Арест и ссылка
Остаться без внимания деятельность Чернышевского не могла. Многими годами ранее он попал в поле зрения жандармов и стал объектом пристального наблюдения служителей политического сыска. Пока власти не предпринимали никаких действий, смотрели за развитием событий.
Спустя 2 года Чернышевский выпустил свой «опус магнум», наиболее крупное произведение, роман «Что делать?». Заканчивал его мыслитель уже в заключении, сидя в Петропавловской крепости в 1863.
Н. Чернышевский в заключении
Арест был делом решенным еще после установления негласного полицейского надзора. Оставалось лишь собрать доказательства. В ход пошли самые грязные приемы.
К Чернышевскому подослали провокатора, которому тот передал одну из своих рукописей. Жандармы перехватили письмо Герцена, где он упоминал имя мыслителя в связи с публикацией очередного политического материала, прокламации и ссылался на идею Чернышевского возродить печать уже запрещенного тогда «Современника», но не в России, а в Лондоне.
Казмичов Ю. М. « Чернышевский у Герцена в Лондоне». Бумага, акварель.
Следствие было долгим, но неумолимым, несмотря на все попытки философа помешать беззаконию. Ничего не вышло, Чернышевского объявили врагом государства номер 1. Именно так он проходил в переписке членов политического сыска.
В 1864 был объявлен приговор. Николая Гавриловича отправляли на каторжные работы сроком на 14 лет. А после освобождения заключенный подлежат пожизненной ссылке.
Пришедший к власти Александр III не желая широкого общественного недовольства, смягчил приговор: 7 лет каторги и почти четверть века ссылки, что не сильно меняло дело.
Казмичов Ю. М. «Молодежь провожает Чернышевского после обряда «гражданской казни». Бумага, акварель.
Арестованного и приговоренного Чернышевского отвезли в Иркутск, а оттуда — в Усолье, где он поступил на принудительные работы на солеваренное предприятие.
Здесь же в городе находились видные представители революционного движения: Г. Заичневский и Я. Ушаков, которые были влиятельными фигурами политического протеста за свержение монархии.
Местные власти такое соседство не устраивало. Не прошло и месяца, как Чернышевского по ходатайству руководства завода и администрации города отправили далее.
Великий писатель Н. Чернышевский
Переезд был сложным, мыслитель тяжело заболел. Лишь в 1866 философ добрался до места отбывания наказания, поступил на принудительные работы на Александровский завод (находился на территории современного забайкальского края). Каторга продолжалась до 1871.
После официальных 7 лет Чернышевского так и не освободили, сославшись на тяжесть преступления. Принудительные работы продолжались вплоть до начала 80-х.
Последствия выхода в свет романа»Что делать?»
Чернышевский обвинялся в составлении и попытки распространения листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», целью которой было насаждение революционных настроений в обществе. Начиная с 1858 года Николай Гаврилович демонстрировал активную позицию относительно готовящейся правительством аграрной реформы, выступив ее противником. Крестьянская реформа, по мнению Чернышевского, нисколько не отвечала интересам простого народа, но при этом ее принятие попросту приглушило бы уже зародившиеся революционные настроения в обществе.
С 1861 года Чернышевский главный ориентир в идейном плане для участников революционного кружка «Земля и воля», при этом сам он не имел прямого отношения к этому тайному обществу и в состав его не входил. С этого же года за Чернышевским установлена тайная слежка, как за «врагом Российской Империи номер один».
После ареста Чернышевского поместили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Полтора года шло следствие по делу Чернышевского. Все это время Николай Гаврилович отстаивал свою невиновность, однажды даже устроил голодовку, продлившуюся девять дней.
Меж тем, Чернышевский в новых для себя условиях продолжал вести интеллектуальную работу, оставляя записи на листах, коих насчиталось впоследствии около двухсот. Ну, и знаковым моментом этого непростого периода является написание Чернышевским романа «Что делать?», который увидел свет в 1863 году, будучи напечатанным в журнале «Современник».
В это время Чернышевский был очень популярен в прогрессивном обществе. Его роман «Что делать?», казалось, дал людям, желающим изменить существующие порядки, руководство к действию. Подробно о значении и влиянии можно найти в мемуарах Е. Н. Водовозовой.
В феврале 1864 года Чернышевскому был оглашен приговор, согласно которому он приговаривался к 14 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. В мае того же года на Мытнинской площади (С.-Петербург) над революционером была проведена гражданская казнь, означающая лишение осужденного всех прав состояния.
