Описание персонажа Пискарева в повести «Невский проспект»
Пискарев – один из главных персонажей повести «Невский проспект», написанной Н.В. Гоголем. Слова «бедный, прозаический» и «невзрачный» – явно характеризуют Пискарева и создают первое впечатление о нем. Он кажется скучным и неинтересным человеком, но по мере чтения становится ясно, что он обладает многими качествами, о которых автор молчит в начале истории.
Пискарев – человек-сердцеед и не может остаться безучастным к бедам других. Его жертвенность проявляется в характере воспитании дочери и готовности помочь в любых трудностях своим близким и друзьям. В нем есть терпение и честность. Он ответственно подходит к выполнению своих обязанностей и работает на благо своей семьи.
Однако Пискарев – не идеальный человек, и в его характере есть недостатки. Он иногда может быть жестоким и безжалостным, но это скорее всего вызвано его беспокойством за своих близких
Кроме того, он скрывает свое настоящее «я» и старается вести себя скромно и не привлекать к себе внимание
Основные характеристики Пискарева в повести «Невский проспект»
Качество
Описание
Сердечность
Пискарев помогает другим и проявляет заботу о близких
Честность
Он ответственно выполняет свои обязанности и не обманывает окружающих
Жестокость
Иногда он может быть жестоким, но его поведение обычно объясняется беспокойством за своих близких
Скромность
Пискарев старается не привлекать к себе внимание и скрывает свое настоящее «я»
Аналитический обзор критиков о характеристике Пискарева
Характеристика главного героя Пискарева в повести «Невский проспект» вызывает многообщественных реакций среди известных литературных критиков. Одни считают его жестоким, эгоистичным, другие – обладающим многогранной натурой и дарованием лидера.
- Критик А. Шендриг называет героя Пискарева одним из «самых лицеприятных персонажей, которых мы когда-либо создавали». С его точки зрения, главный герой – это образ, который отражает нашу гражданскую жизнь, его поступки возбуждают у читателя множество чувств и ощущений.
- Согласно И. Фаидаеву, автор показывает Пискарева как «хитроумного и эгоистического нахаленка с честолюбивыми целями». Фаидаев также отмечает, что Пискарев – это типичный человек-соблазнитель, способный умело скрыть свои причины.
- В свою очередь, Н. Турьина, утверждает, что Пискарев – это представитель корыстной и циничной натуры, думающий только о своих интересах и готовый совершать любые преступления, чтобы достичь победы. Ее мнение, что Пискарев хотел обрести власть, карьеру и деньги, не смотря на последствия его деятельности.
Различные точки зрения критиков на характеристику Пискарева определенно позволяют читателю сформировать свое собственное представление о главном герое
Однако важно отметить, что его образ обладает динамикой и усложняется вместе с развитием сюжета
Писатель вездесущим образом развивает главный тезис о противоречивости и сложности каждой человеческой души, что не может не привлекать внимание читателя и вызывать интерес к прочтению этой замечательной повести
Сочинение 2
Пискарев – один из двух героев произведения. Пискарев – человек сентиментальный, ранимый, творческий, ведь его профессия – художник, говорит о его тонкой душевной организации и ином ведении всего окружающего мира. Будучи довольно скромным человеком, он и не надеется встретить свою судьбу. Но случай на Невском проспекте меняет всю его жизнь, становясь роковым в его жизни.
Невский проспект – место двух невероятных и будоражащих встреч. Друзья – Пирогов и Пискарев, встречают двух, казалось бы, прекрасных девушек и решаются следовать за ними. Отправившись за невероятной, на первой взгляд, блондинкой, Пискарев не может предугадать, чего будет стоить ему этом поступок. С каждой секундой ему кажется, что он все сильнее и сильнее влюбляется в девушку чарующей красоты, он не видит перед собой ничего, кроме ее образа. Буря страсти и нежных чувств находится внутри него, не давая думать ни о чем, кроме их будущей встречи. Он уже представляет ее честной и трудолюбивой девушкой, которая разделит всю его будущую жизнь. Он ведет себя именно так, как свойственно людям его профессии. В полете фантазии, он не представляет, как его представления далеки от реальности.
Как же сильно было падение всех его представлений и мечт, когда в конце своего пути он оказывается в публичном доме, где и обитает его красавица. Его мир рухнул, боль разрывает его изнутри, тот сладкий образ канул в глубокую бездну грязи и безнравственности, где ей и место. Его непорочная душа была не готова к такому жестокому разочарованию. Он не находит себе места, даже опиум не в силах заглушить то гадкое и ноющее глубоко в душе чувство.
Все его мысли, сны занимает план, с помощью которого он сможет избавить его прекрасную блондинку, вытащить со дна разврата. Он готов приучить ее к труду, взять ее в жены, забыть о ее порочном прошлом.
Он решается вернуться в притон и предложить ей руку помощи. Но ее вид, ее ужасный ответ, ее гадкий смех вызывают в нем лишь отвращение. Пискарев готов убежать куда угодно, только бы сохранить рассудок, которого становится все меньше и меньше, он не готов жить дальше, понимаю, к чему он только что прикоснулся. Понимая невозможность очиститься от этого порока, он находит единственный выход – покончить с собой, что он и делает. Его находят в квартире с перерезанным горлом.
Та злополучная встреча стоит ему жизни. Тем самым автор стремиться показать, как ранимы могут быть люди, как восприимчивы к происходящему с ними. Так часто и происходит с творческими людьми, их чувства захлестывают их с головой и они не могут выбраться из этой волны отчаяния и страха, что приводит к трагическому финалу.
Пискарев как символ эпохи
В повести «Невский проспект» Пискарев является символом эпохи, напоминающим о тех общественных тенденциях, которые определяли Россию во второй половине XIX века. Писатель Гоголь не случайно выбрал Пискарева, как олицетворение российского чиновничества той эпохи.
Сталинизм начался с советского кино и литературы, где типажи героев были заимствованы из литературных образцов XIX века. Так, «Кудесник желаний» (1947) с Владимиром Деточкиным единолично отыграл Чичикова, героя «Мертвых душ» Гоголя. Пискарев, как и Чичиков, отличается нечестностью, желанием заработать на чужих бедах и восхождением по социальной лестнице.
- «Он учится самозабвенно и упорно, чтоб только поскорее занять высокое место и умащаться в углах с каменщиками и бригадирами».
- «Пискарев жил так державно, что на его поручение лозунг, который передавали тысячи людей в Малороссийской губернии для продвижения его кандидатуры, не стоил ему ни копейки»
Пискарев не задумывается о последствиях своих поступков на других людях, он лишь стремится к своей личной выгоде. Подобные герои характерны и для современного общества, однако, в XIX веке подобного типажа было немало. Таким образом, Пискарев не только является олицетворением чиновнической элиты России, но и общественных отношений в целом.
Художник и проститутка
Художник Пискарёв шёл за прекрасной незнакомкой до её дома.
Пискарёв — художник, добрый, застенчивый, тихий, беспечный, по-детски простодушный и рассеянный романтик, беден и талантлив.
У самого крыльца она обернулась и пригласила его войти.
Вернувшись в свою комнату, Пискарёв долго думал о красавице и жалел её. Он успел задремать, когда в дверь вошёл лакей в богатой ливрее и заявил, что художника приглашает к себе дама, которую он сегодня проводил домой.
Лакей отвёз удивлённого Пискарёва в роскошный особняк, полный важных гостей. Королевой этого бала была прекрасная незнакомка. Она попыталась уединиться с Пискарёвым и рассказать ему свою тайну, но гости в орденах разлучили их. Пискарёв искал незнакомку в толпе, пока не проснулся в своей бедной комнате.
Поняв, что это был только сон, художник попытался снова уснуть, но незнакомка ему не явилась. Несколько ночей подряд Пискарёв безрезультатно пытался увидеть её во сне
Сновидения стали важной частью его жизни, это расстроило нервы художника, и у него началась бессонница
Тогда Пискарёв отправился к знакомому персиянину, владельцу магазина шалей, пообещал написать для него картину и получил взамен немного опиума. Зелье помогло, Пискарёв видел свою красавицу в самых разных обличиях. Особенно нравился художнику сон, где она была его женой и музой.
Проснувшись однажды, Пискарёв решил жениться на свой возлюбленной, несмотря на её профессию. Он отправился к девушке и предложил ей начать новую жизнь, бедную, но честную, жить и трудиться друг для друга. Девушка возмутилась и заявила, что работать не собирается.
Пискарёв покинул её и целые сутки где-то пропадал, а потом заперся в своей комнате. Через четыре дня комнату вскрыли и нашли художника мёртвым — он перерезал себе горло бритвой.
Роль в произведении
Нужно очень внимательно читать повесть Гоголя. Характеристика Пискарева позволяет лучше понять мотивы поступков персонажа. Его гибель обусловлена несоответствием мечты и реальности. Художник много воображал, додумывал ситуации и накручивал свои чувства, что привело к катастрофе.
Гоголь неслучайно придумал эпизод со сновидением. Его художественная функция — отражать желания Пискарева. Ему видится богатая дама, а не проститутка. Художник предпринял попытку спасти даму от рабства продажи собственного тела, но она только высмеяла его. По ее мнению, работа — удел швей и прачек, а она отдыхает и занимается полезным делом.
Через художника Гоголь показал, что не всегда бескорыстная любовь способна исцелить нравственное уродство. Смысл жизни Пискарева заключался в творении, но даже это не остановило его от страшного поступка. Героя можно приводить в пример, как человека, который страдает от жестокости мира и предпочитает находиться в иллюзиях и мечтах.
Несколько интересных сочинений
Я вернулась из школы. Всё было как всегда: те же стандартные шесть уроков
Исаак Израилевич Бродский родом из села Софиевка Таврической Губернии. Он выходец из семьи среднего сословия (его отец был мелким торговцем и землевладельцем). Появился на свет известный художник 25 июня 1833 года. Уже в детстве ребенок любил рисовать.
Война является одним из сложных периодов для человека в его жизни, если она конечна была в, то время, когда он жил. Ведь ты никогда не может предугадать, что будет через пять минут, через день или два
Ларины живут в деревне, ведут спокойную размеренную жизнь. Это – отец, мать, две сестры. Про отца мы знаем только, что он умер к моменту написания романа. В прошлом он был военным
У меня есть замечательная старшая сестра по имени Ольга. Ей 23 года и работает она в детском парке.
Темы
Главная тема произведения — это судьба «маленького человека» в большом городе. Автор показывает ярко выраженный социальный контраст, который вызывает в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой жизненной реальностью.
Автор раскрывает тему нравственности. На примере семнадцатилетней девушки, в которую влюбился художник, будучи еще совсем ребенком, уже успела полностью погрызть в пучине порока и разврата. Девушка не заинтересована в том, чтобы стать примерной супругой и в корне поменять свою жизнь, поэтому отвергает предложение Пискарева.
Еще одним ярким примером является поручик Пирогов, которого совершенно не смущает то, что очаровательная блондинка скована узами брака. Чтобы удовлетворить собственное желание, он без зазрения совести готов совратить понравившуюся ему женщину.
Еще одна тема произведения — тема одиночества. Автор раскрывает ее на примере художника Пискарева. Хоть он и живет в огромном и многолюдном городе, аре каждый день по улицам проходят тысячи людей, молодой человек продолжает оставаться один на один с собственными проблемами. Он одинок, поэтому когда он больше не находит в себе сил, чтобы справиться с собственными душевными терзаниями, он приходит к выводу добровольно уйти из жизни. Окружающие люди узнали о его смерти далеко не сразу, а лишь спустя несколько дней. На похороны к молодому художнику никто так и не пришел.
Тема равнодушия также занимает особое место в произведении. Оно становится настоящей катастрофой, поскольку люди стали равнодушными даже к своему ближайшему окружению. Человек уже не представляет никакой ценности в этом мире.
Все дело в том, что тонкие и романтичные натуры, которые заняты постоянным поиском идеалов, столкнувшись с реалиями жизни, попросту не могут с ними справиться. Чаще всего за красивой оберткой скрывается безобразная душа, а самые светлые и чистые порывы разбиваются о фальшей и равнодушие.
Таким образом писатель пытается донести главную мысль повести — неизбежное противостояние иллюзий и реальности, когда чистая и светлая душа вынуждена столкнуться с пагубной силой обмана.
Популярные сегодня темы
Взросление человека является частью жизненного цикла. Ребенок рождается совсем крохотным. Постепенно, день за днем, растет. Изменяется характер, поведение. Нарабатываются привычки.
Внутренние перемены в жизни человека случаются под влиянием каких-то важных событий. Проверим это утверждение на примерах.
Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге
Художник Пискарев является одним из главных персонажей повести «Невский проспект» Николая Васильевича Гоголя.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пискарева в повести «Невский проспект» Гоголя: описание героя в цитатах.
Образ и характеристика Пискарева в повести «Невский проспект» Гоголя
Пискарев погружен в творчество настолько, что никогда не смотрит людям в глаза и часто отвечает невпопад:
Пискарев — глубоко одинокий человек. Когда он умирает, на его похороны не приходит никто, даже приятель Пирогов:
Однажды на Невском проспекте Пискарев видит прекрасную незнакомку. Она кажется ему настоящим божеством:
Романтик Пискарев предлагает красавице выйти за него замуж, чтобы спасти ее из моря разврата. Но девушка не хочет работать, поэтому она предпочитает свое грязное ремесло:
Мечтатель Пискарев оказывается жертвой своей безумной страсти. Безответная страсть к прекрасной незнакомке приводит художника к трагической гибели:
Таков цитатный образ и характеристика Пискарева в повести «Невский проспект» Гоголя: описание персонажа в цитатах.
Пискарёв – художник, творческая личность. Житель Петербурга. Приятель Пирогова.
Два отношения к жизни Пискарёв и Пирогов
В повести «Невский проспект» Гоголь противопоставил двух героев: мечтателя-романтика Пискарёва и легкомысленного пошляка Пирогова, случайно встретившихся на Невском проспекте.
Пискарёв — скромный, застенчивый художник. По своей натуре он «робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя». Так случилось и тогда, когда на Невском проспекте он встречает привлекательную брюнетку и решает за ней последовать. Пискарёв «трепетным шагом» спешит за этой девушкой. Когда она привела его в публичный дом, он был шокирован и сбежал оттуда.
По возвращении домой Пискарёву стали сниться чудесные сны, в которых та брюнетка была влюблена в него, они счастливы. После этого он стал больше спать, а когда он уже не мог сам заснуть, начал принимать опиум. Его сны заменили ему реальность. Через некоторое время Пискарёв решил увидеться с этой девушкой и предложить ей выйти за него замуж, но, услышав в ответ надменный смех, он разочаровался в любви к ней. Он не смог этого пережить и покончил жизнь самоубийством.
Его приятель поручик Пирогов из тех людей, которые «имеют особенный дар заставлять смеяться и слушать», которые «любят толковать об литературе» и «не пропускают ни одной публичной лекции». В отличие от своего друга, Пирогов очень нагло проследовал за понравившейся блондинкой. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Но она не стала предметом его обожания, как в случае с Пискарёвым. Для поручика это была всего лишь интрижка. Смело пробравшись в комнату вслед за девушкой, он понял, что она замужем за кузнецом Шиллером. Это не помешало Пирогову продолжить свои ухаживания. Муж девушки застал их в тот момент, когда молодой человек целовал его жену. О том, что сотворили с нашим героем-любовником Шиллер и его друзья, мы можем только догадываться. Однако, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков, Пирогов успокоился, отличившись уже вечером в мазурке.
Автор показал две стороны одной жизни: мечтательную, духовную и легкомысленную, пошлую, сосредоточенную только на своих потребностях. В столкновении с жестокой реальностью гибнет идеалист-романтик. А пошлые и бездуховные люди в этой жизни торжествуют. Н.В.Гоголь хочет сказать, что нельзя жить только романтическими иллюзиями. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью.
Полезный материал по теме:
- Два подхода к искусству в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
- История жизни Тараса Бульба
- Сатирическая обрисовка русской жизни
Внешность и поведение Пискарева
Пискарев – главный герой повести «Невский проспект». Его внешность и поведение очень точно изображены в тексте. Автор использует множество прилагательных и глаголов, чтобы донести образ Пискарева до читателя.
- Высокий – это одно из первых прилагательных, которое применяет автор к герою. Он также стройный и крепкий.
- Походка Пискарева уверенная и резкая, а его взгляд жесткий и холодный.
- Автор часто указывает на то, что Пискарев говорит кратко и резко, а также что его интонации высокие и пронзительные.
- Герой всегда одет в темное и строгое одеяние, что отлично сочетается с его характером.
Резкая и категоричная манера поведения Пискарева вызывает у других персонажей страх и уважение. Он не разделяет общение на верхних и нижних, слегка презирает богатство и покровительство.
Прилагательные, используемые для описания Пискарева: | Глаголы, используемые для описания Пискарева: |
---|---|
Высокий, стройный, крепкий, темный, строгий | Говорить кратко, резко; взгляд жесткий, холодный; походка уверенная, резкая; интонации пронзительные, высокие |
История Пискарева
Он предлагает этой девушке совместную жизнь, чтобы она бросила бордель и устроилась в нормальное место, на что та отвечает, что она не швея и не уборщица, что ей нравится её профессия, а значит, менять ничего она не будет. Это окончательно добило тонкую душу художника, он четыре дня лежал в своей квартире, а после — умер.
Кто знает, как сложилась бы жизнь Пискарёва, если бы та девушка оказалась приличной и полюбила бы его. Ведь положительные эмоции очень сильно виляют на человека, под их наплывом он бы стал писать картины, наполненные огромным светлым смыслом и, быть может, стал бы известен в целом мире искусства. Однако его судьбой стала ранняя смерть, которая, я думаю, принесла ему облегчение, потому что нет ничего хуже, чем жить в мире, полном разочарования и одиночества. Жить среди людей, которые никогда не поймут твой маленький мир, который ты сам строишь.
Вариант 3
Пискарёв является одним из героев в повести «Невский Проспект», автором которой является Гоголь. По профессии этот герой обычный художник, зарабатывающий копейки себе на хлеб. Его другом выступает господин Пирогов. Пискарёв уже давно создал для себя собственный мир воображения, в котором остаётся подолгу. Из него он изредка выходит в настоящий мир житейских проблем.
Этот бедный художник сильно отличается от итальянских, которые выделяются гордостью и богатством. А также и возможностью похвастаться своим произведением искусства перед другими. Он на них совсем непохож, так обладает высшей степенью застенчивости и скромности. Однако в глубине его души трепыхается искорка того таланта, который готов в любой момент вырваться наружу и превратиться в настоящее пламя. Его финансовое положение весьма скудно, но ему вполне хватает того, что он зарабатывает на своей работе. Сама фамилия героя подчёркивает тот факт, что он принадлежит к низшим чинам в литературе.
У приятеля Пискарёва, то есть у Пирогова, наблюдается довольно сильное чувство самонадеянности и гордости. Пирогов прямо противоположен Пискарёву. Случилось им как-то вместе встретится и пойти прогулять по Невскому проспекту. Во время прогулки они заприметили две особы женского пола, которые показалась им весьма привлекательными. Приятели условились, чтобы каждый из них выбрал себе женщину и пошёл за ней. Но их цели были отнюдь не одинаковыми. Напротив, они сильно различались. Пирогов направился вслед за привлекательной блондинкой. Он собирался заполучить её любой ценой. А Пискарёв пошёл за Брюнеткой, чтобы добиться чистой и искренней любви. У появилось это чувство неожиданно, при встрече данной особы. Но он был очень разочарован, потому как узнал печальную для него новость. Оказывается молодая и красивая девушка работала в публичном доме. Жестокий мир сделал последний удар по бедному художнику. Он замкнулся в своём воображаемом мире навсегда. Вскоре он стал принимать наркотическое средство, называемое опиумом.
Когда Пискарёв полностью отрезал себя от реального мира, он умер. Этот художник умер от неразделённой любви, так и не раскрыв в себе искру таланта.
Другие сочинения:
Главные герои и их характеристика
Главный герой “Невского проспекта” – Пискарев, представляет собой молодого художника, который живет в своем мире. Он скромен, застенчив и робок, отличаясь от гордых и страстных итальянских художников. Его талант еще не раскрылся и не превратился в яркое пламя, которое таилось в нем. Бедность вынуждает Пискарева довольствоваться самым необходимым.
Герой представляет собой чистого и романтичного юношу. Однажды на Невском проспекте он увидел восхитительную брюнетку, идеал красоты. Он внезапно падает влюбленным, движимым благородными чувствами и желанием служить рыцарем. Однако ужасное разочарование ждет художника: молодая девушка живет в публичном доме.
Пискарев не может забыть поруганную красоту и страдает от ночных кошмаров о ней, в результате чего начинает употреблять опиум, чтобы уйти от реальности. В итоге герой принимает решение освободить красавицу из пучины порока, предложив ей брак. Однако в ответ на это предложение бедного художника она отвечает презрением.
Сочетание внешней красоты и внутреннего уродства кажется неприемлемым для идеалиста и романтика, и одиночество и мучения Пискарева приводят его к решению уйти из жизни. Его смерть остается незамеченной, никто не приходит на его похороны. Петербург остается равнодушным к жизни маленького человека.
Мне нравитсяНе нравится
Поручик Пирогов – знакомый Пискарева, является противоположностью героя. Он гордится своим чином поручика и является типичным представителем среднего класса петербургского общества. Его мечты сводятся к продвижению по служебной лестнице до полковника и выгодному браку. В отличие от Пискарева, у него нет таланта, зато присутствует пошлость, наглость и самодовольство. Пирогов не уважает людей, находящихся ниже его социального статуса, и стремится подражать тем, кто находится выше него.
Пирогов, подобно Пискареву, встречает на Невском проспекте очаровательную женщину. Они двигаются в разных направлениях. В то время как Пискарев погружается в трагическую и роковую любовь, Пирогов преследует свои собственные интересы, стремясь завоевать жену немецкого жестянщика.
Приключение поручика заканчивается в анекдотическом ключе. Жестянщик Шиллер вместе со своими пьяными друзьями избивает Пирогова. Поручик, горячо угрожая отправить Шиллера в Сибирь, в конечном итоге успокаивается и утешается двумя слоенными пирожками, а вечером безмятежно танцует мазурку на приеме. Из происшедшего этот прохвост не извлекает никаких уроков.
Сравнительная таблица главных героев “Невского проспекта”
Характеристики | Пискарев | Пирогов |
---|---|---|
Личностные черты | Скромный, застенчивый, робкий | Пошлый, самодовольный, наглый |
Стремления | Романтические идеалы, поиск красоты | Продвижение по служебной лестнице |
Социальный статус | Бедный художник | Поручик, представитель среднего класса |
Реакция на разочарование | Погружается в трагическую пустоту, самоубийство | Проявляет безразличие и не извлекает уроков |
Отношение к морали | Идеалистическое, стремление к благородству | Отношение к низшим моральным принципам |
Конечный исход | Смерть, незамеченные похороны | Продолжение повседневной жизни без изменений |
Таким образом, главные герои “Невского проспекта” – Пискарев и Пирогов – представляют разные типы личностей и характеров. Пискарев, идеалист и романтик, страдает от разочарования и несовместимости красоты внешней оболочки с моральным разложением души.
В то время как Пирогов, представитель среднего класса, ориентирован на достижение своих собственных интересов, не обращая внимания на моральные принципы или низших себе. Портреты этих героев являются ярким примером различных социальных типов, которые Гоголь исследует в своей повести “Невский проспект”.