Перов василий григорьевич: биография, творчество и наследие художника

Перов краткая биография и творчество. василий перов краткая биография

«Чаепитие в Мытищах» (1862)

Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.

К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника.  Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.

А. Бенуа пишет:

Наследие Василия Перова и его значение для современности

Василий Перов был одним из основоположников русской реалистической живописи. Его произведения являются важным историческим и культурным наследием России. Продолжая традиции русского реализма, Перов создал уникальный стиль, который выделяет его среди других художников того времени.

Значение наследия Перова для современного мира заключается в том, что его произведения не утратили свою актуальность и до сих пор вдохновляют и вызывают интерес у зрителей. Картины В.Г. Перова вовлекают зрителя в исторический контекст, отображают образ жизни, обстановку и менталитет того времени

Кроме того, произведения Перова демонстрируют важность подлинности и актуальности тем, которые он изображал, и сильные эмоциональные переживания, которые он заставляет чувствовать у зрителей

Благодаря своему наследию Перов стал символом русской живописи, его работы стали всемирно известными. Тем самым, он оставил свой след не только в истории российского искусства, но и в мировой культуре.

Таким образом, наследие художника Василия Перова имеет огромное значение для современности, так как оно позволяет зрителям лучше понимать мир, в котором они живут, и оценивать роль и значение искусства в прошлом и настоящем.

«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Эта картина близка к жанровым полотнам П. Федотова. Вместе с тем это перовское произведение наполнено трагическим смыслом и безысходностью. Критики Перова видели в нем идею «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, указывая на сходство с «темным царством» А. Н. Островского. И. Крамской на вопрос П. М. Третьякова о качестве картины, отозвался так:

Эта работа вовсе не страдает деталями и перегруженностью людьми. Все персонажи прекрасно выражают художественную идею автора.

Описание картины

Перед нами сцена из купеческой жизни – приезд гувернантки. Хозяин дома надменно рассматривает девушку.  Широко расставив ноги, небрежно запахнув халат и приставив руку на бок, он показывает свое превосходство перед ней. Слева от него стоит сын. Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа.

Позади купца показалась голова купеческой жены. Ее взгляд важен и высокомерен.

Старшая дочь видит в гувернантке объект для насмешек.

На стене гостиной висит портрет основателя этого темного царства, которое пытается за пристойной внешностью скрыть зверскую сущность.

Только девочка в розовом платье проявляет искреннее любопытство к гувернантке. «Розовый» цвет в художественном мире живописца означает душевную чистоту.

Гувернантка почтительно склонила голову перед надменными хозяевами дома. В ее руках рекомендательное письмо, которое она пытается достать. В этом жесте сквозит неуверенность и «чужеродность» купеческому миру, предчувствие будущей гибели.

За входной дверью выглядывают слуги. Их отношение к событию неоднозначное. Они искренне радуются встрече с новой гувернанткой и одновременно сочувствуют ей, понимая унизительное положение своего сословия.

Картина «Приезд гувернантки» — одна из лучших работ из «энциклопедии» русских типажей.

Неудавшееся товарищество

В 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников. Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества. Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего. Были и другие обиды и разногласия. В.Г. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете. Разразился скандал. Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера.

В 1877 г. Василий Григорьевич Перов покинул Товарищество. В заявлении он, возражая против расширения Товарищества, написал: «…я убеждён вполне и думаю: где много собравшихся, там, конечно, можно ожидать много и хорошего, а ещё более дурного, что и было, как я слышал, с артелью художников, когда-то существовавшей в Петербурге». Реакция Крамского была жёсткой: «Бог судья Перову – обойдёмся и без него».

В 1871-1882 гг. В.Г. Перов преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества . По воспоминаниям его ученика М.В. Нестерова «в Московской школе живописи… всё жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний».

Василий Перов был особенно дружен с Алексеем Саврасовым . Они вместе создавали Товарищество передвижников и работали в Училище живописи . Оба покинули училище в 1882 г.

«Путь славы и скорби Василия Перова» (ВИДЕО)

Портрет композитора Антона Рубинштейна, 1870

Василий Григорьевич Перов — Портрет Ф.М.Достоевского

Портрет Владимира Ивановича Даля 1872 год

Портрет И.С. Тургенева 1872

Портрет драматурга А.Н. Островского

Портрет Авдотья Кузнецова, 1870

Портрет поэта Аполлона Майкова, 1872

«Никита Пустосвят» Спор о вере 1881 год

Крестный ход в деревне, 1861

Странник 1870

Дворник, отдающий квартиру барыне 1878 год

Суд Пугачева 1875

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862

Странница в поле 1879

Дилетант 1862

Ботаник, 1874

Приезд институтки к слепому отцу. 1870

Голубятник

Прием странника

Почтовые марки России, 2009 год

175-летие рождения русского художника Василия Перова (1834-1882)

Перов Василий Григорьевич краткая биография и интересные факты из жизни художника изложены в этой статье.