В начале июля Чернышевский прибыл в Иркутск, где был распределен для работ на Усольский солеваренный завод. Пробыл он здесь недолго. Сменив несколько пунктов отбывания наказания, в 1867 году Чернышевского доставили в Акатуйскую тюрьму.
В период каторжных работ Чернышевский написал два романа: «Старина» и «Пролог». Обе рукописи были доставлены из места заключения доверенному лицу Чернышевского в Петербург, но напечатаны не были. Произведения опального писателя и философа «ходили» среди его сторонников, однако официально появились в печати в 1905 году.
Н. Г. Чернышевский. Жизнь и творчество
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о судьбе Николая Гавриловича Чернышевского.
– Узнаем, почему не сложилась его научная карьера.
– Обсудим вклад Чернышевского в русскую культуру и историю.
Николай Гаврилович Чернышевский
– личность удивительная. Человек невероятной эрудиции, тонкого ума и тяжёлой судьбы. Философ, критик, публицист и педагог. Чернышевский во многом опередил своё время. А некоторые его взгляды и в наш двадцать первый век кажутся очень смелыми.
Революционер Николай Чернышевский родился в семье священника 24 июля 1828 года. Его отец был протоиереем саратовского Александро-Невского кафедрального собора. Мать Чернышевского тоже происходила из семьи священников.
Первое образование разночинец Чернышевский получил дома, совсем как дворянские дети. Отец писателя был очень начитанным, умным, разносторонне образованным человеком. Поэтому денег на образование не жалел и даже приставил к сыну гувернёра-француза. Невероятная тяга к знаниям отличала Николая Гавриловича Чернышевского с самого раннего детства. Современники вспоминали о Чернышевском как о мальчике с книгой, у которого найдётся ответ даже на самый сложный вопрос.
В возрасте 15 лет Николай Чернышевский поступил в духовную семинарию
города Саратова. В семинарии он был не просто лучшим на курсе. Он сильно превосходил знаниями своих однокурсников. Но жажда знаний заставляла его находить время и для самообразования. История, география, теория словесности, иностранные языки – всё это Чернышевский изучал самостоятельно. Кстати,иностранных языков он знал 8 .
Духовную семинарию Чернышевский не закончил. Он уехал из родного города и поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы главными увлечениями Чернышевского были литература, история и философия.
Он увлекался трудами Гегеля и Фейербаха. На мировоззрение Чернышевского повлияли идеи французских и немецких материалистов и просветителей. Например, у Гегеля
одной из главных идей является идея о постоянном развитии и обновлении мира.
Значит, считал Чернышевский, революция – это средство обновления мира, которое уничтожит всё устаревшее и сделает мир лучше. Близки Чернышевскому оказались и идеи позитивистов. Согласно этим идеям, главным двигателем человеческих поступков является польза, а не какая-то отвлечённая идея или высшие силы.
В1850 году Николай Гаврилович Чернышевский вернулся в родной Саратов, чтобы работать в Саратовской гимназии учителем русского языка и литературы. Николай Гаврилович был умным, эрудированным преподавателем с передовыми взглядами на педагогику, но в гимназии он надолго не задержался. Почему?
Революционер в гимназии начальству был не нужен, каким бы блестящим педагогом он не был.
После свадьбы молодожёны уехали в Петербург. Чернышевский стал преподавателем во Втором кадетском корпусе Петербурга, но вскоре покинул должность из-за конфликта с одним из офицеров. В эти же годы Чернышевский начал заниматься наукой и публицистикой.
. В ней рассматривались ключевые вопросы эстетики: о сущности прекрасного, назначении искусства и соотношении прекрасного в искусстве и в жизни.
А сама диссертация пользовалась безумной популярностью у образованной части общества. Изложенные в ней идеи сильно повлияли на многих писателей и художников. Например, художников-передвижников.
. На почве общих взглядов он быстро сошёлся с Некрасовым и Добролюбовым.
. Прокламации предназначались для народа, были написаны простым языком и разъясняли, чем плоха реформа.
В феврале 1864 года Чернышевского признали виновным в связях с революционной эмиграцией и антиправительственной деятельности. Его приговорили к 14 годам каторги и вечной ссылке в Сибирь. Александр II уменьшил срок каторги до 7 лет.
