Какие поджанры есть у хип-хопа
Их очень много. Направления хип-хопа отличаются друг от друга ударными (на какой технике сделаны, семплированы или запрограммированы), семплами, флоу, степенью агрессии и спокойствия, тематикой.
Также есть и региональные школы. Исторически для рэперов важна их территориальная принадлежность. В девяностые рэперы с Восточного и Западного побережья США враждовали, а многие определяли свою самобытность по тому, из какого они города или даже района. Например, из городка Комптона в округе Лос‑Анджелес вышли рэперы NWA, The Game, Kendrick Lamar. Так что в разных городах есть свои стили с уникальным звучанием.
Как слушать рэп — и можно ли его читать, а не слушать
Музыка для рэпа — примерно то же самое, что вода — для рыб. Она задаёт ритм, темп, характер, и у неё тоже могут быть свои «средства выразительности» — изящные инструментальные или вокальные партии, фрагменты чьей-то речи (как у Noize MC* в треке «Всё как у людей»).
Никто не запрещает читать текст, если бит вас отвлекает. А ещё это практично — поначалу скорость или особенности дикции могут мешать восприятию.
В рэпе, как и в любом другом жанре, нужно найти «своих» — тех, кто озвучивает ваши мысли понятным языком. Для этого придётся много слушать, читать и, возможно, задать не один десяток вопросов своему ребёнку. Можно даже попробовать вместе изучать дискографии современных исполнителей. Это будет куда веселее.
*Признаны иноагентами в РФ.
Рэп сегодня
В отличие от западного рэпа, множество направлений которого уже изучены и описаны , русский рэп с трудом поддается классификации (из-за стремительных темпов его развития в России в 2010-х годах). Тем не менее, направления, близкие западным, можно найти и у нас — андеграунд рэп, танцевальный рэп, комерческий рэп, клауд рэп и трилл рэп.
Все жанры русского рэпа можно условно подразделить на две большие группы – жанры «старой» и «новой» школ.
«Новая школа» — это понятие, перевернувшее представление многих о русском рэпе. К ней относятся практически все популярные в настоящий момент направления. В первую очередь «Новая школа» связана с большим прибавлением новичков в рэпе, пришедших на смену старому поколению. Если вы слышите качественные трэповые минуса, взрывной флоу при небольшой смысловой нагрузке, строчки о «траве», сексе, «бабках» и «шмоте», будьте уверены, что это «Новая школа».
Все более ранние направления в истории русского рэпа (андэграунд рэп, танцевальный рэп и коммерческий рэп) можно объединить под названием «Старая школа» .
Рэп в СССР
«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много летЧто это просто невозможно — на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой.К тому же, в нашем языке слишком мало ритма…»
Если в США хип-хоп зарождался как субкультура «негритянского гетто» с агрессивным отношением к белому населению (как и во Франции), в России он сразу становится интернациональной культурой. О том, что русский рэп выражает протест против государства, а не расового расслоения общества, говорит рэпер Василий Вакуленко (Баста): «Мы не темнокожие люди, а белые, но у нас в стране отношение к людям как к черным, а все проблемы при этом — от существующего государственного строя » .
Как и русский рок, возникший в СССР примерно тремя десятилетиями ранее , русский рэп – это музыка протеста. Несмотря на то, что рок и рэп — противоборствующие субкультуры, они имеют не только одинаковые причины возникновения, но и схожие проблемы, например, подражательности (в рэпе она называется байт ). Как и русский рок, русский рэп начинался с подражания западным образцам. Как отмечает бывший участник группы Centr Вадим Мотылёв (Slim), «до нашей страны всё доходит через какое-то время — рэп просто дошел до нас и всё» .
Русский рэп зародился в 1980-е годы с развитием в СССР дискотек. В 1984 с выходом на видеокассетах фильмов «Брейк-данс» и «Брейк-данс 2: Электрическое Бугало» в Россию проникает танцевальная культура хип-хопа, затем увлечение граффити, и, наконец, рэпом. Первый российский магнитоальбом «Рэп» был написан диджеем студенческих дискотек Александром Паком совместно с группой «Час пик» в 1984 году.
Как появился хип-хоп
Это произошло в семидесятых благодаря эмигрантам из стран Карибского бассейна, которые привезли в США культуру уличных вечеринок с огромными динамиками, и MC (master of ceremonie — конферансье), которые общались со зрителями и импровизированно что-то наговаривали поверх музыки.
Диджеи в Бронксе, районе Нью-Йорка, играли в популярных афрожанрах вроде фанка и соула. Однажды они заметили, что танцующие лучше всего реагируют на отрывки песен, в которых звучат только барабаны, — их называют брейками. Тогда диджеи стали с двух виниловых проигрывателей запускать песни и продлевать короткие брейки до бесконечности. Публика танцевала, а затем появились и рэперы, которым было удобно читать под повторяющуюся музыку — никто случайно не перебьёт их партией струнных или гитар.
Существует легенда, что развитию хип-хопа значительно способствовало отключение электроэнергии в Нью-Йорке в 1977 году, благодаря которому афроамериканцы ограбили музыкальные магазины и получили новые драм-машины и семплеры. Однако это почти наверняка миф, а новые технические средства к началу восьмидесятых стали доступны даже беднейшим слоям населения. Благодаря этому начался подъём музыкальной культуры американских улиц.
FAQ по различным типам рэп-музыки
Вам интересно изучать мир рэп-музыки? Ознакомьтесь с этими часто задаваемыми вопросами о рэпе и хип-хоп музыке, чтобы углубить свои знания.
Каковы три типа рэпа?
Существует множество различных стилей рэпа, поскольку этот жанр постоянно развивается. Сам рэп также можно разделить на поджанры трэп-музыки и хип-хопа. Эти различные стили рэп-музыки породили такие поджанры, как гангста-рэп, рэп-рок, ло-фай хип-хоп и другие.
Как называется рэп 90-х?
В 90-е годы существовало множество различных жанров рэпа. Середина 90-х годов часто считается частью золотого века хип-хопа, но в течение десятилетия рэп также развивался в более экспериментальных поджанрах, таких как хардкор, гангста и G-funk.
Каким был первый рэп?
Трудно сказать, когда был создан первый рэп, хотя многие считают коммерческий дебют песни «Rapper’s Delight» группы The Sugarhill Gang первой рэп-песней, прозвучавшей по радио.
Что такое хип-хоп и рэп?
Сочетание рифмы и поэзии с ритмом — это рэп. Хип-хоп — это культура, состоящая из различных частей, таких как MCing, брейк-данс, граффити и диджеинг.
Кто основал рэп?
Рэп зародился в Нью-Йорке в начале 1970-х годов. Артист из Бронкса и диджей Кул Херк считается пионером рэпа, поскольку он исполнял свои произведения, манипулируя вертушками и читая слова в ритм.
В чем разница между рэпом и трэпом?
Рэп — это тип вокального исполнения. Trap — это поджанр хип-хоп музыки с большим акцентом на 808-е, хай-хэты, саббасы. Рэп-музыка включает в себя рэп в качестве вокальной подачи.
Как рэп касается остросоциальных тем
Вопреки расхожему мнению, рэперы говорят не только о деньгах, сексе и наркотиках. Рэп как жанр сформировался в условиях сильнейшего социального неравенства, поэтому рассказывать о боли, агрессии и несправедливости — фактически его жанровая задача. В том обществе, в котором зарождался хип-хоп, рэперы могли заплатить жизнью за свои тексты — настолько острыми были темы, о которых они говорили.
В Россию рэп пришёл позже — он попробовал прижиться в нашей культуре в 1980-х, но что-то пошло не так. Зато попытка во второй половине нулевых была куда удачнее: в это время на российской сцене появились Guf, Баста, «Макулатура», Noize MC*, Oxxxymiron* — список, конечно, неполный. Вместе с исполнителями взрослели и их тексты. Русский рэп прошёл путь от довольно простой любовной «лирики» до серьёзных текстов, которые громко говорят о социальных проблемах и политическом протесте — да ещё и с мощной опорой на философию и классическую литературу.
Старая школа
Андеграунд Рэп
«Потом школа, вонючая форма, драки, клей,Так я становился сильней»
Что это: музыка подъездов, уличной романтики, нелегальных увлечений. У неподготовленного слушателя андеграунд рэп может вызвать отвращение.
Представители: Оу-74, Триагрутрика, ChemodanClan, Ак-47, Centr, Словецкий, 5Плюх и другие.
Самый известный трек: десять лет назад в любом дворе, учебном заведении типа ПТУ, на каждом телефоне можно было найти трэки «Моя игра» Басты и «Ice Baby» Гуфа, которые стали классикой русского рэпа. Можно сказать, что весь рэп вышел из андеграунда.
Исполнители «подпольного» рэпа не стремятся к раскрутке, их не интересует шоу-бизнес, они настроены против массового мнения. В андеграунд рэпе можно увидеть не только музыку заплеванных подъездов, но и своеобразную философию дворов, как, например, в песне ОУ74 «Играет против» («Улица — катализатор мысли, ты здесь — пленник на моменте, выясняется, что твой полёт — это падение»).
На сегодняшний день отношение к андеграунд рэпу изменилось: большинством людей он воспринимается с улыбкой. «Лирика улиц» осталась в прошлом и некоторые исполнители, называющие себя андеграунд рэперами, — Кровосток, Паша Техник, — делают свои продукты намеренно комичными (например, трэки Паши Техника «Нужен Xanax », «Не дури», «Бомжи в грязи» или треки Кровостока «Колхозники», «Биография», «Куртец»).
Танцевальный рэп
«Этот трек не для тверка. Да и похрен! Дискотека!»
Что это: массово популярные треки, часто звучащие в качестве фоновой музыки на вечеринках. Они легко воспринимаются и запоминаются, пишутся под «заедающий» в голове бит и не перегружены философским смыслом. В музыкальном сопровождении песен основу составляют ритм и басовые секции.
Представители: «Грибы», Пика»
Самый известный трек: «Между нами тает лед» группы «Грибы». Особую популярность приобрел благодаря клипу, где десяток человек в балаклавах, ритмично покачиваясь, едут в автобусе.
Коммерческий рэп(поп-рэп)
«Это понты. Это, это понты!Не смотри где я! Лучше смотри где ты!»
Что это: полная противоположность андеграунд рэпа. Говоря одним словом, коммерческий рэп — это шоу. Это весь тот рэп, который звучит на радио и телевидении, и его делают таким, каким его готово принимать общество. Общее мнение относительно этого направления выражает автор статьи интернет-портала «Floy» Леша Горбаш, исключая его представителей из числа рэп-музыкантов: есть каста проверенных временем состоявшихся артистов, есть сложившаяся новая волна, и есть Тимати и Джиган, которых пусть и воспринимают под тегом “хип-хоп”, но к рэпу они отношение имеют только на бумаге » .
Представители: Ярчайший пример коммерческого рэпа — лейблТимура Ильдаровича Юнусова (Тимати) «Blackstar», в который входят: Тимати, Мот, L’One, MC Doni, dj Philchansky, dj Kan, Саша Чест, Скруджи, Kristina Si, Natan. Тимати считается одним из самых успешных рэперов России: миллионные просмотры в YouTube, толпы поклонников, огромные гонорары с концертов. Из трека в трек повторяются плоские темы, выпускаемые продукты рассчитаны на успех у массовой аудитории. Примечательно, что на протяжении более чем десяти лет своей творческой карьеры, музыкант даже не пытается измениться к лучшему.
Аудитория: люди, которые плохо разбираются в рэпе (и, возможно, небольшое количество знатоков-любителей).
Самый известный трек: хиты Тимати «Тантум верде Форте» (рекламный ролик), «Лада седан», «Где ты, где я» совместно с Егором Кридом.
Как хип-хоп стал популярным
Жанр долго выходил из локальных вечеринок. Первые большие хиты появились в середине восьмидесятых, но затем жанр разделился на две части. Были поп‑рэперы вроде MC Hammer или Vanilla Ice, которые получали премии, а их клипы крутили на телевидении. Однако их песни были нейтральными и развлекательными, тогда как суть хип-хопа как уличного жанра продолжала существовать вне популярной культуры.
Суровые рэперы с района, читавшие о криминале, расизме, наркоторговле и политике, были как бы невидимы для радио и телевидения, но их популярность росла и без этого — качество музыки говорило само за себя. В девяностые появилось несколько главных лиц в истории жанра: 2Pac, Notorious B.I.G, Nas.
Революция произошла в начале 2000-х благодаря Eminem и 50 Cent. Их обоих, к слову, продюсировал Dr. Dre. Их песни были не менее жестокими и бандитскими, чем у предшественников, но невероятное продюсирование продало их массовой аудитории. Грязь в текстах, которая раньше отторгала публику, стала модной, и рэперы начали стремительно захватывать хит-парады.
Можно ли разбирать рэп на уроках литературы
Если вы не очень разбираетесь в творчестве Маяковского, вряд ли вы легко отличите рэп-текст от поэтического. Объясняем: первый текст — фрагмент «Бродвея» Маяковского, второй — трека Хаски «Черным-черно», который, кстати, звучит лейтмотивом пушкинских «Маленьких трагедий» в постановке Кирилла Серебренникова.
<<Текст на фоне>>
Если текст хороший, почему бы не познакомить ребят с ним на уроке. Литература — живой организм, который растёт и развивается. Пушкин и Лермонтов хотели стихами достучаться до своего поколения — теперь это делают современные поэты. Не зря рэп называют «поэзией улиц».
Хороший рэп — «умный» рэп. Современный мир требует от хип-хопа не только музыки, которая будет «качать», но и текста, который заставит о чём-то задуматься. Кроме того, рэп — поле для экспериментов. Noize MC создаёт «хипхоперу» с многочисленными отсылками к античной культуре. Oxxxymiron* посреди рэп-баттла зачитывает Гумилёва — сам Мирон Фёдоров, кстати, литературовед из Оксфорда. В текстах Хаски слышны Есенин, Хемингуэй, Булгаков. FACE сетует, что «шутники и юмористы развалили нам страну», а Anacondaz можно смело разбирать на цитаты.