Смысл романа
Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно. В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих. Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту. Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ. Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.
Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому
Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола. Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам
Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.
Тема творчества
Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы. Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита. Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.
Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.
Рассуждение
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это произведение, которое на протяжении многих лет заставляет читателей задумываться о смысле жизни, о том, что есть добро и зло, о роли веры в жизни людей.
Главными героями романа стали Мастер и Маргарита. Мастер – это писатель, который потерял свою веру в человека и бога после неудачного опыта написания книги о Понтии Пилате. Маргарита – это женщина, которая любит Мастера и готова на все ради него.
Сюжет романа развивается в двух параллельных мирах: в реальном мире Москвы 1930-х годов и в мире черного искусства, где правят силы зла. В этом мире Мастер и Маргарита сталкиваются с Дьяволом и его свитой, которые приходят в Москву, чтобы посмотреть, как живут люди.
По мере того, как сюжет развивается, Мастер и Маргарита начинают осознавать, что их судьбы связаны с искуплением собственных грехов, а также с тем, что в этом мире есть еще добро и надежда. Каждый персонаж романа оказывается на краю пропасти, но все же находит выход из своих трудностей.
Одним из главных тем романа является человеческая вера и мужество. Мастер не утратил веры в бога, хотя и был разочарован в человечестве. Маргарита, в свою очередь, нашла мужество изменить свою жизнь ради любви к Мастеру.
В «Мастере и Маргарите» Булгаков создал яркий образ мистического мира, который заставляет читателя задуматься о значении жизни и о том, как мы должны жить. Роман по-прежнему остается актуальным и интересным для современных читателей, заставляя их переосмыслить свою жизнь и ценности.
Вариант 6
«Мастер и Маргарита» — очень интересная книга. Она написана в 20 веке и про нее говорят много в литературе. В этой книге происходят странные вещи, которые трудно объяснить. Главные герои — Мастер и Маргарита. Мастер написал книгу про Иешуа, а Маргарита верила в нее. Из-за этой книги Мастер попал в беду. А потом в их жизни произошло много странных и загадочных событий.
Но книга очень толстая и сложная, иногда трудно понять, что происходит. Иногда главы скачут с одного героя на другого, и не понятно, кто с кем и почему разговаривает. Иногда даже не понятно, где происходит действие — в наши дни или в прошлом.
Несмотря на это, я рекомендую всем почитать «Мастера и Маргариту». Это книга, которая заставляет задуматься о жизни, о добре и зле, о вере и ужасах. В ней много интересных идей, и я думаю, что она понравится любому, кто любит читать и думать.
Мне нравится1.5 k.Не нравится954
Образец 4
Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова написан о судьбе художника. Роман включает в себя три мира: евангельский, земной и демонический. Их объединяет образ Мастера, он создает роман о Понтии Пилате. Этот роман не берут в печать. Сам Мастер страдает от этого произведения. Булгаков поставил перед собой цель объяснить ответственность личности за происходящие события в мире.
Начало романа описывает Москву в начале XX столетия. Вдруг тут, в Москве, появился Воланд со своей свитой, которая хочет разоблачать мошенников. Тёмные силы не сея зло, они раскрывают его, они видят его сквозь маски лицемерия.
Мастер разочаровывается в окружающем мире. Его роман не приняло общество. Когда его охватывает паника, он пытается уничтожить свой роман. К образу непризванного героя, привязана влюбленная в него Маргарита, она готова пройти все испытания ради него.
Она успела спасти часть произведения. Маргарита уверена, что роман любимого будет признан читателям, просто ещё не пришло его время. Мастер подарил ей не только любовь, но и смысл жизни. Она стала для Мастера музой, хранительницей его дорого текста.
В свою очередь для Мастера Маргарита стала спасительницей и женским началом, она нужна для вдохновения и спасения в трудные минуты жизни. Она безоговорочно верит в талант своего Мастера. Она пытается помочь любимому и излечить его от сумасшествия. Он находиться в сумасшедшем доме, больной №118 – Мастер. Маргарита договорилась с нечистыми силами, для того чтобы помочь возлюбленному, что бы главные герои были счастливы. Но их уже нет. Их земные оболочки уже мертвы. Когда над городом прошла гроза двоих влюбленных не стало.
Главный герой не смог победить этот мир, но его роман остался, благодаря Маргарите. Он пережил своего создателя. Каждый, кто прочел его, нашел ориентиры для себя, они учат добру, любви, состраданию.
Это произведение знают и за рубежом, оно окутано мистикой, его любят разные люди, но у романа есть и противники, верующие люди, они уверенны, что нельзя в романах описывать нечистую силу и Бола, ставит их вровень.
Роман актуален и сейчас. Произведение написано в ироничной форме, хотя и затрагивает главные проблемы общества.
Главные герои и их характеристика
Иешуа Га-Ноцри (Иисус Христос) — бродячий философ, который искренне уверен в том, что абсолютно каждый человек является добрым. Он уверен в том, что обязательно наступит момент, когда главной чертой человечества будет истина, поэтому в институтах власти просто не будет необходимости. Поскольку он проповедовал, то его обвинили в том, что он покушается на власть Кесаря, и приговорили к казни. Находясь на пороге смерти, герой прощает своих палачей. Он погиб, но так и не отрекся от собственных убеждений, отдал свою жизнь за людей, тем самым искупив их грехи, за это герой был удостоен Света. Автор показывает Иешуа реальным человеком, который состоит из плоти и крови, и прекрасно чувствует страх и боль. В его образе нет ничего мистического.
Понтий Пилат — прокуратор Иудеи, личность, которая вошла в историю. В Библии именно он судит Христа. Он является ярким примером того, что человек всегда стоит перед выбором и несет ответственность за собственные поступки. Когда он ведет допрос пленного, то понимает, что за героем нет никакой вины и, более того, начинает испытывать к нему симпатию. Он даже дает совет Иешуа соврать, тем самым спасая свою жизнь, но проповедник остается непреклонен и от собственных слов не отказывается. Встать на защиту Иешуа Понтий Пилат не может по причине собственной трусости — он опасается за то, что после подобного поступка он может лишиться власти. Это становится причиной того, почему Понтий Пилат поступает не по совести. Он выносит Иешуа смертный приговор, а себе — бесконечные душевные муки, которые порой намного страшнее физических. В конце произведения Мастер дает свободу своему герою, после чего Понтий Пилат и бродячий философ поднимаются по лучу света.
Мастер — творец, перу которого принадлежит роман о Понтии Пилате и Иешуа. Автор умело соединяет в его образе идеального писателе, который буквально живет своим собственным творчеством. Ему не нужны ни слава, ни награды, ни деньги. После крупного выиграла в лотерее, Мастер решает полностью посвятить себя творчеству, результатом которого и стало то единственное, но при этом гениальное произведение. В этот же период времени он знакомится с Маргаритой, которая становится его возлюбленной, поддержкой и опорой. Когда Мастер отдает свою рукопись в печать, на него обрушивается волна критики со стороны высшего литературного московского общества. Он не выдерживает подобного натиска и сжигает свое произведение. После этого героя насильно помещают в психиатрическую клинику. Но его возлюбленная Маргарита идет на сделку с дьяволом, и в конечном итоге освобождает его из заточения. Воланд очень заинтересовался произведением Мастера. После смерти Мастер заслужил покой. Покой, а не свет, как Иешуа, поскольку Мастер предал собственные убеждения и сжег свое творения, тем самым отрекшись от него.
Маргарита — молодая, богатая женщина. Возлюбленная Мастера. Ради своей любви и любимого женщина отрекается от собственного благополучия, идет на сделку с дьяволом. До встречи с Мастером она была супругой очень состоятельного человека, которого никогда особо не любила. Настоящие чувства она испытала только когда встретила своего Мастера, которого сама так и назвала, когда прочла первые главы его гениального произведения. Женщина становится вдохновением для героя, помогая ему творить дальше. На примере Маргариты мы видим настоящую верность, преданность и самопожертвование. Она до конца остается верна своему любимому и его творению. Примером тому является факт, как она с особой жестокостью расправляется с критиком Латунским, который оклеветал их. Она помогает Мастеру освободиться из психиатрической клиники, а также помогает вернуть из пепла его, казалось бы, навсегда утраченный роман о Пилате. Воланд награждает женщину за ее любовь и преданность, и дарит им с Мастером единение и покой — именно то, о чем так мечтала Маргарита.
Вариант 3
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — это произведение, которое оставило неизгладимый след в мировой литературе. Одной из главных тем в этом романе является любовь между Мастером и Маргаритой.
Отношения Мастера и Маргариты были подвергнуты таким испытаниям, которые далеко не все могли бы вынести. Но, несмотря на все преграды и трудности, которые переживали герои романа, они не предали друг друга, храня верность любимому. Любовь Мастера и Маргариты была основана на взаимном понимании, поддержке и уважении. Они были готовы жертвовать своими жизнями ради дорогого им человека.
Анализ причин, по которым Мастер и Маргарита полюбили друг друга, показывает, что их чувства были основаны на их жизненных ценностях, которые были очень похожи. Их общие интересы, желание жить искренней жизнью, быть вольными людьми, стали основой для взаимного притяжения.
Любовь Мастера и Маргариты помогла им преодолеть все страхи и сомнения. Чувства между дали им возможность стать свободными духом
Они понимали, что есть что-то более важное, чем материальный мир, и они готовы были отказаться от всего, чтобы сохранить свою любовь
Кроме того, взаимоотношения между Мастером и Маргаритой были также символом преодоления границ. Эта любовь была опасной в какой-то степени, но она позволила Мастеру и Маргарите преодолеть всё и обрести свободу.
Любовь Мастера и Маргариты также была связана с жертвой и страданием. Оба героя жертвовали своими жизнями ради друг друга. Мастер отказался от своей книги, чтобы спасти Маргариту от гибели, а Маргарита отказалась от своей жизни, чтобы спасти Мастера.
Однако, даже в своем страдании они оставались верны своей любви и принимали свои решения осознанно. Это показывает, что любовь может быть не только источником счастья, но и страдания. Любовь требует жертвы, но, как показывает роман, она также может дать силы преодолеть все трудности и пройти через лишения и опасности.
Итак, можно сделать вывод, что тема любви в романе «Мастер и Маргарита» имеет множество аспектов и глубинных пластов. Любовь Мастера и Маргариты не только дарила им счастье, но помогала им становиться сильнее. Роман «Мастер и Маргарита» показывает, что любовь — это сложный и многогранный феномен, который может изменить жизнь человека до неузнаваемости.
Мне нравится1.3 k.Не нравится555
Вариант 1
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» затягивает читателя своей магией, глубиной, фантасмагоричностью… фантастико-мистическая атмосфера произведения чувствуется практически в каждой строчке. Главная героиня превращается в ведьму, но идет на это только ради великого чувства… Одна из главных тем этого произведения — тема любви Мастера и Маргариты. История их отношений в романе — гимн настоящей любви, которая зазвучала в полную мощь и со страниц романа перелетела в будущие поколения, став легендой.
Это настоящая, жертвенная любовь. Героиня любит всем сердцем, ради любимого она отвергает свою устроенную, благополучную жизнь. Её не страшит бедность. Маргарита Николаевна была рядом с любимым и после «разгрома» его литературными критиками. Здесь будет уместна фраза: «И в горе, и в радости», которая относится к клятве супругов, а никак не к отношениям любовников. Маргарита стала для самого дорогого человека другом, женой, музой. Благодаря ее поддержке он завершил свой роман о Понтии Пилате. Он писал роман, а Маргарита приходила к нему и с удовольствием занималась делами по хозяйству.
Героиня ищет Мастера после того, как он пропадает. Она готова «наступить на горло собственной песне», став королевой на балу сатаны. И пройдя это тяжкое испытание, увидев, наконец, возлюбленного, Маргарита просит Воланда разрешения вернуться в подвал, где остались дорогие ее сердцу воспоминания об их совместной жизни.
Мастер также влюблен по-настоящему. Он хранит верность любимой и дорожит отношениями с ней, но не хочет усложнять ей жизнь, понимая, что не сумеет дать ей всех благ, которых она достойна. Оба героя идут на самопожертвование ради счастья своего избранника. В итоге же они обретают долгожданный вечный покой благодаря милосердию Иешуа, который попросил об этом Воланда.
Настоящая любовь и выпавшие на их долю преграды растрогали Иешуа Га- Ноцри. Воланд выполнил его просьбу.
В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова тема любви чрезвычайно значима. Любовь Мастера и Маргариты была основана на взаимном понимании, поддержке и уважении, а также на общих жизненных ценностях. Эта любовь помогла героям преодолеть свои страхи и сомнения, выстоять в борьбе со всеми недоброжелателями и сложными обстоятельствами.
Булгаков в своем произведении описал всепоглощающую силу роковой страсти, являющейся одновременно и настоящей любовью главных героев. Автор показал читателю огромную мощь великого чувства, которому не страшны никакие преграды: ни обстоятельства, ни бедность, ни даже потусторонние силы. Любовь творит чудеса!
Мне нравится2.6 k.Не нравится1.3 k.
Сочинение по произведению Мастер и Маргарита
Это великое произведение. Его знают и любят за границей, оно окутано ореолом мистики. Этот роман любим многими – абсолютно разными людьми. Я тоже очень люблю это произведение! Впрочем, я знаю, что у него тоже есть противники, особенно ярые христиане, которые считают, что нельзя изображать ни нечистую силу, ни святых с человеческой точки зрения.
Но я считаю, что такая идея (приём, если уж можно так сказать) абсолютно оправдана. Роман захватывает, он полон юмора и философии. Конечно, две части, хоть и вплетены одна в другую, очень отличаются… Тут, возможно, и на контрасте строится всё. Но это не «Война и мир», где я с чистой совестью пропускала страницы войны, тут читаешь всё, хотя часть об Иерусалиме, конечно, написана более строго.
В части о Москве очень много сатиры, которая актуальна, пусть и строй сменился, и время ушло, до сих пор. Может быть, человеческие пороки просто не меняются, точней, лишь меняют форму. Думаю, что это так.
Герои романа очень сильные и интересные, их поведение вполне оправдано с психологической точки зрения, события – очень неожиданные. И ещё прекрасный язык, без слишком долгих описаний. Тут всё гармонично. Рисуются картины, как будто смотришь кино. К слову, кинематографу от этого везёт меньше, ведь читатели так ярко себе уже всё представили, что трудно «попасть». Создателям фильмов трудно угадать с персонажами и так далее.
Мне нравится Маргарита, её решительность, которую она обрела не сразу. Нравится сам Мастер, хотя его часто жаль. Свита Воланда вызывает даже уважение, а сам Иешуа – восхищение. Меня веселят и второстепенные персонажи. Думаю, что Михаил Афанасьевич мастерски создал эти образы, показал их взаимодействие.
Этот роман помог мне полюбить Москву. Именно те улочки, парки, где происходили события. Тот особый дух города… Это не та столица, которая похожа на Нью-Йорк! Теперь, гуляя по Москве, я вспоминаю роман Булгакова. Понятно, что тут и музеи есть его, и памятные места…
Одно из моих любимых произведений. Я его прочла даже до школьной программы. Впрочем, его очень хорошо перечитывать – замечаешь новые интересные детали, больше понимаешь. Мама рассказывает, что в студенческие годы она прочла «Мастера и Маргариту» в копии, написанной от руки. И ей пришлось это сделать за одну ночь, так как на рукопись была очередь. Вот это интерес, любовь народа, о которой можно только мечтать!
Вариант 5
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это не только сатирический, мистический и исторический роман, но и удивительная история о любви двух людей, которые вынуждены бороться за неё.
Мастер — это таинственный писатель, которого никто не знает, а его роман о Понтии Пилате, написанный на фоне личной драмы, превратился для него в тюремную камеру, с одной стороны, а с другой — в оплот свободы. Он любит Маргариту, но не может быть с ней вместе всё время из-за её положения замужней женщины и своей необеспеченности в жизни, как он считал.
Маргарита, в свою очередь, также находится в сложной жизненной ситуации: она вынуждена терпеть, будучи замужем, и этот горький опыт заставляет ее еще сильнее полюбить Мастера и жертвовать ради него всем, включая свою собственную жизнь.
Несмотря на все препятствия, Мастер и Маргарита продолжают быть верными своим чувствам. Их отношения символизируют высшую форму любви, которая не подчиняется никаким правилам и нормам, и которая оказывается выше условностей мира, правил и навязанных стереотипов.
Ни соблазны, которыми пытался искусить Воланд Маргариту, ни писательская слава, которая могла вернуться к Мастеру, если бы только Маргарита попросила ВОланда об этом, не смогли стать ценнее и желаннее для них, чем возможность быть рядом.
Мистическая линия романа, наполняющая сюжет фантасмагорией, невероятными поворотами и превращениями, лишь подчеркивает силу любви Мастера и Маргариты, которую не удается пошатнуть ни обстоятельствам, ни силам зла, ни обществу, ни времени. Через столетия любовь двух героев романа Булгакова становятся олицетворением бескорыстного и глубокого чувства, которое воспевается и в наши дни.
Мне нравится570Не нравится329
На нашем сайте вы можете найти много других сочинений на разные темы. Например: 7 лучших сочинения на тему «Что такое любовь?» (для ОГЭ 9.3), 6 лучших сочинений на тему «Как вы понимаете значение слова жизненные ценности?». Примеры сочинений по Паустовскому (для ОГЭ 9.3), 7 лучших сочинения на тему «Что такое преданность?» (для ОГЭ 9.3) и другие
2 вариант
Михаил Афанасьевич Булгаков за свою жизнь создал множество произведений замечательных произведений. Они завораживают своим сюжетом, заставляют читателя задуматься о вещах, связанных с моралью, обществом и выбором. Итогом жизни писателя стал роман «Мастер и Маргарита», который по-настоящему можно назвать легендарным.
В произведении раскрывается множество проблем и их решения. Здесь можно встретить много противоположностей: добро и зло, любовь и ненависть, разум и безумие, правда и лож. В романе всё является не таким, каким кажется. Воланд, олицетворение самой тьмы, вопреки ожиданиям честен, благороден, справедлив, возможно, и добр. Вместо одного желания Маргариты он выполняет два, говоря, что первое было не для неё. Его придворные также являются «частью зла» только с виду. Они не вредят людям, а наказывают их за аморальность, жадность и лож перед близкими. В романе чётко прослеживается, как происходит возмездие за сделку со своей совестью. Одни лишатся жизни, вторые — рассудка, третьи — головы. Иронично, что практически все, кто попадал под гнев Сатаны, оказывались в одном месте, в «сумасшедшем доме». Этим писатель хотел сказать, что возмездие приходит всегда к людям, совершившим к зло по отношении к другим, их наказание едино.
Проблема любви также поднимается в «Мастере и Маргарите». Она в романе показана светлым и искренним чувством, которому не подвластно время. Маргарита готова на всё ради того, кого любит. Женщина готова продать свою душу Сатане, чтобы хотя раз увидеть любимого человека. Мастер тоже испытывает к ней тёплые чувства. Он не хочет, чтобы Маргарита страдала из-за него, поэтому скрывается в больнице для душевно больных. Это приносит лишь боль обоим героям. Однако в конце произведения пара воссоединяется, обретают «вечный дом».
Роман М.А. Булгакова хоть и является незавершённым, вызывает много эмоций и переживаний у читателей. Автор поднимает значимые для человека проблемы, показывает тёмные стороны души и тайные желания. Он показывает жизнь такой, какая она есть. В заключение, хочется сказать, что настоящим злом в романе являются не Сатана и его приближённые, а люди…
Добро и зло
Добро и зло неразрывны; когда люди прекращают творить добро, на его месте тут же возникает зло. Оно – отсутствие света, тень, приходящая ему на смену. В романе Булгакова две противоборствующие силы воплощены в образах Воланда и Иешуа. Автор, чтобы показать, что участие этих абстрактных категорий в жизни всегда актуально и занимает важные позиции, Иешуа помещает в максимально отдаленную от нас эпоху, на страницы романа Мастера, а Воланда же – в современность. Иешуа проповедует, рассказывает людям о своих идеях и понимании мира, его сотворении. Позже за открытое изречение мыслей он будет судим прокуратором Иудеи. Его смерть — это не торжество зла над добром, а, скорее, предательство добра, ведь Пилат не в силах был поступить правильно, а значит, открыл дверцу злу. Га-Ноцри умирает несломленным и не побежденным, его душа сохраняет в себе свет, противопоставляемый тьме трусливого поступка Понтия Пилата.
Дьявол, призванный творить зло, прибывает в Москву и видит, что сердца людей наполнены тьмой и без него. Ему остается только обличать и насмехаться над ними; в силу своей темной сущности Воланд не может творить суд иначе. Но не он подталкивает людей к греху, не он заставляет зло в них победить добро. По Булгакову, дьявол не является абсолютной тьмой, он совершает акты справедливости, что очень сложно считать плохим поступком. В этом заключается одна из главных идей Булгакова, воплощенных в «Мастере и Маргарите»- ничто, кроме самого человека, не может заставить его поступить так или иначе, выбор добра или зла лежит на нем.
Также можно говорить об относительности добра и зла. И хорошие люди поступают неправильно, малодушно, эгоистично. Так Мастер сдается и сжигает свой роман, а Маргарита жестоко мстит критику Латунскому. Однако доброта заключается не в не совершении ошибок, а в постоянной тяге к светлому и их исправлению. Поэтому влюбленную пару ждет прощение и покой.
Темы и проблемы
В романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает широкий круг проблем, таких как: свобода художника, проблема выбора, понимание добра и зла и тема воздаяния за совершенные поступки.
Булгаков на страницах произведения отразил свои мысли о творчестве. Он понимал, что художник не свободен, он не может творить лишь по велению своей души. Общество сковывает его, приписывает ему определенные рамки. Литература в 30-х годах подвергалась строжайшей цензуре, книги часто писались под заказ власти, отражение чего мы и увидим в МАССОЛИТе. Мастер не смог получить разрешения опубликовать свой роман о Понтии Пилате и о своем пребывании среди литературного общества того времени отзывался как о сущем аду. Герой, вдохновленный и талантливый, не смог понять его членов, продажных и поглощенных мелкими материальными заботами, так и они в свою очередь не смогли понять его. Поэтому Мастер и оказался за пределами этого богемного круга с неразрешенным к публикации трудом всей своей жизни.
Второй аспект проблемы творчества в романе – это ответственность автора за свое произведение, его судьбу. Мастер, разочаровавшись и окончательно отчаявшись, сжигает рукопись. Писатель же, по мнению Булгакова, должен добиваться правды посредством своего творчества, оно должно нести пользу обществу и действовать на благо. Герой, напротив, поступил малодушно.
Проблему выбора отражают главы, посвященные Пилату и Иешуа. Понтий Пилат, понимая необычность и ценность такого человека как Иешуа, отправляет того на казнь. Трусость – самый страшный порок. Прокуратор боялся ответственности, боялся наказания. Этот страх абсолютно заглушил в нем и симпатию к проповеднику, и голос разума, говорящей об уникальности и чистоте намерений Иешуа, и совесть. Последняя мучила его всю оставшуюся жизнь, а так же после смерти. Только в конце романа Пилату было позволено поговорить с Ним и освободиться.
Образ Воланда
Во многом этот герой походит на Мефистофеля Гете. Само его имя взято из его поэмы, сцены Вальпургиевой ночи, где дьявол единожды был назван таким именем. Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень неоднозначен: он – воплощение зла, и в то же время защитник справедливости и проповедник подлинных моральных ценностей. На фоне жестокости, алчности и порочности обычных москвичей герой выглядит, скорее, положительным персонажем. Он же, видя этот исторический парадокс (ему есть, с чем сравнить), заключает, что люди как люди, самые обыкновенные, прежние, только квартирный вопрос их испортил.
Кара дьявола настигает только тех, кто этого заслуживал. Таким образом, его возмездие очень избирательно и построено по принципу справедливости. Взяточники, неумелые писаки, заботящиеся только о своей материальном достатке, работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, бесчувственные родственники, воюющие за наследство после смерти близкого человека,- вот те, кого наказывает Воланд. Не он подталкивает их к греху, лишь обличает пороки общества. Так автор, используя сатирические и фантасмагорические приемы, описывает порядки и нравы москвичей 30-х годов.
Мастер — по настоящему талантливый писатель, которому не дали возможности реализоваться, роман просто «задушили» массолитовские чиновники. Он не был похож на своих коллег, имеющих удостоверение писателя; жил своим творчеством, отдавая ему всего себя, и искренне переживая за судьбу своего произведения. Мастер сохранил чистое сердце и душу, за что и был награжден Воландом. Уничтоженная рукопись была восстановлена и вернулась к своему автору. За свою безграничную любовь была прощена за свои слабости дьяволом Маргарита, которой сатана даже предоставил право просить у него исполнения одного ее желания.
Свое отношение к Воланду Булгаков выразил в эпиграфе: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» ( «Фауст» Гете). Действительно, обладая неограниченными возможностями, герой карает человеческие пороки, но ведь это можно считать наставлением на путь истинный. Он – зеркало, в котором каждый может увидеть свои грехи и измениться. Самая дьявольская его черта – все разъедающая ирония, с которой он относится ко всему земному. На его примере мы убеждаемся, что сохранить свои убеждения наряду с самообладанием и не сойти с ума можно только с помощью юмора. Нельзя принимать жизнь слишком близко к сердцу, ведь то, что нам кажется незыблемой твердыней, так легко рассыпается при малейшей критике. Воланд ко всему равнодушен, это и отделяет его от людей.