Анализ романа «что делать» н. г. чернышевского

Лопухов и кирсанов в романе «что делать? образ и характеристика лопухова в романе что делать чернышевского сочинение образ лопухова что делать

Вера Павловна

Красивая, высокая, смуглая, длинноволосая, Вера отличается сильным свободолюбивым характером: «…не хочу никому поддаваться, хочу быть свободной, не хочу никому быть обязанной…». Ей отвратительны попытки матери выдать ее замуж по расчету и, даже будучи особой спокойной и уравновешенной, чтобы этого избежать, она проявила необычную для женщины того времени силу духа и непреклонность. Вера бесконечно стремится к саморазвитию, влияние таких же «новых людей» способствует ее духовному росту и совершенствованию; выбравшись из «подвала», она решает помогать в этом другим. Так, сотрудников своей мастерской она делает не подчиненными, а совладельцами, что еще раз показывает ее неприятие угнетения и неравенства. Образ Веры – ответ Чернышевского на поднятый им вопрос о социальной неустроенности женщины и общества в целом, идеал «новой» женщины — развитая, уверенная в себе, независимая и самостоятельная.

Главные герои

Вера Розальская. Молодая особа, основное действующее лицо «Что делать?», с помощью сновидений которой, писатель трактует собственные рассуждения и мировоззренческие мысли о реформировании революции, рассуждения о грядущем времени. Это уже первые шаги спасения: Вера Розальская оставляет отчий дом при помощи фальшивого замужества, она не хотела исполнять желание мамы, и ехать бракосочетаться за обеспеченного человека. Серьезная и независимая, она открывает свою швейную мастерскую, в котором нанятые работницы, обладают равными с ней правами.

Лопухов. Обучающийся медик, справедливая и очень благородная личность. Безвозмездно предоставляет свою поддержку Вере Розальской. Принадлежит обществу следующего поколения. Высокодуховная личность, он целиком и полностью продолжает быть примером честности и нравственности. Приходит на помощь Вере, для того, чтобы она могла убежать от родных, сделав фальшивое замужество, арендует жилплощадь, в котором они проживают. Оказавшийся фальшивым супругом Веры, из-за ее семейной благополучия, разыграет собственную погибель, и едет за рубеж.

Кирсанов. В дружеских отношениях с Лопуховым, числиться его самым надежным другом. Такая же добросовестная и добропорядочная личность. Он полюбил супругу товарища, и, для того чтобы держаться подальше от их домашнего уюта, оставляет их. Приходит обратно только тогда, когда Лопухов приболел. Вслед за воображаемой гибелью приятеля, вступает в брак с возлюбленной. Надежный, солидный и рациональный.

Рахметов. Нрав его нестандартен, но светел и непохожий на находящихся рядом. Хочет полностью отдать себя прислуживанию народу, для чего воздерживается от любых благ, придерживается монашеской жизни, покидает даже возлюбленную, чтобы ничто не могло помешать ему следовать возвышенным идеям. Может, отчасти даже многострадальная личность. Приятель Кирсанова и Лопухова, настоящий революционер, знает свое дело, прообраз на который стоит равняться.

Жанр

В произведении есть антитеза: направление романа «Что делать» — социологический реализм, а жанр – утопия. То есть, правда и вымысел тесно соседствуют в книге и порождают смесь настоящего (объективно отраженных реалий того времени) и будущего (образ Рахметова, сны Веры Павловны). Именно поэтому он вызвал такой резонанс в обществе: люди болезненно восприняли перспективы, которые выдвинул Чернышевский.

Кроме того, «Что делать» — философско-публицистический роман. Этот титул он заслужил благодаря скрытым смыслам, которые исподволь внедрил автор. Он и писателем то не был, просто использовал понятную всем литературную форму для распространения своих политических взглядов и выражения своих глубоких мыслей о справедливом социальном устройстве завтрашнего дня. В его произведении очевиден именно публицистический накал, освещены именно философские вопросы, а беллетристический сюжет служит лишь прикрытием от пристального внимания цензоров.

