“портрет ермоловой”

“портрет ермоловой” – в. серов (описание)

Последние статьи

  •   Почему автор мистических картин и вдохновитель великого Дега несколько лет провёл в изоляции: Гюстав Моро 1.08.2023, 23:43
  •   10 знаменитых рэперов , которые сумели сколотить состояние и стали миллионерами 1.08.2023, 21:41
  •   Какие тайны хранит отель «Стэнли», где Стивен Кинг черпал вдохновение для написания книги «Сияние» 1.08.2023, 19:11
  • +1   Почему нельзя свистеть в доме, наступать на порог и др старинные суеверия, в которые и сегодня многие искренне верят 1.08.2023, 17:07
  • +1   6 городов мира с самой необычной планировкой, в которой заложен скрытый смысл 1.08.2023, 17:03
  • +1   Часто ли падающие метеориты попадают в людей и чем это чревато 1.08.2023, 15:30
  • +1   Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни 1.08.2023, 14:10
  • +1   Как читинский уголовник стал Героем Советского Союза, или Одно знакомство, изменившее ход жизни 1.08.2023, 12:44
  •   Как культовая бритоголовая ирландская певица обратилась в ислам: Погасшее пламя Шинейд О’Коннор 1.08.2023, 10:26
  •   Ивару Калныньшу – 75: Чем сейчас занимается актёр, прервавший все связи с Россией 1.08.2023, 09:21

Все статьи

История создания портрета М. Ермоловой

В конце 1904 года Серов получил письмо от Ильи Семеновича Остроухова, бывшего в то время одним из попечителей «Литературно-художественного кружка», — предложение принять заказ от кружка на портрет Марии Николаевны Ермоловой.

Работал в это время Валентин Александрович без передышки, но от заказов еще не имел привычки отказываться: «Заказывают — пишу, а если бы не заказывали, кто знает, — может, и не писал бы, так, баклуши бил бы». Мария Николаевна согласилась позировать после энергичных убеждений Остроухова и близких ей людей: она была непреоборимо скромна и… в какой-то степени предубеждена против Серова. Она ценила его по отцу, замечательному композитору и критику, автору «Рогнеды», «Вражьей силы», наслышана была о его матери — Валентина Семеновна, убежденная семидесятница, работала в деревне по оказанию помощи голодающим, организовала народный музыкальный театр, потом народную консерваторию…

Но все эти новейшие направления в искусстве!.. Марии Николаевне были чужды искания таких художников, как Врубель или К. Коровин. Ей казалось, что они уводят искусство от его вечных задач. А Серов ведь был близок и Врубелю и Коровину.

«Как взять человека — это главное» — любимая мысль художника. На первоначальном, карандашном эскизе фигура артистки выросла вo весь рост. Попробовать глухие черные и перламутровые тона? Попросить несколько сеансов в фойе Малого театра? Парадный портрет?.. Как великую княгиню или коронованную особу?..

Художник держал себя корректно и властно, объяснялся скупыми фразами. Мария Николаевна подчинилась его диктату. Почувствовала правду в его жестах и ту подлинность артистизма, который выражается в точности и законченности каждого рабочего движения.

На первом же сеансе была найдена характерная поза, поворот головы, найдено фантастическое по простоте пространственное решение.

Чтобы отодвинуть фигуру от стены, передать ощущение воздуха, в зеркале, которое стало фоном портрета, прописывается отраженный угол схода противоположных стен, часть величественного интерьера. Мягко, не назойливо.

Потом начались обычные муки, о которых не подозревали заказчики и зрители. Ведь Валентина Серова, признанного художника-портретиста, портрет, как таковой, не интересовал. Передача сходства, уловление характера — ему было мало такой задачи, просто потому что это было слишком легко, а потому и неинтересно.

Еще будучи ребенком, в Абрамцеве он вступал в соревнование с признанными мастерами и побеждал их. Влекли ли его лица, судьбы?.. Он никогда не писал «его», а всегда «их». Даже если работал парадные портреты, с удовольствием писал людей, чуждых ему по душевному складу и образу жизни. О, как он их чувствовал, как умел «взять целиком», пластически выпукло обнажив суть. Ироничность не подчеркивалась им. Он далек был от желания писать карикатуры. И когда говорили о «высоком стиле» его портретов, он не протестовал. Ведь называл же Гоголь свои «Мертвые души» поэмой!

Парадные портреты — парад времени. И не был ли он, выразитель современности, в сущности, историческим живописцем?

Упрямый художник

Ещё маленьким Серов удивлял и пугал Репина своей манерой работать. С недетской серьёзностью и недетским же упорством. Не отвлекаясь. Хладнокровно заново перерисовывая и переписывая уже законченные, но неудавшиеся участки — на чём часто теряли дух ученики постарше. С неподвижным лицом, на котором жили, кажется, только светлые глаза — очень быстрым движением мальчик бросал взгляд на объект, и глаза его тогда коротко сверкали.

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

В середине дня Репин отправлял Тошку на улицу гулять. Если бы он этого не делал, мальчик бы не попросил сам, и вовсе не из-за стеснительности. Его устраивало работать часами. Всё детское ему было как будто чуждо.

Когда Валентин вырос, обнаружилась ещё одна странность. Все его портретные наброски выглядели карикатурами, заставляя понервничать наблюдателей и модель. И только когда эти карикатуры обрастали краской, всё вставало на свои места — портрет становился невероятно живым. Когда рядом висели портреты от Серова и признанного мастера Репина — репинские превращались в мёртвое полотно, настолько они проигрывали серовским в экспресии.

Девочка с персиками. 1887

Рисуя портреты, Серов обнаружил, что ему отвратительны люди. Без шуток: его зрение было устроены таким загадочным образом, что он только усилием воли мог сконцентрироваться на общем образе, выкидывая из него лишние детали. Детали он видел как будто сразу все, вплоть до пор на коже, и это его очень раздражало. Ещё его раздражало то, что модели порывались обсуждать неоконченные портреты. В таких случаях он прекращал работу и больше к ней не возвращался.

Но один из отказов вызвал настоящий скандал. Уже на пике славы художник стал получать постоянные заказы от царской семьи. Он оставил множество портретов, и, увидев новый портрет, Романовы торопились заказать ему следующий. Но однажды императрица с мужем зашла в мастерскую художника посмотреть, как идёт работа над её образом. Ещё не готовый, портрет выглядел довольно карикатурно. Александра Фёдоровна не стерпела, и, вооружившись кистью, стала показывать: вот тут надо добавить, тут убавить…

Летом. Портрет Ольги Серовой. 1895

Серов некоторое время крепился, но потом подал царице палитру и объявил, что дописывать она будет сама. Александра Фёдоровна, вспыхнув, побежала на выход. Следом было бросился царь, но всё же вернулся и попытался уговорить художника продолжить работу. Серов отказался наотрез и больше не принимал ни одного заказа от Романовых. Это выглядело как упрямство, обидчивость, даже мелкая злоба, но Серов был так устроен, что физически не мог себя заставить продолжить работу после замечаний.

Дети. 1899

2 вариант

На этой картине показал на картине Мари Константиновну Олив. Эта женщина оказалась известной и богатой меценаткой. Она оказалась родственницей Мамонтова. Мари Константиновна оказалась его двоюродной племянницей.

Фактически полотно вызывает у зрителя смешанные чувства. Сначала данная картина вызвала у меня дикий ужас, но рассмотрев все детали я понял, что она излучает свет и добро.

Художник изобразил эту богатую особу на темном фоне. Он стремился подобрать выгодную цветовую палитру, которая отражает его эмоции.

Даже платье у героини имеет насыщенный оттенок. Кажется, что героиня полностью сливается с фоном. У женщины волосы темного оттенка, которые собраны в пучок. Единственными элементами, который выделяет ее на темном фоне являются ее лицо, руки, ожерелье.

Мастер смог правдоподобно передать руки женщины, а само ожерелье играет разными бликами на картине.

У дамы дерзкое лицо. Видно, что от дамы исходит добрые чувства. Зритель может отметить, что у женщины очень нежные руки. Фактически она пытается утешить зрителя. Прижать его к груди, поглаживая по голове. Стоит отметить, что в ее взгляде просматривается определенная хитрость, но такая черта присуща всем женщинам.

Автор старался отразить в картине свои душевные переживания, а понять его можно при внимательном анализе картины. Серов много времени отдал на работу с этим полотном, но может показаться, что мастер торопился закончить работу.

Валентин Александрович Серов оказался замечательным портретистом. Зенит его славы пришелся на 90-е годы. Его работы имеют особую экспрессивность и настрой, но не каждый человек может понять замысел художника. Его замечательная работа наполнена яркими эмоциями. Чтобы их ощущать необходимо проникнуть в творение Валентина Александровича, разобрать его на мелкие составные элементы. Тогда зритель разгадает великую тайну, которую художник хотел отразить в великой картине.

Каждый зритель может подумать, что мастер быстро и просто создал данное полотно. На ней четко пририсовано лицо и частички пейзажа, а остальная работа выполнена грубыми мазками. В действительности художник потратил на картину много времени и сил. Он продумал каждую деталь, поэтому автор в полной мере заслужил признание в мире искусства. Эта картина принесла Серову всемирную известность, поэтому нужно по достоинству ценить работу великого художника.

Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

  1. I. Вступление
  2. Творчество и жизнь Серова
  3. Картина и её героиня
  4. II. Описание картины
  5. Сюжет
  6. Передний и задний план
  7. Внешность героини, фигура, одежда
  8. Детали
  9. Цветовая гамма
  10. Особенности композиции
  11. III. Заключение
  12. Замысел автора
  13. Моё мнение

1. Валентин Серов – признанный мастер портретной живописи 19 века не только в России, но и в Европе. Причём знаменитым он стал уже в молодые годы. Это очень многогранный живописец, работавший в нескольких стилях: импрессионизма, реализма, модерн. Он многое сделал для русской живописи как раз в тот период, когда она крайне нуждалась в обновлении. Художник проявил себя в поиске новых средств выразительности, подняв русскую живопись на небывалую высоту.

2. «Портрет М.Н. Ермоловой̆» занимает особенное место в творческом наследии мастера. Написан он в 1905 году в честь юбилейной даты в сценической жизни великой актрисы русского московского Малого театра Марии Ермоловой. Картину популярному в те годы портретисту заказали члены Литературно-художественного кружка. Серов очень ответственно подошёл к поручению, посвятив много времени эскизным наброскам и самому полотну. Актриса, чьё имя носит сейчас Московский драматический театр, уже в то время считалась гениальнейшей.

3. На полотне изображена немолодая женщина в полный рост. Она в строгом чёрном платье. У неё духовно содержательное лицо. Дама стоит в театральном фойе на фоне большого зеркала в белом обрамлении.

4. Передний план портрета занимает высокая фигура женщины и её лицо. Строгая дама скрестила руки перед собой. Она изображена очень реалистично. При взгляде на неё можно подумать, что это княгиня или даже королева. Величие и значимость чёрной фигуры на переднем плане подчёркивает высветленный и просторный задний план. Объёмность фону придаёт отражающийся в зеркале потолок и арки противоположной стены

Светлая стена и зеркало в светлой раме с двойным позолоченным контуром написаны размыто, чтобы ничто не отвлекало внимание зрителя от изображения актрисы

5. Внешность героини способна привести в священный трепет: величественная, горделивая осанка, с достоинством приподнятый подбородок, грациозный поворот головы, строгое, одухотворённое лицо, притягательная магия высокоинтеллектуального взгляда. Бархат чёрного платья ниспадает тяжелыми складками, стелется шлейфом на полу, словно приподнимая героиню над обыденностью. Женщина хорошо сложена и красива даже несмотря на солидный возраст. Её лицо говорит о насыщенной внутренней жизни героини.

6. Такие детали на портрете, как статность фигуры и выразительность скрещенных рук, оттенок трагизма во взгляде помогают понять, что перед нами человек из мира искусства. Окружающее пространство полно строгих архитектурных форм, и в нём нет никаких бытовых предметов. Художник будто ограждает гениальность Ермоловой от всего незначительного. Зеркало не только зрительно расширяют пространство, но и обрамляет изображение актрисы. Этот приём словно отделяет её от суеты обычного мира, а пространство пола служит пьедесталом для заслуженного таланта.

7. Основные цвета портрета – белый и чёрный, но многочисленные оттенки серых и коричневых приглушённых тонов не дают сказать, что палитра картины бедна. Ярких пятен здесь тоже нет, но тёмно-синие переливы на чёрном платье, и фиолетовые на стене придают полотну торжественной нарядности.

Критики о творчестве Валентина Серова

В определении сущности творчества Валентина Серова критики скрестили копья. В словах и мнениях не было предела:

— Что такое живопись Серова? Урок русской живописи. Серов стремился вперед, сохраняя лучшее наследие прошлых эпох нашей школы.
— Серов был самой большой и самой неправильной жертвой времени… Решая свои задачи, он, в сущности, не мог ответить, для чего он это делает и какой в этом смысл.
— Многие русские дарования бились над тем же, что было заветной целью Серова — найти отечественный канон красоты, свое, двигаемое из поколения в поколение ремесло.
— Его творчество — стон сквозь стиснутые зубы. Существо его искусства вызывает сопротивление опустошенному художнику и сочувствие мучающемуся человеку…

Портрет Ермоловой (Серов): взгляд с разных ракурсов

Про любой портрет любого художника можно сказать, что он выражает свою эпоху, потому что нет искусства вне времени. Но для Серова особенно характерно сознательное стремление к обобщенности, историческому монументализму.

Почему в портрете Ермоловой для него было так важно отделить фигуру от стены, создать иллюзию пространства и перед фигурой артистки? Только ли для того, чтобы она читалась объемно, как скульптура, как монумент, а если это и так, то какая мысль диктовала подобное решение?.. Когда останавливаешься перед портретом Ермоловой в одном из залов Третьяковской галереи, невольно отходишь назад, а потом начинаешь смотреть полотно с разных точек — именно на это рассчитывал художник. Когда останавливаешься перед портретом Ермоловой в одном из залов Третьяковской галереи, невольно отходишь назад, а потом начинаешь смотреть полотно с разных точек — именно на это рассчитывал художник

Когда останавливаешься перед портретом Ермоловой в одном из залов Третьяковской галереи, невольно отходишь назад, а потом начинаешь смотреть полотно с разных точек — именно на это рассчитывал художник.

Самое интересное, что он и писал его с разных точек. Сначала кажется, что фигура взята как бы с верхней точки: пол дан не узкой полоской, а широкой плоскостью, на которой распластался шлейф платья. Но вот мы приближаемся и уже видим Ермолову снизу: в зеркале нависший потолок, гордое, озаренное внутренним светом лицо актрисы — над нами. Узкое пространство, придавленное темной гаммой тонов в нижней части картины, вдруг раздвигается, наполняется воздухом, высветляется, серые тона розовеют и еще больше контрастируют с тем светом, который в глазах Ермоловой. Для чего нужен был этот прием? Чтобы оживить строгую неподвижную фигуру, чтобы передать взгляд и отношение зрителей, которые рукоплескали актрисе, вознесенной подмостками, ролью, вдохновением? А может быть, это точка зрения эпохи, для которой Ермолова была символом духовной цельности, благородства, мужества, искренней простоты и скромности?

Серов заставляет зрителей как бы преклонить колена, исполниться высоким, светлым чувством.

Да, он был «сердитым» художником, умным, взыскательным, неподкупным летописцем своего времени. Чем старше, тем больше закованный в броню объективности. Ермоловский портрет вдруг обнажает его человеческую тоску по идеалу, страстное желание найти веру, постигнуть «общую идею». Но он не делает портрет своей исповедью, своим лирическим кредо; он остается на позиции выразителя времени.

Он был слишком большим артистом, чтобы пасть жертвой эпохи, он стал ее историком.

По материалам старинного журнала…

Творчество Серова

Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным.

В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании.

С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало.

Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.

В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).

В 1890-х — начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов — скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей).

Его живопись поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте, а произведения искусства приобрели мировую известность, прославляя картины русских художников.

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

Серов как художник-портретист

Изумительное мастерство Серова-портретиста не вызывало ни в ком сомнений, но заставляло спорить о существе его художнических задач.

Если одни уверяли, что он был великим портретистом старого типа, «последним убежденным певцом человечества», другие называли его «сердитым», «жестоким» художником. «В сущности, Серов (в последнее десятилетие) предлагает нам заняться вместе с ним злой игрой: чтобы понять его портреты до конца, вровень с его замыслами, надо, так сказать, подвергнуть их «просвечиванию» — своего рода рентгенизации со стороны зрителя. Только тогда в них выступит подлинное серовское бытие: скелет жабы в каком-нибудь портрете старухи Цейтлин, остов индюка в портрете В. Гиршмана, чучело гусыни в портрете княгини Орловой…»

Можно ли считать, что время примирило всех, кто пытался найти ключ к творчеству Серова художника? Острее видятся нам противоречия эпохи, острее чувствуются закономерности, определившие движение искусства на рубеже двух веков. Но ведь подлинное художество, подлинное мастерство всегда будет казаться потомкам не до конца понятым, разгаданным.

Описание знаменитого портрета В.А. Серова

Вариант 1

Масляная живопись известного художника Валентина Александровича Серова не может не привлечь внимание, когда проходишь мимо ее в выставочном зале Третьяковской галереи, где она имеет честь быть выставленной. Художник не делает акцент ни на одной вещи интерьера

Это касается и стула, который будто сливается со стеной. И непонятной формы разноцветной накидки на нем. То же самое касается и общего фона картины

Художник не делает акцент ни на одной вещи интерьера. Это касается и стула, который будто сливается со стеной. И непонятной формы разноцветной накидки на нем. То же самое касается и общего фона картины.

Все сливается в одну сплошную гамму, которая окружает главную составляющую – ребенка. Каким-то чудом автору удается определенный момент, когда мимика мальчика выражает встревоженную озабоченность. Он будто чем-то удивлен, или даже больше – напуган

Но при этом не спешит убрать свой взор с объекта, на который пало его внимание

Нужен особенный талант, чтобы увидев раз, суметь отобразить это на холсте в полной мере. Ведь исключено, что ребенок позировал одну и ту же гримасу весь процесс написания картины. А учитывая, что дети непоседливы, то такая возможность и вовсе исключена.

Особое внимание уделяется и позе мальчика. Он будто хочет вскочить со стула, но при этом до конца не уверен в правильности данного движения

Прикованный и одновременно готовый к действию он смотрит на что-то. При этом его талия направлена в левую сторону, что показывает направление, выбранное мальчиком.

Если главная часть интерьера – стул получилась расплывчатой, то внешность ребенка, при всем его неброском одеянии, вышла очень ярко. Золотистые локоны, заплетающиеся в кудри, приоткрытые розовые губы, черный оттенок глаз и нежный румянец на щеках – все это придает его образу особую привлекательность. А яркое белое одеяние Мики приближает мальчика к чему-то облачному, мягкому, тому, что характерно маленьким ангелам.

Вариант 2

Валентин Александрович Серов (7 января 1865 — 22 ноября 1911) — великий русский художник, мастер портрета. Картины В. А. Серова сегодня считаются настоящим достоянием русской живописи и представлены в крупнейших музеях. В творчестве этого живописца есть немало бесценных шедевров русской и мировой живописи. Одной из самых известных является картина «Мика Морозов».

«Мика Морозов» — портрет четырёхлетнего мальчика с горящими глазами и копной волос на голове. Мальчик сидит на краешке стула в белой одежде. Художнику удалось поймать одно единственное мгновение, которое блестяще характеризует мальчика и его чрезвычайную подвижность. Глаза мальчика настолько выразительны, что характеризуют его стремления. Кажется, Мика хочет соскочить со стула, чтобы окунуться в череду приключений, которые сулит ему предстоящий день. Художнику было очень сложно заставить непоседливого ребёнка усидеть на стуле. Вот-вот и мальчик соскочит с него и убежит играть вместе со своими друзьями. Тот красивый и весёлый мир для него гораздо интереснее, чем позирование художнику, который работает над своим холстом.

Фон картины выполнен в тёмных тонах и потому белая одежда на картине выглядит словно лучик света — радостный и задорный, который пришёл в этот мир и озарил всё окружение весельем и счастьем. Выразительное лицо мальчика бросается в глаза, пронизывает картину радостью детства, неимоверным любопытством и стремлением жить полной жизнью. Несмотря на то, что фигура мальчика неподвижна, его образ пронизан стремительностью и динамизмом, что под силу только художнику, обладающему огромным талантом и опытом.

На этой картине изображён Мика Морозов — Михаил Михайлович Морозов (18 февраля 1897 — 9 мая 1952). Мика Морозов — сын Михаила Абрамовича Морозова (7 августа (19 августа) 1870 — 12 октября (24 октября) 1903), который был известным промышленником, коллекционером живописи и скульптуры, литератором, художественным критиком, общественным деятелем. Тот самый мальчик, который был запечатлён Валентином Серовым, впоследствии стал известным и уважаемым человеком. Михаил Михайлович Морозов был советским литературоведом, театроведом, педагогом, переводчиком. Свою жизнь он посвятил творчеству Шекспира и даже стал одним из основателей научного шекспироведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: