Критика
Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.
Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве
В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.
Второстепенные герои повести Гоголя «Портрет»
Отец художника. Жил в Коломне, был художником-самородком, упорно развивающим свой талант. Он добился признания, талант свой посвятил высокой живописи — христианской тематике. Ему непрестанно поступали заказы из церкви. На одной из картин ему понадобилось изобразить духа тьмы, и как раз его попросил написать портрет ростовщик азиатского вида, наводящий страх на всю Коломну.
Работа над портретом ростовщика дала ужасные результаты: в картине лица не только утратили святость, но приобрели демоническое выражение, сам художник стал зол и завистлив, потерял жену и двух детей. Осознав происшедшее, живописец оставшегося в живых сына отдал в Академию художеств, а сам удалился в монастырь, где долгим покаянием и постом искупал грех. Только после этого написал он дивную картину на евангельский сюжет.
Портрет же приносил несчастье каждому, кто приобретал его. Взрослому сыну художник, ставший старцем, поручил истребить портрет, если увидит его.
Ростовщик — человек азиатского вида, известный всей Коломне. Давал деньги на выгодных условиях, но всех его заёмщиков постигали несчастья. Фигура, несомненно, демоническая. Предвидя свою смерть, он пришёл к художнику с просьбой написать его портрет. В этом изображении он оставался жить и продолжать нести зло.
Художник. Он рассказал историю портрета. Сын признанного живописца, окончил Академию художеств, жил в Италии, взращивая мастерство. Его отец был автором злосчастного портрета, он поручил сыну уничтожить эту работу. Молодой человек увидел произведение отца на аукционе, но пока он повествовал толпе о находке, таинственным образом портрет исчез, то есть продолжал сеять зло.
Предыдущая запись «Денискины рассказы» герои, характеристика, внешность, характер персонажей
Следующая запись «Чудик» герои рассказа, характеристика, внешность, характер персонажей
Социальный статус и образование в «Портрете» Гоголя
Одной из ключевых тем, затронутых в «Портрете» Гоголя, является социальный статус персонажей. Чартков – это человек из высшего общества, знакомый с императорской особой канцелярией. Его образ явно сформирован на основе социального статуса, который он занимает.
Не менее важна роль образования в формировании героя. Чартков высокообразованный человек, знакомый с правом, лингвистикой и другими науками. Это делает его более самоуверенным в общении и взаимодействии с другими персонажами.
В целом, социальный статус и образование Чарткова играют ключевую роль в его характере и поведении в «Портрете» Гоголя. Они вносят не только свою специфику в социальную динамику, но и определяют его внутренний мир и действия.
Проблематика
- Проблема искусства. В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм».
- Тщеславие. Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие.
- Бедность. Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.
Символическая значимость персонажа Чарткова в повести «Портрет»
Чартков − один из наиболее значимых персонажей в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Его образ имеет глубокую символическую загадку, которую невозможно раскрыть, опираясь только на прямые описания автора.
Странный притягательный образ Чарткова неожиданно появляется в жизни главного героя Германа. Описывая этого загадочного человека, Гоголь подчеркивает его божественное происхождение и сверхъестественные способности. Это подчеркивает тот факт, что Чартков воспринимается как легендарная фигура, достойная почитания каким-то архетипическим образом.
Чартков выступает как символическая фигура, обладающая таинственной магической силой: он привлекает к себе Германа, который видит в нем своего наставника и мастера. Кроме того, Чартков также является символом некоей загадочной сущности, которая объединяет творение и создателя, субъект и объект, разум и интуицию.
- Характер Чарткова символизирует внутреннюю борьбу между духом и материальным миром, между рассудком и интуицией.
- Чартков также выступает в роли символа поиска истины и освобождения от тщетности мирского бытия.
- Его образ напоминает идею о «святости» и непостижимости таинства.
Таким образом, Чартков в повести «Портрет» олицетворяет некую загадочную высшую силу, которая объединяет в себе контрастные противоположности и открывает героям новые горизонты познания и осознания жизненных истин.
Философская тема в произведениях Гоголя
Произведения Гоголя всегда были наполнены некой пеленой таинственности, мистики, которая тем или иным образом находила отражение в нашем мире, и в произведениях Гоголя в частности. Часто он обращался к темам предопределённости человеческой жизни, её никчемности, малой полезности, и случайности появления. Таким образом, Гоголь говорит о том, что вряд ли существует некое высшее создание, которое сотворило нас по своему образу и подобию, и что религия – это одно из самых явных проявлений мракобесия. Примером послужит произведение “Портрет”.
В произведении автор рассказывает нам историю молодого художника, который не обделён талантом, однако обделён финансово, и еле сводя концы с концами, он приобретает таинственную картину на последние деньги, после покупки оной в его жизни начинают происходить довольно мистические странные события, которые приводят в итоге мальчика к неблагоприятному исходу. Таким образом, автор показывает нам, к чему могут привести необдуманные поступки и игры с потусторонним.
2 стр., 900 слов
Чартков в произведении Портрет (Образ и характеристика)
… Чартков променял талант на благополучие и всеобщее признание. Глядя на других выдающихся художников, он осознал, что натворил. Он пытался начать все заново, вернуться в прежней жизни, но кисть в его руке … что они в нем разбираются». ` Чартков в произведении Портрет Популярные сочинения Глава «Крестьянка» раскрывает перед нами реалистичный и яркий образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Простая русская …
По характеру же Чартков довольно добродушен, скромен, а главное трудолюбив, он старается любым способом добиться известности и материального благосостояния с помощью своего дела, к которому у него талант. Однако он часто лишается мотивации, что либо делать, которую ему возвращает его учитель и наставник, говоря о том, что у мальчика прекрасное будущее, и что только при упорной работе он достигнет всех тех высот, о которых он так мечтает.
Но, даже при столь хороших качеств личности, парнем всё равно овладевает желание получить всё как можно быстрее, из-за чего он решает потратить деньги, которые получил от мистического портрета на приобретение популярности, он начинает скупать работы художников, впоследствии выдавая их за свои, что говорит о его лености, и это главная черта его характера – лень. Чартков хоть и талантливый человек, но он всё же очень ленивый, так как не делает практически ничего, дабы добраться до своей мечты, что и характеризует его как человека и как личность в целом. Вообще, это довольно частая проблема талантливых людей, ведь они попросту не хотят стараться достичь совершенства там, где у них уже есть какие-то навыки и талант, ведь природа всё сделала за них, зачем же им ещё стараться. Таким недугом страдал и Чартков, о чём нам говорит автор в произведении с помощью его образа. Таким образом, он мотивирует читателя делать что-то, пытаться достичь чего-то, а не просто сидеть на месте.
Я считаю, что именно данные черты присутствовали в образе Чарткова в произведении “Портрет”.
Творческая проблематика
Живописец получает талант от бога. Именно поэтому рассказчик знакомит читателя с разными художниками, которых можно разграничить по степени гениальности и по отношению к своему труду.
Гоголь, с самого начала, рассказывая о Чарткове говорит, что это был талантливый молодой человек, подававший большие надежды, но талант его проявлялся вспышками и мгновениями. Автор показывает читателю, что дар, данный рисовальщику, находится в том состоянии, когда может разгореться, и стать постоянным спутником парня, а может вовсе загаснуть, превратившись в обычную мазню.
Чтобы создавать шедевры, молодому человеку необходимо работать над собой. Но диагноз «нетерпеливость», был поставлен Чарткову ещё при обучении его учителем-профессором. Этот же профессор предупреждал юношу: «Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец».
Что касается профессора, то о нём, хотя и известно мало, читатель может сделать вывод, что это человек высшего творчества, призывающий к настоящему, живому, свежему искусству.
Но вот Николай Васильевич знакомит читателя с другим художником. Живописцем, который много лет учился, в том числе в Италии, и готов знакомить зрителя со своим творчеством. Литератор не называет фамилии художника, но исследователи творчества Гоголя уверены, что речь идёт о картине Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу», над которой мастер работал 20 лет, исполнив более 600 эскизов. На этой картине изображён и облик Гоголя, одного из тех, кто проходит обряд крещения.
В своей повести классик не назвал ни картину, ни фамилию творца этой картины, оставляя читателю возможность представить любой мировой шедевр на этом месте
Важно другое, как он описывает погружение мастера в свою работу: многочасовой труд, почти отшельничество, безразличие к сплетням. Этот художник часами стоял возле работ великих мастеров, неутомимо посещая галереи, каждый раз словно разгадывая тайну, и потом в мастерской анализируя каждый мазок на своём полотне.. Следующий рисовальщик — это художник Б, у которого и отец был художником
Безымянный Б. выступает в роли рассказчика и повествует, что его отец был самоучкой, сумевшим самостоятельно отыскать в своей душе талант и увлечённый жаждой усовершенствования своего мастерства. Этот самородок, вышедший из глубин Руси, видел только одну цель перед собой — духовное развитие.
Следующий рисовальщик — это художник Б, у которого и отец был художником. Безымянный Б. выступает в роли рассказчика и повествует, что его отец был самоучкой, сумевшим самостоятельно отыскать в своей душе талант и увлечённый жаждой усовершенствования своего мастерства. Этот самородок, вышедший из глубин Руси, видел только одну цель перед собой — духовное развитие.
Так Гоголь показывает, что данный богом дар, полноценно развивается даже без учителей, если душа обращена к свету, к правде, к познанию. Честный, твёрдый, прямой характер вёл живописца к религиозной тематике, он не хотел писать «для гостиной». Работал за небольшую плату, только чтобы обеспечивать своё семейство.
Решив воплотить образ тьмы, он чуть не попал в дьявольское искушение, но смог вовремя остановиться, постом, молитвами и думами о творчестве восстановить свою связь с божественным даром и создать творение, перед которым монахи в изумлении опустились на колени.
«Портрет» – одна из петербургских повестей известного автора Н. В. Гоголя. В ней описывается история молодого и талантливого художника. Чартков сделал свой выбор в жизни, от которого потом ему пришлось пострадать.
Таблица с характеристиками Чарткова в «Портрете»
Чартков — один из главных персонажей романа «Портрет» Ф.М. Достоевского. Он представляет собой типичного представителя своего времени: молодого, честолюбивого и обеспокоенного своим будущим человека.
Ниже приведена таблица с характеристиками Чарткова:
Характеристика | Описание |
---|---|
Молодость | Чартков молод и энергичен, он полон энтузиазма и готов осуществлять свои амбиции. |
Честолюбие | Чартков хочет достичь высоких целей и стать «важным человеком», для чего готов пожертвовать своими чувствами и сделать всё, что нужно. |
Обеспокоенность будущим | Чартков всегда задумывается о своём будущем, беспокоится о том, что ему может не хватить денег, славы или признания. |
Красота | Чартков красив и привлекателен, что делает его ещё более честолюбивым и амбициозным. |
Отношения с Алексеем | Чартков заводит романтические отношения с Алексеем, однако вскоре отказывается от них, чтобы достичь своих целей. |
Таблица с характеристиками Чарткова поможет читателю лучше понять этого персонажа и его мотивы в романе «Портрет».
Роль Чарткова в жизни главного героя
В романе «Портрет» Чартков является одним из ключевых персонажей, который оказывает значительное влияние на жизнь главного героя — Алексея Львовича Карамазова.
Чартков является наставником и другом Алексея Львовича, старшего брата главного героя. Он помогает ему разобраться в жизненных проблемах, направляет на правильный путь, поддерживает и всегда готов выслушать. Вместе они изучают философию искусства, посещают критические собрания и дискутируют о различных культурных явлениях.
Чартков также проявляет признаки романтической привязанности к главному герою. Персонажи обсуждают этот факт в романе, однако они не считают это ничем странным или аморальным. Вместо этого они считают это проявлением взаимной привязанности и духовной близости.
Несмотря на то, что Чартков играет важную роль в жизни главного героя, он также имеет свои слабости и проблемы. В романе описывается его алкогольная зависимость и неспособность пережить неудачи в любви. Эти проблемы приводят к конфликтам с главным героем и в конечном итоге приводят к трагическому финалу в их отношениях.
Факты | Роль Чарткова в жизни главного героя |
---|---|
Является наставником и другом Алексея Львовича | Помогает ему разобраться в жизненных проблемах, направляет на правильный путь, поддерживает и всегда готов выслушать |
Проявляет признаки романтической привязанности к главному герою | Считают это проявлением взаимной привязанности и духовной близости. |
Имеет слабости и проблемы | Описывается его алкогольная зависимость и неспособность пережить неудачи в любви. Эти проблемы приводят к конфликтам с главным героем и в конечном итоге приводят к трагическому финалу в их отношениях. |
«Портрет» Гоголь, анализ произведения
В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».
После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.
Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.
Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.
Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.
Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.
Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.
Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.
Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.
Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.
Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.
В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.
Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.
Критика
Виссарион Григорьевич Белинский оценил «Портрет» не очень высоко. Он отметил юмор и атмосферу произведения, но в итоге посчитал повесть не выдающейся и в целом не оригинальной.
Того же мнения придерживался рецензент из журнала «Отечественные записки»:
Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:
Спустя уже много лет знаменитый журналист Короленко увидел в «Портрете» не только одну из первых фантастических повестей Гоголя, но ключ к пониманию души писателя и его трагедии, как писателя и человека.
Главный герой повести, молодой и подающий надежды художник; житель Петербурга. Полное имя — Андрей Петрович Чартков. Это обедневший дворянин, у которого в услужении всего один крепостной — слуга Никита. У него нет денег даже на лишнюю свечу, чтобы не сидеть в потемках. По сюжету Чартков снимает комнату на Васильевском острове и еле сводит концы с концами.
Один из персонажей повести, отец одного из двух художников, описанных в произведении. Этот человек проживал в Коломне и занимался росписью храмов. Однажды ему в голову пришла идея написать портрет духа тьмы. Долго уговаривать судьбу не пришлось, потому что к нему пожаловал сосед-ростовщик, от которого у окружающих были одни беды.
Один из персонажей повести, человек, чей портрет приносил наряду с деньгами несчастья его владельцам. Ростовщик был пожилым человеком крупных размеров с азиатской внешностью. Он жил по соседству с талантливым художником-самоучкой, которого попросил нарисовать свой портрет. Слава о старике-азиате ходила не лучшая. Все, кто брали у него в долг деньги, обязательно переживали какие-то трагедии.
Один из персонажей повести, сын известного живописца из Коломны; рассказчик истории о страшном ростовщике и его портрете. Все, что нам о нем известно, так это то, что он по настоянию отца учился в Академии художеств. Затем путешествовал в Италию совершенствовать свое мастерство и знал о страшном воздействии портрета старика-азиата на окружающих.
Никита
Эпизодический персонаж, помощник и слуга Чарткова.
Хозяин квартиры
Эпизодический персонаж, требовал с квартальным долг с Чарткова.
Варух Кузьмич
Эпизодический персонаж, квартальный, который по просьбе хозяина квартиры, требовал деньги за её оплату с Чарткова. Случайно обнаружил свёрток с деньгами в его квартире.
Продавец
Эпизодический персонаж, продал картину с портретом старика Чарткову.
Приятель отца художника