Тема

  • Тема любви
    . Чернышевский в романе «Что делать» раскрывает излюбленный писателями мотив в новом амплуа. Теперь лишнее звено в любовном треугольнике самоуничтожается и приносит свои интересы в жертву взаимности оставшихся сторон. Человек в данной утопии максимально контролирует свои чувства, порой даже, кажется, и вовсе отказывается от них. Лопухов игнорирует самолюбие, мужскую гордость, чувство к Вере, лишь бы угодить друзьям и при этом обеспечить им счастье без чувства вины. Такое восприятие любви слишком уж далеко от реальности, но мы его принимаем в счет новаторства автора, который так свежо и оригинально представил заезженную тему.
  • Сила воли
    . Герой романа «Что делать» обуздал в себе почти все страсти: отказался от алкоголя, общества женщин, перестал тратить время на развлечения, занимаясь только «чужими делами или ничьими в особенности делами».
  • Равнодушие и отзывчивость
    . Если мать Веры, Марья Алексевна, была безразлична к судьбе дочери и думала только о материальной стороне жизни семьи, то посторонний человек, Лопухов, без всякой задней мысли жертвует ради девушки своим холостяцким спокойствием и карьерой. Так Чернышевский проводит черту между старорежимными мещанами с мелкой алчной душонкой и представителями нового поколения, чистого и бескорыстного в своих помыслах.
  • Тема революции
    . Необходимость перемен выражается не только в образе Рахметова, но и в снах Веры Павловны, где в символических видениях ей раскрывается смысл бытия: необходимо выводить людей из подземелья, где они заточены условностями и тираническим режимом. Основой нового свободного мира писатель считает просвещение, именно с него начинается счастливая жизнь героини.
  • Тема просвещения
    . Новые люди в романе «Что делать» образованны и умны, большую часть своего времени они посвящают обучению. Но на этом их порыв не иссякает: они пытаются помочь другим и вкладывают свои силы в помощь народу в борьбе с вековым невежеством.

Остальные действующие лица

Розальская Марья Алексеевна. Злобная и тираничная дама, мама Веры. Представляется диктатором в своем семействе. Могущественная и полна решимости, она управляет семьей по своему разумению. По ее мнению, есть лишь два вида людей, некоторые из них — шарлатаны, но, а если нет, то, определенно, дуралеи. Марья Алексеевна соблюдает старые обычаи, и всеми возможными способами их просвещает. Наживается на том, что выдает людям денежные средства, и любыми способами хочет увеличить свое состояние. Рада отдать дочку за состоятельного человека, но та сопротивляется этому и скрывается от родных.

Екатерина Бьюмонт. Катя — дочка коммерсанта Полозова, у которого Дмитрий Лопухов (Бьюмонт) должен купить стеариновое предприятие. Когда он приходит в их жилище, Катя сталкивается с ним. В скором времени отношения молодой пары превращаются в любовные чувства, и они сочетаются браком. Лишь вслед за этим Лопухов — Бьюмонт рассказывает все Кирсановым, они стали дружить, находятся в одном здании. Под давлением собственного супруга и разных сторонников, Екатерина подключается к их общему делу.

Основная проблематика сочинения

Даже очень краткое содержание «Что делать?» дает представление о тех вопросах, которые автор поднимает в своей книге. А они следующие:

— Необходимость в социально-политическом обновлении общества, которое возможно путем проведения революции.
Из-за цензуры Чернышевский не стал разворачивать эту тему более подробно. Он дал ее в виде полунамеков при описании жизни одного из главных героев — Рахметова, а также в 6-й главе.

— Психологические и нравственные проблемы.
Чернышевский утверждает, что человек, используя силу своего ума, способен создать в самом себе новые, заданные им моральные качества. При этом автор развивает данный процесс, описывая его от малого, в виде борьбы с деспотизмом в семье, до самого масштабного, нашедшего выражение в революции.

— Проблемы норм семейной морали и женской эмансипации.
Данную тему автор раскрывает в трех первых снах Веры, в истории ее семьи, а также в отношениях молодых людей и мнимого самоубийства Лопухова.

— Мечты о светлой и прекрасной жизни, которая наступит при создании в будущем социалистического общества.
Данную тему Чернышевский освещает благодаря четвертому сну Веры Павловны. Читатель видит здесь и облегченный труд, который стал возможен благодаря развитию технических средств.

Основным пафосом романа является пропаганда идеи о преобразовании мира путем свершения революции, а также ее ожидание и подготовка к этому событию лучших умов. При этом высказывается мысль об активном участии в предстоящих событиях.

Какую главную цель ставил перед собой Чернышевский? Он мечтал о разработке и внедрении новейшей методики, позволяющей осуществлять революционное воспитание масс. Его труд должен был явиться своеобразным учебником, с помощью которого у каждого думающего человека стало бы формироваться новое мировоззрение.

Все содержание романа «Что делать?» Чернышевского разбито на шесть глав. При этом каждая из них, кроме последней, подразделяется еще на небольшие главки

Для того чтобы подчеркнуть особую важность заключительных событий, автор говорит о них отдельно. Для этого в содержание романа «Что делать?» Чернышевского включена одностраничная главка под названием «Перемена декораций»

Основные персонажи

В рассказе присутствуют несколько главных образов, на которых основывается смысловая таблица. Характеристика героев «Что делать?» Чернышевского поможет передать главную систему построения текста, например:

  Читать онлайн «Чужая кровь» автора Шолохов Михаил Александрович — RuLit — Страница 1

  1. Вера Розальская — молодая девушка, которая очень часто видит сны. Она самостоятельная и самоуверенная особа. Она покидает родной дом посредством оформления фиктивного брака.
  2. Лопухов — благородный и честолюбивый молодой человек. Он был студентом медицинского училища. Он бескорыстно предлагает свою помощь девушке и помогает ей сбежать из отчего дома.
  3. Кирсанов — порядочный человек. Герой был другом Лопухова. Когда он понял, что полюбил жену друга, уехал, чтобы не разрушать чужую семью.
  4. Рахметов — герой своего времени. Его поведение и все поступки достойны уважения. Свою жизнь персонаж посвящает служению людям. Характеристика Рахметова в романе «Что делать» показывает, что он истинный революционер, с которого нужно брать пример. Для достижения своих помыслов мужчина отказывается от любимой женщины и друзей.

В произведении также имеются второстепенные персонажи. Автор дал понять читателям, что даже при таком окружении встречаются добрые и справедливые люди.

Второстепенные персонажи

Розальская Марья Алексеевна

Мать Веры.

Злая и деспотичная женщина. Является тираном в своей семье. Властная и решительная, она распоряжается семейством по своему усмотрению. В её понимании, существует только две категории людей: одни из них – плуты, ну а кто не может быть плутом, тот, однозначно, дурак. Марья Алексеевна придерживается старинных нравов и всячески их проповедует. Наживается на том, что даёт под залог деньги, всеми путями желает приумножить свой капитал. Рада выдать дочь за богача, но та противится этому и уходит из дома.

Екатерина Бьюмонт

Возлюбленная, затем жена Лопухова.

Катя – дочь промышленника Полозова, у которого Дмитрий Лопухов (Бьюмонт) должен приобрести стеариновый завод. Он появляется в их доме, и Катя знакомится с молодым человеком. Вскоре чувства молодых людей перерастают в любовь, и они женятся. Только после этого Лопухов – Бьюмонт открывается Кирсановым, они начинают дружить семьями и живут в одном доме. Под влиянием своего мужа и новых друзей Екатерина включается в их дело и, как и Вера, тоже открывает швейную мастерскую.

Описание героев романа «Что делать?» может быть использовано для устного рассказа на уроках литературы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Что делать?»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Что делать?»

для самых компанейских —

Главные герои «Что делать?»

для самых любопытных —

Анализ «Что делать?» Чернышевский

Самые популярные материалы декабря для 10 класса:

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Женские образы в романе «Отцы и дети»

Сон Раскольникова

«Преступление и наказание» сочинения

«Записки охотника» главные герои

Образ Якима Нагого

Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Характеристика Ермила Гирина

Свидригайлов

Характеристика попа

Жанр

В произведении есть антитеза: направление романа «Что делать» — социологический реализм, а жанр – утопия. То есть, правда и вымысел тесно соседствуют в книге и порождают смесь настоящего (объективно отраженных реалий того времени) и будущего (образ Рахметова, сны Веры Павловны). Именно поэтому он вызвал такой резонанс в обществе: люди болезненно восприняли перспективы, которые выдвинул Чернышевский.

Кроме того, «Что делать» — философско-публицистический роман. Этот титул он заслужил благодаря скрытым смыслам, которые исподволь внедрил автор. Он и писателем то не был, просто использовал понятную всем литературную форму для распространения своих политических взглядов и выражения своих глубоких мыслей о справедливом социальном устройстве завтрашнего дня. В его произведении очевиден именно публицистический накал, освещены именно философские вопросы, а беллетристический сюжет служит лишь прикрытием от пристального внимания цензоров.

Рахметов

На становление студента Рахметова как «особенного человека» во многом повлияло знакомство с Кирсановым, который побудил его к чтению книг и стремлению к новым знаниям. Самый утопичный образ в романе: максимально близок к народу, живет во имя общественного, а не личного, добровольно отказываясь от многих благ: «…мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще…». Именно Рахметова автор ставит примером для подражания современной ему молодежи, возвышая над остальными главными героями, подчеркивает в нем черты настоящего энтузиаста и революционера.

Наделив главных героев романа лучшими качествами, Чернышевский утверждает, что они не являются недостижимым идеалом, единственными в своем роде: «На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди…» — тем самым призывая современников прислушаться к данным в произведении ответам на главный вопрос — что делать?

Главные герои романа Чернышевского «Что делать?»

Вера Павловна Розальская

— главная героиня романа, в уста которой автор вложил и свои мысли. Данная героиня – красивая и общительная девушка, у которой достаточно сильный и своевольный характер

Свобода и независимость – вот, что важно для Веры. Даже когда героиня выходит замуж не по любви за Лопухова, она не отрекается от своей свободы

Вера просит мужа об уединении, живут они в разных комнатах и встречаются лишь для трапез.

  Краткое содержание романа «Овод» Э. Л. Войнич

Еще с молодого возраста Вера начинает увлекаться шитьем. После того как героиня выходит замуж за Лопухова, она открывает свою швейную мастерскую. Автор описывает ее как идеальное для работы место. Для героини оно становится главным делом жизни. Как руководителя девушку все ценят, так как она заботилась о благе других девушек, которые работали у нее.

В повествовании символичны сны Веры Павловны, которые демонстрируют авторские размышления о будущем страны и ее переустройстве.

Дмитрий Сергеевич Лопухов

– студент медицинского факультета, желающий стать профессором. Герой привык самостоятельно пробивать себе дорогу по жизни.

Герой по-настоящему полюбил Веру и хотел спасти ее от семейного гнета. Поэтому предлагает ей выйти за него замуж. Персонаж отличается своим благородством, порядочностью и чистым помыслом души. Лопухов понимает, что жена не чувствует к нему любви, и отпускает ее. Он инсценирует самоубийство и переезжает в другую страну, чтобы Вера обрела счастье с другом Лопухова – Кирсановым.

Александр Матвеевич Кирсанов

– еще один главный герой романа. Вместе со своим другом Лопуховым они образуют новый тип людей, на которых, как отмечает автор, всегда можно положиться. Это отважные люди, которые не привыкли отступать от дела.

Однако когда Кирсанов влюбляется в Веру, он боится появляться в доме друга, он не хочет мешаться семейной жизни близких ему людей. Однако Кирсанов и Вера Павловна не могут уйти от своих чувств, поэтому вскоре женятся и счастливо живут.

Другим главным героем произведения, который играет важную роль в повествовании и для определения смысла романа, является Рахметов

. Это близкий друг Лопухова и Кирсанова. Данному герою посвящена 29 глава. Рахметов – необычный человек с революционными взглядами на жизнь. Возможно, он и хотел бы жить так, как все люди того времени, однако он не может этого сделать. Главное для героя – служение людям. Для этого он отказывается почти от всего, даже от любимой женщины, потому что любовь могла помещать достижению его главной цели. Автор показывает, что Рахметов – последняя стадия преображения человека нового типа, это некий идеал.

Несколько интересных тем

  • Моя любимая сказка Пушкина

    Моя любимая сказка у Пушкина очень странная и даже грустная. Просто поэт её не закончил, хотя начало захватывающее, там много интересных героев. Но я бы сказал, что она, скорей

  • Родина Фельдмана

    Работа Владимира Петровича Фельдмана «Родина» была написана после окончания войны в 1950 году. Сам автор участвовал в тяжелых боях. Поэтому смог так тонко и умело передать весь смысл картины.

  • Полковник в рассказе После бала

    Рассказ Льва Толстого «После бала» написан в 1903 году, в основу положен реальный факт, произошедший с братом писателя Сергеем. Иван Васильевич вспоминает историю своей первой любви

  • Утро весны Кудревича

    Художник Владимир Николаевич Кудревич в своей картине «Утро весны» (1924) раскрывает тему пробуждения природы после длительного зимнего сна. Сама картина представляет собой пейзаж

  • Нужно ли сочувствие и сострадание по рассказу Юшка

    Рассказ Платонова Юшка заставляет нас задуматься о своих поступках, о том, как мы относимся к окружающим, часто ли мы проявляем к ним заботу и сострадание.

В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

   Характеристики   /   Чернышевский Н. Г.   /   Что делать

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Кирсанов Александр Матвеич — один из главных героев. У него «русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны». Довольно высокого роста, строен, наделен недюжинной физической силой. Разночинец, сын писца уездного суда, с 12 лет помогал отцу в переписывании бумаг, с 4-го класса гимназии начал давать уроки, сам себе пробивал дорогу. Окончил Медицинскую академию, работает в госпитале, возглавляет кафедру. О нем известно, что лучше лекаря нет, несмотря на то что сам он считает себя больше ученым, нежели практиком. Лучший друг Лопухова, с которым вместе снимал одну квартиру, пока тот не женился на Вере Павловне.

Просмотров: 27989

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Кирсанов (Что делать, Чернышевский).

Кирсанов

Кирсанов Александр Матвеевич — персонаж романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», друг Лопухова, разночинец, впоследствии муж Веры Павловны. Это высокий, хорошо сложенный человек с темно-русыми волосами и темно-голубыми глазами. У него продолговатое, волевое лицо замечательной белизны и прямой, греческий нос. Он с 12 лет работал, во всем помогал отцу. Кирсанов, как и Лопухов, сам себе прокладывал дорогу, окончил медицинскую академию, а затем работал в госпитале. Он был не только бывшим однокурсником и соседом по квартире Лопухова, но и его лучшим другом. После того, как Дмитрий Сергеевич женился на Вере Павловне, он тоже с ней подружился.

Они вместе ходили в театр и на концерты. У них с Верочкой на многое совпадали взгляды. Вскоре Кирсанов понял, что влюблен в супругу друга и перестал бывать у них дома. Однако Лопухов серьезно заболел, и он вновь оказался у них, но уже как лечащий врач. Пока Александр Матвеевич ухаживал за больным другом, он успевал помогать во всем и Вере Павловне. Когда Лопухов инсценировал свое самоубийство, чтобы дать свободу выбора своей жене, Кирсанов всегда был рядом с ней и вскоре они поженились. Он живо интересовался делами Веры Павловны, помогал ей по хозяйству и даже стал учить медицине. У них дома бывали многие молодые, интеллигентные люди Петербурга. В их числе появилась и чета Бьюмонт. В Чарльзе Бьюмонте Кирсанов узнал Лопухова. С тех пор он с другом не расставался и они даже стали дружить семьями.

см. также: Краткое содержание Что делать, ЧернышевскийКраткая биография Николая Чернышевского

Кирсанов (Что делать, Чернышевский)Характеристика героев произведенийСтр. 1 Скачать Кирсанов (Что делать, Чернышевский)

<legend>Tags</legend>Кирсанов(Чтоделать,Чернышевский)

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

Кирсанов Александр Матвеич — один из героев романа В«Что делать?В» (1863 г.) русского писателя Чернышевского Николая Гавриловича.

Кирсанов Александр Матвеич — второй муж Веры Павловны, друг Лопухова. У Кирсанова «русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны». Он обладает большой физической силой.

Кирсанов сын писца уездного суда. Уже с 12 лет он помогал отцу в переписывании бумаг, а с 4-го класса гимназии стал давать уроки. Кирсанов окончил Медицинскую академию, работает в госпитале и возглавляет кафедру.

Кирсанов влюбляется в Веру Павловну, в то время, жену Лопухова. Он находит повод и надолго исчезает из их дома, боясь потревожить покой семьи друга. Через некоторое время Кирсанов возвращается чтобы излечить Лопухова от болезни. В это время они сблизились с Верой Павловной и между ними возникла любовь.

Лопухов освобождает Веру Павловну от брака. В конце романа Кирсанов и Вера Павловна женятся и живут счастливо.

Кирсанов Александр Матвеич (художник Милашевский В. А. (1893 – 1976))

  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/harakteristika-glavnyh-geroev-romana-chto-delat.html
  • https://afez.ru/sochinenie/litera/raz/kirsanov-v-romane-chto-delat
  • https://lit-helper.com/p_chto_delat-_harakteristika_obraza_kirsanova_aleksandra_matveicha
  • https://my-soch.ru/sochinenie/kirsanov
  • https://dslov.ru/txt/404/t404kirs.htm

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Кирсанов (Что делать, Чернышевский).

Кирсанов

Кирсанов Александр Матвеевич — персонаж романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», друг Лопухова, разночинец, впоследствии муж Веры Павловны. Это высокий, хорошо сложенный человек с темно-русыми волосами и темно-голубыми глазами. У него продолговатое, волевое лицо замечательной белизны и прямой, греческий нос. Он с 12 лет работал, во всем помогал отцу. Кирсанов, как и Лопухов, сам себе прокладывал дорогу, окончил медицинскую академию, а затем работал в госпитале. Он был не только бывшим однокурсником и соседом по квартире Лопухова, но и его лучшим другом. После того, как Дмитрий Сергеевич женился на Вере Павловне, он тоже с ней подружился.

Они вместе ходили в театр и на концерты. У них с Верочкой на многое совпадали взгляды. Вскоре Кирсанов понял, что влюблен в супругу друга и перестал бывать у них дома. Однако Лопухов серьезно заболел, и он вновь оказался у них, но уже как лечащий врач. Пока Александр Матвеевич ухаживал за больным другом, он успевал помогать во всем и Вере Павловне. Когда Лопухов инсценировал свое самоубийство, чтобы дать свободу выбора своей жене, Кирсанов всегда был рядом с ней и вскоре они поженились. Он живо интересовался делами Веры Павловны, помогал ей по хозяйству и даже стал учить медицине. У них дома бывали многие молодые, интеллигентные люди Петербурга. В их числе появилась и чета Бьюмонт. В Чарльзе Бьюмонте Кирсанов узнал Лопухова. С тех пор он с другом не расставался и они даже стали дружить семьями.

см. также: Краткое содержание Что делать, ЧернышевскийКраткая биография Николая Чернышевского

Кирсанов (Что делать, Чернышевский)Характеристика героев произведенийСтр. 1 Скачать Кирсанов (Что делать, Чернышевский)

<legend>Tags</legend>Кирсанов(Чтоделать,Чернышевский)

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

Кирсанов Александр Матвеич — один из героев романа В«Что делать?В» (1863 г.) русского писателя Чернышевского Николая Гавриловича.

Кирсанов Александр Матвеич — второй муж Веры Павловны, друг Лопухова. У Кирсанова «русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны». Он обладает большой физической силой.

Кирсанов сын писца уездного суда. Уже с 12 лет он помогал отцу в переписывании бумаг, а с 4-го класса гимназии стал давать уроки. Кирсанов окончил Медицинскую академию, работает в госпитале и возглавляет кафедру.

Кирсанов влюбляется в Веру Павловну, в то время, жену Лопухова. Он находит повод и надолго исчезает из их дома, боясь потревожить покой семьи друга. Через некоторое время Кирсанов возвращается чтобы излечить Лопухова от болезни. В это время они сблизились с Верой Павловной и между ними возникла любовь.

Лопухов освобождает Веру Павловну от брака. В конце романа Кирсанов и Вера Павловна женятся и живут счастливо.

Кирсанов Александр Матвеич (художник Милашевский В. А. (1893 – 1976))

  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/harakteristika-glavnyh-geroev-romana-chto-delat.html
  • https://afez.ru/sochinenie/litera/raz/kirsanov-v-romane-chto-delat
  • https://lit-helper.com/p_chto_delat-_harakteristika_obraza_kirsanova_aleksandra_matveicha
  • https://my-soch.ru/sochinenie/kirsanov
  • https://dslov.ru/txt/404/t404kirs.htm

Проблематика

Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

  • Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: хозяину дома никто ничего не сделает за домогательства, если он знатный человек. Так и Вера пала бы жертвой похоти офицера, если бы ее не спас прогресс в лице Лопухова. Он по-другому относился к девушке, как к равной. Это отношение и является залогом процветания и независимости слабого пола. И дело тут не в оголтелом феминизме, а в банальной возможности обеспечить себя и семью на случай, если с замужеством не получилось или умер муж. На бесправие и беспомощность женщин сетует писатель, а не на недооцененное превосходство одного пола над другим.
  • Кризис монархии. Еще со времен восстания на Сенатской площади 1825 года идеи о несостоятельности самодержавия зрели в умах декабристов, но народ тогда не был готов к переворотам такого масштаба. Впоследствии жажда революции только укреплялась и с каждым новым поколением становилась сильнее, чего нельзя было сказать о монархии, которая боролась с этим инакомыслием, как могла, но, как известно, к 1905 году пошатнулась сама, а в 17-ом уже добровольно сдала свои позиции Временному Правительству.
  • Проблема нравственного выбора. Кирсанов сталкивается с ней, когда осознает свои чувства к жене друга. Вера постоянно ощущает ее, начиная с неудавшегося «выгодного брака» и заканчивая отношениями с Александром. Лопухов тоже стоит перед выбором: оставить все так, как есть, или же поступить по справедливости? Все герои романа «Что делать» выдерживают испытание и принимают безупречное решение.
  • Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где ее ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.
  • Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастье, если хозяйский сын обесчестит ее дочь, только бы он женился после этого. Такое воспитание претит Чернышевскому, и он его едко высмеивает.

Второстепенные герои

Важно понимать, что помимо основных действующих лиц, есть и другие персонажи в произведении «Что делать?». Характеристика героев второго плана поможет ближе познакомиться с каждым из них:

  1. Марья Алексеевна — мама Веры, злая, властная и деспотичная женщина, тиран в семье. Она распоряжается судьбой каждого на собственное усмотрение. По ее мнению, люди делятся на две категории — плуты и дураки. У Розальской старинные нравы, которые она всячески проповедует. Героиня живет тем, что дает деньги взаймы, любыми способами стараясь приумножить собственный капитал. Хочет выдать дочку за богатого мужчину, но девушка покидает родной дом, не желая исполнять волю матери.
  2. Екатерина — дочка промышленника по фамилии Полозов. У последнего Дмитрий планирует купить стеариновый завод. После знакомства молодые люди влюбляются и вскоре создают семью. Только после этого молодой человек начинает общаться с Кирсановым и бывшей женой, они дружат семьями. Катя по примеру Веры открывает свою мастерскую.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: