35 главных храмов москвы

Церковь, что означает это название?

В словаре Фасмера Макса

це́рковьж., род. п. це́ркви, народн. це́рква, укр. це́рква, блр. це́рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве ἐκκλησία, ναός (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ́ква, че́рква, сербохорв. цр̑ква, словен. cèrkǝv, польск. cerkiew, н.-луж. сеrkеj, полаб. саrḱоi, саrḱеv. Отличный хронологический слой представляют чеш.-цслав. циръкы, род. п. -ъве (Киевск. листки, Рs. Sin.), др.-словен. circuvah, местн. мн. (Фрейзинг. отрывки), чеш. církev, в.-луж. суrkеj.Источник предполагают в гот.-арианск. *kirikô «церковь» (Бернекер I, 132; Уленбек, AfslPh 15, 484; Стендер-Петерсен 424 и сл.) или в др.-бав. kirkô – стадия, предшествующая д.-в.-н. chirihha (Шварц, AfslPh 40, 288 и сл.; 42, 305; Рудольф, ZfslPh 18, 266; Нахтигал, Starocerkv. Štud. 67; Брюкнер 59). Источником герм. слов является греч. κυρικόν из κυριακόν (Кречмер, КZ 39, 542 и сл.; «Glotta» 26, 63 и сл.; Клюге, РВВ 35, 125 и сл.). Исторически более оправданная д.-в.-н. этимология сопряжена с бо́льшими фонетическими трудностями, чем объяснение из гот.; см. Стендер-Петерсен, ZfslPh 13, 250; Миккола, Мém. Sос. Néophilol. 7, 271; Мейе – Вайан 78. Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа или др.-сканд. *kirka, вопреки Кнутссону (GL 62), Мейе (RS 2, 69); см. Кипарский 246. Точно так же неприемлемо толкование как заимств. через народнолат. *суriса, вопреки Богачу LF 35, 440 и сл.), Скоку (ZfslPh 2, 398), или непосредственно из греч. κυρικόν, вопреки Богачу (там же). Абсолютно неверно произведение слав. *сьrkу из рум. biserică, вопреки Гуннарсону (Кirсhе, Uррsаlа Univ. Årsskr., 1937); см. Фасмер, ZfslPh 14, 464; Пирхеггер, IF 57, 68 и сл.; Унбегаун, ВSL 38, 135.

История основания

В Евангелии есть эпизод, когда Иисус беседовал со своими учениками, спрашивая их, за кого Его принимают. Отвечали по-разному, и только Петр, отвечая, сказал:

Этот знаменательный эпизод многие толкователи полагают началом новозаветной Церкви.

Однако, есть и другое представление о Церкви, как предвечном Божием определении. Раннехристианский писатель Ерм пишет о ней, что «сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир». По учению святых отцов еще в раю, когда до грехопадения Адам общался с Богом, находился с Ним рядом, беседовал – это была первозданная Церковь.

Господь дал обетование – Завет — людям, потерявшим рай, вел и воспитывал Свой народ в Ветхозаветном вертограде богообщения. И в древней пустыне цвели редкие цветы богоискания, как поется, в «языческой неплодящей церкви». Пройдя долгий путь, полноты Церковь достигла только с момента Боговоплощения. Господь Иисус Христос осуществил ее в своих учениках в Пятидесятницу.

История христианской церкви началась со схождения Духа Святого на апостолов во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме. Сказано, что в тот день, после Петровой проповеди крестились три тысячи мужчин и женщин. Так родилась первая христианская община.

Несмотря на гонения первых веков, христианская церковь быстро распространялась по всем языческим странам, окружавшим святой город Иерусалим. Апостольской проповедью, трудами, кровью и потом первых учеников все шире раскидывалась сеть Евангелия. Когда-то Иисус обещал им, что они из рыбаков станут «ловцами человеков» — и это исполнилось.

Толкуя 5 главу Евангелия по Луке, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Синагога иудейская трудилась всю ночь и ничего не поймала, ночью было время без Христова света. Пришел Спаситель и по Его слову Петр и апостолы, поставленные на место законоучителей, закинули сеть Евангелия и уловили множество людей. Так много людей, что апостолам пришлось приглашать и еще соучастников — пастырей и учителей церквей.

Церковь как Тело Христово

Церковь есть Богочеловеческий организм – Глава Христос, а люди составляют ее тело. Такое сравнение дает святоотеческая традиция. Как любое тело имеет разные члены и составы, так и в Церкви каждый член имеет свое место.

Святитель Иоанн Златоуст, указывая на тесную связь всего церковного организма, говорит:

И продолжает, указывая на единство тела Церкви:

Таинственное проявление жизни единого Богочеловеческого организма происходит в церкви каждый день. Каждый день в Церкви совершается исполнение всех смыслов — Божественная Литургия. На Литургии святого Василия Великого возносится молитва о единстве:

Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека.

В Церкви не возможно быть умозрительно, в Церкви нужно участвовать в Божественной Трапезе. Только тот, кто реально живет внутри Церкви, открывает для себя самого себя. Апостол Павел наставляет

Эти слова апостола можно отнести каждому к себе и спросить себя: а в Церкви ли я? Не в Церкви как организации, а как в Теле Христа?

Что есть Церковь в понятии христиан

Для христиан Церковь не только строение, которое действительно выделяется в ряду однотипных городских жилых коробок, для верующих это дом Божий. То место, где в единстве, в одной ограде, в одних стенах пребывают все верующие во Христа Господа — люди, любящие Его, и те, кто жив, и те, кто уже отошел в мир иной, и даже Силы Бесплотные, поющие Богу на Небе.

Верующий человек спешит с радостью в церковь, зная, что там соберутся все пред Престолом Божиим – люди и Ангелы, и живые и усопшие, у Бога все живы. Соборная радость церковных праздников несравненно выше светских.

Для христиан Церковь место особого присутствия Божьего, где всегда на престоле зримо находится Евангелие и незримо – Бог Слово Иисус Христос. Церковь несет Свет Христов в тусклые житейские будни, в окружающий мир, засоренный суетой, стяжательством, распрями, задымленный заводскими трубами, прокопченный дымом табака, одурманенный пьянством и другими страстями. Божий Свет исправляет души и все вокруг, наполняя человеческую жизнь истинным смыслом.

Для верующих христиан Церковь – это лестница в Небо, та удобоустроенная дорога, где шаг за шагом, с помощью святых отцов — учителей и наставников, указующих нам впереди Свет Христов, в общении с единоверцами, окормляемые священноначалием, по ступеням Заповедей, мы сможем достичь Рая вожделенного.

Для верующего человека Церковь — место соборной молитвы —

Церковь – есть Невеста Христова. В Священном Писании неоднократно употребляется образ невесты.
— говорит пророк Осия о народе своем, обрученном Богу. Ему вторит Исайя:

Богоизбранный народ, объединенный верой, представляется пророком в образе в Невесты, предуготованной к соединению с Женихом. Продолжая древние пророчества, Апостол Павел говорит, обращаясь к своим ученикам, членам первых христианских общин Коринфа

В Откровении Евангелиста Иоанна Богослова предстает таинственный образ благочестивой жены, как Церкви Христовой:

Муки рождения Церкви Христовой в первые века обагрены реками крови мучеников. Кровь за веру не перестает литься и доныне. Живое тело Церкви на Украине режут коррупционными ножами, рвут на части ослепленные тщеславием, жаждой власти и денег.

Верность Христу и обетование твердой веры изъявляется в образе Церкви как Невесты, обрученная Единственному Жениху, купленная Им великой Жертвой, будет до конца верна Ему.

Почему без Церкви невозможно Спасение

Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:

Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:

В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:

В словаре Ожегова

ЦЕРКОВЬ, -кви, мн. -и, -ей, -ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. лютеранская, англиканская). 2. Православный храм. Каменная ц. Ц. с колокольней, Ходить в ц, 4- Соборная церковь — то же, что церковный собор. || уменью, церковка, -и, ж. (ко 2 знач.), церковка, -и, ж. (ко 2 знач.) и церквушка, -и, ж. (ко 2 знач.). || прил. церковный, -ая, -ое- Церковная литература. Церковная музыка. Церковная служба. Ц. брак. Церковные праздники. Церковные действа (обряды русской православной церкви). Церковная паперть. * Церковный собор — съезд высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления.

Признаки

В Никео-Цареградском исповедании православной веры в его девятом догмате поем – верую: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Единство Церкви – величайшая ценность. Христос пришел соединить человека с Богом и всех людей во Христе Иисусе. Он пришел восстановить Богом данное единство, нарушенное грехом, гордостью и себялюбием. В Церкви происходит восстановление единства, объединение всех, в соединении со Христом в преломлении хлеба и в благословении вина.

Обретая единство с Богом, члены Церкви обретают и единство друг с другом. Христос говорит нам:
Надо помнить, как наши церковные взаимоотношения влияют на отношение к церкви остального мира. Нас оценивают из-за ограды.

Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего. Великое благо и дар прикоснуться к этой Любви. Иоанн Богослов — Апостол Любви говорит:

Как же надо каяться, если вместо этого среди нас на приходах возникают всякие трения, недовольства, оговоры, пересуды, рознь и, прости Господи, даже вражда. Надо каяться и молиться, чтобы Господь не отнимал от нас великого сокровища единства в Его любви.

Церковь Святая, потому что она есть установление Божие, глава ее Сам Иисус Христос. Святость есть свойство Божие. Посторонние часто упрекают церковных людей в каких-то грехах, мол, в церковь ходит, а то-то и то-то делает, какой нехороший. В церкви безгрешных нет.

Церковь есть врачебница, а в лазарете и раны, и гной, и запах. Но

Церковь свята не потому, что состоит только из святых и праведников. Христос исцеляет наши болезни, Им мы не только преображаемся, но и обоживаемся. Через Него наша Церковь соделывается «причастницей божественного естества» (2Пет.1:4). Церковь Свята, потому что свято, без изменений хранит учение, данное Им, потому что в ней действует Святой Дух. «Кроме Церкви негде взять святыни», — говорит Святитель Димитрий Ростовский.

Соборная – это особая характеристика нашей православной Церкви. Церковь называется соборной или вселенской (кафолической), потому что для нее нет границ, он несет Свет спасения всем, без различия национальностей. В нашем понимании соборность отличается от кафоличности.

На западе слово кафолическая понимается как всемирная, а в переводе Кирилла и Мефодия, на славянском языке появилось понятие соборная, что точнее выражает существенное качество православной Церкви. Мы понимаем, что соборность стоит на Троичности — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, Три Личности, но Единое Существо.

Это триединство — великая Тайна, приоткрывающаяся нам в Любви. Предвечный Совет дает образ Собора – как совета, и определяет бытие Церкви – соборное в совете и любви. Ангельский Собор славит Бога на Небе, а на земле для людей учрежден Божественный союз любви – соборная Церковь. Власть в Церкви принадлежит Соборам, Первоиерарх избирается соборно.

Святитель Кирилл Иерусалимский оставил нам поучение о соборности Церкви:

Церковь Апостольская, потому что началась с апостольской проповеди.

Куда бы ни приходили апостолы – везде исправлялись нравы, исцелялись больные языческим дурманом люди, и создавалась христианская община, которая становилась потом поместной церковью. Апостолы передавали своим последователям и ученикам не только свою веру, любовь к их Божественному Учителю, но и святые наставления, уроки жизни, воспитывали в благочестии, учили молиться.

Апостолы передали дальше и дар Духа Святого, полученный в огненных языках. Они через возложение рук поставляли на служение смотрителей — епископов, или блюстителей за соблюдением жизни по вере, порядка в общине, и за совершением Святых Таинств, рукополагали пресвитеров, которые вслед за ними все дальше несли Евангельскую весть, проповедуя Воскресение.

Апостольское преемство в нашей Святой Церкви не прекращается с первых апостолов и никогда не прекратится. Церковь и до ныне свято исполняет заповедь Христову:
, продолжая апостольское служение.

В словаре Даля

м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского
богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного
дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви
антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Пойдем в церковь! — «Вишь,
грязно!» — Ну, в кабак! — «Уж разве как-нибудь под забором пробраться».
Соборная церковь, собор, бесприходная и главная. Сельская церковка.
Развалившаяся церквишка. Огромная церквища. Близко церковь, да далеко от
Бога, говорится о попе; здесь винит. пад. вместо родит. близко церкви.
Дома спасайся, а в церковь ходи. Не грози попу церковью: он от нее сыт
живет! Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит. |
Общество одноверцев, единоверцев, одноисповедников, одной христианской
веры и самое исповеданье, вера. Церковь соборная, вселенская, общая
христианская, до раздела на исповеданья. Церковь восточная, греческая,
православная; — западная, католическая, римская. Церковь языческая,
церк. из обращенных язычников образованная. Церковь царская, стар.
ружная. — крестовая, в архиерейском доме. — походная, шатер, намет.
Церковный, к церкви принадлежащий, относящийся. Церковная утварь,
ризница. — ограда, земля. Церковное пение, служба, обряды; — праздник, —
звон, благовест. Церковный, в виде сущ. или церковник, церковница,
причетник и жена его; человек духовного звания, но не посвященный в сан.
| Ниж.-сем. сын церкви, православный и единоверец, не раскольник, а
посещающий церковь или прихожанин. | Церковник (в цвету), рогульник (в
семенах), растение Pedicularis; его в Троицын день набирают в церковь
пучками, твер. Церковников, церковницын, что лично их; церковничий,
церковнический, к ним относящ. Церковность ж. церковный быт, порядок и
обряды служенья; | принадлежность кого к церкви. Церквище ср. языческий
храм, требище, капище, идолище. Церквища, увеличит. Церковище ср. твер.
место срытой церкви, где обычно на месте престола ставится часовня.
Церковнослужитель, причетник, дьячок, пономарь, звонарь;
церковнослужительница, просвирня; церковнослужителев, что лично его;
церковнослужительский, к ним относящийся.

Почему ЦЕРКОВЬ?

Многие люди сегодня рассматривают церковь только как здание. Но это не соответствует библейскому пониманию церкви. Слово «церковь» происходит от греческого слова «экклесиа», определяемого как «собрание» или «созванные». Основное значение церкви – это не здание, а люди.

Евангелие от Матфея 16:18-19: » и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.»

Слово «церковь» встречается в Новом Завете более 60 раз. Оно означает просто «созванные». Считается, что корни этого понятия — в форме правления в древней Греции. Каждое поселение или город имело своих представителей в общегосударственном правлении. Когда намечалась общая встреча, эти представители созывались для совместного решения вопросов и называлось это собрание «екклезия», оно  не имело религиозного значения. Как, впрочем, и другие религиозные термины: пресвитер — старейшина, епископ — наблюдатель.

1. Всемирная церковь состоит из людей, которые имеют личные отношения с Иисусом Христом. Текст в 1 Коринфянам 12:13 гласит: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих». Мы видим, что каждый верующий является частью Тела Христа. Истинная церковь Бога – не конкретное церковное сооружение или деноминация; всемирная церковь Божья – это все те, кто получил спасение через веру в Иисуса Христа.

2. Поместная церковь, описанная в Послании Галатам 1:1-2: «Павел Апостол… и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским». Тут мы видим, что в провинции Галатии было много церквей – это мы и называем поместными церквями. Баптистская, лютеранская, католическая церковь и др. не являются церквями во всемирном значении, а скорее поместными церквями. Всемирная церковь состоит из тех, кто поверил во Христа как своего Спасителя. Этим членам всемирной церкви следует искать братские отношения и наставление в поместных церквях.

Итак, церковь не является зданием или деноминацией. Согласно Библии, церковь – это Тело Христа, т.е. все те, кто поверил в Иисуса Христа как Спасителя (Иоанн 3:16; 1 Коринфянам 12:13). Члены всемирной церкви (Тела Христа) находятся в поместных церквях.

Почему «РОСА»?

«В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» — Псалтирь 109:3

ЦЕРКОВЬ — это люди, находящиеся в уделе Божьем, то есть находящиеся во владении Бога, которых Бог учит и которыми руководит.  Это люди, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы, и в устах их нет лукавства, они непорочны перед престолом Божиим.

ЦЕРКОВЬ — это те, которых Бог отделил от мира и которые не имеют ничего общего с миром.

ЦЕРКОВЬ — это те, которые не посчитались со своей жизнью, для которых жизнь — Христос или Мессия, а смерть — приобретение, которые не возлюбили души своей даже до смерти!.

ЦЕРКОВЬ — это «новое творение во Христе».

ЦЕРКОВЬ — это «те, кто отверг себя, чтобы быть учениками Христа». Потому, что Христос сказал: «Кто не отвергнет себя, не может быть Моим учеником».

ЦЕРКОВЬ — это «Тело Христа, соединенное самим Богом в одно Тело».

ЦЕРКОВЬ — это «торжествующий собор (собрание) святых и праведных первенцев, написанных на небесах».

ЦЕРКОВЬ — это «духи праведников, достигшие совершенства» Евр.12:22-23.

«И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых» Михей 5:7

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: