Петрушка
Слуга в доме Фамусова. К нему обращается Фамусов со словами, ставшими крылатыми: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.»
В комедии «Горе от ума» Грибоедова разворачивается противостояние двух разных мышлений: мышление главного героя Чацкого и мышление общества Фамусова, «века нынешнего» и «века минувшего». Персонажи обоих сторон конфликта имеют полностью противоположные взгляды, но Фамусов, в отличие от главного героя, обладает значительным численным превосходством.
Александр Андреевич Чацкий
— дворянин, представитель «века нынешнего». Вместе с Софьей, дочкой Фамусова, в которую он влюблен, какое-то время жил и воспитывался в доме ее отца. Герой отстаивает свободу, выступает против крепостничества и лжи властей, он истинный патриот. Стремлением к свободе и правде похож на декабристов.
Исходя из характера Чацкого, можно сказать, что он крайне чувствительный, пылкий и страстный человек. Чему свидетельствует его реакция на взгляды и слова Фамусова, его возмущение. Он реагирует слишком остро. Кто-то может сказать, что его споры и попытки переубедить это порочное общество подобны разбрасыванию бисера перед свиньями. Однако это также делает Чацкого и очень честным.
Павел Афанасьевич Фамусов
— богатый московский чиновник, представитель «века минувшего», как и почти все остальные персонажи пьесы, кроме Чацкого. Главные идеалы Фамусова — это чины и деньги. Он приверженец старых устоев, традиций и порядков. Фамусов угождает чинам выше, чинам же ниже отнюдь не благодетельствует. Ненавидит все, что связано с наукой, любым просвещением и книгами:
Софья Павловна Фамусова
— его семнадцатилетняя дочь. Вопреки идеалам отца, очень любит читать, хоть и лишь французские романы. Умная, сообразительная и привлекательная девушка. Из-за сильной любви к книгам влюбилась в подлого Молчалина, увидев в нем героя романа, но не увидев истинную натуру.
Алексей Степанович Молчалин
— секретарь Фамусова. Как и можно понять по его фамилии, неразговорчив. Хитрый, подлый лжец. Обманывает Софью ради выгоды, ведь она дочь состоятельного чиновника, на самом же деле ухаживает и за служанкой Лизой. Трусливый, очень услужливый и угодливый:
Сергей Сергеевич Скалозуб
— полковник, одержимый армией и повышениями. Мечтает дослужиться до генерала. За него Фамусов хочет выдать Софью замуж. По натуре Скалозуб совсем неглубокий и ограниченный человек.
Антон Антонович Загорецкий
— знакомый Фамусова. Часто бывает на светских мероприятиях, мошенник, картежник, обманщик и сплетник.
Репетилов
— знакомый Чацкого. Свойственная черта характера этого персонажа — потребность повторять услышанное от других. У него полностью отсутствует собственное мнение. Его слова пусты и смысла в себе не несут. Излишняя говорливость исходит из бессознательного желания чем-то заполнить внутреннюю пустоту.
Фамусовское общество не может принять Чацкого, для них он сумасшедший. Чацкий в этом обществе обречен на одиночество.
События, изображенные в пьесе, происходят в послевоенные годы (после войны 1812 года), когда начинает разворачиваться Появляются два противоборствующих лагеря. Это передовые дворяне и консерваторы. В пьесе передовых дворян представляет Чацкий, а консерваторов — все
Главные герои
Одним из главных героев произведения является Александр Чацкий, вокруг которого и крутится большая часть сюжета. В раннем детстве он остался сиротой, а воспитывал мальчика его родной дядя. И хоть мужчина пытался вырастить его похожим на себя, юноша никогда не желал служить и жить ради получения чина, поэтому решил отправиться в путешествие, а вернулся ради любимой девушки.
Чацкий очень умный, проницательный и прямолинейный человек, который не привык держать язык за зубами, высказывая собеседнику свою точку зрения в довольно грубой форме. Он обладает нетипичным чувством юмора, не прочь опустить неприятную шутку и высмеять пороки человека. Герой не желает ограничиваться рамками и сидеть на месте, любит находиться рядом с единомышленниками, а его главным пристрастием является девушка Софья, чье сердце занято скромным Молчалиным. Чацкий недоволен нынешним устройством общества, поэтому активно высказывает свою позицию и делится мнением на счет разных вещей.
Молчалина можно назвать полной противоположностью Чацкого. Это тихий, невзрачный и скромный человек, привыкший отмалчиваться в любой ситуации. Он умеет потакать и нравится более богатым и влиятельным людям, выполняя каждую их прихоть, и именно так он и стал секретарем в доме Фамусовых. Ради собственной выгоды Алексей не прочь отказаться от своего мнения и точки зрения. У него отсутствуют четкие принципы и жизненная позиция, а расчетливость и молчаливость помогают достичь желаемого. С Софьей он встречается исключительно из личных интересов, а по-настоящему любит лишь служанку Лизу.
Фамусов всегда являлся противником любых изменений в обычном укладе жизни. Он не желал пробовать новое, предпочитая жить по старым порядкам и устоям. Мужчина со скептицизмом относился к чтению книг и образованию, хотя сам получил его в былые годы. Герой предпочитал прислушиваться к прошлому поколению, совершенно не признавая другой точки зрения, а ко всему прочему зависел от мнения родственников и окружения. Фамусов может быть довольно грубым и агрессивным со своими слугами, которых он не прочь оскорбить и унизить, а также считает себя очень привлекательным человеком в самом расцвете жизненных сил, будучи далеким от собственных видений. Он старается играть роль хорошего отца, вот только не всегда справляется с этой задачей, жестко отсекая любых претендентов на сердце Софьи.
Софья является молодой и симпатичной девушкой семнадцати лет, приходящейся дочерью Фамусову. Она обладает сильным характером, может постоять за себя и совершить смелый поступок, не страшась осуждения, а также не боится признавать собственные оплошности. Героиня без памяти влюблена в скромного секретаря Молчалина, не подозревая о том, что молодой человек равнодушен по отношению к ней
В свою очередь Софья с настоящим отвращением относится к Чацкому, который всячески пытается заслужить ее внимание, ведь считает его слишком грубым, жестким и язвительным. Девушка питает любовь к чтению, чего не одобряет отец, а также умеет играть на фортепиано.
Одним из главных героев комедии Горе от ума является Скалозуб. Это полковник, для которого карьера и его чин находятся на первом месте. Он так и не обзавелся семьей, отдав всю жизнь работе. Ради повышения и достижения целей амбициозный мужчина был готов на любые жертвы, а в своих напарниках видел потенциальную выгоду. Скалозуб был приверженцем старых взглядов, а что-то новое ему чуждо и неинтересно. Его нельзя назвать умным человеком, но герой обладает чувством чести и готов защищать близких.
Вариант 2
Таблица с характеристиками героев Горе от ума
1. Чацкий – богатый дворянин, который является главным героем пьесы. Он очень умный и образованный, но в то же время очень эмоциональный и часто попадает в неловкие ситуации. Он также очень романтичен и влюблен в Софью. Чацкий является символом интеллигенции и культуры, но его слабостью является его эмоциональность.
2. Софья – дочь Анны Андреевны, которая является главной героиней пьесы. Она очень красива и умна, но также очень скромна и застенчива. Она влюблена в Чацкого, но не может выразить свои чувства. Софья является символом женственности и красоты, но ее слабостью является ее застенчивость.
3. Молчалин – друг Чацкого, который является очень тихим и замкнутым человеком
Он не говорит почти ничего, но его присутствие очень важно для Чацкого. Молчалин является символом молчания и таинственности, но его слабостью является его невыразительность
4. Лиза – сестра Чацкого, которая является очень кокетливой и легкомысленной. Она не очень умна, но очень красива и привлекательна для мужчин. Лиза является символом кокетства и легкомыслия, но ее слабостью является ее невежество.
5. Скалозуб – богатый дворянин, который является очень грубым и невежественным человеком. Он не умеет общаться с людьми и часто попадает в неловкие ситуации. Скалозуб является символом грубости и невежества, но его слабостью является его неумение общаться с людьми.
6. Анна Андреевна – мать Софьи, которая является очень мудрой и духовной женщиной. Она помогает Софье в ее отношениях с Чацким и является символом мудрости и духовности.
7. Медведев – друг Чацкого, который является очень простодушным и добродушным человеком. Он помогает Чацкому в его делах и является символом доброты и простоты.
8. Шафиркин – богатый дворянин, который является очень высокомерным и эгоистичным человеком. Он не уважает других людей и часто попадает в неловкие ситуации. Шафиркин является символом высокомерия и эгоизма.
9. Кукушкин – бедный дворянин, который является очень умным и находчивым человеком. Он помогает Чацкому в его делах и является символом умения выживать в трудных условиях.
10. Подколесин – богатый дворянин, который является очень эксцентричным и странным человеком. Он не умеет общаться с людьми и часто попадает в неловкие ситуации. Подколесин является символом эксцентричности и странности.
Сюжет пьесы
Весь сюжет произведения закручен вокруг молодого человека дворянских кровей Александра Чацкого. Он возвращается из трехлетнего путешествия обратно на родину к своей возлюбленной — Софье Фамусовой. Они дружили с самого раннего детства, а в юности полюбили друг друга. Но как выяснилось, Софья была в сильной обиде на Александра из-за того, что тот уехал в Сант-Петербург и не писал ей.
Вернувшись домой, Чацкий первым делом едет в дом Павла Фамусова, отца Софьи, с намерением жениться на девушке. Но София реагирует на его приезд довольно холодно. Сначала Александр не догадывается, что его приезд не к месту. Выясняться, что Софье нет дела до Чацкого, ведь она влюблена в другого и погружена в свои переживания.
Возлюбленным оказывается Алексей Молчанин, который проживает в ее усадьбе и приходится секретарем Павла Афанасьевича. Но Чацкий не знает этого, потому он пытается понять, кто украл сердце его Сони. Алексея он не считает за противника, а видит в нем лишь жалкого человека, который не достоин ни внимания, ни любви девушки. Помимо всего прочего, он презирает его за попытки угодить всем вокруг, особенно тех, кто выше него по статусу. После того как Александр понимает, что именно этот мелкий человек понравился его Софье, он в ней окончательно разочаровался.
С самого начала и до конца комедии Чацкий то и дело читает выразительные монологи, в которых раскрывает всю сущность московского общества. Ярче всего представляет в них это самое общество папа Сони — Павел Фамусов. Однако в этом самом обществе недолюбливают Александра и поговаривают о его сумасшествии. Слухи о том, что у Чацкого не все в порядке с головой, начала распускать Софья, обидевшись, что он как негодяй ее бросил. А люди с радостью их подхватили и разнесли по всей столице. В финальном действии пьесы Чацкий принимает решение покинуть Москву.
В произведении, как и в любой классической пьесе, соблюдены единство места и времени происходящего. События разворачиваются в течение суток в доме Фамусова. В сюжете отражаются две линии: любовная история Чацкого и его противостояние столичному обществу.
Популярные сегодня темы
В русской литературе роман М.Ю
Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем
Читатели знакомятся с неунывающийм бойцом Василием Теркиным. Автор рассуждает о том, как важны в тяжелых условиях войны хорошие шутки, которые поднимают боевой дух солдат и помогают им переносить тяготы фронтовой жизни.
Источником понятия фамилии «Манилов» стало известное произведение Николая Гоголя «Мертвые души». Часто называют слово «маниловщина».
Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима. К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация
Во дворе дома играли ребята. Наступил вечер. Все родители уже вернулись домой, и забрали своих детей. Остался только один мальчик. Он сидел и ожидал свою маму, которая почему-то так долго не приходила
Рассуждение 2
Персонажей комедии А. С. Грибоедова можно разделить на три разряда: главные, второстепенные и лица третьего плана. К главным героям относятся Александр Андреевич Чацкий, Павел Афанасьевич Фамусов, его дочь Софья и Алексей Молчалин, а к второстепенным — Скалозуб, Репетилов, Загорецкий и Лиза. В число третьестепенных лиц входят гости, приезжающие на бал в третьем действии, слуги и внесценические персонажи.
Чацкий – молодой холостой дворянин, воспитывавшийся после смерти своих родителей в доме Фамусова. Он отличается острым умом, красноречием и свободолюбием, поддерживает прогрессивные взгляды на жизнь и общество, любит свою страну и народ. Герой с детства влюблен в Софью, но разочаровывается в девушке, узнав о её любви к Молчалину.
Павел Афанасьевич Фамусов – помещик, придерживающийся традиционных взглядов на жизнь. Он работает управляющим в государственном учреждении и нередко пользуется своим служебным положением. Павел Афанасьевич стремится всеми силами сохранять и укреплять положительное мнение общества о себе и своей семье, желает выдать свою дочь замуж за богатого человека. Его жизненные принципы давно устарели, он видит зло в образовании и оценивает людей лишь по их чинам и финансовому положению.
Софья Фамусова – воспитанная и образованная девушка, любящая музыку и французские книги. Девушка влюблена в Молчалина и не замечает его низости и коварства. Хоть Софья и неглупа, она оказывается неспособной оценить Чацкого и его искренние чувства к ней.
Алексей Степанович Молчалин, один из главных отрицательных героев произведения, работает секретарем у Фамусова. Он коварен, лицемерен, расчетлив и беспринципен. Он готов пойти на любую подлость, чтобы улучшить свое положение. Молчалин завязывает отношения с Софьей ради выгоды, хотя в действительности неравнодушен к служанке Лизе.
Скалозуб – мужчина средних лет, живущий в Москве и служащий чиновником. Более всего его заботит военная служба, а его главной целью в жизни является должность генерала. Фамусов мечтает о таком женихе для своей дочери.
Лиза – служанка в доме Фамусова. Она веселая и легкомысленная девушка, помогает Софье в отношениях с Молчалиным и заигрывает со слугой Петрушкой.
Важное место в числе второстепенных персонажей занимают Репетилов и Загорецкий. Приятели Фамусова показывают читателю отношение автора к глуповатым и поверхностным болтунам, выражающим вольнодумные мысли, не понимая их смысл
Эти герои помогают А. С. Грибоедову изобразить косное московское общество.
Каждый из персонажей комедии играет важную роль для понимания произведения.
Образцы жизни и идейные принципы
Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.
Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.
Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.
Речевые особенности героя
Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
- «мочи нет»;
- «уморить»;
- «прозябли»;
- «невзначай»;
- «бить баклуши».
Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.
В отечественной классике Грибоедов известен, как автор первой комедии, сочетающей в себе примеры классицизма и реализма, хотя у него были и другие комедии, созданные раньше. Ранее созданные пьесы включали в себя зачатки сочетания различных стилей для основания нового, но истинным результатом новаторского жанра, стало произведение Грибоедова «Горе от ума». Идея пьесы возникла у автора в 1820 году, значимую помощь в описании образов, писателю оказали рассказы его давней подруги, Греховой Е. Б. Комедия Грибоедова считается верхом поэтической драматургии, реплики из пьесы моментально превратились в цитаты, до сих пор используемые в нашей жизни.
Положительные черты
Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.
Добродушие.
Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.
Гостеприимность.
Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.
Любовь к прошлому.
Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, — его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.
Главные герои (Горе от ума)
Комедийную пьесу «Горе от ума» можно смело назвать самым ценным и величественным произведением Александра Сергеевича Грибоедова, ставшее классикой русской литературы конца XIX века. В образе каждого из своих героев, автор заложил особый замысел, который постепенно раскрывается по мере знакомства с ними.
Одним из главных героев является Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин нового поколения, отчуждающий взяточничество и коленопреклонение. Каждым из своих действий, Чацкий пытается избавиться от пережитков прошлого времени и является истинным патриотом своей Родины. Образ Чацкого – образ аристократа с закоренелой избирательностью и презрительным отношениям к высшему обществу.
Фамусов Павел Афанасьевич представляется читателям в образе русского дворянина, который живет в круговой поруке и в пожизненных взятках. Высокое место в обществе Фамусов получил отнюдь не из-за своего рода, а просто благодаря широким связям. Павел Афанасьевич – человек, с закоренелыми устоями и ценитель старых порядков, к которым «мы все привыкли», поэтому считает любое их изменение и нововведение истинным сумасбродством. Фамусов имеет как положительные черты, так и негативные. Первое хорошо проявляется в склонности к доброте и состраданию. Явным примером этого является шаг на воспитание сына своего друга в качестве своего собственного ребенка, после того, когда его отец умер. Противоположностью к первому можно привести пример к мнению о браке – он должен состоятся лишь в том случае, если союз двух людей принесет одному из них большую финансовую прибыль, а не по любви и взаимным симпатиям.
Дочь Фамусова – Софья, является девушкой с мечтами. В силу своей гордости она образована, чтобы достойно проявлять себя в обществе, но при этом склонна совершать поступки, не основанные на логике. Все нововведения Чацкого ей кажутся глупыми, ведь она дочь человека с устоявшимися порядками. Софье нравится играть с чувствами Чацкого, для нее их отношения всего лишь игра в любовь, в которой может быть и третий игрок в лица Молчалина.
Молчалин Алексей Степанович является секретарем Павла Фамусова, всегда старается найти наиболее прибыльное и выгодное для себя положение в обществе. Высказывания Молчалина заключены лишь в коротких обобщенных фразах. Будучи простолюдином низкого происхождения Молчалин становится карьеристом с мечтой об высшем обществе, поэтому любым путем старается угодить тем, кому это нужно.
Очень кратко
В произведении Гридоедов не разделяет героев полностью на положительных и отрицательных. Эта черта была обязательна для раннего классицизма, но автор отходит от нее и решает писать по собственным правилам. У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, он точно передает человеческую натуру, что позволяет ему приблизиться к реализму больше, чем другим писателям.
Так, например, Чацкий, несмотря на то, что умный и честный, смелый и независимый, но он может вспылить в любой момент, расстроиться по пустякам и сделать неправильный выводы. При этом Фамусов отлично выполняет функции отца, который является примером и образцом для других. Софья, несмотря на то, что безжалостно относится к чувствам Чацкого, обладает живым умом и готова решительно действовать.
Но Грибоедов использует другую отличительную черту классицизма, все фамилии в произведении являются говорящими. Хотя, так может и не показаться на первый взгляд. Фама – это латинское слово молва, что говорит о том, что его больше всего волнует общественное мнение. Об этом говорит и то, что он восклицает в конце произведения: «Что скажет Мария Алексеевна!».
Весь социальный конфликт в основном разворачивается между Чацким и Фамусовым. Любовный конфликт же разворачивается между Софией, Чацким и Молчалиным. Но все равно фигура Чацкого является ключевой в произведении, он является ключевой фигурой в обоих конфликтах, как в социальном, так и в любовном.
Принято считать, что образ Софии является самым сложным и противоречивым. Она наравне с Молчалиным пренебрегает отношением и мнением общества. Софья привыкла много времени проводить за чтением книг. Но при этом она и не занимает полностью сторону Чацкого, с которым у нее похожи взгляды. Она постоянно корит его за то, что язвителен и беспощаден в словах. Часто она называет его безумцем, не находит с ним общий язык, и вообще непонятно куда испарились ее пламенные чувства, которых так ждал Чацкий и почему она перешла на сторону Молчалина.
Достаточно образованная и интеллигентная, ее мнение достаточно противоречиво и не может быть отражено полностью, порой она сама не понимает, какое решение примет в тот или иной момент. Но при этом нельзя назвать ее девушкой глупой или необразованной.
Отличие комедии от литературы 18 века
Огромное и принципиальное отличие комедии Грибоедова от произведений 18 века состоит в том, что в ней практически все герои — не просто положительные или отрицательные типы, они показаны многосторонне. В «Горе от ума» персонаж Фамусов обрисован не только как человек, который находится в духовном застое; Фамусов — хороший отец своего семейства, настоящий барин. Чацкий — очень пылкий и чувствительный, в то же время остроумный и интеллигентный.
Чацкий в комедии «Горе от ума» уезжает, разочаровавшись в предмете своей любви. На вопрос о том, кто он — победитель или побежденный, можно ответить так: Чацкий был сломлен количеством старой силы, но победил минувший век качеством силы новой.
Так проявляется социальная типизация персонажей. Если здесь автор отходит от классицизма, то в любовной интриге, наоборот, старается соблюсти законы именно этого направления. Есть героиня и два любовника, ничего не подозревающий отец и горничная, покрывающая свою хозяйку. Но в остальном сходства с классицистической комедией нет. На роль первого любовника не подходят ни Чацкий, ни Молчалин. В комедии «Горе от ума» героев-любовников из классицизма нет: первый — проигрывает, второй — не является положительным во всех отношениях героем.
Не может называться идеальной героиней и Софья. «Горе от ума» представляет нашему вниманию неглупую, но влюбленную в никчемного Молчалина девушку. Он ей удобен. Он — тот, кем можно будет всю жизнь помыкать. Она не желает слушать Чацкого и является первой, кто распустил слух о его сумасшествии.
Лиза в большей степени резонер, нежели субретка. Помимо всего прочего, в комедии прослеживается вторая, комическая любовная линия и третья, связанные с отношениями между Лизой, Молчалиным, Петрушей и Фамусовым.
Персонажи комедии
В произведении Александра Грибоедова «Горе от ума» есть два типа персонажей:
- главные герои;
- второстепенные герои;
- внесценические персонажи.
Последние — герои, которые ни разу не вышли на сцену, но их имена то и дело упоминались по мере развития сюжета пьесы. Грибоедов безусловно был новатором. Он возложил на этих немых героев задачу дополнить таблицу и помочь раскрыть всю абсурдность «барской» России.
Удивительно, что второстепенные герои, в отличие от них, появляются на сцене, но при этом не играют практически никакой роли в развитии сюжета. Но и они, как и все другие персонажи, отлично характеризуют фамусовское общество, даже несмотря на свои эпизодические роли.
Среди них особенно смогли выделиться Загорецкий и Репетилов. Именно образ первого доказывает читателю, что все дворянство по натуре своей глубоко безнравственно. Хлестова охарактеризовала его как лгуна, картежника и вора, но мастера прислужить. Именно за это умение его всегда рады видеть. Горич же утверждает, что он ко всему прочему еще и стукач, и предостерегает Чацкого говорить о чем-либо серьезном при нем.
Репетилов — своеобразное высмеивание Александра Чацкого. Он наоборот, судит людей, которые искажают главные идеи дворянского мира. И такой персонаж будет вечен, ведь подражатели всегда появлялись на сломе двух эпох. Такие люди, как он, претендуют на звание передовых и прогрессивных. Но в действительности они просто прибежали туда, где шум.
Наиболее интересна в комедии роль Лизы. С самого начала понятно, что она умна, умеет посочувствовать и хорошо разбирается в людях. Лиза — тот самый персонаж, пересекаясь с которым, каждый герой, сбросив маску, показывает свое истинное лицо. Ее образ — двигатель всего сюжета.
Роль внесценических персонажей «Горе от ума» — отобразить полную картину жизни столицы того времени. Этот тип героев не только смог расширить рамки комедии, но и дополнил характеристику основных действующих лиц, помог их лучше понять. И именно за счет введения большого количества персонажей в пьесе Грибоедову удалось высмеять весь город и его жителей. Даже сам автор охарактеризовал свое произведение следующим образом: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии». Используя цитаты и упоминания о них, автор один за другим ввел в комедию этих персонажей.
Князь и княгиня Тугоуховские, Хлестова
В сатирическом ключе показаны Тугоуховские. Князь Тугоуховский — типичный подкаблучник своей жены. Он практически ничего не слышит и только беспрекословно подчиняется княгине. Князь представляет собой Фамусова в будущем. Его жена — обычная представительница окружающего общества: глупа, невежественна, отрицательно относится к образованию. К тому же оба сплетники, так как первыми разносят слухи о том, что Чацкий сошел с ума. Не зря критики подразделили всех второстепенных персонажей на три группы: Фамусов, кандидат в Фамусовы, Фамусов-неудачник.
Хлестова представлена неглупой барыней, однако и она подвержена общему мнению. По ее мнению, честность, интеллект человека напрямую зависят от социального статуса и богатства.
Второстепенные герои «Горя от ума»
Репетилов
Старый знакомый Чацкого, который, однако, никак не тянет на звание его друга, так как он скорее тяготеет к обществу Фамусова и ему подобных. Сам себя Репетилов называет «жалким и смешным неучем и дураком», причём эта самоуничижительная характеристика в целом соответствует истине. По задумке Грибоедова Репетилов является эдакой пародией на честного, благородного и образованного Чацкого.
Лиза
Лиза
Служанка в доме Павла Афанасьевича, в которую влюблён Молчалин, сама она при этом влюблена в буфетчика Петрушку. В целом Лиза относится к положительным героям пьесы «Горе от ума» Грибоедова, но жизнь у неё нелёгкая – к ней постоянно пристают Молчалин и сам П. А. Фамусов. К тому же Лизе приходится помогать Софье в её любовных интригах, что приводит к тому, что у неё самой из-за этого возникают проблемы.
Антон Загорецкий
Загорецкий
Пустой человек, ничего достойного из себя не представляющий. Однако, Загорецкий ведёт активную светскую жизнь, его многие знают, так что он вхож в дом Фамусовых, чем и пользуется время от времени. В целом довольно глуп, питает пагубное пристрастие к азартным играм, особенно карточным. Но честно играть не умеет, постоянно пытается мошенничать, из-за чего имеет репутацию плута и шулера.
Анфиса Хлестова
Вредная и неприятная старуха, разочарованная своей жизнью. Приходится родственницей Фамусову. Любит жаловаться, ворчать и вообще всячески раздражать окружающих. В молодости была фрейлиной при дворе, но это было давно, и с тех пор ничего добиться не сумела. Вероятно, именно отсутствие удовлетворённости собственной жизнью и испортило характер Хлестовой.
Платон Горич
Платон и Наталья Горичи
Ещё один старый приятель Чацкого, второстепенный положительный герой «Горя от ума» Грибоедова. Человек добрый, простой и честный, к тому же в целом неглупый, в силу чего, вероятно, некогда и подружился с Чацким. Отличается бесхребетностью и слабохарактерностью, из-за чего является типичным подкаблучником. Боится сказать жене хоть слово поперёк, а потому молчит, хотя за прошедшее с момента женитьбы время в семейной жизни разочаровался. Терпеть не может балов и прочих подобных мероприятий, но покорно посещает их по воле жены.
Наталья Горич
Супруга Платона Горича, полная и жизнерадостная женщина с высоким голосом, обожает светские мероприятия разного рода. Во многом является противоположностью мужа, которого в целом любит, но чересчур уж опекает. Будучи моложе супруга, относится к нему, как к несмышлёному ребёнку, а потому держит его в ежовых рукавицах. В отличие от него, в семейной жизни не разочарована.
Князь Тугоуховский
Князь Тугоуховский
Пожилой дворянин, обладатель говорящей фамилии – он действительно плохо слышит, из-за чего редко бывает на людях. Ещё один подкаблучник, во всём потакает жене, которая фактически является главой семьи. Смысл жизни князя Тугоуховского сведён к желанию как можно более выгодно – не счастливо, а именно выгодно – выдать замуж своих шестерых дочерей. В общении неприятен, и в целом является довольно язвительным и злым человеком, так что его можно отнести к отрицательным героям пьесы «Горе от ума».
Княгиня Тугоуховская
Супруга князя, из-за его дефекта слуха давно взяла на себя все обязанности по связям семейства Тугоуховских с общественностью. Вовсю командует мужем, не стесняясь, но от к такому отношению давно уже привык, а потому не противится. Вместе с мужем пытается найти выгодную партию для дочерей, и поначалу интересуется Чацким, но, узнав о том, что он не богат, Тугоуховские теряют к нему интерес.
Графини Хрюмины
Не менее неприятная пара дам, чем их фамилия. Старшая графиня – старуха, которая таскается по всем светским мероприятиям и балам в надежде найти мужа для своей внучки, младшей графини. Внучка сама уже является взрослой дамой, точнее, старой девой, и подобная жизнь сделала её озлобленной на весь мир. Её бабушка, впрочем, ничуть не лучше, с Чацким она общается в резких тонах, и он отвечает ей тем же
Петрушка
Простой деревенский парень, неотёсанный и неопрятным, работает у Фамусова слугой-буфетчиком. Несмотря на то, что может произвести не самое лучшее впечатление при встрече, всё-таки относится к положительным героям «Горя от ума» Грибоедова. Прост, как три копейки, но честен и добр. В Петрушку влюблена служанка Лиза, в которую, в свою очередь, влюблён слуга Фамусова Молчалин.