career
.

5. Savrasov believed that participation in
international art exhibitions could advance an artist more than art academies.

Из пособия «ЕГЭ.
Английский язык. Устные темы» Занина Е.Л. (2010, 272с.) — Parttwo. Additional topics.

Личная жизнь

31-летняя Софья Герц была первой женой художника, с которой они обвенчались в 1857 году. Познакомились они через друга Алексея Константина Герца, который являлся братом его будущей жене. В этом браке появилось 5 детей (Две Веры и Евгения), двое скончались в малом возрасте (одна от скарлатины, а вторая дочь в Ярославле, где работал над своими картинами художник). Это был тяжкий груз на шее этой пары, также у художника началась длительная депрессия, поэтому в 1876 году они развелись. Софья забрала с собой двух дочерей и уехала к своей сестре Аделаиде.

Первая жена Софья

Алексей начал беспробудно пить и скитаться, в это время начинается двухгодовое сожительство с Киндяковой Верой Ивановной. Она была поклонницей и попечительницей его картин. Детей не имели. Её квартира стала на время мастерской художника.

В 1983 год вплоть до своей смерти Саврасов провёл с Евдокией (Екатериной) Матвеевной  Моргуновой, от брака с которой появилась дочь Надежда и сын Алексей, в будущем избрав путь художника, как его отец. Семья жила в трущобах, плохо питалась.

Евдокия Моргунова

Грачи прилетели


Эта картина по праву считается самым известным произведением знаменитого мастера, а само его появление специалистами воспринимается как серьезный этап в развитии отечественной пейзажной живописи.

По сей день в понимании обывателя имя Саврасова ассоциируется именно с полотном “Грачи прилетели“. И это неспроста, ведь в этой картине соединены все самые характерные черты стиля великого живописца.

Здесь на переднем плане художник изобразил берёзы, расположенные на задворках церковной ограды

Также привлекает внимание зрителей сухое дерево, недалеко от которого торчит сухой пень

Вблизи берёз кружат грачи, некоторые из них сели на ветви около уже свитых гнёзд. Ещё лежит снег, но на нем уже хорошо видны проталины, указывающие на скорое наступление весны.

Деревья на картине изображены ассиметрично, благодаря чему усиливается эффект хлопотливого движения птиц у своих гнезд.

Биография Алексея Саврасова

В 1854 году Саврасов удостаивается чести быть приглашённым в загородное имение Великой княгини Марии Николаевны для совершенствования в искусстве написания с натуры. Здесь, на берегу Финского залива, он пишет свои знаменитые приморские пейзажи, соединяя в них одновременно торжество и простоту природы

Спустя четыре года именно эта простота и невычурное величие привлечёт внимание известного московского коллекционера Павла Третьякова. Он приобретёт работу художника

Осенью 1854 года, в возрасте 24 лет, Алексей Саврасов получает почётное звание и становится самым молодым академиком за всю историю Академии художеств. А через четыре года начинает преподавать в училище, которое недавно закончил. За последующие 24 года он воспитает плеяду выдающихся художников, среди которых Лев Каменев, Сергей Светославский, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров.

Начало десятилетия, ознаменовавшееся пиком славы великого мастера, по иронии судьбы оборачивается началом глубокого внутреннего конфликта, связанного с нехваткой денег. Создавая шедевры мирового уровня, художник живёт в бедности, не имея даже собственной квартиры.

К концу 1870-х кризис усилился. В 1876 году, после череды семейных конфликтов, ушла жена, с которой Алексей прожил почти 20 лет, появились проблемы со здоровьем. Финальным аккордом стал 1882 год, принесший увольнение из училища и выселение из казённой квартиры.

Последние годы жизни Алексей Саврасов провёл в нищете и безвестности. Рисовал небольшие картинки. И, совсем как в детстве, отдавал их за бесценок торговцам на рынке, чтобы купить еду. Умер великий мастер 8 октября 1897 года.

Популярные сочинения

  • Какие ошибки невозможно исправить? Сочинение для 11 класса В жизни каждого человека есть место для ошибок. Их допускают абсолютно все. Единственное, есть ошибки легко исправляемые, а есть фатальные, которые исправить невозможно, и они могут повлиять на всю твою последующую жизнь
  • Сочинение Приемная семья рассуждение В жизни каждого человека нет ничего важнее семьи. Именно она дарит нам любовь, добро и теплоту. В семье мы учимся нравственности, уважению к старшим. В ней можно почувствовать себя по-настоящему счастливым
  • Сочинение про собаку (1, 2, 3, 4, 5, 7, 9 класс) Как вы все знаете «Собака друг человека», в большинстве случаев так и есть. Собака для своего хозяина стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со своими друзьями

Личное и безвозвратный крах

Волга 1874 г.

В семье своего товарища Саврасов встретил будущую жену. Софье Карловне Герц был 31 год, когда в 1857 году на ней женился 27-летний Алексей. Трое из пятерых детей умерли в детстве. В 1876 году, в период нездоровья художника и спада в творчестве, брак распался. «Болен я и вообще…» – с такими словами предстал Саврасов перед своими удивлёнными учениками. Константин Коровин вспоминал, что тогда художник очень изменился, похудел и поседел, «в лице было что-то тревожное и горькое, одет был крайне бедно».

Трагизм положения живописца усугубился после 1882 года, когда сначала умер Перов, бывший поддержкой Саврасову, который затем был уволен и лишён казённой квартиры. О причинах всего краха вспоминала Вера Алексеевна, дочь живописца: «В борьбе за существование он прямо изнемог… Стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».

Интеллигентнейший, деликатнейший человек превратился в почти безвольного алкоголика, как говорили в старину, савраса без узды. Грустно. Усилия старых друзей не давали результатов. Саврасов опускался, жил в самых ужасных условиях. Сходился с какими-то женщинами. Старость встречал с Екатериной Моргуновой, с которой жил с 1893 года. Она родила Саврасову сына, также впоследствии ставшего художником, и дочь. Семья существовала на крохи, которые выделял художнику ушлый торговец, пристроившийся к таланту – сам продавал за сотни, а Саврасову давал десятки. Тот не роптал.

Но искусство и последних лет, по оценке специалистов, оставалось на высоте – до конца своего жизненного пути Саврасов чувствовал природу по-прежнему. В период бедствий художнику приходилось иногда писать лишь для заработка, скороспело, к тому же у него ухудшалось зрение.

Но вклад его в искусство несомненен и никак не умаляется из-за трагичного падения последних лет. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.

А.К. Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Левитан опубликовал безоговорочный вывод: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Эта несомненная заслуга никогда не будет забыта».

Роль в Товариществе

Саврасов был в числе художников, с которых началось Товарищество передвижных художественных выставок. Он входил в совет учредителей и принял деятельное участие в организации первой выставки. Саврасову справедливо приписывают развитие особого пейзажного жанра — реалистичной лирики. Его «Грачи прилетели» оказались в числе самых ярких картин первой передвижной выставки и во многом предопределили ее успех. Такие признанные мастера пейзажа, как Поленов и Левитан, называли себя последователями и преемниками стиля Саврасова. В 70-е годы Саврасов был далеко не единственным русским пейзажистом, но он, безусловно, был одним из самых значительных и талантливых среди всех.

Просёлок


На картине “Проселок” изображена разбитая ливнем просёлочная дорога, превратившаяся практически в сплошную лужу.

Вероятно, дождь закончился совсем недавно — серое небо еще затянуто мраком, а ветер все еще теребит деревья, расположенные вдоль дороги.

Сквозь тучи робко пробиваются солнечные лучи, а слева от дороги виднеется яркое пятно свежей зеленой травы.

Полотно вселяет в зрителя ощущение тоски и вселенского одиночества, периодически знакомое каждому художнику, и в какой-то степени отражает тяжелое эмоциональное состояние, в котором пребывал Саврасов во время её создания.

Хотя маленькие участки света говорят о надежде, ещё теплящейся в сердце мастера.

В воспоминаниях современников

И. И. Левитан: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

«Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

И. Н. Крамской: «Пейзаж «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Проселок

Картина Алексея Саврасова «Проселок» в полной мере воплотила запрос Павла Третьякова, который жаловался в письме Аполлинарию Горавскому на излишнюю искусственную красивость природы на картинах многих современников: «Дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Саврасов показал, как никому до него не удавалось, прелесть неприукрашенного российского пейзажа. И да, поэзия в его лужах безусловно есть. Картина «Проселок» – это отнюдь не парадный вид. Если пройти сквозь поэтичность и лиризм, которые обусловлены высочайшим мастерством художника, то пейзаж был бы, мягко говоря, не самым радостным. Но у Саврасова он поет, льется и звучит, и «пройти сквозь» его лиризм не удастся. Высочайшее мастерство в том, что ни малейших попыток приукрасить действительность Саврасов не допускает. Размытая дождями дорога могла бы заставить вспомнить об одной из двух бед России. Растекшаяся грязь, лужи занимают первый план. Проселков таких не считано в России. Но когда его пишет Саврасов, мы не о плохой дороге думаем, сердце сжимается от неназываемых, щемящих ощущений. Кстати, об ощущениях. Пейзаж вполне можно трактовать как «импрессионизм по-русски». Разве не о попытке остановить мгновение он, разве не захватывает в водоворот ощущений?

Лужи блестят, словно драгоценные, «хляби дорожные» превращаются в эстетический объект, а небо – о небе Саврасова можно говорить бесконечно, не зря его именовали «царем неба».

«Без воздуха пейзаж – не пейзаж. Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь – значит, пейзаж – дрянь», – говорил Саврасов. И здесь снова перекличка с импрессионистами, объявившими воздух полноценным героем живописи, а не фоном.

Художник использовал преимущественно теплые приглушенные тона. Благодаря этому картина словно переливается, источает внутренний, скрытый свет. Теплые цвета уравновешиваются ощущением свежести от изумрудной, омытой дождем травы. Изображен момент после дождя и перед тем, как выглянет солнце. Саврасов вообще мастерски умел показать момент, предшествующий тому, как солнце пробьется сквозь тучи. Саврасов в своих пейзажах не тащит природу в горные выси, он раскрывает в ней – самой обычной, бытовой практически – ее красоту, внутреннюю суть и вневременность.

Художник подарил эту картину своему товарищу-передвижнику Иллариону Прянишникову, и 20 лет она находилась в закрытой коллекции. Публика ее впервые увидела лишь в 1893 году.

Радуга


Полотно под названием «Радуга» не имеет эффекта панорамы и деталей, свойственных сентиментализму.

Реалистический стиль создания русского пейзажа, избрание простого и богатого композиционного решения с размытой от дождей дорогой и виднеющейся на холме деревней создают ощущение как будто вырванного фрагмента живой натуры, представшей на мгновенье перед зрителем.

Виртуозные тональные переходы, чуть приглушенная цветовая палитра и сверхчуткость живописца в передаче эмоционального состояния природы превращают картину в красочное повествование о вечном родстве души нашего отечества и всей душой любящего ее человека.

«Грачи прилетели» — описание картины

Картина «Грачи прилетели» была представлена на открытии первой выставки передвижников в Петербурге в 1871 году.  Ее появление сравнивают с наступлением весны в русской живописи. У картины останавливались в молчании тысячи посетителей.

Первый день весны. На сером небе показалось желтоватое облако. Теплый солнечный луч дотронулся до озябших веточек берез и замшелых бревен забора. Звенит весенняя капель. Повсюду лежит потемневший крупитчатый снег, деревья мерзнут в начавшихся разливах.

Здесь на окраине села образовалось озеро с талой водой и льдистой кашей. Прилетевшие с юга грачи облюбовали деревья для строительства гнезд. Кипит работа и стоит неумолчный птичий гомон.

Уходящая зима, заждавшиеся тепла деревья, коричнево-сизые дали, вьющийся из трубы дымок…  У зрителя возникает чувство единства, близости, родства с этими до боли знакомыми явлениями.

Душевное состояние человека и жизнь природы перекликаются: цветовые оттенки травы и неба, ритм ветвей, заборов совпадают с оттенками чувств и мыслей художника.

Рекомендации родителям

Как помочь ребенку написать сочинение по картине «Грачи прилетели»?

Попросите ребенка описать картину.  Для этого задайте ребенку несколько наводящих вопросов:

Какое время года показано на картине?
Какие приметы ранней весны   здесь видны?  (рыхлый снег, возвращение грачей, изморозь на ветках деревьев, первый весенний разлив…)

Можно ли назвать картину музыкальной? Какие звуковые ассоциации она вызывает? (Эту картину отличает музыкальность

Это проявляется в звуковых ассоциациях в виде весеннего гомона грачей).

Что привлекает особое внимание?
На какие мельчайшие детали обращает наше внимание художник? (Разбросанные сухие ветки, прогуливающийся по снегу грач, серый дым из трубы дома, снегирь, сидящий на дереве за забором, освещенные солнцем крыши, заборы, церковные здания…)

Какие люди замечают все тонкости природы?  (Внимательные, чуткие, добрые…)

Какими качествами обладал Саврасов?
Нравится ли эта картина? Какая она? Что в ней нам знакомо и близко?
В чем же заключается красота? (в простых вещах и радостях: прилете и гомоне грачей, в строительстве птичьих гнезд, в звоне капели…)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: