Иосиф бродский

Переживи всех Переживи вновь, словно они  снег, пляшущий снег снов Переживи углы Переживи углом Перевяжи узлы между добром и злом Но переживи миг И переживи век Переживи крик Переживи смех Переживи стих Переживи всех

Анализ стихотворения «Сонет» Бродского

Произведение «Сонет» Иосифа Александровича Бродского – почти заклинание быть сильным, все вынести, выжить.

Стихотворение создано примерно в 1962 году. Поэт молод, встретил свою любовь М. Басманову, уже приобрел известность (для советских властей – скандальную), заводит литературные знакомства. Он также дебютировал в печати, отдав одно стихотворение в детский журнал. «Сонет» можно назвать во многом пророческим произведением. Спустя всего лишь пару лет поэт столкнется с судебным преследованием, шельмованием, принудительной психиатрической экспертизой, а затем – и вынужденной эмиграцией. Собственно, сонет – форма лирического стихотворения, ставшая классической в 14 веке. Состоит из четырнадцати строк, с особой системой строфики и рифмовки. В русском стихосложении впервые применен В. Тредиаковским. В жанровом отношении – заклятье и крик о помощи одновременно, рифмовка перекрестная, в финале – типичный сонетный замок, вывод. В этот период поэт все чаще обращается к свободному стиху, неклассическим размерам. Интонация требовательная, в повелительном наклонении. Ее внешняя безэмоциональность сочетается с внутренним напряжением. Стихи переполняют лексические повторы, чеканность которых создана в том числе звукописью. Обращений нет, себя автор также явно не обозначает. Адресуется он не столько к конкретному человеку, а ко всем, кто находится в трудном положении. Более того, и к самому себе. Если нужно – «переживи вновь». Есть беды циклические, накатывающие, как волны, раз за разом. Как «пляшущий снег», который, растаяв, возвращается следующей зимой. «Снег снов»: метафора и пример аллитерации. В сущности, удары судьбы – часть фантасмагории жизни, туман, который то сгущается, то рассеивается. Второе четверостишие открывает та же анафора. «Углы»: нет своего дома, или же он стал углом, чтобы просто провести ночь. «Углом»: не сдавайся, не теряй себя, ершись, будь острым, если ты таков. «Узлы между добром и злом»: чтобы одно не перетекало в другое, ясно различать грань. «Миг и век»: по сути, это одно и то же. «Крик и смех»: брань и насмешки. За то, что ты другой, не вписываешься в рамки. «Стих»: обращение к собрату-литератору. Финал завершается первой строкой. Возвратность строк – черта сонетной формы.

В ранней лирике И. Бродского звучит мотив сопротивления, душевного противостояния, борьбы за свою идентичность.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Коротко от литератора

Стих написан в жанре сонета, имеет 14 строк и перекрестную рифмовку в основной части (смежная рифма в последних двух строках). Большинство рифм закрытые (всех – вновь – снег – снов), хотя есть и открытые (углы – узлы).

В стихотворении много лексических повторов, глагол «переживи» есть анафора, многократно повторяющаяся.

Олицетворение – пляшущий снег, метафора – пляшущий снег снов.

Стих «Сонет» относится к ранней поэзии Бродского, готового в ту пору защищать свою идентичность и не намеренного сдаваться на половине дороги. Это в будущем позволит поэту взойти на Олимп Нобелевской премии и навеки запечатлеть своё имя в канонах русской поэзии.

История создания

Написан стих примерно в 1962 году, когда Бродский уже словил стрелу Амура, посланную от сердца Басмановой – молодой красивой художницы, надолго покорившей Иосифа. Отношения с Мариной были непростые, но на старте ничего не предвещало бури, Бродский влюбился сразу и до бабочек в животе, Басманова же стала его Музой и стимулом к творчеству.

В чем-то стих, анализ которого мы ведем, и пророческий, ведь до чуть-ли не библейских гонений поэта остается совсем немного – скоро он окажется в ссылке за тунеядство, а его имя для власти станет надолго нарицательным.

Заглавные слова произведения:

Совсем скоро Бродский может их воспринимать, как посыл к самому себе из вчерашнего, относительно счастливого, дня.

Сонет к зеркалу

3 группа – Напишите центон, прочитав стихотворения Бродского.

1. Какая тема объединяет все эти произведения?

2. Напишите свой центон, отразив позицию автора по этой теме.

Так мы лампочку тушим, чтоб сшибить табурет. Разговор о грядущем — тот же старческий бред. Лучше все, дорогая, доводить до конца, темноте помогая мускулами лица.

Облокотясь на локоть, я слушаю шорох лип. Это хуже, чем грохот и знаменитый всхлип. Это хуже, чем детям сделанное «бо-бо». Потому что за этим не следует ничего.

4 группа Организует ДИАЛОГ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

Понять смысл произведений Бродского непросто еще и потому, что они представляют собой диалог в культурном пространстве. В них угадываются сочинения других поэтов – мотивы, образы, выражения.

Вместе с ними стихотворения Бродского образуют единый текст, обладающий сверхсмыслом. Постараемся услышать этот диалог, а точнее полилог.

Вспомним произведения русской литературы, в которых звучат темы, о которых мы будем говорить.

1. Перечислите темы, к которым обращается Бродский.

2. Вспомните произведения русской литературы, в которых звучат эти темы.

Библия – «Всяк, живущий на земле есть путник»

Шекспир – «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов» ( эпиграф).

Данте – «Божественная комедия»

На полдороге странствия земного

Себя увидел я в лесу глухом.

Лермонтов – «Выхожу один я на дорогу. »

Стихотворный размер – хорей. Семантика размера – странствие.

У Бродского в «Пилигримах» — хореический дольник.

Тютчев – «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»

Гумилев – поэт, путешественник, офицер.

«Заблудившийся трамвай» — загадочный полет сквозь время и пространство.

Цветаева – «Уж сколько их упало в эту бездну. »

Блок – ««Двенадцать» (из старого мира в новый идут «двенадцать человек», «Ночь, улица, фонарь, аптека. ».

Лесков «Очарованный странник»

Работа в группах (небольшие консультации)

Время вышло, пора представить результаты своего труда.

Я предлагаю прослушать песню О.Митяева “Пилигримы”. (слушаем отрывок). Слово – 1 группе.(схема)

2 группа: 1 человек читает афоризм , 2 – стихотворение. Отвечают на вопрос.

3 группа – читает одно из стихотворений (короткое). Определяет тему и читает свой центон.

Тема назначения поэзии озвучена, и мы видим, что труд поэта – это, прежде всего, труд сердца. Возможно, Бродский и ушёл из жизни так рано, что пропускал всё через своё сердце. А давайте посмотрим, как работало сердце поэта. Выстроим кардиограмму его жизни.

От каждой группы приглашаю по 1 человеку, у них листы с датами. Их задача – изобразить «кардиограмму» жизни Бродского.

Постарайтесь передать ощущения самого поэта, а не вашей оценки событий его жизни.

Группа работает, а 4 группа – представляет итоги своей работы.(в перечислительном порядке)

По кардиограмме: чего было больше – взлётов или падений? Чему вы так считаете?

Вся жизнь Бродского – вызов современному миру.

(линия в конце кардиограммы) Когда останавливается сердце, прекращается ли линия? Как вы считаете, куда должна быть направлена линия Бродского?

Это и есть показатель признания людьми 21 века творчества Бродского.

Источник

Как пережить боль

В стихотворении многократно повторяется глагол «пережить» в виде обращения (повелительное наклонение, единственное число) – Переживи. Это похоже на мантру, на заговор, на заклинание, которое должно предостеречь от беды и дать сил на борьбу за жизнь.

Пусть останутся позади крик и век, углы и стихи – все это приходящее и уходящее, если не нашло отражения в чужом сердце, если не запало никому в душу.

Есть версия, что произведение является обращением к Марине Басмановой, которая в этот момент прочно владеет ключами от сердца Бродского и он не может обойти девушку в своем творчестве.

Другие считают, что Бродский брал калибр крупнее и стих есть обращение к широкому слою людей творчества, которым рано или поздно надо стоять на грани перед выбором да – нет.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (500)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Саша Чёрный (29)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (21)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Конспект урока литературы по творчеству И.Бродского 11 кл.

Гудкова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2 г.Карабаша» Челябинской области

«И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики»

1) Знакомство учащихся с жизнью и творчеством И.Бродского, основными проблемами и темами его лирики, отдельными стихотворениями, отражающими мироощущение поэта;

2) Развитие умений анализа лирических произведений;

3) Воспитание патриотизма, любви к лирике.

Задачи: 1. Развивать умение анализировать произведения, выявлять его не приходящий общечеловеческий и конкретно-исторический и актуальный взгляд данной эпохи,

2. продолжить работу по работу по развитию умения анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения,

3. сообщить знания о выдающихся художественных произведениях и показать их место и роль в историко-культурном и литературном процессах .

Учащиеся уже владеют навыками анализа лирического произведения, поэтому была выбрана оптимальная для данного урока форма: работа в группах.

Восприятие с чистого листа.

Я входил вместо дикого зверя в клетку, выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке, жил у моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке. С высоты ледника я озирал полмира, трижды тонул, дважды бывал распорот. Бросил страну, что меня вскормила. Из забывших меня можно составить город. Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна, надевал на себя что сызнова входит в моду, сеял рожь, покрывал черной толью гУмна и не пил только сухую воду. Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя, жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок. Позволял своим связкам все звуки, помимо воя; перешел на шепот. Теперь мне сорок. Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность.

— Какое впечатление на вас произвели эти стихи и чем они отличаются от слышанного вами ранее? — Что бы вы могли сказать о человеке, написавшем эти стихи? Сегодня, продолжая разговор о поэтическом восприятии времени поэтами второй половины двадцатого века, мы обратимся к творчеству одного из самых парадоксальных и неординарных авторов, чье имя золотыми буквами вписано в историю всемирной литературы – Иосифа Александровича Бродского.

(Слайд №1 – портрет Бродского)

Обратите внимание на годы жизни – это советский период. Что характерно для этого времени?

Что характерно для этого времени?

Цель нашего урока – определение круга проблем, которые волновали поэта и нашли своё отражение в его лирике; попытаться понять неординарность личности Бродского.

Я предлагаю вам поработать в группах, а затем представить на обсуждение результаты ваших литературоведческих поисков.

Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия?

Кому поэт может стать посторонним? От чего отстраняется,

что не приемлет. На эти вопросы мы постараемся ответить после работы со стихотворением «Пилигримы» (Значение слова)

1 группа – работает со стихотворением «Пилигримы» и составляет схему мира стихотворения и представляет её.

(Задание: 1.Внимательно прочитайте стихотворение.

2. Распределите слова-символы в 2 столбика

3. Подумайте, мимо какого мира идут пилигримы. Почему? Что оставляют они позади, и что ждёт их впереди?

4. Схематично изобразите мир стихотворения Бродского. Не забудьте указать место пилигримов в этом мире.

2 группа – Бродский мастерски выражал свои мысли, чувства, мировоззрение

не только в стихах, но и в афоризмах. Вот один из них:

1. Прочитайте афоризм и стихотворение «Сонет к зеркалу»

2. Согласны ли вы с автором, что Бог органичен, а человек ограничен? Аргументируйте свой ответ.

Песни на стихотворение:

1. «В.Кошелев – Сонет. Вокальная миниатюра на стихи И.Бродского. Для меццо-сопрано и фортепиано.» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Koshelev-Sonet.-Vokalnaya-miniatyura-na-stihi-I.Brodskogo.-Dlya-mecco-soprano-i-fortepiano-stih-club-ru.mp3Скачать

2. «Бродский И.А. – Сонет ( Переживи всех. Переживи вновь… )» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/I.A.-Sonet-Perezhivi-vseh.-Perezhivi-vnov.-stih-club-ru.mp3Скачать

3. «Tears of Memory – “Сонет” (И.Бродский)» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Tears-of-Memory-Sonet-I.Brodskij-stih-club-ru.mp3Скачать

4. «Леонид Бакиров – Сонет (На стихи Бродского)» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Bakirov-Sonet-Na-stihi-Brodskogo-stih-club-ru.mp3Скачать

5. «Иосиф Бродский (Роман Ходосов) – “Сонет (2)”» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Brodskiy-Roman-Hodosov-Sonet-2-stih-club-ru.mp3Скачать

6. «Пётр Никитин – Сонет Бродский» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Nikitin-Sonet-Brodskiy-stih-club-ru.mp3Скачать

7. «Иосиф Бродский (читает Роман Ходосов) – Сонет» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Brodskiy-chitaet-Roman-Hodosov-Sonet-stih-club-ru.mp3Скачать

8. «Сергей Русанов – Сонет (И.Бродский – В.Лебедев)» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Rusanov-Sonet-I.Brodskiy-V.Lebedev-stih-club-ru.mp3Скачать

9. «Romashka – 3 Сонет к Марии Стюарт. И.Бродский» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Romashka-3-Sonet-k-Marii-Styuart.-I.Brodskij-stih-club-ru.mp3Скачать

10. «И. Бродский – Сонет “Переживи”» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Brodskij-Sonet-Perezhivi-stih-club-ru.mp3Скачать

11. «Павел Михайлов – “Сонет” Иосифа Бродского» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Mihaylov-Sonet-Iosifa-Brodskogo-stih-club-ru.mp3Скачать

12. «Михаил Максуров (читает Александр Устюгов) – Бродский. Сонет к Марии Стюарт» / прослушиваний

/

https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Maksurov-chitaet-Aleksandr-Ustyugov-Brodskiy.-Sonet-k-Marii-Styuart-stih-club-ru.mp3Скачать

Добавить свое исполнение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: