Популярные сегодня темы
Девочка Маруся – одна из жительниц подземелья. Ей всего четыре года, но она так много уже настрадалась в жизни. У девочки нет мамы, о ней с братом заботится пан Тыбурций, которого они называют отцом
Акулина Ивановна – бабушка главного героя рассказа « Детство». В произведении этой женщины отведена своя, особая роль. Она фигурирует в течении всего рассказа с разных сторон.
Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества
Сочинения по произведениям Короленко
Поэма «Ворон» стала одним из важнейших произведений в творчестве Эдгара Аллана По. Будучи написанной во время, когда жена автора болела смертельной в те времена чахоткой, но посвященная другой женщине,
Композиция и жанр
Жанровую направленность произведения литературоведы определяют как повесть-притчу в стиле реализма. Ее смысл и суть выходят за рамки традиционной повести. Автор признавался критикам, что мог написать роман на тысячу страниц, но ограничился скромным объемом и создал нечто уникальное. Композицию повести можно разделить на три части:
- Повествование о взаимоотношениях Манолина и старца.
- Рыбак в море в одиночестве.
- Возвращение главного персонажа на берег.
Композиционные элементы формируются на образе Сантьяго. Кольцевое обрамление композиции заключается в отплытии персонажа за уловом и его последующем возвращении. При этом читатели сталкиваются как с диалогами рыбака с самим собой, так и с его внутренними монологами. В его речах, имени младшего друга (Манолин — Эммануил), в образе гигантской рыбы скрыты библейские мотивы.
Марлин воплощает мечту опытного рыбака, который терпит жизненные испытания и тихо молится об удаче
Его философия и духовная сторона существования — личная религия, в которой важное место отводится христианским заповедям. Каждый раз, сталкиваясь с обитателями моря, Сантьяго проявляет себя человеком, который с глубоким уважением относится к созданиям природы:
- Он беспокоится о птицах, которые с трудом добывают пропитание.
- Наслаждается любовной игрой морских свинок.
- Не меньшее уважение он испытывает и к марлину, потерявшему подругу по его вине. В крупной рыбе он признает равного соперника. Себя же справедливо ощущает победителем в схватке.
Неудачи пожилой мужчина также встречает с христианским смирением. Он не жалуется на судьбу, а молча выполняет свою работу. Потеряв по вине акул улов, он все же чувствует себя побежденным. Однако при этом его душа испытывает облегчение. Спрашивая себя: «Кто же тебя победил, старик?», — он дает ответ, что никто.
Жанровая направленность, Основная тема, Композиционная структура, Отличительная особенность, Главным героем
Образ главного героя является символом слияния человека и окружающего мира.
Также в качестве основного персонажа представляется Манолино, изображенный в повести в лице соседского мальчишки старика, помогающего Сантьяго в его непростом существовании. Образ мальчика используется для придания произведению оптимистического финала, поскольку является символом молодости и будущего.
Произведение отличается художественной проблематикой, заключающейся в демонстрации внутренней человеческой силы. Кроме того, автор используется несколько символов в повести в качестве огромного океана, выражающего человеческое пространство и духовную жизнь, а также большей рыбы, представляющей божественный образ, обитающий в каждом человеческом творении.
Марлин
Главный герой повести Хемингуэя «Старик и море». Огромная, ярко переливающаяся на солнце рыба-марлин стала добычей рыбака Сантьяго. Сохранить ее старик не смог – стайки акул постепенно съели всю его добычу на память оставив только голову и скелет.
Этот образ также имеет символическое значение. Рыба обозначает мечты человека. Каждый человек мечтает стать счастливым, подобно тому, как рыбаки деревни мечтают поймать огромную рыбу. Однако не каждый человек может стать счастливым, так же, как и не каждый кубинский рыбак поймать заветную рыбину. Счастье – слишком хрупкое. Жизненные невзгоды могут существенно испортить его вкус, а то и вовсе свести на нет. Сантьяго вначале был очень доволен своим уловом, однако по мере исчезновения рыбы, его радость улетучивалась.
Исследуемые темы
«Старик и море» затрагивает несколько глубоких тем, предлагая читателям глубже понять человеческий опыт. Эти темы звучат на протяжении всей повести, обогащая повествование и побуждая к размышлениям. Давайте рассмотрим некоторые из ключевых тем:
Человек против природы: Хемингуэй исследует вечную борьбу между человеком и силами природы
Схватка Сантьяго с марлином представляет собой непрекращающийся конфликт между силой человека и мощью мира природы.
Настойчивость и решительность: В повести подчеркивается важность настойчивости и решимости перед лицом трудностей. Непоколебимый дух Сантьяго и его отказ сдаваться служат мощным примером стойкости и мужества.
Изоляция и одиночество: Одинокое путешествие Сантьяго подчеркивает темы изоляции и одиночества
Уединившись в море, он сталкивается с собственными мыслями, размышляет о своем существовании и находит утешение в собственной компании.
Хрупкость существования: Хемингуэй тонко исследует хрупкость человеческого существования. Уязвимость марлина и быстротечность победы Сантьяго над акулами служат напоминанием о быстротечности жизни и неизбежности потерь.
Природа героизма: Новелла бросает вызов традиционным представлениям о героизме. Героизм Сантьяго заключается не в физической победе, а в его непоколебимой решимости и выносливости, что служит примером торжества человеческого духа.
Цикл жизни и смерти: Хемингуэй размышляет о круговороте жизни и смерти через символизм марлина и акул. Марлин олицетворяет силу и красоту жизни, а акулы символизируют неизбежные силы, угрожающие ее сократить.
Ценность мечты и стремлений: Мечты и стремления Сантьяго двигают его вперед, давая ощущение цели и смысла. В новелле подчеркивается значение мечты и стремлений в формировании жизненного пути человека.
Борьба за идентичность и самоуважение: Стремление Сантьяго восстановить свою репутацию и доказать свою значимость отражает более глубокую борьбу за идентичность и самоуважение. Повествование приглашает читателей задуматься о важности поиска смысла и цели в собственной жизни.
Преодоление возраста: возраст и физические ограничения Сантьяго сопоставляются с его непоколебимым духом, подчеркивая трансцендентную силу человеческого духа над ограничениями физического тела.
Узы дружбы и преданности: Несмотря на свою изоляцию, дружба Сантьяго с Манолином, мальчиком, который смотрит на него сверху, подчеркивает важность человеческой связи и прочных уз верности.
Эти темы переплетаются и создают богатый гобелен смысла в романе «Старик и море», предлагая читателям глубокое исследование человеческого состояния и сложности существования.
История создания
Существует много портретов известного американского писателя. На одном из них он запечатлен на палубе собственной яхты — обнаженный по пояс высокий мужчина смотрит на солнце. Его непринужденная поза и легкая улыбка свидетельствуют об уверенности в завтрашнем дне. Лицо и мощная фигура говорят о несгибаемой воле.
Таким был Эрнест Хемингуэй (1899−1961) при жизни. Такими же были и главные герои его произведений. Мало кто из современников прозаика не «переболел» его рассказами. Притягивала не только его проникновенная и лаконичная проза, но и удивительная судьба. Она испытала писателя войнами, любовью, страстями и приключениями.
4 стр., 1786 слов
Смысл финала романа «История одного города»
… силой. Именно благодаря таким неординарным образам градоначальников «История одного города» живет и сейчас. Эта замечательная книга известна не только у нас в стране, но … бюрократической России. Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Одно из самых известных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – «История одного города». Несмотря на название, это произведение – …
2 вариант
«Старик и море» — одно из самых популярных произведений американского писателя Эрнеста Хэмингуэя.
Большую часть сюжета занимает описание борьбы старика Сантьяго с огромной рыбой, марлином, а затем с акулами, покусившимися на такую долгожданную добычу. Через эту сцену автор описывает силу духа и нежелание сдаваться на милость судьбе того, кого все считают неудачником, его вере в свои возможности, которая оказывается не сломленной даже после тяжелых испытаний.
В произведении, где главные персонажи обозначены в самом названии – это старик Сантьяго и море, природная стихия, непреодолимой стеной встающая на пути главного героя – нашлось место и еще одному действующему лицу.
Речь идет о мальчике Манолине. Его характер и личностные особенности раскрываются в отношениях со стариком Сантьяго. Для Манолина Сантьяго является мудрым наставником и заботливым старшим товарищем, который, заботясь о будущем мальчика, даже дает ему совет идти работать на другую, более «удачливую» лодку. Для Сантьяго Манолин остается помощником и другом. Он как бы символизирует то, что есть в жизни каждого человека, что помогает не опускать руки и двигаться вперед в самых сложных ситуациях.
Манолин хочет работать вместе со своим старшим товарищем, несмотря на то, что ему запрещают родители, да и прибыли работа со стариком Сантьяго тоже не приносит. Тем не менее, в образе Манолина отчетливо прорисованы черты характера, которые, возможно, являются типичными для людей его возраста. По причине отсутствия жизненного опыта, он не является расчетливым, меркантильным и излишне прагматичным. Он искренне переживает за старика, не стесняется проявлять свои эмоции, старается ему помочь.
Главное, он продолжает до конца верить в успех Сантьяго, даже когда другие не верят. Он не боится пережить неудачи, также как и не боится осуждения окружающих.
Будучи учеником, которому старик передает свой опыт и знания, сам мальчик является для старика предметом гордости и мотивацией на жизненном пути.
Манолин, решивший для себя стать рыбаком, воспринимается и как продолжатель того дела, которому посвятил свою жизнь старик Сантьяго.
Взаимоотношение и связь поколений в произведении «Старик и море», отличается от тех образов, которые можно встретить в литературе, в том числе отечественной. Здесь нет конфликта между героями, которые олицетворяют собой разные эпохи и поколения, скорее наоборот, имеет место их тесная связь друг с другом.
Договариваясь о том, что они еще выйдут вместе в море, герои, тем самым, признают победу старика и силы человеческого духа в противостоянии со стихией.
Краткий анализ
В образе главного героя Сантьяго заключается символизм слияния человека и мира, который его окружает. Манолин также относится к главным персонажам.
Его автор приводит для создания оптимистического финала. Это символ будущего и надежд на то, что жизнь нового поколения будет лучше.
Кроме этих персонажей, большое место в произведении занимает океан. Он выражает внутреннее пространство и духовную жизнь. Рыба представляет художественный образ, заключенный в божественном творении. При подготовке к школьному уроку литературы узнать, о чем книга «Старик и море», позволит разбор произведения:
- История и время написания. В основе повести — реальные события, рассказанные Эрнесту Хемингуэю кубинскими рыбаками. Первоначально он написал на их основе очерк, а в 1951 г. — полноценное произведение.
- Тема и мораль. Борьба человека за свою мечту на пределе сил и возможностей. Испытание духа, схватка со стихией.
- Композиция. Из трех частей, с кольцевым обрамлением.
- Жанр. Повесть-притча.
- Направление. Реализм.
- Средствами художественной выразительности автор описывает пейзажные картины (море ночью и утром), а также сновидения героя.
В произведении практически отсутствует динамика, оно наполнено внутренним драматизмом. Много внимания уделяется деталям и описанию мучений старика, которые читатели воспринимают как собственные страдания. Подобный прием делает произведение очень проникновенным, заставляет задуматься о том, что жизнь каждого — это борьба с обстоятельствами.
Литературный анализ
Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» известна своим уникальным литературным стилем, отличающимся скупой и лаконичной прозой. Обдуманный выбор языка Хемингуэя, характеризующийся короткими предложениями и минималистичными описаниями, способствует общему воздействию и резонансу повести.
Скудная проза Хемингуэя служит нескольким целям в рамках повествования. Во-первых, она отражает тяжелый и одинокий характер путешествия Сантьяго. Подобно тому, как Сантьяго борется с необъятностью моря, экономия слов Хемингуэя создает ощущение пространства и тишины, позволяя читателю погрузиться в необъятность обстановки. Простота прозы повторяет пустоту моря, подчеркивая изоляцию и трудности, с которыми сталкивается главный герой.
Кроме того, лаконичный язык Хемингуэя передает глубину эмоций, которые одновременно сильны и сдержанны. Краткость его предложений позволяет читателям интерпретировать и чувствовать эмоции персонажей на личном уровне, способствуя возникновению сильной эмоциональной связи. Оставляя некоторые детали недосказанными, Хемингуэй приглашает читателей активно участвовать в процессе повествования, побуждая их заполнить пробелы собственным воображением и опытом.
Структура и стиль повествования «Старика и моря» также способствуют повышению его литературной значимости. Повесть разделена на короткие главы, каждая из которых посвящена определенному событию или аспекту путешествия Сантьяго. Такая эпизодическая структура усиливает ощущение продвижения вперед и передает ритм самого моря. Повествование разворачивается линейно, следуя за погоней Сантьяго за марлином и его конечной борьбой с акулами
Тщательное внимание Хемингуэя к деталям в этих эпизодах создает яркое и захватывающее впечатление от чтения
Кроме того, использование внутренних монологов и интроспективных мыслей Сантьяго придает повествованию глубину. Благодаря размышлениям Сантьяго читатели получают представление о его характере, непоколебимой решимости и размышлениях о жизни и человеческом состоянии. Эти интроспективные моменты позволяют глубже исследовать такие темы, как стойкость, смертность и стремление к мечте.
Роман «Старик и море» также изобилует метафорами и глубокими смыслами, приглашая читателя проникнуть под поверхность истории. Марлин, море и сны Сантьяго служат мощными символами, воплощающими сложные идеи и эмоции. Мастерское использование Хемингуэем метафор допускает множество интерпретаций и приглашает читателей задуматься о более глубоких слоях смысла в повествовании. Каждый символ придает рассказу глубину и богатство, выводя его за рамки простой истории о борьбе рыбака.
В целом, использование Хемингуэем скупой и лаконичной прозы, тщательно продуманная структура и исследование глубоких смыслов и метафор в «Старике и море» способствуют его непреходящему литературному воздействию. Стилистические решения и заставляющие задуматься темы повести продолжают увлекать читателей, делая ее классическим произведением литературы, которое находит отклик как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне.
История создания
Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.
Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает своё масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее опубликованное при жизни произведение Хемингуэя.
С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог не отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.
В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идее произведения. Его кредо – правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять, что его цель – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.
Главные герои романа «Старик и море» Хемингуэя
Старик Сантьяго является центральной фигурой романа. Изображая его как упорного, сильного и мудрого человека, Хемингуэй передает читателям его внутреннюю силу и решимость. Сантьяго — опытный рыбак, который уже 84 дня не поймал ни одной рыбы. Однако он отказывается сдаваться и все еще верит в свои силы. Для него проблемы и достижение целей — это не просто борьба с природой, но и способ самореализации и самостоятельности.
Манолин — мальчик, который помогает старику в его борьбе с морем. Он является своего рода учеником и защитником Сантьяго. Манолин верит в него и относится к нему с восхищением и уважением. Хотя его роль в романе может показаться второстепенной, Манолин важен для сюжета, так как он представляет молодое поколение и символизирует надежду и восстановление сил.
Главные герои романа «Старик и море» Хемингуэя — старик Сантьяго и мальчик Манолин — являются неотъемлемыми частями сюжета и обладают своими уникальными качествами и ролями в истории. Они воплощают ценности мужества, веры в себя и надежды на лучшее будущее.
Сила характера старика
Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу
Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что — он боролся до последнего.
Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.
Сила характера старика
Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу
Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что — он боролся до последнего.
Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.
Объяснение концовки книги «Старик и море»
Сантьяго приплывает домой с останками рыбы. Его встречает Манолин, говоря, что теперь не оставит старика, принесет удачу. Мальчик укладывает старика, тому снятся сон с львами.
В конце повести не наблюдается отчуждения старика от людей, ухода от жизни, замкнутости. Финал открыт, читатель может додумать историю. Скорее всего, Сантьяго, Манолин снова будут ходить рыбачить вместе. Образ львов является символом веры в будущее, победой над поражением.
Еще одна тема, присутствующая в конце книги – неумение людей слушать, понимать друг друга: туристов интересует не личная драма Сантьяго, а лишь скелет большой рыбы.
Итак, «Старик и море» — значимое произведение для мировой литературы. В нем заложен огромный философский подтекст, который сложно разгадать с первого раза, но после повторного прочтения вполне возможно.
Надеюсь, я помог вам найти смысл книги «Старик и море», а также разобраться в ее концовке. Если у вас другое видение книги – пишите в комментарии свой вариант.
Смысл человеческой жизни в повести
В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.
https://youtube.com/watch?v=cOUgfCSo9BY
Символизм в книге
Повесть «Старик и море» пронизана богатым символизмом, приглашающим читателя глубже вникнуть в смысловые слои повествования. Эрнест Хемингуэй использует различные символы, чтобы усилить темы повести и вызвать глубокие эмоции. Давайте рассмотрим некоторые из ключевых символов, встречающихся в новелле:
Марлин: Марлин олицетворяет силу, красоту и неуловимую природу мечты. Он символизирует конечную цель Сантьяго и служит проявлением его внутренних желаний и стремлений.
Море: Море имеет множество символических значений на протяжении всей новеллы. Оно символизирует необъятность жизни, ее непредсказуемость и вечный цикл созидания и разрушения. Оно также служит метафорой человеческого состояния, его бурные волны отражают проблемы и трудности, с которыми сталкивается Сантьяго.
Сны и видения Сантьяго: Сны и видения Сантьяго служат для того, чтобы заглянуть в его подсознание и сокровенные желания
Они отражают его надежды, воспоминания и стремления, дают представление о его характере и определяют его поступки.
Рыбацкая община: Маленькая прибрежная деревня и товарищество рыбаков символизируют важность сообщества и человеческих связей. Они подчеркивают ценность поддержки, дружбы и взаимозависимости людей при решении жизненных проблем.
Акулы: Акулы олицетворяют разрушительные силы, которые угрожают уменьшить достижения Сантьяго и лишить его с таким трудом добытой победы
Они символизируют неустанные вызовы и внешнее давление, которые могут свести на нет все достижения человека.
Львы на пляже: В повторяющихся снах Сантьяго львы на пляже символизируют молодость, силу и течение времени. Они служат напоминанием об угасании физических способностей Сантьяго и его тоске по молодости.
Парус: Парус Сантьяго, залатанный и изношенный от многолетнего использования, символизирует его стойкость и находчивость. Он представляет его способность адаптироваться и извлекать максимум из того, что у него есть, подчеркивая его решимость преодолевать препятствия.
Упоминание Ди Маджио: Повторяющиеся ссылки на бейсболиста Джо Димаджио представляют собой восхищение Сантьяго силой и выносливостью Димаджио. Это служит точкой связи между личным путешествием Сантьяго и более широким миром героизма и упорства.
С помощью этих символов Хемингуэй усиливает глубину повествования и предлагает читателям задуматься над глубокими смыслами, скрытыми под поверхностью истории. Каждый символ вносит свой вклад в общий гобелен тем, оставляя неизгладимое впечатление и обогащая читательский опыт.
Проблематика книги «Старик и море»
В произведении раскрывается несколько проблем. Первая – осознание места в мире. Автор показывает, Сантьяго хорошо относился к птицам, рыбам, но вынужден ловить рыбу, так как это заработок.
Второй проблемой является – проблема поражения, победы. Герой через поражение одержал настоящую победу. Ему, несмотря на возраст, раны, удалось добиться своего, поймать рыбу больших размеров, он выдержал испытания.
Еще одной проблемой является религия. Старик не приверженец веры, но в трудную минуту вспоминает о Боге, молится
Автор уделяет внимание теме отношения к религии, принадлежности к ней
Прослеживается проблема судьбы. Старик сделал все для поимки рыбы, даже больше, но рок оказался сильнее, добыча съедена акулами.
Сила характера старика
Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу
Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего.
Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.
Тема повести
Повесть содержит историю бедного кубинского рыбака, живущего у моря и зарабатывающего себе на жизнь уловом. Он одинок, но не беспомощен. В нём присутствует духовный стержень, необычайная сила воли, которая заставляет его жить, бороться и побеждать тяжёлые обстоятельства.
Главная тема книги – способность человека преодолевать трудности. Автор представляет историю человека, который прожил тяжёлую жизнь, но в конце пути не хотел сдаваться. Он посвятил себя ловле рыбы в море. Это стало смыслом его существования.
Хемингуэй показывает старика и мальчика, который ему помогает, ждёт его на берегу. Этим автор представляет связь поколений: в старости человек не должен быть один. Всегда нужно, чтобы его ждали, о нём беспокоились, верили в него, поддерживали в трудных обстоятельствах.
Образец 2
Образ старика Сантьяго из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» насыщен философией и глубиной.
Старый кубанский рыбак Сантьяго является главным героем повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. Он живет в одиночестве, но это нисколько не расстраивает его. Хемингуэй пишет о нем, как о человеке, который несмотря ни на что не сдается. А еще у него веселые и добрые глаза. Несмотря на свой возраст, герой душою молод и свеж. Ему часто снятся сны о счастливых и светлых днях своей молодости, юности, а также об африканских львах, что играют на берегах.
Приключенческий период жизни окончен, и все, что теперь есть у Сантьяго – синее море, что дает ему возможность поесть, и юный друг-единомышленник, которого зовут Манолино. Через дружбу старого рыбака и юного мальчика Эрнест Хемингуэй стремится показать общность поколений и то, что среди людей со схожими взглядами не играет никакой роли различия в возрасте. Сантьяго видит, что Манолино тоже манит море.
Хемингуэй доносит через Сантьяго личные философские взгляды на жизнь. Одна из таких мыслей гласит, что человека можно растоптать, но невозможно одержать над ним победу. Только тот, кто сталкивался с большими трудностями, сможет вновь найти в себе силы для борьбы.
Сантьяго обитает обыкновенной жизнью в собственном небогатом домике, и не стремится от этого уйти, как некоторые герои произведений Хемингуэя. Сантьяго хочет искать единения с матерью-природой, он сам позиционирует себя как ее часть. Старый рыбак представлен в повести человеком гармонии. В нем сочетаются гордость и смирение, а еще способность ограничиваться небольшим и при этом продолжать следовать свой мечте. Сантьяго не помнит, когда к нему подкралось смирение, но точно знает, что оно подарило ему гордость, нежели позор. Несмотря на жизнь в нищете, рыбак не сгубил чувство достоинства. Мальчик Манолин любил и уважал своего старого друга, поэтому иногда приволакивал рыбу и газеты о спорте.
Поражает жизненный идеал героя, по которому любому существу дана определенная роль на этом свете. К примеру, Сантьяго был рожден, чтобы заниматься рыболовством, а рыба, чтобы стать добычей рыбака.
В фундаменте фабулы произведения представлено пару дней жизни рыбака. Пусть события происходят спокойно, их мало, но описаны они невероятно правдиво и подробно, так, что читатель переживает их вместе с Сантьяго.
Сантьяго – сильный духом человек. Именно таковы герои хемингуэевских произведений.
Образы повести «Старик и море»
Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой — это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами
Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека. Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».