Венецианов алексей «захарка» описание картины, анализ, сочинение

Авторское сочинение по картине венецианова захарка 7 класс

«Захарка» 1825

Портрет крестьянского мальчика написан с реального человека. Захарка был сыном крестьянина Федулы Степанова. В образе Захарки художник показал маленького мужичка-труженика. Его одежда, шапка, варежки были не по размеру. Не по возрасту давали ему и работу. На плече мальчик держит топор.

Захарка работает с малых лет и знает, что от его труда зависит жизнь всей семьи. Глаза мальчика отведены в сторону, но сосредоточенный взгляд очаровывает простотой, естественностью, добротой. Мягкие черты лица, пухлые губы, огромные задумчивые глаза, поворот головы создают одновременно ощущение наивности и кажущейся взрослости, жестковатости. Вглядываясь в лицо крестьянского мальчишки, зритель понимает, что именно на таких простых тружениках держится мир.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

Во время обсуждения стихотворения задайте ребенку несколько вопросов:

  • О ком рассказывает поэт Некрасов в своем произведении? (О мальчике)
  • Как его зовут? Сколько ему лет?
  • Что он делает в лесу? (Везет хворост)
  • Почему у Власа большие сапоги и рукавицы? (Одежду носили в бедной крестьянской семье все по очереди)
  • Как ведет себя Влас? Какой он? (трудолюбивый, важный, грозный, ответственный…)

Рассмотрите картину Венецианова «Захарка». Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • Кто изображен на этой картине? Сколько ему лет? (7-9 лет)
  • Что он сжимает в руке? (Инструмент)
  • Куда он идет? (Он идет на работу)
  • Почему мальчик работает? (Он живет в крестьянской семье. Крестьянские дети помогали родителям с раннего возраста)
  • Какие чувства ты испытываешь к герою картины? Какой он? (Серьезный, задумчивый, сильный, уверенный…)
  • Что общего в этих двух произведениях? (Главным героем стихотворения Некрасова и картины Венецианова является деревенский мальчик).
  • Чем похожи Влас и Захарка? (Влас и Захарка умеют трудиться. Они оба из крестьянской семьи, и, несмотря на малый возраст, много работают и считают себя взрослыми).
  • Как относятся к своим героям поэт Некрасов и художник Венецианов? (Некрасов испытывает к своему маленькому герою жалость и нежность, называя мальчика «мужичком с ноготок». Однако он восхищается его взрослостью и рассудительностью: «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой, да я…». Чувства Венецианова к Захарке переданы в самом образе героя. Портрет полон эмоций: о чувстве взрослости говорит поворот головы и привычное обращение мальчика с инструментом, детский возраст выдают черты лица и величина одежды).

По окончанию знакомства с картиной можно предложить ребенку выучить стихотворение Некрасова.

«Утро помещицы» (1823)

Роль Венецианова как основоположника жанрового многообразия в русской живописи неоспорима

Одним из первых он попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив пути будущим гениальным пейзажистам — Левитану, Шишкину, Куинджи, Саврасову. В портрете он показал совершенно непривычных главных героев — людей из народа

Но поэтизация бытового жанра была явлением особенно новаторским.

Считается, что героинями своей картины мастер сделал свою жену — Марфу Афанасьевну — и её крепостных девушек. Это объясняет то теплое чувство, которое пронизывает сие полотно. Здесь нет противостояния хозяйки и её подневольных служанок — это больше похоже на семейную сцену, в которой у девушек есть своё достоинство и спокойная красота. Не менее важную роль играет в картине окружение: любовно выписанное наполнение интерьера и — что особенно бросается в глаза — мягкий, но всё заполняющий свет.

«Жнецы» 1825

На картине представлена сцена из крестьянской жизни, которую художник наблюдал в поле, на жатвенных работах. Героями картины являются крестьянка Анна Степановна и ее сын Захарка. Жница остановилась отдохнуть, и в этот момент ей на руку сели две бабочки. Бросается в глаза ее печальный, усталый вид. В глазах кроется обреченность, на лице играет полуулыбка. Держа руку на весу, она показывает прилетевших красавиц своему сыну. Мальчик рассматривает их с удивлением и интересом. Он радуется жизни. Главная идея картины заключается в том, что крестьяне близки к природе, любуются ее красотой, проникаются ею.

Для более глубокого изображения тяжелой крестьянской доли художник использует отдельные детали: потемневшая от работы холщовая женская рубаха, сшитый из лоскутов сарафан, выступивший жар на лице жницы, обессиленные нежные руки, держащие серп, обветренные пальцы мальчика… Какой бы жестокой не была судьба, крестьянка стремится к красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы.

«Портрет матери» (1802)

Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году в московской купеческой семье, имевшей предками выходцев из Греции. Они получили в России прозвище Венециано, позднее переделанную на русский лад в фамилию. Когда Алексей увлекся рисованием, его занятия не казались чем-то серьезным родителям. Возможно, поэтому он не получил регулярного художественного образования. Считается, что первые знания о технике живописи он получил от «дядьки» — воспитателя, а главный источник художественного образования, которое получил Венецианов, — картины старых мастеров в музеях и творения современных живописцев в салонах и галереях.

Главным жанром в русской живописи того времени был портрет, поэтому и первый известный нам живописный опыт Венецианова относится к этому жанру. матери — Анны Лукиничны, в девичестве Калашниковой.

Заметно, как еще не хватает живописного мастерства двадцатидвухлетнему юноше, как сложно ему даётся передача объема, воздуха и света. Но видно и другое — его способности в передаче разных текстур ткани, достаточная уверенность в рисунке. И главное — ему удалось передать чувства своей модели: некоторое смущение и напряженность матери от непривычной ей роли и своё нежное к ней отношение.

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

  1. Справка о художнике
  2. История создания «Захарки».
  3. Сюжет портрета
  4. Лицо героя
  5. Одежда мальчика
  6. Характер парнишки
  7. Цветовая гамма
  8. Замысел художника
  9. Моё мнение

Алексей Гаврилович Венецианов был одним из первых русских живописцев 19 века, показавшим обществу в своих работах повседневную жизнь крестьян. Художник ставил перед собой задачу с любовью и уважением поведать зрителю о людях труда. Несмотря на своё угнетённое положение, крестьяне полны благородства. Они живут с ощущением собственного достоинства. В живописи первой трети 19 века переплетаются такие направления, как классицизм, сентиментализм и романтизма. Присутствуют они и в работах Венецианова, но главное место художник отводит жизненной правде. Великий мастер известен ещё и тем, что создал свою художественную школу для поклонников «крестьянского» жанра.

Известно, что портрет «Захарка» написан с реально существовавшего мальчика. Он был сыном крепостного крестьянина Степанова. Этого крестьянина и его семью художник привёз к себе в усадьбу из деревни Сливнево, определив их дворовыми людьми. Бедно одетый деревенский мальчик с топором на плече однажды попался Алексею Гавриловичу на глаза и удивил самостоятельностью и умом пытливого взгляда. Таким и запечатлел его мастер на портрете 1825 года. В последствии парнишка не раз позировал живописцу.

Почти всё пространство полотна занимает голова и плечи ребёнка лет десяти. Голова его развёрнута лицом к зрителям, но взгляд направлен на невидимый объект в стороне. Такая позе подчёркивает непосредственность ребенка и даёт почувствовать его движение. Мальчик направляется с топором в лес, чтобы нарубить хвороста для печей.

В лице сына крепостного крестьянина нет ни тени робости, покорной зависимости. У него выразительный и ясный взгляд карих глаз. Скулы широкие, нос картошкой, а губы ещё по-детски пухлые. На щеках играет здоровый румянец. Из-под шапки выбивается прядь русых волос. Лицо героя портрета живое, искреннее, доброе.

Одежда ребёнка бедна. Видно, что меховая шапка и рукавицы ему великоваты. Скорее всего это одежда старшего брата или отца, которую донашивает Захарка. У него даже нет тёплого полушубка. Пальто из толстого серого сукна не даст замёрзнуть пареньку, ведь он собрался рубить дрова.

Видно, что у мальчика независимый, рассудительный и твёрдый характер. Герой портрета вынослив и терпелив. Автор портрета подчеркнул готовность ребёнка к самостоятельному труду, его человеческое достоинство. Паренёк горд, что ему доверили взрослую работу. Он чувствует ответственность за семью и охотно помогает отцу по хозяйству. Нельзя себе представить, что этот подросток станет грубить старшим.

Художник использовал для написания картины неяркие серые и коричневые тонах. Это подчёркивает грубоватость крестьянского труда и спартанский образ жизни юного помощника и будущего кормильца. Светлыми красками выполнено лишь его лицо. В портрете нет резких цветовых контрастов, противопоставления света и тени. Всё спокойно и лаконично.

Автор хотел выразить в портрете своё уважительное отношение к детям крестьян, чья жизнь далеко не беззаботна. Это маленькие труженики. Художник показал ответственного, смышлёного мальчика, который не уступает ни умом, ни достоинством детям господ.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец — Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром — главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, — одна из вершин творчества великого русского живописца.

Венецианов — Захарка

Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник-живописец. Именно им в 1825 году был написан портрет «Захарка».
На полотне перед зрителями предстаёт молодой паренёк лет двенадцати. На плече юноши деловито расположен рабочий топор и сразу становится понятно, что мальчишка является сельским жителем. Огромная меховая шапка, толстые коричневые варежки и накинутый на плечи подростка тулупчик, указывают на зимнее время года.

Мальчишка не отличается особой красотой: русые курчавые волосы, выглядывающие из-под головного убора, по-детски пухлые щёчки, большие красноватые губы, аккуратный коротенький носик, густые нахмуренные брови и задумчивый взгляд карих глаз. Автор хотел донести до зрителя, что порой деревенские мальчуганы, занимаются совсем недетскими делами. Ведь топор в руках Захарки — главного героя картины, говорит о том, что он собирается или уже закончил рубить дрова. А ведь это совсем не детская работа.

Полотно исполнено в грубых коричневых тонах. Светлым пятном здесь является лишь лицо Захарки, показанное в светло жёлтых и тёмно-оранжевых красках.

После просмотра картины в душе остаётся тяжёлое чувство того времени. Как обычные дети должны были помогать своим родителям, работая как взрослые, а иногда даже и больше.

7 класс

  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс (описание)

    Это очень красивая, солнечная картина. Высокие сосны, густой лес, вода как настоящая! Чувствуется тепло… Ещё мне очень нравится название картины. «Корабельная роща», наверняка, означает, что из этих сосен делали настоящие суда.

  • Сочинение по картине Васнецова Аленушка 5, 6 классы описание

    Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке».

  • Сочинение по картине Поповича Письмо дедушке (описание)

    Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он ещё не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине — это фотография дедушки, он выглядит строго, одет в костюм и шляпу.

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» — это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

    Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича.

«На жатве. Лето» 1820

Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.

На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.

Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.

Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!

А. Г. Венецианов – известный портретист. Его картины были открытием в русской живописи.

Художник показывал крестьян в их повседневной жизни. Он задавался целью представить русскому обществу людей труда, полных собственного достоинства и благородства. При этом художник оставался верным натуре. Захарка – сын крестьянина Федула Степанова, взятого В. Г. Венециановым в дворню из отдаленной деревни Сливнево.

Когда художник впервые увидел мальчика, тот был в большой шапке и рукавицах, с топором на плече. Сам маленький, а на вид важный, деловой. Ну прямо мужичок с ноготок! Из-под неуклюжей, отороченной мехом, то и дело наползавшей на лицо шапки пытливо глядели большие живые глаза. В них светились ум, твердость, доброта. Ясный взгляд озарял и делал привлекательным некрасивое лицо с широкими скулами, коротким носом и очень полными губами.

Алексей Гаврилович тогда сразу подозвал Захарку, разговорился с ним и повел к себе в дом. Там немедленно начал писать с него портрет. Бедно одет деревенский парнишка, крепостной по положению, но ни тени робости, зависимости, а только живость ума, человеческое достоинство, одаренность. Вот он каков, русский крестьянин!

(2
оценок, среднее: 3.00
из 5)

Сочинения по темам:

  1. Выдающийся русский живописец Алексей Гав­рилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. О жизни художника мало…
  2. Картина Е. В. Сыромятниковой под названием «Первые зрители» – это, на первый взгляд обычная бытовая зарисовка: любопытные мальчики заглядывают через…
  3. Укрывшись от городской суеты, Георгий Нисский остановил мгновенье и показал настоящую зиму Подмосковья. Февраль. Последний месяц снега, холодов и гололеда….
  4. Веселый, широкий и по-настоящему русский праздник Масленицы изображен на этом полотне. Люди провожают зиму и встречают весну, они искренне радуются…
  5. Илья Иванович Машков – очень известный художник. Его картины экспонируются с 1910 года. Наиболее известны натюрморты художника. Одна из самых…
  6. О знаменитом художнике П. П. Кончаловском известно, что он был еще и прекрасным садоводом, умело и любовно выращивал разные цветы….
  7. Считается, что картина В. А. Тропинина «Портрет А. С. Пушкина» – наиболее известная его работа в этом жанре. На ней…

Сочинение по картине Венецианова «Захарка»

Сочинение по картине А. Г. Венецианова «Захарка».А. Г. Венецианов — известный портретист. Его картины были открытием в русской живописи. Художник показывал крестьян в их повседневной жизни. Он задавался целью представить русскому обществу людей труда, полных собственного достоинства и благородства. При этом художник оставался верным натуре.Захарка — сын крестьянина Федула Степанова, взятого В. Г. Венециановым в дворню из отдалённой деревни Сливнево. Когда художник впервые увидел мальчика, тот был в большой шапке и рукавицах, с топором на плече. Сам маленький, а на вид важный, деловой. Ну прямо мужичок с ноготок! Из-под неуклюжей, отороченной мехом, то и дело наползавшей на лицо шапки пытливо глядели большие живые глаза. В них светились ум, твёрдость, доброта. Ясный взгляд озарял и делал привлекательным некрасивое лицо с широкими скулами, коротким носом и очень полными губами. Алексей Гаврилович тогда сразу подозвал Захарку, разговорился с ним и повёл к себе в дом. Там немедленно начал писать с него портрет. Бедно одет деревенский парнишка, крепостной по положению, но ни тени робости, зависимости, а только живость ума, человеческое достоинство, одарённость. Вот он каков, русский крестьянин!

Захарка Венецианов описание картины

Захарка — это портрет крестьянского мальчика, который оказался настолько выразительным, что стал одним из самых известных произведений данного художника. На картине изображён реальный мальчик по имени Захар, который являлся сыном крепостных крестьян Федула и Анны Степановых.

Картина, большую площадь которой занимает портрет мальчика, обладает необыкновенной силой

Сама работа выполнена в тёмных и чуть приглушённых цветах, и потому светлое розоватое лицо мальчика выделяется особенно ярко, приковывает к себе внимание зрителя

На первый взгляд может показаться, что перед нами обычный мальчуган, однако присмотревшись понимаешь, что он не по годам повзрослел. Непростая крестьянская жизнь дарит опыт и серьёзное отношение к жизни уже в раннем возрасте. По глазам и сосредоточенному выражению лица можно увидеть тот самый момент, когда мальчик превращается в мужчину.

Захарка привык сталкиваться с трудностями и тяготами жизни, что наложило отпечаток на его характер, который проявляется во внешности чуть заметными суровыми чертами. Мальчик уже сейчас уверен в своих силах, готов браться за самую тяжёлую работу.

Во что одет Захарка на картине Венецианова

Особое внимание стоит уделить одежде мальчика. На нём зимнее пальто, меховая шапка и тёплые рукавицы. По всему видно, что одежда ему велика — у бедной крестьянской семьи зачастую просто не было возможности покупать или шить самостоятельно вещи под каждый размер, потому дети получали одежду на вырост

По всему видно, что одежда ему велика — у бедной крестьянской семьи зачастую просто не было возможности покупать или шить самостоятельно вещи под каждый размер, потому дети получали одежду на вырост.

Через плечо его перекинут топор, который он держит за деревянную ручку одной рукой. По всей видимости, Захарка отправляется рубить дрова. Из-под шапки выбиваются длинные русые волосы. Нос и щёки порозовели от мороза на улице

Немного насупив брови, он придаёт себе ещё большей важности

Секрет данной карины в том, что мальчик кажется не по годам умным, серьёзным и опытным, при этом его лицо ещё выражает детское любопытство и наивность. Трогательная работа пропитана суровым бытом крестьян, когда дети с раннего возраста начинают помогать родителям и уже практически готовы к взрослой жизни.

Захарка картина Венецианова план сочинения

  1. Автор картины
  2. Описание мальчика
  3. Характер и настроение
  4. Мои впечатления

Автором картины «Захарка» является прославленный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов. Данная работа является одной из самых известных работ мастера живописи. Была написана в 1825 году, находится в Третьяковской галерее в Москве.

На картине изображён 12-летний мальчик. Известно, что мальчика звали Захар, а также, что он был сыном крепостных крестьян Степановых. Мальчик расположен к зрителю в полоборота. Работа выполнена в тёмных тонах, но лицо светлое, чуть розоватое, что делает его ярким пятном на картине.

Насупившиеся брови делают Захарку серьёзным, не по годам повзрослевшим. Нос чуть покраснел, что говорит о зимнем времени года. На его голове меховая шапка, из-под которой выбиваются русые пряди волос. На руках рукавицы. Здесь стоит отметить, что шапка и рукавицы явно ему не по размеру. Это вполне объяснимо, так как у бедной крестьянской семьи не было средств и возможностей покупать или самим шить одежду под конкретный возраст, потому дети носили одежду на вырост. В одной руке он держит за деревянную ручку топор, перекинутый через плечо.

Картина привлекает больше не тем, что портрет Захарки выполнен очень точно и реалистично, а особенностями во внешности и характере главного героя. 12-летний мальчик серьёзен не по годам. Тяжёлая крестьянская жизнь закалила его характер, сделала серьёзным и даже в каких-то вещах умудрённым опытом. Однако при этом черты его лица ещё детские, где-то проглядывает наивность и любопытство. Такое противоречие, как детское и одновременно с этим взрослое выражение лица и характера, заставляют восхищаться данной работой.

Портрет только с виду кажется простым и непритязательным. Если присмотреться к его деталям, начинаешь понимать, насколько талантливым был художник Алексей Венецианов, как точно он мог видеть суть, характер и настроение людей и как точно передавать их в своих картинах. Без сомнения, портрет «Захарка» — одна из самых удивительных картин, которые мне доводилось видеть.

Вариант №2

Если мы посмотрим на картины знаменитого русского художника Венецианова Алексея Гавриловича, то можем сделать вывод, что ему нравилось, в основном, писать портреты только крестьян и простых людей, потому что именно через портрет можно передать всю ценность человеческой души. Своими картинами художник хотел нам передать всю выносливость и терпение крестьян. Алексей Гаврилович показал нам, что крестьяне, прежде всего мужественные и сильные люди, и только уже потом — отдельное сословие.

На известной картине «Захарка» изображен крупным планом мальчик, уверенно идущий в лес колоть дрова. Картина выполнена маслом в темных спокойных тонах, показывая этим непростую жизнь простого крестьянина.

Изображённому на картине мальчику лет девять, но выглядит он старше своих лет, так как у него не по-детски серьёзное выражение лица: немного нахмуренные брови, задумчивые глаза, неотрывно смотрящие в одну точку, губы слегка приоткрыты. Но его короткий большой нос и пухлые губы говорят о том, что он ещё ребенок. Захарка не обладает привлекательной внешностью, но он очень серьёзный, трудолюбивый и уверенный в себе человек. Такие люди всегда могут добиться того, чего хотят.

Мальчик одет в теплое пальто и большую меховую шапку, из-под которой видны кудрявые русые волосы, а на его руки надеты толстые темно-коричневые варежки. По его одежде, а также по его красным от мороза щекам можно понять, что на улице зима. Мы можем увидеть, что шапка и варежки ему немного велики, скорее всего, они досталась ему от отца или старшего брата. Правой рукой Захарка держит небольшой топор, это говорит о том, что мальчик идёт колоть дрова для своей семьи, чтобы прожить оставшиеся морозные дни в тепле. Несмотря на всю сложность и ответственность своей работы, Захарка уверенно идет вперед.

Автор как нельзя лучше продемонстрировал нам нелёгкую жизнь маленького мальчика. Захарка очень сообразительный человек и серьёзно относится к своей жизни. И даже несмотря на всю бедность и нищету его семьи, мальчик с любовью заботится о ней. Его родители должны гордиться своим сыном, мужественным, умным и решительным не по годам, ведь он очень достойный человек.

«Автопортрет» (1811)

После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.

В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.

Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» — один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.

Биография художника

Родился А. Г. Венецианов в Москве в 1780 году. Его предками были выходцы из Греции. Отец Гаврила Юрьевич был торговцем и видел в сыне своего продолжателя. Алексей с ранних лет срисовывал картины и писал с натуры. Бороться с увлечением сына было бессмысленным, и отец купил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник». Из воспоминаний племянника художника Н. Венецианова известно, что у маленького Алексея был учитель Пахомыч, который научил его готовить краски, делать грунтовку холста и натягивать холст на подрамник. Учился Венецианов в частном пансионе, после окончания которого работал в Чертежном управлении. В 1802 году художник переехал в Петербург. В 1807 году он поступает на службу в Канцелярию почт. Там Венецианов познакомился со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским. Так начинающий живописец оказался в центре художественной жизни и в кругу известных русских писателей и художников. В тот же год он начал издавать первый в России юмористический листок «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», запрещенный позже цензурой за сатиру на чиновников.

В 1811 году за представленный в Академию художеств автопортрет художник получил звание «назначенного». Эту ступень могли преодолеть все те, кто не учился в Академии. Через год Венецианов выполнил программу, получив звание «академика». В период Отечественной войны 1812 года Венецианов создал серию карикатур на французов и дворян-галломанов.

В 1815 году художник женился на девушке из дворянской семьи М. А. Азарьевой. Через год родилась дочь Александра, спустя три года – дочь Фелицата. В 1818 году семья Венециановых купила небольшое имение в Тверской области. Из воспоминаний дочери Александры:

В Сафонково Венецианов писал картины крестьянской жизни и портреты. Эти работы, созданные с натуры, вошли в ряд нового художественного направления, основой которого стало правдивое отражение жизни. Вот, что он писал о трудном пути художника:

В 1820 году художник начал обучать талантливых крестьянских детей ремеслу живописца. Со временем сформировалась группа, известная как «школа Венецианова». Многих своих учеников учитель пристраивал в Академию художеств. Венецианов говорил своим ученикам:

Он и сам шел путем, назначенным природой.

В 1824 году он выставляет «крестьянские» полотна в Академии художеств. Академический совет забраковал эскизы художника для конкурсной картины, которая открыла бы ему путь к званию «советника живописи».

В 1830 году Венецианов получил звание «художника государя императора». Ему было назначено ежегодное жалование в 3000 рублей и вручен орден св. Владимира 4-й степени.

В 1831 году умирает жена Марфа Афанасьевна, оставив на воспитание отцу двух юных дочерей. В 1833 году не стало отца Гаврилы Юрьевича. Содержание школы требовало непомерных расходов. За 20 лет школу прошли больше 70 учеников. Многие ученики стали известными художниками: Н.С. Крылов, Л. К. Плахов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, Г. В. Сорока…

В Сафонково находили приют странники, монахи, иконописцы… Венецианов перестал выставлять свои картины. Ему пришлось заложить свое имение, браться за заказные работы: портреты и иконы для церквей. В последние годы он страдал от упадка сил, падал в обморок. 4 декабря 1847 года художник вез эскизы икон из Сафонково в Тверь. На спуске с горы лошадей понесло, и его выбросило из саней. Эта поездка закончилась трагедией.

«Жнецы» (1820-е)

Но главным жанром для Венецианова остается портрет, а основной задачей, которую он решает, — выражение неподдельного интереса и уважения к тем, кого он изображает. Высокое живописное мастерство в сочетании с лаконизмом и изысканностью композиции усиливает впечатление, которое оказывает на зрителя Венецианов. содержания которых может уложиться в несколько фраз, поражают глубиной и многогранностью, даже если их герои — простые крестьяне.

На руку жницы, на минуту остановившейся отдохнуть, присели две бабочки. Из-за плеча на них смотрит мальчик, завороженный их красотой. Художник написал почти обманку — кажется, сейчас легкие крылья вспорхнут и исчезнут в летнем зное. Столь же реальны главные герои — их лица, руки, одежда. Настоящими кажутся и чувства, выражаемые молодой женщиной и ребенком, а главное — ощутимо чувствуется, как ими любуется Венецианов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: