Палата номер 6 краткое содержание. Краткое содержание повести Палата №6
При больнице во флигеле, который уже давно нуждается в ремонте, обитают пять душевнобольных человек. Один из них рыжий, худой мещанин, он почти не принимает участие в беседах и постоянно грустит. Второй — жид Мойсейка, веселый дурачок. Он помешался, когда сгорела его мастерская. Третьим является бывший судебный пристав Иван Громов. Он страдает манией преследования. Четвертый обитатель палаты это толстый мужик, который утратил способность чувствовать и мыслить. Пятый — блондин, сам себе на уме, который когда-то служил на почте.
Доктором в больнице был Андрей Ефимыч Рагин, когда-то он мечтал стать священником. Он имел грубую мужицкую наружность, но при этом обладал мягким характером. Ему не нравилось ужасное состояние, в котором находилась больница, но изменить он ничего не мог, в силу своего безвольного нрава. По началу он с необыкновенным рвением лечил больных. Позже, он пришел к выводу, что в таких условиях больных лечить не имеет смысла и стал реже посещать больницу.
Дома он проводил время за чтением книг и рюмкой водки. К нему приходил почтмейстер Михаил Аверьяныч, он являлся его другом и единственным человеком, с которым доктору было не в тягость общаться.
Как-то доктор зашел палату № 6 и начал общаться с Громовым. Он посчитал его интересным собеседником и стал часто наведываться к нему.
В больнице начали судачить, о слишком частых визитах доктора в палату № 6. Рагина вызвал к себе городской голова. Прибыв на встречу, Рагин понимает, что его пригласили для того, чтобы понять не сошел ли он с ума.Через неделю доктора просят уйти в отставку. Он относится к этому с равнодушием и отправляется с другом в Москву.
По возвращении домой, он узнает, что его место в больнице уже занимает доктор Хоботов. Переехав на новую квартиру, Рагин целыми днями проводит время дома, его навещают Хоботов и почтмейстер, постоянно справляясь о его здоровье. Рагину это надоедает и он гонит их.
Позже доктора хитростью заманивают в больницу и оставляют на лечение во флигеле для душевнобольных. Пытаясь выйти из палаты, он получает удар от сторожа. На следующий день Рагин умирает.
На похороны к нему приходит лишь его друг и бывшая прислуга.
Повесть учить читателей добросовестно и гуманно относиться к людям.
Смысл
Чехов осуждает людей, безразличных к другим. Он показывает, как много проблем в человеческой жизни возникают из-за безразличия. Он показывает грустные реалии уездной России, где люди бедны из-за безразличия государства, где они же умирают от безразличия врачей, бывают осуждены из-за безразличия судей, даже письмо вовремя отправить не могут из-за наплевательского отношения работников почтового отделения. Главная мысль писателя в том, чтобы показать роковые последствия равнодушия, чтобы открыть людям глаза на необходимость перемен.
Повесть должна быть предостережением и уроком всем нам. Она учит нас быть внимательнее к чужим проблемам, сочувствовать другим, забыть об эгоизме, ведь с маленького эгоизма начинаются проблемы большой страны. Основная идея Чехова – это горячий призыв к людям, которые могут только сообща решить проблемные вопросы. Никто не должен быть в стороне, каждый должен внести свой вклад в то, чтобы жизнь стала лучше.
Спор рагина и громова таблица. ««Нужно беречь в себе человека»»
«НУЖНО БЕРЕЧЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА»
«Палата № 6» написана Чеховым в 1892 году после его поездки «на остров страданий» — Сахалин. Часто это произведение называют повестью, ибо здесь автором поднимаются серьезнейшие проблемы, обилие действующих лиц, несколько сюжетных линий. Но как бы то ни было это интереснейшее произведение, раскрывающее позицию автора на отношение человека к своему делу, а в конечном счете к самому себе. В центре рассказа «Палата № 6» — два человека, резко противопоставленные друг другу: больной Громов и доктор Рагин. Они ведут между собой напряженный спор. Такая ситуация, когда персонажи противопоставлены друг другу, вообще характерна для Антона Павловича Чехова. Иван Дмитрич Громов душевнобольной человек, но «тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск». С негодованием говорит он о насилии, об оконных решетках, предрекает зарю новой жизни. Доктор Андрей Ефимыч Рагин — полная противоположность Громову. Там — протест, нетерпеливое желание сказать правду до конца. Здесь — полная примиренность со злом, с вопиющими беспорядками в больнице. Что делать? Пусть все идет своим чередом. Ни во что не надо вмешиваться. «Между теплым, уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы…— уверяет Рагин Громова.— Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом». Жизнь жестоко посмеялась над рагинским безразличием к бедам и злу — в конце рассказа он тоже, как и Громов, заключен в палату № 6. Не выдержав заточения и побоев сторожа Никиты, доктор умирает. Два «противника» — Громов и Рагин — оказываются по одну сторону больничных решеток. И перед смертью у Андрея Ефимыча мелькает «страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди» — обитатели больницы. Пускай лишь незадолго до смерти, Рагин понял, как бездушна была его привычка «не замечать» зло, умывать руки, оставаться в стороне. Это похоже на пробуждение после долгого сна, душевной спячки, но человек «проснулся» в докторе Раги-не и не смог жить от сознания сотворенной собственной несправедливости. А как развивалась болезнь Громова? В одном из переулков города ему встретились два арестанта в кандалах и с ними конвойные с ружьями. Ивану Дмитричу почему-то показалось, что и его могут заковать и отвести в тюрьму. Это стало его навязчивой идеей. Простые печники кажутся Громову переодетыми полицейскими. В его смятенном воображении теснятся тюремщики всех видов, и он бежит, охваченный ужасом. «Ивану Дмитричу казалось, что насилие всего мира скопилось за его спиной и гонится за ним». Снова читателю открывается важная особенность чеховского повествования. Образ героя у него слит с общим укладом жизни, ее атмосферой. Нельзя сохранить в себе чистую душу, человеческое достоинство, творя зло, равнодушно взирая на творимые другими беспорядки. В спор Громова и Рагина все время врывается кто-то третий, и этот «третий» — сама действительность. Границы палаты № 6 раздвигаются. Вот она, та — грубая и беспощадная реальность, столкновения с которой не выдержал Громов и от которой отгородиться напрасно и безуспешно пытался Рагин. Писатель Лесков, отзываясь о рассказе «Палата № б», писал, что в нем «в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6 . Это — Россия». Этим рассказом автор гениально и образно доказал, что отступление от человеческих принципов никогда не проходит бесследно. Лишь сохраняя человеческое достоинство, честное отношение к делу, можно победить зло, тьму, пусть не сразу, постепенно, но неотвратимо.
Палата 6 анализ анализ
Палата 6 анализ
1. История создания. В 1887 г. А. П. Чехов познакомился с «Отчетом по осмотру русских психиатрических заведений» врача А. П. Архангельского.
Особое внимание писатель обратил на заключительную часть, где говорилось об ужасающих условиях содержания больных, которых «приводят к порядку силой кулака». По воспоминаниям самого Архангельского, Чехов выразил желание описать такое заведение. К этой мысли он неоднократно возвращался вплоть до поездки на Сахалин
Исследователи творчества писателя о отразились его сахалинские впечатления. В частности, в деталях совпадают описания палаты и тюремных лазаретов
К этой мысли он неоднократно возвращался вплоть до поездки на Сахалин. Исследователи творчества писателя о отразились его сахалинские впечатления. В частности, в деталях совпадают описания палаты и тюремных лазаретов
По воспоминаниям самого Архангельского, Чехов выразил желание описать такое заведение. К этой мысли он неоднократно возвращался вплоть до поездки на Сахалин. Исследователи творчества писателя о отразились его сахалинские впечатления. В частности, в деталях совпадают описания палаты и тюремных лазаретов.
Размышления главных героев продолжают мысли самого Чехова, изложенные в «Острове Сахалине». Повесть была написана сразу же после поездки писателя и впервые опубликована в журнале «Русская мысль» (1892 г.). В 1893 г. произведение было включено в сборник «Палата №6».
2. Смысл названия. Палата №6 — отделение для сумасшедших в больнице провинциального города. Она представляет собой небольшой флигель, расположенный в глубине больничного двора. Палата №6 в повести — символ особого мира, живущего по своим нечеловеческим законам.
3. Жанр. Критический реализм.
4. Тема. Центральной в повести является тема пошлости и духовной ограниченности. Жертвой «грубого невежества» становится Иван Дмитрич Громов. Бедный сын чиновника был одним из самых честных и нравственно чистых людей в городе. Обличая бессмысленную и однообразную жизнь, он не выдерживает и сходит с ума. Однако даже в палате №6 он выгодно отличается от жителей города.
Мысли Ивана Дмитрича заинтересовывают Андрея Ефимыча Рагина. Рагин — следующая жертва «животной жизни». Доктор пытается уйти от грубой реальности с помощью чтения и разговоров с единственным другом — Михаилом Аверьянычем. Ему он может пожаловаться на все недостатки общества.
Только после знакомства с Громовым Рагин понимает, что единственный здравомыслящий человек в городе — сумасшедший. Окружающие не понимают «прозрения» доктора и отправляют его в палату №6. С темой пошлости напрямую связана тема одиночества.
Дружба Рагина с почтмейстером оказалась фикцией. Доктор уже давно замкнулся в собственном книжном мире. Последние иллюзии рассеялись после совместной поездки. Рагин мечтает избавиться от общества пошляков и поэтому обречен на одиночество.
5. Проблематика. Проблематика произведения раскрывается в разговорах между Громовым и Рагиным. Главной проблемой является их спор об отношении к страданиям и реакции на «раздражения». Доктор верит в «свободное и глубокое мышление», презирающее «глупую суету» жизни. Таким образом он философствует, пока сам не оказывается пациентом палаты №6.
Смерть Рагина можно считать идейной победой Громова. Не менее важна и «реальная» проблема повести — состояние больничного дела в России. Описание провинциальной больницы и особенно отделения для сумасшедших Чехов брал с натуры. Картина получилась ужасающая. Современники писателя делали еще более страшные выводы. Лесков писал: «В «Палате №6″ в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры… Палата его — это Русь!».
6. Чему учит автор. В повести нет четко выраженной авторской позиции, за что писателя часто упрекали критики. Чехов дает читателям возможность самим решить, кто из главных героев оказывается прав. Однако один важный вывод напрашивается сам собой. Устранение Рагина от реальных проблем и уход в философствование бесполезен и вреден. В конце концов он вынужден столкнуться с суровой реальностью и погибнуть.
«Палата №6», анализ повести Чехова
Многие произведения А. П. Чехова, обладающего удивительным талантом выражать суть жизни в историях личностей, поражают своей проникновенностью и жизненностью. Они уводят читателей в раздумья, заставляют стремиться к познаванию сущности себя и сущности жизни в целом.
Одним из таких произведений А.П. Чехова является повесть, написанная в 1892 году, с незамысловатым названием «Палата № 6», которое выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. В то же время название представляет собой символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять.
Дух реализма чувствуется здесь уже с первой главы, когда описываются речи Ивана Громова о насилии и подлости, о надеждах на прекрасное будущее.
Сам Иван Дмитрич является весьма интересным героем повести. В отличие от многих соседей по палате – молчаливого рыжего мещанина, еврея Мойсейки, бесчувственного круглого мужчины и худощавого собирателя орденов – он действительно деликатный, умный. Резкие и неприятные перемены в жизни, потери, болезни довели его до сумасшествия. Среди всех пациентов 6-ой палаты Громов один сознательно ухаживал за другими и вежливо обращался с ними. Этих людей, разных по характерам и жизненным путям, объединяет одно: все они когда-то были обычными и даже выдающимися людьми. В эту скудную палату их привели пережитые страдания.
Люди, находящиеся по другую сторону — сторож Никита, фельдшер Сергей Сергеич, почтмейстер Михаил Аверьяныч, уездный врач Евгений Федорыч Хоботов – не замечают всей душевной и физической боли сумасшедших. Своё поведение они оправдывали простой философией: «Все равно все помрём». Таких же взглядов придерживался и Андрей Ефимыч Рагин. Он зарабатывал деньги на обмане и видел, что всё больничное дело строилось на воровстве, шарлатанстве и грязных сплетнях, но считал, что ничего не может поделать с этим. И всё же ему было стыдно за это, он не мог уснуть из-за мыслей об обманутых людях. Неприятные ощущения давали ему и раздумья об отсутствии в современном обществе интеллигентных людей. Он искал умного человека, с которым есть о чём побеседовать, и нашёл лишь одного, да и тот был сумасшедшим. За то, что разглядел в душевно больном пациенте мудрого собеседника, Андрей Ефимыч поплатился тем, что и сам оказался на койке палаты № 6. И только тогда он понял, как плохо этим людям, только тогда осознал, что страдания нужно пережить, прежде чем судить о них. Хоботов и Аверьяныч производят довольно неприятное впечатление своим высокомерием, лживостью и недобрыми поступками. Тем не менее, искренность и верность Аверьяныча проявляется в его присутствии на похоронах Андрея Рагина.
Автор осветил в повести такие проблемы общества, как отсутствие высших интересов, насилие, лицемерие, формальное, бездушное отношение судьей, врачей и прочих социальных работников к личности, недобросовестность людей. Проблемы эти чаще выражаются через мысли Ивана Дмитрича. Андрей Ефимыч также неравнодушен к ним: его поражает, что в городе даже интеллигенция опустилась до пошлости. В произведении выдвинуты и вечные философские проблемы, такие как смысл жизни, значение страданий и разум человека. Особенно интересны суждения о том, что ум служит единственным источником наслаждения и что презрение страданий равносильно презрению жизни.
А. П. Чехов проявил свое мастерство не только в увлекательных сюжетных линиях и мудрых взглядах на жизнь, но и в самом стиле написания. Повесть начинается с некой «экскурсии» в палату №6, и это производит на читателя такое впечатление, будто он действительно оказался на описываемом месте.
Что же хотел сказать писатель, описав данные события? Проблемы философии и социума объединяются в одну идею данной повести — научить читателя понимать несчастных людей и быть гуманным к ним. Повесть «Палата №6» является актуальной и в современном обществе, ведь с описанными в ней проблемами можно столкнуться и в наши дни.
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
- «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «О любви», анализ рассказа Чехова
- «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
- «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
- «Студент», анализ рассказа Чехова
- «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
- «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
- «Каштанка», анализ рассказа Чехова
- Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
- «Хирургия», анализ рассказа Чехова
- «Ванька», анализ рассказа Чехова
По писателю: Чехов Антон Павлович
История Андрея Ефимыча Рагина
В юности Адрей Ефимыч собирался пойти в священники, но отец настоял на медицинской службе. Внешность у него мужицкая, грубая, «напоминает трактирщика на большой дороге», его руки и ноги огромны: «хватит кулаком – дух вон». Одевается Рагин очень небрежно.
До того как Андрей Ефимыч пришел работать в больницу, в ней царил полный беспорядок и произвол, к чему доктор отнесся совершенно равнодушно. У него не хватило характера что-либо изменить. Поначалу новый врач работает очень упорно, но постепенно опускает руки и приходит к выводу, что нет смысла в том, чтобы мешать больным умирать.
По утрам в приемной Андрей Ефимыч встречается с фельдшером Сергеем Сергеевичем, имеющим в городе практику. Фельдшер — человек религиозный, поэтому по воскресеньям он просит больных читать акафист, а сам обкуривает палаты ладаном. Постепенно на Сергея Сергеевича перекладывается обязанность приема больных – Рагину это надоедает.
Дома Андрей Ефимыч много читает из философии и истории. После обеда ходит несколько часов по комнате и думает. А вечером идет в гости к Михаилу Аверьянычу, почтмейстеру, только компания этого человека не в тягость Рагину. Во время этих посиделок доктор говорит о том, что в городе совершенно не с кем вести умные беседы. Чем больше Рагин читает, тем больше убеждается в том, что его жизнь была омерзительной и противной, а служба – вредное занятие, за которое платят обманутые им люди.
Речи разочаровавшегося, не видящего в будущем ничего светлого человека слышны в рассказе «Палата номер 6». Чехов, оставаясь верным себе, не идеализирует Рагина, но в этом герое воплотилась вся боль писателя о постепенной деградации общества.
12-13 главы. Поездка
Продолжают разворачиваться события повести Чехова «Палата номер 6» (краткое содержание мы приводим в статье). Андрей Ефимыч начинает замечать, что окружающие шепчутся за его спиной. Однажды его приглашают к городскому голове, где собрались и другие доктора, включая Хоботова. Рагин понимает, что это комиссия для освидетельствования его вменяемости. В то же время Михаил Аверьяныч предлагает другу куда-нибудь съездить, и Рагин с радостью соглашается.
Перед отъездом доктор подает в отставку и уезжает на железнодорожную станцию. Вместе с ним отправился Михаил Аверьяныч, который уже за первые дни пути успел сильно надоесть Рагину своими рассказами о былых временах. Герои прибывают в Москву, где осматривают достопримечательности.
Анализ 3
Данный рассказ написан в период, когда общество угнетало и подавляло все мысли и действия человека. Которые шли в разрез с системой управления. Каждый человек был обязан подчиняться обществу и государству.
Отсюда и название рассказа палата №6,это то место, куда отправляют всех вольнодумцев, которые имеют свою цель в жизни и свое мировоззрение. В данный момент палата №6 это то место где людей, которые сошли с ума, никто не лечит.
Главврач больницы пытался работников навести здесь хоть минимальный порядок и с состраданием относиться к больным людям. Но это у него не получилось. В результате в данной палате царит хаос, нищета и полное безразличие ко всему.
Вновь прибывший врач в данное отделение, пытается лечить больных и даже сочувствует им, но это обходиться ему очень дорого. В одном из пациентов данной палаты Андрей Ефимыч Рагин, находит очень умного и дружелюбного собеседника.
В итоге Рагина за вольнодумство и отщепление от системы, самого отправляют лечиться в палату №6.Вот результат человеческого желания и свободолюбия. Доктор хотел всем доказать что сумасшедших нужно лечить и что они такте же люди как и все. Но никто не понял его стремлений, и доктор оказался пациентом психбольницы.
В данном рассказе Чехов показывает обычному читателю, насколько сильным является влияние общества на каждого человека. И что противостоять этой системе бесполезно.
Доктор Рагин не смог перенести данной несправедливости и вскоре скончался в застенках психиатрической больницы. Чехов осуждает в этом рассказе бездушное и отношение всех врачей и социальных работников к людям.
В рассказе на примере бесед Рагина и Ивана Дмитрича, автор раскрывает такие важные темы как смысл жизни, лицемерие, любовь ко всему роскошному, бесчеловечность и пошлость. Также здесь затронуты философские проблемы, значение разума человека и извечные вопросы о смысле жизни.
Благодаря яркому и живописному описанию всех пациентов и окружающей их обстановки, читатель ярко представляет все ужасы пациентов этой палаты. Которым раньше даже и лекарства не назначали, а просто держали, взаперти изолировав от общества.
В результате такое лечение, естественно ни каких результатов не приносило, пациенты до конца жизни жили в таких больницах. И цель этих больниц просто оградить остальное общество от ее нежелательных индивидуумов.
Автор хотел научить читателя быть гуманным и неравнодушным ко всем нуждающимся в этом людям. Чаще проявлять милосердие к больным физически и душевно. Данный рассказ остаётся актуальным и востребованным и в наше время, так как все освещенные проблемы общества и человека до сих пор не решены и так же встречаются и сейчас.
Проблематика произведения
- Тема бессердечия врачей и прочих социальных работников актуальна и в наши дни.
- Остро описана проблема равнодушия окружающих людей, неумение сострадать и здраво мыслить. Общество, в котором относятся формально к людям, само является больным.
- Чехов призывает не бояться стать чуточку добрее, войти в положение собеседника и помочь тому хотя бы выслушав.
- Автором хорошо показано, что по-настоящему умных, честных людей нередко считают сумасшедшими, пошлость же, воровство, презрение к страданиям других возводится в ранг добродетели.
Что же хотел сказать в своём произведении доктор человеческих душ А. П. Чехов
? В повести «Палата № 6» затронут вопрос гуманного отношения не только к больным людям, но ко всем без исключения. Однажды, на месте другого человека можем оказаться мы
.
Антон Павлович Чехов считается мастером малых литературных форм. Не просто так крылатой стала его фраза: «Краткость – сестра таланта». Его повесть «Палата №6» не раз была признана (в том числе и современниками писателя) его лучшим произведением, ведь в ней он сумел показать всю пошлость затхлой провинциальной жизни в российской глубинке, где человеческая личность неминуемо деградирует.
В 1890 году Антон Павлович Чехов путешествовал на остров Сахалин, где изучал быт каторжников и ссыльных. После поездки он написал книгу «Остров Сахалин», а после и ряд повестей, среди которых «Палата №6», изданная в 1892 году. Этот подвиг врача и художника слова стоил писателю жизни, ведь в результате опасного и холодного путешествия без необходимых удобств у него обострилась чахотка. От нее автор и скончается.
В повести заметны отголоски того путешествия. Это и Никита, явно напоминающий жестоких сахалинских надзирателей, и жильцы палаты №6, напоминающие заключенных, да и общая гнетущая атмосфера обреченности, царящая в городе. Жестокие нравы и несправедливое обращение с больными перекликаются с теми жуткими подробностями арестантской жизни, с которыми столкнулся автор.
Темы
Жизнь небольшого больничного флигеля наталкивает автора на необычные размышления.
- Тема пошлости. Весь город живет потребительскими целями и обывательскими темами для разговоров. Там нечем заняться, некуда сходить, нечего делать. Люди запираются наглухо в своих футлярах, игнорируя мир вокруг. Если единственным возможным собеседником предстает Михаил Аверьянович, можно представить, насколько хуже и глупее остальные жители этого уголка. Да и местная «элита» живет лишь сплетнями и пересудами, у них нет никакой духовной потребности в просвещении, поэтому вся жизнь строится на примитивных ценностях и старых догмах.
- Тема одиночества. Доктор был по-настоящему одинок, ему не с кем было поговорить, и, спасаясь от этого, он погубил свою карьеру. Никто не мог разделить с ним ученые споры и беседы, да и дела до него не было никому, ведь герой не был богачом. А если у него нет денег, что с него взять? Так размышляли почти все горожане и служащие. Даже находясь в обществе, можно быть в одиночестве, если с окружением нет взаимопонимания. Видны также и последствия такого замкнутого образа жизни: человек не видит жизни, уходит в иллюзии, будучи непригодным сотрудником, где бы то ни было.
- Тема призвания. Если бы герой сам выбрал себе путь, то его деятельность была бы более полезной. Повинуясь отцу, он сделал неправильный выбор. В результате он никому не принес пользы: ни обществу, ни семье, ни себе. Этот пример говорит о том, что человек сам должен определять себе род занятий, иначе толку от его действий не будет вообще.
- Тема ответственности. Увы, все герои демонстрируют полнейшую безответственность по отношению друг к другу. Доктор оправдывает свою бездеятельность, приводит целые философские теории, лишь бы ничего не делать. Он искренне сочувствует пациентам, но палец о палец не ударяет, чтобы вылечить хоть кого-то. Его друг и вовсе проигрывает целое состояние, доводя до нищеты своих же товарищей, выпрашивая деньги и не отдавая их.
Чехов не просто так выбрал объектом повествования больничный флигель небольшого городка. Это позволяет поднять большое количество сложных проблем и ярче выразить основную идею произведения.
Жанр, размер
Произведение «Палата №6» правильнее всего будет отнести к повести, поскольку по объему оно получилось значительно больше рассказа, но меньше романа.
Так же характерным отличием является злободневный сюжет, который разворачивается вокруг конкретного героя. Так же отметим, что основной смысл произведения полноценно раскрывается лишь в финальной части произведения.
Автор описывает события, происходящие в настоящее время.
Что же касается направления произведения, то смело можно сказать, что это реализм, который был очень популярен в русской литературе того времени. То, что это реализм, отчетливо видно по ряду признаков: автор объективно изображает жизнь и быт, а также отчетливо выражает и поднимает социальные проблемы. В произведении мы можем отметить типические характеры, речь, конфликтные ситуации, язык, который автор максимально постарался приблизить к живой речи.
Жанр, направление
«Палата №6» написана в жанре повести, которая, как правило, по объему больше рассказа, но не дотягивает до полноценного романа. Характерны для повести злободневный сюжет, разворачивающийся вокруг одного главного героя, основной смысл, который раскрывается только в финале произведения, а также описываемые события, происходящие в современные для автора времена. Все это мы можем увидеть и в «Палате №6».
Повесть написана в направлении реализма, которое было популярно в русской литературе рубежа двух веков. Произведение обладает многими чертами данного направления: объективное изображение жизни и быта, ярко выраженные социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации, конфликты и язык, приближенный к живой речи.
Громов и рагин сравнение таблица. Спор громова и рагина
спросил его, как бы выдать Моисейке сапоги, чтобы он не ходил босой. Никита обещал передать эту просьбу смотрителю. Дверь в палату была открыта. Оттуда послышался возмущенный крик Громова, который кричал, что наконец-то доктор удостоил их своим присутствием. Громов кричал, что его надо убить, как гадину, вора и палача. Рагин был озадачен таким приемом и стал уверять, что он ничего не крал. Громов стал возмущаться, что его держат в таком ужасном месте. “Но ведь вы больны”, — возразил Рагин. Громов же сказал, что тысячи сумасшедших на воле, почему же он отдувается за всех. Над ним командуют люди в нравственном отношении неизмеримо ниже его.Громов просит Рагина, чтобы доктор отпустил его. Рагин говорит, что не может этого сделать, т.к. его тут же задержат и вернут назад. Голос и вид молодого человека понравились Рагину. Он решил утешить больного. Они начинают спорить об истине, целесообразности существования сумасшедших домов и тюрем. Затем разговор перешел к разуму человека.Рагин утверждает, что мыслящий человек может быть везде счастлив, т.к. самодостаточен.Громов же говорит, что ему хочется жить полной жизнью, наслаждаться свободой.Громов интересовался городскими новостями, новыми людьми, потом резко лег, отвернулся от доктора.Рагин попросил убрать в палате.Вспоминая Громова, доктор подумал: “Какой приятный молодой человек! Он первый, с которым можно поговорить. Он умеет рассуждать и интересуется именно тем, чем нужно.”Утром он вспомнил, что вчера познакомился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему еще раз при первой же возможности.
Суть
Повесть рассказывает о небольшом больничном флигеле, в котором находится палата №6, предназначенная для душевнобольных. Главный герой – Андрей Ефимыч Рагин – врач этой больницы. Он по натуре своей добрый, воспитанный и умный человек, однако лишенный при этом «характера и веры в свое право». А потому, несмотря на то, что он однозначно недоволен антисанитарией, царящей в больнице, плохим отношением к пациентам и тем, как сотрудники воруют бюджетные деньги и медикаменты, он ничего не предпринимает, смиряясь с происходящим.
Однажды он посещает палату №6, где Громов – один из пациентов – обвиняет его в воровстве и недобросовестности, в результате чего между ними возникает спор. Беседа с Громовым так заинтересовала Андрея Ефимыча, что он приходит в палату снова и снова. Вскоре по больнице распространяется слух о том, что доктор все время навещает душевнобольных, об этом же становится известно и доктору Хоботову, который явно претендует на место Рагина и завидует ему, воображая, что Андрей Ефимыч скрывает целое накопленное состояние. Через некоторое время Рагина увольняют, а еще немногим позже признают невменяемым и упекают в палату №6, где тот вскоре и умирает. Его же персонал доводит несчастного до сердечного приступа.
Второстепенные персонажи
Второстепенных персонажей в повести гораздо больше. Именно благодаря их описанию писатель показывает атмосферу, сложившуюся в этой больнице:
- Евгений Фёдорович Хоботов — фельдшер клиники. Персонаж не из приятных. Абсолютно наплевательски относится к больным. У него единственная цель: стать главным врачом. И не для того, чтобы помогать людям, а потому что начальство желало заиметь больше возможности воровать деньги.
- Михаил Аверьянович — посещает Громова. Ранее был зажиточным помещиком, но разорился и пошёл работать на почту. При встречах с Иваном Дмитричем занимаются бессмысленными разговорами «о вечном». На сбережение Рагина едет в Москву, но благополучно проигрывает и пропивает деньги, возвращается обратно в свой уезд.
- Сергей Сергеевич — помощник Андрей Ефимыча. Из-за отвращенья того к крови, приходится делать всю работу за него. Не особо умный человек.
- Никита — сторож. Образ выражает отношение власти к людям. Злой, циничный человек, позволяющий себе поднимать руку на пациентов. Любит порядок. Постоянно обдирает бедных больных.
- Мойсейка — ранее работал в собственной мастерской. Она сгорела, и молодой еврей сошёл с ума. Так и попал в палату 6. Вечно бегает в город, чтобы подсобрать денег, но по итогу их всё равно отбирает сторож Никита.
- Дарьюшка — помощница Рагина. Она с Михаилом Аверьяновичем единственные, кто присутствовали на похоронах умершего врача.
Главные герои
Персонажей в повести не так много. Можно выделить двух для характеристики главных героев «Палаты 6»:
- Иван Дмитриевич Громов — воспитанный, умный, приятный человек. Выходец из дворянской семьи. Ранее работал секретарем у губернатора и судебным приставом. Большую часть своего жалования отправляет матери. Любит читать абсолютно все. Вызывает уважение у окружающих. Однажды увидел на улице происшествие: 2 полицейских вели заключённого до участка. Очень впечатлительный Громов после этого случая стал бояться, что придут и за ним. Постоянно внушал себе, что его преследуют, мысли вылились в диагноз «мания преследования». Именно из-за него он попал в больницу для душевнобольных, в ту самую палату № 6.
- Андрей Ефимович Рагин — доктор больницы. Житель маленького земства. В медицину попал по указу отца. Именно поэтому выполняет свою работу очень посредственно. В конце концов, просто начинает прогуливать смены. Изначально старался быть полезным, внимательно относился к пациентам, но потом понял, что больница — это лишь «отмывание» денег. Рагин стал замечать, что медицинское заведение не лечит людей. После того как в больницу попал Громов, ему становится интересно посещать работу.
6 глава. Воззрения Рагина
Однако это не все основные персонажи повести «Палата номер 6». Краткое содержание по главам знакомит нас с фельдшером больницы Сергеем Сергеевичем. Он помогает в работе Рагину, но сам является человеком недалекого ума и ханжой. Тем не менее Сергей Сергеич берет на себя выполнения всех операций, так как Рагину неприятен вид крови.
Долгие часы, проведенные дома, Андрей Ефимыч тратит на чтение книг по философии и истории. Часто к нему в гости захаживает Михаил Аверьяныч, почтмейстер. Вместе они много беседуют о том, что в городе нет людей, которые могли бы вести интересную и умную беседу. Рагин сожалеет о том, что не пошел в гуманитарии, а по воле отца получил медицинское образование. Он считает, что человек не может найти в жизни смысла существования, и все его страдания заканчиваются только смертью.