Художник АНРИ МАТИСС (1869-1954) КРАСНЫЕ РЫБКИ. 1911
Кто из тех, кому доводилось видеть эту картину в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, не ловил себя на мысли, что не в силах отвести взгляд от ярко-красных пучеглазеньких рыбок, плещущихся в аквариуме. В чем же тут дело?
Матисс более десяти раз обращался к этому мотиву, менял в разных вариантах то композицию, то форму аквариума, то колорит. Например, в картине, находящейся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, он отодвинул сосуд с рыбками к левому краю полотна, а в центре поместил вазу с красными цветами, рядом с которой на фоне окна виднеется статуэтка лежащей женщины. Благодаря гармонии нежных воздушных красок, эта вещь пронизана таким покоем, будто в самом деле картина подобна креслу, которого, по словам художника, после суеты и трудов заслуживает зритель.
В московском полотне царит другое настроение — приподнятое, радостное, и создано оно цветом. Красные рыбки являются не толькокомпозиционным, но и колористическим центром картины, а яркие зеленые листья вокруг них в силу своей контрастности заставляют еще ярче гореть красные пятна. Именно по сияющим краскам мы сразу узнаем Матисса, и благодаря колориту созерцание его картин становится праздником для глаза. Кажется, что у автора таких красочных полотен жизнь была легкой и безоблачной, однако на самом деле это не так. Чтобы состояться как профессионалу и остаться верным своим творческим принципам, художнику пришлось преодолеть немало трудностей.
Казалось бы, мотив самый обыденный, нет здесь ни интриги, ни захватывающего сюжета, а зритель стоит как зачарованный. Видимо, художнику удалось каким-то непостижимым образом сохранить детскую непосредственность души, которая помогла ему залюбоваться наивной прелестью этих сказочных рыбок и «заразить» своим восхищением нас.
Матисс более десяти раз обращался к этому мотиву, менял в разных вариантах то композицию, то форму аквариума, то колорит. Вот некоторые его «рыбки».
«Красные рыбки». 1911. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Женщина перед аквариумом»
«Золотые рыбки»
Именно по сияющим краскам мы сразу узнаем Матисса, и благодаря колориту созерцание его картин становится праздником для глаза.
А рыбок он рисовал может просто потому, что они ему нравились? И художнику было интересна задача изобразить рыбок в воде, через стекло аквариума.
Http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=188269248&journalid=4509015&go=prev&categ=0
Дорогие друзья, сегодня у нас суббота, 10 ноября 2018 года и немного раньше привычного всем времени в эфире очередной выпуск игры “Кто хочет стать миллионером”. Это самая популярная во всем мире интеллектуальная игра, которая позволяет игрокам своими знаниями и эрудицией выиграть баснословную сумму в три миллиона рублей. Для этого нужно правильно ответить всего на пятнадцать вопросов. У каждой пары игроков есть четыре подсказки, это право на ошибку, 50 на 50, помощь зала и звонок другу. Вопросы порой каверзные и очень сложные, мы выберем самые интересные из них, и подготовим на них правильные ответы.
Голубая обнажённая I и Голубая обнажённая II (1952)
В конце жизни Матисс увлекался различными техниками. Его привлекал коллаж, аппликация и декупаж. Он брал листы бумаги, окрашивал их гуашью различных цветов, а потом вырезал фигуры для своих работ.
Серия картин «Голубая обнажённая» была создана в 1952 году. Вырезанная из синей бумаги лаконичная женская фигура с запрокинутыми руками и скрещенными ногами имеет несколько вариаций.
Фигура, наклеенная на белом фоне, смотрится очень гармонично. Это скорее не рисунок, а двухмерное изображение изысканной скульптуры. Чтобы изобразить эту удивительную гармонию, Матисс проделал титанический труд. На поиски формы и цвета ушло немало времени, пока было найдено их идеальное сочетание.
11
Презентация на тему: » Творчество Анри Матисса» — Транскрипт:
1
Творчество Анри Матисса
2
План Краткая биография; Рождение фовизма Матисса; «Танец»; «Красные рыбки»; Семейный портрет и Мастерская художника. 1911; Анализ картины «Мадам Матисс» (Зелёная полоса. 1905)
3
Краткая биография Анри Матисс (1869–1954) – один из самых ярких представителей фовизма, выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
4
Рождение фовизма Матисса Поискфи непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
5
В панно «Танец» (1910)представлен экстатический танец. Чтобы передать ритмику танца были использованы всего три цвета – «небесная лазурь, розовая свежесть и зелень холма». Символика картины – в этом танце союз Земли и Неба. Это панно было создано по заказу русского художника Щукина для его дома в Москве.
6
В картине «Красные рыбки» (1911), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
7
Мастерская художника Семейный портрет. 1914
8
Анализ картины «Мадам Матисс» (Зелёная полоса. 1905). Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд «диких» (то есть фовистов). Образ мадам Матисс выглядит монументальным, хотя на самом деле полотно невелико по размеру. Это впечатление провоцируют цветовые контрасты, заставляющие лицо героини доминировать на полотне. В цветовом отношении это почти гениальное произведение. Знаменитая зеленая полоса, обозначающая нос, перекликается по тону с тенями, а те, в свою очередь, контрастируют с розовыми телесными тонами.
9
Выводы Анри Матисс (1869–1954) – один из самых ярких представителей фовизма, выдающийся французский художник; Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных Матиссом на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе»; В панно «Танец» (1910)представлен экстатический танец. Чтобы передать ритмику танца были использованы всего три цвета – «небесная лазурь, розовая свежесть и зелень холма»; В картине «Красные рыбки» (1911), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
10
Выводы «Мадам Матисс»(Зелёная полоса. 1905) — в цветовом отношении это почти гениальное произведение. Знаменитая зеленая полоса, обозначающая нос, перекликается по тону с тенями, а те, в свою очередь, контрастируют с розовыми телесными тонами.
11
Список используемой литературы
12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание картины «Красные рыбки»
Оригинальный стиль Анри Матисса превращает каждую его картину в необыкновенное, удивительное полотно, которое завораживает игрой оттенков и необычностью композиции. Стоявший у истоков течения фовистов, Матисс предпочитал использовать для выражения своих эмоций не формы, а цвета, полагая, что именно так можно создать произведение, интересное зрителю. Ярким подтверждением его правоты является полотно «Красные рыбки», которое Матисс написал в 1912 году.
Сюжет картины довольно прост: перед зрителем предстает небольшой живописный уголок — то ли кусочек террасы, то ли оранжерея. Яркие пятна цветов и сочная зелень листьев служат фоном для небольшого стола, на котором уютно расположился аквариум с плавающими в нем красными рыбками. В левом нижнем углу видна ажурная деталь — возможно, это часть садовой скамейки или же элемент ограды. Вся композиция выполнена в контрастных и ярких тонах, создающих приподнятое настроение.
Как и во многих работах этого талантливого живописца, в картине Анри Матисса «Красные рыбы» нарушены правила перспективы. Стол нарисован так, как он выглядит при взгляде сверху, в то время как на аквариум зритель смотрит сбоку. Если присмотреться внимательнее ко всем элементам, то можно обнаружить, что ритм всей картине задает форма круга. Небольшие зеленые листочки растений в верхнем левом углу холста рифмуются с такими же круглыми листиками внизу справа, а формы аквариума гармонируют с очертаниями столешницы. Элемент в виде круга есть даже на ножке стола, выглядывающей снизу. Благодаря этому приему художнику удалось вложить в свою картину чувство умиротворения, передать то состояние спокойного созерцания, которое обычно охватывает человека, наблюдающего за рыбками в аквариуме.
Вода, в которой плавают рыбки, такая прозрачная, что на ее поверхности мы видим их отражение — такое же яркое и сочное, хоть и лишенное четкости. Два горшка с комнатными растениям, стоящие на столе, уравновешивают композицию: яркие зеленые листья на светло-лиловой столешнице перекликаются со схожими оттенками в верхней и нижней части картины Матисса «Красные рыбки».
В 1912 году это полотно приобрел российский меценат С.И.Щукин, который был дружен с Матиссом. Сегодня картину можно увидеть в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Улитка (1953)
Похожая на детскую аппликацию, «Улитка» может показаться несведущему зрителю чем угодно. Название, данное художником, подсказывает, в каком направлении следует мыслить. На самом деле, нет никакой улитки. Это абстрактное изображение призвано для того, чтобы передать сущность предмета, а не его точное изображение.
Вырезанные из цветной окрашенной бумаги прямоугольные фигурки наклеены на базовый фон таким образом, что создаётся впечатление движения по спирали. Это полотно завораживает, его можно рассматривать часами с разных сторон. Самое главное — оно заставляет человека думать и не скрывать свои эмоции.
Личная жизнь
10 января 1898 года Матисс женился на Амели Парейр, с которой познакомился всего три месяца назад на свадьбе друга (Амели была подружкой невесты, Анри шафером). Амели тогда сразу влюбилась в бойкого бородача. Недолгие романтические отношения завершились бракосочетанием, причём после признания Матисса, что на первом месте для него всегда будет живопись. Ничего странного — у Амели была мечта посвятить всю жизнь чему-то возвышенному и значительному. Так и случилось — она стала надёжной помощницей, женой и другом художника, в первые же годы совместной жизни, в 1899 и 1900 годах, родила ему двух сыновей, Жана-Жерара и Пьера. Кроме того, в семью взяли Маргариту, незаконнорожденную дочь художника, появившуюся на свет в 1894 году от модели живописца Каролины Жобло.
1.4 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Одна из картин Матисса — «Les coucous, tapis bleu et rose» — в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.
Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.
Картина «Танец» Анри Матисса. Есть две версии картины и две версии ее происхождения. Считается, что эта работа рассказывает о танце, увиденном Матиссом в Колльюре. Вторая версия гласит о том, что картина написана после увиденных автором русских сезонов Сергея Дягилева. Один из «Танцев» хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург), другой — в МоМА.
Глава 2. Описание оригинала картины
Анри Матисс написал картину в 1911 году при помощи техники масла. Размер полотна составляет 140/90, а сама картина выполнена в ярких красочный цветах, композиция лишена пропорций и симметрии.
Цветовая гамма достаточно нежная в сопоставлении с буйством красок фовизма, в том числе и немного притупленная, передающая душевное состояние.
В 1912 году эту работу купил С. И. Щукин, который был лично знаком с Анри Матисом, они даже были друзьями.
Сегодня эта работа находится в Пушкинском Музее изобразительных искусств.
Последние годы жизни
Уже в 1920-е годы Матисс приобрел всемирную известность: выставки проводили в Европе и США, его начинали узнавать. Примерно в то же время у Анри заболела жена и требовалась помощница, которая могла бы ухаживать за ней. На пороге их дома появилась Лидия Делекторская — русская эмигрантка, чья семья погибла во время гражданской войны.
Мадам Матисс нисколько не переживала, что молодая особа работала в их доме. С Лидией у них сложились прекрасные отношения: девушка была аккуратна, скромна, внимательно относилась к женщине. К тому же, светловолосая Лидия не была во вкусе Матисса — ему нравились невысокие брюнетки южной внешности. Долгое время он ее даже не замечал. Но однажды Лидия сидела рядом с кроватью Амели, сложив руки на спинке стула и облокотив голову, внимательно слушая ее. Матисс задержал на ней свой взор и попросил не двигаться. Он сделал пару зарисовок, после чего стал чаще писать ее портреты.
Лидия Делекторская Портрет Лидии Делекторской
Жена была недовольна таким поворотом, хотя явной измены или проявления отношений между Матиссом и Делекторской не было. Но боялась Амели другого: раньше она была единственной его музой, источником вдохновения, его поддержкой. Теперь Матисс светился лишь рядом с Лидией. В скором времени брак между Амели и Анри распался, после чего Матисс провел с Делекторской более 20 лет. Она стала его секретарем и помощницей. Она ухаживала за ним во время болезни, смешивала краски, раскрашивала бумагу. Между ними никогда не было физической связи, их любовь была платонической и очень благотворной. «Каждый раз, когда я скучаю я сажусь за портрет госпожи Лидии — и тоски как не бывало» — говорил Матисс.
В чём особенности картины анри матисса «красные рыбки»
x
Check Also
Начинающие аквариумисты, не имея необходимого опыта, часто совершают ошибку – перекармливают рыбок. Подобное рвение влечет ряд неприятных последствий. Не всегда непосредственно перекармливание провоцирует проблемы у рыб, но оно всегда ухудшает …
Здравствуйте уважаемые коллеги! Очень часть можно услышать из уст начинающих аквариумистов такие банальные вещи, когда аквариумные растения называют водорослями. Даже учитывая некоторый опыт в аквариумистике, далеко не каждый любитель подводного …
Здравствуйте, дорогие читатели! Я снова рад вас приветствовать на страницах своего блога. Сегодня я хотел бы затронуть тему запуска аквариума. Несмотря на то, что подобная статья у меня уже есть …
Аквариум в его традиционной форме кажется простой конструкцией, до тех пор, пока не рассчитаешь, какая сила будет давить на стекла. Тем не менее, изготовить аквариум своими руками под силу каждому. …
В чём особенности картины анри матисса «красные рыбки»
Произведение Анри Матисса «Красные рыбки» впечатляет своим необычным представлением композиции.
Эта работа не имеет точной стилистической принадлежности и заключает в себе признаки сразу несколько направлений — импрессионизм и фовизм.
Автор достигал передачи эмоций за счёт простоты средств, тем самым меняя видение мира. В то время как другие художники передавали объем, Матисс переводил мир в плоский рисунок.
Творчество Матисса
Французский художник Анри Матисс был приверженцем движения фовистов, просуществовавшего на протяжении двадцати лет. Фовизм — родственное направление с импрессионизмом, он уводит изображение от значимости формы и придает усиленный акцент эмоциональности композиции и цвету. В основе фовизма заложены следующие ключевые моменты:
- простота и отхождение от рамок;
- лёгкое наложение красок;
- необычные переходы света и теней;
- кричаще-яркие цвета, добавленные для выражения эмоций.
Картина Матисса «Красные рыбки» — не самое отдалённое от реальности, а вполне понятное и нормальное произведение автора. В других своих работах художник вполне мог изобразить женщин с зелёными носами для большей выразительности, объясняя это тем, что он рисует не реальных женщин, а картину.
В понимании Матисса передача эмоций с помощью изображения проецируется через цвета, а не формы. Только так произведение может быть по-настоящему интересно зрителю, что и явилось ярким подтверждением в полотне «Красные рыбки». Любимыми темами Матисса были рыбки и аквариум. На языке живописца это означало отрешенность и созерцание абсолютной внутренней тишины.
Аквариумные темы
В своих полотнах живописец сознательно упрощал композиции, считая, что пространство вокруг перенасыщено пищей для глаз, поэтому человеку часто не хватает времени, чтобы его вкусить. Отказываясь от смешанных цветов, мельчайших детализаций, переходов тональностей, ему удавалось превращать фигуры женщин и рыб практически в знаки.
У живописца в этом направлении написана целая серия картин:
«Арабская кофейня». Наиболее значительная работа марокканского периода. Сюжет картины представлен двумя людьми, медитирующими перед аквариумом с золотыми рыбками.
«Зора на террасе». Не менее знаменитое произведение, написанное в Марокко.
«Золотые рыбки в скульптуре», 1911 г.
«Красные рыбки в интерьере», 1912 г.
«Интерьер, аквариум с красными рыбками», 1914 г.
«Красные рыбки и палитра», 1914−1915 гг.
Аквариумная тематика продолжалась в 1914—1915 гг., тогда было написано два произведения из этой серии. В 40-х годах здоровье художника значительно ухудшилось, в то время он обратился к технике декупаж. Автор вырезал фигуры рыб, цветов, водорослей из раскрашенной гуашью бумаги и составлял композиции полотен большого формата.
Описание картины
Полотно «Красные рыбки» выполнено в ярких насыщенных цветах, а представленная композиция лишена пропорций и симметрии. Однако цветовая палитра довольно мягкая в сравнении с буйством красок фовизма, даже слегка приглушённая, передающая настроение.
Центральная фигура — стол, нарисованный в форме круга, что обычно указывает на вид сверху. Но пририсованная с краю ножка столика даёт понять, что перед смотрящим боковое изображение.
К тому же аквариум отображён таким образом, что рыбок можно рассмотреть в отражении поверхности воды и сбоку, как нельзя было бы увидеть, если смотреть сверху.
Такой нелогичный подход отнюдь не искажает изображение, а, наоборот, композиция смотрится гармонично и стройно. Символичный элемент картины — это круг.
В ней присутствует особая правдивость, какая только может быть выражена глазами ребёнка — непосредственность и восхищение рыбками.
Сегодня картина принадлежит музею изобразительного искусства им. А. С Пушкина, который находится в Москве. Попало произведение туда в 1912 году с помощью С. И. Щукина — друга Матисса, приобретшего её непосредственно у автора.
Что не носит название “Аквариум”?
- картина Анри Матисса
- роман Виктора Суворова
- группа Бориса Гребенщикова
- сад возле театра им. Моссовета
«Аквариум» – первая и единственная в своем роде книга об одной из самых могущественных и самых закрытых разведывательных организаций в мире, классический образец остросюжетного шпионского романа, который захватывает с первых же строк и читается запоем, на одном дыхании.
“АКВАРИУМ”, увеселит. театр-сад, создан предпринимателем Г. А. Александровым (ум. 1914), к-рый в 1886 арендовал участок на Каменностровском просп. (на месте совр. домов 10-12), разбил на нем сад и построил большой аквариум (отсюда назв.), намереваясь первоначально проводить лекции о жизни рыб и водных растений. На открытой эстраде в “А.” играл симф. оркестр под упр. Э. Энгеля и выступал хор А. А. Архангельского.
Рок-группа “Аквариум” была создана в июне 1972 года Борисом Гре6енщиковым, в то время – студентом факультета прикладной математики Ленинградского университета, и начинающим поэтом Анатолием Гунницким. Лидером группы стал Гребенщиков.
К 1975 году состав группы пополнился Михаилом Васильевым — бас, перкуссия, Андреем Романовым — флейта, фортепьяно, гитара, и Всеволодом Гаккелем виолончель. Годом позже барабанщиком стал Михаил Кордюков, а в 1977 году к “Аквариуму” присоединился Александр Александров — фагот.
Кого можно увидеть на картине Анри Матисса «Красные рыбки»?
Стоит только взглянуть на этот натюрморт с вывернутым пространством, на изящный столик, написанный художником сверху, как сразу будет очевиден ответ на вопрос, ведь в этом стеклянном сосуде, который повернут в профиль боком к наблюдателю, и плавают красные рыбки,таким образом ответом будет служить аквариум
.
Здесь стоит наверное упомянуть о интересном факте, свяанном с увлечением живописью Анри Матисса, старшего из братьев. Его увлечение живописью стало возможным после случая острого живота апендицита, который случился с ним в 19 лет. Его сосед по палате рисовал от скуки масляными красками и Анри Матисс по этой же причине тоже попросил матушку привезти ему краски. Это неожиданное увлечение стало делом всей его жизни.
Правильным ответом будет – АКВАРИУМ
.
Матисс это достаточно известный французский художник, он возглавлял движение фовистов, которое действовало, если не ошибаюсь, около 20 лет.
Картина на первый взгляд кажется совершенно простой и обычной, но это только если не присматриваться.
Рыбки в аквариуме плавают по кругу они красные, лупоглазые, с открытыми ртами и круг этот поддерживает и форма стола, и завивающаяся оранжерейная оградка, и растения, тоже образующие своеобразную окружность. Цвета картины довольно мягкие, по сравнению с привычным для фовизма буйством почти приглушенные, и сама картина передает настроение, а не рассказывает некий сюжет.
Внимательно посмотрим на вышеназванную картину Андре Матисса под говорящим названием Красные рыбки, и постараемся точно определить, что же именно на ней изображено:
Очевидно, что рыбки на картине мастера помещены в аквариум, его и выберем для ответа в викторине – ответ: Аквариум
.
Обращаемся к картине Матисса, хотя для начала не помешает напомнить себе и всем остальным, кто такой Матисс (уж очень значительна эта личность среди художников).
Теперь собственно о картине.
И ответ, он звучит – АКВАРИУМ.
Прежде всего, раз картина так называется, мы можем увидеть красных рыбок. Я бы отнесла их к семейству гуппи, самые живучие рыбки. И мы их часто заводим в домашних аквариумах. Вот и на картине Матисса эти рыбки плавают в аквариуме
необычной формы.
Правильный ответ – второй вариант.
Я знаком с этим видом искусства лишь косвенно, по этому и ответ будет содержать поверхностный характер. Набираем название полотна в поисковом поле и смотрим, что же на самом деле можно увидеть зрителю из того списка, который приведен в задании. Вполне очевидно, что мы видим только – АКВАРИУМ.
Довольно просто вопрос, ведь к правильному ответу можно прийти, если просто взглянуть на картину Красные рыбки автора Анри Матисса, тем более на даже представлены варианты ответов, из которых один вариант – это точно правильный.
Радость жизни (1906)
Яркая и эмоциональная картина Матисса «Радость жизни» относится к постимпрессионистскому течению — фовизму. У дверей выставочного зала, где художник демонстрировал это полотно, собиралась возбуждённая толпа, и бурно обсуждало необычное и доселе невиданное безобразие. Улюлюканье, свист, выкрики осуждения — это первые отзывы о картине. Она была взрывом даже среди уже привычного импрессионизма.
На самом деле, картина полна радостных и ярких эмоций, чистых цветовых пятен, на фоне которых расположились обнажённые фигуры женщин и мужчин. В центре картины — хоровод танцующих женщин. Этот сюжет художник использует несколько раз, и впоследствии он станет визитной карточкой Матисса. Сам Матисс считал свою картину идеальным воплощением гармонии природы и человека.
7
Женщина в шляпе (1905)
На 1905–1906 года пришёлся пик творчества Матисса в стиле фовизма. Смелое сочетание ярких цветов в те времена воспринимались как уродство и что-то несуразное. Особенно негативную реакцию вызвало у публики полотно «Женщина в шляпе». Его назвали «дикостью», по-французски fauve, от чего и произошло название течения — фовизм.
Если вспомнить, как публика принимала первых импрессионистов, то реакция на фовизм была ожидаемой. Публика негодовала, а художники нашли в этом направлении новую свежую струю.
«Женщина в шляпе» — неординарный, по мнению редакции most-beautyt.ru, женский портрет. На зелёном фоне зелёное асимметричное женское лицо смотрит на зрителей вполоборота — абсолютно не человеческий облик. Но художник видел образ по-своему и изобразил его без соблюдения правил и канонов.
4
Автор и идея рыбок в аквариуме
Анри Матисс за свою долгую творческую жизнь всегда учился, не переставая интересоваться новыми направлениями и формами художественного искусства. Как следствие, многие годы искал себя, пробовал творить в разных стилях, создав даже совершенно новый (фовизм). В итоге пришёл к тому, что цвет для него лично важнее линии – именно цветовые пятна наиболее точно и метко передают эмоции и создают настроение.
Анри Матисс «Красных рыбок» задумал, вернувшись в апреле 1912 года из путешествия в Марокко, которое стало первым и очень важным в череде поездок художника по миру за впечатлениями и красками. Особенный эффект на живописца произвёл образ жизни североафриканцев, которые стремились всегда и везде окружать себя невероятно красивыми и яркими вещами и предметами ручной работы, расцвечивать свою жизнь, при этом оставаясь внутренне собранными, сдержанными и исполненными мудрости. Одним из удививших и покоривших Матисса занятий марокканцев было длительное созерцание ими жизни в аквариумах, спокойное, умиротворённое и медитативное лицезрение.
Навряд ли Матисс красных рыбок видел где-нибудь раньше – путешествия наряду с любознательностью художника и стремлением к знаниям расширяли его кругозор, давали пищу для ума и сердца, снабжали великолепными идеями для творчества. Одно из самых ярких воплощений сочетания фантазии с явью – это картина «Золотые рыбки» Матисса.
Красная студия (1911)
Эмоции — вот что главное в изображении художественной студии. Глубокий красный цвет моментально выделяет это полотно и заставляет сосредоточиться на его рассмотрении. Стены, пол и потолок сливаются воедино, и лишь тонкие жёлтые линии подсказывают, где происходит переход от горизонтали к вертикали. В студии мебель и незначимые вещи также нарисованы схематично.
Это интерьер студии художника. Его можно разглядывать долго и это увлекает. В левой части полотна расположен стол, на котором стоит бокал, ваза с цветами, коробка пастели и тарелка. На стенах висят узнаваемые работы художника. Они яркие и являются картинами в картине. Простота и схематичность делают интерьер интересным и динамичным.
Творческие поиски
С 1890 года художник пишет картины с явными признаками импрессионизма, но довольно неустойчивого — видно, что художник ищет себя и собственный путь в искусстве. С 1901 года Матисс глубоко исследует работы разных авторов, даже позволяя себе покупать некоторые, особо восхитившие его. В 1902 году после выставки Матиссу удалось продать свои произведения и выручить за них так необходимые его семье средства. Каждый успех окрылял художника, но первая персональная выставка, состоявшаяся в 1904 году, не стала триумфом, прошла спокойно. После неё с неоимпрессионистами Матисс пробует освоить технику пуантилизма, в которой написан первый признанный шедевр художника «Роскошь, покой и наслаждение». Затем живописец понимает, что мелкие мазки ему не по душе, широта, размах и энергия крупных и сочных цветовых пятен влечёт куда больше.
Летние месяцы 1905 года художник проводит с друзьями-коллегами в деревне на берегу Средиземного моря. Этот период знаменателен созданием Матиссом, Дереном и де Вламинком нового стиля, названного впоследствии фовизмом. Плоскость форм, чёткость линий и цвет — вот характеристики картин Анри Матисса того периода. Осенью состоялось представление работ фовистов на Осеннем салоне. Но всё новое часто не принимается публикой и нещадно критикуется. Так случилось и теперь
Но скандал это тоже результат, ведь он привлекает внимание. Особенно после сравнения выставки с горшком краски, который художники бросили в лицо общественности. С целью высмеять живописцев критика назвала их фовистами, дикарями с французского
Название оказалось не обидным и весьма метким, оно прижилось. Скандальные отзывы привели к картинам Матисса покупателя, чему художник был несказанно рад
С целью высмеять живописцев критика назвала их фовистами, дикарями с французского. Название оказалось не обидным и весьма метким, оно прижилось. Скандальные отзывы привели к картинам Матисса покупателя, чему художник был несказанно рад.
Уже через год группа единомышленников и их последователей и учеников распалась, что никак не отразилось на дальнейших поисках Матисса себя в искусстве. Знакомство в 1906 году с начинающим Пабло Пикассо (1881-1973) переросло в дружбу, основанную не только на уважении друг к другу, но и на соперничестве.