Тропинин василий андреевич

Биография художника тропинина и его «счастливое дарование»

↑ Биография и творчество Василия Тропинина

Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С.Миниха 19(30).03.1776 года. Отец его был управляющим у графа и за усердие к работе получил вольную. Семья же оставалась в крепостной зависимости. Новым хозяином Тропинина стал граф И.Морков. Юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Впрочем, там Тропинина с головой захватила живопись. В конце концов, Морков дал согласие на то, чтобы юноша посещал классы при Академии художеств.

Годы, проведенные в Академии, стали самыми счастливыми в судьбе Тропинина. Они совпали с его стремлением во что бы то ни стало стать художником, с проснувшимся призванием к живописи. Попал туда Тропинин по настойчивой просьбе двоюродного брата графа, желавшего, чтобы самоучка развил свой природный талант. Так, в 1799 году Тропинин стал учеником художника Степана Щукина, имевшего славу придворного портретиста.

Товарищами Тропинина по учению были Сильвестр Щедрин, Орест Кипренский, Александр Иванов. Они как могли, помогали 19-летнему юноше, понимая, как тяжело ему, попавшему сюда недавно, и куда легче им, обучавшимся здесь с детства. Копирование картин великих мастеров в Эрмитаже оттачивало стремительно растущее мастерство самого Тропинина. Его прозвали «русским Грёзом» — за пристрастие к копированию детских головок. Одна из работ приглянулась императрице Елизавете Алексеевне.

Граф Строганов стал хлопотать об освобождении Тропинина из крепостной зависимости. Щукин же написал Моркову письмо с тем содержанием, что, дескать, если не хотите потерять хорошего слугу, то забирайте его скорее обратно. Так мечты разбились о грубую реальность. Тропинина отозвали обратно на Украину, и он занял место между поваром-кондитером и личным лакеем графа.

Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен! Сам и только сам теперь он вынужден был обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию.

Москва приняла Тропинина. В доме на Ленивке он прожил 32 года. Он стал известным портретистом и вскоре, как полушутя выражались современники, переписал чуть ли не всю Москву. Первый и последний раз Тропинин выставил свои работы на академической выставке 1824 года. От заказов и без того не было отбоя. Неожиданно радостным для Тропинина оказался 1836 год. Он познакомился и близко сошелся с Карлом Брюлловым.

Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Возводил ее, кстати, тоже сам Тропинин, за плечами которого к тому времени было шесть лет учения в Академии художеств. Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. Вот и заставил своего крепостного заниматься строительством – ремеслом, которым тот не владел вовсе.

Последние годы Тропинин провел в небольшом домике в Замоскворечье. Умер Василий Андреевич 3(15).05.1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы.

Краткая биография

  1. 1804 – Василий Тропинин впервые представляет свою картину на академической выставке, в одном ряду с произведениями уважаемых профессоров и выпускников Академии. Когда Ираклий Морков узнает, что Тропинин пользуется успехом у высокопоставленных господ, он сразу же отзывает Василия из Петербурга в Украину, где тогда находилось его поместье. Моркову не нужен был выдающийся портретист среди его крестьян, а в услугах усадебного художника для росписи новой церкви он как раз нуждался.
  2. 1807 – При непосредственном участии Тропинина в усадьбе Моркова возведена церковь. Художник выполнил для нее все алтарные образы, расписал стены.
  3. 1812 – Во время Отечественной войны Морков, имеющий чин генерал-лейтенанта перебирается в Москву, где его назначают начальником местного ополчения. Тропинин обязан следовать за ним. В Москве Тропинин узнает, что графская усадьба сгорела, а вместе с ней и все юношеские полотна художника.
  4. 1813 – После окончания войны Морков с Тропининым возвращаются в Украину. В течение нескольких следующих лет Василий Андреевич руководит постройкой и украшением нового барского дома.
  5. 1819 – Страстный коллекционер русского искусства и издатель знаменитых «Отечественных записок» Павел Петрович Тугой-Свиньин рассказывает на страницах своего журнала о художнике Василие Тропинене, благодаря чему у того появляется ряд постоянных заказчиков.
  6. 1821 – Семья графа Моркова окончательно перебирается в Москву. Там Тропинин вновь восстанавливает связи с друзьями и коллегами художниками. Он много работает и обретает известность, но факт того, что такой талантливый портретист является крепостным человеком, вызывает у многих возмущение.
  7. 1823 – Граф Морков в качестве пасхального подарка торжественно вручает Тропинину вольную грамоту. Жена и сын художника получат свободу только через пять лет. Несмотря на это, Василий Андреевич начинает новую независимую жизнь, посвятив ее любимому делу.
  8. 1824 – За портрет медальера К.А. Леберехта Совет Академии художеств присуждает Тропинину звание академика портретной живописи. У него появляются новые заказчики и покровители, а также ему дают должность преподавателя Академии и профессорское звание.
  9. 1827 – А.С. Пушкин заказывает Тропинину портрет, который тот планирует подарить своему другу С.А. Соболевскому. На этом знаменитом полотне художник изображает собственный идеал свободного человека, полностью соответствующий романтической эпохе.
  10. 1835 – Тропинин встречается с Карлом Павловичем Брюлловым. Приезд этого выдающегося художника в Москву оказал влияние на все русское искусство1830-1840-х годов. В том числе и у Тропинина появляются в художественном арсенале большеформатные полотна, он начинает использовать новые приемы, живописные аксессуары свойственные большому парадному портрету
  11. 1836 – Василий Андреевич пишет портрет самого Брюллова, где с присущим ему мастерством передает артистическую индивидуальность художника, которую он искусно подчеркивает фоном, где изображены античные развалины, лозы винограда, а также дымящийся Везувий.
  12. 1843 – Василий Тропинин становится почетным членом Московского художественного общества, которое принимало участие в создании в городе Рисовального класса – школы, где могли получать художественное образование способные молодые люди любого сословия.
  13. 1844 – По заказу Московского художественного общества пишет знаменитый автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. Здесь он утверждает собственное творческое кредо истинно русского художника.
  14. 1855 – После смерти жены художник покидает квартиру, где они вместе прожили 30 лет и переезжает в Замоскворечье.
  15. 1857 – Василий Андреевич скончался 3 (16) мая. В последний путь его проводили сын, друзья, ученики и многочисленные почитатели его таланта. Его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Автопортрет (1846)

Признание и последние годы жизни Тропинина

В 1823 году Тропинин был назначен художественным организатором академии живописи. В это время он писал портреты, иллюстрации к книгам и картинные шедевры своей кисти стали пользоваться все большей популярностью. Однако в поздние годы жизни его здоровье стало плохим, что привело к ограничению его работы.

Тропинин по-прежнему жил на своей усадьбе в Красноармейске и не прекращал своей творческой деятельности, но его работы начали терять в качестве, так как художник не мог подолгу заниматься рисованием на холсте. Его последние годы жизни прошли в относительной бедности и одиночестве. Он умер 16 марта 1857 года в Переделкине. По смерти Тропинина его работы были признаны национальным достоянием и в настоящее время представлены во многих известных музеях России.

Тропинин оставил неизгладимый след в истории русской живописи. Его произведения искусства уникальны и способны вызывать сильные эмоции у зрителя. Художник воплотил свою любовь к жизни и природе в каждой работе, и его творчество продолжает вдохновлять новое поколение художников. Признание и почитание к его таланту только увеличивается со временем.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Василий Тропинин родился 19 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь — Наталью; Андрей Иванович был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем.

Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.

В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — в подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу.

В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.

Он скончался 3 мая 1857 года в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

ТВОРЧЕСТВО

Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции. Работы художника относят к романтизму. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи.

Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню.

В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы. Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А.С.Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же; и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Многократно варьирует он и свои автопортреты.

С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга.

Поздние произведения мастера (Слуга со штофом, считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный «передвижникам». Важную сферу творчества Тропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски.

Переезд в Москву

В августе 1812 года граф Морков по службе отправился в Москву (руководить народным ополчением). После освобождения города от французов граф призвал к себе Тропинина. Сгоревшая Москва заново отстраивалась, новые особняки нуждались в новых полотнах. Поэтому у художника было много работы. Героями его произведений стали счастливые дворянские семейства, дождавшиеся своих героев-родственников с войны, группами и поодиночке. Известность живописца росла вместе с городом и, хотя официальных выставок не было, имя художника знали (представители дворянства, бывая друг у друга). Очень многие пытались повлиять на графа Моркова и добиться вольной для такого таланта.

Происхождение и детство

Родился 30 марта 1776 года в семье крепостных графа Миниха (село Карпово Чудовского уезда Новгородской губернии). Позже в качестве приданого хозяйской дочери село отошло к графу Моркову, её мужу. Отец Василия был грамотным и хозяйственным, поэтому у барина числился на хорошем счету, исполнял обязанности сначала старосты, затем управляющего. В качестве награды за службу получил вольную (пока единственный из семьи).

С детских лет Василий Тропинин увлекался рисованием. Особенно ему нравилось изображать людей, подмечая свойственные им особенности. До наших дней дошли семейные воспоминания Минихов, из которых известно, что к детским рисункам крепостного мальчишки господа относились как к забаве.

Последние годы

Кружевница 1823 г.

С годами живописцу было всё труднее соперничать с молодыми талантами, но мастер старался сохранять верность главному принципу своих работ – изображать людей счастливыми. В 1850-х героями картин всё чаще становятся пожилые женщины, для которых позировала жена художника. Подобные образы рождались от размышлений о старости и быстротечности жизни.

В 1855 году Анна Ивановна умерла. Это подкосило немолодого живописца, любящего свою жену и привыкшего к размеренной жизни в трудах. Он забросил живопись. Оставить насиженное за 30 лет место, квартиру на углу Волхонки и Ленивки, заставил случай: художник обнаружил, что совсем рядом обосновался гробовых дел мастер. Подобного соседства находящийся в горе Тропинин вынести не мог – переехал в Замоскворечье. Здесь, в Наливковском переулке, он прожил ещё два года. Умер 15 мая 1857 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Самые знаменитые картины Василия Тропинина

Он стал автором более трёх тысяч портретов, многие из которых известны во всём мире как лучшие живописные изображения некоторых исторически значимых личностей. Образы и простых людей удивительно трогательны и реалистичны.

Краткий список наиболее известных произведений Тропинина:

  • «Портрет Арсения, сына художника» (1818),
  • «Портрет историка Николая Михайловича Карамзина» (1818),
  • «Кружевница» (1823),
  • «Портрет А.С. Пушкина» (1827),
  • «За прошивками» (1830),
  • «Портрет К.П. Брюллова» (1836),
  • «Автопортрет на фоне Москвы» (1846).

Москвичи первой половины XIX века были счастливыми современниками чуткого, тёплого и светлого живописца Василия Тропинина, который удивительным образом, сочетая кротость и упорство, достиг самых вершин в изобразительном искусстве.

Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

«Портрет Пушкина» кисти Тропинина, загадки притягательности

«КРУЖЕВНИЦА» Тропинина, картина – отрада

Желание хозяина – закон для крепостного

Семейный портрет графов Морковых, 1813 г.

Радетели добивались для лучшего студента вольной грамоты, но его хозяин внезапно решил, что учиться хватит, и такой талант должен быть рядом с барином: граф Морков в 1804 году приказал своему крепостному Тропинину явиться в своё новое имение в селе Кукавка на Украине. Здесь молодой художник стал подручным хозяина во всех делах, что бы тот ни пожелал: прислуживал и рисовал семью графа, выпекал для него пирожные и чертил планы новых построек.

Тропинин – художник и архитектор сельской церкви в Кукавке, построенной и расписанной им в 1806 году. Церковь Св. Дмитрия Солунского сохранилась до наших дней (перед ней памятник Тропинину). Получив бесценные знания и опыт во время учёбы в Академии, Василий Андреевич использовал все возможности заниматься любимым делом. Покладистый характер художника позволял ему обходить острые углы в отношениях с графом и принимать действительность такой, какая она есть.

Личная жизнь

Никакого роптания не было даже по поводу того, что граф записал в крепостные вольную поселенку, с которой в 1807 году обвенчался Тропинин. По закону статус супругов должен быть одинаковым – барин рассматривал только закрепощение жены художника, а никак не его освобождение.

Жена Тропинина, Анна Ивановна Катина, в 1809 году родила сына Арсения, который в будущем продолжит династию. В галерее художника есть образы жены и сына; портрет Арсения в истории русской живописи считается одним из лучших детских изображений.

Семейная жизнь сложилась благополучно. Все Тропинины со временем получили вольные (в разные годы).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: