Биография
«Вид Дельфта» (1660/1661). Маурицхёйс, Гаага.
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
Образование
«Девушка с жемчужной серёжкой» (1665). Маурицхёйс. Гаага.
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
Семья и работа
20 апреля г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.
В г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.
Последние годы жизни
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 г. и продолжавшейся до 1679 г. войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676 г., супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене. В г. Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
Слайд 31Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвногопредмета превратить ее
в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделяет особой
светоносностью, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. С поистине гениальным мастерством Вермеер моделирует форму одним лишь светом, передавая материальную и сверхматериальную сущность вещей. Тот же свет является для него главным средством создания эмоциональной атмосферы в картине. Живопись Вермеера, в которой перемежаются чистые локальные цвета и световые точки, напоминает россыпи драгоценных камней. Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве.Вермеер — одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства XVII столетия. Этот художник, будучи при жизни известным и ценимым мастером, оказался совершенно забытым уже на рубеже XVIII века. Возрождением к новой жизни Вермеер «обязан» французскому критику Торе-Бюрже, который не только извлек из забвения имя мастера, но и дал основные характеристики его творчества. Уже к концу XIX века популярность «Дельфтского сфинкса», как называл Вермеера Торе-Бюрже, достигла необычайной высоты. Вермеер был признан великим живописцем. Его имя стало упоминаться наравне с Рембрандтом и Хальсом.
Бакутина Е.И. , учитель МХК
Слайд 30 «Аллегория Живописи» (второе название), видимо, высоко ценилась Вермером,
несмотря на отягощавшее его бремя долгов.Вермеер был католиком, живущим в
протестантской стране. Не исключено, что полотно заключало в себе возможность религиозного прочтения. На такую мысль наводит карта Семнадцати провинций, выпущенная в 1636 году, с многочисленными складками и трещинами, разделяющими страну, и двуглавый имперский орёл — эмблема католической династии Габсбургов, венчающий люстру. Отсутствие свечей на люстре символизирует погасший свет католицизма.Единственное, что изображенный на картине художник нанёс на холст — это лавровый венок, по-видимому, Вермеер хотел показать, что добился победы.
Бакутина Е.И. , учитель МХК
Краткая биография
- 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки как мастер-художник. По правилам гильдии до вступления в неё мастер должен был пройти 6-летнее обучение у серьёзных живописцев. Неизвестно кто был учителем молодого художника, исследователи строят разные предположения – Леонард Брамер, Герард тер Борх, Карел Фабрициус, – но ни одна из версий не имеет документального подтверждения. Также нет данных о том, выезжал ли Вермеер для обучения за границу.
- В период между 1653 и 1656 гг. Вермеер написал картину «Диана со спутницами». На живописный стиль этой работы сильно повлияли картины проживающего в то время в Делфте художника Питера де Хоха.
- В 1655 г. художник написал картину «Христос в доме Марфы и Марии». Эта ранняя работа предположительно является первой выполненной мастером на заказ.
- Первой картиной в стиле жанровой живописи стала «Сводница», созданная 24-летним мастером в 1656 г. Она входит в тройку подписанных и датированных автором картин (ещё » Астроном» и «Географ»).
- В 1657 г. появилась картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна».
- Одной из первых зрелых работ художника стала картина 1660 г. «Бокал вина».
- К 60-м гг. Вермеер завоевал репутацию одного из лучших художников Делфта. Слава его стала распространяться и за пределами родного города. Картины живописца продавались очень дорого. Работал он медленно и вдумчиво, писал в год всего по 2 картины. Другим источником дохода мастера, помогавшим содержать семью, была торговля произведениями искусства.
- В период между 1658 и 1661 гг. Вермеер написал одну из известнейших своих картин – «Молочницу».
- Самый известный пейзаж мастера и одна из самых больших его картин (96,5*115,7 см) «Вид Делфта» был создан примерно в 1661 г. Долгие годы искусствоведы спорили, какое время года и суток изображено на картине. Загадку разрешил профессор Дональд Олсон с группой физиков и астрономов в 2020 г. Команда Олсона пришла к выводу, что на написание шедевра художника вдохновила сцена, увиденная им примерно в 8 утра 03 сентября 1659 г.
- В 1662 г. Яна Вермеера избрали на почётный пост главы гильдии Святого Луки, что говорит о несомненном авторитете художника в городе.
- В 1662-1663 гг. была написана картина «Женщина с лютней». Картина отражает изменения, произошедшие в манере мастера. Он освоил светотень и новый вид композиции.
- В 1664 г. картины мастера были представлены в Гааге.
- Около 1665 г. Вермеер написал картину «Девушка с жемчужной серёжкой». Это одна из самых знаменитых работ художника, известная также как «северная Мона Лиза».
- В 1666-1668 гг. было написано полотно «Хозяйка и служанка», на котором автор представил пронзительную психологическую сцену обсуждения двумя женщинами полученного письма. Эксперты выяснили, что чёрно-коричневый фон на картине изначально представлял собой зелёный гобелен с изображениями нескольких фигур, но из-за деградации цветовых пигментов он пришёл к нынешнему состоянию.
- Примерно в эти же годы живописец создал картину «Аллегория живописи» и украсил ей свою мастерскую. Он так ценил эту работу, что не расставался с ней, даже попав в тяжёлое материальное положение. В своём завещании художник просил сохранить картину в семье, чего, однако, сделать не удалось, – в 1677 г. она была продана на аукционе коллекционеру Якобу Абрамсу Диссиусу. В дальнейшем картина не раз меняла владельцев, даже была собственностью Гитлера, сейчас она хранится в венском Музее истории искусств. В XVIII веке её выдавали за работу другого голландского художника – Питера де Хоха, – который в то время ценился больше.
- В XVII веке в Голландии художники часто изображали учёных на своих картинах. Это нашло отражение и в творчестве Вермеера. В 1668 г. он написал картину «Астроном», а годом позже – «Географа».
- Между 1670 и 1672 гг. была написана картина «Аллегория Веры».
- В 1672 г. художник вновь был избран главой делфтской гильдии Святого Луки.
- В том же году живописца пригласили в Гаагу в качестве эксперта по итальянской живописи. Он вместе с художником Якобом Йордансом устанавливал подлинность коллекции венецианских и римских картин.
- Также в 1672 г. в Нидерланды вторглась французская армия, в результате чего в стране случился экономический кризис. Его жертвой стал и Вермеер, продажа картин остановилась, художник вынужден был брать кредиты. После смерти художника его вдова вынуждена была продать часть работ мужа для погашения долгов.
- Последней известной картиной художника считается «Дама, сидящая за вирджиналем», написанная между 1672 и 1675 гг.
- В 1675 г. Ян Вермеер заболел и скоропостижно скончался. Учеников у великого голландца не было.
Ян Вермеер (предполагаемый портрет)
Творчество Вермеера
Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского.
Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.
Однако своеобразие творческой индивидуальности Вермера обнаружилось уже в ранних его картинах. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера.
И последующие его картины но сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана.
Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни.
Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день.
Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.
Гений, затерявшийся среди гениев
Сегодня Ян Вермеер Делфтский наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из наиболее почитаемых нидерландских художников. Однако при жизни он находился в тени других мастеров. За свою короткую жизнь (он скончался в 43 года) Вермеер успел написать, предположительно, 45 картин, из которых чуть более 30 известны сегодня. Более 200 лет он оставался вне интереса коллекционеров, арт-дилеров и художников, а его полотна приписывали другим живописцам. Лишь в 1860-х Вермеера заново открыл Густав Вааген.
Наши знания о жизни Вермеера крайне скупы. Дата его рождения неизвестна, традиционно отсчёт его земных лет начинается с крещения — 31 октября 1632 года. Отец Вермеера был ткачом, который примерно к 1630 году переквалифицировался в продавца произведений искусства. Вероятно, наблюдение за его работой помогло Вермееру развить художественный вкус. Однако арт-бизнес шёл не очень хорошо: после смерти отца в 1652 году семья была вынуждена отказаться от наследства — так непомерны были долги.
Неизвестно, у кого Вермеер учился живописи. Исследователи отмечают, что он был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом, а потому мог учиться у одного из них. Влияние на живописца мог оказать и Карел Фабрициус, последователь и ученик Рембрандта. Как бы то ни было, в 1653 году Вермеер вступил в гильдию художников в Делфте, где поддерживал контакты с другими мастерами, в частности с Питером де Хохом и Франсом ван Миерисом.
Его ранние картины написаны под влиянием утрехтских караваджистов. В поздних же работах Вермеер идеализировал домашний мир, занятый преимущественно женщинами, чьи позы, поведение и в некоторых случаях выражение лица предполагают внимательное изучение и сочувствие. Его композиции в основном вымышленные. На полотнах мы видим чаще всего одну или две фигуры (преимущественно женские) в скрупулёзно выписанном интерьере, они занимаются чем-то повседневным, рутинным: разливают молоко, открывают письма, спят, музицируют, общаются с гостями и слугами.
Так, например, на картине «Молочница» (самой известной и коммерчески успешной при жизни художника) девушка сконцентрирована на своей работе. Всё на этом полотне, кроме бегущего молока, находится в состоянии абсолютного покоя. Вермеер изображает женщину подобной статуе, тем самым возвышая комнату до своего рода храма. Предваряя пуантилистов, художник с помощью сотен точек передаёт игру света.
В 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Ради этого брака художнику пришлось отказаться от идей кальвинизма и принять католичество. По всей видимости, на смене конфессии настояла мать невесты Мария Тинс, женщина богатая и богобоязненная.
Его постоянными заказчиками была небольшая группа коллекционеров в Делфте, в частности пекарь Хендрик ван Буйтен, хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус и Питер ван Рейвен. При этом остаётся тайной, писал ли он под конкретные заказы или меценаты покупали готовые произведения. Хотя имя художника было известно за пределами его родного Делфта, в том числе в Гааге, Антверпене и Амстердаме, слава его несравнима с другими художниками, которые писали сотни полотен и широко распродавали их. Вермеер же писал по два полотна в год. Вероятно, за них неплохо платили, иначе как бы художнику удалось прокормить своих 11 детей. По другой версии, живопись не была основным источником дохода.
В 1672 году Нидерланды вступили в войну в Францией, арт-рынок замер. Финансовое положение Вермеера заметно ухудшилось. Чтобы выручить хоть что-то, приходилось продавать картины за бесценок. Художник скончался в декабре 1675 года, оставив жену с 11 детьми на руках.
Слайд 8 На картине в центре комнаты изображена в профиль
стол, на котором в складках скатерти стоит ваза с фруктами.
Взгляд девушки обращён на письмо, которое она держит в руке, её лицо отражается на оконном стекле. Как показала рентгенограмма, занавес на правом крае картины появился позднее, скрыв изображённого там изначально купидона.В картине ощущается скрытый эротический подтекст. Так, яблоки и персики во фруктовой вазе являются намёком на грехопадение Адама и Евы. Открытое окно трактуется как желание вырваться из замкнутого помещения.
Со 2-й половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома
“Девушка с письмом”, Картинная галерея, Дрезден
Бакутина Е.И. , учитель МХК
Вермер Делфтский Ян, голландский живописец
Вермер Делфтский Ян (Вермеер Делфтский, Vermeer van Delft) (1632-1675), голландский живописец. Крупнейший мастер голландской жанровой и пейзажной живописи. Работал в Делфте, как художник сложился под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних произведениях стремился соединить возвышенный художественный строй образов с близостью их к натуре («Христос у Марфы и Марии», Национальная галерея, Эдинбург). Со второй половины 50-х гг
Вермеер пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристым светом городском интерьере («Девушка с письмом», Картинная галерея, Дрезден; «Служанка с кувшином молока», Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены. Тщательная, любовная выписанность деталей, воссоздающая исключительное богатство фактуры вещей, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего предметы, способствуют раскрытию поэзии повседневного домашнего бытия, органического единства человека и окружающей его среды
Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, лёгкая вибрация света и воздуха, светозарность звучных, насыщенных цветов, богатая игра оттенков, рефлексов и скользящих красочных бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают им внутреннюю значительность. В конце 50-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенная, тонкая по исполнению, простая по композиции, как бы случайно «кадрированная» «Уличка» (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками «Вид Делфта» (Маурицхёйс, Гаага). В 60-х гг. творчество Вермера становится более созерцательным и изысканным, а живопись более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-жёлтых и голубовато-синих тонов («Девушка с жемчужиной», Маурицхёйс, Гаага). Вермер изображает богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры ведут галантные беседы. В поздних картинах Вермера аллегоризм, академические приёмы, сухость и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Жизненная содержательность и обаяние образов сохранились в 60-х гг. лишь в картинах Вермера с изображением людей труда, искусства и науки («Кружевница», Лувр; «Географ», Штеделевский художественный институт, Франкфурт- на-Майне). Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX в.
Лит.: В. Н. Лазарев, Ян Вермеер Дельфтский, М., 1933; , Ян Вермеер Дельфтский. Альбом репродукций, 2 изд., М., 1983; Vries А. В. de, J. Vermeer van Delft. , Amst., 1948; Read H., J. Vermeer, N. Y., 1978; Snow E. A., A study of Vermeer, Berk.-, 1979.
Интересные факты из жизни художника
О жизни живописца известно очень мало. Из-за скудных биографических сведений и совсем небольшого количества работ, каждая с которых по уровню технического мастерства и эмоционального отклика ставит его в ряд величайших художников всех времен, Вермеера также называют Делфтским Сфинксом (по месту рождения – г. Делфт).
Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. В целом самые тщательные поиски обнаружили на сегодня 34 его достоверно подлинные работы и еще 5 под вопросом. Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников. Он следовал веяниям моды, отражал на полотне темы, которые были в ходу в повседневной жизни. Большинство работ художника являют собой композиции с немногими фигурами в до мельчайших деталей прописанных интерьерах, есть несколько портретов и несколько пейзажей города его руки.
Картины Вермеера предельно ясны для понимания, но, с другой стороны, эта простота в композиции требовала не только умения смотреть, но и видеть. Он пытался вложить в свои произведения тайный смысл, для чего использовал понятный его современникам язык символов.
В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Самыми большими почитателями его таланта были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции последнего согласно историческим данным в 1682 г. находилось 19 картин художника.
В 1672 году началась война с Францией, в Голландии наступил экономический кризис, торговля живописью замерла, впоследствии этих событий семья Вермееров, в которой на тот момент было 11 детей, полностью разорилась. Бедственное финансовое положение приблизило смерть Вермеера, наступившую от сердечного приступа 15 декабря 1675 года. Вдова художника после его кончины была вынуждена продать работы Вермеера за бесценок, чтобы расплатиться с кредиторами.
Вермеер после Вермеера
У художника не было ни учеников, ни прямых последователей. Однако два с половиной столетия спустя появились многочисленные подделки Вермеера. Связано это в том числе и с тем, что искусствоведы долгое время вели отчаянные поиски неизвестных картин мастера, а потому с охотой приняли предложенные фальшивки.
Подделка, выполненная в 1930—1940-е гг. (wikipedia.org)
Самым известным мошенником был Хан ван Мегерен. Он сумел ввести в заблуждение как частных коллекционеров, так и искусствоведов (что было не так и сложно, если учесть, что о наследии Вермеера в то время были очень смутные представления). Одним из клиентов ван Мегерена был Герман Геринг — во время Второй мировой войны он обменял 137 картин из своей коллекции на одну фальшивку. Это чуть не стоило художнику жизни: его обвинили в коллаборационизме и грозили смертной казнью. Чтобы избежать наказания, мошенник во всём сознался. Надо ли говорить, какой поднялся переполох — к тому времени в списке клиентов ван Мегерена были не только частные коллекционеры, но и музеи.
Х. ван Мегерен в мастерской. (wikipedia.org)
Х. ван Мегерен «Христос в Эммаусе», 1937. (wikipedia.org)
Ван Мегерена приговорили к году тюремного заключения, где художник скончался после двух сердечных приступов. Сумма ущерба превысила 30 млн долл. в деньгах 1967 года.