Маленькая трилогия

Какое место среди всех персонажей занимает беликов. «человек в футляре» главные герои

Человек в футляре: смысл и краткое содержание

Рассказ повествует о жизни учителя в местной гимназии — Беликова. Смысл названия рассказа «Человек в футляре» заключен в образе главного героя. Ведь он даже в солнечную теплую погоду носит галоши и пальто с высоко поднятым воротником. Они для него словно «футляр», этакий способ спрятаться от того, что происходит вокруг.

При этом герой имеет и внутренние барьеры. Он все время переживает, как бы чего не случилось. Этот страх у него настолько силен, что он заражает им окружающих. Беликов старается быть полноценным членом общества. Он регулярно совершает дружеские визиты к коллегам. Однако в гостях не разговаривает, а просто сидит, молчит.

Мрачную жизнь города, наполненную страхом и фразой «как бы чего не вышло», нарушают новые преподаватели: Михаил и Варенька. Они брат с сестрой. Варвара – жизнерадостная, позитивная, яркая, привлекательная дама. Она очаровала всех с первого взгляда.

Местные женщины сразу же задумали женить учителя греческого на ней. На многочисленных встречах, вечерах Беликова и Вареньку старались подтолкнуть друг к другу. Варвара же была и не против выйти замуж за учителя древнего языка. Он также испытывал к ней симпатию.

Но в один момент он увидел Варвару и брата катающимися на велосипеде. Это, по его мнению, совершенно неприемлемое поведение шокировало его до глубины души. Он попытался поговорить на эту тему с Михаилом. Однако суровый брат Варвары грубо прервал его и вытолкнул из квартиры. В результате этого события герой начал чахнуть. А после продолжительной болезни он скончался.

Темы

Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.

Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе

Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Главные герои и их характеристика

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу:

герой
характеристика
беликов
учитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре. Подробнее…
михаил коваленко
новый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.
варвара
это сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная

она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.
рассказчик. повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком

повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком

он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Главные герои

Ветеринарный врач, носит длинные усы. Высокий, худой старик. У него странная двойная фамилия – Чимша-Гималайский, которая, по мнению окружающих ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал на охоту, подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Работает в гимназии, невысокий, полный, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин хороший рассказчик, опытный, наблюдательный человек, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить людей, подобных Беликову, – сродни удовольствию.

Преподаватель греческого языка, про которого рассказывает Буркин своему товарищу по охоте. Этот человек в любую погоду выходил на улицу с зонтом, в калошах, высоко поднимал воротник. Его пугали любые изменения, запреты он воспринимал как норму. Боясь всего нового, необычного, он осуждал всякое отклонение в поведении, даже самое безобидное. Жизнь в футляре – его самое комфортное состояние. Вне своей скорлупы, он постоянно боится, чтобы “чего не произошло”. К его характеристике можно прибавить тот факт, что когда он умер, все испытали огромное облегчение.

Учитель, коллега Беликова и Буркина. Высокий, крепкий мужчина, разговаривающий громким басом. С первого дня знакомства возненавидел Беликова, искренне не понимает, почему его все бояться, зачем он ходит в гости, если просто молча сидит и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка – он высказал ему всю правду, отказался от молчаливого терпения, характерного для окружающих. Выгоняя ненавистного гостя из своего дома, он спускает Беликова с лестницы, называет “фискалом”.

Сестра Михаила, возлюбленная Беликова, ей 30 лет. Варвара Саввишна красивая женщина, жизнерадостная хохотушка. Она прекрасно поёт, чем очаровала коллег и Беликова. Портрет Вареньки появляется на столе у главного героя. Сестра и брат часто спорят и ссорятся, из-за того, что проживают вместе. По этой причине коллеги целенаправленно сватают Беликову Варвару, решив, что она не против такого жениха.

</tr></table>

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.

В противовес замкнутому, неуверенному в себе, угрюмому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, обладающий зычным голосом и суровым характером. Он уверен в себе, прямолинеен, нетерпим ко лжи и лицемерию. Михаил Саввич прибыл на новое место работы из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».

К Беликову относится с подозрением, видя в нем «фискала» и «мерзкого типа», но в личные отношения сестры не вмешивается, предоставляя возможность ей самой выбрать жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных преподавателей и с нетерпением ждет возвращения на Родину, где он будет рыбачить и учить «хохлят».

Главные герои и их характеристика:

Чехов мастерски подобрал для своего произведения персонажей: кажется невозможно их совместить, но они работают в одной гимназии и уживаются в небольшом городке.

Именно этот контраст помогает читателю прочувствовать острые вопросы морали, личного выбора и совести, поднятые автором рассказа.

Иван Иванович Чимша-Гималайский – врач-ветеринар, отдыхающий на свежем воздухе в селе Мироносицкое. Худощавый, высокий старик с длинными усами.

Беликов – персонаж, которому автор не дал имени. Учитель греческого, о котором и идёт речь в произведении. Чрезмерно осторожный до всего нового человек. Запрет для него закон, а чужое мнение — первично. Беликов ощущал себя комфортно только находясь в “футляре”: внутренне, не выступая за границы “дозволенного”, а внешне, не снимая темных очков и плаща. Он даже умер от переживаний, что весь город узнает как над ним посмеялись.

Варенька Коваленко – незамужняя сестра учителя Коваленко. Около 30-ти лет, высокая и стройная, красивая хохотушка. Своим пением и жизнерадостностью девушка мгновенно очаровала всех вокруг и, в том числе, Беликова.

Михаил Коваленко – новый преподаватель географии и истории, брат Вари. Рослый мужчина с грубым голосом. На дух не переносил Беликова.

Буркин – учитель из гимназии, рассказавший историю Беликова. Ростом мал, полный по комплекции, лысый, но с длинной бородой. Хороший рассказчик, наблюдатель. Его можно назвать “местным философом”.

Афанасий – постоянно пьяный повар Беликова.

Мавра – немного странная женщина, супруга старосты села Мироносицкое. Мавра днём находилась дома. а по ночам разгуливала по деревне.

Михаил Коваленко

Михаил Коваленко — молодой человек, учитель истории и географии в гимназии, коллега Беликова и Буркина. У героя есть сестра Варенька,с которой он постоянно спорит. Это очень вспыльчивый и темпераментный человек, привыкший говорить правду. Коваленко сразу же возненавидел Беликова, как только его увидел в первый раз. Он не может понять, как можно бояться такого странного человека, как Беликов. Не понимает он и то, зачем Беликов ходит в гости, если не может сказать и слова.

Именно Михаилу принадлежит главная роль в дальнейшей судьбе учителя древнегреческого языка. Коваленко не стал молчать, как остальные, и высказал всю правду Беликову. Михаил Саввич назвал Беликова «фискалом», выгоняя его из своего дома.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе.

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума.
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния.

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

Человек в футляре

На момент выхода рассказа многие читатели произведения гадали, с кого же срисовал литературный портрет главного героя А. П. Чехов, находя схожие черты во многих знакомых писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения таким параллелям, признав, что образ скорее собирательный, а не точный.

Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка. Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов. Буркин рассказывает Ивану Иванычу, что Беликов любым способом пытался отгородиться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре, внешнем виде.

Это невысокий человек с маленьким бледным лицом и в темных очках, которому уже было давно за 40 лет, 15 из которых он проработал в местной гимназии. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал действительности, скрываясь от нее за темными очками, высоким воротом пальто и зонтиком. Несмотря на свою интровертность и сухость, однажды Беликов, как говорит Буркин, «чуть даже не женился».

Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.

Вариант 2

В своих рассказах Чехов иногда рисует странные образы людей, которые даже трудно представимы. Тем не менее, такие люди действительно существуют, хотя Беликов и является во многом гротескной фигурой. Мы видим какую-то странную метаморфозу человеческой личности, которая превращается в нечто странное и даже страшное.

Беликов работает около 15 лет учителем греческого языка в гимназии и имеет в этой гимназии вес. На протяжении существенной части рассказа никто не может Беликову перечить, ему подчиняются. Поэтому, если нечто не нравится этому герою, то он может, например, выгнать гимназиста, хотя явно такие решения обуславливаются его косностью и чрезмерным консерватизмом.

Беликов – заключен в футляре. Через этот образ футлярности Чехов представляет всю его личность, он описывает даже мысли героя в футляре, у него в футляре каждый предмет и помимо этого он образно весь заключен в футляр. Таким образом проявляется его закрытость от мира и закостенелость, пожалуй, в чем-то так проявляется невежество, которое противится всему новому и каким-то переменам.

Этот герой явно боится каких-то обновлений, он всегда опасается любых происшествий и подобные опасения проявляются во всех деталях его повседневности от приказа извозчикам поднять верх, до ношения плотного пальто даже в теплую погоду. Беликов является полностью нелепым персонажем, но его начало также описывается как нечто отрицательное и негативное, он не просто нелеп, но и в определенной степени является противником этого мира, человечности, положительного и прогрессивного. Поэтому гибель Беликова становится возможной только после его высмеивания, насмешки как бы разрушают устоявшийся мир этого героя, подвергают своеобразному порицанию, которые обесценивают нелепость, за которую всегда цеплялся этот герой с полной серьезностью.

Также фактически мы видим как Беликова разрушает любовь. Конечно, мы можем считать болезнь и печальность героя исходом после грубости от брата Вареньки, но на самом деле его поведение – только часть отношений с Варенькой. Беликов на самом деле даже не представляет как бы любил эту девушку, не представляет своей женитьбы, по сути, этот футлярный человек непригоден для любви, которая является чем-то больше его ограниченной природы, поэтому любовь как бы очищает мир от самого Беликова.

Проблемы

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Несостоявшаяся женитьба

Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.

Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад». Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.

2 вариант

В рассказе «Человек в футляре» Чехов сумел изобразить несколько типов человеческих личностей. Пожалуй, наиболее ярко писатель рисует Беликова. Это обыкновенный учитель, преподающий в гимназии греческий язык. Внешне он совершенно непривлекателен. Его бледное маленькое лицо напоминает мордочку хорька. Улыбка у него какая-то кривая, а глаза всегда скрыты за тёмными стёклами очков.

Точный возраст данного героя неизвестен. Автор пишет, что ему «уже за сорок».

Беликов постоянно стремиться защитить и себя, и вещи ему принадлежащие, оболочкой. И ножик перочинный у него в чехле, и зонтик, и даже часы. Да и своё тело он словно прячет в футляр. Например, в любую погоду носит калоши и поднимает воротник верхней одежды.

Чрезвычайно мнителен и осторожен. Не любит, когда окружающие нарушают правила. Хвалит только прошлое. Новшеств остерегается. Ходит в гости к знакомым и коллегам не потому, что ему хочется, а потому, что так положено делать.

М.С. Коваленко — учитель географии и истории — полная противоположность Беликова, которого он называет фискалом и мерзкой рожей. Это молодой, крепкий, красивый, высокий мужчина со смуглой кожей, большими руками и громким басовитым голосом. Носит вышитую сорочку и фуражку. Его длинный чуб спадает аж на лоб. По происхождению он хохол.

Михаил Саввич мыслит прогрессивно, много читает и привык смело высказывать собственное мнение. Ему непонятно, как мог такой никчёмный человечишко запугать целый город. Беликов неприятен Коваленко, однако он не препятствует свиданиям сестры с ним, не вмешивается в их отношения. Спускает же лестницы после того, как тот упрекает его в увлечении книгами, катанием на велосипеде и обещает доложить об их разговоре начальству.

Варенька — родная сестра Коваленко, дочь статского советника. Имеет хутор. Ей уже лет тридцать. Выглядит очаровательно: фигура стройная, брови черные, глаза тёмные, а на щеках румянец играет. Хорошо поёт романсы. Очень эмоциональная и жизнерадостная, потому часто заливисто хохочет. Она поддаётся на уговоры выйти замуж за Беликова и благосклонно к нему относится, поскольку часто спорит и ругается с братом. Да и как любая барышня её возраста, Варвара Саввична уже не раз задумывалась о семье, своем угле.

И.И. Чимша-Гималайский — учитель той же гимназии, что и вышеупомянутые герои. Он высок и худощав. Курит трубку. Живёт вблизи от города. В свободное время выезжает охотиться.

Буркин — тоже педагог. Был соседом Беликова по дому. Отличный рассказчик, наблюдательный, умеет делать философские выводы.

Афанасий — шестидесятилетний полоумный вечно пьяный повар Беликова. Раньше служил денщиком.

Жанр, направление

Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».

«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя.

В чем суть концовки

«Беликовщина» – проблема общества в целом. Чехов несколько утрированно изобразил патологическое влияние подобных людей на общество. Фразеологизм «Футлярщина» применяется для описания членов общества, которые ведут асоциальную жизнь, ограждая себя от всего нового и непривычного. При этом они «заражают» своим страхом всех вокруг.

Читатели, задумываясь, в чем смысл рассказа «Человек в футляре» Чехова, анализируют собственное окружение. Зачастую они находят таких людей около себя. «Беликовы» ведут никчемную жизнь, от них нет пользы, они не имеют никаких целей и желаний.

В рассказе «Человек в футляре» смысл выражения «как бы чего не вышло» выступает девизом главного героя. Такие люди как Беликов не просто избегают изменений в жизни, они не впускают в нее даже чувства. Ведь любовь может повлечь за собой перемены, а это страшно. Молодые люди должны осознавать бедность и бессмысленность такого существования

Сюжет[ | ]

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Следует ис раздел согласно стилистическим правилам Википедии.

А. П. Чехов, рассказ «Человек в футляре». Марка СССР, 1959 г. (ЦФА № 2292) Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашёл на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

Беликов и был «Человеком в футляре»: он даже в самую тёплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком, и даже у его зонтика был футляр, и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле: он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от действительности и окружающих его людей. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться

На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьём он давил на всех, и все ему уступали, потому что боялись. Была у Беликова и странная привычка — ходить по квартирам учителей

Он приходил, садился и молчал: так он «поддерживал добрые отношения с товарищами»

Была у Беликова и странная привычка — ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал: так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

Как-то в гимназию назначили нового молодого учителя истории и географии; приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова, и тогда все решили их поженить, причём Варенька была не прочь выйти замуж. Однако Беликов сомневался и никак не мог окончательно принять решение: он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак — это шаг серьёзный.

Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож павук».

Однажды кто-то нарисовал карикатуру на Беликова, на которой он идёт с Варенькой под руку, а внизу надпись: «Влюблённый антропос». Эту карикатуру получили все учителя и чиновники. Беликов, ещё не отошедший от случая с карикатурой, увидел Вареньку с братом, катающихся на велосипедах. Беликов цепенеет и бледнеет: ему кажется неприличным катание на велосипеде. На следующее утро он приходит к Коваленко и начинает говорить ему о том, как неприлично ездить на велосипеде. Их встреча заканчивается ссорой: Коваленко спускает Беликова с лестницы. Тут заходит Варенька и видит помятого Беликова; она думает, что он упал с лестницы сам, и начинает хохотать. На этом смехе всё и завершилось: и сватовство, и жизнь Беликова. Он уходит к себе домой, ложится и больше не встаёт, а через месяц умирает. Хоронили его все, а после похорон испытывали не грусть, а облегчение.

В конце рассказа приятели рассуждают о «людях в футляре» и ложатся спать.

Развернутые ответы на вопросы

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема воспитания
    (1080)

    Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности.
    Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бра­нят за шалости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной основы, оно ос­вобождало его от принципов нравственности. Навыки, полученные в юности…

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственного выбора
    (1181)

    Татьяна становится несчаст­ной, но поступиться честью, моральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лука­вить?), / Но я другому отда­на; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравствен­ного выбора — дуэль с Лен­ским. Чувствуя свою непра­воту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на…

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема нравственной свободы человека
    (775)

    Онегин поступает благород­но и честно в отношениях с Татьяной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об от­сутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуж­до: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и желания (в отно­шениях с дядей,…

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Проблема чести и долга
    (1004)

    Татьяна после отъезда Оне­гина из деревни делает ре­шающий нравственный вы­бор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онеги­на, но добровольно подчи­няется своему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтвер­ждает, что между…

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема взаимоотношения власти и общества
    (1226)

    Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он от­казывается признать в «бег­лом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга свя­зана и с образом Пугачёва. С точки…

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного воспитания молодого человека, формирования его личности
    (886)

    Пётр Гринёв, не отказыва­ясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять настав­ления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной им­ператрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он…

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема патриотизма
    (1073)

    Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый ка­торжник, а простой, добро­совестный и добродушный дворовый человек, крепост­ной крестьянин. Он самоот­верженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич го­тов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он…

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проблема справедливости и милосердия
    (784)

    Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх­ностно образованный чело­век. Его отличают бесприн­ципность и показной патрио­тизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по…

  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Проблема взаимоотношений человека и природы
    (684)

    Общество и природа в твор­честве М.Ю. Лермонтова противопоставлены друг дру­гу. Естественная неиспор­ченность человека связана с природой, ложь, фальшь, не­понимание — с обществом. Единение с природой харак­терно для естественного, чис­того душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцы­ри: «Я, как брат, / Обнять­ся с бурей был бы рад».

    В момент схватки с…

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Проблема воспитания
    (817)

    Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит бу­дущую судьбу героя: «боль­ше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опе­редишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными……

О чем произведение? Очень кратко

Учитель гимназии Беликов боялся всего, что не соответствовало предписанным правилам, распоряжениям начальства. Он боялся внешних влияний — дождя и солнца, поэтому всегда ходил в галошах, с зонтиком и в темных очках

Беликов с его осторожностью странным образом влиял на жизнь всего города. Люди с оглядкой на него боялись читать, устраивать домашние спектакли, громко говорить, знакомиться и т. д

д.

Однажды этот человек, стремящийся окутать себя коконом, увлекся женщиной совсем не похожей на него и даже задумал жениться. Период сватовства был долгим. За это время Беликову пришлось пережить болезненные столкновения с реальностью. Пугливая натура его не вынесла последнего удара, он слег и умер.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

  • Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

    Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне.

  • Сочинение по картине Баба-яга Билибина 5 класс

    Сегодня мне удалось познакомиться с картиной великолепного мастера — иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина «Баба – яга», созданной к известной сказке «Василиса Прекрасная»

Я очень рада, что разговариваю на русском языке. Русский язык – очень богатый. Благодаря родному слову я могу выразить все свои чувства

Образ и характеристика Хозяйки Медной горы сочинение по рассказу Бажова

Хозяйка Медной горы – это главная героиня одноименной детской сказки «Медной горы Хозяйка» Бажова Павла. Все, в детстве, либо видели мультфильм, либо слушали из родительских уст сказку. Писатель рассказал нам именно об этом мифологическом существе

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: