Загадка самой известной картины Кустодиева
Кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?
Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе
«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В
Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости»
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.
На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.
О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.
Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром.
otevalm.livejournal.com
Сочинение по картине Кустодиева “Купчиха за чаем”
В центре картине изображена молодая женщина, которая пьет чай на балконе. Женщина одета в черное платье с фиолетовыми разводами и чепец такого же цвета. Это подчеркивает то, насколько у нее белое лицо и плечи, а так же свежесть розового лица.
День уже начинает клониться к закату и по небу плывут розовеющие облака. На столе стоит огромный самовар и разнообразные фрукты и сладости: арбуз, виноград, варенье, булки. Рядом стоит расписной ларец для рукоделий, которым купчиха будет заниматься после чая.
Купчиха очень красива. Тело у нее крепкое и здоровое. Она удобно устроилась, подперев локтем другой локоть, и мило отставив пухленький палец. Чай купчиха пьет из блюдца. Кот ластиться к ее белому и пухлому плечу.
Купчиха занимает господствующее положение в картине. Крупная женщина заполняет собой практически все пространство картины. Она словно возвышается над тихим провинциальным городком, который она олицетворяет.
А за пределами ее дома протекает спокойная уличная жизнь. Виднеются дома с вывесками, мостовая, выстеленная булыжниками, гостиный двор и церковь. А с другой стороны виден соседний синий дом, на балконе которого старый купец с женой тоже сидят за самоваром. Ведь что может быть приятнее после дневного сна, чем неспешно потягивать чай с блюдечка?
Строение картине создано таким образом, чтобы фигура купчихи и натюрморт, который расположен на переднем плане обретали вместе пирамидальную форму, что делает композицию еще более нерушимой
Плавные и спокойные формы направляют внимание зрителя к центру холста: голые плечи, рука, в которой блюдце, лицо с ясно-голубыми глазами и центром композиции являются алые губы бантиком
Картина написана с использованием малого количества колористических инструментов. Фактура письма очень гладкая и ровная, чем-то напоминающая эмаль. В картине проявляется своеобразный метод художника Кустодиева. Написанное им выглядит очень убедительно и правдиво, хотя художник и не повторяет природу, а пишет все от себя. Он использует поистине уникальные цветовые сочетания. Например, на картине цвет кожи купчихи немного светлее неба.
Картина «Купчиха за чаем» кажется поэмой о красоте русской природы и русской женщины. Именно это и является первым впечатлением о ней. Но главное в картине – это ироничность, с которой художник изображает купчиху, а так же уют и безмятежность купеческого быта в уездном захолустье.
school-essay.ru
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчихи» Картины художников
К образу простых женщин Кустодиев обращался не раз. Его словно магнитом привлекали дышащие здоровьем предприимчивые женщины. Поэтому в коллекции художника насчитывается приличное количество картин на эту тему. Среди всего массива полотен, качественным образом выделяется картина «Купчихи», где Кустодиев попытался передать атмосферу средневекового рынка. Полотно появилось в 1912 году и сразу получило положительную оценку общества.
В центре картины стоят четыре пышные дамы и о чем-то разговаривают. Создаётся впечатление, что они решают какие-то важные вопросы или что-то обсуждают
Причём одна из них, та, которая в жёлтом платье, демонстрирует свою не заинтересованность в разговоре – её внимание привлекает добрый молодец, стоящий где-то вдали. На лице молодой девушки ясно прослеживается улыбка кокетки
Три женщины, явно постарше, обсуждают важные дела.
Их одеяние и причёски свидетельствуют о том, что они давно замужем. Стоит отметить, что художник в точности попытался передать моду тех времён и по картине можно установить столетие, о котором рассказывает Кустодиев.
На заднем фоне художник не упустил ни одной детали. На картине гармоничным образом сочетаются различные яства, случайные прохожие и даже нелепым образом висячие часы на витрине одного из магазинов. Даже такой незаметный элемент, как трава, проросшая сквозь каменную дорогу, не скрылась от пристального взгляда художника.
Полотно переносит ценителя искусства в эпоху средневековья, на знаменитые ярмарки, собиравшиеся в больших городах – в Харькове, Новгороде и Киеве. Картина просто пропитана духом этой эпохи. Отдельную похвалу художнику стоит сказать за умелое использование красок, каждый элемент дополняет другой и формирует целостную картину. Одним словом, не картина, а загляденье.
Прислал: Волкова Александра . 2017-10-08 22:00:59
opisanie-kartin.iusite.ru
Анализ картины
Костюм героини и пейзаж не дают точного определения места и времени действия. Подобные сцены наблюдались по всем российским городам на Волге, Оке, Дону – везде, где была развита торговля. Это мог быть как провинциальный город с размеренной жизнью, так и крупный, с фабриками, большими магазинами, гимназиями. Платье и украшения купчихи с одинаковым успехом отсылают зрителя как к середине XIX века, так и ко второй его половине и даже началу ХХ-го.
Фигура купчихи, переходящая в нижней части в яркий натюрморт, овладевает всем вниманием зрителя. Композиционно ясно, что она на полотне является колоритным и гармоничным центром, символизирующим Россию ушедшую
Всё остальное – детали повествования, дающие полное представление об образе жизни определённой части населения страны, которой к году написания картины больше не существовало.
Напишите сочинение по картине Кустодиева «Сирень»
Какой же красивый кустарник — сирень! Посмотрев на нее в солнечный весенний день можно увидеть сотни, если не тысячи оттенков фиолетового! А как же эти маленькие цветочки красиво гармонирует с зеленой листвой! В детстве, бывало, подойдешь к кусту сирени, и будешь целый час искать пятилистник, чтобы впоследствии съесть его и загадать самое заветное желание! Совсем недавно у меня проснулось такое желание, когда я в первый раз посмотрел на картину Кустодиева «Сирень».
На переднем плане в первую очередь бросается женщина, которая держит на руках маленького ребенка. Во многих источниках написано, что это не просто обычная женщина, а жена художника, а держит она его дочь. Обе представительницы женского пола одеты в белые одеяния.
На женщине платье в пол, которое при этом закрывает горло. Однако, приглядевшись, можно заметить, что одеяние необычное: выполнено оно с многочисленными складками. Красивыми выглядят и рукава, которые выполнены из немного прозрачной белой ткани.
Волосы у дамы прибраны в пучок, который при этом закреплен какой-то черной заколкой с бантом. Лицо нежное и заботливое, и если посмотреть повнимательнее, ее цвет кожи отличается от кожи ребенка.
Сама девочка тоже в платье, которое ей явно не подходит по длине. Зато украшения на платье очень красивые: синие волны. Лично мне оно напоминает морскую тематику, и было бы гораздо лучше, если бы женщина была с ребенком на фоне какой-нибудь набережной, где сзади видно море. Хотя, тут они тоже смотрятся достаточно неплохо.
На заднем фоне можно увидеть в первую очередь забор. Хочу заметить, что он довольно обычный, хотя, по одеяниям жены Кустодиева, можно понять, что живут они неплохо. Позади забора располагается наша героиня картины — сирень.
Можно заметить, как много художник использовал оттенков в кроне кустарника! Тут есть и темно-зеленый, и светло-зеленый, и салатовый, а также многие другие цвета.
Несмотря на то, что цветы сирени плохо прорисованы, оттенков тут тоже предостаточно: голубой, синий, белый, фиолетовый, розовый.
В углу картины можно заметить желтый покрашенный бревенчатый дом. Видно окошко, а также сливная труба. Окно выглядит достаточно красиво. Хочу также указать на рамы: они не самые обычные, а также выполнены волной.
Как приняли картину
«Купчиха за чаем» Кустодиева вошла в число 11-ти картин мастера, принявших участие в Первой государственной выставке Страны Советов. Она состоялась в бывшем царском дворце, Зимнем, спешно переименованном в Дворец искусств. Участвовали в выставке около трёх сотен художников – молодое государство к талантам было внимательно, ведь искусство должно было стать мощным идеологическим оружием.
Размещённая по центру большой стены, отданной под картины , «Купчиха за чаем» привлекала публику не только колоритом (яркий большой квадрат, конечно, притягивал взгляды), но и темой, близкой и знакомой многим зрителям. Но не многие могли осмелиться высказать сожаление о прошедшей эпохе. Позже при виде работ Кустодиева на тему купечества у художника Нестерова, имеющего купеческие корни, невольно вырвалось: «Такие молодцы проглядели революцию…».
Советские критики положительно оценили работу художника как гениального колориста и решили считать произведение неким гротеском и насмешкой над старыми устоями.
На последующих выставках, в том числе за границей (Германии, Италии), в идеологических целях картина значилась под названием «Женщина за самоваром». Художественные критики и обычные зрители в отзывах выделяли впечатление от картины, как от яркого пятна, провозглашающего человеческую красоту.
Художественный мир был единодушен в оценках, Кустодиева называли русским Тицианом.
