Краткое содержание по действиям
Действие третье
Является госпожа Журден, все еще не потерявшая надежду втолковать мужу, насколько он смешон в своих жалких попытках изобразить знатного господина. Ничего не помогает, Журден непоколебим.
В явлениях 7, 8 и 9 завязывается новая интрига: госпожа Журден велит Николь передать Клеонту, что ему пора просить руки Люсиль. Однако влюбленные ссорятся. Как обычно, небольшая ссора заставляет чувства разгореться сильнее, и вот уже Клеонт готов идти к отцу красавицы, чтобы объявить себя женихом.
В 12-м явлении происходит разговор отца с потенциальным женихом Люсиль. Увы! Незнатное происхождение и нежелание Клеонта приврать, чтобы скрыть правду, приводят к закономерному итогу: Журден наотрез отказывает ему.
Тут слуге Ковьелю приходит на ум идея: надо разыграть Журдена, временно превратив Клеонта в сына турецкого султана. Столь знатному господину Журден отдаст дочь, даже не спрашивая ее согласия!
Действие четвертое
Идет пир. Господин Журден изо всех сил любезничает с маркизой, будучи уверенным в том, что ему удалось разбудить в ее душе любовный пожар. Ловкий Дорант намеренно вводит в заблуждение обоих, рассказывая Доримене о подарках, сделанных за счет простодушного мещанина, а Журдену – о том, как необходимо вести себя в высшем обществе, дабы понравиться прекрасной даме. В разгар веселья неожиданно появляется госпожа Журден, давно подозревавшая мужа в попытке ей изменить. Она разгоняет пирующих и уходит.
Действие пятое
Между тем у Доранта с Дорименой тоже происходит объяснение: маркиза дает согласие выйти замуж за Доранта, дабы получить возможность распоряжаться и его сердцем, и его состоянием. Она ведь еще не знает, откуда граф брал деньги на великолепные презенты.
Приглашают Люсиль, которая быстро узнает возлюбленного и немедленно дает согласие на брак, прежде ею решительно отвергаемый. Подходит и госпожа Журден, Ковьель тихо растолковывает ей, в чем дело. К удивлению и радости мужа, она также легко соглашается на брак Люсиль, хотя ранее настаивала на ее союзе с Клеонтом.
Люсиль выходит замуж за Клеонта, Доримена – за Доранта, Николь – за Ковьеля. На этом пьеса заканчивается. Господин Журден одурачен, все счастливы, каждый получил то, к чему стремился.
Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.
Однако Мольер, писавший по строгим правилам классицизма, все же отошел от него в сторону реализма. Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр – комедию-балет. При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.
Примечательно, что балетные номера не только не ущемляют реализма описываемых событий, но еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.
Главные герои и их характеристика
Комедия “Мещанин во дворянстве” Мольера является источником веселья, смеха и множества забавных ситуаций. Ее главные герои оживляют сцену и отличаются разнообразными характерами и особенностями, что делает их интересными и запоминающимися персонажами. Давайте познакомимся с каждым из них.
Журден
Мне нравитсяНе нравится
Журден – главный герой комедии “Мещанин во дворянстве” – предстает перед нами как буржуа, который с нескрываемым энтузиазмом стремится стать дворянином. Он обладает непосредственностью и наивностью, безрассудством и щедростью. Неустанно стремясь к своей заветной мечте, Журден с радостью одалживает деньги и доверяет всесилие финансовых возможностей.
Если его рассердить, Журден мгновенно вспыхивает, начинает кричать и создавать скандалы. Веря в то, что деньги могут решить любые проблемы, он обращается к самым дорогим портным, полагая, что их одежда придаст ему дворянский блеск и изысканность.
Журдена насмехаются и дурачат все, начиная от простых слуг и заканчивая близкими родственниками и лжедрузьями. Его грубость, невоспитанность, невежество и вульгарность заметно контрастируют с его претензиями на дворянский лоск и изящество.
Жена Журдена
Мне нравится1Не нравится
Жена Журдена предстает перед нами как самодостаточная и разумная женщина, которая является противоположностью своему мужу. Она выделяется своим воспитанием и здравым смыслом. Практичная и утонченная дама всегда проявляет достоинство и элегантность в своем поведении.
Жена Журдена стремится направить своего супруга на “путь истины”, пытаясь разъяснить ему, что все его окружающие используют его. Она обладает ясным видением и рассудительностью, осознавая фальшь и ложные притязания Журдена.
Госпожа Журден не зациклена на дворянских титулах и не увлечена статусами. Она не стремится к социальному возвышению и высокому положению. Даже свою любимую дочь она желает выдать замуж за человека, который будет равен по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и счастливо.
Дорант
Мне нравитсяНе нравится
Граф Дорант выделяется своей благородностью и принадлежностью к высшему сословию. Он обладает аристократическими манерами и высокомерием. Дружбу с Журденом он поддерживает исключительно из корыстных побуждений.
Предприимчивость Доранта проявляется в его ловкости в присвоении даров, которые Журден подарил Маркизе, представляя их как свои собственные. Даже бриллиант, который был подарен Журденом, Дорант выдает за свой собственный подарок.
Зная о розыгрыше Ковьеля, Дорант не спешит предупредить своего друга о коварных планах насмешников. Напротив, он сам наслаждается наблюдением за глупым Журденом и потешается над ним.
Маркиза Доримена
Мне нравится2Не нравится1
Маркиза Доримена, вдова представляющая знатный дворянский род, является одним из ключевых персонажей в комедии “Мещанин во дворянстве”. Она становится целью Журдена, который ради нее обучается всем наукам и тратит огромные суммы денег на дорогие подарки и организацию светских раутов.
Маркиза Доримена отличается лицемерием и тщеславием. Она способна в глазах хозяина дома сказать, что все его затраты на прием были напрасными, однако в то же время с наслаждением погружается в деликатесы и роскошь. Она не против принимать дорогие подарки, но когда она видит супругу своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.
Возлюбленные (Люсиль и Клеонт)
Мне нравится1Не нравится
Люсиль и Клеонт, представляющие возлюбленных в комедии Мольера, являются представителями нового поколения. Они отличаются прекрасным воспитанием, умными и находчивыми. Люсиль искренне любит Клеонта, и поэтому она сопротивляется, узнав, что ее собираются выдать замуж за другого.
Клеонт – молодой человек, который действительно заслуживает любви. Он умный, благороден в манерах, честен, добр и предан. Он не стыдится своей семьи, не стремится за пресловутыми статусами, открыто выражает свои чувства и желания.
Действие первое: подготовка к званому ужину
В доме Журдена дожидаются хозяина два мастера — учитель танцев и учитель музыки. Тщеславный и глупый Журден стремится в аристократы и возжелал иметь даму сердца, коей и стала маркиза Доримена. Он готовит славный пир с балетом и другими развлечениями, надеясь впечатлить знатную особу.
Хозяин дома выходит к ним в ярком халате, мотивируя это тем, что так нынче одеваются по утрам все аристократы. Журден спрашивает мнение мастеров относительно его внешнего вида, на что те рассыпаются в комплиментах. Он просматривает и прослушивает программу, встревает в исполнение пасторальной серенады и убеждает мастеров остаться взглянуть на его новый костюм, сшитый по последней моде, который ему вот-вот должны принести.
Общие сведения
Когда Людовик раскусил обман, он заказал Мольеру создание пьесы, которая высмеивала бы помпезность и специфичность нравов и культуры востока. Всего за год великому писателю удалось создать яркую и живую комедию, впечатлявшую короля и публику. Со временем автор дополнил свою комедию философскими рассуждениями о поведении современной знати.
Главный герой «Мещанина во дворянстве» — Журден, он богат и обеспечен, но не имеет титула. Это очень расстраивает молодого человека, поэтому он решает нанять учителей и парикмахеров, чтобы те сделали из него настоящего дворянина. Все его слуги тщательно выполняют все капризы, льстят и заискивают с одной лишь целью — получить больше денег.
Несмотря на то что все близкие главного персонажа в открытую предупреждают его о нелепости облачения и поведения, он не слушает их. Гордость и желание воплотить мечту в реальность не позволяют герою осознать всю нелепость происходящего. Вместо этого он мнит себя истинным аристократом, но все попытки стать знатным затягивают лишь в новые смешные ситуации.
Автор старается максимально высмеять происходящее, показывая, как безрассудно смотреть на вещи сквозь призму лести. Это стандартный мольеровский прием. Коротко его система включает в себя противопоставления героев с разными характерами. Совершенно не слушая друзей и жену, Журден погрязает в собственных иллюзиях.
Действие первое: подготовка к званому ужину
В доме Журдена дожидаются хозяина два мастера – учитель танцев и учитель музыки. Тщеславный и глупый Журден стремится в аристократы и возжелал иметь даму сердца, коей и стала маркиза Доримена. Он готовит славный пир с балетом и другими развлечениями, надеясь впечатлить знатную особу.
Хозяин дома выходит к ним в ярком халате, мотивируя это тем, что так нынче одеваются по утрам все аристократы. Журден спрашивает мнение мастеров относительно его внешнего вида, на что те рассыпаются в комплиментах. Он просматривает и прослушивает программу, встревает в исполнение пасторальной серенады и убеждает мастеров остаться взглянуть на его новый костюм, сшитый по последней моде, который ему вот-вот должны принести.
Сатира в произведении сведена к минимуму, однако явно прослеживается. Жан Батист Мольер с легкостью высмеивает тщеславие и неумение человека быть на своем месте. В лице Журдена явным насмешкам подвергается целый класс французской общественности — купцы, у которых денег намного больше, чем ума и образования. Кроме буржуазии изрядную долю насмешек получают льстецы, лжецы и желающие разбогатеть на чужой глупости.
Сочинение 2
Господин Журден
Ключевой персонаж произведения относится к людям низкого происхождения, не имеющего сильного веса в обществе. Но господин Журден мечтает попасть в высший свет и стать его полноправным представителем.
Глупый и сумасбродный, он из кожи вон лезет, чтобы обрести как можно большее сходство с дворянином. Платит большие деньги жуликоватым учителям, стараясь достичь с их помощью дворянского величия и аристократических манер. Обучается танцам, фехтованию и прочим вещам, характерным для людей высшего общества. Также тратит большое количество денег на портных, наивно полагая, что при помощи одежды добьется необходимого изящества. Желает выдать замуж дочь только за дворянина.
Жена Журдена
Женщина является абсолютной противоположностью мужа. Она, так же как и он происходит из мещан и напротив, гордится этим. Ей интересны и наиболее приятны именно представители этого сословия, в отличие от напыщенных дворян.
Госпожа Журдена скептически относится к попыткам супруга показать себя с лучше стороны. Это умная женщина очень рассудительна и практична. Она считает верным выдать дочь замуж за равного во всем ей человека.
Дорант
Представитель аристократии, меркантильный человек. Пользуется наивностью Журдена и готов высмеять его глупость, не рассказывая о готовящемся розыгрыше. Выдает подарки Журдена для Маркизы за свои, не испытывая при этом никакого угрызения совести.
Маркиза
Вдова, являющаяся представительницей дворян. Женщина лицемерна и использует Журдена, толкая на безрассудства.
Мюсиль
Молодая девушка, дочь Журденов. Мюсиль имеет хорошее воспитание, отличается умом и находчивостью. Искренне влюблена в Клеонта, способна вить из него веревки и играть на его чувствах. Отказывается вступить в брак с незнакомцем, не узнав в нем своего переодетого возлюбленного.
Клеонт
Молодой человек не имеет отношения к аристократическому высшему обществу, что вызывает протест господина Журдена выдавать дочь за него замуж. Порядочный и честный герой искренне и без памяти влюблен в Мюсиль. Находчивый Клеонт обманным путем (представившись турком, знатным и богатым) добивается свадьбы с возлюбленной.
Учителя Журдена
Каждый из них старается расхвалить свое искусство и получить от своего непутевого ученика как можно больше денег. Смеются над господином, но выполняют его капризы.
Николь
Девушка, прислуживающая в доме Журденов, помогает Клеонту и испытывает чувства к его слуге.
Ковьель
Слуга Клеонта, идеей которого и было разыграть господина Журдена, выдав своего хозяина за турка, сына султана. Воплощает идею при помощи своих друзей – актеров.
Главные герои
В комедии есть отрицательные и положительные персонажи. Изучив их подробное описание, будет проще написать сочинение или составить таблицу действующих лиц.
В центр сюжета «Мещанина во дворянстве» находятся:
- Господин Журден — мелкий буржуа, мечтающий о титуле. Этот человек глуп и простодушен, он имеет много денег и верит, что с их помощью может стать частью высшего общества. Со слугами и учителями он обращается грубо и невежественно, с дамами вульгарен. Готов выбрасывать крупные суммы, чтобы купить изящную одежду, в надежде, что она придаст ему лоска. Нанимает учителей, которые должны научить его манерам, предполагая, что только они влияют на дворянское величие. Он готов всеми силами добиваться титула.
- Жена Журдена — этот персонаж представляет собой полную противоположность своего мужа. У нее неплохое образование и хорошее воспитание. Женщина отличается незаурядным умом, рациональным взглядом на мир и целеустремленностью. Ее основные черты — практичность и рассудительность. Героиня всеми силами пытается вразумить супруга, чтобы обеспечить дочери безбедное будущее.
- Дорант — истинный представитель аристократии, имеет титул графа. Его общение с главным героем полностью продиктовано меркантильными целями. Этот персонаж хитер и тщеславен, без каких-либо переживаний и угрызений совести, передаривает подарки Журдена от своего имени. Узнав о предстоящем розыгрыше, не предупреждает товарища, в надежде и сам посмеяться над наивным мужчиной. Доранта можно отнести к негативным героям.
- Маркиза Доримена — вдова, представительница дворянского рода. Женщина лжива и лицемерна, готова подталкивать главного героя на любые безрассудства ради собственной выгоды.
- Люсиль — дочь Журбена, представительница нового поколения. Молодая девушка умна, воспитана и находчива. Она обладает несвойственной старшим искренностью и решительностью. Героиня влюблена в Клеонта, поэтому отказывается от брака с другим человеком, даже не подозревая, что это переодетый возлюбленный.
- Клеонт — благородный молодой человек без дворянского происхождения. Он хочет жениться на дочери Журдена, но тот против. Чтобы обмануть будущего тестя, Мюсель переодевается в знатного турка. Ради денег главный герой согласен на этот брак.
Все действующие лица комедии являются представителями двух разных миров. С их помощью автор в комедии «Мещанин во дворянстве» показал не только борьбу между поколениями, но и противостояния ума и глупости.
Очень краткий пересказ пьесы «Мещанин во дворянстве»
Произведение начинается со знакомства читателя с господином Журденом, его семьей и ближайшим окружением. Журден, едва сумевший занять более-менее прочное положение в обществе благодаря унаследованным от родителей деньгам, пытается попасть выше – в узкий круг графов, маркизов и прочих представителей светской элиты. Для этого он нанимает учителей, которые обучали бы его «изящным наукам», шьет себе элегантный (по его представлению) наряд и ухаживает за великосветской маркизой Дорименой. Свою дочь Люсиль он желает выдать замуж не ниже, чем за маркиза. Супруга, госпожа Журден, возмущена глупым поведением мужа, высмеивает его страсть к всевозможным «сиятельствам», которые беззастенчиво пользуются Журденом, занимая у него крупные суммы денег.
Люсиль не хочет замуж за вельможу, она влюблена в простого юношу Клеонта. Чтобы устроить свадьбу согласно желанию Люсиль и Клеонта, слуга этого молодого человека придумывает способ обвести Журдена вокруг пальца, представив Клеонта сыном турецкого принца.
Пьеса заканчивается тремя свадьбами: Люсиль и Клеонта, их слуг Николь и Ковьеля, маркизы Доримены и графа Доранта. Журден одурачен и, возможно, наконец с его глаз спадет флер притягательности высшего света, который так его прельщал.
Краткий анализ
Год написания – 1670 год.История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.
Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.
Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.
Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.
Направление – Классицизм.
Ублажение маркизы
Входят Дорант и Доримена. Граф приводит в дом Журдена овдовевшую маркизу вовсе не для ублажения доверчивого мещанина. Он давно ухлестывает за ней, и ему на руку безумные траты ополоумевшего Журдена, которые он приписывает себе.
Маркиза с удовольствием садится за роскошный стол и кушает изысканные блюда под комплименты Журдена, этого странноватого мужчины. Появившаяся хозяйка дома нарушает благолепную обстановку своим гневом. Супруг уверяет ее, что это граф дает обед. Однако госпожа Журден своему мужу не верит. Обиженная обвинениями, пущенными хозяйкой дома в свой адрес, Доримена, а вместе с ней и Дорант, решают покинуть дом.
«Мещанин во дворянстве», анализ главных героев комедии Мольера
Анализ главных героев комедии «Мещанин во дворянстве»
XVII век, в котором творил Мольер, век классицизма, требовавшего триединства во времени, месте и действии литературных произведений, и строго разделявшего — на «высокие» (трагедии) и «низкие» (комедии) — литературные жанры. Герои произведений создавались с целью полностью осветить какое-то — положительное или отрицательное – свойство характера и либо возвести его в добродетель, либо высмеять.
Однако, Мольер, в основном соблюдая требования, предъявляемые классицизмом, шагнул в реализм, высмеяв, в лице Журдена, огромную прослойку населения – разбогатевших буржуа, рвущихся в высшие классы. И чтобы подчеркнуть, насколько смешными бывают эти выскочки, норовящие сесть в чужие сани, сатирик создал совершенно новый жанр: комедию-балет.
«Мещанина во дворянстве» Мольер написал для французского короля Людовика XIV, сильно уязвленного высокомерной репликой турецкого посла, утверждавшего, что конь турецкого султана украшен гораздо богаче и наряднее, чем у короля.
Потешные пляски ряженых под турок танцоров, глупое и издевательское посвящение Журдена в несуществующее сословие мамамуши — все это вызывает искренний смех над тем, в какого глупца превращает человека тщеславие.
Особенно уродливо оно там, где уповают на накопленные богатства. Но никакие капиталы на деле все-таки не вытеснят урожденную аристократичность и знатность рода с первых ролей.
Журден же, разбогатевший на торговле, только сейчас решил учиться всему и, главное, быстро. Буквально в три дня он «выучивает» тонкости этикета, правильную, грамотную речь (комично поражаясь открытию, что он-то, оказывается, говорит прозой!), различные танцы и иные тонкости вежливого обращения.
Особенно смешон Журден в крайне ему неудобных, но якобы положенных дворянину костюмах, над которыми смеются не только жена и служанка, но и все окружающие, включая мнимого друга и покровителя графа.
Но пиком событий становится разыгранное слугой Журдена Ковьелем, переодевшимся в турка, посвящение купца в «мамамуши», якобы в турецкое аристократическое сословие.
На таких радостях, не в состоянии отказать «сыну турецкого султана», новоиспеченный «мамамуши» соглашается не только на брак своей дочери Люсиль и Клеонта, но и слуг.
Важно
Умный и ловкий, энергичный и расчетливый купец словно потерял все эти качества, вознамерившись добыть себе дворянство.
Поневоле его жаль, когда он отбивается от насмешек объяснением, что стремится-то он к титулу не для себя, но для дочери: почти не образованный, много трудившийся, но лишенный возможности постигать науки, он увидел, осознал убожество жизни, которую прожил и решил обеспечить дочери иную, гораздо лучшую.
Старание это не принесло добра ни самому Журдену, ни дочери, едва не разлученной в возлюбленным, ни прохвостам, претендующим на звание учителей музыки, танцев и философии, ни прощелыге-графу – никому. Тщеславие – не помощник в желании подняться на ступеньку выше в табели о рангах.
Помимо анализа главных героев произведения «Мещанин во дворянстве», читайте другие сочинения, относящиеся к Мольеру:
- Мольер, краткий пересказ «Мещанин во дворянстве»
- Что высмеивает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве», сочинение
- «Мизантроп», анализ комедии Мольера
- «Мизантроп», краткое содержание по действиям
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», краткое содержание по действиям
- «Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера
- «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера
- «Тартюф, или Обманщик», краткое содержание по действиям
- Краткая биография Жана Батиста Мольера
По произведению: «Мещанин во дворянстве»
По писателю: Мольер
Краткий пересказ сюжета
Действие пьесы почти полностью происходит в доме богатого купца по имени Журден. Его отец сколотил состояние на торговле тканями, и Журден пошел по его стопам. Однако на склоне лет ему в голову пришла сумасбродная идея сделаться аристократом. Всю свою купеческую напористость он направляет на то, чтобы без разбору имитировать представителей высшего сословия. Его потуги настолько смешны, что являются предметом насмешек не только жены и служанки, но и всех окружающих его людей.
Врожденное тщеславие и желание поскорее стать аристократом делает из буржуа слепого глупца, за чей счет кормятся учителя танцев, музыки, фехтования и философии, а также сонм портных и покровитель Журдена — некий граф Дорант. В своем стремлении к высшему сословию Журден не позволяет своей дочери выйти замуж за любимого ею молодого буржуа по имени Клеонт, что вынуждает юношу пойти на обман и затеять тот самый турецкий фарс.
В пяти действиях комедии зритель наблюдает, как предприимчивый и расчетливый купец становится одержим идеей стать не тем, кто он есть на самом деле. Его глупое поведение описывает краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» — пьеса, состоящая из пяти неравных по времени действий. Что в них происходит, изложено ниже.
Дворянство в комедии
Дворянство в комедии представлено двумя персонажами: маркизой Дорименой и графом Дорантом. Последний имеет подкупающую внешность, изысканные манеры, благородное происхождение. Однако при этом он является мошенником, нищим авантюристом, готовым ради денег на любую подлость, не исключая и сводничество. Он называет господина Журдена любезным другом. Этот человек готов хвалить его внешний вид, манеры. Дорант «признается», что очень хотел увидеться с Журденом. Затем, подкупив его грубой лестью, он просит взаймы еще денег. Действуя при этом как тонкий психолог, Дорант отмечает, что ему с радостью дали бы взаймы множество людей, но он боялся обидеть Журдена, попросив у кого-нибудь другого. Этот разговор слышит жена мещанина, поэтому здесь не раскрываются истинные причины, породившие странную дружбу Журдена и Доранта. Наедине с мещанином граф сообщает, что к его подарку маркиза отнеслась благосклонно
Сразу же выясняется, что Журден старается быть похожим на дворянина не только обхождением и манерами, но и «страстью» к маркизе, пытается подарками привлечь ее внимание. Однако граф также влюблен в Доримену и использует средства Журдена, его доверчивость и глупость для того, чтобы добиться благосклонности маркизы
Итак, в общих чертах раскрыта интересующая нас тема. «Мещанин во дворянстве» — это произведение, анализировать которое можно и более подробно. На основании изложенной информации и оригинала комедии вы можете сделать это самостоятельно. Открывать для себя особенности художественных произведений всегда интересно.
«Мещанин во дворянстве» — комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.
Второстепенные персонажи
Невозможно в полной мере понять пьесу, если обращать внимание только на главных героев. Характеристика дополнительных образов поможет лучше понять поступки Журдена и его окружения
Краткий список персонажей:
- Николь — служанка госпожи, плохо ладящая с хозяином. Это очень веселая, любопытная и жизнерадостная девушка.
- Ковьель — слуга Клеонта, пронырливый, грубоватый парень с хорошим чувством юмора и добрым сердцем. Он с легкостью находит выход из любой ситуации. Прислужник придумал план, где его хозяин должен представляться чужим именем. Он влюблен в Ковель и рядом с ней становится совсем другим человеком.
- Учитель музыки — меркантильный мужчина, уверенный в помешанности своего ученика, но готовый выполнять любые капризы ради денег.
- Преподаватель танцев — некорыстный человек, стремящийся к славе.
- Мастер фехтования — уверенная в себе личность, к остальным относится с пренебрежением.
- Философ — хитрый и изворотливый, преподает Журдену глупости, но так искусно, что тот верит каждому слову.
Анализируя характеры персонажей пьесы, легко сделать сравнение «Недоросля» и «Мещанина во дворянстве». Обе комедии построены на иронии по отношению к главным персонажам, авторы в открытую высмеивают своих героев. Журден и Митрофан хотят придать своим персонам значимости любым путем.
Действующие лица
Прежде чем приступить к пересказу, необходимо вывести на сцену героев комедии. Вот они:
- Господин Журден – по званию и положению своему мещанин, ведущий происхождение из купеческой семьи, представители которой сумели составить приличное состояние, торгуя тканями.
- Госпожа Журден – супруга главного героя, женщина трезвомыслящая и практичная.
- Люсиль – молодая девушка, дочь Журденов, влюбленная в некоего Клеонта.
- Клеонт – возлюбленный Люсиль, отвечает ей взаимностью, юноша незнатного происхождения.
- Николь – служанка и наперсница Люсиль.
- Ковьель – слуга Клеонта, испытывает нежные чувства к Николь, которая также к нему неравнодушна.
- Дорант – граф, частый гость в доме Журденов, занимает деньги у главы дома.
- Доримена – маркиза, именно для нее старается влюбленный Дорант, тратит на нее все средства, занятые в долг у господина Журдена.
Кроме основных действующих лиц, есть и второстепенные. Это учителя, приходящие в дом Журденов, чтобы обучать главу семьи выбранным им дисциплинам: философии, танцам, музыке и фехтованию.
Помимо них, в пьесе представлены портной с подмастерьем, певцы и певицы, лакеи.
Осенью 1669 года Париж посетили послы султана Оттоманской порты. Турков встречали особо помпезно. Но украшения, эффектная встреча и роскошные апартаменты не удивили гостей. Более того, делегация заявила о том, что прием был скуден. Вскоре оказалось, что посетили палац не послы, а самозванцы.
Однако, талантливый драматург спустя некоторое время кардинально трансформировал первоначальную пьесу. Кроме сатиры на турецкие обычаи, он дополнил произведение размышлениями на тему современных нравов дворян.
Сочинение про Журдена
Герой полагал, что деньги правят всем и на них можно приобрести все вплоть до любви и дворянского воспитания. За свои деньги герой нанял многочисленное количество преподавателей, которые начали его учить поведению аристократов и определенным наукам. Во время обучения герою получилось разоблачить недостатки и невежество людей из высшего общества. Герой не обладал особыми знаниями и поэтому он стал жертвой обманщиков. Журдена обманывали все от простых преподавателей до портного.
Стремление стать дворянином сделало из Журдена настоящее посмешище. Автор показал, что благодаря порокам люди могут забыть о своих хороших задатках. Увлечения стали смыслом жизни для героя. Журден обладал особым умом, который помог ему преумножить отцовское состояние. Он знал, что портной его обманывает, и при этом не стал ему перечить. Поскольку герой сильно хотел стать аристократом. Также Журден знал, что учителя не обучают его ничему. Тем не менее, желание стать дворянином было сильнее его разума.
Над Журденом все смеялись. Его супруга старалась отговорить супруга от замысла. Портной Дорант притворялся другом, хотя в душе ненавидел его. Герой стал посмешищем даже перед своими слугами. Причиной смеха являлся нелепый наряд Журдена. Его стремление пробиться в ряды дворян становится опасным для окружающих людей. Он стал обманывать и постоянно унижать супругу. Также стал плохо обращаться со слугами. Он даже решил пожертвовать счастьем дочери ради того, чтобы стать аристократом.
В произведении автор описал Журдена как грубого и необразованного человека. Одновременно герой был наивным, искренним и добродушным человеком. После изучения определенных наук герой начал изъясняться прозой. Каждое его открытие и действие вызывало только смех. В пьесе автор посмеялся над аристократами и направил острие сатиры против них. Несмотря на сильное желание попасть в высшее общество, Журден всегда оставался искренним человеком в отличие от Доримена и Доранта, которые не имеют совести и чести. Журден является добрым и состоятельным человеком, который нашел себе ненужное увлечение.
Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.
Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.
Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.
Второстепенные герои
Учитель музыки
Считает господина Журдена помешанным, но не отказывается выполнять его капризы, т.к. господин Журден платит, а деньги для учителя музыки – самое главное в жизни.
Учитель танцев
Для учителя танцев главное в жизни – не деньги, а слава, признание и успех. Не любит учителя музыки, т.к. учитель танцев больше всего не любит в людях корысть, а учитель музыки как раз на редкость корыстен.
Учитель фехтования
Относится к другим учителям с огромным пренебрежением
По его мнению, нет более важного занятия, чем фехтование, так как оно позволяет убивать других, а самому не быть убитым
Учитель философии
Хитер. Он с легкостью подстраивается под невыполнимые требования господина Журдена. Обладает даром красноречия. Господин Журден, наслушавшись его, всем и каждому пересказывает все, что наговорил ему философ, хотя тот несет сплошные глупости.