Характеристика главных героев романа «идиот»

Образ рогожина в романе «идиот» достоевского

Темы и проблемы

Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег

В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин

Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.

Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Параллельная прямая

Парфён Семёнович Рогожин, молодой человек «небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами», – потомственный русский купец.

Если сюжетное ядро романа можно условно представить в виде равностороннего любовного треугольника (Настасья Филипповна – князь Мышкин – Аглая Епанчина), причём с каждой из сторон этого треугольника будет соприкасаться немало привходящих тем и мотивов, то линию Парфёна Рогожина можно вообразить в виде прямой линии, строго параллельной той, что связывает Настасью Филипповну и князя Мышкина. Причём линия Рогожина не имеет никаких отклонений и не связана ни с какими привходящими мотивами. Такова уж натура Парфёна, человека прямого, на мелочи не разменивающегося.

Образ

В романе Парфен Рогожин описан как человек страстный, легко воспламеняющийся, необузданный . Типичный представитель русского народа с характером широким, буйным, несдержанным. В романе его характер и качества полностью противопоставлены качествам князя Мышкина , что выражается даже во внешности. Страстно, до безумия влюблён в Настасью Филипповну и получив большое наследство кутит вместе с ней. Но когда она хочет выйти замуж за князя Мышкина, его безумная натура доводит его до того, что он закалывает Настасью Филипповну ножом, после того как убегает с ней раньше, чем состоялась свадьба. В романе, символически представляет образ Антихриста, дьявола , в противоположность князю Мышкину, символизирующему собой образ Христа. Но в то же время он символизирует греховного человека со всеми его пороками, прегрешениями. Но князь Мышкин, как истинный искупитель грехов человеческих, всепрощающий, Иисус Христос, прощает Рогожину величайший грех, убийство Настасьи Филипповны и успокаивает обезумевшего Рогожина, как мать успокаивает плачущего ребёнка. Его образ символичен, и является одним из основных характеров в творчестве Ф. М. Достоевского, и одним из ключевых в его понимании вселенной в его творчестве. Он представляет собой образ тьмы, потустороннего мира и несёт с собой заряд отрицательной энергии. Возможно даже сам не подозревая об этом. Жизнь тех, кто пересекался с ним хоть раз, ломается навсегда без возможности возвратить потерянное.

Парфён Рогожин

Нельзя сказать, что Парфён стал мазохистом, ведь он не получает никакого удовольствия от чужих страданий. Но всё же стоит отметить, что с детства он привык к иерархичным отношениям, в которых ему отведена роль покорного и пресмыкающегося раба. Его это тяготит, но по-другому персонаж не может. Поэтому он и влюбляется в женщину, которая во всех отношениях стоит выше его. Это касается:

  • социального положения;
  • происхождения;
  • образования.

После смерти отца Рогожин стал обладателем огромного капитала. Внутри у парня появилась пустота, которую ему нужно было чем-то заполнить.

Внешность его имеет следующие характеристики:

Сочинение Парфён Семёнович в романе Идиот

«Идиот» — это произведение, которые пользуется уважением во всём мире. Образы героев в романе полны глубины, читая, проникаешься к ним симпатией, как к живым людям. Федор Михайлович Достоевский показал идеального по всем качествам человека. Но невозможно увидеть свет, пока не наступит тьма. Поэтому в романе существуют и антагонисты. Один из них – Парфён Семёнович Рогожкин.

Это молодой человек двадцати семи лет, маленького роста, коренастый, с чёрными, вьющимися волосами. Лицо его было бледным, как у мертвеца. Тонкие губы, изображающие нахальную улыбку, маленькие глаза, сверкающие дьявольским огоньком, не добавляли доброты в его образ. Выглядел он сурово и изнеможённо. 

Отец Парфёна Семеновича был богатым человеком, однако дом их был обставлен довольно скромно и даже мрачно. Несмотря на то, что воспитывался Рогожкин в строгости, он всё равно вырос разгульным человеком, которому по душе жизнь пьяницы.

Сам он был человеком вспыльчивым, которого невозможно обуздать. Он заложник своего же эго. Алчность, стремление возвыситься над другими делают его жизнь невыносимой, но он не в состоянии закончить это. Жизнь тех, кто хоть недолго был связан с Рогожкиным, навсегда приобретает зловещую тень.

Но любви покорны все, даже такой негативный персонаж. Парфён Семёнович влюбляется в красивую дворянку Настасью Филипповну. Рогожкину приходится проходить настоящие испытания, чтобы завоевать расположение Настасьи, сердце которой всё равно принадлежит другому. Из-за этого его любовь приобретает негативный оттенок, он начинает ненавидеть объект своего желания. Пытаясь справиться с душевными терзаниями, он закалывает ножом возлюбленную, после чего проводит долго время в беспамятстве, страдая из-за своего поступка. Признавшись во всём, он отправляется в Сибирь на пятнадцать лет.

Образ Парфёна Семёновича рассказывает нам о границах, которые мешают любить и жить счастливо. Его самолюбие взяло верх над чувствами к другому человеку. Рогожкин изначально не способен был любить, он лишь страстно желал. Мысль о том, что Настасья не принадлежит ему, действовала разрушительно на него. Он лишил её жизни, лишь бы больше не испытывать сжигающей его ревности.  Рогожкин символизирует противоположность всего доброго и светлого, что может быть в человеке. Это образ тьмы, зла и безумия. Но лишь на этом фоне можно по-настоящему оценить всепрощающее добро.

Тайна скопцов

Мы немного знаем про семью Рогожиных: это богатые петербургские купцы, глава семейства умер, оставив два с половиной миллиона наследства, а дом их, «большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеле­ного», находится на Гороховой улице. На нем князь Мышкин видит табличку с надписью «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина». Звание почетного гражданина освобождало жителей города от рекрутской повин­но­сти, телесных наказаний и подушной подати. Но самое главное — это был знак престижа. В 1807 году были установлены особые правила для купцов: чтобы получить такое звание, нужно было 20 лет состоять в первой гильдии, а затем подать особое прошение в Сенат. Получается, что Рогожины либо достаточно старый купеческий род, либо же крайне успешный и не стесняющийся требо­вать себе почестей.

Еще при деде Парфена Рогожина комнаты в доме снимали скопцы, проповедо­вавшие аскетизм и безбрачие. Последнее подтверждалось и закреплялось буквально оскоплением — как мужским, так и женским. Секта существовала во многом благодаря покровительству со стороны известных купеческих семей, ценивших деловые качества скопцов. Сектанты держали меняльные лавки, но простым разменом денег не ограничивались, выполняя почти весь воз­мож­ный спектр банковских операций, в том числе по хранению денег. Специаль­ного и строгого законодательства для регулирования такой деятельности не было, и это открывало простор для серых финансовых операций. А бла­го­даря отказу от всех возможных страстей и вредных привычек скопцы были надежными партнерами.

Община скопцов в Якутии. Конец XIX — начало XX векаyakutskhistory.net Связь со скопцами может быть указанием как на то, что состояние Рогожиных отчасти накоплено с помощью незаконных схем, так и на то, почему отец семьи так обозлился на сына Парфена, когда тот потратил деньги на укра­шения для Настасьи Филипповны. Это не просто потеря богатства, но еще и поступок во имя плотской страсти.

Параллельная прямая

Парфён Семёнович Рогожин, молодой человек «небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами», – потомственный русский купец.

Если сюжетное ядро романа можно условно представить в виде равностороннего любовного треугольника (Настасья Филипповна – князь Мышкин – Аглая Епанчина), причём с каждой из сторон этого треугольника будет соприкасаться немало привходящих тем и мотивов, то линию Парфёна Рогожина можно вообразить в виде прямой линии, строго параллельной той, что связывает Настасью Филипповну и князя Мышкина. Причём линия Рогожина не имеет никаких отклонений и не связана ни с какими привходящими мотивами. Такова уж натура Парфёна, человека прямого, на мелочи не разменивающегося.

Популярные сегодня темы

Александр Исаевич Солженицын-писатель-философ , он беспокоился о проблемах современности и пытался ответить на вечные вопросы. Все его тревожные думы нашли отклик в рассказе Матрёнин двор. За основу автор берет образ старухи Матрёны

Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.

Когда ей исполнилось 16, Тоцкий совратил её. Молодая женщина испытывает смешанные чувства, которыми ей не с кем поделиться. Со временем она начинает понимать, что с ней произошло нечто ужасное. Осознавая своё положение, героиня надеется, что Тоцкий возьмёт её в жёны, но тот не намерен этого делать. Так, девушка ощущает себя преданной. Сильная любовь и привязанность сменяется гневом к обидчику и невыносимым стыдом.

В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.

Рогожин, Мышкин и Россия

Подобно тому, как Настасья Филипповна считает Рогожина способным бросить «баловство» (т. е. её) ради миллионов, так князь Мышкин, убеждённый «в некоторых достоинствах» Рогожина, пытается хотя бы попробовать увлечь его своими идеями

Кроме искреннего убеждения в необходимости Рогожину, как истинно русскому человеку, его идей о России и в важности искреннего служения России таких людей, как Рогожин, князь имеет на уме, как чуть ли не ещё более важную цель, отвлечь Рогожина от Настасьи Филипповны. Ибо убеждён в гибельности сближения между ними для обоих и на вопрос Гани Иволгина о том, женился бы Рогожин на Настасье, отвечает:

Но что же за «идеи» предлагает Мышкин Рогожину? Об этих их московских разговорах в романе упоминается весьма смутно. Интересно, что и Настасья предлагает Рогожину:

«Образить – словцо народное, — замечает (позднее, в «Дневнике писателя») автор романа: – дать образ, восстановить в человеке образ человеческий». И добавляет: «Слышал от каторжных».

А Рогожин купил себе новый садовый нож и закладывал им Соловьёва. Потом этим же ножом он и зарезал Настасью Филипповну, что, в общем. не без символизма…

Знакомство с событиями романа

  • Князь Лев Николаевич Мышкин;
  • Настасья Филипповна Барашкова;
  • Парфен Семёнович Рогожин;
  • Афанасий Иванович Тоцкий.

Князь Мышкин является главным героем, вокруг которого происходят все события. Это добрый и милосердный мужчина, со своим взглядом на мир, который многими не принимается, в результате чего его считают умалишённым. Он долгое время находился в Швейцарии на лечении и спустя время возвращается на родину в Россию. Он остался без состояния, и совсем бедный в вагоне знакомится с Парфеном Рогожиным.

У второго довольно-таки суровая судьба. Добивался успеха в жизни: от мелкого купца до миллионера. Несмотря на это, не имел успеха в отношениях, страдал от неразделённой и издевательской любви к Барашковой, которая имела славу падшей женщины. О ней он и рассказывает своему соседу.

Мышкин приезжает в Петербург, и вскоре встречается с Настасьей Филипповной, которая была содержанкой при деньгах. Она была красивой женщиной, но с трагичной судьбой, которую разрушил её попечитель. В результате чего она стала неуверенной, презирала себя и также относилась к окружающим её мужчинам.

Рогожин зовёт её замуж, предлагая ей средства, в то время как Мышкин искренне желает на ней жениться и отбелить её имя. Она начинает испытывать чувства к князю, но знает, что не подходит ему. Рогожин и Настасья Филипповна решают пожениться. Но Парфен несмотря ни на что, очень ревновал возлюбленную к Мышкину, и даже пытался избавиться от него, но не смог сделать это с князем, а убил Барашкову в день свадьбы.

Главные герои

Современниками роман писателя был воспринят весьма прохладно. Многие считали, что в нем слишком много действующих лиц, а это мешает сконцентрироваться на сюжетной линии. Но, как показало время, они сильно ошибались. В книге Достоевского «Идиот» все персонажи находятся на своих местах. Автор дал своим центральным героям следующую характеристику:

  • Князь Мышкин — именно вокруг этого персонажа закручен сюжет. Это добродетельный и милосердный человек, у которого совсем нет отрицательных черт. Он абсолютно бескорыстен и добр. Его характер и поведение для многих непонятно, поэтому его вскоре начинают считать умалишенным.
  • Настасья Филипповна Барашкова — женщина удивительной красоты, но со сложной и трагичной судьбой. Жизнь героини не сложилась, ее попечитель относится к ней безнравственно и предубежденно. Такое отношение приводит к тому, что она начинает процесс самоуничтожения. Девушка с насмешкой, издевкой и презрением относится ко всем окружающим ее людям, потому что ей самой противна жизнь. Она мечтает о том, чтобы ее никчемное существование побыстрее закончилось.
  • Парфен Семенович Рогожин — целеустремленный человек, вначале был мелким купцом, но сейчас уже стал миллионером. Он страстно влюблен в Настасью Барашкову, но с ее стороны видит лишь издевательства и разного рода унижения. Он ее любит и ненавидит одновременно. Эти чувства приводят к тому, что он убивает даму своего сердца, а затем ожидает наказания и тюрьмы.
  • Аглая — дочка Епанчина, отличается прогрессивными взглядами. Ее влекут новые веяния жизни, она стремится совершать героические поступки. Мечтает покинуть отчий дом и начать новый жизненный путь.

Образы главных героев

Современники восприняли новый роман Достоевского с некоторой прохладой. Многие друзья говорили ему, что сюжет слишком заумный и количество персонажей непомерно велико. И действительно следить за действием сложно, так как порой теряется связующая нить произведения. Но автор не стал ничего менять. Каждый персонаж был на своем месте и если кого-то удалить, придется полностью переписывать роман, считал он.

Список главных героев романа «Идиот» не слишком большой. В него входят:

  1. Князь Мышкин.
  2. Барашкова Настасья Филипповна.
  3. Рогожин Парфен Семенович.
  4. Аглая.

Мышкин — главный персонаж произведения. Вокруг его персоны и происходят все значимые события. По мнению автора, Князь является образцом добродетельного и милосердного человека, без всяких недостатков и корыстных намерений. Для окружающих поведение является необъяснимым. В результате его объявляют умалишенным.

Настасья Филипповна — очень красивая женщина с непростым отношением к жизни. Она обижена на своего покровителя, поэтому презирает людей и себя в том числе. Трагический финал жизни героини буквально витает в воздухе с первых страниц романа. Ее приятное лицо — маска, за которой прячется боль обиды и стремление поскорее закончить никчемное существование.

Парфен Семенович Рогожин — человек очень богатый. Он всего достиг собственным усердием. Несмотря на достаток, видел много страданий. Любовь к Настасье доводит этого человека до грани существования. Не видя доброго отношения, Парфен Семенович начинает ненавидеть ее. В результате герой убивает свою возлюбленную, освобождая ее от мучений. Его судьба сломана, и тюремный срок не самое большое наказание за содеянное.

Рогожин и Настасья Филипповна

Роман начинается рассказом в поезде: Парфён сообщает Мышкину о своей любви к Настасье Филипповне. Развязка романа: она, уже собравшись венчаться с Мышкиным (которого она любит, считая себя его недостойной), прямо из-под венца убегает с Рогожиным (которого она не любит, считая его себя недостойной), уже наверное зная, что тот её убьёт. Что незамедлительно и происходит.

До этого случая с несостоявшимся венчанием с Мышкиным Настасья Филипповна точно так же, до самого последнего момента, готовилась (в Москве) обвенчаться с Рогожиным, от которого тогда убежала к Мышкину. К Рогожину Настасья Филипповна шла «как в воду», т. е. фактически на самоубийство. И ей, конечно, ничего не стоило спровоцировать обладателя новенького садового ножа, заложенного в «Русскую историю». Однако никаких подробностей уже последнего конфликта между ними автор не сообщает, считая гибель своей героини роковой и неизбежной.

  • «Идиот», анализ романа

  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского

  • Образ Настасьи Филипповны в романе Достоевского «Идиот»

  • Образ князя Мышкина в романе «Идиот» Достоевского

  • «Преступление и наказание», анализ романа

  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»

  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского

  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского

  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского

  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского

  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского

  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского

  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского

  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского

  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского

По произведению: «Идиот»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Цельный характер

Настасья Филипповна так до конца и не поняла всей силы страсти к ней Парфёна и всего рокового для него (да и для себя самой) значения их встречи. Во всём остальном, говоря о Рогожине и глядя на портрет его скопившего два миллиона отца, она совершенно права:

— Ты вот точно такой бы и был… У тебя… сильные страсти, такие страсти, что ты как раз бы с ними в Сибирь, на каторгу, улетел, если б у тебя тоже ума не было, потому что у тебя большой ум есть… Ты всё баловство это скоро бы и бросил. А так как ты совсем необразованный человек, то и стал бы деньги копить… И уж так бы ты свои деньги полюбил, что и не два миллиона, а пожалуй бы и десять скопил, да на мешках своих с голоду бы и помер, потому у тебя во всём страсть, всё ты до страсти доводишь.

Образованная и начитанная Настасья Филипповна при этом исходит, конечно, из чисто литературного образа – пушкинского Скупого Рыцаря, чья страсть к деньгам сродни любовной страсти:

И, разумеется, он Рыцарь при своей Прекрасной Даме, и вовсе не скупой. Мрачная ирония состоит в том, что за одну ночь с этой Прекрасной Дамой он готов выложить сто тысяч.

Однако у приведённой выше характеристики Рогожина Настасьей есть одна важная особенность: мы слышим её в пересказе самого же Рогожина. И сослагательное наклонение в этом, им пересказанном, монологе принадлежит несомненно ему самому. Ни за что, ни при каких условиях не променяет он свою мечту о Прекрасной Даме ни на какие миллионы, никогда он не изменит этой страсти, которая в финале романа и приведёт его в Сибирь, на каторгу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: