Краткое содержание «Чудесный доктор»
Рассказ «Чудесный доктор» Куприна был написан в 1897 году и, по словам автора, основан на реальных событиях. Литературные критики отмечают в произведении признаки рождественского рассказа.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Чудесного доктора». На уроках литературы рассказ изучается в рамках домашнего чтения.
Мерцалов Емельян – отец семейства. Работал управляющим дома, но после болезни лишился работы, и его семья осталась без средств на существование.
Профессор Пирогов – врач, с которым Мерцалов познакомился в общественном саду, помог семье Мерцалова. Реальный прототип героя – великий русский медик Н. И. Пирогов.
Елизавета Ивановна – жена Мерцалова.
Гриша (Григорий) – старший сын Мерцалова, ему 10 лет.
Володя – младший сын Мерцалова.
Машутка – дочь Мерцалова, «девочка лет семи».
Киев, «лет около тридцати тому назад». Двадцатиградусный мороз. Два мальчика, Мерцаловы Володя и Гриша, «более пяти минут» простояли, рассматривая витрину гастрономического магазина. Сами они с утра ели только пустые щи. Вздохнув, ребята торопливо побежали домой.
Мать отправляла их в город с поручением – попросить денег у барина, у которого ранее служил их отец. Однако швейцар барина прогнал мальчиков.
«В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью». Сначала сам Мерцалов заболел брюшным тифом. Пока он лечился, его уволили с работы.
Начали болеть дети. Три месяца назад умерла их младшая дочь. И вот, чтобы найти деньги на лекарство Машутке, Мерцалов бегал по городу «клянча и унижаясь».
Но все находили причины отказать или просто выгоняли.
Вернувшись домой, Мерцалов узнает, что барин ничем не помог, и вскоре снова уходит, объяснив, что попробует хотя бы попросить милостыню. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи».
Присев на скамейку в общественном саду, Мерцалов в отчаянии уже задумался о самоубийстве, но заметил идущего по аллее старика. Незнакомец присел рядом с Мерцаловым и принялся рассказывать, что купил знакомым ребятам подарки, но решил по дороге зайти в сад. Неожиданно Мерцалова охватил «прилив отчаянной злобы».
Старик же не рассердился, а попросил рассказать все подробнее. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие». Дослушав Мерцалова, старик объяснил, что он врач, и попросил отвести его к больной девочке.
Доктор осмотрел Машутку, распорядился, чтобы принесли дров и растопили печку. Выписав рецепт, незнакомец быстро ушел.
Выбежав в коридор, Мерцалов спросил имя благодетеля, но тот ответил, чтобы мужчина не выдумывал пустяков и возвращался домой. Приятной неожиданностью стали деньги, которые доктор оставит под чайным блюдцем вместе с рецептом.
Рассказчик слышал эту историю от самого Гришки, который теперь «занимает крупный, ответственный пост в одном из банков».
Каждый раз, рассказывая об этом случае, Григорий прибавляет: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью». Его отец нашел работу, Машутка выздоровела, братья начали учиться в гимназии.
Доктора они с тех пор видели только раз – «когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню».
Предлагаемый пересказ «Чудесного доктора» будет полезен школьникам при подготовке к урокам литературы и проверочным работам.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Будь в числе первых на доске почета
«Молох», анализ повести Куприна
Творчество Александра Ивановича Куприна (1870 — 1938) продолжало традиции критического реализма конца XIX века. Однако, обращаясь к анализу его произведений, становится понятно, насколько тесно связана биография этого человека с его писательской деятельностью. Общеизвестен факт: оставив в 1894 году военную службу (о которой он напишет впоследствии потрясающе правдивую повесть о русской армии «Поединок»), Куприн в течение последующих десяти лет скитался по Руси, испробовав множество профессий — от тапера в цирке до грузчика на астраханских пристанях, от лесного объездчика до управляющего имением, был псаломщиком и даже зубным врачом. В результате Куприн создал более ста произведений разных жанров.
Посетив промышленный район Донбасса, переживавшего период бурного развития, в 1896 году Александр Куприн публикует повесть «Молох», принесшую молодому автору широкую известность. В качестве названия автор использует имя легендарного бога Молоха, которому древние аммонитяне приносили в жертву через сожжение живых детей, в основном отпрысков знатных семей. Конечно, в повести этот образ многозначен: это и символ буржуазного прогресса, и крупный сталелитейный завод, где разворачивается действие повести, и, наконец, член правления завода — миллионер Квашнин, чей образ гиперболизирован и обезличен.
В повести нашла отражение и тема народных выступлений — бунта рабочих. Но, судя по воспоминаниям Н.Михайловского, заведовавшего художественным отделом «Русского богатства», где была напечатана повесть, Куприн переписал последние главы, описывающие бунт рабочих на заводе, очевидно, из-за цензурных соображений.
Главным героем становится типичный герой конца XIX века — интеллигент Бобров, ищущий правду жизни. Его по праву можно считать резонером — выразителем авторского неприятия буржуазной действительности. Тем не менее многие критики обвинили героя в нерешительности, свойственной интеллигентам. Однако в финале мы видим сцену, когда инженер Бобров мечется по заводской территории, подавляя в своем раздвоенном сознании желание взорвать заводские котлы, приобщившись к бунту рабочих.
Вообще, чтобы поступки инженера Боброва стали больше понятны читателю, Куприн очень много места уделяет «диалектике души», то есть изображению внутреннего состояния героя, его душевных переживаний. Кроме того, Бобров испытывает муки «любовной пытки» к Ниночке Зиненко, которая, по его словам, «тоже готова себя продать», «продать свою молодость, свое девственное тело» за миллионы отвратительного дельца Квашнина. Сознание собственного бессилия мучает инженера, и только доктор Гольдберг спасает героя душеспасительными беседами и впрыскиваниями морфия.
Повесть в итоге получилась не социально-политической, как, возможно, задумывалась вначале, а социально-психологической. Следовательно, вполне объяснимо, почему объектом изображения Куприна стала судьба инженера Боброва, а не судьбы рабочих и зарождающееся революционное движение. В «Молохе» писатель, конечно, изобразил выступление рабочих (и «бабий бунт»), даже объяснил и в какой-то степени оправдал его. Но так как сути революционного движения в России Александр Иванович не понял до конца, то и изображать в дальнейшем героев-рабочих не стал. А позже, не найдя общий язык с Советской властью и лично с Лениным, вынужден был эмигрировать и 17 лет провел в Париже, вернувшись на родину, по сути, только умереть.
В заключение хотелось бы отметить, что после «Молоха» жанр повести стал ведущим в творчестве Куприна.
После анализа «Молоха» прочитайте другие сочинения по произведениям Куприна:
- «Гранатовый браслет», анализ рассказа
- «Олеся», анализ повести Куприна
- «Куст сирени», анализ рассказа Куприна
- Александр Иванович Куприн, биография
- «Поединок», анализ повести Куприна
- «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна
- «Белый пудель», анализ рассказа Куприна
- «Тапёр», анализ рассказа Куприна
- «Слон», анализ рассказа Куприна
- «Суламифь», анализ повести Куприна
- «Allez!», анализ рассказа Куприна
- «Яма», анализ повести Куприна
- «Изумруд», анализ рассказа Куприна
- Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»
По писателю: Куприн Александр Иванович
О книге
Сталкиваясь с ежедневными стрессовыми ситуациями и изнурительными нагрузками, человеку в современном мире просто необходимо уметь снимать душевное напряжение. Чтение книг, без сомнения, один из самых популярных и действенных способов. Увлекая читателя хитро закрученными сюжетами, книги дарят невероятную возможность отвлечься от насущных проблем.
Книга «Молох» Куприн Александр Иванович является вполне занятным произведением, написанным в жанре русская проза. В книге автор делится с нами своими размышлениями на многие злободневные темы современности и взаимоотношений между людьми. Увлекательный сюжет, реалистичное описание обстановки и детально проработанные персонажи произведения определенно произведут на Вас впечатление.
Жанр и направление
Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.
По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.
Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса
Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.
Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.
Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж. Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны. Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более. Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.
Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду. На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.
Анализ повести для 11 класса
Характеристики главных героев
Бобров, Андрей Ильич
Главный герой, инженер на большом литейном заводе. Невысокого роста, худой и некрасивый. Имел красивую улыбку, а когда смеялся, то всё его лицо делалось привлекательным. Бобров был влюблён в Нину, одну из пяти дочек Зиненок. Она его не любила, но за неимением более достойных женихов держала при себе. Она сразу его бросила, как только член правления завода Квашнин предложил ей стать его любовницей, фиктивно выйдя замуж за Свежевского. Это его сильно подломило, он не знал, что делать. Сначала хотел взорвать завод, потом покончить жизнь самоубийством, но ни на что не решился, а просто опять начал колоться морфием.
Квашнин, Василий Терентьевич
Член правления, очень богатый человек, имеет 300 000 дохода в год. Очень толстый, огромного роста, рыжий. Несмотря на то, что он занимает высокую должность на заводе, совершенно не разбирается в производстве. Человек наглый, врун, любит женский пол. Приехал на завод с проверкой, а также на запуск новой домны. Увидев по проезду Нину, решил сделать её своей любовницей. Для этого он предложил Свежевскому оформить с ней фиктивный брак, а за это пообещал ему высокую должность. В конечном счёте, так всё и произошло.
Свежевский
Неприятный тип, которого никто не любит. Ходит то ли согнувшись, то ли кланяющийся, вечно хихикает и потирает влажные руки. Знал все заводские сплетни. Ради большой должности согласился фиктивно жениться на Нине, чтобы она имела возможность встречаться с Квашниным.
Нина Зиненко
Влюблённая главного героя, которая его бросила ради богача Квашнина. Имеет четырёх сестёр. Была общей любимицей в семье и самой красивой из всех своих сестёр. За ней ухаживал Бобров, инженер на заводе, которого она не любила
Когда приехал Квашнин и обратил на неё внимание, она сразу отвернулась от Боброва. Квашнин предложил ей стать любовницей, выйдя фиктивно за Свежевского, и она согласилась. Нина долго не говорила Боброву об этом, обманывала его
Всё вскрылось на пикнике, где объявили о помолвке Нины со Свежевским
Нина долго не говорила Боброву об этом, обманывала его. Всё вскрылось на пикнике, где объявили о помолвке Нины со Свежевским.
Гольдберг, Осип Осипович
Доктор, единственный друг Боброва. Они встречались почти каждый день и безобидно спорили на разные темы. Именно доктор даёт Боброву морфий в конце книги, когда он пришёл к нему измождённый и израненный.
Сергей Валерьянович Шелковников
Директор завода, но только официально. Всеми делами занимался бельгийский инженер Андреа.
Андреа
Инженер, реальный директор литейного завода, с которым согласовывал любое решение Шелковников. Очень умный человек, но знания часто направляет в мошеннические схемы.
Митрофан
Кучер Боброва, который управлял гнедой лошадью по кличке Фарватер. На людях он был суров к лошади, но в душе её любил, она всегда у него была вычищена и накормлена.
Семья Зиненко
Состояла из отца, матери и пяти дочерей. Отец был кладовщик, ленивый, любящий поесть и поспорить мужчина. Был под каблуком у жены. Мать, Анна Афанасьевна, была маленького роста, но характером властным. Дочерей звали: Мака, Бета, Шурочка, Нина и Кася. Кроме Нины все были некрасивы, как лицом, так и фигурой. В их дом приходило много молодых людей, которые любили бывать там, есть, пить, играть и общаться, но жениться на девушках никто не собирался. Только Нину по-настоящему любил Бобров.
см. также:Краткое содержание Молох, Куприн
Литературное направление и жанр
Короленко считал рассказ «Мгновение» тяготеющим к очерку. Рассказ претендует на документальность, эпичен, имеет один центральный конфликт, характер главного героя динамичен. Но у рассказа есть черты новеллы: неожиданный и загадочный конец, почти фантастическое стечение обстоятельств, позволившее заключенному убежать и выжить. Реализм Короленко не подлежит сомнению, но герои (Диац и молодой испанский офицер), подобно романтическим героям, оторваны от общества, противопоставлены ему. Они выше остальных людей и понимают особую тайну жизни. Всё это, как в реализме, объяснено психологическими причинами.
Герои повести
Олеся
Главная героиня повести — лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна — сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся — местный вариант имени)
Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом — несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской
Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.
Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама — в этом героизм и сила девушки.
Иван Тимофеевич
Иван — небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам — здоровый скепсис обоснован его образованием.
(Иван и Олеся
)
Иван Тимофеевич — искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей — не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара — общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье
Олицетворение общества в данном случае неважно — будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, — он просто заходит в тупик
Потеря Олеси для Ивана — такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере — после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.
Анализ «Олеси» Куприна
Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.
Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.
Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.
Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.
Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.
Анализ произведения
Сюжет повести
Композиционно «Олеся» — повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.
Основа сюжета и ведущая тема повести — любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств — социального неравенства, пропасти между героями.
По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня — запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.
Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку — здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы — Мануйлиха и её внучка Олеся.
Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности — она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.
Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.
Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились — им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно — любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.
Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.
Сюжет и композиция
Очерк сочетает в себе две, казалось бы, противоположные черты – динамичность и созерцательность. Произведение начинается с диалога, предвосхищающего настроение всего текста. Читатель не знает, кто разговаривает, но предполагает, что это моряки (упоминание о буре) и люди одной профессии (коллегиальное обращение «товарищ»).
Беседующие капрал и часовой замирают в ожидании приближающейся бури. Следующий за диалогом пейзаж не только передаёт тревожное настроение людей, но и является блестящей художественной миниатюрой. В пейзаже сочетаются стихии воды, огня (разгорается закат, облака загораются одно за другим), воздуха (ветер, облака). Этот пейзаж – экспозиция для событий, связанных с отношениями между людьми. Завязка во второй части: запоздалый рыбак вынужден пристать к форту, потому что море страшнее испанских ружей. Люди пренебрегают правилами перед лицом стихии, проявляя смирение или милосердие. Привязанная в бухте лодка – одна из составляющих случайностей, приведших к побегу.
В третьей части появляется главный герой очерка — Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац. Все дальнейшие события, кроме развязки, описаны с точки зрения главного героя. Гуманист Короленко старательно обходит вопрос вины мятежника и флибустьера. Его интересует только психология человека, лишённого свободы. В третьей части рассказана история пребывания мятежника в испанской тюрьме в угловой башне на острове, где он провёл десятилетия.
Четвёртая часть о внезапно налетевшей буре, совпавшей со звуками восстания на берегу. Это толчок к пробуждению героя.
В пятой главе Диац делает свой выбор: свобода дороже жизни.
В шестой главе читатель в последний раз видит героя, который ныряет на лодке в хаос и бурю.
Развязка в седьмой главе объясняет название очерка: «Море дало ему несколько мгновений свободы». Молодой офицер дон Фернандо, ищущий беглеца, сочувствует преступнику: «Не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябанья?» Это рассуждение становится основной мыслью очерка.
Итоговый вывод
Кульминация событий в повести приходится на большой праздник — Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».
Авторские выводы звучат трагично — невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности — разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси — в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа — нет.