Краткая биография Василия Перова

Художник Василий Перов родился 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера.

Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной школе в городке Арзамас, куда он поступил. В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.

За этюд головы мальчика Перов получил серебряную малую медаль в 1856 году. А через 2 года он получил уже большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие».

За годы обучения в училище он работает очень много. И его труд был вознагражден малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения – «Сцена на могиле», «Первый чин — Сын дьяка». А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе».

С 1862 года он едет во Францию и Германию, увлекшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины – «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик». Возвратившись в 1864 году на родину, он вливается в ритм Москвы и создает новые шедевры. Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

Перов Василий Григорьевич, будучи в звании профессора, с 1871 году преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился. Будучи критично настроенным к порядкам академии, он вступает в ряды передвижников. Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал от писателей и коллег.

Художник иногда пишет портреты. Он писал портреты Бессонова, Борисовского, Писемского, Рубинштейнова, Погодина, Камынина и Достоевского. Василий Григорьевич попробовал себя в роли писателя. Он издавался в журнале «Пчела», описывая некоторые ситуации из жизни и воспоминания.

Работы более позднего периода значительно уступают предыдущим работам. Да и жизнь преподнесла художнику немало «сюрпризов». Сначала умерла его любимая жена, потом он похоронил своих двух старших детей. В 1874 году Перов заболел чахоткой. В те времена она не лечилась известными медикаментами. Болезнь все время прогрессировала. И 10 июня 1882 года Василий Григорьевич скончался, не выдержав мук недуга.

Василий Григорьевич Перов интересные факты

  • Он был незаконным сыном
    , поэтому носил фамилию Васильев, фамилию своего крестного отца. Однажды учитель грамматики дал ему прозвище Перов, так как его ученик прекрасно владел пером. Но кличка настолько сильно «приросла» к нему, что стала его фамилией.
  • Перов в 1862 году женится на племяннице профессора Рязанова — Елене Шейниц. К сожалению, семейная жизнь художника сложилась весьма трагично: в 1867 году умерла жена, после нее умирает 2 их старших детей. Остался в живых только сын Владимир. Только через 5 лет Владимир Григорьевич художник женился во второй раз на некой Елизавете.
  • В молодости Перов был веселым и жизнерадостным человеком
    . Но в последние годы своей жизни художник стал раздражительным и подозрительным человеком.
  • Он был одним из учредителей и членов Товарищества передвижных художественных выставок.
  • Василия Перова называли «подлинным певцом скорби». Это прозвище закрепилось за ним из-за того, что постоянными персонажами картин художника были уставшие крестьяне, замерзшие, голодные или оплакивающие покойных родственников.

Василий Григорьевич Перов

(1833-1882) – художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных выставок.

Фамилия художника «Перов» произошла от прозвища, данного ему учителем грамматики за владение пером для написания писем. Василий Перов – был незаконно рожденным сыном барона Георгия Карловича Криденера. После его рождения родители обвенчались, но в правах на фамилию и титул отца ему было отказано.

«Тройка» (1866)

Свой замысел картины Перов объяснял в письме к Д. Григоровичу:

В процессе работы автора над полотном постоянно менялась композиционная идея. Написав «пристяжных» детей, Перов долго выбирал модель для центрального персонажа. Об этой истории с поиском Перов пишет в рассказе «Тетушка Марья». Ребенка, подходившего для картины, художник встретил случайно на улице. Этот мальчик вместе с матерью шел молиться в храм.   Поначалу женщина, испугавшись сглаза, ответила на просьбу художника отказом, но затем согласилась. Спустя четыре года после создания картины она сообщила живописцу о смерти сына Васи и попросила показать ей эту работу. Художник повел ее в галерею П. М. Третьякова. Увидев своего мальчика, мать сказала: «Вот он – как живой! Вот и зубик его сломанный!»

В. Г. Перов и П. М. Третьяков на какое-то время оставили женщину одну у холста. Вернувшись, они увидели ее стоящей на коленях перед картиной. Известно, что впоследствии Перов написал для несчастной матери портрет ее сына.

Описание картины «Тройка»

Действие происходит в Москве. На место действия указывает силуэт Рождественского монастыря на заднем плане картины. На фоне глухой монастырской стены изображены мастеровые, везущие в санях чан с водой.  Дети являются центром всей композиции. Их лица озарены теплым светом.

Все вокруг них тонет в морозной дымке большого города: отдаляющиеся человеческие фигуры, заиндевевшие деревья и заблудившаяся в тумане небольшая стая птиц.  Сердобольный прохожий подталкивает сани сзади.  Автор намерено не изображает его лица, словно он не присутствует на картине и является всего лишь частью мрачного пейзажа.

Дети, запряжённые в повозку, безропотно смирились со своей нелегкой участью. Путь у них был долгим. Безжалостный ветер распахивает полы верхней ветхой одежды. Заметенная снегом дорога и непосильный груз за плечами замедляет ход. Выплескивающаяся из кадки вода нарастает льдом на стенах бочек и полозьях саней. Рогожа, прикрывающая чан, взвилась от ветра вверх и вот-вот спадет вниз.

Центральной фигурой «тройки» является самый старший из детей. Мальчик рвется вперед, но веревки, перетянувшие грудь, мешают ему дышать, возвращая назад.  Осознавая безвыходность положения и превозмогая боль, он впрягается в узду обеими руками, взяв на себя большую тяжесть груза. Его щеки обморожены. Глаза полны отчаяния. Роль лидера ему досталась по старшинству, и он ее упорно выполняет.

Мальчик с левого края «Троицы» тащит воз из последних сил. Безвольно висящая правая рука отяжелела и ослабла. Его взгляд отрешен. Мышцы на вытянутой тонкой шее напряжены. Он падает от усталости, но не сдается.

В одной упряжке с мальчиками изображена маленькая девочка. Из-под распахнутого старого тулупа видна тонкая юбка. С головы спадает легкий платок. Волосы треплет ветер. Она не смотрит вперед, в ее полузакрытых глазах скрывается горькая обреченность. Замерзшие руки будто пристыли к веревке, перекинутой через плечо. На ногах большие тяжелые ботинки.

Впереди повозки бежит оскаливший зубы дворовый пес.   Он как бы ведет детей до мастерской, разделяя вместе с ними их страдания.

Эта драматическая картина стала своего рода протестом против узаконенного детского труда, типичного для России того времени.

Экспонаты Государственного Третьяковского музея, связанные с творчеством Перова

«Хлебопашцы»

Экспонатом, наиболее тесно связанным с творчеством Перова, является картина «Хлебопашцы». Она создана в 1869 году и является примером особой техники искусства — перца. Картина отображает жизнь крестьян, работающих на земле, и свидетельствует о том, что Перов не красивил действительность, а отображал ее такой, какой она была.

«Приключение»

Картина «Приключение» была создана в 1862 году и отображает тему повседневной жизни. На картине изображены два молодых человека, разговаривающие во время прогулки. Одно из главных достоинств этой картины — необычайное реалистичное воспроизведение природы, что было характерно для творчества Перова.

Портрет Власаьевой

Находящийся в Государственном Третьяковском музее портрет купчихи Ивана Власьева, написанный Перовым в 1866 году, относится к числу ранних работ мастера. Уникальность портрета заключается в том, что он создавался, в основном, с помощью кисти, minimalis, присущий характер его раннего творчества.

Личная жизнь

Не только история, связанная с происхождением, тяготила Василия Перова. Вдохновение и одновременно тяжелую печаль приносили ему трагедии, связанные с личной жизнью.

В 1862-м художник женился на племяннице профессора Елене Шейнс. Жена скоропостижно скончалась, оставив на его попечении трех детей. Вскоре погибли двое старших. Выжил лишь Владимир, младший сын, который, как и отец, посвятил себя живописи.

В 1867 году Василий женился повторно, но новый брак не смог исцелить его. Память о горькой утрате вновь и вновь приводила его к работе над новыми произведениями. В них Перов искал отдушину.

Известные портреты и их особенности

«Арап Петра Великого»

Один из самых известных портретов Перова – «Арап Петра Великого». На картине изображен чернокожий мальчик в национальной одежде с медной табличкой на груди, на которой написано его имя. Главное достоинство этой картины – она не только портрет, но и социальный манифест, говорящий о территориальной экспансии Российской империи и холопстве. Также Перов на своем полотне передал отношение к чернокожим рабам как к равным, способным к достижениям, рядовым людям и социальным преобразованиям.

«Хлебосольная»

На картине «Хлебосольная» художник передал очарование и душевность русских бабушек. В центре картины – старушка, которая наблюдает за проходящими мимо двумя девочками. Одна из них шепчет что-то бабушке на ушко. Основная идея картины – это религиозная тема, присутствующая во всех Перовых работах. В центре картины стоит история о том, как русская бабушка в своей скромности хранит истинную веру и проповедует ее своим внукам.

«Петр Великий прислушивается к совету бояр»

Художник не раз писал портреты Петра Великого, но кажется, что на этом полотне он особенно точно передал как внешность царя, так и обстановку времени. Картина изображает сцену в резиденции царя, где он принимает совет бояр. Реалистичный почерк и глубокое изучение источников позволило Перову создать настоящую картину эпохи. Архитектура, костюмы, интерьеры – они все органично вписываются в сюжет картины. В частности, особенностью данной картины является имитация золочения – элемента, который едва ли можно было бы передать с помощью другой техники.

«Охотники на привале» (1871)

Перов серьезно увлекался охотой, и эта страсть не могла не отразиться в его творчестве. В начале 1870-х годов появилась большая «охотничья серия» картин, в которую вошли многие известные работы «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник» и др. В этом ряду самую яркую охотничью сцену представляет картина «Охотники на привале». Она была показана на Первой передвижной выставке и вызвала противоречивые отклики.

М. Салтыков-Щедрин увидел в перовской работе неестественную театрализацию:

Достоевский охарактеризовал полотно так:

Описание картины

В этой работе Перов как «ценитель поэзии охоты» пытается показать радостную сторону жизни, представив яркие психологические характеристики персонажей. Его герои списаны с конкретных лиц. Моделью рассказчика «страшной» истории послужил врач Дмитрий Павлович Кувшинников.

В русской литературе, в частности в рассказе Чехова «Попрыгунья» он является прототипом доктора Дымова. В молодом охотнике, одетом с иголочки искусствоведы узнают члена московской городской управы Николая Михайловича Нагорнова. Иронично ухмыляющийся персонаж в одежде простолюдина идентифицирован как врач, художник-любитель, писатель Василий Владимирович Бессонов.

Три охотника, увлеченные беседой, не замечают уток, летящих над их привалом. Эта неправдоподобная для записных охотников деталь подчеркивает «страстность» истории рассказчика.

Молодой простодушный человек восторженно слушает бывалого охотника, запоминая каждое слово, чтобы пересказать байки своим приятелям. Новая одежда выдает в нем новичка охотничьего дела. Эта охота является для него характерным знаком наступившей «взрослости».

Между рассказчиком и слушателем изображен скептик с необыкновенно выразительными чертами лица. Он сомневается и нисколько не верит новоявленному барону Мюнхгаузену, но увлеченно поддерживает разговор, подсмеиваясь над умением врать первого приятеля и наивностью второго.

В творчестве художника важную роль играют руки человека. В этой работе действие во многом задается руками героев, ими определяются их психологические особенности. Растопыренные пальцы «враля» добавляют больше страсть рассказу. Простолюдин, почесывающий свою голову как бы не очень доверяет услышанному и считает это явным «враньем». Сжатая в кулак рука молодого человека передает его волнение и напряжение.

Мрачный осенний пейзаж выбран автором преднамеренно. Краски поздней осени как бы созвучны страшной истории «бывалого» охотника.

На переднем плане представлен натюрморт с подстреленной дичью и охотничьими принадлежностями, без которого картина была бы неполной.

Мастер знал толк в охоте. В. Стасов сравнивал «Охотники на привале» с лучшими охотничьими рассказами И. С. Тургенева.

Наследие и влияние на искусство

Перов оказал значительное влияние на русское искусство своего времени и на последующие поколения художников. Его работы считаются примерами реалистического направления в живописи.

Перов был одним из основателей и членов Художественного товарищества, которое играло важную роль в развитии живописи и скульптуры в России. Он активно пропагандировал идеи реализма и выступал за создание национальной художественной школы. В своих работах Перов заключал социальные, моральные и психологические проблемы, отображая реальность жизни людей.

Его творчество повлияло на многих художников его эпохи и поздних поколений. Одним из наиболее ярких примеров является Илья Репин, который также стал одним из крупнейших реалистов в русской живописи. Репин был учеником Перова и следовал его принципам в создании своих произведений.

Наследие Перова можно увидеть в современном искусстве России. Многие художники до сих пор обращаются к реалистическому стилю и используют его техники и приемы, чтобы выразить свои идеи и передать эмоции через работу.

Влияние Перова на искусство проявляется также в его влиянии на общество и культуру. Его работы вызывают сильные эмоции и заставляют задуматься о социальных проблемах и нравственности. Они стали неотъемлемой частью русской художественной истории и сделали важный вклад в развитие русской живописи и культуры в целом.

Перов с передвижниками

В 1869 году Василий Григорьевич с энтузиазмом ухватился за идею Мясоедова создать Товарищество передвижных выставок и взялся за его московскую часть. Административной работой Товарищества Перов занимался в течение следующих семи лет.

На показах передвижников особой популярностью пользовались сюжеты на житейские и бытовые темы, близкие большей части зрителей и потенциальных покупателей. Так, на 1-й в истории выставке ТПХВ были показаны «Рыболов» и «», которые позже отправились на Всемирную выставку, а также некоторые портреты.

В 1871 году Перов начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ.

Интересные факты из биографии художника

  1. Василий Григорьевич родился в семье древнего рода, берущего начало в XIV веке. Его отец — барон Крюгенер служил губернским прокурором, а позже управляющим поместьем семьи Языковых. Несмотря на принадлежность к роду, будущий художник не получил ни фамилии отца, ни его титула. Мальчик был рожден вне брака, и даже то, что его родители позже все же узаконили отношения, не дало ему право на наследство.
  2. Так и осталась неизвестной точная дата рождения знаменитого живописца. В одних источниках указывается 2 января, в других — 4 января 1834 года. По старому стилю датой рождения считается 21 декабря либо 23 декабря 1833 года.
  3. Перов имел очень плохое зрение. Причиной тому стала перенесенная в детстве болезнь. В 1842 году семья Крюгенеров переехала в село Саблуково, мальчик переболел оспой. Но это печальное событие не помешало его дальнейшей творческой деятельности.
  4. По законам Российской империи, незаконнорожденный младенец не мог получить родовую фамилию своего отца. Семья мальчика была вынуждена дать ребенку фамилию его крестного. Так Василий Григорьевич получил фамилию Васильев. Но спустя годы вся империя будет знать его как Перова. Эта фамилия произошла из детского прозвища живописца. Первый учитель Василия заприметил его талант к рисованию, и прозвал Перовым, после чего прозвище прочно прикрепилось к мальчику.
  5. Будучи учеником в художественной арзамасской школе, Перов сильно повздорил с сокурсником. Он объявил, что не намерен терпеть оскорбления, и покинул стены учебного заведения, не доучившись в нем до конца. Жизнерадостный вначале своего жизненного пути, художник становился с каждым годом все более угрюмым и замкнутым, что отчетливо можно увидеть в его творчестве. Василий Григорьевич все же закончил художественное образование, но уже позже, в Московском училище живописи и зодчества.
  6. Перов дважды вступал в брак. Первая его жена Елена Шейнс скончалась уже через пять лет брака, вместе с двумя сыновьями. Через пять лет художник вновь женился, на Елизавете Другановой, с которой и провел остаток жизни.
  7. Несмотря на то, что после смерти первой жены Перов снова вступил в брак, он пронес ее образ с собой сквозь все последующие годы. Черты Елены можно увидеть в некоторых женщинах, изображенных на его работах. Девочка из картины «Тройка» и девушка с картины «Дворник-самоучка» — самые яркие и очевидные тому примеры.
  8. У художника остался единственный сын от первого брака. Владимир Васильевич так же, как и отец, посвятил свою жизнь искусству. Он обучался рисованию у Василия Григорьевича, а позже окончил то же Московское училище живописи, что и его родитель. Работы Владимира Васильевича сохранены в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Заграница

Женившись в 1862 году на Елене Шейнс, художник в декабре того же года вместе с супругой отправляется в поездку по Европе. Дольше всего Перовы задержались в Париже. Здесь живописца также больше всего интересует жизнь народа, теперь французского. Интересные типажи детей и взрослых и необычные для русского глаза уличные сценки становятся предметом живописи художника. Написав ряд полотен за два года пребывания здесь, художник чувствует настоящую ностальгию. Он обращается в Академию, чтобы согласовать досрочный приезд домой. Получив разрешение, устремляется в Москву – здесь он проживёт все оставшиеся годы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: