Плюсы и минусы профессии пилота
Работа пилота предполагает постоянную самоотдачу человека небу и своим навыкам. Необходимо изо дня в день работать над собой, чтобы становиться лучше. Это хорошо оплачивается авиакомпаниями – летчики могут получать очень большие зарплаты: по данным Росстата, пилот пассажирской авиации в России – вторая по суммам заработка профессия, она уступает только капитанам дальнего морского плавания.
Пилоты и члены их семей имеют специальные льготы, которые позволяют приобретать авиабилеты с большой скидкой. Законный оплачиваемый отпуск летчика составляет 70 дней. При работе на зарубежных рейсах есть возможность посмотреть мир.
Однако в то же самое время, у этой работы нет стандартного графика и приходится жертвовать встречами с родными и близкими. Требуется тщательно следить за своим здоровьем, питанием и образом жизни, потому что любая, даже, казалось бы, незначительная для наземной работы травма или болезнь может поставить крест на всей профессии. У летчика нет ничего кроме неба, поэтому после выхода на пенсию или увольнения по состоянию здоровья люди часто срываются, пытаясь утешить себя алкоголем, либо впадают в затяжную депрессию.
https://youtube.com/watch?v=ZEzgwgnYEVQ
ВЛЭК и требования по здоровью
ВЛЭК, или врачебно-летная экспертная комиссия, — это, пожалуй, главная страшилка, которой пугают новичков. И, надо признать, для многих она действительно становится серьезной преградой на пути в небо. Медицинскую комиссию нужно проходить во всем мире, но в нашей стране она особенно серьезная и дотошная. Во многом это, опять-таки, наследие СССР, когда каждый пилот был не только коммерческим, но и потенциально военным. А обучались все за счет государства. Потому и отбирали изначально самых безупречно здоровых, чтобы на других «зря» средства и время не тратить.
Для частных пилотов требования не такие строгие, как для коммерческих: нужно соответствовать классу 2 ИКАО или графе 3 по нашей классификации. Чего-то заоблачного там нет, с точным списком требований можно ознакомиться в ФАП-50
В основном, обращают внимание на хронические заболевания, зрение, слух и сердце. Например, частные пилоты считаются годными при остроте зрения 0,3 на каждый глаз без коррекции, с коррекцией — 0,8
Да, коррекция зрения не является поводом для отказа. По срокам вся комиссия может занимать от одного до пяти дней, дольше — только в редких случаях.
Отдельно стоит упомянуть военнообязанных. Военный билет по закону требуется предъявлять для прохождения комиссии, и если у вас не категория А, то попросят выписку из военкомата, на каком основании и что за заболевание у вас выявлено. Соответственно, если там что-то не то, готовьтесь либо пересдавать медкомиссию в своем военкомате (что тоже тот еще квест), либо, что проще, идите в тот ВЛЭК, где военный билет у частного пилота не спрашивают. Например, во Внуково. Я там и проходил.
На самой комиссии все совсем не так страшно, как может показаться из рассказов. У меня на всех врачей и анализы ушло где-то пять дней, и это с учетом сбора справок из нарко- и психодиспансеров по месту жительства, а также выписки из районной поликлиники. Осмотры в большинстве своем не формальные, но никто специально не придирался, и негативного отношения я не замечал. Цели «отсеять», найдя, до чего докопаться, у врачей точно не стоит.
Тем не менее, мой опыт — это мой опыт. Стоит помнить, что прохождение ВЛЭК — крайне индивидуальный процесс, который у всех происходит по-разному в зависимости от состояния здоровья, места прохождения, настроения врачей и фазы Луны. А если возникают спорные ситуации, вам придется посетить еще и ЦВЛЭК — центральную комиссию, которая расположена в центре Москвы.
Кстати, пройти ВЛЭК необходимо к началу практических занятий. То есть, пройти теорию можно и без заветной справки — но не стоит забывать, если на медкомиссии в итоге «завернут», то все уже пройденное обучение окажется зря.
Карьера пилота
- Обычно новичок даже с лицензией ATPL проходит обязательную стажировку в роли второго пилота на средних региональных турбовинтовых самолетах. Через пару лет ему могут доверить командование воздушным судном в небольшой компании;
- С накоплением опыта стоит попробовать перейти в коммерческую авиацию. Зарплаты здесь не могут соперничать с тем, сколько зарабатывают пилоты магистральных линий, но хорошие условия позволяют спокойно накапливать часы налета;
- Далее нужно опять отправиться в авиашколу, чтобы обучиться управлению большими трансконтинентальными авиалайнерами и освежить знания английского языка. Это поможет летчику получить назначение на международные маршруты;
- При наличии трехлетнего стажа командира воздушного судна можно претендовать на должность главного пилота. Его функции заключаются в организации работы летного состава, координации подготовки новичков и контроле состояния авиапарка;
- Далее все зависит от желания специалиста и структуры авиакомпании. Можно занять место заместителя директора по кадровой или летной работе, стать топ-менеджером или возглавить какое-либо из структурных подразделений фирмы;
- При отсутствии карьерных амбиций можно поискать работу за границей. В сравнении с тем, сколько зарабатывают пилоты в России, профессионалы в США и Китае имеют доход примерно в 4–5 раз больше, не считая различных бонусов.
Лицензия на пилотирование вертолета
Вертолет Robinson R44
Управление вертолетом не подразумевает более простые требования, чем те, что предъявляются к летчикам, желающим пилотировать самолеты. Например, прохождение обязательной врачебно-летной экспертной комиссии одинаково для получения лицензии пилота вертолета и летных прав для тех, кто собирается летать самолетами.
Поскольку вертолеты разных моделей несколько отличаются друг от друга по типу, для того, чтобы пересесть на другую машину, летчику необходимо дополнительно пройти небольшой курс переподготовки. Самый популярный легкий вертолет в большинстве летных школ – американский Robinson R44.
Обучение в вертолетных школах, как правило, короче – в среднем около двух месяцев. Программа аналогично совмещает теорию и полеты. По окончании курса, налетав сорок часов, учащийся проходит внутреннюю выпускную аттестацию, затем отправляется на экзамен в Росавиацию. После успешной сдачи экзаменов летчик получит свидетельство пилота вертолета.
История развития авиации и её роль в современном мире
Одной из первых вех в истории авиации было создание и развитие аэроклубов, где люди могли заниматься полетами на самолетах и познавать основы пилотажа. В этих аэроклубах проходили надрывные тренировки, где пилоты учились управлять самолетом и совершать различные маневры.
Одним из самых значимых событий в истории авиации было создание первого моторного самолета братьев Райт в 1903 году. Этот черный деревянный самолет стал отправной точкой для развития авиации и открыл новые горизонты для человечества.
С появлением самолетов многие люди мечтали о возможности стать пилотами и управлять этими машинами в небе. Однако, на протяжении долгого времени, доступ к авиации был ограничен и не многим давали возможность реализовать свою мечту. Но постепенно ситуация изменилась и все больше людей стали иметь возможность осуществить свою мечту о полете.
С появлением самолетов открылись новые возможности для различных областей жизни. Авиация стала неотъемлемой частью военной сферы, где самолеты использовались для разведки, бомбардировок и воздушных боев. Она также стала важным средством транспорта, позволяющим быстро и безопасно перемещаться на большие расстояния.
Во время Второй мировой войны авиация сыграла большую роль в борьбе с фашизмом. Многие самолеты использовались в военных операциях и применялись как боевые машины. Такие самолеты, как Ил-2 Штурмовик, стали символами силы и смелости советских летчиков.
С появлением реактивных двигателей и новых технологий, авиация продолжила развиваться и стала все более доступной. Многие производители, такие как Ильюшин, выпускали новые модели самолетов, которые можно было использовать как для гражданской, так и для военной авиации.
Сегодня авиация играет важную роль в мировой экономике и обеспечивает быструю и эффективную транспортную связь между различными странами. Самолеты позволяют людям быстро перемещаться по всему миру и открывают новые возможности для различных сфер деятельности.
В истории авиации есть множество примеров, когда одинокий пилот смог преодолеть границы и достичь недоступных ранее мест. Такие пилоты, как Чарльз Линдберг и Юрий Гагарин, стали настоящими героями, внесшими огромный вклад в развитие авиации и открытие новых горизонтов.
Современная авиация также активно используется в различных соревнованиях и пилотажных шоу. Пилоты демонстрируют невероятные трюки и маневры на своих самолетах, показывая мастерство и смелость. Такие мероприятия привлекают большую толпу зрителей и являются одной из самых популярных развлекательных программ.
Примеры достижений авиации:
- Первый полет братьев Райт на моторном самолете (1903 год)
- Перелет Чарльза Линдберга через Атлантический океан (1927 год)
- Первый полет Юрия Гагарина в космос (1961 год)
- Тестирование первого реактивного двигателя (1939 год)
- Разработка и выпуск самолета Ильюшин Ил-2 (1941 год)
Все эти достижения свидетельствуют о том, как важна авиация в современном мире. Она позволяет нам быстро перемещаться, открывает новые возможности для развития экономики и науки, а также служит символом силы и смелости человека. Авиация продолжает развиваться и удивлять нас новыми технологиями и достижениями, и весь мир с нетерпением ждет новых открытий и достижений в этой области.
Особенности профессии пилот
Пилот — это прошедший специальную подготовку человек, который может управлять любым летательным аппаратом как в личных интересах, так и ради получения дохода. В гражданской авиации он перевозит людей и грузы внутри страны и между государствами.
Пилотирование воздушного судна справедливо считается одной из самых сложных и ответственных профессий, поскольку в непредсказуемых погодных условиях на огромной скорости только мастерство лётчика зачастую отделяет авиалайнер от падения с высоты в несколько километров. По техническому уровню с ней так же не может конкурировать ни одна другая специальность, ведь несмотря на наличие компьютерных систем управления, пилоту нужно наблюдать за показаниями множества приборов и контролировать работу десятков бортовых систем, успевая координировать свои действия с остальными членами экипажа, наземными службами и командирами других самолётов.
Отсутствие права на ошибку является самым очевидным обоснованием того, сколько зарабатывает пилот гражданской авиации. Но невозможно полностью исключить человеческий фактор, поэтому на любых рейсах в кабине всегда находятся два сотрудника — командир воздушного судна и второй пилот, страхующие друг друга.
Как стать пилотом
В поисках своей мечты, вы можете потеряться в разнообразии информации. Поэтому первым делом необходимо определиться с выбором профессии пилота, если вы всерьез рассматриваете эту возможность.
Вступительные испытания в летное училище — это первый и самый важный шаг на пути к становлению пилотом. Перед поступлением вам необходимо пройти медицинскую комиссию, чтобы убедиться в своей физической годности для полётов. В таком случае, если вы докатились до этого этапа, вам необходимо будет пройти еще несколько собеседований и тестов, чтобы показать свои знания и навыки в авиации.
Летные училища в Российской Федерации предлагают несколько вариантов обучения на бюджетной или коммерческой основе. Если вы выбрали бюджетный вариант, то вам придется пройти конкурс профотбора и показать свои лучшие результаты в учебе и спорте. Но независимо от формы обучения, вам придется много работать и учиться, чтобы достичь своей цели.
После окончания училища, вам предстоит пройти экзаменационную комиссию и получить сертификат пилота. Затем наступает время практики, где вы будете набирать опыт полетов на различных типах самолетов. Это очень важный этап в вашей жизни, и вы должны быть готовы к тому, что работа пилота не всегда проста и равносильна рискам.
Быть пилотом — это большая ответственность, которую несет каждый человек, занимающийся этой профессией. Но вместе с тем, пилотаж — это и работа, которую любят многие. Пилотом можно стать в любом возрасте, главное — это желание и наличие здоровья.
Плюсы работы пилота включают в себя возможность путешествовать, видеть мир с высоты птичьего полета, а также хорошую зарплату. Но в то же время, пилот должен быть готов к тому, что его работа связана с риском и требует постоянного обучения и самосовершенствования.
В итоге, чтобы стать пилотом, вам необходимо пройти множество этапов, начиная с поступления в летное училище и заканчивая получением сертификата пилота. Но если вы действительно любите авиацию и мечтаете стать пилотом, то никогда не сдавайтесь и идите к своей цели, воплощая свою мечту в реальность.
Виды и специализации пилотов
По традиции пилотом считается любой специалист, управляющий воздушным судном самостоятельно или с помощью коллег. В то же время мечтающему о полетах школьнику лучше серьёзно задуматься, куда пойти учиться после 11 класса, поскольку в авиации есть много самостоятельных направлений:
- Частный пилот. По сути, это любитель. Может летать на малых моторных самолетах в свое удовольствие и даже катать пассажиров, но не имеет права брать за это деньги;
- Коммерческий пилот. По лицензии может управлять самолетами бизнес-класса, в том числе и реактивными, а также перевозить людей и грузы ради получения дохода;
- Линейный пилот. Имеет право пилотировать пассажирские авиалайнеры и тяжёлые транспортные самолеты любых типов в качестве командира или второго пилота;
- Пилот-инструктор. Занимается практической подготовкой новичков в летной школе, помогая им осваивать навыки пилотирования легких моторных самолетов;
- Пилот планера. Может управлять только безмоторными летательными аппаратами. Для перевозки людей должен иметь не менее 10 часов самостоятельного налета;
- Пилот свободного аэростата. Допускается к полету на воздушных шарах, дирижаблях и других аппаратах легче воздуха самостоятельно или в составе экипажа;
- Пилот СЛА. Имеет право летать на легких безмоторных дельтапланах и парапланах, а также на мотодельтапланах, мотопарапланах и микросамолетах весом до 495 кг.
Помимо специализации, в отрасли существует также система квалификации, которая определяет уровень допуска сотрудников к задачам разного уровня сложности и отчасти влияет на то, сколько зарабатывают пилоты гражданской авиации в России:
- Третий класс получают выпускники летных колледжей и академий, имеющие более 200 часов налёта. С такой квалификацией они имеют право совершать коммерческие рейсы на воздушных судах с взлётным весом до 30 тонн в качестве второго пилота;
- Второй класс присваивают пилотам многомоторных самолетов, имеющих налет более 2000 часов и стаж работы в третьем классе от 2 лет. Они могут работать командирами лайнеров с взлетным весом до 200 тонн и вместимостью до 200 пассажиров;
- Первый класс имеют пилоты со стажем работы во втором классе от 2 лет и налетом более 4000 часов. Их допускают к управлению любыми воздушными судами массой свыше 200 тонн и вместимостью более 200 пассажиров в качестве командира.
Плюсы и минусы профессии летчик
Служба этого специалиста в ВВС имеет свои преимущества и недостатки, поэтому давайте рассмотрим эти факторы.
Плюсы
- Престижность. Летчик является одним из самых уважаемых и почетных военнослужащих в Российских Вооруженных Силах. Его работа связана с основными и результативными задачами при участии в военных конфликтах.
- Адреналин и экстрим. Пилотирование истребителей требует от профессионала высокого летного мастерства, это может быть очень эмоционально захватывающим и интересным умением для отважных людей.
- Стабильность. Эта специализация имеет гарантированную государственную поддержку и обеспечение, достойную заработную плату, полный социальный пакет и льготы.
- Ранняя пенсия. После 25 лет выслуги достойные пенсионные выплаты обеспечат неплохое существование на гражданке.
Минусы
- Ограничения личного времени. Как и другие военнослужащие, летчик может быть вызван или поднят по тревоге в любое время суток. Это может неприятно влиять на его семью, личную жизнь или планы.
- Высокий уровень ответственности. Иногда для выполнения поставленных задач требуется принимать сложные решения и строго отвечать за последствия своих действий.
- Нервная и стрессовая нагрузка. Работа в боевых условиях может быть очень тяжелой и требовательной для психического здоровья.
- Риск для жизни. Большая возможность получить тяжелые травмы или ранения не совместимые с жизнью при выполнении служебных обязанностей.
Необходимы качества и навыки
Летчик – сложная профессия. В его обязанности входит не только доставка пассажиров из одной точки в другую, но и полная проверка летного судна перед отправкой, а также слежение за системой самолета во время полета и при посадке. В обязательный список навыков летчиков входят следующие требования:
- умение организовывать подготовку всего экипажа к полету;
- знание ТБ;
- осуществление полета в неблагоприятных условиях;
- умение проводить метеорологический анализ;
- умение пресекать угрожающие действия, направленные против пассажиров;
- правильное ведение документации;
- уметь разбирать нюансы полета с экипажем.
Вместе с первым пилотом, на борту гражданского самолета присутствует второй пилот. Он должен знать правила подготовки судна к вылету, разбираться в летной документации, знать план полетов, уметь проверять навигацию и другое оборудование в кабине пилотов. Второй пилот должен знать летные тонкости с применением автоматики и навыки работы штурмана, так как при его отсутствии замену производит именно второй пилот.
В целом профессия летчик подходит не каждому человеку, а только тем, кто обладает выдержкой, отличается спокойствием, в нештатной ситуации остается с ясным рассудком. Летчик должен обладать высоким уровнем интеллекта и отличной памятью, хорошим зрением и безупречным физическим состоянием. Хорошее зрение летчика предполагает точный глазомер и способность на протяжении долгого времени выполнять одни и те же действия. Данная профессия противопоказана людям с нарушением работы вестибулярного аппарата, нервозностью, психическими и сердечными заболеваниями.
Личностные
К пилотам любых летательных аппаратов предъявляются не только профессиональные требования, но и личностные качества. Руководство, приняв на работу стажера, внимательно изучает его характер, так как оценка эмоционального состояния является одной из ключевых для официального трудоустройства молодого специалиста.
Далее прилагается основной перечень личностных качеств, требуемых к каждому летчику:
- концентрация;
- быстрая реакция;
- любовь к высоте;
- отсутствие клаустрофобии;
- лидерство;
- аналитическое мышление.
Профессиональные
Крайне важным считаются профессиональные навыки летчиков:
- понятие тонкостей механики и электротехники;
- знание инженерной графики;
- понимание радиоэлектронных устройств;
- обустройство аэродромов, аэропортов и посадочных полос;
- конструктивные особенности летательных аппаратов;
- теория и практика в области авиационных двигателей;
- знание автоматизированных контроллеров летных судов;
- знание организационных моментов воздушного движения.
Вам также будет интересно
Редакция Без Сменки
30 ноября, 2021
1 мин
«А ты точно географ?» Проверьте свои знания стран и их столиц
Уверены, вы с ходу назовете столицу Италии и знаете, что официально главный город США — Вашингтон…
1405
Вера Золотарева
24 мая, 2023
1 мин
Самые сложные задания в ЕГЭ 2023 по профильной математике
Математику сдают все. Самые бесстрашные сдают профильную математику. Рассказываем, каким заданиям…
4607
Редакция Без Сменки
15 сентября, 2022
1 мин
Аналоги ЕГЭ: как сдают экзамены в разных странах мира
Где проводят самый сложный ЕГЭ, а где его сдавать вообще не обязательно, как страны борются с…
1455
Александра Чернышева
04 августа, 2023
1 мин
5 востребованных сфер, где нужны дизайнеры
Рассказываем о популярных специальностях в сфере дизайна: что нужно делать, сколько зарабатывают…
437
Анастасия Воронова
14 марта, 2022
1 мин
Как сдать ЕГЭ по истории на 80+ баллов
«До экзамена осталось три месяца! Что делать? Я ведь так и не понял в чём разница между «вотчиной»…
3019
Редакция Без Сменки
29 октября, 2022
1 мин
Хорошо ли вы знаете наших преподавателей?
Уф, настало время викторины на знание преподавателей Вебиума! Эта схватка будет легендарной — мы…
618
ТОП 5 ВУЗов гражданской авиации России
Гражданские лётные учебные заведения подготавливают специалистов в сфере авиапромышленности и грузоперевозок. Так как технологии в области авиастроения постоянно усовершенствуются, то студенты должны пользоваться новыми методами учебы, а работники этих сфер – постоянно повышать квалификацию.
Московский авиационный институт
Головное отделение МАИ находится в Москве, филиалы располагаются в значимых для авиа-и ракетостроения городах:
- Жуковском,
- Ступино,
- Химки,
- Ахтубинске,
- Байконуре.
В учебном заведении осуществляется полный цикл подготовки специалистов, начиная с предуниверсария (профессионального обучения школьников 8-11 классов) до курсов повышения квалификации, профпереподготовки.
Студентам, кроме теоретической подачи знаний, доступны методы практической подготовки. Для этого на базе университета оборудованы натурные образцы авиатехники (самолеты, вертолеты, ракеты), ряд авиатренажеров и специализированных систем, лаборатории, особое программное обеспечение.
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Учебное заведение располагается в Москве, филиалы – в городах Иркутске, Ростове-на-Дону, Егорьевске (Московская обл.), Кирсанове (Тамбовская обл.), Рыльске (Курская обл.), Троицке (Челябинская обл.).
Программы обучения соответствуют стандартам европейских требований к специалистам. На базе университета ведётся педагогическая, научно исследовательская деятельность.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Учебное заведение имеет сеть филиалов, находящихся в городах Бугуруслан, Выборг, Красноярск, Хабаровск, Якутск, представительства в Иркутске, Минеральных водах.
Специальности распределены на 4 факультета:
- летной эксплуатации,
- инженерно-технического обеспечения полетов,
- управления на воздушном транспорте,
- гуманитарный.
На базе университета ведётся научно-исследовательская, педагогическая деятельность, развито международное сотрудничество. На территории головного отделения действует Музей гражданской авиации.
Университет аэрокосмического приборостроения
Учебное заведение расположено в Санкт-Петербурге. В его структуру входят 12 факультетов, Военный учебный центр, филиал в Ивангороде. Научная деятельность ВУЗа в сфере аэрокосмических технологий, радиотехнике, связи, энергетике имеет практическое направление, реализующееся на профильных российских предприятиях.
Университет принимает участие в международных конференциях, проходящих на его территории. В распоряжении учащихся находятся ресурсы библиотеки ВУЗа, доступ к обучающим порталам.
Ульяновский институт гражданской авиации им. В.П. Бугаева
ВУЗ находится в городе Ульяновске (Ульяновская обл.). Его филиалами являются лётные училища в городах Красный Кут, Сасово, летно-технический колледж в Омске.
В структуру института входят:
- авиационный учебный центр,
- метеорологическая лаборатория,
- научно-техническая библиотека,
- Музей авиации.
Хорошо развито практическое обучение в сфере гражданской авиации, безопасности полётов, авиатопливообеспечения, организации авиаперевозок.
Заключение
Для того чтобы исполнить свою мечту, сев за штурвал воздушного судно, к сожалению, мало одного лишь желания. Кандидат в летчики должен обладать отменным здоровьем и иметь возможность проходить медицинские обследования, из года в год подтверждая свою способность к управлению летательным аппаратом. Финансовый вопрос также немаловажен, ведь полная стоимость обучения на частного летчика зашкаливает за несколько сот тысяч рублей.
Однако если возможности и тяга к небу позволяют, ничто не мешает пройти спецподготовку и, налетав нужное количество летных часов, сдать экзамены и получить свидетельство пилота-любителя государственного образца, дающее право подниматься в воздух на законных основаниях.