Герои повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
Александр Сергеевич Пушкин в повести «Барышня-крестьянка» показал помещиков и крестьян. Главные герои – Лиза Муромская и Алексей Берестов – оба помещики, которые влюблены друг в друга, однако их история не так проста, как кажется. Это своеобразная история Ромео и Джульетты, но с хорошим концом.
Главные герои повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
Алексей Иванович Берестов – красивый молодой человек с добрым сердцем. Он, как и многие люди его возраста, жизнерадостен, любит веселье и различные развлечения. Алексей – умный и образованный человек, который хочет поступить на военную службу, однако отец его был против этого. Персонаж красив и привлекателен, что очаровывает всех девушек вокруг. Алексей – совершенно не горделивый молодой человек, он не смотрит на социальное положение людей, может спокойно играть в игры с крестьянками. Даже то, что он влюбился в Лизу, которая претворялась крестьянкой, показывает, что для него не важен статус человека, для него главное – человеческие качества. Он готов отказать от всего богатства, которое у него есть, ради бедной девушки, которую он любит.
Другим главным персонажем является Елизавета Григорьевна Муромская. Она с детства была любима своим отцом, который всячески ей во всем потакал. Поэтому автор дает ей характеристику – балованное дитя. Лиза – девушка довольно романтическая, которая мечтает о счастливой и необычной любви. И такой идеал она находит в образе Алексея Берестова. Героиня не хочет простого знакомства, в ней говорит романтическая душа. Поэтому она решает нарядиться в крестьянку, и в таком виде встречаться с возлюбленным. Лиза, с детства знакомая с жизнью крестьян, отлично справляется со своей ролью. Возлюбленный отвечает ей взаимностью.
Обман героини раскрывается, и это не ведет за собой трагичную развязку, а, наоборот, автор говорит, что не будет излишне «описывать развязку», то есть она была счастливая для обоих молодых людей.
Второстепенные герои повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
Как говорилось ранее, история любви главных героев схожа с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта». В первую очередь эта схожесть проявляется в том, что семьи влюбленных не ладили друг с другом и конфликтовали.
Иван Петрович Берестов – отец Алексея. После смерти своей жены нашел утешение в домашнем хозяйстве: он сам построил дом, вырастил сад. Герой богат, является одним из самых богатых и влиятельных помещиков губернии. Автор замечает, что Ивана Петровича все любили, хотя и считали гордым. Этот человек достаточно консервативных взглядов на жизнь. Брак для него должен был быть не по любви, а по расчету родителей. Поэтому он говорит своему сыну, что лишит его всего наследства, если он женится на простой крестьянке. Берестов-старший – любитель всего русского, он не любит никаких нововведений и не поддерживает любви ко всему иностранному. Именно это является основным конфликтом данного героя с отцом Лизы.
Григорий Иванович Муромский – отец Лизы, первоначальный противник Ивана Петровича. Как управляющий он не особо хорош, хозяйство не приносит ему большие плоды, так как он довольно легкомысленный человек. Однако в деревне его любят, в первую очередь за склонность к различному новаторству. Герой, как и отец Алексея, вдовец, один растит свою единственную дочь Лизу и всячески ее балует. Называет Григорий Иванович свою дочь Бетси – на английский манер. Герой очень любит нововведения и увлекается английской культурой, на что указывает образ жизни героя. Поместье его обустроено в иностранном стиле. Даже слуги помещика одеты на английский манер.
Именно различное отношение к англомании становится противоречивым в отношениях двух помещиков, отцов влюбленных друг в друга молодых людей. Однако в конце повествования герои мирятся и даже становятся близкими друзьями, готовыми посватать своих детей.
Настя – еще один второстепенный персонаж произведения. Это служанка Лизы, которая находится с ней в довольно доверительных отношениях. Именно она помогает главной героине познакомиться с Алексеем. Для Лизы простая крестьянка Настя вызывает больший авторитет, чем ее гувернантка мисс Жаксон.
Мадам Жаксон – сорокалетняя англичанка, которая обучает Лизу. Также является второстепенным персонажем. Она очень строга и не может вытерпеть все шалости семнадцатилетней Лизы, которые свойственны ее возрасту.
История создания
Многие исследователи считают, что сюжет повести во многом повторяет другое известное произведение, написанное пушкинским современником – Н. М. Карамзиным. «Бедная Лиза» — одно из первых произведений сентиментализма в русской литературе. Написанная в 1792 году, повесть вызвала споры в литературных и общественных кругах. Трагическая история любви крестьянки Лизы к молодому дворянину Эрасту была восторженно встречена читателями и позже неоднократно интерпретировалась другими авторами.
Однако многие сюжеты пушкинского цикла перекочевывали на страницы книги из жизни. Воспоминания и житейские истории, услышанные и подмеченные писателем, легли в основу «Выстрела», «Метели» и других повестей. Но «Барышня-Крестьянка» в большей степени связна с преломлением в сознании Пушкина существовавших литературных традиций, которые писатель видоизменил, согласно своему авторскому замыслу.
Впервые «Повести Белкина» были опубликованы в 1931 году в сборнике «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.».
Главная мысль
Основная идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.
Повесть заставляет поверить читателя в искренность настоящего чувства, которое преодолевает все преграды. Перед любовью меркнут все внешние обстоятельства. Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют счастью.
Алексей влюбляется в барышню-крестьянку
Отношения со странной крестьянкой Акулиной привлекали Алексея «прелестью новизны». Через два месяца он был уже «влюблён без памяти». Лиза тоже была к нему неравнодушна, хоть и старалась этого не показывать.
Их идиллии чуть не помешал случай. Однажды Муромский проезжал верхом вдоль границы своих владений. В это время Берестов охотился там на зайцев. Услышав звуки трещоток, которыми мальчишки выгоняли зайца из кустов, лошадь Муромского испугалась и понесла. Помещик упал и сильно ушибся. Берестов пригласил его в свой дом, угостил завтраком, и соседи неожиданно подружились.
Вернувшись домой, Муромский объявил дочери, что завтра у них будут гости: Берестов с сыном, и она должна присутствовать на обеде. Лиза не знала, что ей делать, но Настя посоветовала ей снова переодеться. Лиза предстала перед гостями в виде жеманной барышни, напудренной, накрашенной и увешанной драгоценностями. Говорила она только по-французски.
Алексей не узнал свою Акулину «в этой смешной и блестящей барышне». Молодые люди встречались до поздней осени. По просьбе Акулины Алексей научил её читать и писать и был удивлён способностями девушки. Когда погода окончательно испортилась, влюблённые начали обмениваться письмами с помощью Насти.
Жанр, направление
«Повести Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, увидевшее свет ещё при жизни автора. Пять новелл из уст вымышленного рассказчика Ивана Петровича Белкина, записывавшего истории, услышанные им от разных людей, формально представляют собой отдельные сюжеты, но внутренне связанные, образующие единое целое. Каждая повесть идейно дополняет другую, усиливая влияние каждой последующей.
«Повести Белкина» — яркий образец реалистической прозы. От лица условного рассказчика Пушкин делится с читателем чередой невыдуманных историй, персонажи которых лишены статичности, они жизненны и правдоподобны. Не случайно в предисловии отмечен факт необразованности Белкина, его непричастности к литературному творчеству. Такой подход убеждает читателя в достоверности изображаемых событий. Устаревшие, плотно укоренившиеся в литературе романтические ситуации и характеры проигрывают очевидной простоте и незатейливости пушкинских сюжетов, герои которых помещены в необычные, но вполне вероятные жизненные обстоятельства, которые по-настоящему отражают жизнь.
«Барышня-Крестьянка» — повесть, несколько отличная от остальных, поскольку в ней больше озорного и комического. Отвергая романтический шаблон с его трагической концовкой, Пушкин разрешает любовную коллизию счастливо, словно предлагая свою версию традиционного в литературе сюжета о неравной любви. В отличие от истории бедной Лизы, социальные барьеры между любящими сердцами Лизы и Алексея разрушены, что создает простор для счастливой, хоть и заведомо обывательской жизни героев.
Сюжет рассказа «Барышня-крестьянка» с цитатами
Имение Ивана Петровича Берестова находилось в одной из отдаленных губерний. В молодости он служил в гвардии, затем вышел в отставку, уехал в деревню. Вскоре он построил дом, «завел суконную фабрику».
Берестов не ладил с ближайшим соседом Григорием Ивановичем Муромским. Муромский промотал в Москве большую часть имения и приехал в деревню, где «развел английский сад», поля обрабатывал «по английской методе», хотя это и было не прибыльно. Берестову не нравились нововведения соседа, Муромский же в свою очередь прозвал Ивана Петровича «медведем и провинциалом».
В деревню приехал сын Берестова Алексей. Молодой человек был хорошо сложен, прекрасно держался в седле и пользовался большим успехом у барышень, однако сам к женскому полу был холоден.
Дочь Муромского, Лиза, очень хотела познакомиться с Алексеем, но ее останавливала вражда их отцов. После гуляний у соседей служанка Лизы Настя, рассказала, что Алексей «удивительно хорош», что он во время праздника играл с крестьянскими девушками в горелки.
Чтобы молодой человек не подумал, что «она за ним гоняется», Лиза переоделась в крестьянскую одежду и рано утром пошла в рощу, где обычно в это время охотился молодой Берестов. Она, задумавшись, ждала. Внезапно к ней подбежала собака, а вскоре подъехал и охотник. Алексей успокоил притворившуюся «полуиспуганной, полузастенчивой» девушку. Лиза, говоря на крестьянском наречии, представилась Акулиной, дочерью кузнеца. Алексей собрался наведаться к ее отцу, но девушка пообещала, что завтра сама придет на это же место.
Весь день Лиза была рассеянной. Она даже думала не пойти завтра, но боялась, что Алексей познакомится с настоящей Акулиной – «толстой, рябой девкой». Алексей же был восхищен новой знакомой. Утром он сразу побежал на свидание.
Встретившись с Алексеем, Лиза сказала, что это их последнее свидание. Но молодой человек просил ее о хотя бы редких встречах. Девушка взяла с него слово, что он никогда сам не будет ее искать, и они будут встречаться только тогда, когда она сама назначит свидание. Встречи молодых людей продолжались. Алексей влюбился без памяти, «Лиза была не равнодушнее».
Как-то во время утренней прогулки Берестов и Муромский столкнулись. Лошадь Муромского напугал выбежавший заяц, и она сбросила седока. Берестов помог соседу оправиться и пригласил к себе. Они дружелюбно разговаривали за завтраком. Муромский пригласил Берестова с сыном к себе в Прилучино. Узнав об этом, Лиза наотрез отказалась появляться перед Берестовыми. Но вскоре придумала уловку, попросив отца ничему не удивляться. Когда Берестовы приехали и расположились в гостиной, девушка вышла к ним: она «набелена была по уши», со светлыми фальшивыми локонами на голове, взбитыми как парик Людовика XIV. Алексей не узнал в ней Акулины. За столом Алексей играл «роль рассеянного и задумчивого. Лиза жеманилась».
На следующее утро на свидании Лиза спросила, понравилась ли Алексею барышня. Он ответил, что та «урод уродом». Молодой человек предложил обучить якобы неграмотную Акулину грамоте и очень удивлялся тому, как она за три занятия освоила азбуку и письмо. Между ними завязалась переписка, письма они оставляли в дупле старого дуба. «Настя втайне исправляла должность почтальона».
Берестов и Муромский вскоре стали хорошими друзьями. Они решили поженить своих детей. Алексей отказывался брать в жены Лизу, и тогда отец поставил перед ним условие: или свадьба, или лишит наследства. Молодой человек написал Акулине о случившемся, предложил в письме выйти за него замуж (хотя и знал, что потом придется вести жизнь обычного крестьянина).
На следующий день Алексей сразу поехал к Муромскому объясниться, но дома была только Лиза. Молодой человек без предупреждения вошел в дом и остолбенел: перед ним была его Акулина, но «в белом утреннем платьице». Девушка внимательно читала его письмо, поэтому не заметила, как он вошел. Алексей бросился к ней и начал целовать ее руки. Как раз в этот момент вошел Григорий Иванович.
«— Ага! — сказал Муромский, — да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…
Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».
Заключение
В рассказе «Барышня-крестьянка» Пушкин иронически раскрывает проблему социальных предрассудков. Лиза думает, что произведет плохо впечатление, если первой познакомится с сыном Берестова. Именно из-за этого и происходит ее переодевание сначала в Акулину, а затем в барышню с выбеленным лицом. Алексей оказывается выше предрассудков – он готов был жениться на простой девушке по любви, даже лишившись наследства.
Суть
Основные события повести разворачиваются вокруг двух дворянских семей – Берестовых и Муромских, живущих по соседству. Отцы семейств не ладят между собой, поскольку консервативный Берестов осуждает англоманию своего соседа. Дочь Муромского, Лиза хочет познакомиться с Алексеем Берестовым, но ссора отцов создает препятствие к встрече.
Переодевшись крестьянкой, Лиза встречает Алексея в лесу и представляется Акулиной, дочерью деревенского кузнеца. Воодушевленный знакомством Алексей учит необразованную девушку грамоте, удивляясь быстроте, с которой та учится. Тем временем Берестов-отец во время охоты не справляется с лошадью и случайно попадает в дом к Муромским. В результате отцы обстоятельно знакомятся и мирятся.
Отец Лизы приглашает Берестова с сыном к себе. Лизе удается избежать разоблачения. Она выходит к ужину, переодевшись в нелепую одежду, накрашенная и набеленная. Алексей не узнает её. Отцы, успевшие за недолгий срок крепко сдружиться, решают поженить детей. Алексей твердо намерен пойти против воли отца и в тайне жениться на Акулине. Он идет в дом Муромских и узнает в барышне Лизе свою Акулину. Таков сюжет повести.
Экранизации
Первая экранизация повести «Барышня-крестьянка» состоялась в 1912 году. Одноименный немой фильм был создан на кинофабрике А. А. Ханжонкова, пионера русского кинематографа, под руководством П. И. Чардынина. Еще один немой фильм «Барышня-крестьянка» был создан в 1916 году режиссером Ольгой Преображенской, но лента не сохранилась.
В 1970-м вышел телефильм Дины Луковой «Барышня-крестьянка». Фильм режиссера Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка» вышел на экраны в 1995 году. Картина создана по мотивам повести «Барышня-крестьянка» и неоконченному «Роману в письмах» Пушкина. В главных ролях Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлёв и Василий Лановой.
За рубежом в 1990-м вышел мультфильм «Барышня-крестьянка» (Young lady-peasant) американского режиссера Брэда Бёрда.
Роль случая в композиции сюжета повести «Барышня-крестьянка»
Жизнеутверждающая любовь героев, преодолевающая социальные предрассудки
Сюжет повести «Барышня-крестьянка» отличается простотой композиции. Значительное место отведено экспозиции, в которой происходит знакомство с жизнью героев, даются характеристики Берестова и Муромцева. Далее повествование плавно развивается от завязки к финалу.Завязка действия начинается с рассказа Насти про молодого соседского барина. После знакомства Лизе и Алексею из-за вражды отцов не суждено быть вместе. В истории героев есть пародийный намек на шекспировский сюжет «Ромео и Джульетты»: любовь Алексея и Лизы обречена из-за неприязни их родителей.
Однако распри «семейных кланов» в повести «Барышня-крестьянка» настолько незначительны, что примирение наступает благодаря курьезному случаю: «куцая кобылка» Муромского, сбросившая своего седока, дала повод к примирению помещиков. После внезапного мира были устранены препятствия для влюбленных,стала возможна счастливая развязка, потому что бывшие враги были готовы породниться. Ссора отцов завершилась миром, изменив предполагаемое трагическое развитие сюжета. В повести «Барышня-крестьянка»финал остался открытым, не говорится о том, состоялась ли свадьба. Завершается повествование авторской ремаркой, что читатели сами придумают развязку, избавят от «излишней обязанности» ее описывать.
Основной темой повести стала любовь. Пушкин затронул социальные и культурные проблемы любви людей, принадлежавших к разным сословиям. Само название повести «Барышня-крестьянка» символично. Слова объединяют разные сословные понятия. Человек с рождения принадлежал к определенному сословию: дворянка не могла стать крестьянкой, а крестьянка – дворянкой. Барышня – это образованная и воспитанная дворянская девушка. Крестьянка – бедная необразованная деревенская женщина. У Пушкина различия между русской крестьянкой и провинциальной русской барышней ограничены только сословным происхождением. Барышни, выросшие вдали от светского общества в тиши дворянских усадеб на лоне природы, воспитанные крестьянскими нянюшками, по натуре своей были искренни, наивны и чисты. В повести «Барышня-крестьянка» Пушкин написал о своем отношении к таким девушкам: «Что за прелесть эти уездные барышни!»
В повести настоящее чувство любви и искренние человеческие отношения ставятся превыше социальных условностей и сословных предрассудков.Отчасти сюжет повести «Барышня-крестьянка» вторит печальному сюжету повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой трагическая судьба брошенной дворянином героини показала, что и «крестьянки любить умеют». Пушкин, описав порыв дворянина жениться на девушке другого сословия, показал, что и дворяне любить умеют. История неравной любви в «Барышне-крестьянке» разрешается счастливо, нарушая традиции романтического сюжета с трагическим финалом.
Главные герои
Иван Петрович Берестов
Вдовец, жена умерла во время родов. Своё утешение нашёл в ведении хозяйства. Он сам занимается бухгалтерией в имении, благодаря его управлению доходы постоянно растут. Берестов построил большой красивый дом, посадил сад, заслужил доверие и уважение в своём окружении. Презирает образ жизни соседа Муромского, не упуская случая раскритиковать его. В молодости служил в гвардии, но выступает против карьеры военного для своего сына. Не читает никакой литературы. Придерживается консервативных взглядов на брак, считает расчёт и мнение родителей важнее романтических чувств молодых.
Григорий Иванович Муромский
Сосед Берестова, отец Лизы
Вдовец, имеет дочь Лизу (на английский манер называет её Бетси), которую всячески балует. Любит разнообразные нововведения, увлекается англоманией (слуги, одетые как английские жокеи, гувернантка-англичанка). В молодости промотал практически всё своё состояние, из-за чего уехал в деревню, где освоился и решил остаться. Ведение хозяйства не даёт результата, Григорий Иванович не самый умелый управляющий. Тем не менее его уважают, в том числе за смелые поступки и склонность к реформам и риску.
Алексей Берестов
Молодой человек, возлюбленный Лизы
Сын Ивана Петровича, приехал в деревню после окончания университета и живёт вместе с отцом, пока не будет принято решение о его дальнейшей карьере. Умный образованный юноша, хорошо сложен, красив, жизнерадостен. Любит охоту, прогулки верхом, все те развлечения, которые присущи его возрасту. Принципиальный и честный: когда отец, приказал ему жениться, он не боясь, что его лишат наследства, решил жить бедно, своим трудом, но с любимой женщиной.
Лиза Муромская
Юная девушка 17 лет
Отец называет её Бетси, потакает любым капризам, ко всем шалостям относится снисходительно. Она воспитана романтической натурой, не знает забот, мечтает о любви. Автор, давая характеристику, называет её “балованным дитём”. У Лизы красивое смуглое лицо, чёрные глаза. Помимо англичанки за Лизой приставлена присматривать девушка Настя, с которой Лиза дружит и придумывает всякие затеи, чтобы разнообразить жизнь в деревне. Дочь Муромского, как и остальные девушки в округе, интересуется молодым барином Берестовым, который, по слухам, очень красив, бледен и страдает от безответных чувств. При встречах с Алексеем называет себя дочерью кузнеца Акулиной.
Настя
Горничная и подруга Лизы
Девушка, служанка Лизы. Она немного старше, но так же смешлива и ветрена, как и дочь хозяина. Девушки дружат, делятся секретами и вместе участвуют в авантюрах и розыгрышах.
-
Правовой статус международных рек кратко
-
Совершенствование оценки качества образования в школе
-
Трудовые традиции семьи 7 класс по обществознанию примеры кратко
-
Лекции по антитеррору в школе для учителей
- Место и роль державина в русской поэзии кратко
Характеристика героев повести Барышня-крестьянка
Каждый герой А. С. Пушкина без исключения имеет свое определенное место в произведении, так как выполняет важную функцию. Знакомство с сюжетом сочинения вызывает большое любопытство продолжать наблюдать за героями, благодаря которым история любви завораживает, сохраняясь в памяти навсегда.
Каждый поступок главной героини – Лизы Муромской вызывает восхищение. Она стремится к цели во что бы то ни стало. Озорная красавица, познакомившись с барином, решает оставить в неизвестности свое настоящее происхождение. Семнадцатилетняя черноглазая девушка не отличается от местных жительниц желанием любить и быть любимой. Она меняет образ барышни на образ крестьянки Акулины внешне. На самом деле остается в своем доме капризной любимой дочерью своего отца, которая любит забавы, устраивает интересные встречи. У Лизы – мечтательная, добрая натура, в которую не смог не влюбиться Алексей.
Григорий Иванович Муромский– отец Лизы. Он очень трепетно относится к желаниям любимой дочери. Когда-то его жизнь изменилась, после чего он поселился в деревне. Несмотря на отсутствие богатства, новых идей, он остается уважаемым человеком.
Иван Петрович Берестов– человек, который всегда гонится за увеличением доходов, с презрением относится к бездействию своего соседа – Григория Ивановича. Консерватор по натуре, предпочитает расчет в отношениях. Он далек от романтики, с непониманием относится к мечтам. Его главными характеристиками становятся хозяйственность и гостеприимство.
Алексей Берестов– молодой образованный человек с правильными представлениями о женитьбе, послушный сын своего отца. Вернувшись из столицы в деревню, не смея ослушаться отца, он вел обычный образ жизни, не отказывая себе при этом в удовольствиях. Молодой человек находится в ожидании перемен, которые будут связаны с выбором будущей супруги. Он не теряет времени даром: ездит верхом на лошади, забавляется также, как и свои ровесники.
Мисс Жаксон относится к второстепенным героям. Но ее образ важен именно для того, чтобы сделать доступнее для понимания легкий образ воспитанницы Лизы. Внешний вид вызывает смех и у Лизы, и у Насти. Девушек забавляет то, как она красится белилами. Женщина далека от тех выходок и шалостей, которые испытывает со стороны Лизы, Насти. Она постоянно думает о родине, так как в Англии ей было бы намного спокойнее.
Особым отчаянием и смелостью отличается прислуга Лизы – добрая, отзывчивая девушка по имени Настя. Она обладала умением влиять на свою хозяйку, что нередко помогало Лизе. Например, по совету служанки барышня переоделась в крестьянку и совершила обман с барином.
Таким образом, каждый герой повести – это яркий авторский образ, который узнаваем читателем среди огромного количества других героев. Они жизнерадостные, гостеприимные и отзывчивые. Некоторые использовали ложь, но она стала лишь подмогой на пути к счастью.
Характеристика основных персонажей
В повести Пушкина «Барышня-крестьянка» главных героев можно выделить без труда. Достаточно проанализировать, вокруг каких персонажей развивается действие сюжета.
Барышня Лиза
Характеристика Лизы из повести «Барышня-крестьянка» довольно неоднозначна
С одной стороны — это юная, избалованная вниманием, особа, с другой — милая и добрая девушка
Как единственная дочь и наследница, Лиза имела взбалмошный характер. Она привыкла, что ей всё дозволено. Возможно, поэтому её заинтересовал Алексей, вернее, встреча с ним. Ведь это единственное, что она не могла получить, а запретный плод, как известно, сладок.
Нужно отдать должное смелости главной героини. Она не побоялась воплотить свой безумный план в жизнь и отправиться одной в лес, переодевшись крестьянкой.
Однако в душе Лиза была доброй и ласковой натурой. Именно эти качества так привлеки юного барина в безродной крестьянке. Если нарисовать портрет девушки в нескольких словах, то её можно описать так:
- красивая;
- темноволосая;
- большеглазая.
В этой истории Лиза однозначно положительный персонаж. Её смелые идеи и поступки не могут не вызвать восхищения у читателя, а образ юной красавицы только добавляет обаяния.
Молодой барин Алексей
Образованный молодой человек, мечтающий о воинской службе. Единственный сын и наследник. Юноша обладал неординарным ви́дением жизни, весёлым нравом и упрямым характером. Вдобавок Алексей был очень хорош собой, поэтому был предметом мечтаний всех девушек в окрестности.
Об упрямом характере героя можно судить из его поступков. Он с лёгкостью готов был пойти против воли отца и жениться на бедной крестьянке.
Честь и совесть также являются отличительной чертой юноши. Он готов был сбежать от родителя с возлюбленной Акулиной, но при этом посчитал недостойным поведением оставить без объяснений своего соседа, который рассчитывал выдать за него свою дочь. Если проанализировать характеристику Алексею из «Барышни-крестьянки», то можно смело утверждать, что он положительный персонаж.
Иван Петрович Берестов
Зажиточный помещик, отец Алексея. Умный и расчётливый мужчина, приверженец старых устоев. Он критиковал способы управления поместьем, которых придерживался его сосед: «Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты».
Несмотря на вражду с соседом, Иван Петрович первым пришёл ему на помощь, при несчастном случае. Это говорит о добром характере персонажа. Его любили и уважали крестьяне за непритязательность и честность.
Скромность также является отличительной чертой этого героя. Имея внушительное состояние, он не кичился своим богатством. Одевался скромно, обычно менял свой праздничный сюртук на рабочий и наоборот. Однако был довольно упрям, но для помещика это скорее плюс, чем минус. В целом Ивана Петровича можно отнести к положительным персонажам этого рассказа.
Григорий Иванович Муромский
Любящий отец Лизы и не очень удачливый помещик. В прошлом он промотал бо́льшую часть состояния и переехал жить в единственное оставшееся поместье. Но и здесь дела у него с каждым годом шли всё хуже. Он был приверженцем английских традиций:
- выращивал культуры на английский манер;
- называл свою дочь Бетси;
- нанял английскую гувернантку.
Сколько бы ни старался Григорий Иванович, но получалось у него не очень. Именно поэтому он так обрадовался браку Лизы и Алексея. Богатый наследник мог бы существенно поправить их бедственное положение.
Однако нужно отдать должное этому герою, принуждать к браку свою единственную дочь он не стал. Всё устроил так, чтобы молодые сами пришли к этому решению. Это говорит о доброте и хитрости персонажа, который тоже является положительным героем рассказа.
Если сделать сравнительную характеристику всех главных героев «Барышни-крестьянки», то становится понятно, что в этой истории нет отрицательных персонажей. Все они милые и хорошие люди. Возможно, поэтому поэма так полюбилась читателям. Она несёт только позитив и умиротворение.