Горе от ума характеристика героев с цитатами

«горе от ума» главные герои

Список действующих лиц и прототипы героев

Главные персонажи

Чацкий. Главный герой комедии, является положительным персонажем. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика, Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен.

Прототипом Чацкого, предположительно, стали две исторических фигуры: П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Чаадаев — участник Отечественной войны, путешественник и философ. Издал книгу «Философические мысли», идеи которой шли в разрез с идеологической политикой Николая I.

Кюхельбекер — общественный деятель, друг А. С. Пушкина, декабрист. По возвращении из заграницы оказался в опале на родине. Его черты Грибоедов также позаимствовал для создания ключевого персонажа пьесы.

Фамусов. Богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Фамусова заботит его положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи.

Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Заигрывает со служанкой Лизой. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи. Ряд литераторов придерживается мнения, что Грибоедов при создании персонажа опирался на характер своего дяди.

Софья. Умная девушка, получившая воспитание в лучших традициях дворянского общества. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Любит французскую литературу. Прототипом, предположительно, стала Софья Грибоедова, двоюродная сестра писателя, которая вышла замуж за Римского-Корсакова.

Молчалин. Отрицательный персонаж комедии. Работает секретарем Фамусова. Происходит из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, прислугу в доме Фамусова. Прототип — некий усердный посетитель знатных персон, который получил сан почетного опекуна.

Скалозуб. Известный человек в Москве среди высшего общества. Немолодой и неженатый полковник, мечтающий о генеральских погонах. Не блещет интеллектом, принадлежит к разряду «солдафонов». Прототип: С. А. Римский-Корсаков, супруг кузины писателя, Софьи, а также русский генерал И. Н. Скобелев. Декабристы утверждали, что Скалозубы встречались в армии повсюду — недалекие военные, которые «поучали» солдат исключительно битьем.

Второстепенные герои

Лиза. Прислуга в доме Фамусова. Простая и веселая девушка. Покрывает Софью после свиданий последней с Молчалиным. Влюблена в буфетчика Петрушу. Фамусов не упускает возможности пофлиртовать с Лизой.

Репетилов. Приятель Чацкого. Посредственный и недалекий персонаж. Прототип — Н. А. Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском полку. Это был остряк, страстью которого было отпускание шуток и каламбуров. Человек простодушный и добрый.

Загорецкий. Светская персона, частый гость в доме Фамусова. Недалекий, глуповатый, при этом изворотливый. Предполагаемый прототип — литератор А. Элькан, по совместительству делец и аферист. Он утверждал, что является потомком арабского князя Эль-хана, которого на самом деле никогда не существовало.

Хлестова. Одинокая старая женщина, живущая с собаками и приживалками. Ее образ списан с Н. Д. Офросимовой, известной богатой барыни, о крутом нраве и откровенном поведении которой знало все высшее общество. Также предполагается, что прототипом героини стала мать самого писателя.

Горичев. Друг Чацкого. Военный в отставке. Женат на молодой даме и во всем ей подчиняется. Нет единого мнения, кто послужил прототипом для героя. По одной из версий, им стал И. И. Огарев — давний приятель Грибоедова, по другой — это С. Н. Бегичев, также друг писателя.

Тугоуховский. Часто общается с Фамусовым. Главная цель его жизни — найти мужей для своих шестерых дочерей. У Тугоуховского нет своего мнения, нет эмоций. Персонаж обезличен, склонен к ханжеству и лицемерию.

Княжны. Дочери Тугоуховского. Автор не дает девушкам даже имен, а только порядковые номера. Пустые и обделенные интеллектом дамы. Примечательно, что Софья Фамусова, при всей ее развитости, относится к княжнам со всей серьезностью, что сказывается на восприятии этого персонажа читателями — Софья видится такой же поверхностной.

Петрушка. Слуга, оказывает помощь князю при составлении записей, т.к. владеет основами грамоты. Неопрятен. К нему неравнодушна Лиза, прислуга в доме Фамусова.

В комедии также присутствуют внесценические герои — представители высшего московского общества.

Роль в обществе

Возвращаясь к теме «Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика», выскажем даже мнение, что Загорецкий — человек, по характеру «близкий к политическому сыску». И это совсем не случайно. На эту мысль наталкивают цитаты Загорецкого, которые говорят, что если бы он получил бы должность цензора, то в первую очередь «налег» бы на басни, где царят вечные насмешки над львами и орлами: «Хотя животные, а все-таки цари».

Загорецкий стремительно и с «жаром» ведет разговоры, он любит все преувеличивать и любой слух может раздуть до невероятных размеров. А на резкие высказывания о своей персоне он злобно не реагирует, а просто сводит их к обычной шутке.

Горич в очередной раз о нем заговаривает: «оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы».

Грибоедов отводит ему роль человека, который распространяет ложные слухи о Чацком. Загорецкий еще толком не понял, о ком идет речь, но зато в его голове уже родились разные версии сумасшествия. Хлестова выразилась о Чацком, что, мол, тот много пил «бутылками пребольшими», Загорецкий добавляет, что он пил «бочками сороковыми».

Внесценические образы

Загорецкий — это один из внесценических персонажей и новаторский прием драматурга Грибоедова. Такие герои еще шире раскрывают картину «века минувшего» и обрисовывают его ценности и идеалы. Роль внесценических героев в том, что они помогают лучше понять и раскрыть поведение главных героев и всего фамусовского общества. Именно фигура Загорецкого показывает безнравственное поведение дворянского общества. Кстати, от Горича мы узнаем и то, что Загорецкий — доносчик. Да и Чацкий сразу получает предупреждение от Горича, что при нем лучше не высказываться откровенно.

В заключение темы «Загорецкий, «Горе от ума»

Характеристика» важно отметить, что статус дворянина в России был защищен уже самим этим фактом, и если следовал традициям и устоям, то имел неплохие перспективы сделать успешную карьеру и за счет этого обогатиться. Главное, чтобы не быть такими неудачниками и угодниками без ума, как Загорецкий, который все обо всех знает и следует заветам своего отца «угождать людям всем без изъятья»

художественную функциюобщие чертыокружающий мирродной языкдворянское обществофамусовского домадоброе словонужному человекуХарактерная чертасоциальное неравенствослучайных людейфамусовское общество

Второстепенные герои

Никакая характеристика действующих лиц не может обойтись без второстепенных персонажей. Ведь правильно подобранная система персонажей может много сказать о самом авторе и о главных идеях его произведения. Слово «второстепенные» не означает, что эти герои не играют никакой роли

Каждое лицо важно, и мы легко можем в этом убедиться

Лиза

Рейтинг персонажа:

Мне нравится14Не нравится4

Молодая служанка в доме Фамусова. Каждый день девушка проживает как на пороховой бочке. Помимо того, что к ней часто пристают Фамусов и Молчалин, Софья втягивает её в свои любовные интриги, которые могут плохо кончиться для них обеих. Привлекательная внешность простой русской девушки служит ей злую службу, ведь привлекает и хозяина, и секретаря дома, а на буфетчика впечатления не производит – чего очень бы хотелось Лизе, ведь она была в него влюблена. Девушка весела и резва, энергия в ней бьёт ключом, что делает её интересной компаньонкой для Софьи.

Репетилов

Рейтинг персонажа:

Мне нравится3Не нравится8

Дворянин, старый приятель Чацкого. К сожалению, он плохой муж и отец. На службе постоянно врет, что не может не раздражать Чацкого. Репетилов очень любит постоянное движение в жизни, поэтому ни один бал и званый вечер не проходит без его присутствия. Однако свою жизнь мужчина грамотно построить не смог – в службе он потерпел поражение, так как он не сумел продвинуться до чиновника.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Рейтинг персонажа:

Мне нравится4Не нравится6

Важный полковник, богатый холостяк. Очень настойчиво сватался к Софье, был благословлен самим Фамусовым. Однако Софью офицер не устраивал, так как был очень ограниченным человеком. Его интересовала только служба, деньги и война – других интересов у него не было. Поэтому в глазах девушки он не имел успеха.

Антон Антонович Загорецкий

Рейтинг персонажа:

Мне нравитсяНе нравится9

Знакомый Павла Афанасьевича Фамусова, дворянин средних лет. Загорецкий любит бывать в обществе, в окружении людей, равных ему по положению или даже выше его. Любимые его места – балы и театры. Однако в делах своих Антон крайне нечестен, прослыл поверхностным и глупым вором и сплетником.

Анфиса Ниловна Хлестова

Рейтинг персонажа:

Мне нравится1Не нравится4

Сестра покойной жены, свояченица Фамусова. Злая старая дева, которая никогда не была замужем. Когда-то она даже была фрейлиной при дворе, а ещё знает Чацкого с детства. От тоски и скуки Хлестова завела себе много домашних животных и приживалок.

Платон Михайлович Горич

Рейтинг персонажа:

Мне нравится5Не нравится1

Отставной офицер, старый друг Чацкого, знакомый Фамусова. Дворянин средних лет. Несчастен в браке с Натальей Дмитриевной, но покорно ездит с ней на балы и другие светские мероприятия, пусть и без желания.

Наталья Дмитриевна Горич

Рейтинг персонажа:

Мне нравится2Не нравится5

Жена Платона Михайловича. Очень любит посещать различные званые вечера и балы, но также сильно любит и своего мужа, поэтому везде старается брать его с собой и как можно сильнее опекать и, порой даже излишне, заботиться.

Петр Ильич Тугоуховский

Рейтинг персонажа:

Мне нравится2Не нравится6

Князь, старый знакомый Павла Афанасьевича Фамусова. Тугоуховский – он и в жизни туг на ухо, глухой, ничего не слышит. Вместе с княгиней Марьей имеет шесть дочерей, которые надеются выйти замуж только за богатых представителей общества.

Марья Алексеевна Тугоуховская

Рейтинг персонажа:

Мне нравится2Не нравится3

Жена князя Петра Ильича, мать шести дочерей. Вместе с мужем они стараются как можно чаще выводить девочек в свет в надежде подыскать им самых лучших женихов.

Графини Хрюмины

Рейтинг персонажа:

Мне нравится4Не нравится4

Знакомые Павла Фамусова, графиня-бабушка и графиня-внучка. Бабушка считает себя ещё достаточно молодой и активной, чтобы посещать все светские вечера. Внучка же – старая дева, уже отчаявшаяся в поиске для себя достойной партии.

Петрушка

Рейтинг персонажа:

Мне нравится4Не нравится

Крепостной крестьянин Фамусова, вечно ходит в старой, дырявой одежде. Не очень опрятный, за что Фамусов ругает его:

Данная система персонажей позволила составить обобщенное представление о сути произведения, а также предоставила некоторые мелкие детали и подробности, которые помогают полностью проникнуться атмосферой комедии «Горе от ума».

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

Хрюмины

А потом и две дамочки Хрюмины заявились на бал. Это внучка Хрюмина, вечно недовольная всем и обозлившаяся на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, и ее наполовину глухая бабка. Не успев приехать на бал, Хрюмина-внучка сразу же пожалела о том, что появилась очень рано и что ей не с кем говорить и не с кем танцевать. Да и познакомиться с кем-нибудь, за кого можно было выйти замуж, шанса совершенно не представлялось. Она высказывает восхищение от всего заграничного и выдает свое пристрастие к «модным лавкам». Ее высокомерие задевает Чацкого, и тот сыплет в ее адрес колкие замечания.

Композиция и сюжетные линии комедии «Горе от ума»

При написании комедии «Горе от ума» Грибоедов использовал характерный для данного жанра прием. Здесь мы можем увидеть классический сюжет, где на руку одной девушки претендуют сразу двое мужчин. Образы их тоже классические: один скромный и почтительный, второй — образованный, горделивый и уверенный в собственном превосходстве. Правда, в пьесе Грибоедов немного по-другому расставил акценты в характере героев, сделав симпатичным для того общества, именно Молчалина, а не Чацкого.

В течение нескольких глав пьесы идет фоновое описание жизни в доме Фамусовых и только в седьмом явлении начинается завязка любовного сюжета. Достаточно подробное длительное описание в ходе пьесы повествует всего лишь об одном дне. Длительного развития событий здесь не описывается. Сюжетных линий в комедии две. Это конфликты: любовный и социальный.

Каждый из образов, описанных Грибоедовым, многогранен. Интересен даже Молчалин, к которому, уже у читателя, возникает неприятное отношение, но явного отвращения он не вызывает. За ним интересно наблюдать в различных эпизодах.

В пьесе, несмотря на взятие основополагающих конструкций, для построения сюжета имеются определенные отступления, и явно прослеживается, что комедия была написано на стыке сразу трех литературных эпох: процветающего романтизма, зарождающегося реализма и отмирающего классицизма.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» получила свою популярность не только за использование классических приемов построения сюжета в нестандартных для них рамках, в ней были отражены явные изменения в обществе, которые тогда только зарождались и пускали свои первые ростки.

Интересно произведение еще и тем, что оно разительно отличается от всех других трудов, написанных Грибоедовым.

«Горе от ума» — произведение поистине гениальное, которое навсегда сделало ее автора великим классиком русской литературы. Эта сатирическая пьеса буквально сразу разлетелась на крылатые фразы, цитаты и выражения уже тогда, когда еще не была настолько известной широкой публике. Грибоедов очень правдиво изобразил жизнь московского дворянства и точно описал характеры героев, присущие людям того века. А главное — подарил столько мудрости и великолепной сатиры, что теперь на протяжении практически двух столетий мы учимся на всем этом познавать мир предков.

Второстепенные персонажи

Лиза

Служанка Софьи, молодая девушка.

Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, смешливая, весёлая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает ночные похождения своей госпожи Софьи.
Подробная характеристика Лизы.

Репетилов

Старинный приятель Чацкого, молодой человек.

Яркий представитель фамусовского общества, который является пародийным отображением Чацкого. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.
Подробная характеристика Репетилова.

Загорецкий

Молодой светский человек, картёжник и шулер.

Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.

Хлестова

Свояченица Фамусова, пожилая женщина.

Зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и армию приживалок.

Платон Михайлович Горич

Дворянин, офицер в отставке, товарищ Чацкого.

Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.

Супруга Горича, молодая женщина.

Назойливая и властная жена Горича, большая любительница балов.

Князь Тугоуховский

Столичный аристократ, пожилой болезненный мужчина.

Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить шесть своих дочерей.

Княгиня Тугоуховская

Супруга князя, мать шести дочерей.

Поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.

Графини Хрюмины

Столичные аристократки, старая бабушка и внучка.

Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать её замуж.

Максим Петрович

Покойный дядя Фамусова, чиновник.

Внесценический персонаж. Богатый придворный вельможа во времена императрицы Екатерины II. Дядя Фамусова, поступки которого приводятся как пример для подражания молодёжи.

Петрушка

Слуга в доме Фамусова, молодой парень.

Знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.

В комедии «Горе от ума» показан конфликт поколений и взглядов — прогрессивных и устаревших. В пьесе много действующих лиц и внесценических персонажей — представителей московского общества. Главные герои пьесы «Горе от ума», в основном не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, поможет в изложении краткого содержания пьесы, а также при написании письменной работы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Горе от ума»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Горе от ума»

для самых компанейских —

Главные герои «Горе от ума»

для самых занятых —

Читательский дневник «Горе от ума»

для самых любопытных —

Анализ «Горе от ума» Грибоедов

для самых крутых —

Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы декабря для 9 класса:

Характеристика Вернера (Герой нашего времени)

Положительные и отрицательные качества Печорина

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Образ Печорина в главе «Максим Максимыч»

Почему Печорин и Вернер не стали друзьями?

Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Характеристика Печорина в главе «Княжна Мери»

Онегин — «лишний человек»

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

«Горе от ума». Комедия А.С. Грибоедова

Главные персонажи произведения «Горе от ума» очень четко показывают, что в светском обществе начала XIX века образовался раскол между молодым, передовым, с прогрессивными взглядами поколением, представленным в образе Чацкого, и зацикленными консерваторами старого поколения в образ Фамусова. «Горе от ума» — комедия, где эти два основных персонажа показаны очень ярко и колоритно, и каждый в своей правде принципиален и непреклонен. Однако есть и второстепенные герои комедии, которые тоже вносят в сюжет свои краски. Их можно поделить на три типа: «Фамусовы», те, кто претендует на «Фамусовых», и «Фамусовы-неудачники».

Хрюмины

А потом и две дамочки Хрюмины заявились на бал. Это внучка Хрюмина, вечно недовольная всем и обозлившаяся на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, и ее наполовину глухая бабка. Не успев приехать на бал, Хрюмина-внучка сразу же пожалела о том, что появилась очень рано и что ей не с кем говорить и не с кем танцевать. Да и познакомиться с кем-нибудь, за кого можно было выйти замуж, шанса совершенно не представлялось. Она высказывает восхищение от всего заграничного и выдает свое пристрастие к «модным лавкам». Ее высокомерие задевает Чацкого, и тот сыплет в ее адрес колкие замечания.

Остальные гости Фамусова

Самым последним гостем бала стал Репетилов. Он представляет собой человека очень ненадежного, дискредитирующего и опошляющего идеи того времени. Репетилов постоянно говорит о каких-то «секретных союзах» и «тайных собраниях», где пьют много шампанского и разговаривают на запрещенные темы. Он в своих корыстных целях использует благосклонность к нему людей из высшего общества.

Характеристика гостей Фамусова на балу не исчерпана, там было еще много других персонажей из светского общества, но Грибоедов отметил их буквами N и D. Они-то и стали распространителями слуха о сумасшествии Чацкого, хотя сами в это не поверили, но с удовольствием слушали, что говорят другие. В образе этих мелких сплетников показаны интересы в стремлении к богатству, почестям и сплетням.

Чацкий — один из немногих, кто отличался от фамусовских гостей. В его натуре прослеживались типичные декабристские черты. Он пылок, вольнолюбив и открыто высказывает свое мнение. Ему не нравится преклонение перед иностранцами, он выступает против крепостничества и презирает низкопоклонство, а не служение делу.

Загорецкий и Хлестова

На балу у Фамусова оказывается и Загорецкий — прощелыга, лгун, картежник, плут и мошенник. Однако, несмотря на всю его уничтожающую характеристику, его все же принимают в высшем обществе, и двери Фамусова тоже оказались для него открытыми. Его низкая, но очень услужливая натура в буквальном смысле всех располагает и обольщает. Он всегда появляется в самый нужный момент и в самое нужное время, чтобы услужить какому-нибудь достопочтимому дворянину.

На бал непременно заехала и деспотичная грубая барыня Хлестова 60 лет. Она всегда придерживается своего мнения и знает себе цену. С крепостными она не церемонится. И на бал Хлестова взяла собачку и арапку-девку. Для этой особы нет разницы между крепостным и собакой, все ей в развлечение.

Образцы жизни и идейные принципы

Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.

Речевые особенности героя

Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:

  • «мочи нет»;
  • «уморить»;
  • «прозябли»;
  • «невзначай»;
  • «бить баклуши».

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

В отечественной классике Грибоедов известен, как автор первой комедии, сочетающей в себе примеры классицизма и реализма, хотя у него были и другие комедии, созданные раньше. Ранее созданные пьесы включали в себя зачатки сочетания различных стилей для основания нового, но истинным результатом новаторского жанра, стало произведение Грибоедова «Горе от ума». Идея пьесы возникла у автора в 1820 году, значимую помощь в описании образов, писателю оказали рассказы его давней подруги, Греховой Е. Б. Комедия Грибоедова считается верхом поэтической драматургии, реплики из пьесы моментально превратились в цитаты, до сих пор используемые в нашей жизни.

Чацкий

Характеристика гостей Фамусова на балу в буквальном смысле классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего лишь день и сразу осознал ее истинные ценности, после чего надежды встретить единомышленников уж совсем не осталось. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это, и в итоге после нескольких нелицеприятных реплик он требует карету и покидает Москву.

Бал в доме Фамусова — очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий не приезжал в Москву три года и не давал о себе никакой весточки. И вдруг очень неожиданно для всех он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совсем не устраивает, а может, даже шокирует.

Характеристика гостей Фамусова на балу показывает, что такое общество постепенно изживало себя, его взгляды уже очень сильно устарели, а передовые идеи только начали пробиваться сквозь толщу лицемерия, выгоды и коварства. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку, ведь в обществе он также чувствовал себя «сумасшедшим» Чацким, неготовым мириться с существующим положением дел.

Чацкий

Характеристика гостей Фамусова на балу в буквальном смысле классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего лишь день и сразу осознал ее истинные ценности, после чего надежды встретить единомышленников уж совсем не осталось. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это, и в итоге после нескольких нелицеприятных реплик он требует карету и покидает Москву.

Бал в доме Фамусова — очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий не приезжал в Москву три года и не давал о себе никакой весточки. И вдруг очень неожиданно для всех он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совсем не устраивает, а может, даже шокирует.

Характеристика гостей Фамусова на балу показывает, что такое общество постепенно изживало себя, его взгляды уже очень сильно устарели, а передовые идеи только начали пробиваться сквозь толщу лицемерия, выгоды и коварства. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку, ведь в обществе он также чувствовал себя «сумасшедшим» Чацким, неготовым мириться с существующим положением дел.

«Горе от ума» — произведение поистине гениальное, которое навсегда сделало ее автора великим классиком русской литературы. Эта сатирическая пьеса буквально сразу разлетелась на крылатые фразы, цитаты и выражения уже тогда, когда еще не была настолько известной широкой публике. Грибоедов очень правдиво изобразил жизнь московского дворянства и точно описал характеры героев, присущие людям того века. А главное — подарил столько мудрости и великолепной сатиры, что теперь на протяжении практически двух столетий мы учимся на всем этом познавать мир предков.

Анализ произведения

Основной сюжет комедии

Описываемые в комедии события происходят в начале XIX века, в доме столичного чиновника Фамусова. Его юная дочь Софья влюблена в секретаря Фамусова, Молчалина. Он человек расчетливый, не богатый, занимающий мелкий чин.

Зная о страстях Софьи, он встречается с ней по расчету. В один из дней в дом Фамусовых приезжает молодой дворянин Чацкий — друг семьи, который уже три года, как не был в России. Цель его возвращения — женитьба на Софье, к которой у него есть чувства. Сама Софья скрывает свою влюбленность в Молчалина от главного героя комедии.

Отец Софьи человек старого уклада и взглядов. Он раболепствует перед чинами и считает, что молодые должны угождать во всем начальству, не выказывать своего мнения и прислуживать вышестоящим самоотверженно. Чацкий, в противовес ему, остроумный молодой человек с чувством гордости и хорошим образованием. Подобные взгляды он осуждает, считает глупыми, лицемерными и пустыми. Между Фамусовым и Чацким возникают жаркие споры.

В день прибытия Чацкого в доме Фамусова собираются приглашенные гости. Во время вечера Софья распускает слух, будто Чацкий сошел с ума. Гости, также не разделяющие его взглядов, активно подхватывают эту мысль и единогласно признают героя сумасшедшим.

Оказавшись на вечере белой вороной, Чацкий собирается покинуть дом Фамусовых. В ожидании кареты, он слышит, как секретарь Фамусова признается в своих чувствах служанке господ. Слышит это и Софья, которая незамедлительно гонит из дома Молчалина.

Развязка любовной сцены заканчивается разочарованием Чацкого в Софье и светском обществе. Герой навсегда покидает Москву.

Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика этого героя

Среди приглашенных гостей в доме Фамусова в третьем действии появляется Антон Антонович Загорецкий — «ловкий светский человек», который представляет тип «Фамусовы — неудачники». Он не имеет чинов и званий, все его считают «отъявленным мошенником и плутом», «лгунишкой, картежником и вором».

Раскрывая тему «Загорецкий, «Горе от ума». Характеристика», можно сказать, что в обществе Фамусова он определил для себя роль всеобщего угодника и прислужника, который всегда ищет случая угодить своим поведением и лестью и, что еще лучше, неожиданными подарками, поэтому и этим всегда вызывает большую симпатию и одобрение у всего окружения. Например, гостье Хлестовой он двух «арапченков» достал на ярмарке или, что скорее всего, сплутовал их в карты и Софье достал билет в театр, когда никто не смог этого сделать.

Внесценические образы

Загорецкий — это один из внесценических персонажей и новаторский прием драматурга Грибоедова. Такие герои еще шире раскрывают картину «века минувшего» и обрисовывают его ценности и идеалы. Роль внесценических героев в том, что они помогают лучше понять и раскрыть поведение главных героев и всего фамусовского общества. Именно фигура Загорецкого показывает безнравственное поведение дворянского общества. Кстати, от Горича мы узнаем и то, что Загорецкий — доносчик. Да и Чацкий сразу получает предупреждение от Горича, что при нем лучше не высказываться откровенно.

В заключение темы «Загорецкий, «Горе от ума»

Характеристика» важно отметить, что статус дворянина в России был защищен уже самим этим фактом, и если следовал традициям и устоям, то имел неплохие перспективы сделать успешную карьеру и за счет этого обогатиться. Главное, чтобы не быть такими неудачниками и угодниками без ума, как Загорецкий, который все обо всех знает и следует заветам своего отца «угождать людям всем без изъятья»

Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова «Горе от ума»; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго до этой встречи на балу у Фамусовых. Они вместе служили в полку и были хорошими приятелями. Поэтому перемены, произошедшие в характере друга после женитьбы, не могли скрыться от его проницательных глаз.

Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа, обращалась с ним как с ребенком то и дело, назойливо ухаживая за ним. Своей чрезмерной заботой о здоровье Платона Михайловича она убила в нем жизненный азарт, тот задор, который Чацкий раньше видел в его глазах. Теперь он стал абсолютно безвольным человеком и скучным собеседником. Наталья Дмитриевна молода. Она принадлежит к дворянскому сословию. Внешне она привлекательна, хороша собой, хотя немного полновата.

Как и многие молодые барыни, она обожает балы и званые вечера. Нельзя сказать того же о ее супруге, но он старается ей во всем угодить, поэтому терпеливо ездит с ней на все светские мероприятия. Из разговора с княжнами Тугоуховскими становится ясно, что Наталья Дмитриевна любит обсуждать дорогие наряды. Мужу она не дает и рта раскрыть, всячески дрессируя как собачку. Судя по ее ложным волнениям о здоровье Платона Михайловича, можно сказать, что эта героиня полна приторной сентиментальности.

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение извечно противоборствующих между собой старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века нынешнего. На бал Фамусова приезжают люди, которые составляют этакая московская столичная элита. Они многолики и совершенно не скрывают своих крепостнических взглядов, в них полно невежества, пошлости, корыстолюбия и чинопочитания. Описание всех гостей Фамусова говорит само за себя. Чацкий немало посвятит им своих крылатых высказываний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: