Сочинение подвиг в повести а зори здесь тихие васильева

Сочинение на тему: любовь к родине в повести а зори здесь тихие, васильев. сочинение-рассуждение по повести «а зори здесь тихие… а зори здесь тихие рассуждение

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Популярные сочинения

  • Улица моего детства — сочинение (русский язык 7 класс) Мы живём в новом, красивом, девятиэтажном доме. Вокруг много похожих домов. Двор наш тоже ничем не отличается от других. Посередине двора стоит детский садик, рядом горка и качели
  • Сочинение Никто не забыт, ничто не забыто Мы живем под мирным небом, люди, которые не слышали взрыва снарядов, свиста пуль, никогда не видели войны. Война это очень страшно, потрясения, голод, а самое главное это страх за своих родственников.
  • Сочинение по картине Пустынник Нестерова На картине изображен довольно унылый пейзаж. Стоит поздняя осень. Это можно определить по ветке рябины, что выглядывает справа. На ней красуются яркие гроздья спелых ягод и еще не облетели листья.

2 вариант

Одной из самых увлекательных произведений Б.Васильева, остается произведение «А Зори здесь тихие». Она интересна своими уникальными героями, которые готовы были отдать свою жизнь, ради победы. Эта повесть учит читателя, что такое настоящий патриотизм, мужество и героизм. Описанные события в этой книги не могут оставить равнодушными ни кого.

Основной темой в этом героическом произведений — была месть за свою семью. Это и стало для многих героев произведения основной причиной пойти на фронт.  Их враги отняли у них самое дорогое-близких и родных людей. Поэтому у них не оставалась другого выбора, кроме как идти и мстить подлым фашистам.

К примеру у Рита Овсянина, потеряла на войне мужа. Она пошла добровольцем на фронт, несмотря на то, что у нее был маленький сын. Она вынуждена была оставить его своей матери. Еще одной героичной девушкой оказалась Женя Комельникова, семью которой расстреляли на ее глазах.

Лиза Бричкина, как и многие другие попала на фронт совершенно случайно. Она не имела образование, да и шансов поступить в  учебное заведение у нее не было. Война меняет е судьбу полностью, теперь образование она получает в школе зенитчиц.  Вместе с ней туда попала Соня, она была переводчиком. Но так как людей не хватало, она тоже пошла в отряд зенитчиц.

Лишь одна героиня отличалась от остальных. Галя Четвертак пошла на войну, чтобы всем доказать что может совершить достойный подвиг. Чтобы доказать всем, как сильно любит она Отчизну.

Эти героини, во главе со своим командиром, пошли на  огромный подвиг, который привел к победе над врагами. Они не боялись ни чего, для них это сражение оказалось слишком трудным.  Многие из них погибли. Лиза погибла в болоте, выполняя приказ своего командира Васкова. Соня и Галя погибают от вражеской пули.  Из них выжили только трое, это был командир и Женя и Ритой.  Но и эти героини произведения отдали свою жизнь за Родину. Ближе к концу произведения Васков, берет в плен диверсантов, большую их часть он сразу расстрелял.

Этим произведением Васильев, хотел донести до читателя, что каждый из нас должен помнить подвиги людей, пусть это будет даже самый маленький подвиг. Героизм и мужественность этих героев, не может оставить равнодушными к их судьбе. Каждая из этих женщин, рискуя ценой собственной жизни, внесла огромный вклад в победу над фашистами. Произведение производит огромное впечатление, именно потому, что в него были вложены реальные события Отечественной войны.

«Подвиг человека на войне. «А зори здесь тихие…»»

О жестокости и бесчеловечности войны удивительная повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах и их командире Васкове. Пять девушек вместе со своим командиром идут на встречу фашистам – диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина. Только оказалось фашистов 19 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Васков вместе с девушками идет на задание. Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкини, Женька Комелькова, Рита Овсянина – вот они, бойцы маленького отряда. Каждая из девушек несет в себе какое-то жизненное начало, а все они вместе олицетворяют женское начало жизни, а их присутствие на войне также дисгармонично, как звуки стрельбы на берегу Ферапонтова озера. Невозможно читать повесть без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого. Каждая из девушек могла бы жить, воспитывать детей, приносить людям радость… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни. Женщина и война – понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война – это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б.Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки – впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело – желать кому-то смерти, и совсем другое – самому убить. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился гад…» Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь… Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы. Б.Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, – самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия. Рассказ станинструктора Тамары как нельзя лучше говорит о милосердии наших женщин. Сталинград. Cамые, самые бои. Тамара тащила двух раненых (по очереди), и вдруг, когда дым немного рассеялся, она, к своему ужасу, обнаружила, что тащит одного нашего танкиста и одного немца. Станинструктор прекрасно знала, что если она оставит немца, то он буквально через несколько часов урет от потери крови. И она продолжала тащить их обоих… Сейчас, когда Тамара Степановна вспоминает этот случай, не перестает себе удивляться. «Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасла» – вот так просто и незамысловато объясняет она свой, можно сказать, героический поступок. И нам остается лишь восхищаться этими девушками, которые прошли весь ад войны и не «зачерствели душой», остались такими человечными. Это, на мой взгляд, тоже подвиг. Нравственная победа – самая великая наша победа в эту страшную войну. Все пять девушек погибают, но выполняют задание: немцы не прошли. И хотя их бой с фашистами был всего лишь «местного значения», но именно благодаря таким людям складывалась Великая Победа. Ненависть к врагам помогла Васкову и героиням повести совершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом.

Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце за то, что положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразованного солдата – самый высший человеческий подвиг. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, – за прерванные ниточки человеческих родов. По-моему, каждое мгновение войны – это уже подвиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.

Несколько интересных тем

  • Вид Константинополя при лунном освещении

    Картина написана известным русским художником-маринистом Иваном Айвазовским. Море было его любовью на всю жизнь. Художник много путешествовал. Бывал в Турции, Италии, на юге России

  • Жанр произведения Дубровский Пушкина

    А.С.Пушкин приступил к созданию произведения из жизни помещиков в 1830 году, затем продолжил работу над ним на протяжении нескольких лет. Роман создавался трудно, автор изучал документы,

  • Цитатный план рассказа Уроки французского

    В одиннадцать лет мальчика, героя рассказа, мать отправляет в район для продолжения учебы. Жить он будет у знакомых, питаться самостоятельно. Начинается взрослая жизнь

  • Шолохов

    Биография Шолохова овеяна различными легендами: начиная от сомнительного авторства «Тихого Дона» и заканчивая не поклонением королю Швеции при вручении Нобелевской премии.

  • Савельич в романе Капитанская дочка

    Молодому барину, Петру Гриневу, в качестве слуги, был предоставлен пожилой крепостной – Архип Савельев. Несмотря на второстепенную роль в романе, автор уделяет его описанию много внимания

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть — аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

«Судьба человека»

Тема проблемы мужества — это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество — это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание — смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

Другие сочинения по этому произведению

«А зори здесь тихие…» (отзыв о фильме)«Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (К. Воробьев «Убиты под Москвой», Васильев Б. «А зори здесь тихие»)«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» и В. Быкова «Сотников»)Женщины на войне (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)Мое любимое произведение о Великой Отечественной войне (повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие»)Сочинение о войне по роману Васильева «А зори здесь тихие…»Подвиг человека на войне. «А зори здесь тихие…»Героизм русских женщин (по повести Б Л Васильева «А зори здесь тихие»)«У войны – не женское лицо» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (3)Повесть «А зори здесь тихие…» посвящена героической борьбеЖизнь и гибель пяти девушек-зенитчиц«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)Поэзия подвига и героизма в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»А зори здесь тихие…«У войны не женское лицо…»Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне)Они сражались за Родину (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)Их подвиг бессмертен в памяти народнойРазмышление по сюжету повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»Женщина на войне (по повести Б. Васильева \’А зори здесь тихие…»)Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1)«Совесть благородство и достоинство — вот оно святое наше воинство» (По произведениям Васильева «А зори здесь тихие…» «В списках не значился»)Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева «А зори здесь тихие»«Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (К. Воробьев «Убиты под Москвой», Васильев Б. «А зори здесь тихие» )(1)Жизнь и гибель пяти девушек зенитчиц в повести «А зори здесь»Как измеряется героизм (В.Васильев «А зори здесь тихие…»)Рецензия на повесть Б. Л. Васильева \’А зори здесь тихие…» (2)Рецензия на повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (4)«Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…» (К. Воробьев «Убиты под Москвой», Васильев Б. «А зори здесь тихие» )(2)Цена победы по произведению «А звезды здесь тихие»Женщины русские женщины победившие войну и смертьСочинение-отзыв о повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»Повесть «Завтра была война»Изложение повести Васильева «А зори здесь тихие»Отзыв о произведении Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие»Сюжет повести Васильева «Завтра была война»

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.
  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  1. Героизм, чувство долга. Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
  2. Женщина на войне. В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
  3. Подвиг маленького человека. Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
  4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
  5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении «А зори здесь тихие», остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-«сестричек». Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он «всех пятерых положил».

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Борис Васильев — участник Великой Отечественной войны, талантливый писатель, автор замечательных рассказов и повестей о том страшном времени. В его произведениях, как правило, нет описания крупных военных сражений. Более всего автора интересует психологическое состояние человека, волею судьбы попавшего в круговорот военных действий.

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказывает о далеких событий 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Федот Евграфович Васков, заброшен большой отряд фашистских диверсантов.

Этот факт выясняется почти случайно. Не подозревающий о численности отряда старшина Васков берет с собой пятерых солдат в разведку. Разведка эта поначалу представляется почти формальной. Старшина командует зенитной батареей, которая располагается далеко от линии фронта. Да и все солдаты под его началом — это молодые девушки-зенитчицы. Васков рвется на фронт, пишет начальству рапорт за рапортом, потому что устал он сидеть без дела. Дни старшины проходят в раздражающих его заботах: то разбирайся, почему девушки не в форме, то в расположение взвода не зайди, потому что девчонки кричат, что не одеты. Никакого порядка, одна суета. Даже когда ночью зенитчицы вражеский самолет собьют, то они визжат, обнимаются, то есть ведут себя чисто по-женски, несмотря на то, что они солдаты.

Казалось бы, так и будет жизнь идти неспешно. Но только наступает день, когда старшина становится человеком, принимающим на себя огромную ответственность. Обнаружив в тылу нашей армии подготовленный немецкий отряд диверсантов, Васков понимает, что его главная задача — отвлечь немцев, направить по окружному пути, пока не подойдет помощь, потому что справиться вшестером (когда пятеро — девчонки, и стрелять-то не умеющие) невозможно.

Васков показан в повести как человек высокой ответственности, понимающий, какой огромной важности дело выпало на его долю. С крестьянской основательностью обдумывает Федот Евграфович все свои действия

И мы видим, что этот простой русский человек сумел заставить хорошо обученный фашистский отряд поступать так, как нужно ему, старшине.

Васков отправляет одну из девушек, Лизу Бричкину, за помощью, но вскоре понимает, что помощь эта не придет — девушка не дошла. Его ответственность увеличивается многократно. Он ощущает, что и от его действий зависит сейчас судьба России, и черпает силы в этой вере. «И такое чувство было у него, словно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого — лишь он, враг да Россия».

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. С крошечным отрядом необученных зенитчиц он сумел не только остановить немцев, но и взять их в плен. С горечью и болью повторяет еле держащийся на ногах от усталости старшина: «Пять было девочек, всего пять».

Все, что в его силах, сделал он и для того, чтобы уберечь от смерти своих солдат. Он сроднился с ними за время операции душой и сердцем. По отношению к ним Васков был больше не командиром, а отцом. Но все его усилия, энергия и огромный опыт оказались тщетными. Девушки-зенитчицы гибнут одна за другой.

Лиза Бричкина нравилась ему больше всех, потому что была, как и он, деревенской. Но Лиза дойти не сумела — утонула в болоте. Женька Камелькова — самая бесшабашная, отчаянная и самая красивая из девчонок — погибла, как герой, отвлекая немцев, принимая удар на себя. Испугавшись, глупо погибает Соня Четвертак. Рита Осянина, получив смертельное ранение в живот, понимает, что долго ей не протянуть. Не желая быть обузой Васкову, на котором лежит ответственность за нейтрализацию фашистского отряда, она стреляет в себя.

Каждая смерть этих героических девчонок воспринимается не просто как утрата, а как непоправимое, чудовищное, противоестественное событие. Васильев, видимо, поэтому и выбирает именно девушек в качестве героинь своей повести, чтобы еще ярче подчеркнуть бесчеловечную сущность войны. Ведь гибнут не просто солдаты, а будущие матери, рожденные для мира. Они должны были рожать и воспитывать детей, но жизнь их обрывается, и виновата в этом война. У каждой из них могли бы быть дети, внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества».

Васильев рассказывает в своей повести не о грандиозных сражениях. В центре внимания писателя — маленький эпизод Великой Отечественной войны. Автор убеждает читателя в том, что войну выиграл простой солдат, что исход крупных военных операций зависел от успеха вот таких, казалось бы, маленьких по масштабам действий. Но только потому, что каждый на своем месте выполнял свой долг и чувствовал ответственность перед Родиной, наш народ сумел выстоять в этой войне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: