Сюжет
«Весна» — картина Боттичелли, сочетающая Средневековье и эпоху Ренессанса. Надо сказать, что досконально объяснить это единение не могут до сих пор исследователи творчества живописца. Очевидно, что мотивом для написания послужили события в семье Медичи и излюбленная неоплатоновская космогония. Полотно демонстрирует девять центральных персонажей. Все они находятся в движении и, кажется, контактируют друг с другом, но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении можно отметить, что здесь шесть сюжетов и, соответственно, шесть групп персонажей, которых соединил в гармонию Боттичелли. «Весна» очень специфична, а новичку в искусстве она и вовсе покажется сумбурной.
По сути, это одна из первых картин послеантичного времени, что сохранилась до сегодняшних дней. Главные герои — боги и нимфы со своими переживаниями. Изюминкой творения является его исполинский размер — у Сандро Боттичелли «Весна» нарисована в полный рост и потому явно предназначена для особняков высокопоставленных лиц. Кто ещё мог позволить себе лицезреть богов в натуральную величину?!
История картины
Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры » Вазари , он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них — это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919 , таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас — это один из главных шедевров Уффици.
Галерея
Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици
Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции
1. Венера
. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации.
Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий.
Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида.
Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна.
К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных… / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур.
Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM
Описание
На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору — у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду , это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле .
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем . Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Биография
Начать следует с того, что Боттичелли — это псевдоним, а настоящее имя мастера — Филипепи. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей, и один, выбравший призванием ювелирное дело. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище — «botticelle» («бочонок»). Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello
» — «серебряных дел мастер».
Весна Боттичелли
Шедевр флорентийского Возрождения был заказан семьей Медичи. Считается, что «Весна» создавалась к празднованию свадьбы Лоренцо Медичи и Семирамиды Аппиани.
Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работами Филиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Стоит упомянуть и влияние Антонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел.
Эксклюзивные работы
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Успешное завершение такого труда добавило еще больше уважения к уже известному художнику. Популярность мастера подарила ему возможность изобразить другие мифологические сюжеты, которые, кстати, изначально не были предназначены для демонстрации большой аудитории, и создавались специально для заказчиков. Клиентами Боттичелли были культурные и образованные люди, изучавшие классическую мифологию и историю античности.
В 1919 году картина была приобретена галереей Уффици во Флоренции, тщательно очищена и отреставрирована в 1982 году. К сожалению, с течением времени она все таки значительно потемнела.
Классическая мифология
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидия и «О природе вещей» Лукреция. Данная картина является одним из первых известных произведений, изображающих богов и богинь в натуральную величину и практически голыми. Некоторые позы и фигуры были позаимствованы мастером из греческой скульптуры. Хотя, как видно по слегка увеличенным животам и удлиненным торсам, они были переработаны, исходя из современных представлений флорентийской эстетики.
Венера
События картины разворачиваются в божественном саду Венеры, богини любви, которая стоит в центре. Вокруг нее, в драгоценных и прозрачных одеждах, цвета которых символизируют семью Медичи, располагаются танцующие танцующие фигуры. На страже веселья стоит Меркурий — крылатый посланник богов в шлеме и с мечом.
Фигура Венеры, возможно, основывалась на Симонетте Веспуччи, жены Марку Веспуччи. По слухам, она была любовницей Джулиано Медичи, который, как предполагается, послужил моделью для Меркурия.
Зефир
В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Эта сцена основана на легенде о любви Зефира к прекрасной нимфе. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
Пейзаж
В этом саду, однако, хозяйкой является Венера, о чем говорит ее положение, а также положение руки. Она приветствует зрителя и приглашает его в свое королевство. Боттичелли окрасил около пяти сотен различных видов растений, в том числе около 190 цветов. Символика и интерпретация этого решения до сих пор не ясны.
Символизм и смысл
Некоторые эксперты считают, что сюжеты с Зефиром отсылают к физической любви, в то время как взгляд купидона был изначально направлен на картину «Паллада и Кентавр», которая якобы висела рядом с «Весной». Она изображала триумф добродетели над похотью.
Паллада и Кентавр
«Паллада и Кентавр», «Венера и Марс», «Рождение Венеры» и «Весна» создавались в 1480-е года. Они, в своих описательных и стилистических приемах, образуют необычайно однородную группу. Несмотря на многочисленные попытки ученых и историков искусства расшифровать тайны и символику этих работ, они остаются не менее загадочными. Одна из причин этого — отсутствие необходимых знаний и первоисточников, на которые опирался живописец. Многие текстовые работы, картины и исторические факты попросту не дошли до наших дней.
Рождение Венеры
Для многих ученых исследование картин Сандро Боттичелли является делом всей жизни, поэтому не стоит волноваться, если вам не все понятно в этих работах. Просто наслаждайтесь ими.
Ход творческого процесса
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна — пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста; она внушает трепет и восхищение. Над богиней парит Амур. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Три грации воплощают собой нежность и невинность, но кажутся простыми девами, прекрасными в своей беззащитности. Одна из них — белокурая, а две другие — рыжие. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
«Гимн живому человеческому влечению»
Андрей Россохин, психоаналитик:
«На картине только двое мужчин, их образы принципиально различны. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Меркурий (слева) нарциссически красив. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.
Рядом с ним три Грации, однако между ним и девушками нет никакой телесной связи: грация Наслаждение стоит к Меркурию спиной. Взгляд Целомудрия обращен к Меркурию, но контакта между ними тоже нет. Словом, во всей этой группе нет и намека на пробуждение Весны, сексуальности. Но именно эту группу благословляет Венера. Она здесь – не богиня любви, а христианский символ Матери, Мадонна. В ней нет ничего женственно-сексуального, она – Богиня духовной любви и поэтому благосклонна к левой группе, лишенной чувственности.
А вот что мы видим справа: Зефир берет силой Хлориду, и девушка-нимфа превращается в женщину, Флору. И что же происходит потом? Флора уже не смотрит на Зефира (в отличие от Хлориды), ее не интересует мужчина, ее интересуют цветы и дети. Хлорида была смертной девушкой, а богиня Флора обрела божественное бессмертие. Получается, что идея картины такова: ты можешь быть бессмертным и всемогущим, только отказавшись от сексуальности.
На рациональном уровне символизм картины побуждает нас ощущать величие и божественность материнства, нарциссическую уверенность Меркурия, самодостаточность наших внутренних Граций. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Однако бессознательно он пишет обратное, и об этом говорит сама атмосфера картины. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни. Быть живым, смертным, чувствующим, испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности».
Интерпретации
Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.
Философские версии связаны с неоплатонизмом . Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано , с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии . Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas) . В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия — вверх.
Различные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид , в качестве источника рассматривают Апулея , и тогда вместо Венеры говорят о Исиде , вместо Меркурия говорят о Марсе , и т. д.
Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus . По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая — как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре — любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.
Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант — картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него — Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий — это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци . Утверждается, что деревья в саду — это mala medica, ожерелья на Харитах — цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.
Есть и экзотические версии, в которых игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида — «ре», и так далее, а Меркурий — опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора — Флоренция, в этом случае каждый персонаж — это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т. д.
Значение и влияние произведения на искусство
Картина «Весна» Боттичелли, являющаяся одним из ярчайших произведений итальянской ренессансной живописи, имеет огромное значение и влияние на искусство.
Во-первых, «Весна» представляет собой символическую и аллегорическую композицию, которая отражает множество культурных, религиозных и философских идей эпохи Возрождения. Картина воплощает гармонию природы, человека и богов, а также изображает идеалы красоты и любви. Такой символизм и глубокий смысл делают «Весну» уникальным произведением искусства.
Во-вторых, сама техника исполнения картины необычна и вызывает восторг у зрителей и художников
Боттичелли использовал мягкие и нежные тона, особое внимание уделяя мелким деталям и изящным линиям. Это придает картине особую атмосферу и создает ощущение воздушности и легкости
Такая манера письма стала важным вкладом Боттичелли в развитие живописи и имела глубокое влияние на искусство эпохи.
Наконец, «Весна» Боттичелли оказала непосредственное влияние на многих художников, как в его эпоху, так и в последующие века. Работы других мастеров, например, Рафаэля или Пьетро Перуджино, отражают подобный символизм и стиль, а «Весна» стала неким эталоном, исходной точкой для развития эстетических идеалов и творческих подходов.
Таким образом, картина «Весна» Боттичелли имеет огромное значение и влияние на искусство как эпохи Возрождения, так и на современную живопись. Ее символичность и эстетика оставляют неизгладимый след не только в сердцах зрителей, но и в душах художников.
Судьба художника
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи — так на самом деле зовут человека, которого мы знаем под именем Боттичелли. Это прозвище перешло к нему от старшего брата Джованни, которого за тучность называли «боттичелли», то есть бочонком.
Боттичелли. (wikipedia.org)
Начав учиться живописи довольно поздно, он, обладавший тонким восприятием и зорким глазом, быстро догнал сверстников по мастерской. Кстати, среди его, так сказать, одноклассников был и Леонардо да Винчи.
Боттичелли мастерски владел кистью и, интерпретируя классические сюжеты, умел привнести в них динамику и свежесть. Папа римский Сикст IV, оценивший незаурядного юношу, пригласил его расписывать Сикстинскую капеллу. Сегодня там можно увидеть три фрески, выполненных Боттичелли.
Вернувшись из Рима во Флоренцию, художник никогда более не покидал родного города. У него не было ни жены, ни детей. Любовью всей его жизни было искусство. А музой Боттичелли стала прекрасная генуэзка Симонетта Веспуччи, которая, выйдя замуж за флорентийца, оказалась в столице итальянского Возрождения. Девушка умерла в 23 года, память о ней Боттичелли пронёс через всю жизнь: в каждом женском образе на его картинах мы находим черты Симонетты.
Перелом в жизни живописца произошёл после казни Джироламо Савонаролы, на краткий период времени захватившего власть в городе. Он требовал от паствы аскезы, предлагал сжигать публично книги и предметы роскоши. И аристократия слушала его. Следовал его советам и Боттичелли. Правда, вскоре флорентийцы устали страдать и каяться, обвинили Савонаролу в ереси и отправили на костер.
Эти события подорвали дух уже немолодого и страдавшего болезнью ног Боттичелли. Последние годы он жил уединенно в своей мастерской и почти не работал. Скончался художник в 1510 году.
Кем был Боттичелли
Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. На самом деле это несколько противоречит истине. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно, итальянская богиня Весна Боттичелли.
«Это диалектика любви, воплощенная в движении»
Марина Хайкина, искусствовед:
«Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. И поэтому очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Но давайте попробуем. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Она не просто богиня любви и красоты. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью, и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования. Движение Венеры едва заметно, но направлено оно от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует, судя по всему, Меркурий.
Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной.
Любви, в которой есть не только радость и полнота жизни, но и печаль знания и печать страдания – мы не можем не видеть ее на лице Венеры. На картине Боттичелли эта диалектика любви воплощена в музыкальном, магическом ритме движения, танца, то затихающего, то ускоряющегося, но бесконечного прекрасного».
«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы
Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!
Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!
И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.
Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин Эпохи Возрождения.
Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.
Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны? Попробуем разобраться.
Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:
Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.
- ЗЕФИР
Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины. Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения. Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.
Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.
- ХЛОРИДА
Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.
- ФЛОРА
Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.
Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.
- ВЕНЕРА
Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.
- АМУР
Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.
- ГРАЦИИ
А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.
Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.
«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!
- МЕРКУРИЙ
Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.
Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.
Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр. Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.
Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными
Заложить весной плодородие – очень важно
А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.
А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.
Герои хорошо постарались – там, где они ступают, плодородия хоть отбавляй! Но и сама красота героев (не считая Зефира) очень уж подходят под тему Весны.
Боттичелли как всегда смог изобразить красоту, которая никогда не выходит из моды. Его герои столь прекрасны, что даже нет смысла удивляться, почему «Весна» так нам нравится.
Так что художник не искал легких путей. Ему мало было изобразить одну-единственную красавицу и назвать её «Весной». Этому времени года он «пропел» целую оду. Сложную, многогранную, необычайно красивую.
Это интересно: Сочинение на тему Весна – это традиционная творческая работа для отработки навыков описания и рассуждения. Предлагаем подборку сочинений о весне для школьников 2–9 классов.