Есть ли сатира в романе обломов

Есть ли сатира в романе и.а. гончарова «обломов»? - по русскому языку и литературе

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Комический эффект в сценах и диалогах

Одна из ярких комических сцен, которая заслуживает внимания, это сцена, где Обломов решает прогуляться по Петербургу вместе с своим другом Захарием. В этой сцене автор осмеивает пассивность и беспечность Обломова, который не способен принять решение, куда именно пойти, и полностью зависит от Захария. Это создает комическую ситуацию, где Захарий становится просто «путеводителем» для Обломова, который не может самостоятельно принять решения даже в такой незначительной ситуации.

Диалоги также являются важным средством передачи комического эффекта в романе. В одной из сцен Обломов обсуждает свои планы с другом Алешей. Обломов уверен, что у него всё получится, но все его планы кажутся нелепыми и нереальными. Друг Алеша пытается развить диалог и указать на недостатки планов Обломова, но тот настолько уверен в своей правоте, что фразы Алеши выглядят смешными и бессмысленными. В этом диалоге автор подчеркивает неадекватность мышления Обломова и создает комический эффект.

Другой комический момент в романе — это диалог между Обломовым и главным героем Ильей Ильфомичем. В этой сцене Обломов пытается вести разговор на высоконравственные и философские темы, но его ответы и высказывания полны банальностей и ничего нового. Это создает комическую ситуацию, где Обломов пытается показаться умным и развитым, но его речь отличается отсутствием глубины и оригинальности.

Сцена/Диалог Комический эффект
Прогулка по Петербургу Обломов зависит от Захария и не способен принять решения.
Обсуждение планов с Алешей Обломов упрямо уверен в правильности своих планов, но они кажутся нелепыми.
Разговор с Ильей Ильфомичем Обломов пытается выглядеть умным, но его высказывания лишены глубины и новизны.

Комический эффект в сценах и диалогах в романе «Обломов» является одним из главных приемов создания сатиры. Автор использует смешные ситуации и нелепые диалоги, чтобы подчеркнуть особенности главного героя и его нежелание принимать решения и активно действовать.

Роман Обломов, история создания

История создания романа начинается в середине 19 века, когда Иван Гончаров начал работать над концепцией своего нового произведения. Основным вдохновением для писателя стали его собственные наблюдения за реальными людьми и ражданским обществом того времени.

С помощью своего романа Гончаров хотел показать пороки общества и человеческую лень, которая приводит к «обломовщине» – пассивности и бездействию. Главный герой романа, Обломов, стал символом этой бездеятельности и показал всю трагичность такого образа жизни.

Создание романа Обломов было долгим и трудным процессом для Ивана Гончарова. Он внимательно изучал своих современников, проводил глубокие анализы самого себя и множество раз переписывал и редактировал текст своего произведения.

Однако, труды Гончарова были вознаграждены, и роман Обломов стал настоящим шедевром русской литературы

Писатель сумел создать яркую и правдивую картину жизни своей эпохи и привлечь внимание общества к важным социальным проблемам

Преувеличение недостатков героев

В романе «Обломов» И.А. Гончарова автор весьма искусно использует сатирический подход, чтобы выставить на посмешище своих героев.

Главный герой, Обломов, изображен как человек с крайней ленивостью и бездействием. Автор прибегает к преувеличению этого недостатка, чтобы создать яркую карикатуру на поведение героя. Он спит и дремлет целыми днями, не способен совершить даже простые действия, и всегда находится в состоянии полного бездействия. Это чрезмерное подчеркивание лени героя создает комический эффект, вызывая смех и насмешки со стороны читателя.

Еще один герой, Захар Ильич, слуга Обломова, также показан через преувеличение своей негативной черты. Захар Ильич является инертным и спокойным домашним слугой. Он способен провести большую часть времени без дела и без интереса. Используя сатирический подход, автор преувеличивает неэнергичность и характер Захара Ильича, в частности, его способность даже поспать на работе. Такое изображение героя превращает его в постоянный объект насмешек и смеха.

Преувеличение недостатков героев является ключевым элементом сатирического юмора в романе «Обломов». Используя этот прием, автор выявляет и подчеркивает общие вредные черты лени и инертности героев, создавая комическую иронию и делая роман привлекательным и интересным для читателя.

Цель и значение сатиры в романе «Обломов»

Сатира в романе «Обломов» направлена на тонкую иронию в адрес общества, которое слишком зависит от физического удобства, удовлетворения собственных потребностей и отрицает все новые идеи и прогрессивные изменения. Гончаров изображает Обломова как типичного представителя упаднического класса, человека, которому легче отсидеться на диване, чем решиться на действия и достичь чего-то в жизни.

Основной целью сатиры в романе является вызывание у читателя негодования по отношению к лени и бездействию героя. Гончаров показывает, что бездействие Обломова полностью нерационально и позволяет развиваться ряду негативных качеств, таких как апатия, безразличие и даже душевное и физическое затмение. В результате, чтение романа призвано вызывать у читателя чувство отвращения к лености и безучастности, а также мотивировать к активной жизненной позиции и стремлению к личностному развитию и самосовершенствованию.

Сатира в «Обломове» также служит средством для подчеркивания проблем и недостатков российского общества и социальной системы. Гончаров критикует жесткие социальные нормы, которые ставят общество в рамки и ограничивают свободу и независимость человека. Автор показывает, что общество, где страхи и предубеждения превалируют над прогрессивными идеями и индивидуальностью, неспособно преодолеть свои проблемы и развиваться в современном мире.

Таким образом, значение сатиры в романе «Обломов» заключается в вызывании критического осмысления и сознательного отношения читателя к проблемам бездействия и процесса самопознания, а также карикатурного изображение негативных сторон российского общества

Роман Гончарова остается актуальным и сегодня, напоминая нам о важности активной и осмысленной жизни, свободы от бездействия и осознания собственных целей и приоритетов

Игра слов и насмешка

Гончаров также использует игру слов и игру на обратные значения в романе. Название романа «Обломов» ассоциируется с словом «облом», что означает неудачу и разочарование. Таким образом, уже в названии романа автор комментирует характер и судьбу своего героя.

Умело вписывая иронические оттенки в текст, Гончаров создает сатирические сцены, которые пародируют различные стереотипы и привычки своего времени. Роман насмешливо изображает быт русской общественности, их бессмысленные занятия и глубокую самоудовлетворенность.

  • Обломовые привычки: герой чувствал себя комфортно только на своем диване, отказываясь от активной жизни и отвлечений;
  • Избыток ритуалов: режим дня Ильи Ильича наполнен бесконечными часами сна, завтраков, празднеств, которые подчеркивают его бездействие;
  • Философирование: общение героев часто превращается в бесконечные дебаты о смысле жизни, без конкретных действий и результатов;

Таким образом, с помощью сатиры и игры слов Гончаров создает живописную картину общественной деградации, покрывающей Россию после реформ Петра I. Он высмеивает лени и бездействие Ильи Ильича Обломова, а также комментирует насущные проблемы своего времени.

Игра слов и смысловая непоследовательность

В романе часто можно встретить саркастические и пародийные замечания, которые дополняют психологическую аномалию главного героя — Ильи Ильича Обломова. С помощью остроумных и смешных ситуаций, автор передает читателю искаженные образы реальности и придает тексту игровую напряженность. Ворохобрюх (сигнатура Ильи Обломова) рождает веселые и красочные сцены, которые отражают его лень, бездействие и нежелание чем-то заниматься.

Сатирический роман «Обломов» является пиком творчества И.А. Гончарова и стал классическим произведением русской литературы. Прекрасное сочетание юмора, игры слов и смысловой непоследовательности делает текст не только забавным, но и глубоким в понимании сущности общества и человеческого бытия.

Игра слов и смысловая непоследовательность
Одной из главных черт покрученного юмора, присутствующей в сатирическом романе «Обломов» И.А. Гончарова, является игра слов и смысловая непоследовательность. Автор с прекрасной ловкостью и изощренностью использует разнообразные словесные игры, умело играя с иронией и сарказмом.
В романе часто можно встретить саркастические и пародийные замечания, которые дополняют психологическую аномалию главного героя — Ильи Ильича Обломова. С помощью остроумных и смешных ситуаций, автор передает читателю искаженные образы реальности и придает тексту игровую напряженность. Ворохобрюх (сигнатура Ильи Обломова) рождает веселые и красочные сцены, которые отражают его лень, бездействие и нежелание чем-то заниматься.
Сатирический роман «Обломов» является пиком творчества И.А. Гончарова и стал классическим произведением русской литературы. Прекрасное сочетание юмора, игры слов и смысловой непоследовательности делает текст не только забавным, но и глубоким в понимании сущности общества и человеческого бытия.

Сочинение по произведению Обломов

Описывая главного персонажа в своем одноименном романе, Гончаров утверждает, что лежание для Обломова было нормальным и обычным состоянием.

Как же так, почему физически здоровый и сравнительно адекватный мужчина все время лежит? Лежание — образ жизни главного персонажа шокирует читателей. Как можно все время лежать и предаваться мечтам, ничего при этом, не делая, многим из нас непонятно.

Но Обломову комфортно и привычно в подобном инертном состоянии, потому что этот барин чрезвычайно ленив. Он и пальцем не пошевельнет, чтобы хоть что-то изменить или улучшить в своей жизни. Ему лень это делать, ведь гораздо проще мечтать, а повседневные обязанности скинуть на слуг, как скидывают с руки тесную перчатку. Лежать и мечтать — вот что «не тесно» для Обломова. Главный герой романа патологически ленив, и предпочитает не напрягаться. Виною этому тот факт, что он барин.

Обломов барин, у которого есть все для сносной жизни. Ему не нужно трудиться и думать о хлебе насущном. Он даже гордится тем, что никогда в жизни не работал. Иногда он мечтает о том, что все могло быть бы гораздо лучше, о богатстве и развитии своего поместья, но дальше рассуждений и мечтаний в своих стремлениях не заходит. Поэтому все остается, как и всегда, без изменений. И ему нравится размеренное рутинное существование. Ленивый барин даже против того, чтобы ездить в гости, настолько он закостенел в своей привычке лежать лёжмя.

Барин Илья Ильич не стар, и совсем не немощен. Это мужчина, которому от роду чуть более тридцати лет, в самом соку. Корни его инертности идут из детства, когда он, вместе с молоком маменьки, впитал основы бытия Обломовки. Матери удалось убедить его в том, что он барин, поэтому не должен напрягаться, ведь для работы есть слуги.

Однако наш герой не настолько глуп, чтобы не пытаться анализировать события свой жизни и особенности своего характера. Но этот процесс настолько утомляет его ленивый ум, что доморощенный «аналитик» засыпает прямо посреди процесса самоанализа. Обломова утомляет любое полезное занятие, даже чтение.

Создавая такой апатичный персонаж, каким является главный герой романа, Гончаров высмеивал тенденции к «обломовщине» у своих современников. Многие господа в ту пору жили, подобно Обломову. Писатель собрал в персонаже Ильи Ильича все недостатки барина того времени, и ненавязчиво и умело высмеял их. Однако Гончаров наделил своего героя добрым сердцем. Обломов никому за все время повествования не причинят вреда, но и не делает ничего хорошего — он вообще старается ничего не делать.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Образ Обломова в русской литературе

Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал настоящим шедевром русской и мировой литературы. «Обломов» вызвал множество споров и рассуждений на тему того, как опасна бывает для человека лень. Главный герой этого произведения стал своеобразным символом ленивого, вялого и апатичного образа жизни, а слово «обломовщина» плотно вошло в словарь и прижилось в обиходе. Что значит само это слово? Замечание 1

«Обломовщина» — это состояние человека, характеризующееся никчемным, бессмысленным и вялым существованием.

Это слово созвучно с фамилией главного героя и это неслучайно: Илья Обломов на протяжении всего романа был представлен спящим, ленивым, не желающим ничего менять в своей жизни человеком.

Счастлив ли был Обломов в своем состоянии или оно его угнетало? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно прочитать данное произведение. Однако, мнения различны. С одной стороны, Обломов был несчастен – его дела были расстроены, у него не было жены и детей, а свою единственную любовь он упустил. Даже друзья, навещавшие его, ничем не могли ему помочь – в частности потому, что в такой ситуации Обломов должен был помочь себе сам. С другой же стороны, Илья не хотел ничего менять – его полностью устраивал его запустевший дом с паутиной и пылью, вялое существование, смысл которого заключался во сне – у Обломова было все, что нужно ему для счастья – его мягкий диван.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ Обломова в русской литературе 440 руб.
  • Реферат Образ Обломова в русской литературе 280 руб.
  • Контрольная работа Образ Обломова в русской литературе 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Так, мы можем выделить из всего этого характерные признаки «обломовщины» или того, что мешает вести человеку нормальную осмысленную жизнь, навсегда приковывая его к дивану. К таким признакам относится:

  1. Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, тоска и скука от любого дела, даже от того, что раньше приносило удовольствие.
  2. Лень, предотвращающая всякое действие и желание, пресекающая порыв или побуждение в самом зародыше, мешающая творчеству и нормальной жизнедеятельности.
  3. Безынициативность, неспособность справиться с собой и с собственной ленью.
  4. Якобы «гармоничное» состояние, затягивающее в себя, как зыбучий песок, прокарстинация.
  5. Абсолютное отсутствие силы воли, довольствие своим состоянием, хотя есть осознание того, что это неправильно.

Таким образом, эти признаки наиболее характерны для такого понятия, как «обломовщина». Все вышеперечисленные признаки являются, в своем роде, одними из главных качеств, которые высмеиваются в романе – там они показаны читателю с ироничной стороны. Автор как будто бы предупреждает нас о том, что с нами может произойти, если потакать все время своей лени.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Замечание 2

Из всего этого можно сделать вывод о том, что Илья Обломов является в одноименном романе Гончарова своеобразным «антиподом», противоположностью привычного и правильного образа жизни здорового человека. Так, Гончаров представляет нам Обломова, выказывая лень, апатию как один из самых главных пороков человека, с которым тяжело справиться.

Комический эффект в романе Обломов

Роман Обломов, написанный Иваном Гончаровым, пронизан комическим эффектом, который помогает автору нарисовать портрет своего героя и выразить свою сатирическую позицию по отношению к обществу того времени.

Главным источником комического эффекта в романе является ленивый и апатичный образ главного героя, Ильи Ильича Обломова. Его бесконечная нерешительность, постоянное откладывание дел на потом, безделье и бездумное погружение в свои сонные фантазии вызывают смех у читателя. Гончаров размещает Обломова в ситуации, где его бездействие и безразличие к происходящему окружающему миру делают его комической фигурой.

Чтобы усилить комический эффект, Гончаров часто использует диалоги и сцены, в которых Обломов сталкивается с более активными и энергичными персонажами. Например, в сцене, где Обломову предлагают сбежать с ними на охоту, его пассивность и отказ противопоставляются живости и стремлению к приключениям других героев. Это приводит к комическому противопоставлению между Обломовым и остальными персонажами романа.

Сатирический подтекст в романе проявляется в изображении окружающего Обломова общества. Гончаров критикует бюрократическую систему, дворянство и неподвижность русской интеллигенции. В романе появляются персонажи, которых автор представляет как типичных представителей этих слоев общества, их привычки, поведение и взгляды на жизнь становятся объектом сатиры.

Одним из примеров комического эффекта, созданного автором, является сцена, где Обломов пытается встать с кровати и одеться. Его неуклюжесть, медленность и неукладчивость вызывают улыбку и несомненное сочувствие со стороны читателя. В этой сцене Гончаров иронически подчеркивает бездействие и инертность Обломова.

Таким образом, комический эффект в романе Обломов играет важную роль в передаче сатирической позиции автора и характеризует главного героя как символ лени, бездействия и апатии.

Одной из ключевых особенностей сатиры в романе является изображение Обломова — ленивого и безынициативного героя. Автор насмешливо описывает его лежание в постели до полудня, его отсутствие интереса к работе и жизни вообще. Обломов становится символом инертности русского общества того времени, иронично показывая бездействие и неспособность действовать.

Сатира проникает и в образы других персонажей романа. Например, Штольц, герой, который стремится к росту и успеху, но его стремление оказывается пустым и бесполезным. А Штольцева часто изображается как пример высокомерности и губительного стремления к материальным благам. Таким образом, Гончаров критикует не только инертность и безынициативность, но и желание достичь успеха любой ценой.

Также роман «Обломов» содержит сатирическую критику русской интеллигенции

Гончаров насмешливо описывает их бессмысленные разговоры, их попытки показать свою значимость и важность, а также их ничтожность и пустоту. Автор высмеивает взаимоотношения в интеллигентском обществе и отображает глубокий разрыв между обозначаемым ими их статусом и их реальностью

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Обломов»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Обломов»

для самых компанейских —

Главные герои «Обломов»

для самых занятых —

Читательский дневник «Обломов»

для самых любопытных —

Анализ «Обломов» Гончаров

для самых крутых —

Читать «Обломов» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы декабря для 10 класса:

Характеристика Оболдуева

Краткое содержание «Пир во время чумы»

Анна Одинцова

Характеристика Обломова Ильи Ильича в романе «Обломов»

Краткое содержание «Над пропастью во ржи»

Лужин

Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова

Мечта и реальность (Преступление и наказание)

Проблематика «Преступления и наказания»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: