Анализ стихотворения «Сонет» Бродского
Произведение «Сонет» Иосифа Александровича Бродского – почти заклинание быть сильным, все вынести, выжить.
Стихотворение создано примерно в 1962 году. Поэт молод, встретил свою любовь М. Басманову, уже приобрел известность (для советских властей – скандальную), заводит литературные знакомства. Он также дебютировал в печати, отдав одно стихотворение в детский журнал. «Сонет» можно назвать во многом пророческим произведением. Спустя всего лишь пару лет поэт столкнется с судебным преследованием, шельмованием, принудительной психиатрической экспертизой, а затем – и вынужденной эмиграцией. Собственно, сонет – форма лирического стихотворения, ставшая классической в 14 веке. Состоит из четырнадцати строк, с особой системой строфики и рифмовки. В русском стихосложении впервые применен В. Тредиаковским. В жанровом отношении – заклятье и крик о помощи одновременно, рифмовка перекрестная, в финале – типичный сонетный замок, вывод. В этот период поэт все чаще обращается к свободному стиху, неклассическим размерам. Интонация требовательная, в повелительном наклонении. Ее внешняя безэмоциональность сочетается с внутренним напряжением. Стихи переполняют лексические повторы, чеканность которых создана в том числе звукописью. Обращений нет, себя автор также явно не обозначает. Адресуется он не столько к конкретному человеку, а ко всем, кто находится в трудном положении. Более того, и к самому себе. Если нужно – «переживи вновь». Есть беды циклические, накатывающие, как волны, раз за разом. Как «пляшущий снег», который, растаяв, возвращается следующей зимой. «Снег снов»: метафора и пример аллитерации. В сущности, удары судьбы – часть фантасмагории жизни, туман, который то сгущается, то рассеивается. Второе четверостишие открывает та же анафора. «Углы»: нет своего дома, или же он стал углом, чтобы просто провести ночь. «Углом»: не сдавайся, не теряй себя, ершись, будь острым, если ты таков. «Узлы между добром и злом»: чтобы одно не перетекало в другое, ясно различать грань. «Миг и век»: по сути, это одно и то же. «Крик и смех»: брань и насмешки. За то, что ты другой, не вписываешься в рамки. «Стих»: обращение к собрату-литератору. Финал завершается первой строкой. Возвратность строк – черта сонетной формы.
В ранней лирике И. Бродского звучит мотив сопротивления, душевного противостояния, борьбы за свою идентичность.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Коротко от литератора
Стих написан в жанре сонета, имеет 14 строк и перекрестную рифмовку в основной части (смежная рифма в последних двух строках). Большинство рифм закрытые (всех – вновь – снег – снов), хотя есть и открытые (углы – узлы).
В стихотворении много лексических повторов, глагол «переживи» есть анафора, многократно повторяющаяся.
Олицетворение – пляшущий снег, метафора – пляшущий снег снов.
Стих «Сонет» относится к ранней поэзии Бродского, готового в ту пору защищать свою идентичность и не намеренного сдаваться на половине дороги. Это в будущем позволит поэту взойти на Олимп Нобелевской премии и навеки запечатлеть своё имя в канонах русской поэзии.
История создания
Написан стих примерно в 1962 году, когда Бродский уже словил стрелу Амура, посланную от сердца Басмановой – молодой красивой художницы, надолго покорившей Иосифа. Отношения с Мариной были непростые, но на старте ничего не предвещало бури, Бродский влюбился сразу и до бабочек в животе, Басманова же стала его Музой и стимулом к творчеству.
В чем-то стих, анализ которого мы ведем, и пророческий, ведь до чуть-ли не библейских гонений поэта остается совсем немного – скоро он окажется в ссылке за тунеядство, а его имя для власти станет надолго нарицательным.
Заглавные слова произведения:
Совсем скоро Бродский может их воспринимать, как посыл к самому себе из вчерашнего, относительно счастливого, дня.
Сонет к зеркалу
3 группа – Напишите центон, прочитав стихотворения Бродского.
1. Какая тема объединяет все эти произведения?
2. Напишите свой центон, отразив позицию автора по этой теме.
Так мы лампочку тушим, чтоб сшибить табурет. Разговор о грядущем — тот же старческий бред. Лучше все, дорогая, доводить до конца, темноте помогая мускулами лица.
Облокотясь на локоть, я слушаю шорох лип. Это хуже, чем грохот и знаменитый всхлип. Это хуже, чем детям сделанное «бо-бо». Потому что за этим не следует ничего.
4 группа Организует ДИАЛОГ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Понять смысл произведений Бродского непросто еще и потому, что они представляют собой диалог в культурном пространстве. В них угадываются сочинения других поэтов – мотивы, образы, выражения.
Вместе с ними стихотворения Бродского образуют единый текст, обладающий сверхсмыслом. Постараемся услышать этот диалог, а точнее полилог.
Вспомним произведения русской литературы, в которых звучат темы, о которых мы будем говорить.
1. Перечислите темы, к которым обращается Бродский.
2. Вспомните произведения русской литературы, в которых звучат эти темы.
Библия – «Всяк, живущий на земле есть путник»
Шекспир – «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов» ( эпиграф).
Данте – «Божественная комедия»
На полдороге странствия земного
Себя увидел я в лесу глухом.
Лермонтов – «Выхожу один я на дорогу. »
Стихотворный размер – хорей. Семантика размера – странствие.
У Бродского в «Пилигримах» — хореический дольник.
Тютчев – «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»
Гумилев – поэт, путешественник, офицер.
«Заблудившийся трамвай» — загадочный полет сквозь время и пространство.
Цветаева – «Уж сколько их упало в эту бездну. »
Блок – ««Двенадцать» (из старого мира в новый идут «двенадцать человек», «Ночь, улица, фонарь, аптека. ».
Лесков «Очарованный странник»
Работа в группах (небольшие консультации)
Время вышло, пора представить результаты своего труда.
Я предлагаю прослушать песню О.Митяева “Пилигримы”. (слушаем отрывок). Слово – 1 группе.(схема)
2 группа: 1 человек читает афоризм , 2 – стихотворение. Отвечают на вопрос.
3 группа – читает одно из стихотворений (короткое). Определяет тему и читает свой центон.
Тема назначения поэзии озвучена, и мы видим, что труд поэта – это, прежде всего, труд сердца. Возможно, Бродский и ушёл из жизни так рано, что пропускал всё через своё сердце. А давайте посмотрим, как работало сердце поэта. Выстроим кардиограмму его жизни.
От каждой группы приглашаю по 1 человеку, у них листы с датами. Их задача – изобразить «кардиограмму» жизни Бродского.
Постарайтесь передать ощущения самого поэта, а не вашей оценки событий его жизни.
Группа работает, а 4 группа – представляет итоги своей работы.(в перечислительном порядке)
По кардиограмме: чего было больше – взлётов или падений? Чему вы так считаете?
Вся жизнь Бродского – вызов современному миру.
(линия в конце кардиограммы) Когда останавливается сердце, прекращается ли линия? Как вы считаете, куда должна быть направлена линия Бродского?
Это и есть показатель признания людьми 21 века творчества Бродского.
Источник
Как пережить боль
В стихотворении многократно повторяется глагол «пережить» в виде обращения (повелительное наклонение, единственное число) – Переживи. Это похоже на мантру, на заговор, на заклинание, которое должно предостеречь от беды и дать сил на борьбу за жизнь.
Пусть останутся позади крик и век, углы и стихи – все это приходящее и уходящее, если не нашло отражения в чужом сердце, если не запало никому в душу.
Есть версия, что произведение является обращением к Марине Басмановой, которая в этот момент прочно владеет ключами от сердца Бродского и он не может обойти девушку в своем творчестве.
Другие считают, что Бродский брал калибр крупнее и стих есть обращение к широкому слою людей творчества, которым рано или поздно надо стоять на грани перед выбором да – нет.
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (500)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Саша Чёрный (29)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (21)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Конспект урока литературы по творчеству И.Бродского 11 кл.
Гудкова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2 г.Карабаша» Челябинской области
«И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики»
1) Знакомство учащихся с жизнью и творчеством И.Бродского, основными проблемами и темами его лирики, отдельными стихотворениями, отражающими мироощущение поэта;
2) Развитие умений анализа лирических произведений;
3) Воспитание патриотизма, любви к лирике.
Задачи: 1. Развивать умение анализировать произведения, выявлять его не приходящий общечеловеческий и конкретно-исторический и актуальный взгляд данной эпохи,
2. продолжить работу по работу по развитию умения анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения,
3. сообщить знания о выдающихся художественных произведениях и показать их место и роль в историко-культурном и литературном процессах .
Учащиеся уже владеют навыками анализа лирического произведения, поэтому была выбрана оптимальная для данного урока форма: работа в группах.
Восприятие с чистого листа.
Я входил вместо дикого зверя в клетку, выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке, жил у моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке. С высоты ледника я озирал полмира, трижды тонул, дважды бывал распорот. Бросил страну, что меня вскормила. Из забывших меня можно составить город. Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна, надевал на себя что сызнова входит в моду, сеял рожь, покрывал черной толью гУмна и не пил только сухую воду. Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя, жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок. Позволял своим связкам все звуки, помимо воя; перешел на шепот. Теперь мне сорок. Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность.
— Какое впечатление на вас произвели эти стихи и чем они отличаются от слышанного вами ранее? — Что бы вы могли сказать о человеке, написавшем эти стихи? Сегодня, продолжая разговор о поэтическом восприятии времени поэтами второй половины двадцатого века, мы обратимся к творчеству одного из самых парадоксальных и неординарных авторов, чье имя золотыми буквами вписано в историю всемирной литературы – Иосифа Александровича Бродского.
(Слайд №1 – портрет Бродского)
Обратите внимание на годы жизни – это советский период. Что характерно для этого времени?
Что характерно для этого времени?
Цель нашего урока – определение круга проблем, которые волновали поэта и нашли своё отражение в его лирике; попытаться понять неординарность личности Бродского.
Я предлагаю вам поработать в группах, а затем представить на обсуждение результаты ваших литературоведческих поисков.
Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия?
Кому поэт может стать посторонним? От чего отстраняется,
что не приемлет. На эти вопросы мы постараемся ответить после работы со стихотворением «Пилигримы» (Значение слова)
1 группа – работает со стихотворением «Пилигримы» и составляет схему мира стихотворения и представляет её.
(Задание: 1.Внимательно прочитайте стихотворение.
2. Распределите слова-символы в 2 столбика
3. Подумайте, мимо какого мира идут пилигримы. Почему? Что оставляют они позади, и что ждёт их впереди?
4. Схематично изобразите мир стихотворения Бродского. Не забудьте указать место пилигримов в этом мире.
2 группа – Бродский мастерски выражал свои мысли, чувства, мировоззрение
не только в стихах, но и в афоризмах. Вот один из них:
1. Прочитайте афоризм и стихотворение «Сонет к зеркалу»
2. Согласны ли вы с автором, что Бог органичен, а человек ограничен? Аргументируйте свой ответ.
Песни на стихотворение:
1. «В.Кошелев – Сонет. Вокальная миниатюра на стихи И.Бродского. Для меццо-сопрано и фортепиано.» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Koshelev-Sonet.-Vokalnaya-miniatyura-na-stihi-I.Brodskogo.-Dlya-mecco-soprano-i-fortepiano-stih-club-ru.mp3Скачать
2. «Бродский И.А. – Сонет ( Переживи всех. Переживи вновь… )» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/I.A.-Sonet-Perezhivi-vseh.-Perezhivi-vnov.-stih-club-ru.mp3Скачать
3. «Tears of Memory – “Сонет” (И.Бродский)» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Tears-of-Memory-Sonet-I.Brodskij-stih-club-ru.mp3Скачать
4. «Леонид Бакиров – Сонет (На стихи Бродского)» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Bakirov-Sonet-Na-stihi-Brodskogo-stih-club-ru.mp3Скачать
5. «Иосиф Бродский (Роман Ходосов) – “Сонет (2)”» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Brodskiy-Roman-Hodosov-Sonet-2-stih-club-ru.mp3Скачать
6. «Пётр Никитин – Сонет Бродский» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Nikitin-Sonet-Brodskiy-stih-club-ru.mp3Скачать
7. «Иосиф Бродский (читает Роман Ходосов) – Сонет» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Brodskiy-chitaet-Roman-Hodosov-Sonet-stih-club-ru.mp3Скачать
8. «Сергей Русанов – Сонет (И.Бродский – В.Лебедев)» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Rusanov-Sonet-I.Brodskiy-V.Lebedev-stih-club-ru.mp3Скачать
9. «Romashka – 3 Сонет к Марии Стюарт. И.Бродский» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Romashka-3-Sonet-k-Marii-Styuart.-I.Brodskij-stih-club-ru.mp3Скачать
10. «И. Бродский – Сонет “Переживи”» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Brodskij-Sonet-Perezhivi-stih-club-ru.mp3Скачать
11. «Павел Михайлов – “Сонет” Иосифа Бродского» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Mihaylov-Sonet-Iosifa-Brodskogo-stih-club-ru.mp3Скачать
12. «Михаил Максуров (читает Александр Устюгов) – Бродский. Сонет к Марии Стюарт» / прослушиваний
/
https://stihclub.ru/wp-content/uploads/2022/12/Maksurov-chitaet-Aleksandr-Ustyugov-Brodskiy.-Sonet-k-Marii-Styuart-stih-club-ru.mp3Скачать
Добавить свое исполнение