Смысл образа Луки
Классик был недоволен получившимся изображением старца. Он вышел из-под пера очень мягким, добрым и располагающим к беседам. М.Горький боялся, что читатель не увидит настоящего смысла созданного им персонажа. Лука бескорыстно помогает людям, пытается их примирить с действительностью. Он останавливает естественное желание человека бороться за свое место под солнцем. Доброта не убивает зло и жестокость. Судьба мягкого человека – это жизнь в вечном рабстве, подчинении сильным.
Классик специально дал старику имя с двойным смыслом: лукавый и чистый. Первое – это значение имени, второе – это апостол Христа. Странник идет по России и передает свои мысли встречным. Он как просветитель, носитель идей особого слоя людей. У них нет дома, семьи, работы. Странствуя по земле, они где-то задерживаются, что-то проходят мимо. Лука не настолько стар, чтобы стать мудрецом, но он много видел и может поделиться своими наблюдениями.
Лука – отличный собеседник. Он понимает с кем и о чем следует говорить. Что это? Врожденная культура или какой-то уровень образованности?
Классик признается, что сам не до конца понял созданный образ. Он получился шире, многограннее, чем планировался. Но в этом, наверное, и смысл персонажа – дать возможность читателю попробовать самостоятельно разобраться в проблемах, которые окружают человека.
Что лучше мечтать или действовать? Чего в жизни должно быть больше: надежд или действий по их реализации? Эпохи меняются, ночлежки исчезают, но проблемы, поднятые автором, остаются.
Биография
Лука — 60-летний старик, странник, который на время останавливается в ночлежке. Он мало говорит о своей прошлой жизни. Не исключено, что он отбывал наказание на каторге в Сибири.
Лишь однажды Лука упоминает о своём прошлом. Он рассказал постояльцам ночлежки о том, как работал сторожем на даче инженера где-то под Томском. Как-то раз дачу решили ограбить беглые каторжники, и Луке удалось их поймать. Однако он не сдал их полиции, узнав, что горе-воры просто хотят есть. Он приютил каторжников, и те прожили вместе с ним на даче всю зиму, а после отправились дальше. Так Лука уберёг каторжников (которые оказались хорошими людьми) от преступления и, возможно, себя от смерти.
В ночлежке Лука становится источником надежды и успокоения для многих её обитателей. Так, он утешает Анну возможностью обретения долгожданного покоя на том свете. Ваську Пепла он уговаривает ехать в Сибирь, чтобы навсегда позабыть о воровском прошлом и начать новую жизнь. А пьяницу Актёра он убеждает в существовании бесплатной клиники, в которой лечат алкоголиков.
Неожиданно для всех Лука покидает ночлежку. Он только дал людям надежду, но не собирается вести их дальше и быть свидетелем последствий. Возможно, странствуя, он спасается от ареста, ведь у него нет документов.
Сочинение 2
Лука является главным героем произведения На дне. Написанное автором Максимом Горьковым. Читатели которые знакомятся с данным персонажем, могут сами заметить насколько он является противоречивым персонажем. На протяжении всего произведения Лука по большинству своему предпочитает солгать нежели сказать истинную правду. Но в тот же самый момент он таким образом пытается помочь другому человеку, оказать своего рода помощь в психологическом плане. Он является человеком который, рассказывает и ведёт речи достаточно неправдоподобные, но несмотря на сказанное все герои произведения с большим интересом и удовольствием слушаю то что он рассказывает.
Максим Горький не раскрывает его биографию, он лишь упоминает о том, что этот персонаж уже на протяжении многих лет путешествует по свету. Вместо того чтобы создать свой дом, он путешествует по свету и останавливается жить во временных помещениях, как их еще называют ночлежки. Его возраст автор раскрывает сразу, называя его пожилым человеком. Во времена его жизни, ночлежки были очень популярны среди людей, у которых не было места, где бы они могли остаться или жить. Так именно и поступал главный персонаж произведения, ему ничего не оставалось кроме как целыми днями путешествовать, а свою ночь проводить под одной крышей с людьми у которых не было дома, в ночлежке.
Лука это старик у которого не было ничего из имущества, однако несмотря на все трудности и преграды жизни, он не потерял жизненного оптимизма и доброты по отношению к людям. Он является сострадательным персонажем с мягким характером. Этому человеку ничего не остается кроме как быть очень религиозным, ведь вся жизни человека оставшихся без дома и имущества, к тому же не имеющего семьи, основывается на вере в Христа. Таким образом у человека появляется надежда на будущее, пусть даже и порой мечтам не суждено сбыться. Во время разговора с другими людьми, он проявляет себя как спокойный человек, который умеет вдумчиво и правильно объяснить свои мысли. Свою жизнь он ведёт последовательно и степенно. Жизнь потрепавшая старика к достаточно зрелому возрасту, даровала ему знания психологии. Таким образом, он мог общаться с другими людьми, исходя из знаний психолога, а также знаний оратора.
Его знания и достоинства можно хорошо увидеть, и оценить в сценах когда он общается с людьми, которые живут в домах которые предназначены для бездомных людей. Однако несмотря на свои знания, ему часто приходится говорить не правду, так как он понимает что многие люди не способны вынести всей той правды, которая существует в жизни.
Истинное лицо старца
Доброта странника меняет окружающую атмосферу. Жалкая ночлежка будто преображается: наполняется светом, теплом. Обитатели сырого подвала живут мечтой. Когда Лука уходит, сказка заканчивается. Вновь столкнувшись с реальностью, ночлежники тяжело переживают крушение надежд. Трагическая смерть актера — доказательство того, что ложь не всегда бывает спасительной.
Главным оппонентом Луки является Сатин. Мужчина считает, что жалость унижает, а ложь вселяет пустые надежды. Только людям легче верить сказкам, чем совершать решительные поступки, пытаясь изменить судьбу.
Что лучше: утешительная ложь или горькая правда? Именно на этот вопрос пытался найти ответ писатель, создавая образ безобидного старца. Неслучаен выбор имени персонажа. Лука — святой великомученик, Лука — лукавый обманщик. Христианская любовь, всепрощение напоминают читателю мудрые заветы Иисуса Христа. Автор заставляет задуматься, дать свою оценку поступкам героя.
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.
Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.
Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.
Вариант 5
Лука – один из главных персонажей пьесы «На дне» Максима Горького. Он – житель ночлежки, мужчина средних лет, со стажем работы в этом заведении. Лука показан как бедняк, но в то же время смекалистый и мудрый человек. Он неприхотлив во внешнем облике, приземлен в своих желаниях и легко адаптируется к окружающей среде.
Жизнь Луки – это ночлежка, его дом, там он проводит большую часть своего времени. Он – это типичный пример обитателя ночного пристанища: бедный, одичавший, постоянно на грани выживания. Вместе с тем Лука является своеобразным лидером и душой этого места. Он служит своим сокамерникам примером силы духа и независимости. Его аура и опыт привлекают окружающих, и они нередко обращаются к нему за советом или помощью.
Лука – человек со своими демонами и муками. Он огорчается, видя несправедливость и жестокость, но при этом критикует себя за свою безучастность. Он скептичен по отношению к людям, имеет циничное отношение, которое помогает ему выжить во всем этом безобразии. Вместе с тем Лука не теряет веру в человечество, и такая его черта привлекает к нему других героев и побуждает их искать поддержку и совет у него.
Лука обладает харизмой и является одним из немногих спасительных островков в этом отчаянном мире. Он обладает способностью видеть в людях искры добра и умеет вдохновлять их на лучшие поступки. Его слова и советы всегда значимы и вызывают отклик у окружающих. Несмотря на свою бедность, Лука умеет отдавать любовь и доброту, и это притягивает к нему других героев.
Характер Луки сложен и противоречив. С одной стороны, он мудрый и опытный, с другой – у него есть некоторая безответственность и безразличие к окружающим проблемам. Лука – это символ жизни на дне, символ выживания в крайне тяжелых условиях. Он показывает, что даже в таком беспросветном положении можно сохранить человечность и достоинство.
Лука – удивительно живучий и сильный персонаж, который продолжает жить и даже ликовать над судьбой, несмотря на все трудности. В его характере сочетается простота и сложность, стойкость и уязвимость. Он – один из тех людей, которые прежде всего борются за свою независимость и готовы идти на многое, чтобы сохранить ее.
Образ Луки в пьесе «На дне» возникает на фоне всего этого мрачного и неприятного мира. С его помощью Горький показывает, что даже в самых отчаянных условиях существует место для добра, надежды и человечности. Лука – это символ света во мраке, который помогает окружающим справиться с их проблемами и найти выход из безвыходной ситуации.
Итак, Лука – это образ мужчины, несущего в себе жизненный опыт и мудрость. Он выступает в пьесе «На дне» как символ выживания и надежды в крайне тяжелых условиях. Вместе с тем Лука – это сложный и противоречивый человек, который борется со своими демонами и надеется на лучшее. Его присутствие в пьесе придает ей глубину и позволяет зрителю увидеть яркий свет среди тьмы.
Мне нравится1.6 k.Не нравится1 k.
Притча о праведной земле
Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля
, где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.
Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.
Жалость к людям или ложь
Истории Луки могут запутать других. Повествование его как будто с намеками, он рассказывает, но не договаривает. Два постояльца (Клещ, Сатин) делают вывод, что старец истины не любит. Горькая правда переворачивает душу, нуждается в действии, а это не всегда заканчивается хорошо. Ложь из сострадания — правда Луки. Отвлечься от страшных реалий помогают красивые сказки. Воздух без правды в ночлежке тяжел, но с ней там жить вообще невозможно. Лучший из вариантов — закрыть глаза на многочисленные проблемы и все так же прозябать в нищете.
Старик влияет на судьбу практически каждого персонажа сочинения Горького, это можно увидеть в таблице, в которой кратко описано его влияние на обитателей ночлежки:
Персонаж | Роль Луки |
Васька Пепел | Рекомендует отправиться в Сибирь, перестать воровать и начать новую жизнь |
Актер | Наврал ему о существовании лечебницы, в которой бесплатно избавляют от алкоголизма, тем самым дав надежду вернуться на сцену |
Настя | Подбадривает ее, верит в любовь со студентом французом |
Анна | Поддерживает, говоря о покое после смерти |
Наташа | Дает совет: отправиться вслед за Пеплом и забыть о семействе Костылевых |
Барон | Верит в его дворянское прошлое |
Характеристика героя
Луку невозможно охарактеризовать как личность. Старичок, тихий, добренький, услужливый, хитрый, скрытный — вот и всё. О себе не рассказывает, другими живо интересуется, на злые слова не реагирует, других не осуждает, даже жалеет: «…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..»
Коллизия интерпретаций его образа в том, что одни рассказы Луки трактуют как разрушительную ложь, другие — как дар надежды.
Про что соврал Лука? Что в Сибири можно начать ? Но так и было: в далёкой и богатой Сибири беглые находили себе и приют, и возможность жить по-другому — земля здесь была свободная и даровая, кто работал — не бедствовал.
Философию Луки объясняет его рассказ о праведной земле, где всё — по уму и справедливости. Пока верил человек в праведную землю — работал, крепился, «духа он не терял». А как рассказал ему учёный, что нет такой земли, так и погиб человек…
( Иван Москвин в роли Луки, с двадцати восьми лет играл роль в спектаклях МХТ по пьесе М.Горького «На дне» )
Лука, много видавший и переживший, верит, что можно спасти добром, добрым и обнадёживающим словом. Но не пустым, а имеющим реальную основу. Только и человек должен захотеть, найти силы спастись.
Лука исчезает, выполнив свою «миссию». Он указал путь — подарил «удочку» голодному. Но его ли вина в том, что «голодный» совершенно разучился что-то делать. И, в общем-то, не хочет.
Ночлежка Горького — это «пещера философов», а не работников. Их не спасёт уже ни жестокая правда, ни мечта. Каждый обитатель «пещеры» получает своеобразное удовольствие от того, как живёт — без дела, без денег, но не голодный и без забот.
2 стр., 762 слов
Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
… Люди, защищающие «горькую правду» или революционные идеи, всегда хотя бы немного ломают себя, или же они уже изначально сломаны. А быть добрым, мягким, человеколюбивым — вполне естественно, поэтому Лука привлекает к себе. Люди … за мечту о хорошей честной жизни в Сибири. Значит, есть в Луке что-то, что заставляет людей верить ему. Лука — удивительный человек. Он улавливает те неоформившиеся в слова …
Анализ характеристик персонажа
Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца
, проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.
От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.
К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова
, каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.
Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками
, отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.
Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.
Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»
Максим Горький пишет свою пьесу «На дне» в 1902. Это время, когда человеческая жизнь обесценивается, когда процветают босяки и бедняки, потерявшие веру в себя и в людей.
Герои драмы – жители костылёвской ночлежки, спившиеся, утратившие надежду люди, которые оказались на «дне» жизни. Живя в одном месте, они не хотят помогать друг другу, всё человеческое эти люди утратили, во многом из-за того, что и к себе хорошего отношения не видели. Ночлежники отвержены обществом. В их жизни нет ни одного светлого дня.
Неожиданно в ночлежке появляется странник Лука. Именно он вселяет в героев крупицы надежды и порождает спор о человеке, о жестокой правде и спасительной лжи.
Лука в переводе – «лукавый», но он ещё и «несёт свет», значит ложь Луки светлая, во имя добра, он сострадает жителям ночлежки и желает пробудить в них лучшие, но скрытые, стороны их натуры. Лука рассказывает истории и притчи, которые напоминают людям то, что надежда, вера в лучшее и вообще мечта есть опора жизни, а если это исчезает, то и человек умирает. Лука как врач, но в больнице неизлечимо больных, он не может полностью убрать боль, но может её уменьшить, заставляя ночлежников мечтать о новой лучшей жизни. К тому же он не разделяет людей на плохих и хороших, для него и люди «дна» — «честный народ»: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают». Все люди изначально одинаково честны и добры, и лишь социальные обстоятельства делают их порочными.
Сначала мы видим Анну, измученную болезнью женщину, которая всем мешает своим постоянным кашлем, даже своему собственному мужу. И Лука становиться её отдушиной на пороге смерти, ему она может выговориться и получить понимание, сострадание. Лука убеждает Анну, что после смерти будет всё хорошо и спокойно, что там она обретёт отдых от несчастий, выпавших на её долю.
В Актёра, спившегося человека, который некогда действительно работал актёром, Лука вселяет надежду в то, что есть лечебницы для алкаголиков. Странник говорит, что, вылечившись, Актер сможет исправить свою жизнь. А когда разбивается хрупкая мечта малодушного Актёра о возвращении на сцену, он вешается.
Настю, девушку «лёгкого поведения» странник утешает, поддерживает. Она мечтает о чистой любви, что абсурдно в её положении. Лука полностью поддерживает Настю, уверяет девушку, что в ее жизни обязательно будет исключительная любовь.
Для Сатина Лука «как кислота для старой и грязной монеты». Лука провоцирует его на размышления о правде и человеке. «Правда – бог свободного человека!» — говорит Сатин. В его взглядах видна позиция автора пьесы, он верит в лучшее, что есть в человеке.
Ваську Пепла, потомственного вора, Лука убеждает в возможности честной жизни.
Лука разговаривает с жителями ночлежки, вселяя в них веру. Он лжет, но делает это во спасение, из жалости к людям. Но Лука мог помогать лишь словами, его «утешительная ложь» только обостряет конфликт. Выйдя в общество, окрылённые его ложью, эти униженные люди столкнулись с суровостью жизни и не смогли подняться. Возможно, они так и не обрели веру в себя, а ведь главное, по мнению Горького, это увидеть в себе человека. Поэтому автор все-таки осуждает позицию Луки и его теорию о «спасительной лжи».
Добрый странник
Таинственная фигура Луки внезапно возникает, неожиданно исчезает. Отсутствует описание прошлого, неизвестно будущее. Есть несколько дней, когда Лука живет среди униженных обездоленных обитателей ночлежки.
Сложно дать объективную оценку характеру, поступкам странника. Одни считают его благодетелем, другие — преступником.
Лука — нищий бездомный старик, скитающийся по ночлежкам. Обитатель «дна». Особенным его делают умение сочувствовать, сострадать, творить добро. Лука несет утешение измученным, отчаявшимся людям. Умирающей Анне рисует картину спокойной загробной жизни. Алкоголику Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице. Поддается убедительным доводам даже бывалый вор Васька Пепел. Собирается уехать в Сибирь начать новую честную жизнь. Находит благодарного слушателя проститутка Настя. Лука серьезно слушает рассказы о большой романтической любви.
Каждый делится своей болью, получая взамен надежду. Тихий голос, убедительная речь, внимательное отношение внушают доверие. Сладкие речи часто лживы. Он считает, что можно обмануть человека, чтобы вселить надежду. Лука уверен: человек нуждается в жалости, утешении.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.
Полное имя — Лука.
Возраст — 60 лет.
Род занятий — странник.
Семья — не указано.
Социальное положение — мещанин.
Происхождение — родом из простого семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — пожилой мужчина с лысиной на голове.
Характер — умный, добрый, сострадательный, милосердный, проницательный, религиозный, красноречивый, убедительный.
Положительные черты — добрый, проницательный, умный, жалостливый.
Отрицательные черты — хитрый, себе на уме.
Произведение — «На дне».
Праповедник
Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.
Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.
Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги
Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку
Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.
1 стр., 409 слов
Если в жизни есть смысл и цель то смысл этот и цель
… реального, настоящего добра в мире становится намного меньше. Если так будет продолжаться и в дальнейшем, доля добра в человеческом мире станет … количество добра в мире. Это и может служить великой целью для всех нас. Невзирая на то, что в современном мире … и прогрессивнее. У нас будут дети и внуки, у них будут свои наследники, поэтому мы должны постараться прожить жизнь так, чтобы сделать их жизнь …
Ложь во спасение или горькая, но, правда?
Лука в пьесе «На дне» своей философией неким образом призывает к христианскому смирению, терпению и чуткости к ближним. Одному из героев он говорит: «Что тебе правда?». Ведь она может стать для тебя как удар обухом по голове.
То добро, что несет в себе этот герой, пробуждает в человеке ночлежки, даже обреченном, желание жить и быть лучше. Но когда старик исчезнет, рухнет и вся жизнь многих людей этого проклятого места.
В заключение темы «Лука: характеристика» («На дне»), надо отметить, что в этом вечном вопросе нет однозначного ответа, однако сам Горький считает, что истина лучше, чем сострадание. Сам автор выражает полную уверенность в том, что спасти человечество поможет только истина и правильное понимание значимости человеческого сострадания.
Лука — персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».
Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.
Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.
Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.
В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой. Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику. Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.
Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.
После убийства Пепла — хозяина ночлежки Костылева — Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.
У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.
Образ героя в произведении
Сложная интерпретация образа Луки — это сложный ответ на вопрос, что надо человеку, чтобы быть человеком.
«Молчать! …молчать о старике!.. Старик— не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!» — так прекращает осуждение Луки Сатин — самый симпатичный, умный и живой из всех обитателей ночлежки.
Его слова можно принять за позицию Горького — так весомо они звучат. Действительно: странник Лука каждому говорил о нём же лучшее, возможное, то, что человек может и должен совершить. И где-то в другом месте слова Луки станут спасением, обретением, а здесь — дно.
Здесь те, кто сам выбрал такую жизнь. Горький с детства знал, что значит быть нищим, без угла и поддержки. И знал, что можно выкарабкаться, потому что сумел.
Потому не стоит обвинять Луку во лжи — он как раз говорил правду о человеке: «Во что веришь, то и есть».
Прав ли Лука? (по пьесе Максима Горького «На дне»)
М. Горький, думается, единственный писатель, который в своих произведениях повествуя о нелегкой жизни людей «дна», рабочих, бедняков, испытал все эти превратности, лишения на себе. Он рано вышел «в люди», пожил среди босяков, прочувствовал их существование. И на основании личного опыта Горький пишет свои произведения, темой которых является нереализованность людей, общественный строй, не дающий нормальному человеку удержаться на поверхности, а упавшему на «дно» – подняться. Пьеса «На дне» интересна тем, что здесь Горький, изображая падших людей, вводит персонажа, помогающего их сознанию пробудиться. Ведь Горький в босяках видел прежде всего людей, имеющий нормальные человеческие мысли, стремления.
Итак, этот персонаж – странник Лука – своим появлением вносит новое понятие жизни и ее смысла. И он, в отличие от Сатина – одного из главных философов ночлежки – не просто «разглагольствует»; он, между разговорами, практически помогает. Конечно, нельзя конкретно говорить, что «ложь во имя спасения» Луки есть спасение (по этому поводу до сих пор ведутся споры в литературе; известно только, что сам Горький выступал против позиции Луки).
Но стоит заметить, что проведи этого странника оказали влияние почти на всех ночлежников. Им стало казаться, что они начинают выбираться из затянувшего их болота. Но им это действительно только казалось. Заслуга Луки в том, что он вселил в них веру в себя («человек – все может…лишь бы захотел…»). Однако нельзя упрекать его в том, что он бросил этих людей, не сделав того, что они от него ожидали, – не вытащив их со «дна». Так разве он обещал это сделать? Он лишь объяснил, что есть другая жизнь, что она им доступна, что им стоит всего лишь начать действовать. Лука рассказал Актеру о бесплатных лечебницах – тот поверил в свои силы, поняв вдруг, что он не один такой, что есть люди, так же пившие и вылечившиеся от этого. И он на какое-то время перестал пить. Только потом он почему-то решил, что без поддержки (т.е. без Луки) он не может удерживаться от пьянства (хотя это на самом деле не так).
Лука успокаивает Настю тем, что не считает рассказы о ее герое из бульварных романов ложью, и она продолжает надеяться и верить в свою выдуманную «настоящую любовь».
Помогая Пеплу сойтись с Наташей, он и ей указывает путь избежания дальнейших побоев сестры, и Пепла направляет по дороге, ведущей прочь от воровства.
Конечно, это все были устные увещевания, действительной помощи они не оказали, да и не могли, поскольку обителям ночлежки было нужно несколько большее – а именно постоянное подпитывание их веры и надежды на лучшее. Один Лука не может спасти всех. С одной стороны, «мы в ответе за тех, кого приручили», как говорил Маленький Принц, герой Экзюпери. И Лука в какой-то степени «приручил» ночлежников, они увидели в нем спасителя, чуть ли не пророка, он бросил в их души живительные семена надежды, и они проросли. Но с другой стороны, как уже было сказано, их нужно было постоянно увещевать, подталкивать вперед – и для их дальнейшего развития не хватало Луки. «Растения» перестали «поливать», и они зачахли.
Итак, слова Луки действительно оказали влияние на ночлежников, но без дальнейшего его участия эти люди не смогли бороться за свою будущую нормальную жизнь. Их кто-то должен был постоянно подгонять, напоминать, что они люди и вполне достойны лучшего. Ниже своего «дна» им, конечно, уже не упасть, но морально они пострадали: многие ожесточились и потеряли былые стремления к лучшему (Клещ, Настя), что произошло после смерти Актера, которая подтвердила для них рассказанную Лукой притчу о праведной земле.
Горький как всегда не делает определенного вывода, предлагая читателю додумать самому. Но одно он отметил точно: «спасительная ложь» Луки ни к чему не привела и никогда не приведет, так как «ложь – религия рабов и хозяев»; она не обеспечит слабому человеку «дна» путь наверх. Это под силу только здравомыслящему человеку, сознание которого не затуманено обманом.