Краткое содержание сообщения
Детские годы
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) родился в провинциальном городке Эйзенах в Тюрингии (Германия). Его семья дала миру несколько поколений музыкантов. Первые уроки музыки были получены от отца, городского скрипача. Родители умерли рано, и с 9 лет он жил в семье брата, который был органистом, хотя как педагог отличался педантизмом и не мог удовлетворить запросы младшего брата. Иоганн Себастьян не просто учился музыке, игре на клавесине, альте, скрипке, но стремился познакомиться с достижениями европейской музыки.
Жизнь в провинции
Германия той поры представляла собой множество мелких государств. И.С. Баху пришлось тесно соприкасаться с косной инертной средой, где его рвение, талант и творческая фантазия вызывали только недовольство. Так было в княжеской капелле Веймара, в Новой церкви Арнштадта, в церкви Св. Власия в Мюльхаузене.
Светская служба
Накопив опыт и имея несколько великолепных церковных сочинений, Бах снова перебирается в 1708 г. в Веймар к местному герцогу. Это была первая светская служба, где он мог развить свои замыслы не только в области церковных жанров. Здесь написаны Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор, Токката до мажор и знаменитая «Органная книжечка». Став вице-капельмейстером (1714), Бах получает больше свободы для творчества. Он сочиняет кантаты на библейские и хоральные тексты, во многом уходя от стереотипов.
Новый жизненный и творческий этап начинается в Кетене, где Бах получает должность капельмейстера. Здесь написаны «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Английские сюиты», «Хроматическая фантазия и фуга», вокальные светские сочинения и др.. Отдельного упоминания заслуживают педагогические сочинения, предназначенные ученикам.
Лейпцигский период (1723-1750)
В Лепциге И.С. Бах руководит школой певчих, работает в «Музыкальной коллегии». В эти годы созданы «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Высокая месса», «Рождественская оратория» и др. На основе импровизации, исполненной для короля Фридриха II, Бах создает грандиозный цикл «Музыкальное приношение». Композитор выступает с еженедельными концертами, пишет 150 кантат, сочинения для клавира с оркестром. В свои последние годы жизни он много болеет, особенно страдает зрение: не помогает и операция, на которую Бах решился. Он ослеп, но продолжал диктовать новые сочинения.
Личная жизнь
Первая жена Баха, Мария Барбара, скончалась, оставив 4 маленьких детей. Со второй женой, Анной Магдаленой Вильке, одаренной певицей, ставшей его верной спутницей и помощницей, Бах прожил до последнего дня. Два сына Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил получили известность как композиторы.
Посмертная слава
Творчество Баха долгое время не имело популярности. Первое его жизнеописание появилась только через 52 года после кончины. В 1850-е годы началось систематическое изучение творчества, работа по собиранию и изданию сочинений, определению авторства и уточнению биографических фактов. В ХХ веке многие исполнители стали использовать клавесин вместо фортепиано, стремясь воссоздать дух баховской музыки. Существует «Баховское общество», проводятся фестивали и конкурсы им. И.С. Баха, открыто несколько музеев.
Основные произведения
Всего Баху принадлежит более 1000 концертов, клавиров, кантат, ораторий, фуг, симфоний, месс, прелюдий и др. произведений, включающих богатое органное наследие, целый ряд вокальных и скрипичных сочинений:
- Хорошо темперированный клавир — цикл произведений, который включает в себя 48 прелюдий, фуги для клавира, объединен в 2 тома по 24 произведения
- Музыкальное приношение — цикл канонов, фуг, трио-сонаты и других произведений
- Кантата № 211, Кофейная
- Кантата № 212, Крестьянская
- Месса си минор
- Рождественская оратория
- Страсти по Иоанну
- Страсти по Матфею
- Органная книжечка
Служба у двора и создание произведений
После окончания учебы везде можно спать. Именно так считала жена Баха. После свадьбы с виолончелисткой Анной Магдалиной, Йоханн Себастьян Бах получил работу органиста в йенском дворце. Он писал музыку для короля и аристократов и выступал на придворных концертах.
Бах провел большую часть своей жизни в службе при дворце, где он имел доступ к огромному музыкальному архиву, составленному предыдущими композиторами. Он изучал их произведения и создал множество собственных музыкальных шедевров.
Бах был известен как виртуозный органист, композитор и дирижер. Он создал более тысячи произведений, включая органные прелюдии и фуги, концерты для скрипки и фортепиано, кантаты, мессы и оратории. Бах стал одним из самых значимых и влиятельных композиторов в истории музыки.
Бах положил начало новому стилю музыки, известному как «фуга», где тема или мелодия повторяется и развивается различными инструментами. Его произведения были сложными и детально проработанными, и до сих пор являются образцом для музыкальных композиций.
Кетенский период
После Веймара Бах отправился в город Кетен. Герцог Кетенский пригласил его на службу в 1717 году. Бах согласился, так как ему пообещали очень высокое жалованье и свободу действий. Спустя время Бах начал понимать, что его не устраивает Кетен, так как здесь мало перспектив. Кроме того, в этом городе не было университета, а Бах начал задумываться об обучении своих детей. В Кетене не было и органа. Поэтому композитор начал играть на клавире. Итогом Кетенского периода явились такие произведения:
- «Бранденбургские концерты»;
- цикл композиций под названием «Хорошо темперированный клавир»;
- «Хроматическая фантазия и фуга»;
- сонаты для скрипки и другие произведения.
Несмотря на расцвет творчества в Кетене, здесь у Иоганна Себастьяна случилось горе — умерла жена. Он даже не смог присутствовать на похоронах, так как в это время был очень далеко — в городе Карлсбаде.
Через год Бах повторно женился.
Об особенностях баховской музыки
Имея богатый опыт знакомства с классическими канонами построения музыкальных произведений, Бах насыщал свои «детища» художественно-композиционными замыслами. Это была, в первую очередь, полифония, которая приближала аллеманду к прелюдии, а жигу — к фуге. Лирические ноты наполняли сарабанду. При этом разворачивалось большое ритмическое разнообразие и импровизированные флейтовые мелодии. Получался переливчатый рисунок, состоящий из отдельных музыкальных орнаментов.
Свободно и индивидуально пользовался композитор метро-ритмическими приемами при написании интермеццо (менуэты, гавоты, полонезы). Интересны его переходы от медленных частей произведений к быстрым. Получалось это легко и непринужденно, а, главное — очень эмоционально.
Лучшие произведения классика мировой музыки:
Бах лучшее 2016
Watch this video on YouTube
Подытоживая свою деятельность, Бах сказал: «Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьётся такого же успеха».
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ
1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тюрингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха.
1693-1695 – Обучение в школе.
1694 – Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт. Вторичная женитьба отца.
1695 – Смерть отца; переезд к старшему брату Иоганну Христофу в Ордруф.
1696 – начало 1700 – Обучение в Ордруфском лицее; занятия пением и музыкой.
1700, 15 марта – Переезд в Люнебург, зачисление стипендиатом (певчим) в школу церкви св. Михаэля.
1703, апрель – Переезд в Веймар, служба в капелле «Красного замка». Август – Переезд в Арнштадт; Бах – органист и учитель пения.
1704, апрель – Исполнение первой кантаты собственного сочинения.
1705-1706, октябрь – февраль – Поездка в Любек, изучение органного искусства Дитриха Букстехуде. Конфликт с консисторией Арнштадта.
1707, 15 июня – Утверждение в должности органиста в Мюльхаузене. 17 октября – Женитьба на Марии Барбаре Бах.
1708, весна – Издание первого произведения, «Выборной кантаты». Июль – Переезд в Веймар на службу придворным органистом герцогской капеллы.
1710, 22 ноября – Рождение первого сына, Вильгельма Фридемана (будущего «галльского Баха»).
1714, 8 марта – Рождение второго сына, Карла Филиппа Эммануеля (будущего «гамбургского Баха»). Поездка в Кассель.
1715, 11 мая – Рождение третьего сына, Иоганна Готфрида Бернгарда.
1717, июль – Бах принимает предложение кетенского князя Леопольда стать капельмейстером придворной капеллы.
Сентябрь – Поездка в Дрезден, его успех как виртуоза.
Октябрь – Возвращение в Веймар; прошение об отставке, по распоряжению герцога арест с 6 ноября по 2 декабря. Переезд в Кетея. Поездка в Лейпциг.
1720, май – Поездка с князем Леопольдом в Карлсбад. Начало июля – Смерть жены Марии Барбары.
1721, 3 декабря – Женитьба на Анне Магдалене Вильке.
1723, 7 февраля – Исполнение в Лейпциге кантаты N 22, как испытание на должность кантора Томаскирхе. 26 марта – Первое исполнение «Страстей по Иоанну». Май – Вступление в должность кантора церкви св. Фомы и преподавателя школы.
1729, февраль – Исполнение «Охотничьей кантаты» в Вейсенфельсе, получение звания придворного саксен-вейсенфельского капельмейстера. 15 апреля – Первое исполнение «Страстей по Матфею» в Томаскирхе. Разногласия с советом Томасшуле, а затем с магистратом из-за порядков в школе. Бах руководит Телемановским студенческим кружком, Collegium musicum.
1730, 28 октября – Письмо бывшему школьному товарищу Г. Эрдману с описанием невыносимых обстоятельств жизни в Лейпциге.
1731, январь – Сын Карл Филипп Эммануель поступает чембалистом в Томаскирхе.
1732 – Исполнение «Кофейной кантаты». 21 июня – Рождение сына Иоганна Христофа Фридриха (будущего «бюккебургского Баха»).
1734, конец декабря – Исполнение «Рождественской оратории».
1735, июнь – Бах с сыном Готфридом Бернгардом в Мюльхаузене. Сын выдерживает испытание на должность органиста. 5 сентябряродился последний сын Иоганн Христиан (будущий «лондонский Бах»).
1736 – Начало двухлетней «борьбы за префекта» с ректором Томасшуле И. Эрнести. 19 ноября в Дрездене подписан декрет о присвоении Баху звания придворного королевского композитора. Дружба с русским послом Г. Кейзерлингом. 1 декабря – Двухчасовой концерт в Дрездене на органе Зильбермана.
1738, 28 апреля – «Ночная музыка» в Лейпциге. Бах завершает сочинение «Высокой мессы».
1739, 27 мая – Смерть Иоганна Готфрнда Бернгарда в Иене.
1740 – Бах прекращает руководство «Музыкальной коллегией».
1741 – Летом Бах у сына Эммануеля в Берлине. Поездка в Дрезден.
1742 – Выход в свет последнего, четвертого тома «Упражнений для клавира». 30 августа – Исполнение «Крестьянской кантаты».
1745 – Испытание в Дрездене нового органа.
1746 – Сын Вильгельм Фридеман поступает директором городской музыки в Галле. Поездка Баха в Цшортау и Наумберг.
1749, 20 января – Обручение дочери Элизабет с учеником Баха Альтниколем. Начало сочинения «Искусства фуги». Летом – Болезнь, слепота. Иоганн Фридирх поступает в капеллу Бюккебурга.
1750, январь – Неудачные операции на глазах, полная слепота. Сочинение контрапунктов «Искусства фуги» и фуги на тему В-А-С-Н. Завершение обработки хоралов.
28 июля – Кончина Иоганна Себастьяна Баха.
31 июля – Похороны у церкви св. Иоанна.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Основные жанры и стили в творчестве Баха
Одним из самых важных жанров в творчестве Баха является органная музыка. Бах был замечательным органистом и написал множество произведений для этого инструмента. Одним из его самых известных органных сочинений является «Токката и фуга ре минор». В этом жанре Бах смог выразить свою гениальность и техническое мастерство.
Еще одним из важных жанров в творчестве Баха является кантата. Кантаты Баха представляют собой музыкальные произведения, исполняемые солистами, хором и оркестром. Они часто являются религиозной музыкой и записываются на различные темы из Библии. Бах написал более 200 кантат, каждая из которых является уникальным произведением и демонстрирует его музыкальный талант.
Еще одним значимым жанром, оказавшим влияние на музыкальную культуру, является инвенция. Это короткое инструментальное произведение, состоящее из двух голосов, которые повторяются и взаимодействуют друг с другом. Бах написал множество инвенций, которые стали образцом музыкального мастерства и сложности исполнения.
Структура инвенции | Пример инвенции |
---|---|
1. Вступление | Инвенция № 1 в до мажоре |
2. Голос А | Инвенция № 8 в фа мажоре |
3. Голос В | Инвенция № 13 в ля миноре |
4. Повторение и завершение | Инвенция № 15 в си мажоре |
Бах также писал сюиты, фуги, прелюдии, токкаты и множество других произведений, которые вносят великий вклад в развитие музыки. Он объединил различные стили исполнения и жанры, создав уникальный музыкальный язык, который до сих пор восхищает и вдохновляет людей.
Иоганн Себастьян Бах — Веймар и Арнштадт
После Люнебурга Бах отправился В Веймар, чтобы работать скрипачом в небольшой княжеской капелле. Но это продолжалось не долго — работа не удовлетворяла творческих потребностей. Поэтому Иоганн Себастьян не раздумывая положительно отвечает на приглашение занять должность придворного органиста в городе Арнштадт (было это в 1704-ом).
Имнно в Арнштадте случилось первое столкновение композитора с непониманием и косностью церковного руководства, чьим требованиям не соответствовало стремление молодого музыканта внести нечто новое в культовые церковные произведения. Дело в том, что такой человек как Бах просто не мог сдерживать свою творческую энергию, ведь у него было множество идей по-поводу того как обогатить и развить существовавшую тогда церковную музыку. Однако, никто в протестантской церкви не желал нарушения существовавших догм и порядков. Вариации же, которые играл Бах казались им как раз попыткой такого нарушения, так необычно они звучали тогда.
Из-за сопротивления церковного начальства творческий пыл композитора начал было остывать, поэтому он решил ненадолго уехать в город Любек. Там как раз проводил концерты на органе один знаменитый музыкант. В 1705-ом, осенью у Баха появилась таки возможность осуществить свои планы, так как ему был дан отпуск. Денег на карету до Любека у композитора не нашлось и ему пришлось идти пешком.
Но это того стоило! Восхитительная игра Дитриха Букстехуде потрясла Баха до глубины души. Потрясла так, что он совсем забыл о времени, отпущенном ему на поездку — вместо положенного месяца он пробыл там времени в четыре раза больше.
Церковное начальство, за совершённый проступок, устроило Баху унизительный допрос, а затем учинило над ним форменный суд, с предъявлением обвинений. Обвиняли его в добавлении множества чуждых звуков в музыкальное сопровождение, в слишком долгой импровизации во время богослужения, введении множества непонятных вариаций — всё это якобы приводило в смущение общину…После такого «тёплого» приёма, у композитора не было другого выхода как уехать из Арнштадта (пробыл он там всего три года).
Нужно заметить, что за время пребывания в Арнштадте Бах смог достигнуть весьма неплохих результатов в своём ремесле. Исполнительское мастерство его стало чрезвычайно высоко. Также стали появляться первые сочинения его как композитора. В этих первых сочинениях видно стремление музыканта передать правдиво с точки зрения психологии человеческие чувства и мысли.
Вот некоторое из того что написал Иоганн Себастьян Бах в Арнштадтский период:Кантата «Ты не оставишь души моей»; «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» (сюита, состоящая из законченных миниатюр).
Музыка
После окончания гимназии в 1703 г. Иоганн Себастьян устроился придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста.
Благодаря прекрасной игре на скрипке, он приобрел определенную известность в городе. Вскоре ему наскучило ублажать своей игрой разных вельмож и чиновников.
Желая продолжать развивать свой творческий потенциал, Бах согласился занять должность органиста в одной из церквей. Играя всего 3 дня в неделю, он получал весьма неплохой оклад, что позволяло ему сочинять музыку и вести довольно беспечную жизнь.
В данный период биографии Себастьян Бах написал массу органных композиций. Однако натянутые отношения с местными властями подтолкнули его уехать из города через 3 года. В частности, церковники критиковали его за новаторское исполнение традиционных духовных произведений, а также за самовольные выезды из города по личным делам.
В 1706 г. Иоганна Баха пригласили работать органистом в церковь Св. Власия, расположенной в Мюлюхаузене. Ему начали платить еще большую зарплату, а уровень мастерства местных певчих был гораздо выше, чем в предыдущем храме.
Как городские, так и церковные власти были очень довольны Бахом. Более того, они согласились реставрировать церковный орган, выделив для этой цели крупную сумму денег, а также выплатили ему солидный гонорар за сочинение кантаты «Господь – мой царь».
И все же, примерно через год Иоганн Себастьян Бах покинул Мюлюхаузен, вернувшись обратно в Веймар. В 1708 г. он занял пост придворного органиста, получая еще больший оклад за свою работу. В это время биографии его композиторский талант достиг рассвета.
Бах написал десятки клавирных и оркестровых произведений, с жадностью изучал творчество Вивальди и Корелли, а также овладел динамичными ритмами и гармоническими схемами.
Через несколько лет герцог Иоганн Эрнст привез ему из-за границы множество партитур итальянских композиторов, открывших для Себастьяна новые горизонты в искусстве.
У Баха были все условия для плодотворной работы, учитывая то, что он имел возможность пользоваться оркестром герцога. Вскоре он начал работу над «Органной книжечкой» – сборником хоральных прелюдий. К тому моменту мужчина уже имел репутацию виртуозного органиста и клавесиниста.
В творческой биографии Баха известен весьма интересный случай, произошедший с ним в то время. В 1717 г. в Дрезден приехал популярный французский музыкант Луи Маршан. Местный концертмейстер решил устроить состязание между двумя виртуозами, на что оба дали свое согласие.
Однако долгожданного «поединка» так и не произошло. Маршан, услышавший накануне игру Иоганна Баха и испугавшись провала, спешно покинул Дрезден. В результате, Себастьян был вынужден играть перед публикой один, показывая свою виртуозную игру.
В 1717 г. Бах снова решил сменить место работы, однако герцог не собирался отпускать любимого композитора и даже на какое-то время арестовал его за постоянные просьбы об отставке. И все же, ему пришлось смириться с уходом Иоганна Себастьяна.
В конце того же года Бах занял пост капельмейстера у князя Ангальт-Кетенского, который понимал толк в музыке. Князь восхищался его творчеством, вследствие чего щедро платил ему и позволял импровизировать.
В тот период Иоганн Бах стал автором знаменитых «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир». В 1723 г. он устроился кантором хора Св. Фомы в церкви Лейпцига.
Тогда же публика услышала гениальное произведение Баха «Страсти по Иоанну». В скором времени он стал «музыкальным директором» всех городских церквей. В течении 6 лет пребывания в Лейпциге мужчина издал 5 годовых циклов кантат, 2 из которых до наших дней не сохранились.
Кроме этого Иоганн Себастьян Бах сочинял светские произведения. Весной 1729 г. ему доверили возглавить Музыкальную коллегию – светский ансамбль.
В это время биографии Бахом была написана известная «Кофейная кантата» и «Месса си минор», которая считается лучшей хоровой работой в мировой истории. Для духовного исполнения он сочинил «Высокую мессу си-минор» и «Страсти по Матфею», удостоившись за это титула королевско-польского и саксонского придворного композитора.
В 1747 г. Бах получил приглашение от прусского монарха Фридриха II. Правитель попросил композитора исполнить импровизацию на предложенную им музыкальную зарисовку.
В результате, маэстро моментально сочинил 3-голосную фугу, которую позже дополнил циклом вариаций на эту тему. Он назвал цикл «Музыкальным приношением», после чего преподнес его в дар королю.
За годы творческой биографии Иоганн Себастьян Бах стал автором более 1000 произведений, многие из которых сегодня исполняются на крупнейших площадках мира.
Биография
https://youtube.com/watch?v=-46M4bFr6TI
Детство
Иоганн Себастьян Бах родился в достаточно зажиточной немецкой семье, в котором был младшим из восьми детей. Отец, Амброзиус Баха, был музыкантом и отвечал за светские и духовные музыкальные события города. Мать, Элизабет Леммерхирт, была дочерью богатого чиновника, который дал за дочерью немалое приданое, благодаря которому семья могла существовать безбедно. Когда Иоганну исполнилось 9 лет, Элизабет умерла, а через год вслед за ней умер и Амброзиус. Мальчика взял на воспитание старший брат, Иоганн Кристоф, живший по соседству в Ордруфе.
Образование
В Ордруфе Бах учился в гимназии и увлечённо занимался музыкой: учился играть на органе и клавире. В 1700 году будущий композитор переехал в Люнебург, где обучался в вокальной школе.
Творческий путь
После окончания вокальной школы Бах получил придворную должность и поступил в распоряжение Иоганна Эрнста, веймарского герцога. Всего за несколько месяцев работы в этом городе о Бахе как о прекрасном исполнителе знал весь Веймар. Его пригласили работать органистом в арнштадтскую церковь святого Бонифация. В этот период Бах создаёт крупные органные произведения.
У Баха не сложились отношения с властями, и он вынужден сменить высокооплачиваемое место работы. Однако на новом месте в зарплате он ничуть не потерял. В 1707 году композитор устраивается на должность органиста в Мюльхаузене, в церкви святого Власия. Здесь начальство его высоко ценит, удовлетворяет любые его прихоти (например, подвергает очень дорогостоящей реконструкции органную систему храма) и платит ему высокое жалованье.
Однако через год он опять уезжает в Веймар, чтобы занять место придворного органиста и устроителя дворцовых концертов. Веймарский период в жизни Баха (1708–1717) считается расцветом его творчества. Здесь он имеет открытый доступ к прекрасному органу, не устаёт сочинять свои музыкальные шедевры. Он многое заимствует из итальянской музыки (динамичные ритмы и гармонические схемы), пишет большую часть своих знаменитых фуг.
В 1717 году Бах покидает Веймар, чтобы работать капельмейстером у князя Ангальт-Кётенского, который сам был музыкантом и умел ценить талант композитора. Здесь Бах, пользуясь абсолютной свободой и практически неограниченными средствами, сочинил 6 сюит для виолончели соло, сюиты для оркестра, Английские и Французские сюиты для клавира, 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, Бранденбургские концерты.
После того, как в одной из главных церквей Лейпцига были исполнены баховские «Страсти по Иоанну», композитора назначают главным музыкальным директором всех церквей Лейпцига: он подбирал хоры, обучал их и подбирал музыку. В Лейпциге сочинял в основном кантаты. С 1729 года Бах возглавляет Музыкальную коллегию, которая устраивала концерты в знаменитой кофейне Циммермана.
Уже к концу 30-х годов у Баха резко начинает падать зрение, но это не останавливает великого композитора в написании произведений: он диктует их под запись, не в состоянии сам разглядеть ноты. В 1750 году Джон Тейлор, английский офтальмолог, дважды оперировал Баха, но оба раза неудачно: Бах ослеп.
Личная жизнь
В 1707 году женой великого композитора Баха стала его собственная кузина, Мария Барбара, с которой он познакомился в Арнштадте. Из шестерых детей, родившихся у них в браке, трое умерли во младенчестве, а трое оставшихся в живых братьев укрепили музыкальную славу отца и стали композиторами. В 1720 году семейное счастье неожиданно обрывается смертью Марии.
Но уже в следующем году Бах женится на молодой придворной певице Анне Магдалене Вильке.
Смерть
В 1750 году, после двух неудачных операций на глаза, Бах скончался. Его останки покоятся в церкви святого Фомы в Лейпциге, где он когда-то работал.
3 главных периода творческого пути Иоганна Себастьяна Баха
28 июля 1750 года не стало великого немецкого композитора, органиста-виртуоза Иоганна Себастьяна Баха.
В течение жизни Иоганн Себастьян Бах написал более 1000 произведений.
Будущий представитель эпохи барокко родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт.
В возрасте 9 лет умирает мать Иоганна Себастьяна, а через год из жизни уходит отец. К себе на воспитание мальчика берет старший брат, Иоганн Кристоф. Именно он и обучает его игре на органе и клавире по классическим образцам.
В то же время младший Бах также знакомится с творчеством современных модных композиторов. Предполагается, что еще в детстве Иоганн Себастьян обещает себе, что напишет музыку лучше. Так оно или нет, однако это выполняется – до сих пор история музыки делится на добаховскую и послебаховскую.
– Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены, – признается сам композитор.
«Вечерка» предлагает вспомнить 3 наиболее значимых периода творческого пути великого немецкого композитора и послушать одни из самых значимых произведений Иоганна Себастьяна Баха.
1. 1708 год принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки.
В Веймаре Бах раскрывает свой многогранный талант: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходится играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года – в должности помощника капельмейстера. В это время Бах экспериментирует в области светских музыкальных жанров. Он много сочиняет для органа, пишет пьесы для скрипки и клавесина, а также создает репертуар для капеллы.
Одновременно с этим Бах пишет кантаты. Здесь появляется первая светсткая кантата «Тешит меня лишь веселая охота».
Так, Веймар для Баха является особенно важным этапом. В этот период в основной области баховского искусства, в органной музыке, происходит расцвет и полная творческая зрелость: он создает токкату и фугу ре минор, прелюдию и фугу ля минор, прелюдию и фугу до минор и другие произведения.
2. 1717-1723 годы (Кётен) – Иоганн Себастьян Бах служит придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. Здесь он пишет клавирную и оркестровую музыку. Именно в Кётене были созданы двухголосные и трехголосные инвенции, а также завершены 24 прелюдии и фуги (они составили первый том большого труда «Хорошо темперированный клавир»). В этот же период появляется и «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.
3. 1723 -1750 годы – Лейпцигский период творчества. Иоганн Себастьян уже известный музыкант. Он подает прошение на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Здесь он пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Рождественскую ораторию» и др. Однако этими произведениями остается недовольно начальство – музыку не признают «церковной» из-за отсутствия строгости и избытка красочности земной музыки. После этого конфликта Бах начинает писать инструментальную музыку. Окончательную отделку получает первый том прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира». Также появляется «Итальянский концерт» – этим сольным концертом Бах хочет подчеркнуть приоритет итальянцев в создании жанра концерта и выразить свое уважение к итальянскому инструментализму.
В последние годы жизни Бах все больше уходит в себя и пытается отгородиться от действительности. Последние произведения композитора – две серии полифонических пьес «Музыкальное приношение» и «Искусство для фуги». В них Иоганн Себастьян Бах демонстрирует технические возможности, полифоническую форму. Жизнь омрачает серьезная болезнь глаз. После неудачных операций великий композитор теряет зрение. Но и тогда он продолжает писать музыку, диктуя произведения для записи.