Литература / книги

«плаха» краткое содержание по главам и частям романа чингиза айтматова

Краткое содержание романа «Плаха»

Читать роман не так уж и просто, поскольку он изначально рассказывает о жизни волков, которые проживают в заповеднике и не так давно обзавелись потомством. Вместе с волчатами в стае пара волков: Акбара и Ташчайнар.

Загнав сайгаков, волки попадают под прицел охотников, которые пытаются выполнить план по добыче мяса. Среди группы охотников – Авдий, внештатный корреспондент газеты.

Все волчата погибают, а из стаи остается в живых лишь пара волков, которые устали и измучены. Единственное, чего они хотят – вернуться в логово.

Тут рассказ полностью меняется и переходит на раскрытие персонажа Авдия. Он — сын священнослужителя, был выгнан из семинарии за специфический взгляд на веру в Бога.

Авдий устроился работать в газету, читателям нравились его рассуждения, которые можно назвать необычными. Авдий выполнял задание редакции — влился в среду гонцов, которые отправились в заповедник с целью сбора конопли.

Автор рассказывает о том, что Авдий с успехом выполняет задание: бегает по полю голый, собирает «пластилин» для человека, который руководит операцией. Но после знакомства с ним понимает, что не сможет переубедить Гришана бросить пагубное дело. 

Все речи Авдия заканчиваются его избиением, подельники выкидывают напарника на ходу из поезда, и тот остается умирать в канаве.

Но смерть к Авдию не приходит, он просыпается с ясной головой в канаве, которую заполняет дождь. Потом отправляется на станцию, без денег и документов. Его забирает милиция, в камере он видит своих бывших подельников и пытается их вразумить речами о вере. Но ничего не выходит.

Выйдя на волю, Авдий понимает, что серьезно болен. Женщина на станции замечает это и взывает скорую помощь, врачи забирают больного и госпитализируют. Находясь в больнице, Авдий второй раз встречается с Ингой, которую видел ранее на мотоцикле: девушка подъезжала к нему и группе гонцов.

Молодые люди начинают общаться. После выписки Авдий отправляется в родной город и пишет статью о том, что с ним случилось. 

Отличительной чертой персонажа стоит считать амбиции, которые он мечтает реализовать. Но вместо реализации получает непонимание со стороны коллег и нежелание редакции публиковать репортаж.

Отрадой для Авдия становится общение с Ингой. Он уезжает к ней, но дома не обнаруживает девушку. Инга уехала, оставив другу письмо на почте.

Тогда Авдий присоединяется на вокзале к группе погонщиков, которые охотятся на сайгаков в лесах заповедника. Убийство животных приводит сына священнослужителя в ужас, и он пытается вразумить маргиналов.

Рассказы о Боге и вере, проповеди Авдия смешат охотников, и они избивают его, а потом привязывают к дереву, распяв. Волки находят Авдия, привязанного к дереву, неподалеку от своего логова.

Акбара и Ташчайнар скрываются в зарослях камышей, там у них появляются волчата, но камыши не спасают волчью пару от цивилизации. В этом месте планируется проложить дорогу. Вновь волчата погибают, а животные уходят.

В следующей главе книга повествует о жизни Бостона и его врага – Базарбая, который навязывается проводить геологов в лес. За свою услугу Базарбай получает плату: бутылку водки и 25 рублей.

Не выдержав, он спускается к ручью и выпивает водку. В лесу слышит чей-то плач и находит в логове волчат. Это дети Акбары и Ташчайнара.

Базарбай извлекает волчат из норы, укладывает в сумку и уходит. Волки пытаются перекрыть ему путь, загнать в горы, но тот просится на подворье Бостона. Показывает жене недруга добычу и, развалившись на ковре, просит принести еще водки.

Утром Базарбай уходит, забрав с собой волчат. Бостон узнает о его визите, ночью слышит вой волков и приезжает в дом к врагу с целью уговорить его продать волчат. Бостон объясняет, что звери будут мстить за потомство, волчат нужно отдать матери. Но Базарбай так сильно ненавидит Бостона, что отказывает ему и выгоняет из дома.

Волки остаются в подворье, бродят по ночам и нарушают негласный закон природы: нападают на человека.

Бостон понимает серьезность ситуации и решает убить зверей, но волчица Акбара остается в живых. Ее жизнь утратила смысл, она больше не воет по ночам, только бродит вблизи подворья и вынюхивает, надеясь найти волчат.

Весной Бостон выгоняет скот, он собирается уехать, выпив чаю с сыном и женой. Акбара незаметно подкрадывается к ребенку, играющему во дворе, и уносит его на спине. Бостон пытается застрелить Акбару из ружья, но все время промахивается.

Прицелившись точнее, попадает в волчицу. Когда добегает до нее, обнаруживает Акбару еще живой, а сына – мертвым.

В горе Бостон хватает ружье, приезжает в дом к Базарбаю и расстреливает его в упор. Потом бросает оружие и идет сдаваться властям.

Читать краткое содержание Плаха Айтматова

В романе перекрещиваются несколько линий в сюжете – линия семьи волков  Акбары и Ташчайнара, линия Авдия Каллистратова, линия чабана Бостона. В начале романа центром внимания читателя является описание семьи волков, которые живут в Моюнкумской саванне. Летом у волков рождается первое потомство.  Но их мирная жизнь протекала недолго, вскоре в жизнь саванны вторглись люди. Основной пищей волков были сайгаки, но люди стали отлавливать их, чтобы выполнить свой план по поставки мяса.

С наступлением зимы семейство отправилось на охоту, но они попали в западню, выжить удалось только Ташчайнару и Акбаре. Судьба вновь подарила волкам потомство, но люди решили строить дорогу и для этого поджигали камыши, в результате этого  все волчата погибли. У волков третий раз появляется потомство, но оно опять погибает.  Бездушный и аморальный Базарбай крадет со злым умыслом детенышей Ташчайнара и Акбары, чтобы продать. Со своим уловом он зашел в гости к чабану Бостону, чтобы проведать его, и отправляется со своей добычей домой.

Волки, поймав след, начинают ходить вокруг дома Бостона.  Чтобы отомстить за своих детей, Акбара крадет его ребенка. В итоге погибли: волки, сын Бостона, маленький ребенок, Базарбай (его убивает разъярённый Бостон, который считал его виновником всех этих смертей).Убив Базарбая, Бостон поехал сдаваться властям.

Следующая сюжетная линия произведения – линия Авдия Каллистратова, который был изгнан из духовной семинарии за свои идеи. Данный герой против зла, произвола, бесчеловечности и безнравственности. Он хотел всех  наставить на путь истинный, помогать им понимать свои ошибки и принимать верное решение. Но судьба решила распорядиться по-своему. Когда Авдий отправляется в степи за анашой. У Авдия и руководителя бригады (для него собирался анаш) возник конфликт. В результате конфликта его жестоко избивают, выбрасывают из поезда и оставляют умирать на изогнутом саксауле. Перед смертью ему слышался свой голос, который читал молитву. На утро его тело нашли Акбара и Ташчайнар. Его гибель в произведение можно расценивать, как самопожертвование ради других людей, чтобы все человеческое зло отыскало истину.

Роман Чингиза Айматова учит любить природу. Ведь дальнейшая благополучие жизни человека будет напрямую зависеть, в каком состояние будет природа.  Если будет погибать природа, то будет погибать и весь мир.

Оцените произведение:

  • 2.63

Голосов: 68

Читать краткое содержание Плаха. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Айтматов. Краткие содержания произведений

  • Белое облако Чингисхана
  • Белый пароход
  • Буранный полустанок
  • Джамиля
  • И дольше века длится день
  • Когда падают горы
  • Красное яблоко
  • Легенда о манкурте
  • Лицом к лицу
  • Материнское поле
  • Мать-олениха
  • Пегий пёс, бегущий краем моря
  • Первый учитель
  • Плаха
  • Прощай, Гульсары!
  • Ранние журавли
  • Солдатенок
  • Тавро Кассандры
  • Тополёк мой в красной косынке

Плаха — анализ романа

Люди уничтожают естественную среду обитания животных, изгоняя их из родных мест. Автор не просто так показывает нам историю одной конкретной пары волков. Конечно, под ними подразумеваются все волки, да и не только волки, в целом, это типичный образ, однако конкретизация позволяет читателю сблизиться с хищниками, делает их трагедию максимально личной. Тем самым Айтманов изображает глобальную экологическую проблему, которая не прекращает своего существования и по сей день. Однако ещё более ужасающей является поднятая проблема человеческой жестокости, причём как по отношению к животным, так и относительно других людей.

Ещё одними героями романа являются Бостон и Базарбай. Автор снова возвращает нас к паре волков, которые в последний раз вывели волчат. Однако детёнышей крадёт из логова Базарбай. Он приносит их в дом Бостона, куда по следу приходят и волки. Бостон пытается выкупить волчат, чтобы вернуть родителям, но него не выходит. Волки продолжаю выть по ночам, начинают даже нападать на людей. Тогда Бостон решает пристрелить их, но убивает лишь волка. Оставшаяся в живых волчица крадёт сына Бостона. Когда мальчик погибает, Бостон убивает виновника этой трагедии – Базарбая, а затем сдаётся властям.

Человеческая жестокость породила столько трагедий, затронув многие жизни, многие семьи. Этот роман является жестоким предупреждением автора о том, что людям стоило бы задуматься, ведь собственная жестокость даже по отношению к более слабым существам может вскоре обернуться против тебя самого.

Информация о книге

Название и автор книги Главные герои Сюжет Мое мнение Дата чтения Количество страниц
Чингиз Айтматов. Плаха Авдий Каллистратов — главный герой первых двух глав романа. Ищет «ревизию Бога», фигуру «Бога-современника с новыми божественными идеями».

Петруха — один из двух «подельников» Авдия, участвовавших в сборе наркотиков.
Ленька — второй, и самый молодой из наркоперевозчиков.
Гришан — главарь банды, прототип «антихриста» у Ч. Айтматова.
Обер-Кандалов — руководитель охоты на сайгаков, главарь людей, которые распнут Авдия.
Инга Фёдоровна — единственная любовь Авдия.
Акбара и Ташчайнар — волчья пара.
Третьей части:

Бостон Уркунчиев — передовик производства, рассматриваемый многими соседями как кулак.
Базарбай Нойгутов — антипод Бостона, пьяница и тунеядец, но считавшийся «человеком принципиальным, неподкупным».
Кочкорбаев — парторг.

Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом — дьяконом. Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит.

Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей.

Первая и вторая части
После ухода из семинарии Авдий устраивается работать в издательство и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Ленькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:

И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодежи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить — они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого.

Прибыв на поле для сбора анаши, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. После встречи с Гришаном, в вагоне поезда, Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с наркотиками, но его избивают и выкидывают из поезда. Случайно встретив бывших «товарищей», арестованных за провоз конопли, он пытается помочь им, но они не признают его за своего. Затем Авдий возвращается в Москву и только по приглашению Инги Фёдоровны снова возвращается в Моюнкумскую пустыню, где принимает предложение Обер-Кандалова «поохотиться».

Последние часы Авдия мучительны — не стерпев убийства множества животных «для плана», он пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…».

Часть третья
Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница крадёт детёнышей волчицы Акбары и, несмотря на все уговоры, продаёт их за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона — он случайно убивает собственного сына.

Замечательная книга на все времена! Философия жизни, вера, надежда, стремление к человечности…. Книга дает благотворную почву для размышления над смыслом жизни. 2003г. 416 с.

Вариант 3

Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное происшествие, которое грозит человечеству угрозой.

А ведь если постоянно разрушать природу, то она может ответить большими бедствиями, от которых не укроется ни один человек. Порой люди совершают такие действия и не замечают, что эти действия являются безжалостными и жестокими. И если они вовремя не смогут остановиться и не поймут о том, что так нельзя поступать, то может наступить настоящая катастрофа, и последствия от нее будут страшными. И никто не сможет потом это все изменить.

Сначала все начинается со стаи волков, которые живут себе спокойно и даже не представляют, что их ожидает дальше. Людей они никогда не видели, да и не хочется им их видеть

И вдруг появляются люди, которые разными способами стараются добыть для себя пищу и неважно какие это будут методы. Они начинают охотиться на волков и постепенно убивают их

В их руки попадают маленькие волчата. Но на этом люди не останавливаются и продолжают дальше. Теперь они устраивают пожар для того чтобы захватить всю стаю волков.

После того как волки поняли, что остались в одиночестве, а их дети погибли для них перестает существовать мир. Единственной их целью теперь является отомстить людям.

Когда волчица осталась одна она из последних сил добирается до людей и старается сказать им о том, чтобы они помогли ей. Но люди думают совсем о другом. Они очень сильно боятся волков и поэтому хватаются за оружие и целятся в волчицу. Но вместо волчицы они попадают в своего сына.

Там есть еще один герой по имени Авдий. Больше всего на свете ему нравится путешествовать по всему миру и узнавать мир со своей стороны. Кроме этого он ищет ответ на свой вопрос: а кто на самом деле Бог?

Петруха живет только тем, что добывает наркотики, а потом поставляет их в разные страны и города. Он понимает, что этим портит свою жизнь, но ничего поделать с этим не может. И жить по-другому он также не может. Наркотиками Петруха занимается не один, во всем ему помогает Гриша. Это настоящий бандит, которому очень даже нравится его жизнь и менять ничего в ней он не собирается. От поставки и продажи наркотиков он получает хорошие деньги и потом может делать с этими деньгами все что хочет. Со временем он совсем забыл про человеческие чувства и переживает только за то, чтобы поскорее сбагрить товар и отправиться за следующей партией.

Главные герои и их характеристика

Поговорим о главных героях романа, их не так уж и много:

  1. Авдий Каллистратов – журналист, в прошлом семинарист. Амбициозный, справедливый, но со своим взглядом на веру в Бога, старающийся образумить заблудших личностей, помочь им, даже если они в этом не нуждаются.

  2. Гришан – главарь гонцов за коноплей, которые избивают Авдия и сбрасывают его с поезда. Жестокий и беспринципный, похож на загнанного зверя — так написал о нем автор.

  3. Бостон Уркунчиев – основной чертой характера является честность, это человек, пытающийся спасти волчат, а потом людей от волков, которые начали убивать невинных.

  4. Базарбай Нойгутов – пьяница и тунеядец, который мечтает отомстить Бостону, всей душой завидует ему. Его низменные чувства и жажда наживы приводят к трагедии.

О книге

История создания книги

Издан впервые в 1986 году в журнале Новый мир.
Ч. Айтматов предполагал создать большой синтетический роман «Круговращение», в котором бы была сделана попытка раскрыть многие проблемы молодежи, который вобрал бы в себя и историю Авдия, и историю семьи волков. «Воплотить замысел, — говорит Айтматов, — соединить разные сюжетные линии, разные времена в единое целое оказалось очень сложно. И, поняв, как долго мне предстояло работать над этой вещью, я решил историю Авдия написать отдельно. Я не предполагал, что она выльется в роман, думал — будет небольшая повесть, но она подверглась саморазвитию».

Часть II

I

«Сам» знал о попытке Авдия увести Петруху и Леньку от криминала к богу. Начался спор о религии. Гриша заявил, что бедные не попадут в Рай. Вечное блаженство — пустые слова. Он ведет людей к богу «черным ходом», не дожидаясь подачек свыше.

Гриша не запрещает новичку проповедовать. Он обещает отпустить мальчиков, если они по наставлениям Авдия придут к вере.

Приближается товарный поезд. Авдий, Петруха, Ленька, Гришаня и два его помощника запрыгивают в открытый вагон. Самое опасное позади. Товарищи закрывают двери, садятся в углу и праздно раскуривают самокрутку.

Ребятам весело, легко на душе, они глупеют на глазах. Главарь не курит и ожидает реакции Авдия. Герой долго терпит этот бардак, потом резко хватает рюкзаки и вытряхивает собранную анашу в окно.

Накуренная братия мигом приходит в себя. Они бросаются на журналиста, бьют и душат. В порыве ярости покалеченного парня выбрасывают в поле на полном ходу.

II

Чиновник пытается спасти мессию от грядущей казни. Иисус отвергает его помощь. Перед уходом он клянется, что имя Понтия Пилата останется в истории выше имени римского императора.

III

Авдий шел куда-то, разговаривал с бродячей собакой, молился и плакал. Начался ливень. Побитый и обезумевший юноша укрылся от дождя под мостом.

На рассвете Авдий вышел к проселочной дороге. Его подобрали неравнодушные пастухи и отвезли на вокзал. К потрепанному юноше тут же подошел милиционер. Паспорт Авдия размок под дождем, а сам он не смог представиться.

Лейтенант принял героя за вора, отвел в участок. Здесь за решеткой сидела вся шайка Гришани. Авдий словно помешался. Он требовал отпустить заблудших детей или запереть его с ними. Но группа хором заявила, что Авдий не их сообщник.

Офицеры заметили больной вид юноши. У него сильный жар. Пришлось увести беднягу в милицейский медпункт.

IV

Пока герой проходил лечение, наведалась гостья – блондинка с мотоциклом. Девушку звали Ингой Федоровной. Она ученая, изучает химические способы уничтожения дикорастущей анаши. Ее исследования могли помочь Авдию в написании статьи.

Ум и красота девушки покорили журналиста. Они начали переписываться. Авдий вернулся в родной город, но его статью так и не напечатали. Любовь к Инге удерживала его от отчаяния.

Чувства были взаимны. Авдия не смущало, что от первого брака у Инги есть сын. Малыш живет с бабушкой и дедушкой. Влюбленные условились о первом свидании.

V

Героя поглотила тоска. В этот миг к нему подошел Обер-Кандалов. Он предложил подзаработать. Авдий хотел скоротать время и разжиться деньгами. Не спрашивая подробностей, он согласился.

Авдий так и не взял ключи Инги. Он заночевал на пожарной станции, а с утра оправился в заповедник. Во время облавы на сайгаков поднял бунт. Его душа болела при виде убитых зверей. Парня утихомирили, бросив связанного в кузов.

Ночью команда Обера пила водку и ужинала мясом антилоп. Авдия вывели на суд. Юноша говорил о боге, призывал сложить оружие, покаяться. Это взбесило охотников. Они жестоко избили журналиста. Начальник приказал отречься от господа, но Авдий не подчинился.

Ему повредили позвоночник, печень и другие органы. Но убийцам было мало. Юношу распяли на дереве. Он вспомнил о волчице и шепотом звал ее на помощь. Силы покидали героя. Его последние мысли были об Инге и ее сыне.

Авдий провисел на дереве до утра. Охотники бросили его. Акбара и Ташчайнар пришли на место их привала. Волчица подошла к дереву и заскулила, будто все понимала. Авдий в последний раз открыл глаза, с тихой радостью поприветствовал Акбару и умер.

Волки навсегда покинули это место. Они поселились в камышовых зарослях. Через год Акбара родила 5 здоровых щенят. Но затеялось строительство новых дорог. Камыш подожгли.

Трое малышей сгинули в огне. Родители бросились в воду с двумя выжившими детенышами в зубах. Увы, в долгой переправе они захлебнулись. Акбара и Ташчайнар снова остались одни.

Герои

Первой и второй частей:

  • Авдий Каллистратов — главный герой первых двух глав романа. Ищет «ревизию Бога», фигуру «Бога-современника с новыми божественными идеями».
  • Петруха — один из двух «подельников» Авдия, участвовавших в сборе наркотиков.
  • Ленька — второй, и самый молодой из наркоперевозчиков.
  • Гришан — главарь банды, прототип «антихриста» у Ч. Айтматова.
  • Обер-Кандалов — руководитель охоты на сайгаков, главарь людей, которые распнут Авдия.
  • Инга Фёдоровна — единственная любовь Авдия.

Третьей части:

  • Бостон Уркунчиев — передовик производства, рассматриваемый многими соседями как кулак.
  • Базарбай Нойгутов — антипод Бостона, пьяница и тунеядец, но считавшийся «человеком принципиальным, неподкупным» .
  • Кочкорбаев — парторг.

Сюжет и структура романа

Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом — дьяконом. Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит.

Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей .

Первая и вторая части

После ухода из семинарии Авдий устраивается работать в издательство и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Ленькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:

Прибыв на поле для сбора конопли, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. После встречи с Гришаном, в вагоне поезда, Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с наркотиками, но его избивают и выкидывают из поезда. Случайно встретив бывших «товарищей» арестованных за провоз наркотиков, он пытается помочь им, но они не признают его за своего. Затем Авдий возвращается в Москву и только по приглашению Инги Фёдоровны снова возвращается в Моюнкумскую пустынь, где принимает предложение Обер-Кандалова «поохотиться».

Последние часы Авдия мучительны — не стерпев убийства множества животных «для плана», он пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…» .

Часть третья

Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница крадёт детёнышей волчицы Акбары и, несмотря на все уговоры, продаёт их за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона — он случайно убивает собственного сына.

2 вариант

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» впервые опубликовали в 1986 году. Произведение имеет сложную композицию. Бостона Уркунчиева читатель узнает на третьей ступени повествования. Образ волчицы Акбары становится связующим звеном между всеми частями книги.

Герой был воспитан в многодетной, но очень бедной семье, где был младшим ребенком. Не пришлось ему узнать материнской любви и заботы. Мама умерла вскоре после его рождения. Много тягот пришлось перенести парнишке. Но вырос он благородным, трудолюбивым юношей. Верил в справедливость и возмездие. Поэтому честно работал, старался быть справедливым с людьми. Поступая по совести, он ожидал, что счастье обязательно озарит его жизнь.

Крепкий дом, любящая семья, стабильная работа – все, чего добился Уркунчиев в своей жизни. Но он это ценил превыше всего. Тем более, что далось оно ему лишениями и тяжелым трудом. Герой слыл лучшим чабаном в деревне.

У Бостона была жена и дети. Если бы не случилась беда с его товарищем Эрназаром, мужчина был бы счастлив. Во время перегона скота на перевале Эрназар сорвался в ледниковую пропасть. А Бостон так и не смирился с тем, что не смог спасти друга. Героя это мучило всю последующую жизнь.

Овдовев, мужчина вступил в брак с женой погибшего товарища. Тихая, добрая Гулюмкан принесла гармонию в дом и душу героя. Вскоре у них родился общий ребенок. Старшие дети на тот момент уже выросли, покинули отчий дом. Поэтому появление малыша родители восприняли как чудо.

Но счастье пары длилось недолго. Местный проныра, выпивоха Базарбай разорил логово и украл у волчьей пары детенышей. А убегая от звериной погони, скрылся в доме Уркунчиева. Спокойной жизни пришел конец. Волки каждый день приходили к дому в надежде вернуть своих щенков. Бостон застрелил самца, но волчице удалось уйти. А после она унесла маленького сына героя. В попытках застрелить Акбару Бостон убивает собственного ребенка. Обезумев от горя, устраивает расправу над Базарбаем, считая его истинным виновником трагедии.

Таким образом, честный человек разочаровался в справедливости. Убив Нойгутова, он сдается властям.

Бостон из романа «Плаха» – противоречивый, неоднозначный герой. Он верил в возмездие, баланс. Но его справедливость оказалась иллюзией. Понимая, что хищники будут мстить, он не отнимает у Базарбая волчат, чтобы вернуть родителям. А пытается решить проблему убийством. И возмездие его накрывает.

Вариант 2

Замечательное произведение Айтматова “Плаха” как раз одно и тех, которое заставляет задуматься и поразмышлять своего читателя над той, или иной проблемой, которая, собственно, и представлена в произведении. Это может быть любая тема: от простого высмеивания любых человеческих пороков, до тяжёлых философских размышлений над смыслом жизни и бытием. В произведение же Айтматова эта тема природа, человека, и их взаимодействия.

В произведении “Плаха” задеваются вопросы о человеческой личности, её отвратительной меркантильной сущности, и алчной натуры. Человек по сути своей, как представлено в произведении, весьма и весьма отвратительное существо, которое не ценит ни себе подобных, ни окружающий мир в котором существует. Однако, как и любом феномене, существуют и исключения, но люди по натуре своей привыкли принижать всех, кто как-либо отличается от них, или же разрушает их стереотипы.

Автор показывает в произведении, что природа стремится найти компромисс с человеком, попытаться сосуществовать с ним в мире. Но, несмотря на все её усилия, наглый человек отвергает все её попытки решить всё миром, из-за чего автор показывает, что пока существует человек, природа и окружающий мир не могут находиться в равновесии и порядке, так как само существования человека подразумевает под собой дисбаланс и отсутствие порядка. Именно это и подчеркивается в произведении через взаимодействие человека и волков. Человек старается уничтожить их, хотя они даже, фактически, не вредят ему, но дабы себя обезопасить он совершает этот отвратительный акт насилия.

Также в произведении присутствует тема отчужденности людей, чей характер и модель поведения выходит за рамки дозволенные стереотипным мышлением устоявшегося общества, которое привыкло уничтожать всё, что выходит за рамки его понимания, и всё то, что якобы нарушает все законы морали, хотя на самом же деле является просто “глотком свежего воздуха” для того же общества. Однако, несмотря на это, общество старается уничтожать всё то, что считает непохожим или отличающимся от себя, что явно видно в произведении. Айтматов явно не доволен этим, но, несмотря на своё недовольство, ему приходиться мириться с данным фактом, так как общество всегда было устроено так, что если что-то выходит за рамки, им самим установленные, то оно сразу начинает отрицать любую причастность к тому, что за них выходит. Потому и данная проблема имеет немалый вес в произведении, ведь она довольна, актуальна даже для нашего времени, и будет актуальна в будущем.

В заключение можно сказать, что произведение Айтматова «Плаха» одно из самых показательных произведений поднимающих проблемы человечества и его взаимодействия с планетой, на которой оно обитает, поднимая темы, которые человечеству поднимать не хотелось бы. Потому Айтматова можно отчасти назвать революционером, так как он не побоялся осуждения со стороны этого общества, и показал всё, как оно есть.

Анализ произведения

Роман можно прочитать онлайн, отзывы о нем положительные. Жанр произведения определяется, как трагедия.

Несмотря на то, что роман разбит по главам, суть его не меняется. Людям не понять звериную тоску матери по детям. Волчица лишается всего, пара не может нормально существовать, ритм ее жизни нарушает цивилизация, людская жадность, государственные распоряжения.

Обретя покой, волки вновь лишаются его и мстят людям, не разбирая того, кто стал виновником произошедшего.

Пересказ романа в коротком содержании раскрывает основные линии сюжета, характеры главных персонажей. Но в произведении есть и другие герои, не отличающиеся высокими моральными ценностями.

Смысл книги

Анализ 2

Произведение «Плаха» знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова освещает нравственные проблемы, актуальные в настоящее время. В романе отражены наблюдения и размышления автора по поводу угрожающей будущему действительности. Здесь Айтматов наставляет нынешнее поколение, указывая на трагические противоречия сегодняшнего времени. Особенно остро прослеживаются вопросы угрозы наркомании, тревожной экологической обстановки. Ярко подмечена нравственная проблема. Отраженные персонажи никак не взаимосвязаны друг с другом, однако их судьбы, переплетаются таким образом, что четко показывают все проблемы общества.

Вначале произведение Айтматов описывает волчью семью, которая мирно живет в Моюнкумской саванне. Но спокойная и умиротворенная обстановка заканчивается, как только человек вмешивается в природу, уничтожая с неистовым зверством детенышей волков. Люди, будучи обладая эгоистической натурой, уничтожая все живое вокруг, рады, что выполнили план по мясозаготовкам. Звери неоднократно меняли места обитания, но каждый раз злая судьба лишала их волчат. И хотя считается, что волки представляют большую опасность, намного страшнее бывают люди со своими действиями. Акбара и Ташчайнар милосердны и ни на кого не злятся.

Любовь к Акбарам — это своего рода материнская ласка, характерная для всего женского на земле. Образ волков символизируют природу, пытающуюся найти спасение от людей-изуверов. Мать Акбара хочет сохранить свое потомство, как продолжение рода. Но в тот момент, когда Базарбай крадет у нее волчат, то волчица ожесточается и нападает на каждого, заглушая боль и страдания. Ее жертвой становится чабан Бостон, принявший Базарбая, проезжавшего мимо его жилища с волчатами. Пастух понимал, какой плохой поступок совершил Уркунчиев, но ничего не мог изменить, потому что он был честным тружеником, за что его тот и ненавидел.    И расплата пришла к негодяю. Погибает и сам Базарбай, разрушивший множество судеб и противопоставивший человека и природу.

Тема наркотиков остро показана писателем. Он призывает людей одуматься и искоренить это зло, которое принесло беды не в один дом. Айтматов рисует путь гонцов желающих обогатиться за счет добычи анаши, совершенно бессмысленный и загоняющий их в тупик безысходности. И в противопоставлении им показан образ Авдия Калистратова, стремившегося образумить заблудшие души и направить их на путь искренний через раскаяние. Однако его не понимают и жестоко избивают и предают смерти. Распятый на саксауле, он видит перед собой волчицу, которая пришла к нему, рассказав о своем горе, с глубокой болью глядя в глаза. Человек и волк поняли друг друга, потому что они обрели страдание, причиненное от людей, погрязших в без духовности. На протяжении всего романа читатель испытывает тревогу за погибающую природу, за поколение, которое само себя уничтожает, погрязнув в собственных пороках. Поэтому само название «плаха» означает призыв к людям опомниться и принять меры по сохранению жизни на земле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: