Публицистическая судьба книги
«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии. В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.
История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению. Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И. Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.
Комаровский: циничный антигерой и символ разложения
Среди многих ярких и запоминающихся персонажей романа «Доктор Живаго» Виктора Пелевина, особое место занимает Комаровский. Холодный и циничный, он выступает в качестве антигероя и символизирует разложение и деградацию общества.
Комаровский является достаточно таинственной фигурой, оставаясь загадкой для многих персонажей и читателей. Он представлен как опытный врач, но его методы и цели вызывают сомнения и отвращение. Комаровский профитирует на болезнях и страданиях людей, эксплуатируя их несчастье в своих корыстных целях.
Символический образ Комаровского отражает разложение и распад общества Эпохи Советов. Он демонстрирует моральный и этический крах, характерный для времени, когда ценности и идеалы были искажены и подорваны. В отличие от главного героя, Доктора Живаго, Комаровский представляет собой все то, к чему Живаго стремится избежать и противостоять. Он стоит на противоположном краю спектра моральности, выполняя свои сомнительные действия без сожаления и сопричастности к чужим страданиям.
Таким образом, Комаровский является одним из наиболее выразительных персонажей романа «Доктор Живаго» и символизирует разложение и деградацию общества. В своей цинической натуре он становится противоположностью этическим принципам главного героя, а его поступки и методы становятся отражением морального и этического краха времени. Комаровский играет важную роль в развитии сюжета романа, вызывая неприязнь и негативные эмоции у читателей.
Характеристики Комаровского: | ||
---|---|---|
Циничность | Холодность | Моральный разложение |
Эгоистичность | Корыстолюбие | Жестокость |
Комаровский несправедливо использует свои знания и власть, чтобы эксплуатировать и уничтожать других людей, демонстрируя отсутствие моральной ответственности и человечности. Его цинизм и безразличие к страданиям других делают его одним из самых ненавистных персонажей романа.
В этом отношении Комаровский служит важной функцией в тексте, представляя собой «темную сторону» общества и противоположность идеалам и принципам, которые Доктор Живаго продолжает защищать и верить
Тоня Громыко
Тоня Громыко — одна из ключевых персонажей романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.
Характер
Тоня — отзывчивая и заботливая женщина. Она любит помогать другим и всегда готова оказать поддержку своим близким. Тоня обладает сильной волей и независимым характером, она умна и способна принимать трудные решения.
Роль в сюжете
Тоня влюблена в главного героя романа, Юрия Живаго, но его чувства к ней не так сильны, как к его возлюбленной Ларе. Она остается верной и преданной, несмотря на это, и всегда помогает Юрию и его семье. Тоня становится одним из символов простоты, человечности и доброты в тяжелых временах.
Отношения с другими персонажами
Тоня хорошо ладит со всеми членами семьи Живаго и является их близкой подругой. Она дружит и помогает Юрию Живаго, даже когда он много времени проводит с Ларой. В своей душе она испытывает искреннюю любовь к Юрию и мечтает быть с ним.
Статус в обществе
Тоня Громыко не из высшего общества и не обладает большим состоянием, но она образована и благородна. Она работает учителем и пользуется уважением в своем окружении.
Тоня Громыко — потрясающий персонаж «Доктора Живаго», который добавляет глубину и душевную теплоту в историю. Ее преданность, доброта и стойкость в трудные времена делают ее незаменимой для Юрия Живаго и его семьи. В ее образе Пастернак показывает, как непростые времена формируют истиных героев, способных сохранить гуманность в любых обстоятельствах.
Краткий анализ
Год написания – 1945–1955 годы.
История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.
Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.
Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.
Жанр – Роман.
Направление – Реализм.
Важность анализа персонажей в романе «Доктор Живаго»
Роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака — это произведение, в котором автор открыто высказывается о своих взглядах на жизнь, любовь, революцию и многое другое. Главные герои романа — Юрий Живаго, Лара Гужева, Павел Андреевич Антонов, Виктор Комаровский и другие — являются ключевыми фигурами, которые передают идеи и взгляды автора на мир.
Анализ персонажей является важнейшим шагом в процессе понимания содержания произведения. Изучение характеристик и поступков героев позволяет читателю увидеть многогранность мира, проанализировать причины их поступков, научиться понимать их мотивацию. И только после того, как мы вникнем в глубину психологии героев, мы можем полно и правильно понять их взгляды на мир.
Каждый герой романа «Доктор Живаго» имеет свою уникальную историю, свои мотивы и цели. Сравнение их поступков и реакций позволяет читателю более глубоко понять смысл произведения
Важно не только описать каждого персонажа, но и проанализировать их взаимодействие друг с другом, их реакцию на окружающую действительность
Таким образом, анализ персонажей в романе «Доктор Живаго» позволяет нам более глубоко понять историю, порой сомнительные поступки героев, их поведение в различных жизненных ситуациях, что помогает читателю разобраться в многообразии идей и мнений, заложенных автором в произведении.
Главные герои романа «Доктор Живаго»: анализ персонажей Б.Л. Пастернака в сочинении
Тонкий: другой герой и жизненный выбор Лары Антоновны
Одним из важных героев романа «Доктор Живаго» является Тонкий – человек, который оживляет произведение своим появлением и участием в судьбах других персонажей. Он показан как необычный и загадочный человек, привлекательный для женщин своей интеллигентностью и чувством юмора. Он убеждает Лару в том, что она должна быть свободной и делать то, что говорит ее сердце, а не подчиняться общественным нормам.
Тонкий является человеком, с которым Лара может быть собой. Он показывает ей, что каждый выбор имеет последствия, и она должна решить, стать ли она свободной женщиной или жить в соответствии с общественными нормами
Это важное предупреждение, которое помогает Ларе принять жизненный выбор
Кроме того, Тонкий является олицетворением свободы и независимости в романе. Он не подчиняется никому, кроме своего сердца, и это привлекает к нему других персонажей, таких как Лара. Его жизненный взгляд на жизнь влияет на других, и он показывает, что каждый человек должен иметь свободу выбора и быть независимым в своих решениях.
В целом, Тонкий является одним из наиболее интересных персонажей в романе «Доктор Живаго», который помогает Ларе принять жизненный выбор и стать независимой женщиной
Он выполняет роль друга и мудрого наставника, который помогает персонажам выяснить, что действительно важно для них и следовать своему сердцу
Второстепенные герои
Павел Антипов
Не имея семьи уходит на фронт в качестве добровольца. Война очень меняет его жизненные взгляды и никак не может приспособиться к обстановке военного времени. В революционное время становится комиссаром и меняет фамилию. После возвращения на родину встречает доктора Живаго, от которого узнает о трагической судьбе Ларисы, после чего кончает жизнь самоубийством.
Евграф Живаго
Является сводным братом главного героя. Очень восхищен талантом своего брата. Всегда помогает ему во всем особенно в материальном плане. Но Юрий даже и не догадывается кем работает его сводный брат. Но благодаря ему Юрий живет и работает в своем городе. Даже после трагического конца Юрия, Евграф продолжает помогать его детям.
Веденяпин Николай
Является дядей Юрия. Который приютил его после смерти последнего родителя. Он и рассказывает о его родителях, и заботиться о нем как может.
Александр и Анна Громеко
Являются приемными родителями Юрия, и родными для Тони. Были очень положительными людьми которые сделали Юрия таким, какой он есть. Долгие разговоры с приемным отцом закаляют характер доктора. Мать же благословила их брак незадолго до своей кончины.
Марина
Является неофициальной женой доктора, которая доживает с ним последние его годы жизни, родив ему двоих детей.
Главные герои
Юрий Живаго
С самого детства был очень талантливым человеком. Является приемным ребенком в семье Громеко. Именно по настоянию его знакомых, он и попадает в эту хорошую семью. Там он обрел счастье и любовь своих приемных родителей. Имел много друзей и по натуре своей был очень общительным человеком. С детства любил поэзию и с ранних лет уже писал красивые стихи. Но после того как вырос, понял что его призвание это врач. Выучившись на врача, он женится на Тоне, у них рождается дочь, а Юрий работает врачом. Но после начала войны Юрия, как и остальных мужчин, призывают на фронт. Именно там он всерьез задумывается о себе, смысле жизни, а также о том, как быстро все меняется. На фронте встречает вторую любовь Ларису, с которой впоследствии и живет. После возвращения с фронта долгое время пытается начать жизнь в родном городе. В итоге умирает от сердечного приступа.
Тоня
Является дочерью приемных родителей Юрия. Как итог они стали супругами. Растила детей практически одна. Юрий никакого участия не принимал. Из-за маленького заработка главы семейства, семья не могла себе позволить даже самого необходимого. После того как он полностью пропадает из ее жизни, Тоня уезжает с детьми за границу, при этом написав Юрию о том что она не осуждает его и знает о его отношениях с Ларисой. И обещает воспитать детей как положено ради уважения к нему.
Лариса
Данный персонаж оказался очень с трудной судьбой. Внешне очень красивая женщина, выходит замуж только от того чтобы избавится от навязчивого Комаровского. Который испортил ей всю жизнь. Являясь очень смелой женщиной, она всю свою несчастную жизнь защищает себя и ребенка одна. Обманута Комаровским, она сбегает с ним, для того чтобы избежать преследований со стороны власти. Но однажды она появляется на похоронах Юрия и тут, же исчезает навсегда.
Комаровский
Виктор Комаровский – адвокат, богатый и влиятельный человек. Живя с матерью Ларисы, он влюбляется в нее и принуждает ее также влюбиться в него. И преследует ее всю жизнь. Является очень хитрым и скользким человеком, а также человеком, который причастен в гибели отца Юрия Живаго.
Главные герои романа «Доктор Живаго»
Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» является одним из самых знаковых произведений в русской литературе XX века. Главные герои романа занимают особое место в его сюжете и символике.
Юрий Живаго – главный герой романа, ставший символом нового времени, нового человека, отличающегося от прежних замкнутостью и эгоизмом. Юрий в то же время олицетворяет вечно живущую русскую душу, способность переживать и преодолевать все трудности с помощью своей внутренней силы.
Лара – другой главный герой романа, прекрасная и загадочная женщина, которая является воплощением Идеала. Она становится для Живаго идеалом красоты, духовности и любви, и одновременно символом его кризиса и разрыва с прошлым.
Комаровский – представитель старого режима, циничный и жестокий, склонный к манипуляциям и злоупотреблению властью. Комаровский символизирует все пороки старого мира, которые противостоят Живаго и Ларе.
Все герои романа «Доктор Живаго» характеризуются особыми чертами, которые делают их узнаваемыми и оригинальными в контексте сюжета. Их судьбы тесно переплетаются и вместе создают грандиозный эпос о России и о русской душе в XX веке.
Главные герои и их характеристика
- Юрий Андреевич Живаго — основной персонаж романа. В начале произведения талантливый молодой человек, из-за жизненных обстоятельств, живущий в приемной семье. В середине романа Юрий — писатель, поэт и хороший доктор. Став взрослым, он женится, у него появляются дети, но настоящей любовью для него остаётся смелая и красивая Лариса. С развитием сюжета читатель наблюдает как Юрий ищет себя и своё предназначение в мире. На долю героя выпадает много разлук, страданий, плен и война.
- Антонина Александровна Живаго (Громеко) — толерантная женщина из богатой профессорской семьи. По профессии юрист, является женой Юрия Живаго, с которым знакома с детства. Дама снисходительна и относится к своей жизненной судьбе по-философски. Тоня почти в одиночку воспитывает двоих детей. Спокойно воспринимает измены мужа и мужественно переносит все тягости жизни. К концу романа уезжает заграницу.
- Лариса Фёдоровна Антипова — жена Антипова, также является второй незаконной женой Юрия Живаго. В 16 лет вступила в любовные отношения с любовником матери — это нанесло незаживающую рану её душе. Умная, красивая, смелая женщина. Прошла через множество жизненных испытаний: тайная любовь с Юрием Живаго, жизнь с революционером, разлука с дочерью, постоянный страх быть арестованной. В начале карьеры она работала учителем в гимназии, а после решила стать сестрой милосердия.
- Павел Антипов-Стрельников — первый законный муж Ларисы. Образованный, волевой и отважный человек. Сначала работает учителем, как и его жена. Потом уходит добровольцем на фронт, где не может определиться, на чью сторону встать: красных или белых. В итоге он становится комиссаром. Долго находится в бегах. По возвращению узнаёт об отношениях Ларисы и Юрия, кончает жизнь самоубийством.
- Виктор Ипполитович Комаровский — богатый и влиятельный адвокат, но подлый и развратный человек. Склонил к отношениям юную Ларису и тем ранил её неокрепшую душу. Довёл отца Юрия Живаго до самоубийства из-за банкротства. Везде и всегда искал выгоду.
- Евграф Андреевич Живаго — сводный младший брат Юрия Живаго. Сын княгини. Молодой человек часто оказывается рядом в трудную для Юрия минуту и становится для него неким ангелом хранителем. В конце романа Евграф уже генерал-майор. И именно он берёт на себя опеку над дочерью Юрия, оставленной Ларисой в раннем детстве.
Главные герои и их характеристика
Роман “Доктор Живаго” представляет разветвленную систему образов, в которой присутствуют различные типы персонажей. Здесь мы встречаем героев-революционеров, интеллигентов, буржуа и простых людей, ставших жертвами сложной системы.
Мне нравитсяНе нравится
С приходом перемен и революционных событий судьбы этих персонажей переплетаются в запутанную паутину противоречий. Они оказываются в ловушке системы, где идеалы и реальность, личные стремления и общественные требования сталкиваются друг с другом. В результате, множество связей и отношений приходится разрывать, чтобы найти путь из этой запутанной ситуации.
Главные герои | Характеристика |
---|---|
Юрий Живаго | Интеллигент до мозга костей, проникнутый высоким уровнем духовности и гуманизма. Стремится помогать всем страждущим, независимо от политических убеждений. Внешняя безвольность является проявлением внутренней свободы и гармонии. |
Лара Гишар | Яркая, сильная духом женщина с желанием помогать людям. Сталкивается с трудностями и принимает сложные решения в постреволюционной России. Пожертвовала своей любовью ради спасения своего ребенка и вынуждена покинуть Живаго. |
Комаровский | Преуспевающий адвокат, олицетворение демонического начала в романе. Стал любовником матери Лары и соблазнил ее дочь, играя роковую роль в их судьбе. Является отрицательным персонажем, ответственным за разрушение отношений между Ларой и Живаго. |
Роман “Доктор Живаго” включает в себя две книги, каждая из которых состоит из 17 частей с нумерацией. Это масштабное произведение прослеживает целую жизнь поколения молодой интеллигенции того времени, являясь своеобразным отражением эпохи. Одно из возможных названий для этого романа – “Мальчики и девочки”, что указывает на фокус автора на представителей молодого поколения.
Одним из гениальных аспектов романа является показ антагонизма двух главных героев – Юрия Живаго и Павла Стрельникова. Живаго предстает перед нами как интеллигент, живущий отрешенно от происходящего в стране, и сохраняющий свою индивидуальность и независимость от идеологии тоталитарного режима. Стрельников, напротив, представляет собой личность, полностью подчиненную идеологии и становящуюся ее ярым приверженцем. Взаимодействие этих двух героев отражает различные пути и выборы, с которыми сталкивались интеллигенты того времени.
Пастернак глубоко воссоздает духовное обнищание русской интеллигенции и передает его через образ Татьяны – внебрачной дочери Лары Антиповой и Юрия Живаго. Татьяна является простой девушкой, несущей отдаленное проявление потомственной интеллигенции. Через ее образ автор показывает, как гибнут истоки и культурное наследие русской интеллигенции в новых революционных условиях.
Жанр
Роман “Доктор Живаго” Бориса Леонидовича Пастернака неуклонно размывает границы привычных жанров и восстанавливает их в новой форме. Как модернистский роман, он отклоняется от устоявшихся канонов и исследует неизменного героя, который стремится отделить себя от изменяющегося мира.
Один из ярких признаков этого произведения – отказ от классического исторического романа, в котором герой претерпевает эволюцию и развитие в контексте меняющейся обстановки. Пастернак отклоняется от этого романного канона, показывая нам героя, который постоянно отдаляется от окружающих его обстоятельств.
Его встречи и разговоры с Самдевятовым становятся отражением этой отчужденности и непонимания окружающего мира. Живаго постоянно переспрашивает и говорит: “Не слышу. Что вы сказали?” Это символично выражает его стремление к отстраненности и отказ от принятия нового строя.
Жанровая многогранность “Доктора Живаго” поражает воображение. В этом произведении сочетаются элементы классического исторического, нравственно-философского, приключенческого и даже психологического романа. Оно обладает фрагментарностью, символизмом, метафоричностью, постоянной сменой точек зрения и лирическим началом. Современное литературоведение имеет несколько названий для подобного жанра, таких как “новый роман” или “тотальный роман”.
Еще одной уникальной особенностью “Доктора Живаго” является его автобиографичность. Роман часто рассматривается как “лирическая исповедь самого Бориса Леонидовича”. Пастернак вкладывает в Живаго свои внутренние переживания, настроения и желания, создавая образ жизни, которую он, возможно, хотел бы прожить. Этот подход напоминает тему двойничества, которая присутствует в творчестве других писателей, например, Анны Ахматовой. Юрий Живаго становится особенным лирическим героем, являющимся высшим проявлением жизни и творчества Бориса Пастернака.
Второстепенные персонажи
Павел Антипов (Стрельников)
Первый и законный муж Ларисы.
Не чувствуя семейного счастья, уходит на фронт добровольцем. Жизнь меняет его взгляды, он не может приспособиться к политической обстановке, бросается в крайности. Становится комиссаром в революционное время, меняет фамилию. Решив вернуться к семье, встречает Юрия, узнаёт о судьбе Ларисы. На следующий день Павел застрелился во дворе.
Евграф Живаго
Сводный брат Юрия.
Он восхищается талантом брата, помогает ему деньгами и продуктами, время от времени появляясь в жизни поэта. Юрий не знает, кем работает Евграф, кто он — они совсем чужие. В конце жизни именно Евграф собирает все сочинения Юрия, устраивает его на работу, помогает с жильём. В жизни Юрия Евграф – ангел-хранитель. Даже после смерти главного героя генерал-майор Евграф Живаго отыскивает его детей и помогает им.
Веденяпин Николай
Дядя Юрия.
Забрал Юрия после смерти матери. Он рассказал мальчику многое о матери и отце, какое-то время заботился о нём.
Александр и Анна Громеко
Родители Тони.
Очень хорошие, светлые люди. Со своим приёмным отцом Юрий ведёт долгие беседы, это лучшее время в жизни Юрия. Мать благословляет их с Тоней на брак, понимая, что дети очень подходят друг другу. Вскоре она умирает.
Марина (неофициальная жена Юрия)
В конце романа Юрий Живаго живёт в Москве с Мариной, у них двое детей.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Доктор Живаго»
для самых компанейских —
Главные герои «Доктор Живаго»
для самых любопытных —
Анализ «Доктор Живаго» Пастернак
Тест по произведению
-
/13
Вопрос 1 из 13
Самые популярные материалы декабря для 11 класса:
Характеристика Мастера
Краткое содержание «Родинка»
Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
Анализ стихотворения «Фабрика» Блока
Краткое содержание «Анна Снегина»
Мечта и реальность в «Мастере и Маргарите»
Краткое содержание «Летят мои кони»
Краткое содержание «Пастух и пастушка»
Аргументы к сочинению «Что такое месть?»
Сочинение «Равнодушие — наивысшая жестокость»
Революция и христианские мотивы
«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.
Автор стремился хранить верность евангельскому завету: «живите, как птицы небесные», то есть в любви и согласии, в мире и уважении.
По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго — не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.
Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.
В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» — по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго. Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами. Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.
Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности. Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.
Популярные сегодня темы
Сцена обеда в Английском клубе предшествует дуэли, которая состоится между Долоховым и Безуховым. Обед в Английском клубе происходит уже после Аустерлицкого сражения в честь героя войны Багратиона.
Комендантом разъезда служит Федот Евграфович Васков, молодой мужчина 32 лет. Васков имеет звание старшины, к своему назначению комендантом относится очень ответственно.
В цикл произведений Максима Горького На Руси входит произведение Страсти-мордасти, который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы
Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное
Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца