Жизнь семьи
Семья Мелеховых была богатой, и в каждой детали хозяйства видна решительность и расчетливость хозяина. Детей Пантелей любил, но особенной любовью. Во время войны приходит большое разрушение старинных и крепких укладов семьи. Главу семейства никто не боится, и при очередных угрозах смеются над ним.
После смерти родных старик становится болтливым и тревожным. Когда узнает про награды Григория, то хвастается: «Пошли, грит, своему герою от меня поклон и подарки, пущай он и в будущие времена так же отличается. Ажник слеза его прошибла, понимаешь, сват?». Такая черта характера возникла из-за событий войны. В этом проявляется трагикомический смысл. Он хвастался, чтобы вознаградить себя за испытанное горе.
У старика появляется бесконечное чувство тоски и опасности, ужасно представлять переживания сына. Когда привозили убитого Христоню, старшего из казаков ближнего круга сына Григория, то он уезжал в лес.
https://youtube.com/watch?v=7rHLNi1y4Hg
Война в произведении
Во время войны сыновья Мелехова уходят на фронт и заслуживают офицерские звания. Отец рад такому событию. Провозит младшего сына по всему хутору и хвалится: «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья, что же, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай гуляют и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!».
Затем Мелехову-отцу приходится пережить ряд потерь и горестных событий:
- Первой потерей для Мелехова является смерть младшего сына — Петра.
- Умирает Наталья, потому что не смирилась с изменами Гриши.
- Ложное известие о гибели сына Григория превращает агрессивного, сварливого и крепкого старика в мягкого человека, не скрывавшего чувств и переживаний за родных. «Слабый на слезу стал» и поседел.
- Затем утопилась Дарья — жена Петра. Глава семейства втайне оплакивает потери своих родных. Когда на службу стали брать стариков, то Пантелей пошел. Но скоро сбегает, и его лишают чина, который он получил за прошлые войны.
Аксинья Григорьевна Межова
Аксинья Григорьевна — типичный представитель помещицкой семьи, она росла в изобилии и богатстве, никогда не испытывала ни нужды, ни нищеты. Поначалу она проявляет нежное и романтичное отношение к Казимиру, считая его очаровательным и обаятельным мужчиной. Они вместе создают красивую семью, имеют дочь Марию.
Однако, со временем, Аксинья начинает понимать и чувствовать глубину истинного характера Межова. Она оказывается разочарованной в своем муже, который оказывается эгоистичным и жестоким человеком. Межов проявляет себя в самых неприятных ситуациях, заставляет Аксинью потерять веру в любовь и идеалы.
Таким образом, Аксинья Григорьевна Межова — женщина, потерявшая надежду и веру, разбитая тяжелыми жизненными обстоятельствами
Ее характер и судьба являются важной составляющей общего образа произведения
О донской земле: казаки и крестьяне
Основной конфликт на Дону пролегал не внутри казачьего сословия, а между казаками и крестьянами. Внутриказачий конфликт был вторичным, менее острым, что и заставляло многих казаков метаться из стороны в сторону, как это показано в образе Григория Мелехова. В фильме крестьяне упоминаются, но мельком, остаются как бы за скобками. Но без показа крестьянской правды казачья правда становится однобокой.
Она сводится к монологу богача Мирона Коршунова о том, что он всю жизнь работал и не хочет быть уравненным с тем, «какой пальцем не ворохнул, чтоб выйтить из нужды». А как быть с тем, кто работал еще больше, чем Мирон, но из нужды не вышел? Таких ведь на Дону было большинство.
К 1917 г. казаки составляли примерно 43% населения Донской области (1,5 млн из 4 млн), но на мужскую душу у казаков в среднем приходилось 12,8 десятины пахотных и иных земельных угодий. Донские коренные крестьяне (0,9 млн, бывшие крепостные местных помещиков) имели по 1,25 десятины земли на мужскую душу. Так называемые иногородние крестьяне (1,12 млн чел., прибывших на Дон после отмены крепостного права в 1861 г.) почти не имели земли, арендовали ее или работали батраками (0,06 десятины своей и арендованной земли на мужскую душу). Войско Донское владело 83,5% всех земель области, в то время как коренным и иногородним крестьянам принадлежало лишь 10% земли.
Среди казачества доминировали середняки – 51,6% хозяйств. Зажиточные составляли 23,8%, бедняцкие – 24,6%.
После Февральской революции российское крестьянство, включая донское, выступило за уравнительный передел всей земли. Видя эту опасность, казачий съезд Области Войска Донского уже в апреле 1917 г. рассматривал планы наделения коренных крестьян землей за счет помещиков, которые владели на Дону около 1 млн десятин, а также планы передачи крестьянам части земли запаса (2 млн дес.). Эти планы не снимали проблемы иногородних и к тому же оставались на бумаге. Казаки землю отдавать не спешили. С учетом военной силы казачества было ясно, что земельный вопрос на Дону чреват кровавой войной.
Ленин, понимая это, уже в Декрете о земле предложил компромисс, дописав последнюю строчку к эсеровскому проекту, составленному на основе крестьянских наказов: «земли… рядовых казаков не конфискуются». Это был курс на то, чтобы провести аграрную реформу на Дону только за счет изъятия излишков земли у богатых казаков и тем избежать войны.
Характеристики главных героев
Главный герой романа, донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Это молодой житель станицы Татарская, обыкновенный хуторской парень, полный сил и жажды жизни. В начале романа трудно причислить Григория к положительным или отрицательным героям. Он – скорее свободолюбивый правдоискатель. Подробнее>>>
Одна из главных героинь романа, жена Григория, дочь Мирона Коршунова. Это «дюже красивая» девушка со смелыми глазами, открытым взглядом и смущенной улыбкой. Наталья по натуре труженица, идеальная жена и мать. Ее руки всегда «раздавлены» работой, но, даже став матерью, она сможет сохранить свою стать и степенную фигуру. Подробнее>>>
Один из главных персонажей романа, муж Аксиньи, соперник Григория Мелехова. Этому персонажу свойственна жестокость и враждебность. Несмотря на то, что он очень любит жену, он с легкостью ее избивает до полусмерти. Подробнее>>>
Одна из главных героинь романа, казачка, жена Степана Астахова и возлюбленная Григория Мелехова. Судьба с детства была жестока к Аксинье. Рано познав рабское положение женщины, она была выдана замуж за нелюбимого. Супружество только усилило каторжный труд и физические унижения девушки. Подробнее>>>
Один из персонажей романа, глава семейства Мелеховых, отец Григория и Петра, истинный донской казак и бывший урядник. По многим бытовым мелочам становится ясно, что Мелеховы отличаются стабильным достатком и не последнюю роль в этом сыграл Пантелей Прокофьевич. Подробнее>>>
Один из персонажей романа, старший брат Григория, муж легкомысленной Дарьи. Это был небольшой, курносый и русоголовый парень, похожий на мать. Не было в нем и намека на турецкую кровь, которая текла в жилах Мелеховых. Подробнее>>>
Жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория и Петра Мелеховых, донская казачка из романа. Она стала воплощением национального образа русской женщины. На момент событий, описанных в романе, Ильинична была уже в преклонном возрасте, но имела величавую походку и «дородный стан». Подробнее>>>
Персонаж романа, жена Петра Мелехова – брата Григория. Это веселая и озорная женщина, которая не любит особо задумываться над жизненными проблемами. По натуре Дарья ленива и неряшлива, за что ее часто ругает Ильинична, но та лишь пропускает все мимо ушей. Подробнее>>>
Самая младшая из Мелеховых, сестра Григория, одна из героинь романа. В начале произведения она предстает перед читателем большеглазым, угловатым подростком с тонкими косичками. Со временем она превращается в стройную, чернобровую казачку с гордым нравом и строптивым характером. Подробнее>>>
Один из персонажей романа, друг и одногодок Григория Мелехова, брат его жены – Натальи. Когда-то его отец, Мирон Григорьевич, был одним из богатейших людей на хуторе Татарском. Дед имел множество наград и медалей за боевые заслуги в турецкой компании 1877 года и пользовался всеобщим уважением на хуторе. Подробнее>>>
Один из героев романа, казак из станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков, ухажер Дуняши. Это жестокий и порывистый человек, действующий под влиянием минутных эмоций. Перейдя на сторону «красных», он всю жизнь посвятил борьбе с белыми. Подробнее>>>
Один из персонажей романа, сотник, дворянин и помещик. Его имение Ягодное располагалось недалеко от станицы Татарской. Отец Евгения происходил из знатного рода и был героем русско-турецкой войны. После войны занимался хозяйством, а сына отдал в кадетский корпус. Подробнее>>>
см. также:Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов
Дмитрий Михайлович Межов
Дмитрий Михайлович Межов — казак, верный служитель и защитник русской земли. Он родился и вырос в семье казачьих крестьян, и с детства был пронизан духом казачества и любовью к родной земле.
Дмитрий Михайлович отличается высокой моралью и честностью. Он всегда придерживается принципов и никогда не сговаривается со злом. Он всегда стремится защитить слабых и невинных, и готов пойти на любые жертвы ради этого.
Честолюбивый и целеустремленный, Межов смог достичь больших высот в карьере. Он становится старшим атаманом на Дону и активно участвует в казачьем движении. Он часто выступает в роли пропагандиста и оратора, способно поддержать аудиторию своей харизматичностью и находчивостью.
Несмотря на свою силу и влиятельность, Межов — человек с нежным сердцем. Он заботится о своих близких и всегда готов помочь другим. Его отношения с женщинами отражают его чувственную и романтичную сторону.
В романе Михаила Шолохова Дмитрий Михайлович Межов — воплощение постоянной борьбы за справедливость и верность ценностям. Он является героем, которому можно восхититься и вдохновиться его примером.
Пантелей Мелехов
Отцом его был Прокофий Мелехов. В предпоследней турецкой войне он взял в жены пленную турчанку. Окружающие ее не любили за непохожий на других внешний вид. Однажды ее обвинили в колдовстве, она родила ребенка преждевременно и умерла. Назвали его в честь деда Пантелеем. Когда он рос, то помогал по хозяйству, потом женился на Василисе Ильиничне, и они зажили своей семьей:
- После смерти отца Пантелей восстанавливает дом и строит новые амбары и сараи.
- С женой у него трое детей: младшая и любимая дочь Дуняша и сыновья Григорий и Петр. Гриша очень похож на своего отца непокорным характером, но отец все равно решает его судьбу. Когда сын влюбился в замужнюю женщину, то, чтобы избежать стыда от оценок людей, ведь мнение хутора для казака было законом, он женит его на нелюбимой девушке Наталье Коршуновой, дочери богатого человека в хуторе Татарский.
Мать девушки Марья Лукинична думает: дочь будет несчастна с Григорием. Пытается отговорить ее от замужества, но понимает, что она влюбилась, и не возражает. Потом Гриша все равно уходит к другой женщине. Чтобы исправить ситуацию, отец Мелехов проявляет милосердие к Наталье: относится к ней с теплом и заботой. Однако после принятия множества решений у него получается вернуть своего сына его супруге.
Из произведения известно, что Пантелей имел казачье и турецкое происхождение: мать — турчанка, а отец — казак. Поэтому у него был агрессивный характер. Когда делали что-то не по его представлениям, он мог ударить. Например, Григория бил костылем по спине. Из-за внезапных вспышек гнева без причины и побоев мужа Василиса быстро состарилась. Такие характерные черты персонажа, как властность и буйность, раскрываются через его поступки.
О фильме и романе
«Тихий Дон» – самый потрясающий роман о Гражданской войне, и я заранее решил посмотреть, как его представит современному зрителю современный режиссер. Было опасение, что Сергей Урсуляк отдаст дань политической конъюнктуре и возложит вину за братоубийственный конфликт на большевиков, исказив тем самым суть романа.
Мотив вины большевиков в фильме присутствует, но подан с противовесом. Две фигуры олицетворяют крайности конфликта. С одной стороны, это Мишка Кошевой, который убивает сдавшегося Петра Мелехова, безобидного глубокого старика Коршунова, а затем сжигает дома богатых казаков
Режиссер приковывает внимание зрителя к образу Кошевого с горящим факелом в руке в центре пылающих домов. С другой стороны, это Митька Коршунов, сын первого богача на хуторе Татарском, зверски убивающий семью Кошевого (мать и маленьких детей)
Жестокость этих поступков не находит оправдания. Лейтмотив фильма: эмоциональное осуждение Гражданской войны, которая несет горе всем.
У Шолохова в романе эта мысль является центральной, но она подана в контексте, который в фильме Урсуляка отсутствует.
Замысел писателя не прост и не однозначен. Он – на стороне красных, но показал трагедию Дона с казачьей стороны, отделив казаков от белых, а казака-труженика – от казачьей верхушки. Роман был написан для своего времени и для своего читателя. Многие читатели участвовали в Гражданской войне и видели в донских казаках тех, кто в своем большинстве был по другую сторону фронта. И это было так. Летом – осенью 1918 г. за красных воевали около 20% донских казаков, остальные – за белых. И на Дону погибли больше всего красных и белых.
Шолохов хотел не оправдать, но объяснить и вызвать сочувствие к простым казакам, попавшим в эпицентр Гражданской войны.
А это было сделать трудно. Антиказачьи настроения имели глубокие корни. В России помнили 1905 год, когда казаки выступали в роли опричников: били нагайками бастующих рабочих, пороли и расстреливали крестьян, восставших против помещиков. Помнили и события лета – осени 1917 г., когда почти все казачьи полки использовались для борьбы с крестьянскими «беспорядками» в тылу и «волнениями» солдатских частей на фронте. Крестьяне южных губерний России особенно хорошо помнили грабежи и насилие, которые чинили казаки при каждом наступлении в 1918 и 1919 годах. Зная это, Шолохов хотел показать, что война была страшной и для казаков, что красные на Дону тоже творили насилие. Нередко писатель изображал красных в более неприглядном свете, чем казаков, стремясь уравновесить активную антиказачью пропаганду. Свою роль сыграли и источники, которыми пользовался писатель: донские газеты и журналы того времени, рассказы казаков, дневники и воспоминания донской интеллигенции.
Замысел Шолохова породил критику в адрес писателя и трудности в издании третьего тома романа. Он был напечатан только после прямого указания Сталина, который посчитал, что в целом роман «работает на нас, на революцию». И для того времени и того массового читателя Сталин был прав.
Фильм Урсуляка создан в эпоху, когда многие зрители роман Шолохова не читали, о событиях Гражданской войны знают мало, и источники этих знаний могут быть самыми разными. В отличие от романа общий исторический фон в фильме подан скупо, и действия героев фильма вытекают из локальных событий и ими мотивированы.
В такой ситуации отдельно взятые эпизоды из романа Шолохова, воспроизведенные в фильме, уже не дают эффекта, на который рассчитывал Сталин. Скорее для многих зрителей эффект был обратный. Не случайно многие представители старшего поколения оценили фильм Урсуляка как прямое искажение сути романа, как реализацию социального заказа. С этим можно соглашаться и можно спорить.
Наша задача другая – показать некоторые важные черты эпохи, на фоне которой разворачивались события романа и фильма. Возможно, это позволит более объективно оценить то, что мы видели на экране.
Любовь в жизни героя
Сильное чувство Мелехов испытывает, когда знакомится с Аксиньей. Девушка замужем за его соседом Степаном Астаховым, но это не останавливает главного героя. Он желает обладать Аксиньей и упорно преследует ее. Молодая женщина не выдерживает натиска, и они начинают встречаться. Он не думает о своей репутации, не смущается сплетен и слухов.
Но по настоянию отца герой женится на молодой Наталье Коршуновой. Впоследствии у них рождается двое детей. Хоть жена бесконечно предана Григорию, он продолжает отношения с Аксиньей. Мужчина даже не догадывается, какой ценой ему обойдётся эта любовь.
Перед началом боевых действий у Аксиньи и Григория рождается дочь. Постоянные измены толкают жену Мелехова на аборт, который приводит к её гибели. После смерти Натальи мужчина чувствует себя виноватым, хотя и не питал к ней любви.
В конце романа Григорий Мелихов оставляет военную службу. Он возвращается на хутор в надежде начать новую жизнь. Но главного героя настигает новая трагедия. Аксинья получает смертельное ранение
Внезапная кончина любимой женщины превращает отважного воина в убитого горем мужчину. Он теряет смысл жизни и видит всё в чёрном цвете
Образ и характеристика Мелехова
Главным героем романа является Григорий Мелехов, донской казак, через жизнь которого красной нитью проходят описываемые в книге события. Так какова характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»?
Внешность Григория Мелехова
Григорий Мелехов в начале романа молодой красивый парень. Он полон сил, весел, любит работать и помогать своей семье. Его бабушка была пленной турчанкой, и многое во внешности (особенно смуглую кожу) главный герой унаследовал от нее. Григорий высокий, смуглый юноша с карими глазами.
У Григория есть старший брат Петр, который похож на мать, сам же он больше походит на отца: «…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое…».
елые зубы, черные волосы, скуластое лицо делали его очень симпатичным. Перед ним не смогла устоять Аксинья, хотя и была замужем. Также в него беспамятства влюбляется Наталья Коршунова – молодая девица, которая влюбляется в него, и на которой в результате давления родителей Григорию приходится жениться.
Характер Григория Мелехова
В начале романа Григорий Мелехов – пылкий молодой казак, способный на безрассудные поступки. Он способен любить сильно и беззаветно. Григорий любит свою семью, помогает отцу с хозяйством.
Сильное чувство накрыло юношу, когда он познакомился с Аксиньей – женой соседа Степана Астахова. Ее положение замужней женщины не останавливает влюбленных, и они, не стесняясь никого, начинают встречаться.
Однако несмотря на свою пылкость и способность на безумные поступки, Григорий Мелехов не смеет противоречить отцу и покорно женится на молодой, влюбленной в него Наталье Коршуновой.
Противоречивый характер и двойственность натуры свойственны главному герою и в военной жизни
Во время Первой мировой войны он ведет себя смело и отважно, доказательством его смелости служат многочисленные награды и Георгиевские кресты
В условиях войны раскрывается вся человечность и великодушие образа Мелехова. Он спасает своего кровного врага, пытается защитить девушку, которую насилуют его товарищи.
Но война быстро надоедает Григорию. Он не может найти себя, и в итоге он разочаровывается и в царе, и в белых офицерах и в большевиках. Единственное, о чем он мечтает, быть поближе к своим детям.
Судьба Григория Мелехова
Для Григория Мелехова судьба уготовила множество трагических событий. Молодой юноша, являясь внуком турчанки, перенял от нее смуглую внешность и прямолинейный характер. Влюбившись в замужнюю Аксинью, он не думает о своей репутации и погружается в отношения словно в омут.
Ни слухи, ни сплетни не смущают юношу. Однако в чертах характера Григория Мелехова присутствуют мягкость и покорность воле отца, которому Аксинья не нравилась. Он сватает сыну Наталью Коршунову, и Григорий не в силах перечить отцу женится на ней.
На войне Григорий показывает себя настоящим патриотом и получает множество наград. Однако убийство другого человека противоречит его натуре. Григорий еще долго вспоминает австрийца, которого ему пришлось убить.
Оказавшись в условиях гражданской войны, главный герой не понимает и не принимает полностью сторону какой-то одной стороны. Он не может определиться, кто в этой войне прав, а кто виноват. Наблюдая за убийствами, жестоким обращением с людьми, мародерством, его душа черствеет, он становится на какое-то время таким же жестоким воином.
Метания Григория в личной жизни между двумя женщинами и на войне между несколькими лагерями делают его несчастным. Он не уверен в правильности своего выбора. После смерти Натальи он чувствует себя виноватым, несмотря на то, что любви к ней не испытывал.
Смерть Аксиньи добивает его, и он долгое время не может найти себе место в жизни и скитается по лесам с партизанами.
Чернецов и Подтелков
Вернемся к роману и фильму и посмотрим, как в них отражены события калединского периода. В романе Шолохов рассказал о том, что именно Каледин послал казаков и алексеевцев громить рабочих Ростова и Советы в шахтерских поселках, и затем на этом фоне воспроизвел версию, которую сообщили донские газеты в годовщину гибели отряда Чернецова. Тогда на Дону господствовали белые, и было устроено торжественное перезахоронение Чернецова. Согласно этой версии, председатель Донревкома Ф. Подтелков, как написал потом и Деникин, «после диких надругательств зверски зарубил Чернецова» и приказал зарубить 40 офицеров его отряда. Никаких других деталей не сообщалось. Шолохов всю трагическую сцену, описанную в романе, придумал, стремясь показать жестокость Гражданской войны.
Урсуляк точно по Шолохову воспроизвел этот эпизод и сделал его центральным в серии, которая приходится на калединский период.
А в следующей серии казнь Подтелкова и его отряда подается как возмездие за убийство Чернецова и его офицеров. Григорий Мелехов прямо говорит это Подтелкову.
Однако реальные обстоятельства смерти Чернецова были иными. О них в эмиграции написали чернецовцы, многие из которых, оказывается, остались живыми. Три десятка плененных чернецовцев, отправленные в тыл в сопровождении небольшого конвоя, из-за неожиданного появления бронепоезда смогли бежать от растерявшегося конвоя. 15 человек в ту же ночь добрались до своих, 5 были захвачены конвоем и доставлены в станицу. Судьба остальных неизвестна. Чернецов бежал, но вскоре был выдан и вновь попал в руки Подтелкова. При аресте его не обыскали, и в удобный момент Чернецов выхватил маленький пистолет и в упор выстрелил в Подтелкова. Но произошла осечка или в стволе пистолета не было патрона. Подтелков выхватил шашку и зарубил Чернецова, не дожидаясь второго выстрела. И команды зарубить пленных чернецовцев глава Донревкома не давал.
На таком фоне казнь Подтелкова не выглядит заслуженным возмездием за расправу над 40 пленными офицерами, которой не было.
Сделав эпизод с расправой над чернецовцами центральным, режиссер вольно или невольно вину за начало террора возложил не на калединцев, а на красных казаков.
У Шолохова такого акцента нет, хотя он не снимает ответственности с Подтелкова за расстрелы активных калединцев, которые были проведены в Ростове и Новочеркасске в феврале сразу после их захвата красными. Но эта была месть за расстрелянных пленных красногвардейцев, рабочих и шахтеров.
Отрицательные герои трилогии
Трилогия «Тихий Дон» имеет множество ярко выраженных отрицательных персонажей, которые играют значительную роль в развитии сюжета и характеризуются своими негативными чертами.
Григорий Мелешкин — один из главных противников Косача и его семьи. Мелешкин является представителем богатой старой казачьей семьи, но его характер отличается жестокостью, эгоизмом и лицемерием. Он готов на все ради достижения своих амбициозных целей, включая измену и предательство.
Африкан Пончиков — другой злодей трилогии, человек без совести и морали. Пончиков занимается шантажом, мести и убийствами, преследуя свои собственные интересы. Он является одним из тех, кто раскачивает ситуацию и способствует разрушению мира на Дону.
Андрей Косач — герой, который изначально выглядел как персонаж с положительными чертами, но со временем его негативные стороны стали выходить наружу. Косач характеризуется эгоизмом, самонадеянностью и неконтролируемой агрессией. Однако, его гордость и крепкая воля позволяют ему противостоять врагам и не соглашаться на компромиссы.
Эти отрицательные герои вносят драматическую напряженность и конфликт в сюжет трилогии «Тихий Дон». Их характеры глубоко проработаны и оставляют неизгладимый след в сердцах читателей.
История создания
Михаил Александрович Шолохов рассказывал, что роман «Тихий Дон» он начал писать ещё в 1925 г. Писателю хотелось отразить все те сложности и противоречия, с которыми столкнулось казачество в революционное время. Описывая мятеж, автор понял: его причины не будут поняты читателем, а значит, нужно начать с более раннего периода — описать казацкий быт до революции.
Первая и вторая книги «Тихого Дона» были опубликованы в 1928 г.
Для автора период создания романа-эпопеи был очень непростым. Распространились слухи о том, что Шолохов не является автором «Тихого Дона». Кроме того, его напрямую стали обвинять в пособничестве кулакам.
Третья книга романа заканчивалась намерением Григория Мелехова вступить в Красную армию. Это было бы «политически верно». Но Шолохов всех поразил: в финале четвёртой книги Мелехов приходит не к большевикам, а к своему дому, своей семье. Конечно, реакция политической общественности была крайне негативной.
Шолохов трудился над романом 15 лет. Его масштабная работа была окончена в 1940 г.
Проблематика:
- любовь и долг;
- поиск смысла жизни;
- война и мир;
- проблемы нравственности, системы ценностей.
Смысл названия: название романа-эпопеи подчёркивает, что в нём будет рассказано не об отдельных людях или семьях, а о судьбе всего донского казачества. «Ой ты наш батюшка — тихий Дон!» — цитата из знаменитой казацкой песни.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: «Тихий Дон» является романом-эпопеей: он вмещает в себя грандиозную картину жизни всего казачества.
Время и место действия: Станица Вёшенская, 1912-1922 гг.
Сочинение по творчеству Шолохова, “Тихий Дон”
Михаил Шолохов написал замечательное произведение – роман «Тихий Дон». О чем же он? О жизни простого донского казачества, о его быте, нравах и традициях, о любви и о войне
И неотъемлемой, важной частью романа являются женские образы. Необычайно яркие, разнообразные, жизненные и непохожие друг на друга. Они все производят сильное впечатление
Они все производят сильное впечатление.
Самые выделяющиеся из них – образы простых крестьянок: Натальи и Аксиньи. И, не смотря на их простое происхождение и воспитание, это неповторимые личности. Они противопоставлены между собой из-за полной противоположности.
Между ними проходит ясная черта разграниченности, четко отделяя одну женщину от другой. Их можно сравнить с Луной и Солнцем. Одна – яркое пламя, бешеная игра чувств, неподвластный и бушующий огонь.
Совет
Такова Аксинья с безумной любовью, вечной борьбой за нее и безграничной верой в лучшее будущее. Но совсем другая Наталья.
Как Луна – прекрасна и холодна, всегда уравновешена и разумна, ясной и чистой мудростью веет от нее.
Она не создана для борьбы, лишь для ожидания, для веры в милосердную судьбу, которая возможно даст ей счастье. Я бы сказала, что она даже несколько апатична Даже внешность этих двух женщин разительно отличается.
Яркая красота Аксиньи: черные волосы, глаза и брови, полное красивое тело. И спокойная, светлая красота Натальи: светлоокая, с русыми волосами, девически стройная. Лед и пламя – две совершенно разные женщины связаны любовью к одному человеку – Григорию Мелехову.
Слишком прекрасна и тускла для него Наталья в сравнении с Аксиньей.
Нет, их недолгая радость совместной жизни краплена кровью, окрашена черным цветом чужого горя.
Потому что есть покинутый дом, семья, очаг, есть брошенный муж и есть Наталья, отброшенная и покинутая, как ненужная вещь, которая обожглась о любовь: безответную и обреченную, навсегда оставившую рубец на ее израненной душе.
Наталья выступает в романе в качестве святой мученицы. Как безгранична ее верность и привязанность, е стойкость и терпение.
Обратите внимание
Она хорошая жена и хозяйка: работящая, молчаливая и послушная. Но ее покорность раздражала Григория. Как отличается от нее своенравная и самостоятельная Аксинья. Наталья создана для семьи, Аксинья – для свободы.
Одна привязана к дому, другая – к любимому человеку. Я думаю, Аксинью можно оправдать, что она забрала мужа у Натальи – сердцу не прикажешь, это известно каждому.
Но как вынести брошенной жене этот позор, осмеяние окружающими и вдруг навалившееся ясное осознание невозвратимой потери?
Отсюда неудавшаяся попытка самоубийства, оставившая молодую и полную сил женщину калекой. Мне очень жаль Наталью, она не заслужила такой судьбы. И не мудрено, что она сломала уставшую от мук Наталью, такую жизнь не каждый в силах вынести.
Всегда жизнерадостная, веселая и горячая, она любит и чувствует жизнь такой, какой бы она не была.
И мне больше по душе характер Аксиньи, чем Натальи – образ бойца, а не смиреной мученицы.
Но, как бы не были эти две женщины различны, есть в них несколько одинаковых черт: чувство материнства, образ хозяйки, хранительницы очага и семейного благополучия. И я считаю, что без них женщина неполноценна.
Важно
Как прекрасны и человечны они в этой сущности! Эти черты роднят всех женщин – матерей. Шолохов не отдает предпочтение кому-либо из них. Они обе по-своему прекрасны и значительны.
Писатель хочет показать саму сущность, изначальное предначертание женщины. Все это описано и передано читателю особенно ярко и выразительно. Я восхищаюсь Шолоховым как писателем, так как считаю, что не каждый может так глубоко вникнуть в психологию человека и изобразить таких героев, будто написанных с живших людей.
Мне навсегда запомнился роман Михаила Шолохова «Тихий Дон»- поистине сокровище нашей русской литературы.
Внешность и семья Григория
Представить Григория Пантелеевича Мелехова несложно. Молодой казак – младший сын Пантелея Прокофьевича. В семье трое детей: Петр, Григорий и Дуняша. Корни фамилии пошли от скрещивания турецкой крови (бабушка) с казачьей (дед). Такое происхождение наложило свой отпечаток и на характер героя. Сколько сейчас научных работ посвящено турецким корням, изменившим русский характер. Двор Мелеховых расположился на окраине хутора. Семья не богатая, но и не бедная. Средний достаток для одних завидный, значит, есть в селе и беднее семьи. Для отца Натальи, невесты Григория, казак небогатый. В начале романа Гришке примерно 19-20 лет. Высчитывать возраст следует по началу службы. Призывной возраст тех лет – 21 год. Григорий ждет призыва.
Черты внешности персонажа:
- нос: горбоносый, коршунячий;
- взгляд: диковатый;
- скулы: острые;
- кожа: смуглая, коричневая румянеющая;
- черный, как цыган;
- зубы: волчьи, ослепительно белые:
- рост: не особенно высокий, на полголовы выше брата, старше его на 6 лет;
- глаза: подсиненные миндалины, горячие, черные, нерусские;
- улыбка: звероватая.
О красоте парня говорят по-разному: красивый, красивенький. Эпитет красивый сопровождает Григория весь роман, даже, постарев, он сохраняет привлекательность и притягательность. Но в его привлекательности много мужского: жесткие волосы, неподатливые на ласку мужские руки, курчавая поросль на груди, ноги, поросшие густым волосом. Даже для тех, кого он пугает, Григорий выделяется из толпы: переродок, дик, рожа бандитская. Чувствуется, что по взгляду казака можно определить его настроение. Одним кажется, что на лице только глаза, жгучие, четкие и пронизывающие.
Сочинение про Мелехова
Григорий Мелехов добрый, справедливый и храбрый человек, он любил свои родные края и отчий дом. Григорий во всем пытается добиться справедливости и отправляется на войну. Там Мелехов сталкивается с предательством и убийствами, после того как он убивает своего врага, Мелехова мучает совесть.
Григорий очень долго мучается и страдает от того что ему пришлось убить человека. Сослуживцы его подбадривают и говорят, что это вынужденное действие и по-другому поступить он не мог.
Мелехов влюбляется в замужнюю Аксинью и не представляет себе без нее жизни. У Аксиньи очень жестокий и ревнивый муж и после него с Мелеховым она чувствует себя защищенной и любимой. Они в открытую начинают встречаться, и отец Григория решает женить сына на другой. Девушка Наталья влюбляется в Григория Мелехова и выходит замуж за него.
Григорий Мелехов был трудолюбивым человеком, вырос он в семье, где отец был главой семьи. Мелехов не боится работы и выполняет ее без труда. Хоть Григорий и был крепким и мужественным, но ему не чуждо чувство жалости.
Мелехов искренний и честный, он сохранил любовь к Аксинье на всю жизнь, а Наталье сразу сказал что к ней он ничего не испытывает и не обманул ее в этом.
На протяжении всего романа Григорий Мелехов пытается найти свой путь по жизни. Он не перестает верить в человеческую искренность и доброту и всегда старается прийти на помощь нуждающемуся.
Мелехов необразованный человек и легко поддается мнению остальных. Он не раз менял свое мнение и шел на поводу у остальных. Григорий не сдается и пытается найти себя, и отвечает всем что пока его не найдет не успокоится.
Мелехов в своей жизни совершил очень много плохого, но всегда искал причины в себе и занимался самоосуждением. Григорий знал, что он плохо поступает, но в тот момент по-другому он поступить не мог.
Мелехов долгое время находился на войне, но его душа осталась чистой и сострадающей. Война в жизни Григория сыграла огромную роль и надломила его, но окончательно Мелехов не сломался. Он всегда пытался помочь всем, кто нуждался в его помощи и никогда не отказал просившему.
На протяжении всего романа Мелехов натыкается на человеческую жестокость и насилие.
К концу романа Григорий Мелехов решает вернуться в родные края к семье. Он выбрал для себя воспитание детей и родную семью, а война это не для него. Она вызывает у него отвращение и неприязнь, он хочет избавиться от этого чувства, но не получается. Для Мелехова война стала большим жизненным уроком, что в достижении своих целей люди могут пойти по головам.
Григорий Мелехов является главным героем романа, в котором описано тяжелое время страны. Тяжелое время скитаний человека и несправедливости властей к народу. Мелехов долго метался от одной стороны к другой, пока не приехал домой к семье.
В свои тридцать лет Григорий выглядел старше и был побит и потрепан жизнью, в которой была война и жестокость. Мелехов хотел помогать своим детям и родителям и выбрал правильный путь. Он понял, что не одна война не стоит его усилий и внимания. Главное, что есть в жизни у каждого это родители, дети и жена.