Сюжет
«Мне хотелось, — писал художник, — изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха».
Изначально на полотне «Отдых после боя» была изображена группа бойцов. В короткий перерыв между боями они расположились на заснеженной поляне и слушают весёлого рассказчика. Группа располагается полукругом, развернутым на зрителя, и состоит всего из 12—13 человек. Фигура Тёркина была помещена в центре композиции и выделена цветом. Но в итоге художник увидел, что группа смотрится как бы случайно и не создаёт впечатления сильного, дружного коллектива людей.
Поэтому Непринцев увеличил количество бойцов и зритель тут же перестал быть только свидетелем этой сцены. Он как бы стал её участником.
Затем Непринцев отказался от солнечного освещения и нарисовал мягкий рассеянный свет зимнего дня, который дал возможность полнее и ярче выявить разнообразие лиц и их выражений.
Биография героев
Интересный момент: для каждого персонажа картины «Отдых после боя» Непринцев придумал биографию.
Например, бойца, сидящего справа от Тёркина, художник представлял как парня, который пришёл в армию из колхоза. Он, как говорится, необстрелянный, и ему очень страшно. Но сейчас, слушая Василия Тёркина, он обо всём позабыл.
За Тёркиным можно увидеть молодого красивого парня в ухарски сдвинутой набекрень шапке. По мнению художника, этот герой сам мог бы многое поведать. До войны он был квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником самодеятельности, любимцем девушек.
Точно также Непринцев мог рассказать об усатом старшине, который хохочет во все горло, о пожилом солдате с котелком и обо всех других персонажах…
Описание произведения
В течение нескольких лет по завершении страшной войны Непринцев трудился над созданием многочисленных набросков и эскизов, детальнейшим образом отрабатывая самые мелкие детали, которые должны были появиться на будущей картине. В готовом виде она была представлена только в 1951 году.
На полотне бросается в глаза группа командиров с солдатами, представляющими Красную Армию. Окружающая обстановка будничная и довольно обыденная, она запечатлена между схватками с врагом. В центре можно увидеть обычного рядового в шапке-ушанке и шинели. Одной рукой он удерживает кисет, предназначенный для табака, к его плечу плотно прижимается винтовка.
Этот персонаж, скручивая самодельную сигарету, чтобы покурить, повествует окружающим какую-то веселую историю. Находящиеся поблизости бойцы смеются ему в ответ. Беседа у всех вызывает живой интерес. Говорун собрал вокруг себя большую компанию солдат, среди них легко узнаются:
- танкисты;
- командиры;
- солдаты;
- пехотинцы.
Одни бойцы расположились непосредственно на снарядных ящиках либо на снегу, другие обедают стоя. Кто-то из мужчин пыхтит «козьей ножкой» и внимательно прислушивается к рассказчику. В белых маскхалатах на полотне угадываются разведчики.
У одного из танкистов на картине «После боя» из-под шлема просматривается окровавленный бинт, что указывает на его ранение. У многих солдат висит за спиной или на плече оружие. Глядя на винтовки, автоматы и ручные пулеметы, даже неопытный зритель поймет, что ими недавно пользовались в схватке с противниками. Многие едва уловимые детали создают единую композицию, демонстрируют сплоченность воинов, их духовную силу и веру в победу.
Местом расположения группы мужчин является небольшая полянка. На заднем плане просматривается смешанный лес, в основном состоящий из берез и елей. Действие, скорее всего, происходит в весеннее время. Это можно определить по яркому солнцу, рыхлому снегу, отсутствию снежных шапок на ветках.
https://youtube.com/watch?v=W0TIkMcCv1w
Биография
Непринцев Юрий Михайлович родился 15 августа 1909 года в Тбилиси, Грузия в семье архитектора. Увлечение рисованием приводит его в студию художника Бориса Фогеля при Доме Красной Армии. Решив посвятить себя живописи, Юрий Непринцев в 1926 году приезжает в Ленинград. В 1926—1930 годах он занимается в студии академика Василия Савинского, крупнейшего педагога, ученика и последователя Павла Чистякова.
Отдых после боя. , ГТГ
В 1934 году Юрий Непринцев поступает на отделение живописи Ленинградской институт живописи, скульптуры и архитектуры. Занимается у Павла Наумова, Александра Любимова, Владимира Серова, Исаака Бродского. Его соучениками по мастерской были известные в будущем художники Николай Тимков, Петр Белоусов, Александр Лактионов, Петр Васильев, Михаил Козелл.
В 1938 году Непринцев окончил институт по мастерской Исаака Бродский, дипломная работа — картина «А. Пушкин в селе Михайловском», ставшая первым серьёзным произведением художника. К сожалению, картина не сохранилась: приобретенная музеем А. С. Пушкина в селе Михайловском, она погибла при разгроме музея фашистами в годы Великой Отечественной войны.
После защиты диплома Непринцев был принят в аспирантуру Академии художеств, где занимался под руководством Рудольфа Френца и Бориса Иогансона. К этому периоду относится одна из первых его тематических картин «Заключение договора на соцсоревнование» (1939), которую художник пишет непосредственно с натуры в цехах Кировского завода, без предварительных этюдов, стремясь передать живое, непосредственное впечатление от события, как бы случайно увиденного в жизни. В 1940 году его принимают в члены Ленинградского Союза художников.
Юрий Непринцев участвовал в выставках с 1928 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Помимо тематических картин писал портреты, пейзажи. Всемирную известность художнику принесла картина «Отдых после боя. Василий Теркин» (). Персональные выставки произведений художника были показаны в Москве, Свердловске, Горьком, Саратове () и Ленинграде (, ,).
Живописную манеру Юрия Непринцева отличали разнообразие приемов и фактуры письма, конструктивная роль рисунка, основанная на внимательном изучении натуры, тонкая передача цвета в богатстве тональных отношений.
В послевоенные годы Юрий Непринцев создал ряд картин, посвященных героической борьбе советского народа против фашистской Германии: «Последняя граната» (), «Лиза Чайкина» (), «Отдых после боя» (, Сталинская премия первой степени 1952 года), «Рассказ об отце»().
Юрий Непринцев много работал в технике литографии и книжной графики, им созданы известная серия «Мы пришли защищать Ленинград» (), иллюстрации к роману В.Гюго «Труженики моря» (), «Морским рассказам» К.Станюковича () и другие.
С по 1996 год Юрий Непринцев преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, профессор (), руководитель персональной мастерской. Член-корреспондент Академии Художеств СССР (). Заслуженный деятель искусств РСФСР (). Народный художник РСФСР (). Лауреат серебряной медали АХ СССР (). Действительный член Академии Художеств СССР ().
Среди учеников Юрия Непринцева — художники Лев Русов , Энгельс Козлов, Иван Варичев, Елена Костенко, Михаил Канеев, Александр Пушнин и другие известные живописцы.
Непринцев Юрий Михайлович скончался 20 октября 1996 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят восьмом году жизни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Его произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, КНР, Японии, США, Франции, Германии, Италии и других странах. Известны живописные и графические портреты Ю. Непринцева, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе А. М. Любимовым, Э. В. Козловым, А. Д. Романычевым (1972).
Фигуры бойцов
Юрий Непринцев много работал над фигурами бойцов, их позами. К примеру, фигура усатого старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах сменил девушку-санитарку, перевязывающую бойца.
«Хотелось, — писал Непринцев, — чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей».
Надо сказать, что в работе ему очень помогли собственные впечатления, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. «В своей картине я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины — это русский народ», скажет он несколько позже.
Знакомство с «Василием Тёркиным»
Как потом рассказывал сам мастер, впервые с поэмой Александра Твардовского «Василий Тёркин» он познакомился зимой 1942 года в прифронтовой землянке. В мерцающем свете самодельного светильника один из бойцов читал эту поэму вслух. Юрий Непринцев видел как светлели сосредоточенные лица солдат и как они, забыв об усталости, начинали смеяться.
Желая понять, в чём заключается сила воздействия произведения, художник несколько раз перечитал «Василия Тёркина». Сомнений не было — в образе своего героя Александр Твардовский постарался выразить всё лучшее, что всегда было присуще советским людям. Его Василий Тёркин весельчак, балагур, умеет в трудную минуту поднять настроение друзей и подбодрить их. В бою солдат находчив и мужественен. К слову, Непринцеву и самому довольно часто приходилось встречаться с подобными людьми на фронтовых дорогах…
«Он жил в моём сознании, — писал впоследствии художник, — накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать главным героем картины». Но замысел картины родился не сразу…
Ссылки
- Юрий Непринцев на сайте «Неизвестный соцреализм. Поиски и открытия»
- Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерк истории.
- Хронология Ленинградской школы живописи.
- О Юрии Михайловиче Непринцеве (из воспоминаний соседей по квартире в Ленинграде)
Выставки ленинградских художников
Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • Советская Россия 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • Советская Россия 1965 года • Советская Россия 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Вариант №2
В 1951 году, Юрий Непринцев создает картину под названием «Отдых после боя», над которой трудился несколько лет. Основополагающим мотивом для написания произведения послужило произведение Твардовского «Василий Теркин». Ведь именно это творение, так вдохновило нашего художника, и он берётся за создание своей картины. Непринцев начинает большую работу он долго находиться в поисках нужных образов, встречается с красноармейцами, изучает фотографии, фронтовые записи и все ради того, что бы создать поистине бессмертное творение.
Центральное место на картине, занимает группа бойцов красной армии, по их виду и обстановке нетрудно догадаться, что они на привале. Атмосфера созданная на картине, наполнена позитивом и дружественными эмоциями, это подтверждает множество деталей: их расслабленная поза, улыбки на лицах, отставленное в сторону оружие. Но самым главным персонажем на картине, являться молодой человек, в центре компании. Его можно смело назвать душой коллектива, так как практически все солдаты, сосредоточены возле него. Нет сомнения, что именно под этим героем, подразумевается образ Василия Теркина, которого художник так хотел воплотить в своем произведение. По жестам и мимике, становиться ясно, что солдат чем то развлекает остальных, практически каждый персонаж, устремляет свой взгляд на Василия. Если основываться на имеющихся мыслях, можно создать убеждение, что Юрий Непринцев, подразумевает под главным героем картины, образ русского солдата. В представлениях художника и писателя, его можно характеризовать как некого удалого весельчака, способного в бою и в отдыхе. В произведение, так же имеет некоторое значение, второстепенный план.
В целом мы отметили основные черты картины Юрия Непринцева «Отдых после боя», в котором автор, изобразил образ русского солдата в небоевой обстановке. Странно, что художник именно в этой ситуации хотел показать особенность русского человека. Возможно, он хотел донести, то, что даже на войне надо оставаться человеком.
Описание картины
Картина «Отдых после боя» – самое известное произведение советского живописца Юрия Михайловича Непринцева. Художник – сам фронтовик – сумел создать яркое и жизненное полотно. На протяжении нескольких лет после окончания Великой Отечественной войны автор создавал многочисленные эскизы, отрабатывал детали будущей картины. Готовую картину он представил в 1951 году.
На картине изображена группа бойцов и командиров Красной Армии в будничной обстановке, в перерыве между боями. В центре – рядовой в шинели и шапке-ушанке. В одной руке у него кисет с табаком, к плечу прижата винтовка. Видно, что солдат, скручивая цигарку, рассказывает что-то весёлое: окружающие смеются. Рассказ бойца явно представляет для них живейший интерес.
Вокруг рассказчика довольно большая группа воинов. Среди них видны и рядовые солдаты, и командиры, пехотинцы и танкисты. Сразу заметно, как скоротечно, по-походному устроились они на привал. Наспех сложены прямо на снег вещмешки и ящики, на них стоят котелки и открытые консервные банки. Многие присели на снарядные ящики или просто на снег, другие стоят, кто-то курит «козью ножку», кто-то ест, прислушиваясь к рассказчику.
Некоторые пехотинцы в белых маскхалатах – явно разведчики. Один из танкистов ранен – под шлемом виден свежий окровавленный бинт. У большинства оружие в руках или за спиной – видно, что автоматами, винтовками, ручным пулемётом совсем недавно пользовались. По множеству едва уловимых деталей можно судить о сплочённости, духовном единстве этих разных людей.
Группа расположилась на небольшой полянке. Вокруг воинов смешанный елово-берёзовый лес. Рыхлый снег, яркое солнце, почти полное отсутствие снега на ветвях указывает на то, что действие происходит весной. В дальнем березнячке видны танки – по башням и стволам пушек угадываются «тридцатьчетвёрки».
В центральной фигуре солдата-рассказчика сразу угадывается Василий Тёркин – литературный герой поэта-фронтовика Твардовского, полюбившийся солдатам Великой Отечественной.
Художник намеренно отказался от какой-либо игры светотени, искусственного подчёркивания. Наоборот, все персонажи выглядят очень естественно, живо, а каждая мелкая деталь правдиво дополняет общую картину.
Воспринимается картина как удачно выбранный короткий и яркий эпизод войны, в котором автор тонко подметил и сумел передать картину сплоченности, единства советских воинов.
7 класс
Непринцев — Отдых после боя
Сейчас читают:
-
Образ и характеристика Цыфиркина в комедии Недоросль сочинение
В комедии Недоросль, написанной Денисом Фонвизином в 1782 году, персонаж Цыфиркин является одним из трёх учителей барского сына — Митрофана. Фамилия героя выбрана не случайно и скрывает в себе довольно глубокий смысл. Прежде всего,
-
Театр жив, пока у него есть зрители сочинение
Театр и театральные представления – одни из самых завораживающих и прекрасных вещей в жизни. У любого человека, ценящего культурные ценности, да и просто любящего музыку, танцы и литературу, театр вызывал,
-
История создания романа Тихий Дон сочинение
«Тихий Дон» – самый известный труд М. А. Шолохова. Автор писал его на протяжении десяти лет. В произведении Шолохов развернул эпохальное, пропитанное ароматами земли, колоритная лента из жизни казаков Дона. Датой создания произведения
-
Сочинение по картине Мартовское солнце 8 класс Юона
Смотря на картину Константина Федоровича Юона «Мартовское солнце», появляются неоднозначные чувства. С одной стороны – это чувство волнительной радости, вызванное ощущением скорого прихода весны,
-
Фамусовская Москва в комедии Горе от ума сочинение
К середине 30-х годов 19 века А.С. Грибоедов заканчивает свою главную комедию «Горе от ума». В это время в обществе происходят значительные изменения: появляются декабристские идеи, возникает конфликт между дворянским и старым обществом.
-
Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс
Великий русский художник Тропинин считался мастером реалистического портрета. Каждая из его работ это подлинный шедевр, которая остается в сердце надолго. Василий Андреевич любил тех людей, что писал на своих холстах, и показывал их самые яркие,
Главный герой
Центральная фигура на картине — отважный разведчик Василий Теркин. Он является главным литературным героем известного произведения Твардовского. При анализе полотна становится ясно, что художник не применял в своей работе искусственное подчеркивание, игру света и тени. Здесь все с точностью до наоборот. Солдаты изображены максимально естественно, они будто ожили. Правдивость происходящего ощущается в каждой мелкой детали.
Описываемая в сочинении картина с Василием Теркиным легка к восприятию, она отчетливо передает короткий эпизод Великой Отечественной войны. Автор удачно воссоздал единство и дружбу советских защитников.