С 1925 года картина стала экспонатом Государственного русского музея.
Картина Кустодиева «Большевик» – отпечаток истории
Народный праздник в картинах Кустодиева «Масленица»
О картине « портрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиев Б М
Описание картины Сирень – Борис Кустодиев
Картины художника Бориса Кустодиева не сложно узнать по его уникальному стилю их исполнения. При работе он пользовался мягкими, но яркими красками, применял белила, в результате чего его полотна запоминались специфической цветовой гаммой и необычными композиционными приемами.
Кустодиев очень любил изображать простые и светлые сцены из человеческой жизни: трудовые будни, народные праздники или просто погожие деньки. Нередко на своих картинах автор описывал реальные моменты из собственной жизни. Полотно под названием “Сирень” одно из них.
Перед взором зрителя открывается картина ясного дня, пришедшегося на конец весны. Солнечные лучи щедро одаривают землю, согревая и освещая все вокруг. Сочная зеленая трава, деревянный дом и изгородь, а также раскидистый высокий куст сирени наполняют воздух неповторимыми чистыми ароматами, какие бывают только в селах.
Из приоткрытой калитки выходит красивая молодая женщина, держащая на своих руках маленькую дочку. Такой чудесный денек самое время для прогулок с ребенком на природе. Белоснежное платье с пышной юбкой, воротником и рукавами придает ее образу возвышенности и изящества.
Густые русые волосы женщины убраны наверх в аккуратный пучок.
Малышка, находящаяся на материнских руках, также одета в пышное светлое платьице в голубую полоску. Белый чепчик защищает ее голову от временами припекающих лучей весеннего солнца.
Семья была великим счастьем в жизни художника Кустодиева. На этом полотне, в 1906 году, он изобразил свою любимую жену Юлию вместе с их маленькой дочкой. Наверное, поэтому в картину вложено столько трогательных эмоций.
Чувства нежности, заботы и тепла непременно начинают передаваться и зрителю, смотрящему на картину.
(1 votes, average: 5.00
«Купчиха за чаем», Кустодиев
Год написания: 1918Размер: 120 × 120 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 98 слов
Моделью для картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» стала баронесса Галина Адеркас. На полотне женщина изображена на террасе своего дома. Оттуда открывается живописный вид на залитые солнцем улицы города и светлое летнее небо.
Героиня сидит за покрытой белой скатертью столом. На нём стоит серебряный самовар, лежат сочные фрукты и свежая выпечка. Сама женщина держит в правой руке блюдечко с чаем.
Пышнотелая статная купчиха одета в синее платье с открытыми плечами и большой круглой брошью на груди. Голову женщины покрывает схожего оттенка платок. Справа от женщины изображён стоящий на перилах террасы полосатый кот, который нежно трётся о плечо хозяйки.
Вариант 2 — Подробно
18 предложений/ 243 слова
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» стала одной из серии работ художника, посвящённых представительницам этого сословия. На полотне изображена пышнотелая белокожая женщина средних лет, расположившаяся на террасе своего дома, чтобы отдохнуть и выпить чаю тёплым летним днём.
Интересно, что моделью для картины послужила вовсе не купчиха, а некая баронесса Галина Адеркас — соседка Кустодиевых. Эта статная темноволосая женщина стала для художника настоящим олицетворением старого патриархального уклада, разрушившегося с приходом революции.
Героиня одета в роскошное синее платье с открытыми плечами, белыми кружевами на вороте и большой круглой брошью на груди. Голову купчихи покрывает синий платок, испод которого выглядывает аккуратная кудрявая чёлка. В ушах женщины блестят золотые кольца серёг. В правой руке героиня держит наполненное чаем блюдечко. На столе перед женщиной расположились сочные фрукты: арбуз, яблоки и виноград. Слева стоит большой серебряный самовар, тут же на широком блюде, покрытом белым полотенцем, лежит свежая выпечка.
Рядом с хозяйкой по коричневым перилам террасы бродит полосатый кот, который нежно трётся о плечо женщины в надежде получить угощения с её стола. За спиной героини раскинулся живописный городской пейзаж.
По залитой солнцем мостовой движутся люди и скачут лошади. Чуть поодаль стоят жилые дома, а на заднем плане видны купола церквей. Дополняют картину зелёные ветви деревьев и светлое голубое небо с мирно плывущими по нему облаками.
Настроение картины светлое и радостное. Чувствуется любовь автора к порядкам старой Руси и тоска художника по безвозвратно ушедшему прошлому. Тем не менее в образе купчихи, несмотря на всю его притягательность, слышны нотки иронии и гротеска.
см. также:Все сочинения-описания картин
Ответы на вопрос
Отвечает Рек Илья.
Уже с начала 1900-х годов Борис Кустодиев разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Где-то с 1906 художник делает целые серии полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта, в которых видны черты модерна. В дальнейшем, по мере неуклонного нарастания жизненного уровня в России Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особеннно, сыто-купеческой России с буйством красок и плоти.
Судьба художника
Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года». В академии и сразу после её окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Всё увиденное в дальнейшем станет основой его шедевров.
Портрет Ф. И. Шаляпина, 1921. (Wikimedia Commons)
Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.
Сочинение-описание по картине Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
«Купчиха за чаем» – одна из самых известных работ Бориса Кустодиева. На этой картине изображён излюбленный образ этого живописца – молодая, дородная, пышущая здоровьем молодая женщина.
Купчиха изображена пьющей чай на открытой веранде, на фоне голубого неба, зелёных деревьев и белокаменных башен церквей и колоколен. Она никуда не торопится и явно наслаждается тёплым летним днём. То, что перед нами именно летний день, а именно – августовский, можно понять по наличию спелого разрезанного арбуза, украшающего стол.
Моделью для героини картины Кустодиеву послужила реальная женщина, которая, правда купчихой не была. Зато имела пышные формы и полностью соответствовала художественному вкусу Кустодиева, говорившего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Большую роль в картине играют детали: трущийся о плечо хозяйки толстый кот, семейная пара, пьющая чай на соседнем балконе, провинциальный город с церквями, а также великолепный накрытый стол, который буквально ломится от изобилия и разнообразия лакомств.
Спелый красный арбуз с чёрными косточками, жирный нарезанный кекс с начинкой, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар – всё это написано необыкновенно реалистично, осязаемо, и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощённо – как будто на лавочных вывесках.
Эта картина, радующая изобилием, была написана в голодном 1918 году, когда уже было уничтожено и купечество, и весь привычный уклад старорусской жизни. Сам Кустодиев в этот период тоже переживал сильную нужду, хотя и много работал. В таких позитивных картинах, переливающихся яркими красками и радужным настроением, художник бежал от неурядиц и разрухи в былую патриархальную Русь.
«Купчиха за чаем» получилась такой колоритной, что эта картина стала визитной карточкой художника и вошла в число его самым известных произведений. Образ получился ярким и запоминающимся, и в то же время воплощающим идею о быстротечности и мимолётности всего сущего.
Второстепенные образы и символы картины
Сложно сказать, где находится героиня картины. Она сидит за столом на каком-то балконе или террасе. В каком городе происходит действие, так и остаётся загадкой. Это может быть как небольшой провинциальный городок, так и Петербург. Судя по платью и украшениям женщины, дело происходит приблизительно в середине XIX века.
Интересно, что предметы, окружающие героиню, словно бы повторяют её формы и внешность. Так, к примеру, самовар является олицетворением округлых черт лица женщины. Розовые облака словно бы отражают румянец, горящий на щеках купчихи, а синее небо – её глаза.
Ещё одним, не менее интересным персонажем, является кот. На мой взгляд, он олицетворяет благожелательность и удовлетворение жизнью, но искусствоведы считаю, что всё гораздо сложнее. В старину кота считали неким «гонцом» от нечистой силы. Если животное появлялось за левым плечом (что мы и видим на картине) – это могло значить только одно: нечистая сила намеревается ввести в искушение эту молодую и красивую женщину. А теперь взгляните на лицо купчихи и взгляд кота. Несомненно, сама героиня полотна Кустодиева не против поддаться соблазну.
Если посмотреть на стол перед купчихой, то здесь обилие угощений (а особенно фруктов и ягод) может показаться излишеством. Но Кустодиев не просто так изобразил такой «натюрморт». Согласно старинным купеческим традициям, чай было принято пить вместе с ягодами. А вот для охлаждения после чаепития отрезали кусочек арбуза.
Искусствоведы считают, что с помощью кота нечистая сила намеревается ввести в искушение эту молодую и красивую женщину
Картина «Купчиха за чаем» – отражение прежней России, далёких лет, которым уже не суждено было вернуться. Борис Кустодиев очень ярко и точно изобразил красоту и колорит той поры. Кроме того, даже сама купчиха на его картине кажется неким олицетворением России прошлых веков – красивая, уверенная, сытая. Хотя, как мне кажется, это была лишь «парадная» сторона жизни купцов, да и вообще русских людей.