Смерть
Айвазовский скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 г., в Феодосии. На мольберте так и осталась недописанной картина “Взрыв корабля”, над которой маринист трудился накануне. Он был похоронен в армянской церкви Сурб Саркис.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
Изучая краткую биографию Ивана Айвазовского, следует обратить внимание на некоторые интересные факты из его жизни
- Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский»
- Великий художник, которому повезло быть признанными при жизни, знавал нужду. Однажды ему заплатили за работу не деньгами, а колбасой.
- Заработанные деньги Иван Константинович тратил не только на свою семью, но и на родной город. На его средства в Феодосии была построена галерея, школа и музей. Также художник способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Крым и Европа (1838—1844)[]
Весной 1838 году художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. «23 сентября 1839 г. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейше данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием 16, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.
Айвазовский и Пушкин
Айвазовский вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображён то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты художника.
Морской берег, 1840
Некоторые считают, что Айвазовский даже изображал на своих картинах таким образом Пушкина, но Иван Константинович просто носил такие же бакенбарды, как и Пушкин и в целом был похож на него. Пушкину же Айвазовский посвятил немало картин непосредственно.
А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа, 1886
И это внимание Айвазовского к Пушкину неслучайно. Дело в том, что для молодого 19-летнего живописца встреча с Александром Сергеевичем была одним из важнейших событий в его жизни
Произошла она на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.
Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.
Поэт, как вспоминал художник:
Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью — его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.
Ничего из той давней беседы не забыл живописец:
Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.
«Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»), 1887
И вновь признание самого Ивана Константиновича:
Сколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»… Настоящая крымская пушкиниана!
Фрагмент картины «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880
И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Натальи Николаевны; первая из них — «Пушкин на берегу Чёрного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама. Ведь Наталья Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.
И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Натальей Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие
Свидетельство тому более чем важное — письмо издателя брату, датированное маем 1852 года:
А дружбой с Натальей Николаевной художник дорожил настолько, что сам явился к Наталье Николаевне, после того как его слуга, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей к нему гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталья Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.
На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» — стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Натальей Николаевной
Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно
Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней — ведь ему было так важно знать её суждение. И он не мог не расспрашивать Наталью Николаевну о жизни её великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях
Косвенным подтверждением тому — воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным:
Работы Айвазовского в современном мире
Его работы постоянно продаются на различных аукционах.
- в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн.
- полотна посвящены помощи США России в 90-х годах 19 века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.
- аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов.
- в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.)
- картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин»
Комментарии
Заветы Ломоносова
Емеля
7 декабря в 08:46
КОБ как запретный плод
Агафонов
6 декабря в 22:38
Культура чувств в настоящем времени предана забвению. Подавление чувств, и главного — чувства меры
Агафонов
3 декабря в 13:19
Развитие концепций
Агафонов
2 декабря в 12:20
О взаимоотношениях мужчины и женщины
Алексей Михайлович
29 ноября в 22:38
Практика – критерий истины
Агафонов
23 ноября в 23:19
Вид человек разумный в России, ещё только на пути к разуму
АМ
23 ноября в 23:08
Мычание русофобов
Агафонов
23 ноября в 23:00
Всё пойдёт по Пушкинской матрице
АМ
22 ноября в 21:51
«Всё идёт» по Апухтину
Агафонов
17 ноября в 11:23
Полёт валькирий с севера на юг
Агафонов
16 ноября в 22:40
Размышления по поводу материала «Что за перевалом СВО»
Mstislav
16 ноября в 17:56
Вселенская Вечность и «текущий момент» как фаза циклов в Развитии Расы-Руси-России
Mstislav
16 ноября в 17:50
Окончание «Размышлений по поводу материала «Что за перевалом СВО»»
Mstislav
16 ноября в 17:47
Развитие справедливости
Mstislav
16 ноября в 17:45
ВДНХ: казаться а не быть…
Валерий
13 ноября в 10:06
Основы цивилизационного управления. Царская информация
Агафонов
11 ноября в 13:57
Версия от Николая Выхина. СЛОВО О ПУТИНЕ
Агафонов
6 ноября в 14:55
Финанцизм – диктатура, которая становится реальностью
Агафонов
1 ноября в 21:42
Звезда Надежды и Любви
Влад
30 октября в 07:00
Голландия. Элемент глобальной сети
Агафонов
26 октября в 22:16
Е-катехизис: теория и практика
Агафонов
25 октября в 11:42
Кто в России находится на пути Бога?
Агафонов
19 октября в 23:03
Агафонов
18 октября в 18:52
«Ангелы» основателя МИ-6 и Русский Х-прибор
Агафонов
15 октября в 21:46
Биография[]
Детство и учёба
После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына— Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве— Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке
Феодосийский архитектор Я.Х.Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски
Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию хуожеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филлипу Таннеру Филлипу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.
Другие биографии:
-
Баратынский Евгений Абрамович
Евгений Баратынский, русский поэт польского происхождения. Он прожил очень короткую жизнь и умер на чужбине. Одни называют его великим писателем XIX века, другие говорят, что его талант слишком преувеличен.
-
Стив Джобс
Стив Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско. Его отцом был Джон Джандали, который в свою очередь был сирийского происхождения. Его мама была родом из Германии, её звали Джоан Шибле.
-
Иван Сусанин
Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.
-
Некрасов Николай Алексеевич
22 ноября 1821 года в Подольской губернии, в городе Немирове родился Николай Некрасов. Будущий литератор имел дворянское происхождение, однако детство будущего русского поэта было отнюдь не радостным.
-
Юлий Ким
Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.
Детство и юность
Ованес Константинович Айвазян (Иван Айвазовский) родился 17.07.1817 в Феодосии. Отец мальчика – Геворк (Константин) – был купцом. Сначала он переехал в Галицию, а затем в Феодосию, представившись под фамилией Гайвазовский. Осев в Крыму, Геворк женился на армянке Рипсиме и удачно торговал. Но из-за очередной войны и эпидемии чумы разрушенный город пришел в упадок, и к моменту рождения Ивана его отец разорился.
Домик Гайвазовских располагался в живописном, возвышенном месте. С террасы расстилалась великолепная панорама на древние курганы северо-крымских степей и Арабатскую стрелку, струящийся маревом на горизонте Сиваш и плавную дугу залива. Впечатлительный ребенок любил копошиться в черепках и монетах среди старинных крепостных башен и стен, разглядывать рыбацкие фелюги и белоснежные паруса боевых кораблей, слушать рассказы о славных подвигах моряков. Но его первые опыты рисования на песке и стенах отчего дома могли прерваться навсегда, ведь у Гайвазовских было 5 детей и семья испытывала большую нужду. Только мальчику очень повезло.
Сначала юное дарование заметили архитектор Я.Х. Кох, давший первые уроки рисования, и феодосийский градоначальник А.И. Казначеев, направивший в гимназию. Потом жена таврического губернатора Н.Нарышкина отослала рисунки мальчика президенту петербургской Академии художеств.
Портрет Ивана Айвазовского в молодости
Краткая биография
- 1833 – Зачисление в класс пейзажиста М.Н. Воробьева с высочайшего соизволения царя Николая I. Юнец был самым молодым учеником, и опытный педагог постарался дать любимцу классическую базу, на которой потом и возрос талант живописца-виртуоза.
- 1835 – Отмечен серебряной медалью за серию пейзажей окрестностей Петербурга и этюд и назначен помощником французского пейзажиста Ф. Таннера. Француз взвалил на ученика всю черновую работу. Несмотря на запрет работать самостоятельно, Иван находит время для собственного творчества.
- Осень 1836 – Втайне от учителя, выставил 5 своих пейзажей на выставке Академии художеств. Столичная газета похвалила 1 работу, одновременно упрекнув Таннера в манерности. В наказание за непослушание и из-за жалобы француза императору картины дерзкого живописца были сняты с выставки.
- Сентябрь 1837 – Получил Золотую медаль за полотно «Штиль» и выпущен из академии досрочно. Медаль давала право на 6-летнюю зарубежную стажировку, но из-за слишком юного возраста он сначала был отправлен в Крым на 2 года для самостоятельного творчества.
- 1838-1840 – Писал морские пейзажи и сцены баталий. Принимал участие в военном походе к побережью Кавказа. Познакомился с будущими знаменитыми полководцами В. Корниловым, В. Истоминым, П. Нахимовым, дружбу с которыми пронес через всю жизнь.
- 1840-1844 – Зарубежная командировка (Италия – Швейцария – Голландия – Англия – Португалия – Испания). Знакомство с Н.Гоголем в Италии. Благожелательность критики, первый большой коммерческий успех. Художник выработал манеру письма, состоявшую в кратковременной работе на открытом воздухе и окончательном дописывании в мастерской. Фантастически развитая зрительная память позволяла воспроизводить мельчайшие детали, оставляя простор для богатой импровизации.
- 1844 – За зарубежные успехи получил звание академика и заказ на написание всех портов Балтики. Специалисты отмечают помимо великолепного художественного мастерства замечательную картографическую точность выполненных работ.
- 1845 – Совершил морское путешествие в Малую Азию и к островам Греции. Выполнил множество карандашных зарисовок, обеспечив себя материалом для будущих картин на многие годы. По возвращению приступил к строительству дома и мастерской в Феодосии, перечеркнув надежды императорской семьи на то, чтобы сделать его придворным художником.
- 1847 – Заслужил звание профессора российской Академии художеств.
- 1850 – Родилась одна из наиболее знаменитых марин – «Девятый вал».
- 1857 – Создана серия из 4-х пейзажей, за которую французы вручили орден Почетного легиона.
- 1864 – Царь пожаловал своему любимцу потомственное дворянство.
- 1867 – Написана серия холстов, посвященных восстанию населения острова Крит против турецких завоевателей.
- 1868 – Появились пейзажи необъятных украинских степей, один из которых – «Чумацкий обоз». Во время кавказского путешествия написаны горные пейзажи, а в Армении – Араратская долина и озеро Севан.
- 1869 – Участие в торжестве открытия Суэцкого канала. Написаны панорама канала и ряд египетских холстов.
- 1880 – Открыл в своем доме выставочный зал.
- 1886 – Подарил Феодосии воду из принадлежавшего ему источника.
- 1890 – Возвел фонтан в память об А. Казначееве.
- 1897 – Написан один из последних образов А.С. Пушкина, чьи произведения наложили поэтический отпечаток на характер творчества художника.
- 19 апреля 1900 г. – Умер от инфаркта с кистью в руке, не закончив картину «Взрыв корабля».
Иван Айвазовский на фото
Краткая биография
Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 — 02.05.1900) родился в Крыму в приморском городке Феодосии. Он был сыном разорившегося купца-армянина и детство его проходило в бедности. Однако страсть мальчика к рисованию обнаружила в нём такой талант, что нашлись люди, позаботившиеся о том, чтобы этот талант не пропал в безвестности. Ивана определили в Симферопольскую гимназию, а по её окончании он отправился в Петербург, в Академию художеств (1833).
Страстью юного художника было море. Оттачивая в Академии мастерство в написании морских пейзажей, он и преподавателей, и однокашников-студентов удивлял своими успехами. Руководство Академии сократило ему академический курс на два года.
Айвазовский про заданию Академии едет в Крым писать виды городов черноморского побережья. В Севастополе он встретился с прославленным адмиралом Лазаревым, открывателем Антарктиды и строителем Черноморского флота, с его соратниками, будущими героями обороны Севастополя. Он до конца своих дней сроднился с Черноморским флотом, и врождённая любовь к морю феодосийского мальчика выросла в любовь настоящего моряка.
Как один из лучших студентов Академии художеств он в 1840 году получил командировку в Италию. Там, под новыми небесами, он увидел новое море, и его неиссякаемое трудолюбие художника получило новый импульс. В Италии он написал ряд картин, которые принесли ему признание в художественных кругах Европы.
Всемирно прославленный маринист Уильям Тернер под впечатлением от картины Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью» посвятил своему молодому собрату стихи, в которых говорил, что почерпнул в его картине вдохновение, увидев в ней живое море…
Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842
В 1843 году Айвазовский начал длительное путешествие по Европе с персональными выставками. Он стал одним из первых русских художников, получивших всемирное признание. В Россию он вернулся членом Парижской, Римской и Амстердамской академий, становится членом Петербургской Академии художеств.
Высочайшим указом он был назначен художником Главного Военно-Морского штаба. Были достигнуты высокое положение, почёт, богатство, громкая слава. Чего оставалось желать и добиваться молодому человеку, не достигшему своего тридцатилетия?
Жизни оставалось более полувека, но всё это время он, как и в юности, изо дня в день проводил в море и за мольбертом. Любовь к морю и верность призванию явили чудо работоспособности. Айвазовским создано более шести тысяч полотен, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен.
Как художник реагировал на конфликт между Арменией и Турцией
По приглашению и предложению турецкого султана Абдул-Азиса в 1874 году Айвазовский в Константинополе исполнял большой заказ султана по украшению его главной резиденции — дворца Долма-Бахче. За эту работу в том же 1874 году его наградили высшим турецким орденом.
Ночной Константинополь, 1886
Встречаясь с армянскими художниками в Стамбуле, Айвазовский говорил:
Примечательно, что мирный договор между Россией и Турцией в 1878 году был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.
Айвазовский мечтал создать союз, который сплотил бы разбросанных по всему миру деятелей армянского искусства. Казалось бы, жизнь вошла в свою колею. Однако в середине 1890-х годов, задавшись целью снять с повестки дня «армянский вопрос», султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян.
Разрушались и сжигались памятники культуры. Смертельный удар обрушился на мечты, лелеемые армянским народом, на романтические иллюзии его интеллигенции. Эти чудовищные события потрясли Айвазовского, и то, что таилось в его душе, стало теперь явным. В письме, направленном в Эчмиадзин Католикосу Хримяну, художник писал:
Погром армян в Трапезунде, 1895
Художник создал ряд картин — «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и др. — и выставил их в Москве и Одессе.
Ночь. Трагедия в Мраморном море, 1897
Повседневной его заботой стало обеспечение кровом сотен соотечественников, бежавших от резни и добравшихся до Феодосии.
Далее он пишет:
Резня в Эрзуруме, фото, 1895 год
А Малютин в своём дневнике отмечает:
Художник швырнул в море и пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»:
А письмо к Католикосу он заканчивал словами:
Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах.
«Наполеон на острове св. Елены» изображён в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла.
Наполеон на острове св. Елены, 1897
Сгусток боли и гнева являет собою начатая в последний день жизни художника — 2 мая 1900 года — и оставшаяся неоконченной картина «Взрыв турецкого корабля».
Взрыв турецкого корабля, 1900
Личная жизнь
Личная жизнь художника является такой же насыщенной и яркой, как его работы. Его сердце некогда принадлежало трем дамам, каждая из которых по-своему повлияла на судьбу мариниста.
Первой избранницей художника стала Мария Тальони. С танцовщицей из Венеции он познакомился во время путешествия. Девушка была старше возлюбленного на 13 лет, но это не мешало их роману успешно и стремительно развиваться. Отношения были прерваны из-за того, что у дамы на первом месте была не семья и любовь, а карьера.
Позднее Иван встретил вторую девушку. С Юлией Гревс мужчина вступил в брак в 1848 году. Девушка была дочерью медика, который работал при дворе императора. Жена подарила супругу четырех детей. Сначала родилась дочь Александра, затем Мария, позднее Елена, и самой младшей стала Жанна.
Иван Константинович иногда писал портреты. На них он изображен только самых близких людей
После рождения четырех девочек супруга живописца заболела. Она стала регулярно испытывать нервные срывы и грезила о столичной жизни с ее роскошью и балами. Айвазовский, проживший все годы в Феодосии, не желал покидать Крым, поэтому к желаниям супруги относился с равнодушием.
Непонимание послужило причиной развода. Дочери разозлились на отца и долгое время не могли наладить с ним отношения. Мать всегда настраивала девочек против отца, однако позднее дети приняли решение помириться с папой.
Третьи отношения состоялись у художника в пожилом возрасте. В 65 лет он встретил Анну Саркизову. Девушка обаяла Ивана сразу же, поэтому с предложением руки и сердца он медлить не стал. Ее портрет можно увидеть на полотне «Портрет жены художника».
Разница в возрасте между художником и третьей женой оставляла 40 лет.
Биография 2
Иван Айвазовский — русский художник-маринист. Появился на свет 17 июля 1817 года в армянской семье под именем Ованнес. Иван с малых лет начал увлекаться музыкой, рисованием и даже сам обучился игре на скрипке. Известный архитектор Яков Кох является одним из первых, кто заметил одаренность Айвазовского, дал ему основные уроки и всячески помогал в развитии способностей.
Иван переехал в Петербург в возрасте 16 лет и начал обучение в академии у живописца Воробьева. Уже тогда он показывал невообразимые результаты своего труда, а позже стал помощником французского мариниста Филиппа Таннера.
Художник запрещал Айвазовскому писать картины самостоятельно, но тот все же ослушался наставника. Его работы получали очень хорошие комментарии. Но вскоре Таннер пожаловался царю Николаю I и все произведения молодого художника убрали с выставки. Только спустя полгода он заслужил прощение и занялся изображением морских баталий. Всего через несколько месяцев он получил награду за картину «Штиль». Вскоре художественная академия приняла решение закончить обучение Айвазовского на пару лет раньше положенного за его успехи. Вместо учебы он должен был самостоятельно работать в Крыму, а потом отправиться в командировку за границу 6 лет.
В Крыму художник занимался не только морскими пейзажами, но и изображением военных действий. Затем Айвазовский уехал в Венецию, а потом в Рим. Иван очень много проработал в Италии, где получал в основном только положительные отзывы местных критиков. Затем он посетил еще несколько стран и в 1844 году вернулся в Россию, где гулял слух, что художник погиб при кораблекрушении.
Айвазовский продолжал путешествовать и стал знаменит почти во всем мире. Сейчас он известен больше всего как маринист, но Иван также писал крымские пейзажи и исторические события. За всю жизнь он создал более 6 тысяч произведений, среди которых известные всем «Девятый вал» и «Наполеон на острове Святой Елены». Айвазовский также стал первым почетным гражданином Феодосии и завещал городу выставку картин, находящуюся в его собственном доме.
Иван Айвазовский закончил свой жизненный путь в 1900 году на родине и похоронен около средневековой армянской церкви.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Выставки работ И.К. Айвазовского
- 1835 — Петербург
- 1836 — Петербург
- 1837 — Петербург
- 1841 — Рим
- 1842 — Неаполь, Венеция
- 1843 — Париж, Лондон
- 1844 — Амстердам
- 1845 — Петербург
- 1846 — Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
- 1847 — Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
- 1848 — Москва
- 1850 — Петербург, Одесса
- 1851 — Москва, Одесса
- 1853 — Петербург
- 1854 — Петербург
- 1857 — Париж
- 1858 — Петербург
- 1860 — Петербург
- 1861 — Феодосия, Петербург, Лондон
- 1862 — Петербург
- 1864 — Одесса
- 1865 — Петербург, Одесса
- 1866 — Петербург, Берлин
- 1867 — Петербург, Одесса
- 1868 — Тифлис, Петербург
- 1870 — Петербург
- 1872 — Москва
- 1873 — Петербург, Москва, Ницца
- 1874 — Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
- 1875 — Петербург
- 1877 — Петербург, Москва, Симферополь, Одесса, Николаев, Бухарест, Рига
- 1878 — Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам, Флоренция, Генуя
- 1879 — Париж, Мюнхен
- 1880 — Феодосия (открытие галереи), Петербург
- 1881 — Петербург, Москва, Лондон
- 1882 — Петербург
- 1883 — Петербург
- 1884 — Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
- 1885 — Берлин, Варшава
- 1886 — Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харьков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Константинополь
- 1887 — Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Париж, Бухарест
- 1888 — Петербург, Киев, Константинополь
- 1890 — Париж
- 1891 — Петербург
- 1892 — Берлин, Одесса
- 1893 — Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон
- 1894 — Петербург, Лондон
Крупнейшие собрания работ
Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира. Крупнейшие коллекции работ представлены в следующих музеях:
- Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
- Государственный Русский музей
- Государственная Третьяковская галерея
- Национальная картинная галерея Армении
- Петергоф (музей-заповедник)
- Центральный военно-морской музей
Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.
Хищения картин
Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже указаны лишь некоторые из краж картин художника:
- В 1976 году из музея-заповедника «Дмитровский кремль» была похищена картина «Море» (1845). С тех пор она под другим названием — «Вид Ревеля» — трижды выставлялась на торги на западных аукционах — 2005 (Sotheby’s), 2006 и 2017 (Koller); с последних торгов была снята по требованию МВД России.
- В 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (осталась ненайденной картина Кустодиева «Крыши»).
- В 1997 году из квартиры наследников Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.
- В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник был задержан спустя 3 месяца, после двух лет реставрации похищенные картины возвращены в музей.
- В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина остаётся ненайденной.
- В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея на реставрацию, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка была уничтожена по решению суда.
- В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства была украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
- 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи были похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.
«Радуга»
Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.
Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил. Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.
Рекомендации родителям:
Опишите картину. Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете? Задайте ему несколько вопросов:
- Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
- Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
- Что случилось с судном?
- Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
- Как ты думаешь, моряки будут спасены?
Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.
«Среди волн»
Картина написана художником за 10 дней до его 80-летия.
Морская стихия представлена художником в образе бездны, неподвластной человеческому разуму. Гигантские волны-валы играют между собой, наслаждаясь неукротимой властью. С одной стороны художник показывает красоту и величие водной стихии, с другой – беспощадность, необузданную мощь, первобытный хаос.
Художник, влюбленный в море, передает нам характер, настроение моря, заставляет зрителя пережить чувство восторга и чувство страха перед этой неведомой силой.
Рекомендации родителям
Попросите ребенка описать море. Задайте следующие вопросы:
- Нравится ли ему море? Каким оно бывает? (спокойным, зеркально-гладким, взволнованным, безмятежным, бушующим…)
- Что такое морской штиль?
- В каких картинах Айвазовского изображен морской штиль?
- Как он относится к морским путешествиям? Чем они опасны?
Рекомендую совершить вместе с детьми познавательную экскурсию по творчеству русского живописца И. К. Айвазовского.
https://youtube.com/watch?v=OFCaWzBupYU
Творчество Айвазовского может дать многое для воспитания детей. При встрече с картинами художника ребенок ощущает эмоциональный подъем, радость, восторг. Это и есть красота чувств, переживаний, мыслей, постижимых не только умом, но и сердцем.
Желаю родителям и детям чудесных впечатлений от общения с природой!