В Сибири, на каторге и ссылке, Чернышевский активно занимался литературной деятельностью. Он писал статьи, повести, пьесы и даже роман. Его жена на каторгу за писателем не последовала. Однажды она приехала к мужу на свидание, но Чернышевский умолял жену не мучиться, вернуться в Саратов и даже найти себе нового мужа. Но замуж Ольга Сократовна не вышла. И сыновей она растила в уважении к отцу.
Николай Гаврилович Чернышевский провёл в тюрьмах, на каторге и в ссылке около 20 лет. В 1874 году Чернышевскому было официально предложено освобождение. Для этого нужно было только написать прошение о помиловании. Принципиальный Чернышевский отказался просить милости.
В родной Саратов он вернулся только летом 1889 года. Во многом возвращению писателя домой способствовали хлопоты его сына.
Но жить Чернышевскому оставалось мало. Его здоровье было подорвано. Уже осенью тяжело заболел малярией и умер от кровоизлияния в мозг.
Эстетические воззрения писателя
Свою литературную деятельность Николай Чернышевский начал с коротких статей. Писатель устроился в «Современник», после того как стал знаком с Некрасовым. На протяжении нескольких лет находился в числе его руководителей.
В 1855 году писатель защищал диссертационную работу для получения звания магистра. Период получения образования, как часть биографии Чернышевского, интересен тем, что работу его приняли, но степень не дали ввиду отсутствия основных требований. Ученая среда восприняла диссертацию писателя как бред, а чиновники восприняли за попытку революционного выступления. Но, несмотря на это, отвергнутые труды все же нашли своего читателя – либерально-демократическую интеллигенцию. В течение нескольких лет Чернышевского подвергали критике, не принимали его рассуждения и подход к проблеме. Спустя почти четыре года диссертацию публициста все-таки утвердили.
Свои идеи Николай Чернышевский продолжил развивать в очерках и публиковать их в журнале «Современник». Либерально-демократическая общественность, а также писатели встретили работы автора положительно. Его статьи отмечались как интересные, полемичные и живые.
Смерть Чернышевского
Лишившись кормильца, семейство стало испытывать нужду. Женщина подрабатывала вязанием. В 1866 Ольга вместе с младшим ребенком поехала навестить мужа. Путь длился полгода, а побыть вместе супругам разрешили лишь 4 дня. Мужчина умолял избранницу не ждать его и строить жизнь заново, но она отказалась.
Летом 1889 года, благодаря хлопотам родственников, писатель вернулся в родной город. Однако спокойно дожить в Саратове свои дни Чернышевскому не посчастливилось. Каторжный труд подорвал его здоровье настолько, что в 55 лет он был немощным, больным стариком.
Осенью Николай Гаврилович заболел малярией. 29 октября 1989 мужчина умер от кровоизлияния в мозг. Философа похоронили на Воскресенском кладбище города Саратова.
Николай Чернышевский — знаменитый русский философ, литературный критик, энциклопедист и писатель. В биографии мужчины было много трудностей, которые он мужественно преодолевал в течение всей жизни.
Все книги Николая Чернышевского
Большинство рукописей Чернышевского относятся к жанру публицистики, философских рассуждений и мемуаров. Их достаточно много, но найти их в свободной продаже достаточно сложно. Поэтому мы перечислим только художественные книги Николая Чернышевского.
- Алферев
- Вечера у княгини Старобельской
- Мелкие рассказы
- Повести в повести
Биография
Русский революционер, писатель , журналист. Родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года учился в духовной семинарии. С 1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на становление Чернышевского
повлияли французские философы-социалисты — Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье
.
В 1853 г. женился на Ольге Сократовне Васильевой
. Чернышевский
не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке — идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Разрешал своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу как свою собственность. Позже личный опыт писателя отразился в любовной линии романа «Что делать»
.
В 1853 г. переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А. Некрасова
. В 1855 г. Чернышевский
защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства»
, сформулировав свой тезис: «Прекрасное — есть жизнь»
.
В конце 50-х -начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянского восстания после отмены крепостного права в 1861 г. За революционную агитацию «Современник»
был закрыт. Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена
, уже пятнадцать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника»
, он написал сотруднику журнала, Н.Л. Серно-Соловьевичу
и предложил продолжить издание за границей. Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 Чернышевского
и Серно-Соловьевича
арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г. Чернышевский
был признан виновным, осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни, 19 мая 1864 г над ним был публично совершен обряд «гражданской казни»
.
Пока шло следствие, Чернышевский
написал в крепости свою главную книгу — роман «Что делать»
.
Только в 1883 г Чернышевский
получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 г его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.
Интересные факты
- С ранних лет мыслитель был сильно близорук, не мог играть со сверстниками.
Из-за болезни мальчик много читал, занимался самообразованием. - Страсть Чернышевского к литературе была столь велика, что домашние прозвали его «библиофагом», то есть пожирателем книг.
- В ранние годы учился в семинарии. Однако священником становиться не собирался и позже ее бросил.
- В зрелые годы мужчина был материалистом, но при этом все еще верующим человеком.
- Значительную часть своей жизни Чернышевский находился под надзором полиции. А затем больше 10 лет отбывал наказание, не прекращая при этом работать, заниматься публицистикой.
- Известно, что Николай Гаврилович был гордым и несгибаемым, принципиальным человеком. Когда после 7 лет, как и предписывалось приговором, его не освободили и предложили подать прошение на имя императора, он отказался, не желая унижаться и раболепствовать перед государем.
- Находясь в заключении, Чернышевский написал свою наиболее выдающуюся работу — роман «Что делать?». Размышления философа были столь тонкими, что цензоры не заметили в литературном труде двойного дна и пропустили в печать, несмотря на долгую вычитку и поиск крамолы.
Арест
Со временем биография Чернышевского, кратко говоря, заинтересовала агентов тайного сыска
По делам «Колокола» он даже ездил к Герцену в Лондон, что, конечно, только больше привлекало к нему внимание. С сентября 1861 года писатель оказался под негласным наблюдением
Его подозревали в провокациях против власти.
В июне 1862 года Чернышевского арестовали. Еще до этого события вокруг него начали сгущаться тучи. В мае был закрыт журнал «Современник». Писателя обвинили в составлении порочащей власть прокламации, которая оказалась в руках провокаторов. Также полиции удалось перехватить письмо Герцена, где эмигрант предлагал снова издавать закрытый «Современник», только уже в Лондоне.
Этапы жизни и этапы творчества
Николай Чернышевский заинтересовался написанием литературных произведений ещё во время посещения литературного кружка, где в то время преподавал И. И. Введенский (российский писатель, революционер). После окончания историко-филологического факультета в 1850 году, Чернышевский получил звание кандидата наук и уже через год начал работать в гимназии Саратова. Полученную работу он воспринимал, как шанс активно продвигать свои революционные идеи.
Проработав 2 года в гимназии, молодой учитель решил жениться. Его женой стала Ольга Васильева, вместе с которой он переехал в Санкт-Петербург. Именно здесь его назначили преподавателем Второго кадетского корпуса. Здесь он отлично зарекомендовал себя вначале, но после серьёзного конфликта с одним из офицеров, Чернышевскому пришлось уйти.
(Полный свежих идей Чернышевский защищает диссертацию
)
Пережитые события вдохновили молодого Чернышевского на написание своих первых статей в печатных изданиях Санкт-Петербурга. После нескольких опубликованных статей, его приглашают в журнал «Современник», где Николай Гаврилович становится практически главным редактором. При этом он продолжил вести активную деятельность и продвигать идеи революционной демократии.
После успешной работы в «Современнике», он получает приглашение в журнал «Военный сборник», где занимает должность первого редактора. Во время работы здесь Чернышевский начинает вести различные кружки, в которых участники пытались найти способы привлечения армии к революции. Благодаря своим статьям и активной деятельности он становится одним из лидеров публицистической школы своего времени. Именно в этот период (1860 год) он и пишет «Антропологический примат в философии» (сочинение на философскую тему).
(Чернышевский в заточении пишет «Что делать»
)
В результате уже с 1861 года за Чернышевским устанавливается тайный надзор полиции, который усиливается после вступления его в «Земля и воля» (общество, основанное Марксом и Энгельсом). В связи с событиями в стране «Современник» на время приостановил свою деятельность. Но уже через год возобновил её (в 1863 году). Именно тогда и был опубликован самый знаменитый роман Николая Чернышевского — «Что делать?», который автор писал во время своего пребывания в тюрьме.
Чернышевский Николай Гаврилович является известным русским писателем и журналистом. Он был рожден в 1828 году в Саратове. Поскольку его отец был священником, обучение Николай начал в духовной семинарии. Затем в 18 лет он поступает в Петербургский университет на историко-филологический факультет.
В 25 лет Чернышевский женится на Ольге Васильевой. В браке он придерживался равенства полов, что в то время представлялось революционной идеей.
В это же время он переезжает в Петербург и начинает строить карьеру публициста. Особую известность он получил, работая в журнале «Современник».
В 50-х годах активно печатались произведения писателя, в которых он открыто высказывал свое мнение об ожидаемом крестьянском восстании. За революционно-демократические взгляды журнал был закрыт. Чернышевский продолжал продвигать свои идеи, писал революционные прокламации. Власти установили за ним слежку, и вскоре Николай был арестован и отправлен на время следствия в Петропавловскую крепость. По приговору его осудили на 7 лет каторги и ссылку в Сибирь до конца жизни.
Во время следствия Николай Чернышевский создал свое произведение «Что делать».
В 1883 году Чернышевскому разрешили уехать в Астрахань. В 1889 году Николай Чернышевский ушел из жизни.
10 класс. По датам
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Краткий курс истории. Николай Чернышевский
24 июля 1828 года родился человек, которого в служебных документах жандармы и агенты тайной полиции называли «врагом Российской Империи номер один», – выдающийся публицист, писатель, ученый и революционер Николай Гаврилович Чернышевский.
Формирование революционера-демократа
Ничто не предвещало, что ребенок из очень религиозной семьи станет знаменем зарождающегося русского революционного движения. Отец Николая был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора города Саратова, выходцем из крепостных крестьян села Чернышева Пензенской губернии. До 14 лет обучением мальчика занимался отец, а в дальнейшем – гувернер-француз, который оказал сильное влияние на мировоззрение Чернышевского. В детстве он получил от окружающих очень своеобразное прозвище – Библиофаг, что переводится как «пожиратель книг». Знаний Чернышевского хватило для того, чтобы через три года учебы в Саратовской духовной семинарии, не окончив ее, поступить в Петербургский университет на историко-филологическое отделение.
В эти годы он становится убежденным революционером-демократом. Основой для формирования его политических взглядов стали труды античных, а также французских и английских материалистов XVII–XVIII веков. В 1850 году Чернышевский окончил учебу и направился для преподавания в Саратовскую гимназию. В 1853 году он женился, а затем переехал в Санкт-Петербург, где началась его работа учителем во Втором кадетском корпусе. Эта служба не заладилась, и он был вынужден уйти в отставку.
Н.И. Чернышевский. 1859 г.
Литературная деятельность
С 1853 года фамилия Чернышевского появляется под небольшими статьями в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». А с 1854 года он переходит на постоянную работу в журнал «Современник». Здесь он активно сотрудничал с Н. Некрасовым и Н. Добролюбовым. Чернышевский пытается превратить журнал в рупор революционной демократии. В 1855 году состоялась защита его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которую расценили как революционное выступление, и это позволило тогдашнему министру просвещения задержать присвоение Николаю Гавриловичу ученой степени.
В 1858 году Чернышевский становится первым редактором журнала «Военный сборник». Работу издания высоко оценивали Герцен и Огарёв, которые стремились привести армию к участию в революции. Постепенно Чернышевский становится лидером публицистики в русской философии материализма. Не являясь члeном тайного революционного общества «Земля и воля», он, по сути, сыграл роль его вдохновителя. Чернышевский попадает под тайный надзор полиции, его подозревают в составлении воззвания «Великорусс» и других враждебных правительству воззваний. В мае 1862 года власти закрыли журнал «Современник» на восемь месяцев, а когда издание возобновилось, в нем был напечатан роман «Что делать?». Его Чернышевский написал, будучи под арестом в Петропавловской крепости.
Арест и ссылка
В июне 1862 года Чернышевский оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Его арест был связан с прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».
Полтора года длилось следствие. В феврале 1864 года писателя приговорили к каторге сроком на 14 лет, а после – к пожизненному поселению в Сибири. Император Александр II частично помиловал Чернышевского и уменьшил срок до семи лет кат opги. Тем не менее властям этого показалось мало, и 31 мая 1864 года на Мытнинской площади состоялась еще и гражданская казнь осужденного. В целом Чернышевский провел на каторге и в тюрьмах свыше 20 лет.
Революционеры предприняли несколько попыток вызволить Чернышевского с кат opги, но безуспешно. Только в 1883 году власти разрешили ему вернуться в европейскую часть России. Городом пребывания писателя стала Астpaxaнь.
Сын Михаил добился того, что в июне 1889 года его отцу было позволено переехать в Саратов. Но пребывание здесь продлилось недолго. В октябре того же года Чернышевский заболел малярией и от кровоизлияния в мозг умер 29 октября. Похоронен на Воскресенском кладбище города Саратова.
Биография Николая Чернышевского
Николай Гаврилович Чернышевский родился в 1828 году в Саратове. Его отец был протоиереем саратовского кафедрального собора. Это был образованный и набожный человек, который до 14 лет самостоятельно занимался воспитанием сына. В этом ему помогал только гувернер-француз, влияние которого на будущего писателя, несомненно. В этот период в жизни Николая Чернышевского у него сформировалась любовь к литературе, которая сначала выражалась в чтении практически любых книг, которые попадались Чернышевскому, а затем трансформировалась в собственные литературные труды.
В 1843 году юный Николай Чернышевский поступает в Саратовскую духовную семинарию. Но его уровень образования во многом опережает уровень развития его сверстников и уже через три года он поступает в Петербургский университет. В качестве основного Чернышевский выбрал историко-филологическое отделение. Именно во время обучения в университете появляется возможность первые труды Николая Чернышевского читать.
В 1850 году Чернышевский оканчивает университет и по распределению получает назначение в Саратовскую гимназию. Здесь он работает преподавателем более двух лет пока в 1853 году не женится на Ольге Васильевой. Практически сразу после свадьбы они переезжают в Санкт-Петербург, где Чернышевский получает назначение во Второй кадетский корпус. Но из-за конфликтов с офицерским составом он проработал здесь менее года.
В 1854 году Николай Гаврилович Чернышевский начал работать в журнале «Современник» в котором издавались , и многих других известных российских писателей. Уже через год становится одним из руководителей журнала и используя журнал как плацдарм начинает активно продвигать революционные идеи. Отчасти именно это привело к закрытию журнала в 1862 году, а также к аресту самого Чернышевского.
Более полутора лет Николай Чернышевский провел в застенках Петропавловской крепости. Здесь он продолжает активно работать и в 1863 году выходит роман Чернышевского «Что делать?». Его публикуют во вновь открывшемся к тому времени «Современнике». Но к самому писателю Александр II не был так благосклонен как к журналу. В 1864 году Николая Чернышевского приговаривают к 7 годам каторжных работ и пожизненному поселению в Сибири. Лишь летом 1889 сыну писателя удается добиться переезда Чернышевского в Саратов. Но здесь он заболевает малярией и в октябре 1889 года умирает.
Наследие Чернышевского и его значение для современности
Николай Гаврилович Чернышевский был выдающимся русским мыслителем, писателем и общественным деятелем. Его идеи и взгляды оказали огромное влияние на развитие российской культуры и политических преобразований. Наследие Чернышевского до сих пор актуально и имеет большое значение для современности.
Одним из ключевых элементов наследия Чернышевского является его философия революции и общественного прогресса. Он призывал к радикальным переменам в обществе и протестировал идею о том, что прогресс и справедливость достигаются через преобразование экономического и социального устройства. Это представление о преобразовании общества существует и сегодня, и вдохновляет людей на борьбу за свои права и улучшение условий жизни.
В своих произведениях Чернышевский выступал за освобождение женщины от традиционных ролей и равенство полов
Он подчеркивал важность образования и саморазвития для женщин, ставя их наравне с мужчинами. Эта идея Чернышевского была революционной для своего времени и до сих пор важна
Сегодня женщины продолжают бороться за свои права и равные возможности, и взгляды Чернышевского оказывают поддержку и вдохновение.
Чернышевский также придавал большое значение моральным принципам и гражданской ответственности. Он учил, что каждый человек должен жить в соответствии со своими принципами и ценностями, быть активным политически и бороться за справедливость. Это вызов к действию является актуальным и сегодня, когда общество нуждается в гражданской активности и борьбе за справедливость и свободу.
Наследие Чернышевского также выражено в его литературных и социально-политических произведениях. Его роман «Что делать?» является одним из самых влиятельных произведений русской литературы и рассматривает вопросы социальной справедливости и революции.
Итак, наследие Чернышевского имеет большое значение для современности. Его идеи о прогрессе, равенстве полов, гражданской ответственности и борьбе за справедливость до сих пор актуальны и вдохновляют людей на борьбу за лучшее будущее.
Роман «Что делать?»
Говоря о биографии Чернышевского Н. Г., нельзя промолчать о его самом главном творении. В момент ведения следствия и нахождения в ссылке Николай Чернышевский написал роман «Что делать?». Автор, политический заключенный, решил выразить свои идеи в форме фантастики, а не в публицистической.
По мнению автора, занимательное и авантюрное начало романа должно было не только привлечь внимание аудитории, но и пошатнуть цензуру. В 1863 году роман частично передавался в следствие по делу Николая Чернышевского. Как и ожидал автор, комиссия в рукописи рассмотрела только любовную линию и дала позволение на печать
Цензор журнала, удивленный таким решением, даже без изучения передал роман Н. А. Некрасову без единой поправки. Вскоре оплошность заметили. К Чернышевскому Н. Г. вновь было приковано внимание. Ответственный цензор Бекетов был снят с должности, но было уже поздно
Как и ожидал автор, комиссия в рукописи рассмотрела только любовную линию и дала позволение на печать. Цензор журнала, удивленный таким решением, даже без изучения передал роман Н. А. Некрасову без единой поправки. Вскоре оплошность заметили. К Чернышевскому Н. Г
вновь было приковано внимание. Ответственный цензор Бекетов был снят с должности, но было уже поздно
Роман «Что делать?» появился в журнале «Современник» в 1863 году в № 3-5. Как только цензура спохватилась, номера попали под запрет. Но изъять весь тираж было уже невозможно. Самое главное и трагическое последствие романа – многочисленная молодежь того времени решила примкнуть к революционерам. Царская власть была враждебно настроена к молодому поколению, которое получало воспитание на романе Николая Чернышевского.
Роман Чернышевского Николая Гавриловича «Что делать?» не теряет своей актуальности по настоящее время.
Философские взгляды мужчины
В 1855 году Николай защитил диссертацию, которая затрагивала тему отношения искусства к реальному миру. Такая философия Чернышевского спровоцировала общественный резонанс, ведь жесткую критику идеализма большинство приняло за попытку расшатывания сформированных устоев.
Представители власти тоже с недовольством отнеслись к позиции ученого. Например, министр просвещения по фамилии Норов выступил категорически против присвоения мужчине ученой степени. В силу этого Чернышевскому было присуждено звание «Магистра словесности» только через 3 года, когда министерскую должность занял Ковалевский.
Затем писатель возглавил известное издание под названием «Военный сборник». Однако его привлекли к редактированию журнала вовсе не случайно: Николай на этом посту должен был вести активную пропагандистскую деятельность. Дело в том, что, по мнению революционеров, именно армия являлась движущей силой будущих перемен. Вскоре Чернышевский познакомился с Александром Герценом. Вместе мужчины стали основателями тайного общества под названием «Земля и воля».
«Земля и воля»
Пропаганда революции продолжалась. Одним из ее вдохновителей был Николай Чернышевский. Краткая биография писателя в любом учебнике обязательно содержит хотя бы абзац о том, что именно он стал основоположником знаменитого движения «Земля и воля». Это действительно так. Во второй половине 50-х годов Чернышевский стал много контактировать с Александром Герценем. отправился в эмиграцию из-за давления властей. В Лондоне он начал издавать русскоязычную газету «Колокол». Она стала рупором революционеров и социалистов. Ее тайными тиражами отправляли в Россию, где номера пользовались большой популярностью среди радикальных студентов.
Печатался в ней и Николай Гаврилович Чернышевский. Биография писателя была известна любому социалисту в России. В 1861 году при его горячем участии (а также влиянием Герцена) и появилась «Земля и воля». Это движение объединяло дюжину кружков в самых больших городах страны. В него входили писатели, студенты и другие сторонники революционных идей. Интересно, что Чернышевскому даже удалось перетянуть туда офицеров, с которыми он сотрудничал, печатаясь в военных журналах.
Члены организации занимались пропагандой и критикой царских властей. «Хождения в народ» с годами стали историческим анекдотом. Агитаторы, пытавшиеся найти общий язык с крестьянами, ими же и выдавались полиции. На протяжении многих лет революционные взгляды не находили отклика в простом народе, оставаясь уделом узкой прослойки интеллигенции.