Служивый
Перед батюшкой стоит пара нищенствующих: старый слепой солдат-инвалид с орденами на изношенной шинели и мальчик-поводырь в оборванной рубашке… Можно даже подумать, что служивый кое-что видит. По крайней мере, его лицо повернуто в сторону священника. Да и рука у него не «протянута в пустоту». Служанке солдат явно знаком, ибо она даже не раздражена. Скорее испытывает некую неловкость за попрошайку. Более того, оберегает его от ожога и боится, что ненароком столкнёт самовар со стола.
Но это мои домыслы. Обычно искусствоведы об этой картине говорят, что мастер грамотно играет на противоположностях: полноте монаха и истощённости инвалида, зеркальной чистоте сапог и порванной рубахе… При этом никто не отрицает — солдат является профессиональным нищим. Ордена ему служат реквизитом, а мальчик работает поводырём. Так что, тут ещё стоит серьёзно подумать над сюжетом!
Колоритный батюшка
Художник сумел нарисовать довольно колоритного священника. Рыжий, с огромным животом и лоснящимся лицом, того и гляди батюшка запоет псалмы басом! Щёки едва не лопаются, взгляд недовольный, презрительный — кто посмел отвлекать его от приятного чаепития!? А какие у него блестящие сапоги! Сразу понятно — аккуратист!
Он остужает горячий чай в блюдце. Глядя на него, первая мысль, что приходит на ум — он явно не бедствует. Но присмотришься и видишь: перед ним дешёвый стакан с бледным жидким чаем. На краешке стола прямо на скатерти лежит одна баранка и кусочек хлеба. Внизу на земле открытый полупустой дорожный баул, откуда, по всей видимости, достали скромную еду. На краю стола на тряпице кусочки сахара. Разве это можно назвать богатым столом? Да и крест на шее более, чем скромный…
Служанка наливает сырую воду в самовар, который остался пуст после предыдущего гостя. У святого странника столь сильная жажда, что трудно терпеть, пока самовар снова закипит.
Про творчество
Василий Григорьевич Перов – известный русский художник девятнадцатого века, которого очень часто называют «подлинным певцом скорби». Широко известны его картины на тему жизни простых людей: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника», «Охотники на привале».
Небольшое полотно «Тройка» (1866) можно назвать остросоциальным. Рассмотрим работу живописца. Это жанровое полотно. Художник изобразил простой сюжет: ученики мастеровые везут воду. По дороге, проходящей около стены Богородице-Рождественского женского монастыря, двигается странная процессия – три ребёнка впряглись и тащат огромную деревянную бочку с водой. Картина имеет ироническое, сатирическое название. Она называется «Тройка», но изображены на ней не лошади, а дети. Поэтому даже название помогает понять отношение автора к предмету изображения. Мы ощущаем горькую иронию художника по отношению к хозяевам жизни, по воле которых маленькие дети работают, как ломовые лошади.
В центре – мальчик постарше и ростом повыше. Возможно ему лет тринадцать — пятнадцать. Он одет в коричневый потрёпанный армячок, перехваченный по талии ремнём. На шее светлый шарф, напоминающий лохмотья, на голове лёгкая, несмотря на мороз, шапочка. Мальчик согнулся, устремившись всем туловищем вперёд. Через левое плечо у него перекинута веревка, привязанная к бочке. Чувствуется, как руки мальчишки вытягивает груз, как больно плечам ребёнка. Справа от «коренника» — мальчик поменьше, в отцовском картузике, в длинном пальтишке. Через плечо – лямка, какие использовали бурлаки. Ребенок измождён, выбивается из последних сил. Ему каждый шаг уже даётся с трудом – он очень устал. Девчушка слева двумя руками держит лямку. Полы её пальто развеваются при движении — видно ситцевое серо-розовое платьице. Дети сосредоточены на движении, как будто бы смотрят в себя, выражение их лиц отстранённое. Видимо, они тащат бочку в горку — сзади кто-то пытается подтолкнуть её. Бодрым себя чувствует только пёс, бегущий рядом с этой странной тройкой. Зимняя дорога покрыта тонким слоем грязного снега, обледенела. По ней очень трудно передвигаться.
Сгорбившиеся фигурки детей, занимающие центральную часть полотна, вызывают у нас сочувствие. Серые краски создают мрачное настроение. Уже, видимо, вечер, метёт снег. Возникает ощущение конца, безысходности.
Василий Перов талантливо изобразил обычную для середины девятнадцатого века ситуацию. Посмотрев на картину, мы понимаем, что использовать труд детей – это преступление.
Наследник Федотова
Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. К слову, именно после «Чаепития в Мытищах» его стали называть прямым наследником Павла Федотова, но при этом отмечали, что он более искусен в рисунке и технике, нежели автор «Сватовства майора».
Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники» и другие).
Но для всех там он был лишь иностранцем, фиксирующим «разнообразные сценки» жизни чужой страны. Воспроизведение их нравов не даётся ему так же успешно, как изображение родного русского быта. Поэтому Перов принимает решение вернуться на родину, что и делает в 1864 году с разрешения Академии.
Возвращение на родину
Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры. В период с 1865 по 1871 годы создаёт ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. После картины «Проводы покойника» критика и вовсе нарекает художника «Отцом русского жанра».
В 1866 году Перов получает степень академика. В 1870 году становится профессором и преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок и все основные усилия направляет на историческую и мифологическую проблематику. Тогда он рисует две вещи «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Спор о вере». Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах. Лишь Николай Ге сказал о них добрые слова: «Начиная с обыденного жанра, его (Перова) талант развивался, и он поднимался все выше и выше»…
Кроме того, в это время его увлекает портретная живопись. Среди написанных им портретов многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт лиц персонажей. А портрет Фёдора Достоевского и вовсе считается лучшим изображением великого писателя.
Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы — под Москвой) 29 мая 1882.
Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Самой неудачной картиной Брюллова считают полотно «Осада Пскова Стефаном Баторием»»
Наталья Швец
Репродукция картины Василия Перова «Чаепитие в Мытищах»
О персонажах
Говорят, что сюжетом для написания «Чаепития» послужили реальные события, которые Перов часто наблюдал в разных трактирах. Так что эта работа обычная обличительная жанровая картинка, где художник изобразил реалии времени. Следует отметить, это произведение, которое экспонировалось на выставках в Москве и Петербурге, произвело огромное впечатление на публику. Никто не сомневался — мастер высмеял сытую публику крепостной России.
Лично мне при рассмотрении полотна, где, как говорят критики нет ничего случайного, захотелось написать небольшое эссе о каждом герое. Рассказать о том, как воевал солдат, за что получил награды и почему стал нищим… Придумать историю о поездке священника в один из монастырей, что лежит на севере от Мытищ… Ведь в том, что он «находится в дороге», сомнений нет.
Несколько фраз можно посвятить кучеру, что сидит на козлах у полосатого верстового столба, и служанке, подливающей воду в самовар… И когда-нибудь я это обязательно сделаю. Пока же детально опишу видимое глазу.