Вариант 2
Одним из известных писателей, чье творчество до сегодняшнего времени является актуальным, является Денис Иванович Фонвизин. Проблемы, затронутые в произведениях этого автора, до сих пор являются предметом для спора.
К примеру, мать Митрофанушки, дала воспитание своему отпрыску такое, что он не желает учиться, ему хочется поскорее жениться. Она с детства привила ему лень и избалованность. Его мать сама не имела абсолютно ни какого образование, соответственно свое дитя она воспитала так же. Единственное чему она могла научить своего ребенка, это любовь к деньгам. Ведь ради денег эта барышня была готова на многое. Автор подчеркивает, что за деньги она может совершить любую подлость. Конечно такое поведение сына, считалось нормальным для его матери. Но не для окружающих его людей. Любовь матери всегда оправдывала поступки своего любимого сыночка.
Проблема, которую затронул Денис Иванович в этом произведении, была в том, что люди не видят, что происходит у них под носом. Пока это не доведет до плачевного состояния и не выйдет из под их контроля. Фонвизин этим произведением показывает, что люди не могут критически к себе отнестись и не хотят избавляться от собственных недостатков.
Еще одной не менее важной проблемой этой комедии было отношение к крепостным. Хозяйка дома Простакова, относится к своим подопечным очень грубо, разговаривает с ними надменно
В то время как к своим гостям она обращается очень ласково. Ее поведение говорит о ее нравственном воспитании, она считает, что если обращаться с господами ласково, то можно получить от этого хорошую выгоду.
Несмотря на то, что крепостничества как такового уже не существует, лицемерное поведение и алчность все еще присущи людям. Впрочем, как и неравенство по социальному положению.
Автор очень часто высмеивает в своем произведении интеллектуальный уровень дворянства. Самым ярким примером становится семья Скотининых-Простаковых. По сравнению с Европой, уровень образования дворян в России имел огромное колоссальное различие.
Этим произведение Д.Фонвизин, хотел подчеркнуть невежество и деспотизм, которые на самом деле имеет очень большое значение в дальнейшей жизни страны. По мнению автора только правильное образование может быть спасением от грозящей беды. Которая, может произойти вследствие недостаточного уровня интеллектуального образования. Денис Иванович считал что эта проблема может привести к деградации дворян, а ведь в их руках находится власть.
Цитатная характеристика
При чтении комедии читателю открывается не только биография Стародума, но его отношение к жизни, благородство и искренне служение Родине:
- Возраст героя в описанные времена считался преклонным.
- Принадлежность к определенным слоям.
- Ранения подтверждают участие в военных сражениях.
Пришлось послужить и лично императору.
Состояние, однако, заработано не на государственной службе:
Отношение к деньгам и понимание как они достаются, что их можно добыть разными способами.
Софья ценит ум дядюшки, надеется на его поддержку.
Особенности поведения раскрываются отношением окружающих:
Умение разбираться в людях.
Черты характера.
Презрение к чинам.
- Воспитание по старинным методам и почитание отца.
- Сожаление, что сдержанность не свойственна молодости.
- Богатство человека не в деньгах, а в правде, чести.
- Любовь к племяннице заставляет дядю передать ей свое состояние, нажитое праведным трудом.
- Уважения заслуживают только честные люди.
А великодушие и прощение основные ценности:
В течение всего повествования слова и фразы комедии раскрывают суть, подчеркивают то, на чем писатель приглашает публику сосредоточить внимание
Правдин: цитаты персонажа
Проблема не в народе, а в ваших руководителях. Коммунизм — маска, натянутая на прежнее лицо России. Ваш Сталин — царь, Политбюро — бояре и аристократы, алчные и эгоистичные, ваши партийные кадры — чиновники, те же, что при Петре и Николае. Та же пресловутая российская автократия, вечная нестабильность, ксенофобия, абсолютная неспособность разумно управлять государством, террор вместо консенсуса и настоящей власти, наглая коррупция, только принявшая другие формы, некомпетентность и пьянство. Прочтите переписку Курбского с Иваном Грозным, прочтите Карамзина, Кюстина. Основной признак вашей истории никогда не изменить: унижение, из поколения в поколение, от отца к сыну. Испокон века, и особенно с эпохи монгольского ига, все вас унижают, и политика вашего правительства состоит не в том, чтобы бороться с униженностью и ее причинами, а в том, чтобы спрятать ее от остального мира. Петербург Петра не что иное, как потемкинская деревня, не окно, прорубленное в Европу, а театральная декорация, установленная, чтобы спрятать от Запада нищету и грязь. Но унижать можно лишь тех, кто терпит унижение; и лишь униженные способны унижать других. Униженные тысяча девятьсот семнадцатого, от Сталина до мужика, навязывают свой страх и унижение другим. Потому что в этой стране униженных царь, какой бы властью он ни обладал, беспомощен, его воля тонет в болотах и топях его администрации. Перед царем все кланяются, а за его спиной воруют и плетут заговоры, все льстят начальству и вытирают ноги о подчиненных, у всех рабское мышление, ваше общество сверху донизу пропитано рабским духом, главный раб — это царь, который не может ничего сделать с трусостью и униженностью своего рабского народа и от бессилия убивает, терроризирует и унижает его еще больше. И каждый раз, когда в вашей истории возникает переломный момент, реальный шанс разорвать порочный круг, чтобы создать новую историю, вы его упускаете: и перед свободой, вашей свободой семнадцатого года, о которой вы говорили, все — и народ, и вожди — отступают и возвращаются к уже выработанным рефлексам. Конец НЭПа, провозглашение социализма в отдельно взятой стране тому доказательство. Однако надежды пока еще не угасли, и потребовались чистки. Нынешнее возрождение державности является логическим завершением этого процесса. Русский, вечно униженный, избавляется от собственной неполноценности, идентифицируя себя с абстрактной славой России. Русский может работать по четырнадцать часов в сутки на промерзшем заводе, всю жизнь есть черный хлеб и капусту и обслуживать лоснящегося от жира хозяина, который называет себя марксистом-ленинцем, но раскатывает на лимузине с шикарными цыпочками, попивая французское шампанское, — русскому все равно, главное, чтобы наступили времена Третьего Рима
А каким уж будет Третий Рим, христианским или коммунистическим, совершенно неважно. Что касается директора завода, он трясется за свое место, льстит начальнику, дарит дорогие подарки, а если все же директора выгоняют, то вместо него сажают такого же, жадного, невежественного, униженного и презирающего рабочих, потому что прежде всего он служит пролетарскому государству, а не людям
Однажды, конечно, с применением насилия или нет, но коммунистический фасад рухнет. И тогда мы увидим прежнюю немытую Россию. Если вы даже победите, то выйдете из этой войны еще большими национал-социалистами и империалистами, чем мы, но ваш социализм, в отличие от нашего, пустой звук; остается национализм, за который вы и будете цепляться. В Германии и других капиталистических странах утверждают, что коммунизм погубил Россию, но я думаю, что наоборот, Россия погубила коммунизм. Сама идея прекрасна, и кто знает, как бы повернулись события, если бы революцию делали в Германии, а не в России? Если бы ее возглавили уверенные в себе немцы, ваши друзья Роза Люксембург и Карл Либкнехт? Я полагаю, что все обернулось бы катастрофой, потому что обострились бы наши внутренние специфические конфликты, которые пытается разрешить национал-социализм. Хотя кто знает? Одно не вызывает сомнений: опыт коммунизма, предпринятый вами, обречен на провал. Его можно сравнить с медицинским опытом, проведенным в нестерильной среде, — все результаты насмарку.
Афоризмы правдина из комедии недоросль
«Всякая вина виновата» , Тарас Скотинин (действие 1 явление 4)
«Дела не делай, от дела не бегай» (Цыфиркин действие 3 явление 6),
«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка» (Цыфиркин действие 3, явление 6),
«виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство» (Правдин, явление 8, действие 4)
«Суженого конём не объедешь» (Скотинин, явление 3, действие 2)
«С великим просвещение можно быть мелкому скареду1» (Стародум, явление 1 действие 3),
«На своё счастье грех пенять» (Скотинин, явление 3, действие 2)
«Век живи, век учись» (Г-жа Простакова, явление 6 действие 2)
«Ученье — вздор» (Скотинин, явление 8, действие 4)
«Где гнев, тут и милость» (Г-жа Простакова, явление 9, действие 4)
«дай мне сроку, хотя на три дня» (Г-жа Простакова, явление 5, действие 5)
«Повинную голову меч не сечёт» (Г-жа Простакова, явление 4, действие 5)
«В большом свете водятся премелкие души» (Стародум, явление 1, действие 3)
«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану» (Стародум, явление 1, действие 3)
«Без вины виноват» (Простаков, явление 3, действие 5)
«Без знатных дел знатное состояние ничто» (Стародум, явление 2, действие 4)
«Собака лает, ветер носит» (Цыфиркин, явление 7 действие 3)
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум, явление 1, действие 5)
«Сон в руку» (Простаков, явление 4, действие 1)
«Концы в воду» (Скотинин, явление 5, действие 1)
«Видали виды» (Простаков, явление 8, действие 1)
«Белены объелся» (Митрофан, явление 4, действие 2)
«Поминай, как звали» (Митрофан, явление 6, действие 2)
«С его кулаков да за часослов» (Митрофан, явление 6, действие 2)
«Весёлым пирком, да за свадебку» (Скотинин, явление 5, действие 3)
«По добру, по здорову» (Скотинин, явление 4, действие 5)
«Наличные деньги — не наличные достоинства» (Стародум, явление 2, действие 3)
«Ему шабаш из-за доски, а меня рады в толчки» (Цыфиркин, явление 6, действие 3)
10 цитат из книги Натальи Правдиной «Ты будешь счастливой, я – помогу!»
Наталья Правдина написала эту книгу для всех женщин и рассказала, как, потратив всего пять минут в день, можно найти настоящее счастье и при этом не жертвовать любовью ради карьеры или здоровьем ради денег. Мы собрали для вас 10 цитат из этой интересной книги:
1) Помните: чтобы в любом возрасте оставаться красивой и желанной, вовсе не нужно разряжаться как новогодняя елка, достаточно обладать развитым чувством собственного достоинства, непоколебимой уверенностью в себе.
2) Все хорошее для меня сейчас только начинается.
3) Позвольте себе наслаждаться тем счастьем, которое вы можете получить и получаете здесь и сейчас. Будущее само позаботится о себе. Если ваши отношения гармонично приведут вас к браку – пусть будет так. Если же нет, ничего страшного. Живите настоящим, живите собой, живите любовью.
4) Заметьте, мужчины чувствуют женскую уверенность каким-то пятым чувством: «Если она так уверена в себе и так ведет себя, то, наверное, для этого есть все основания». Мужчинам сразу хочется понять, почему же эта женщина так уверена в себе, что за секреты скрываются за этой милой улыбкой, полной внутреннего достоинства, – и вот он уже попался на крючок своего интереса.
5) Я отпускаю страдания и боль. Я свободна. Я имею право быть такой, какая я есть.
6) Самое интересное, что мужчины каким-то непостижимым шестым чувством начинают чувствовать невидимую перемену, которая происходит в вашем сознании, и отношения мгновенно меняются!
7) Чем легче и спокойнее вы относитесь к любви, тем легче она находит вас, это проверено!
Надо любить и при этом не разрушать себя, не терять чувство собственного достоинства.
9) Я очень люблю себя, уважаю себя и ценю себя, поэтому я сейчас отпускаю тебя с благодарностью. Мы оба свободны.
10) Как только мужчина превращается из объекта добычи и охоты в объект наслаждения, ему становится интересно и весело с вами. Потому что вы не «нагружаете» его обязательствами и не требуете от него клятв в вечной любви и преданности. Вы просто живете, любите и радуетесь!
Критика об образе
Однозначно, пьеса «Недоросль» не осталась незамеченной, а проблемы воспитания во все времена актуальны. Критики по-разному отзывались об комедии. Удивительно – Фонвизин приверженец петровской эпохи, что доказывает его прототип Стародум, не раз подчеркивающий свое отношение к екатерининскому двору. А Пушкин А.С., в статье говорит, что Екатерина была в восхищении от комедии и ее поддержали чиновники блестящего двора. Сам поэт относит пьесу к памятнику народной сатиры.
Гоголь Н.В. в переписке с друзьями гласит, что «Недоросль» отражает истинное положение российского захолустья. Белинский В.Г. считал: пьесу можно согнать со сцены, но не из истории. С ним согласился Герцен А.И, что нравы русских дворян навсегда сохранятся в литературе.
Анализ Афоризмов
Русский писатель Денис Иванович Фонвизин написал свою известную комедию «Недоросль» в 1781 году, опубликована же она была в 1783 году. Главным героем здесь является Митрофан – сын семейства дворян Простаковых, тот самый «недоросль», не получивший должного образования от своих учителей. В комедии представлены и ряд других персонажей различных социальных ступеней общества, но особенно стоит выделить Стародума – опекуна Софьи, той самой девушки при дворе, которую обкрадывала госпожа Простакова.
Стародума стоит отметить по одной простой причине. Он является сплошь положительным персонажем данной комедии, в которой так много присутствует отрицательных героев. С помощью ряда отрицательных персонажей автор неплохо раскрыл основных социальные проблемы общества – дикость дворянства по отношению к крепостным, ошибки в воспитании детей и отношения в семье. Поэтому Стародум играет важную роль в комедии. В роли положительного персонажа он привносит доброту, честность и искренность в общество, состоящее сплошь из отрицательных героев.
Стародум в комедии предстает пожилым дворянином, который заработал свое состояние тяжелым трудом в Сибири. Имея неплохое состояние, он сохранил свое достоинство, оставшись таким же добрым и внимательным человеком. Он считает, что «честный человек должен быть совершенно честный человек». Поэтому он ценит искренность и прямоту, хотя и это со стороны похоже на грубость. Он не терпит заискивание, а ценит в человеке душу, ведь вранье и подхалимство есть, прежде всего, обман своих мыслей и принципов.
Стародум, обладая богатством, не гонится за чинами. Он считает, что как только «начинаются чины – перестает искренность». В некотором плане с повышением человек отдаляется от простых людей, в действиях которых присутствует искренность и доброта. У него изменяется круг общения, и новоявленному члену высшего общества приходится соответствовать принципам и нормам поведения новой компании. А Стародум стремится сохранить положительные качества простого человека в себе, поэтому ему чужды различного рода звания и чины. Он хочет и остается с народом, а мысли, намерения и действия остаются такими чистыми и искренними, как у человека, который беден внешне, но богат внутренне.
По мнению Стародума «наличные деньги – не наличные достоинства». Он осуждает высшее общество, чиновников и дворян за их нравы и поведение. Он считает, что с появлением денег чиновники не выросли в моральном плане, а наоборот, приобретают лишь негативные привычки. Большие богатства дворян лишь портят их. Поэтому Стародум так ревностно относится к понятию Человека с большой буквы. Обладая неплохим капиталом, чиновник не всегда может носить гордое звание Человека. Лишь внутреннее богатство, предопределяющее положительные качества, способно отнести гражданина в разряд Человека.
Когда Митрофан отказывается от своей матери, Стародум выдает свое знаменитое изречение – «вот злонравия достойные плоды». Он негативно относится к госпоже Простаковой, хоть и прощает ее в конце комедии. Его негатив по отношении к матери Митрофана вполне оправдан. Госпожа Простакова способна на воровство, что было проявлено в отношении Софьи. Она может поколотить мужа, но весьма ревностно относится к своему сыну. Она так потакает Митрофану во всем, что даже ее сын воспринимает собственную свадьбу как очередное развлечение. Госпожа Простакова воспитывала «недоросля» не в столь строгих и ограниченных рамках, в результате чего не привила сыну уважение к старшим и семье. А все это чуждо Стародуму, ему и вовсе не приятны новые нравы дворян. Однако на то Стародум и положительный персонаж, что он сумел простить ее за все. Сама же госпожа Простакова получила по заслугам, даже от сына, которому она все позволяла. Как раз это изречение Стародума стало одним из главных по смыслу и выводам в комедии Фонвизина.
Стародум весьма емко охарактеризовал принципы современного общества с помощью своих ярких изречений. Сам же он не поддерживает норм и правил поведения окружающих его людей. Фонвизин в этой комедии определил главным героем Митрофана, но именно благодаря Стародуму автор раскрыл сущность общества того времени, что определяет главную мысль произведения. Вкупе с комедийными вставками этот шедевр Фонвизина приятен и понятен для читателя, поэтому и пользуется такой популярностью.
Краткая характеристика
Образ Стародума появляется не вначале пьесы, но служит ключевой фигурой произведения, как носитель мировоззрения русского просвещенного общества. Которое разделилось:
- одна часть была направлена на новые просветительские идеи;
- другой лагерь придерживался старых ценностей.
Речами и рассуждениями героя, автор передает свой взгляд на эпоху. Так жизненные позиции дяди повлияли на судьбу Софьи, помогли понять нравы нового дворянства и сбросить его оковы. Хотя образ Стародума, это малообразованная и простоватая личность, где выделяются основные черты характера:
- острый ум;
- искренняя прямота;
- понимание людей, что помогает сторониться неприятных персонажей;
- оценка обстоятельств;
- сдержанность, не рубит с плеча;
- отзывчивость, принимает близко к сердцу переживания других людей.
Стародум благодаря отцу, глубоко впитал дух старой эпохи.
Явление IV
Простаковы и Митрофан бросаются на колени перед Правдиным и Стародумом, вымаливая прощение. Софья, сжалившись, говорит: «Я мое оскорбление забываю». Стародум тоже просит не доводить дело до суда.
Услышав это, Простаковы вскакивают с колен. Госпожа Простакова в ярости кричит, что сейчас задаст жару своим слугам – «мошенникам и ворам», выпустившим из рук Софью. Правдин вступается за слуг, но Простакова и Скотинин кричат: «Разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? На что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»
Правдин тогда вынимает из кармана бумагу и оглашает предписание наместника: Простаковы лишаются имений, передаваемых под опеку правительства. Госпожа Простакова кричит: «Все теряю! Совсем погибаю!»
Скотинин спешит уехать в собственное поместье. Правдин напутствует его словами: «Ступай к своим свиньям и оповести друзей, чтобы они не тиранствовали над подвластными людьми».
Недоросль — цитаты характеризующие героев
Сатирическое произведение Фонвизина, не теряет актуальность по сей день. Имена главных героев Митрофана, Простаковой, Скотинина стали нарицательными, а фразы из комедии крылатыми. Цитаты, характеризующие героев комедии «Недоросль» помогут читателю лучше понять, что собой представляет тот или иной персонаж в данном произведении. Некоторые цитаты довольно прочно вошли в повседневную речь, благодаря яркости, емкости и злободневности.
Знаменитые фразы из комедии
«Не хочу учиться – хочу жениться». Фраза Митрофана, адресованная матери. В жизни применяют к тем молодым людям, у которых ветер в голове. Чья жизнь одни сплошные развлечения и удовольствия. Ни об учебе, ни о работе никто из них даже не думает.
«А там и женишься». Заключив брачный союз на взаимовыгодных условиях, можно больше не беспокоиться за свое будущее. Своего рода брак по расчету, не по любви.
«Дела не делай, от дела не бегай». Так говорят о тех людях, кто безответственно относится к работе, а лишь создает видимость ее на рабочем месте.
«Наличные деньги – не наличные достоинства». Наличие денег еще ни о чем не говорит и тем более автоматически не может сделать человека хорошим в глазах других.
«Белены объелся». Данную фразу можно отнести к тем людям, которые совершают неадекватные поступки, глупости, не поддающиеся разумному объяснению.
ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Правдин
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю.
Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Стародум
Невежда без души – зверь.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Честный человек должен быть совершенно честный человек
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Милон
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Софья
Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.
Митрофанушка
Не хочу учиться, хочу жениться!
Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Белены объелся.
Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.
Да отвяжись матушка, как навязалась!
По мне, куда велят!
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Скотинин
Ученье – вздор.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
У меня такой обычай, как что забору в голову, то из нее гвоздем не выколотишь.
Другие материалы по комедии «Недоросль»
Краткое содержание
Анализ комедии
Проблематика произведения
Образ и характеристика Митрофанушки
Образ и характеристика Софьи
Цитаты
Угнетать рабством себе подобных беззаконно
25 предложений/ 346 слов
Героями комедии Д. И. Фонвизина являются люди из разных слоев населения, жившие в конце 18-го века. Известно, что крепостное право окончательно закрепилось в России в 1649 году и надолго составило основу социально-общественных отношений. Почти двести лет дворяне жестоко обращались со своими крестьянами фактически на законных правах, о чем было написано немало произведений.
Одним их наиболее ярких представителей русской классики конца 18-го века был Д. И. Фонвизин, затронувший проблему угнетения подневольных людей в трагикомичной форме. В его пьесе «Недоросль» автор показал быт жестокой помещицы Простаковой, завладевшей деревнями нечестным путем, которая разговаривает со своими слугами как со скотом. Немногим от нее отличается ее родной брат по фамилии Скотинин.
Известно, что Фонвизин неслучайно подбирал имена и фамилии для своих героев, а с умыслом показать их сущность. Скотинин, к примеру, больше всего на свете любил своих свиней. В противовес, таким как он, показаны герои с благозвучными именами: Стародум, Софья, Милон, Правдин. Особая роль отведена Стародуму, шестидесятилетнему человеку в отставке, который своими речами открывает глаза окружающих на злые нравы семьи Простаковых.
Этот человек служил еще при императорском дворе и придерживается старых устоев. Он верит, что всем нужно получать государственное образование, а самое главное, поддерживать в своей душе добро. Потому что даже самый умный человек без доброй души может превратиться в монстра. Фраза «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» была введена именно Фонвизиным и вложена им в уста Стародума. Герой был всячески против издевательств над крепостным слоем.
В противовес ему показана госпожа Простакова, с легкостью унижающая, оскорбляющая и наказывающая своих крестьян. Она платит им ничтожно мало, только шарлатан Вральман, бывший когда-то кучером, умудряется получать у нее высокое жалование, как великий ученый. Она считает нормальным грубо обращаться с пожилой Еремеевной, которая сорок лет своей жизни отдала на услужении их семье. С Тришкой портным обращается как со скотом.
Одним словом, Простакова привыкла унижать крестьян, возвышая на их фоне себя, своего недотепу сына и слабохарактерного мужа. Однако все решает проницательность Стародума и осведомленность государственного чиновника Правдина. За мошенничество и плохое обращение с крестьянами он лишает злую помещицу деревни и всего хозяйства. В конце произведения Простакова остается у разбитого корыта и даже ее сын отворачивается от нее.
см. также:Другие сочинения по произведению Недоросль, Фонвизин
Проблемы в произведении Недоросль
Первая проблема заключается в воспитании молодежи. Недорослями в царской России называли молодых дворянских господ, которые не удосужились получить должное образование. Недоучкой был и юный Митрофанушка. Юноша не заботится о собственном будущем: жизненные цели отсутствуют полностью, поэтому учеба для него бесполезное занятие.
Отец Митрофанушки стал человеком, который прячется за спиной жены. У Простакова нет даже своей точки зрения, ведь с такой супругой проблем у него не будет. Дядюшка юноши постоянно и во всем ищет собственную выгоду и любит исключительно деньги. Как могла воспитать Митрофана такая семья? Автор жалеет героя, ведь его вины вовсе нет, нужно винить лишь общество.
Вторая проблема заключается в крепостном праве. В самом начале комедии видно отношение Простаковой к крестьянам: у нее всегда найдется и время, и силы, чтобы их наказать. Фонвизин красочно описал произвол, происходящий в именье. Автор убежден в том, что не уровень воспитания повлиял на жестокость дворянского сословия, а власть, которая была дарована им государством. Но произведение все же заканчивается торжеством справедливости: Простаковы теперь не имеют никакого права распоряжаться крестьянами, а простаковское поместье теперь собственность империи.
Третья проблема – дворяне не имеют понятий о нравственности и человеческих ценностях. Госпожа Простакова двулична: к крестьянам относилась как к вещам, а к приглашенным в дом людям – с вежливостью и учтивостью. Это лишний раз подтверждает, что для большей части дворян понятия чести, совести, добропорядочности не существует. Все качества затмила жажда власти. Но комедия не лишена положительных персонажей. Милон и Софья, Стародум и Правдин – все они умны и образованы, борются за честность и справедливость. Автор убежден, что именно эти герои спасут общество от дальнейшего раскола и разложения.
Фонвизин сатирически высмеивал несправедливость и деспотичность помещиков. Но вот крепостное право изжило себя, а безнравственность и невежество из общества никуда не исчезли – вот почему произведение до сих пор актуально.
Явление VI
Приходят Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Стародум, увидев Вральмана, узнаёт в нём немца, который прежде служил у него кучером. Он с удивлением спрашивает, как же Вральман взялся учительствовать? Тот объясняет: три месяца не мог найти в Москве места кучера, «пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель».
Кутейкин уверяет, что Простаковы должны ему много денег. Цыфиркин наоборот от всякой платы отказывается: «Митрофан всё равно от меня ничему не выучился». Стародум, Правдин и Милон хвалят Цыфиркина за бескорыстие и вынимают ему деньги в дар из собственных кошельков. Кутейкина они, напротив, корят за жадность и предлагают, чтобы он завтра сам шёл за уплатой долга к госпоже Простаковой. Услышав её имя, Кутейкин в ужасе отказывается от всякого расчёта.
Вральман просит, чтобы Стародум опять взял его к себе кучером. Стародум спрашивает немца, а не разучился ли он за время учительства обращаться с лошадьми? Вральман отвечает: нет, живучи со здешними господами, казалось мне, «што я фсе с лошатками».
Стародум
Многие критики считают Стародума — одним из основных положительных героев пьесы «Недоросль». Авторская позиция передается через его речь. Характер персонажа и его думы прослеживают не в его поведении, а в его рассуждениях.
Стародум приходится старейшим из действующих героев пьесы, он обладает великой мудростью. Продолжительное время герой провел в Сибири, где честным трудом старался заработать денег. Но персонажа нельзя назвать алчным, материальные блага для него не главное, а самое главное в человеке, по мнению Стародума, является нравственная сторона, честность. Поэтому старый Стародум решает завещать своё наследство единственной племяннице Софии. Только для начала необходимо найти ей жениха, не богатого, а именно добропорядочного.
Софья долго время живет в доме Простаковых, где её опекают, пока отсутствует дядя. Но девушка не просто так проживает в доме Простаковых, они её приняли исключительно из корыстных помыслов, жадности и алчности. Неожиданно приезжая в их дом, Стародум сразу это определяет в неестественном гостеприимстве, в их действиях. Сам же, герой привык быть честным с самим собой и с людьми, которые его окружают.
Стоит отметить, что Фонвизин дает своему главному герою говорящую фамилию. Стародум означает человека, который живет по старым устоям, по которым сам воспитывался. В Сибирь он подался, в своё время, чтоб не лицезреть, как здесь лгут люди друг другу, воруют и лицемерят. Он искренне верит, что чрезмерное денежное состояние сильно портит молодежь. Своих отпрысков необходимо воспитывать, чтобы они любили трудиться, имели чувство долга и ответственность.
Стародум старается вести себя учтиво и сдержанно, даже с людьми, которые не достойны этого. Он считает, что никогда не нужно опускаться до их уровня. Не стоит никогда терять время на перевоспитание взрослых людей, ведь каждый должен воспитывать себя сам.
Можно с точностью отметить, что Стародум как персонаж является самым главным в пьесе. Автор высказывает свою позицию на происходящее, делится с читателями своим мнением через Стародума.
Читая пьесу страницу за страницей, нужно прислушиваться к тому, что говорит Стародум, к его политическим взглядам, нравственным вопросам и педагогическим методикам. Именно этот герой передает основную мысль комедии, насмехаясь над глупыми и тщеславными Простаковыми, которые являются недостойными людьми.