Образы помещиков в поэме
Гоголь иллюстрирует в своем произведении «Мертвые души краткое содержание» не только русский быт и жизненный уклад той эпохи, но и все человеческие пороки. Для этого автор создает образы помещиков провинциального городка, которые встречаются главному герою Павлу Чичикову на протяжении всей поэмы.
Первым герой встречает помещика Манилова. Это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. Но это впечатление обманчиво: на самом же деле Манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. Его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире.
Коллежская секретарша Коробочка другая, можно сказать, она противоположность Манилова. Героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность.
Коробочка — трудолюбивая и добрая женщина, но ее интересы очень уж ограничены. Кроме того, она жадничает даже при продаже мертвых душ: «…я лучше маненько повременю….».
Среди самых неприятных личностей, которых встречает наш герой: Собакевич и Ноздрев. Первый – не доверяет абсолютно никому, а его жестокость и мелочность переходят всякие границы. Он напоминает Чичикову «средней величины медведя». Второй — просаживает все свое состояние на развлечения в сомнительной компании картежников, пьяниц и всякого сброда.
Думаю, самым интересным образом помещика в «Мертвых душах» является Плюшкин. Странного вида человек, похожий то ли на женщину, то ли на мужчину. Его окружает грязь и пыль, весь дом помещика прогнил. Он избегает общения с родными детьми, собирая вместо этого все, что попадется на глаза.
Всю абсурдность происходящего в России того времени Гоголь представил в своей галерее образов. С помощью изображения людских пороков он попытался донести современникам простые истины.
Манилов
У первого помещика нет имени, только фамилия — Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.
Ноздрев
Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.
Таблица «Образы помещиков в «Мертвых душах»
Помещик | Глава, в которой помещик появляется | Характеристика помещика |
Манилов | II | праздный мечтатель, целыми днями ничего не делает, только строит неосуществимые планы |
Коробочка | III | вдова, хозяйственная женщина, посвятившая себя своему поместью. Хорошо умеет продавать и наживаться на этом. |
Ноздрев | IV | кутила, драчун, прожигатель жизни, безнравственный человек |
Собакевич | V | грубый и неуклюжий, полностью соответствует своей фамилии. |
Плюшкин | VI | скряга и скупердяй, главная цель жизни – накопительство. |
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Образы помещиков в поэме «Мертвые души». Здесь дается краткая характеристика каждого из пяти помещиков, встретившихся на пути Павла Ивановича Чичикова.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мертвые души»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мертвые души»
для самых компанейских —
Главные герои «Мертвые души»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мёртвые души»
для самых любопытных —
Анализ «Мёртвые души» Гоголь
для самых крутых —
Читать «Мертвые души» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы декабря для 9 класса:
Сравнительная таблица «Онегин и Ленский»
Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина
Ларины в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Тема любви в романе «Евгений Онегин»
Тема Родины в лирике Лермонтова
Каким должен быть герой нашего времени?
Сочинение на тему «Доброта»
Печорин и Вулич
Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях?
Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»
Мы напишем — Система образов помещиков по поэме Мертвые души Гоголь Н. В.. Подсказки школьнику
В поэме Мертвые души почти половина первого тома посвящена описанию характеристики различных типом помещиков того времени в России. Представители того времени лишены чести и совести, но именно от низ зависит судьба народа.
Первый образ образ Манилова. С самого начала с описания его поместья, раскрывается сущность его характера.
Дом расположен в невыгодном месте, доступном всем ветрам. Хозяйством Манилова не занимается, и оно шло как-то сама собою.
Главными его чертами являются слащавость и сентиментальность.
Он живет мечтами, не знает жизни. Ему нравится жить беззаботно и удобно. Таким образом, образ Манилова типичен для своего времени.
Следующий образ образ Коробочки. По сравнению с Маниловым, она не предается мечтам. Наоборот очень расчетлива, занимается своим хозяйством, Все у нее идет в дело.
Она не хотела продавать души, думая, что они где-нибудь пригодятся.
Ноздрева Гоголь описывает как активного человека … он предлагает вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что хотите. Несмотря на это, никого свои цели он не доводил до конца. Хозяйством он особо не занимался, оно шло как-то само по себе. Также часто его дома ремонтировались, а мебель расставлена кое-как.
Он любит обманывать и жульничать. При игре с Чичиковым в шашки он смог схитрить.
Следующий Собакевич. Представляется нам грубым, неуклюжи человеком. Дома в его деревне неуклюжи, но весьма прочны.
Все в его комнатах, как и он сам неуклюжее. О всех людях он имеет одно мнение: Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.
Последний образ образ Плюшкина. В его образе поднимается тема нравственного падения того времени. Его деревни и усадьба полное разорение, когда-то богатого помещика.
Причиной этого разорения стала скупость Плюшкина. Из-за этого хозяйство пошло в упадок, а сам помещик потерял представление о реальной жизни. Гоголь также показывает его прорехой на человечестве.
Так от героя к герою Гоголь показывает нам одну из трагичных сторон России. Раскрывается картина, как из-за крепостного права, в человеке угасает все человеческое. Все хотят стать богаче. Главное для них было материальное богатство, а не богатство души.
-
Возникновение энергетических систем кратко биология
-
Новогодний утренник в школе сценарий интересный 2020
-
Этические проблемы современной науки кратко
-
День осенних именинников в детском саду сценарий
- Электронные книги в школе закон
Образ Ноздрева и Собакевича в поэме
Н. В. Гоголь вводит фигуру Ноздрева в IV главе. Это бесшабашный молодой человек, игрок и кутила. У Ноздрева нет никаких моральных принципов, поэтому Чичиков не сомневается в положительном исходе своего дела. Постоянные драки и подлые поступки определяют характер Ноздрева
Этот персонаж не уделяет внимание своим детям, а собак и волчонка, поселившегося в его доме, он любит сильнее своих отпрысков
В V главе произведения Павел Иванович знакомится с Собакевичем. Внешне похожий на медведя, он и характер имеет каменный. Михайло Семенович – богатырь, как и все в его поколении. Из интересных фактов его биографии можно отметить, что он никогда не болел и даже один ходил на медведя. И этот сильный, пышущий здоровьем человек оказывается, как и все остальные помещики, мертвым внутренне. За свои «мертвые души» он предложил самую высокую цену, еще и торговался, уверяя Чичикова в качестве своего товара. Его душа, как и у других помещиков, уже умерла, осталась только жажда наживы и беспринципность.
Система художественных образов в поэме
38 предложений/ 473 слова
Поэма «Мертвые души» – одно из лучших творений Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое произведение в русской литературе. В ней автор показал разные стороны русской жизни, начиная от провинциального общества помещиков, и заканчивая картинами Петербурга. Образная система произведения строится на трех основных сюжетно-композиционных линиях: общество помещиков, российские чиновники и образ главного героя, Павла Ивановича Чичикова.
Каждому из помещиков, с которыми сталкивается Чичиков, посвящена отдельная глава. Не случайно они появляются именно в таком порядке. От помещика к помещику все глубже просматривается оскудение человеческой души. Эти персонажи изображены двусторонне: с одной стороны – как они себя видят, с другой – какими они на самом деле являются. Так, например, Манилов считает себя высокообразованным и культурным человеком, а на деле является пустым и праздным мечтателям. Его речь насыщена такими бестолковыми фразами как «какую-нибудь этакую», «в некотором роде» и т.д.
Следующая помещица, Настасья Петровна Коробочка, более практичная и деятельная, но необыкновенно глупа. Когда Чичиков предлагает ей продать «мертвые души», она не хочет этого делать, наивно полагая, что они и ей могут пригодиться в хозяйстве. Далее Чичиков попадает к разбитному помещику Ноздреву. Этот человек тоже деятельный, но его действия не просто бесцельны, а часто оборачиваются бедой для окружающих. Его нельзя назвать мелочным, но он ужасно легкомысленный. Ему и дела нет до собственных детей, а интересуют только азартные игры и пьяные застолья с друзьями.
Сущность Собакевича отражена в его внешности. Человек «с бульдожьей хваткой» и напоминающий «средней величины медведя». Этот помещик расчетлив, сообразителен, но довольно прижимист. С ним Чичиков торгуется о покупке «мертвых душ» дольше всех. Последняя стадия распада человека просматривается в образе соседа Собакевича – Степана Плюшкина. Этот когда-то хозяйственный и практичный помещик превратился в болезненно жадного скрягу. Он не только сам ходит в лохмотьях, но и морит своих людей голодом
Собственно это и привлекло внимание мошенника Чичикова. Для него, чем больше «мертвых душ» в хозяйстве, тем лучше
«Мертвая бесчувственность» присутствует не только в душах помещиков, но и в образах городских чиновников. Их автор описывает не так детально, но некоторые персонажи представляют собирательный портрет всего чиновничества России. Так, например, они ни «толстые», и ни «тонкие». Попадая на солидное место, они становятся «толстыми», а перед лицами, занимающими более высокий пост, кажутся «тонкими». Интересно описан чиновник Иван Антонович, живущий на одних взятках. Этот персонаж готов продать собственную душу, если хорошо заплатят, да души то у него нет.
Своего главного героя Гоголь изобразил предприимчивым, практичным и сообразительным человеком. Он знал с кем и как разговаривать, о чем вести беседу, как добиваться желаемого. В образе Чичикова просматриваются качества, нарождающиеся в новом буржуазном обществе. Это, в первую очередь, беспринципность и эгоизм. Неуемная жажда приобретательства убивает в нем лучшие человеческие качества. Таким образом, знание и сила ему нужны только для того, чтобы совершать свое подлое дело, то есть скупать «мертвые души», которые он впоследствии может заложить за приличную сумму. По задумке автора такой герой должен пройти через путь очищения и возрождения души.
см. также:Другие сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь
Образ Плюшкина в поэме
Степан Плюшкин находится на завершающем месте в последовательности персонажей. Эта фигура олицетворяет собой скряжничество и невероятную скупость. Несмотря на богатства, он ведет жизнь нищего человека, а его крепостные умирают от голода. В закромах Плюшкина полно товаров и еды, которая гниет и ветшает. Внешне этот человек больше похож на старушку-ключницу, чем на обеспеченного помещика. Его владения полностью отражают образ своего хозяина. Все находится в запустении, дома покосились, а крестьяне либо мрут, либо бегут от такого хозяина. Именно у Плюшкина самое большое количество «мертвых душ».
Плюшкин
Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, — с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.
Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.
Образ Чичикова в «Мертвых душах»
Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек.
К тому же его второй натурой стало приспособленчество, для достижения своих мошеннических целей он готов вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.
Н. В. Гоголь коротко показывает читателю, как сформировался характер Чичикова. Уже в детстве он был предприимчив и беспринципен. Его целью была только нажива, нажива любой ценой. Только деньги его интересовали, до людей ему не было никакого дела.
Возможно, он стал таким, поскольку был из достаточно бедной семьи, не имел тогда доступа в высшее общество, а ему этого очень хотелось.
Подрастая, Чичиков сообразил, где можно более успешно заниматься всякими махинациями, и стал чиновником. Это занятие дало ему возможность проворачивать «не очень чистые дела». Чистота дела никогда не интересовала Павла Ивановича, никакими сомнениями он не страдал.
Именно это отсутствие сомнений в своем праве творить все, что хочешь, и делает лицо Чичикова таким гладким и безмятежным. Павел Иванович ведет себя на публике крайне прилично. Гоголь сообщает:
«Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, который когда-либо существовал в свете».
Эта благопристойность – маска, скрывающая истинную натуру Чичикова: натуру хищника, холодного, расчетливого, равнодушного.
Благопристойность Чичикова со стороны читателю кажется какой-то ненастоящей. Он так ведет себя потому, что очень хотел освоить светские манеры, а когда освоил, стал их применять неумеренно.
Манеры уже есть, не хватает только денег. А их Павел Иванович готов добывать любой ценой. Это делает его ещё более опасным. Сам Гоголь считал Чичикова подлецом. И я с ним согласен.
Коробочка
Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.
Собакевич
Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.
Образы Манилова и Коробочки в поэме
Первыми помещиками, встретившимися на пути Чичикова становятся Манилов и Коробочка. С Маниловым читатель знакомится во II главе, а с Коробочкой – в III. После выхода в свет поэмы в обиход входит термин «маниловщина», обозначающий образ тунеядства и праздного безделья. В произведении автор так описывает Манилова: «человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Белокурый и голубоглазый Манилов, с заплывшими от сытости глазками, ведет праздный образ жизни, ежедневно строит множество планов, но ничего не делает для их осуществления. Все его мечты и планы не несут никакой пользы для окружающих. Он мечтает о никому ненужных, бесполезных вещах, например, построить вышку, с которой будет видно даже Москву, или вырыть подземный ход. Всеми делами занимается приказчик, но даже он не знает, сколько крестьян погибло за один год. За внешней приветливостью и обходительностью помещика скрывается равнодушие, поверхностность взглядов и бесхарактерность.
Настасья Петровна Коробочка – единственная женщина, среди тех, с кем Чичикову пришлось иметь дело. Попав к ней случайно, Чичиков узнает, что и у нее можно приобрести «мертвые души». Коробочка оказывается настоящим предпринимателем и дельцом. Она ловко торгуется с Чичиковым за свой «товар» и очень беспокоится, не продешевила ли она. Бывшая секретарская жена, ныне вдова, держит в узде все свое хозяйство в 80 душ. Она и ее крестьяне обеспечивают себя сами товарами своего производства.