Популярные сегодня темы
Сказки Салтыкова-Щедрина написаны «для детей изрядного возраста», а значит, для взрослых. Писатель подводит в них итог жизненных размышлений. В отличие от народных сказок
Данная повествовательная история рассказывает о жизни человека, который оказался в крайне непростой ситуации, и тем не менее, свой выбор он сделал достаточно очевидно, приняв сторону добра
Каждая часть речи в языке важна и выполняет свою работу вместе с другими, самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить разнообразные мысли и чувства.
2 стр., 582 слов
Рассуждение: «Творчество донского писателя Анатолия Калинина …
… двух писателей
Думаю, что в любом деле важно найти хороший пример. И в Шолохове Анатолий Калинин не ошибся
Можно выделить общие схожие темы литературного творчества: жизнь простых крестьянских людей на … знает, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык. Анатолия Калинина по праву считают последователем шолоховских традиций в литературе. О себе он говорит: «Судьба …
Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции.
Каждый из нас иногда задумывается над тем, какую же профессию он выберет, когда вырастет. Кто-то хочет стать доктором и лечить людей, кто-то – космонавтом, чтобы полететь в космос, а я принял решение, что хочу стать полицейским.
Сочинение 2
Основой произведения является повествование о трагической истории романтических отношений двух крепостных, парикмахера Аркадия Ильича и актрисы Любови Онисимовны, представленное в виде рассказа в рассказе от лица маленького мальчика, передающего поведанное ему старой нянькой.
3 стр., 1178 слов
Н.С. Лесков: «Тупейный художник»
… коллекция). Сюжет этого рассказа основан на истории о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера и гримировщика). По главной задумке писателя «Тупейный художник» служит нам верным и … себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина. Казалось бы, счастье было …
События рассказа переносят читателя во времена крепостного права в усадьбу графа Каменского, в крепостном театре которого играет Любовь Онисимовна, а готовит актеров к спектаклям крепостной цирюльник Аркадий, являющийся по состоянию души истинным художником, создающим из обычных дворовых актеров гениальные образы в виде божественных великолепных натур.
Между молодыми людьми вспыхивает страстное взаимное чувство, однако счастью влюбленных не суждено сбыться, поскольку граф является деспотичным, жестоким помещиком, наслаждающийся унижением собственных крепостных, жаждущим ласк юных невольниц. Парикмахер спасает любимую женщину от судьбы графской невольницы, сбежав вместе с Любовью из усадьбы в надежде тайного венчания. Сбежавших влюбленных настигает погоня, вернувшая их хозяину, который отправляет парикмахера в наказание на воинскую службу, а Люба оказывается невольной любовницей графа.
Аркадий достигает на службе определенных успехов, получив высокий чин и заработав немалые деньги, которые бывший парикмахер надеется потратить на выкуп своей возлюбленной. Однако на пути в графское поместье Аркадия убивает случайный знакомый, служащий городским дворником, решивший завладеть легкими деньгами, а Любовь, узнав новость о гибели суженого, пристращается к спиртному.
Описывая историю простых русских людей, мечтающих об обычном семейном счастье, писатель раскрывает на примере их судеб страдальческую судьбу своего народа, вынужденного терпеть жизненные лишения и тяготы, а порой и терять любимых и близких людей.
Образы героев произведения представляются автором путем эмоционального изображения, достигающего своей вершины в момент гибели главного персонажа, умершего несправедливой, невинной смертью, так и не постигшего истинного наслаждения от встречи с любимой женщиной.
На примере любви Аркадия и Любови писатель демонстрирует образец верности, преданности человека истинным чувствам, готовности на самопожертвование, беспристрастно и открыто изображая социальное неравенство царской России.
Приемы художественной выразительности в произведении «Тупейный художник» Н. С. Лескова
Сюжетные приемы. В произведении Лескова заметно наличие необычных и оригинальных сюжетных приемов. Впервые автор использует такую технику, как описательная логика, которая заключается в размещении на странице повествования не связанных действий. Такой прием позволяет придать особую динамичность и познавательность произведению, заставляет читателя задуматься над смыслом происходящего.
Прием героической храбрости. Лесков, создавая образ главного героя, артиста-мима, использовал прием героической храбрости. Идя во встречу своей участи, Федот Николаевич постоянно преодолевает препятствия, не сдаётся, не боится испытаний и готов рискнуть своей жизнью. Таким образом, автор хотел показать читателю, что сила духа и вера в свою мечту — это настоящий героизм.
Приемы живописности. Лесков использовал множество приемов живописности, чтобы описать окружающие героев сцены. Так, например, в сцене, где Федот Николаевич исполняет свой номер в болезненно холодной комнате, автор использует несколько сравнений, чтобы передать обстановку и настроение главного героя.
- «Холод пошёл по стенам, как лёд по древесине»,
- «Руки прилипли к воздуху, как кладезь кольцами чёрного красила по ату сырой кожи».
Эти приемы не только глубже раскрывают характер героя, но и добавляют в произведение цвета и деталей, которые позволяют читателю лучше понять окружающую картину.
Приемы звукоподражания. | Лесков также использует приемы звукоподражания, чтобы описать звуки и шумы, которые сопровождают героев на протяжении всего произведения. Например, в сцене на базаре автор описывает звуки издаваемые торговцами: |
«Прокуцался к ним ноготок. Звон ключей услыхал, белый как забытый на седле кусок хлеба, порадовался – значит, этих богу святых каргушей, очевидно, о кляче наверное, и жалюзи передумали на шестах всё ж менять». |
Эти мелодичные звуки гармонично сочетаются с общей атмосферой произведения и помогают читателю лучше представить себе описываемые сцены.
Смысловые грани произведения «Тупейный художник» Н. С. Лескова
В центре произведения «Тупейный художник» стоит тема творчества и таланта, их красоты и утраты. Главный герой Савва Растегаев, несмотря на его тупость и отсутствие образования, обладает ярким художественным талантом. Романтика творчества, свобода творческой души и, вместе с тем, угасание таланта в условиях господствующих ценностей и требований эпохи – эти смысловые грани произведения объединяют многие судьбы героев.
Сюжет произведения насыщен событиями, которые являются аллегорией на разные аспекты творческого процесса: гонку за успехом, потерю вдохновения, разочарование в результате своего творчества. Также в произведении раскрыта тема социальных противоречий и неправды жизни, которые усугубляют потерю таланта у главного героя.
Одним из ключевых элементов произведения является символика. Сюжет неоднократно использует мотивы птиц, воды, растений, являющиеся отражением эмоций и переживаний главных героев. Также бытовые детали и низменные предметы, которые оказываются важными для творческого процесса, описываются детально, создавая дополнительно аллюзии и символизм.
Общим смыслом произведения является трагическая ситуация талантливого человека, погруженного в окружающую его неправду и несправедливость. Тупость и неразумность окружающих, которые не могут оценить и ценить дар Саввы Растегаева, способствуют тому, что он теряет свой талант и жизненный смысл
Это становится универсальной трагедией творческого человека, и является важной точкой рассуждения Н.С. Лескова в данном произведении
Главные герои и их характеристика
Хотя рассказ начинается со слов автора – рассказчика (повествователя), главный герой здесь – актриса Любовь Онисимовна.
- Любовь Онисимовна – «художник», как и Аркадий, но только в актерском мастерстве. Это талантливая и красивая девушка, которая могла бы многого добиться в жизни. Судьбы тетушки Дросиды и Любви Онисимовны – схожи (обе пострадали из-за несчастной любви). Жизнь героини чем–то напоминает житие святой. Многое испытав и познав горе, она так и не смогла обрести счастье с любимым, но зато сохранила удивительную красоту, подобную святой: «Любовь Онисимовна тогда была еще не очень стара, но бела как лунь; черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки».
- Имя Аркадий в переводе означает «житель страны Аркадии», то есть исторической области Греции, где преобладало скотоводство; в переносном значении переводится как «пастух». Таким образом, получаем отсылку к буколикам, идиллическим произведениям. Имя Любовь означает светлое, искреннее чувство любви. Аркадий жертвует собой ради любимой, а это большая цена за счастье. Ко всему прочему Аркадий – смельчак (не боится смерти от пуль графа Сергея, поскольку жизнь его возлюбленной в опасности, и ему самому не страшно умереть). Быть может, если бы Аркадий и Любовь признались в своей любви графу, все вышло бы иначе, и их бы помиловали? Увы, мы этого не можем знать. Действия Аркадия с точки зрения графа бессмысленны и противозаконны, но с точки зрения фольклорной традиции «умыкания невесты» в краже девушки «тупейным художником» нет ничего предосудительного.
- Роль автора также немаловажна, но оценить ее мы можем только после прочтения всего произведения целиком. Повествователь говорит нам, что не всех мастеров в свое время признавали, и особенно не любили тех, кто совершал нечто нечестное (такова история «художника, который «работал над мертвыми»), хотя придание лицу банкира «выражения блаженного собеседования с богом» было совершено без злого умысла, а лишь по приказанию его «осчастливленных наследников». Он страдает от рук народа, так как пошел вразрез с их интересами и не учел, что банкир «обобрал весь город». Мы видим, что, украв Любу, Аркадий также нарушил устоявшийся закон жизни и вышел из подчинения. Его действия можно понять и оправдать, но в то же время очевидно, что, избрав для себя собственное благополучие, он мог тем самым возмутить своих братьев по несчастью, таких же крепостных, которые и хотели бы сбежать, но не могли (вспомним несчастных, посаженных на цепи в подвале вместе с медведями), и поэтому он невольно обрекает себя и свою возлюбленную на страдания.
- Графы Николай и Сергей Каменские – представители знати и, соответственно, власти в рассказе. Из роль в произведении далеко не последняя. Оба они жестоки и любят держать людей в страхе (Николай держит крестьян в подвалах, а Сергей пугает их пистолетами, которые явно свидетельствуют о том, что в случае чего граф может вызвать нечаянного обидчика на дуэль).
- Тетушка Дросида, вероятно, тоже прожила несчастливую жизнь, раз пристрастилась к «плакону» с водкой. О ней нам мало что известно, она сама не хочет говорить о былом: «Я тебе, девушка, все открою. Будь что будет, если ты меня выскажешь, а я тоже такая, как и ты, и не весь свой век эту пестрядь носила, а тоже другую жизнь видела, но только не дай бог о том вспомнить, а тебе скажу: не сокрушайся, что в ссыл на скотный двор попала, — на ссылу лучше, но только вот этого ужасного плакона берегись…». Она добрая женщина, поскольку старалась как можно дольше уберегать Любовь Онисимовну от злого зелья, поддерживала ее, но как только выяснилось, что Аркадий убит, то после его похорон Дросида позволила девушке «облить уголь».
Короткий пересказ «Тупейный художник»
Краткое содержание «Тупейный художник» Лесков:
Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.
Аркадий — парикмахер и гримировщик — причёсывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия.
Граф очень нехорош «через своё всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поёт в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.
В это время граф устраивает представление в честь проезжающего через Орёл государя. Актриса, которая должна играть «герцогиню де Бурблян», ушибает ногу, и её роль получает Любовь Онисимовна. А в придачу камариновые серьги от графа — подарок «лестный и противный» — первый знак особенной чести быть возведённою в «одалиски» и доставленной на графскую половину.
Между тем «роковое и искусительное дело» подкрадывается и к Аркадию. К графу приезжает из деревни брат, ещё более страшный и заросший. Он вызывает всех цирюльников и приказывает им подстричь себя наподобие брата, грозя убить любого, кто его обрежет. Но цирульники отвечают, что привести его в благообразный вид сможет лишь Аркадий.
Чтобы обойти правило графа Каменского, его брат призывает к себе Аркашку якобы для того, чтобы остричь пуделя. Аркадий, невзирая на угрозу пистолетов и находясь в самом мрачном настроении из-за уготованного Любови Онисимовне, брата графа постригает. А Любови Онисимовне обещает её увезти.
Во время спектакля Каменский держится любезно, что предвещает грозу, а после спектакля, когда Аркадий приходит причесать Любови Онисимовне голову «в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии», его шесть человек у двери поджидают, чтобы отвести на «мучительства» в потайные погреба, которые подведены под всем домом. Но Аркадий хватает Любовь Онисимовну, вышибает окно, и они бегут.
Но за ними отряжают погоню, и возлюбленные договариваются, что умереть согласны, если не удастся от погони уйти. А сами отправляются к священнику, который «отчаянные свадьбы» венчает. Но даже поп боится лютости графа и выдаёт их. Беглецов везут обратно, а «народ, где встретится, все расступается, — думают, может быть, свадьба».
По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды.
Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не даёт. Она же сообщает, что Аркадия граф отдаёт в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.
К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завёрнутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесёт к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера.
Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.
Главная мысль «Тупейного художника» в том, что Николай Лесков, используя эпиграф на церковно славянском языку, «Души их во благих водворятся», подчеркивает, что души среди праведников будут. Тем самым он красной нитью проводит главную мысль произведения.
Характеристики главных героев
Любовь Онисимовна
Главная героиня рассказа, няня автора, а в молодости актриса в театре графа Каменского. Именно она рассказала историю про свою трагическую любовь с Аркадием Ильиным. Было ей тогда 18 лет, она была красавицей, и была влюблена в Аркадия, который отвечал ей взаимностью. Он был парикмахер и гримёр в театре. В один из дней она приглянулась тирану графу Каменскому, который решил лишить её чести. С Аркадием они пытались убежать из города, но их догнали и поместили её на скотный двор, а его отправили на войну. Через три года Аркадий вернулся офицером, хотел её выкупить, но его убил дворник ради 500 рублей. После чего Любовь Онисимовна больше никого не любила и стала выпивать.
Аркадий Ильич Ильин
Главный герой рассказа, крепостной графа Каменского, молодой человек 25 лет, не видевший никогда денег и не выходивший, практически, из театра по распоряжению графа. Он был искусный парикмахер и гримировщик, который всех артисток в театре готовил к сцене. Также он был личным парикмахером графа, и ему запрещалось стричь или брить других мужчин. Влюбившись в Любовь Онисимовну, он пытался увезти её от графа, зная, что тот никогда не даст добро на их брак, но был пойман графскими людьми. Граф долго его мучил и пытал, а потом отправил на войну, желая, чтобы там Аркадий геройски погиб. Но он выжил, стал офицером и вернулся домой, чтобы выкупить Любовь Онисимовну у графа. Но его мечтам не суждено было свершиться. Ночью его зарезал за 500 рублей дворник.
Граф Каменский
Тиран и душегуб, который был очень жесток со своими крепостными. У него была своя пыточная, куда за малейшую провинность отправлялись его люди, причём даже дети. Он был в отца, который был такой же жестокий человек и которого убили свои же крепостные, не выдержав издевательств. Граф содержал театр, где играли его подневольные люди. Имел младшего брата, который жил в деревне.
Рассказчик, автор
Ему было 9 лет, когда его няня, Любовь Онисимовна, рассказала ему и его брату, эту историю. Он её запомнил и позже решил поведать её нам.
Постоялый дворник
Убийца Аркадия Ильина. Убил он его ночью за 500 рублей, а когда его поймали, он был с деньгами и весь в крови. Через год ему дали 43 удара кнутом, заклеймили и отправили на каторжные работы.
Графов брат
Младший брат графа, живущий в деревне. Он приехал в Орёл, чтобы представиться Государю. Так как он хотел выглядеть хорошо, то пытался найти парикмахера, который приведёт его в порядок. Но никто браться не хотел, так как лицо его было бугристое, можно было поранить, а он грозился пристрелить, если это случится. Согласился брить его только Аркадий, который уже замыслил побег и которому нужны были деньги.
Дросида
Пожилая, высокая и добрая женщина, которая работала на скотном дворе. Она ласково встретила Любовь Онисимовну, когда та туда попала после бегства. Дросида вернула её к жизни, но всегда говорила, чтобы та не притрагивалась к бутылочке — плакону, так как станешь от него зависимой. Сама она без выпивки жить уже не могла.
Поп
Эпизодический персонаж, трусливый и продажный священник, который хоть и взял 6 золотых от Аркадия, но сразу их выдал при виде людей от графа Каменского.
Пападья
Эпизодический персонаж, жена священника.
Государь
Эпизодический персонаж. Какой именно Государь, автор сказать не мог, то ли Александр Павлович, то ли Николай Павлович. Во время рассказанных событий он проезжал через Орёл и собирался посетить вечером театр графа Каменского.
Филипп
Эпизодический персонаж, именно он рассказал Любови Онисимовне, что ночью был убит Аркадий постоялым дворником.
Фельдмаршал Михаил Федотович
Эпизодический персонаж, отец графа Каменского. Его убили крепостные за жестокость в 1809 году.
Брат рассказчика
Эпизодический персонаж, был моложе его на семь лет. Когда Любовь Онисимовна рассказывала свою историю, ему было 2 года.
Губернатор
Эпизодический персонаж, присутствовал на похоронах Аркадия.
см. также:Краткое содержание Тупейный художник, Лесков
Краткая биография Николая Лескова
Темы
Среди наиболее ярких тем в произведении «Тупейный художник» можно отметить следующие:
- Любовь — она в «Тупейном художнике» самоотверженная, крепкая, но очень несчастная. Аркадий Ильич без раздумий выдает себя, когда в доме попа находят его возлюбленную; сама Любовь Онисимовна верно ждет молодого человека с войны, переживает, беспокоится. Искренне радуется девушка, когда получает желанное письмо с обещанием встречи, и также сильно впадает в отчаяние, когда узнает о гибели милого.
- Неравенство людей — в произведении существует два вида героев: хозяева и их подчиненные. Граф Каменский способен делать со своими людьми, что пожелает. Захочет — отберет свободу, захочет — разрушит чужое счастье. Все это он делает для удовлетворения своих желаний, не задумываясь о нуждах и чувствах окружающих. А подневольные крепостные вынуждены исполнять все прихоти господ.
- Жестокость — графа Николая Каменского и его брата несколько раз называют беспощадными людьми, и это подтверждается их поступками (например, жестокими пытками). Почувствовав силу власти, они совсем забывают о гуманности, сострадании и превращаются в настоящих тиранов. “Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться…”
- Предательство — сбежав, Любовь и Аркадий находят краткосрочный приют у священнослужителя. Тот обещает помочь возлюбленным и даже прячет их, чтобы графские охотники не смогли найти. Но, как только враги появляются на пороге, поп ведет себя как настоящий трус и сдает несчастных.
Лесков, Анализ произведения Тупейный художник
Произведение Лескова Тупейный художник датировано 1883 годом. Лесков в Тупейном художнике описывает сложную и страшную жизнь крепостных, обличая годы царизма, показывая ужасы крепостного права.
Лесков Тупейный художник
Если кратко, то в работе Лескова Тупейный художник за основу сюжета взята история любви парикмахера и актрисы, которые были крепостными. Здесь парикмахер, несмотря ни на что, спасает свою возлюбленную от судьбы наложницы.
Рассказ Лескова Тупейный художник очень интересный и читается на одном дыхании, ну а для помощи школьникам, которые предпочитают читать все в сокращенном варианте, предлагаем вариант Лескова Тупейный художник для читательского дневника. Данное произведение построено на рассказе одной няни Любови Онисимовны, которая решила поделиться историей из своей жизни с мальчиком.
Н.С. Лесков свой рассказ Тупейный художник начинает тем, что автор знакомит всех читателей с понятием художник, и это не обязательно человек искусства, который пишет картины. Художниками называли даже портных, а в нашем случаем художником был парикмахер, который имел большой талант создавать образы актрисам и актерам для игры в театре.
Действия происходят в театре графов Каменских, где и служили наши главные герои, крепостные парикмахер и актриса. Служили в страхе, ведь граф был строгим и постоянно наказывал своих крепостных.
Граф Каменских ценил Аркадия и не желал, чтобы он стриг кого-то постороннего, поэтому запирал его, как запирал и своих актрис, ведь для графа важно было, чтобы его крепостных актрис никто не трогал, только он имел право делать их наложницами. Вот только полюбился актрисе Любови Онисимовне наш парикмахер, и он отвечал на ее чувства взаимностью, но, нельзя им было быть вместе, мало того, граф присмотрел в свои покои Любовь Онисимовну и хотел сделать ее наложницей
Вот только полюбился актрисе Любови Онисимовне наш парикмахер, и он отвечал на ее чувства взаимностью, но, нельзя им было быть вместе, мало того, граф присмотрел в свои покои Любовь Онисимовну и хотел сделать ее наложницей.
Спас ее тупейный художник от данной участи. Они убежали вместе и хотели обвенчаться, однако их настигла погоня. Тупейному художнику пришлось не сладко, ведь его отвели на мучительства. Любовь весь вечер слушала крики возлюбленного, а потом, не выдержав, хотела удушить себя своей косой. Очнулась она в телячьей избе, куда ее перевели по приказу графа. Самого парикмахера Аркадия отправили на военную службу, на войну. Все-таки не смог забить до смерти граф Каменских своего фаворита, человека, который не побоялся постричь графского брата.
На службе он заработал чины, дворянское звание и деньги. Хотел он выкупить Любу, но не судьба. Когда он приехал в город, некий дворник, позарившись на деньги Аркадия, убивает его.
На похороны прибыл даже губернатор, а вот Люба, из горя, приложилась к фляге и по сей день любит попивать. Вот и сейчас, рассказывая историю о питейном художнике, она делает глотки из своей фляги.
Лесков Тупейный художник главные герои
В произведении Лескова Тупейный художник главными героями являются Аркадий и Любовь Онисимовна. Николай Лесков в работе Тупейный художник создал таких героев, которые олицетворяли лучшие черты человечества. Они красивые, талантливые, благородные, способны на верную любовь. Так, Аркадий был не просто парикмахером, а настоящим художником. который не стриг и не делал прически, а рисовал актрис, делая из обычных дворовых девушек, настоящих богинь.
Тупейный художник основная мысль
Как я уже говорила, в произведении Лескова Тупейный художник основная мысль выражена на примере парикмахера и актрисы показать жизнь малых людей, жизнь крепостных, которым приходилось терпеть своих хозяев и терять своих избранников. Автор показывает всю правду прошлого времени, времени, когда существовало крепостное право.
Суть
Повествование в рассказе «Тупейный художник» начинается издалека, с упоминания особой категории «художников», которые достигли величайшего мастерства в самых разных сферах деятельности (в шитье, живописи, чеканке монет и т. д.). На Руси, по утверждению рассказчика, тоже был мастер «в таком же необычайном художественном роде». Умельца звали Аркадий Ильич, и был он парикмахером и гримером («тупейным художником») при графе Каменском. О нем ведет свой рассказ няня повествователя и его брата, Любовь Онисимовна, служившая в молодости крепостной актрисой при том же графе. Вот, о чем говорится в рассказе.
Монолог пожилой женщины представляет собой историю любви между ней самой и «тупейным художником». Это было запретное чувство, так как оба героя были крепостными, и в результате им приходилось всячески скрывать это. Однажды юной талантливой Любви Онисимовне довелось заменять на сцене больную актрису, и граф, зная, что «Люба роль не испортит», велел передать девушке «камариновые серьги», что было знаком особой милости графа по отношению к девушке. Но в этом было мало приятного – таким образом, девушек возводили в «одалиски», то есть наложницы владыки.
Параллельно с этим брат графа Каменского, Сергей Каменский, просит прислать парикмахера побрить его. Однако граф Каменский не сразу соглашается. Убедив брата, что ему нужно остричь пуделя, Сергей Каменский дожидается Аркадия у себя. У него наготове пистолет, заряженный черкесскими пулями, и десять золотых монет на случай выигрыша. Тем не менее, Аркадий не боится погибнуть, так как знает о том, что ждет его любимую. Он не боится дерзить, сказав, что даже если бы граф посмел потянуться за пистолетом, то он бы перерезал бы ему горло бритвой. А далее Аркадий решается на отчаянный поступок. Он решает увезти Любовь Онисимовну в соседнюю деревню, чтобы тайно обвенчаться с ней, а после того отправиться в турецкий Хрущук, куда бежали многие люди от графа Каменского.
К сожалению, побег завершился провалом. Едва успев добраться до дома священника и заплатив за то, чтобы их тайно обвенчали, молодые люди услышали звук дверного кольца, и осознали, что погоня нагнала их. Хотя они и спрятались, поп выдал их местонахождение, в результате чего Аркадия и Любовь Онисимовну рассадили по саням и повезли обратно к графу Каменскому.
В итоге Аркадия стали мучить прямо под комнатой Любови Онисимовны, а когда она попробовала задушиться собственной косой, то упала в обморок, и очнулась уже на скотном дворе. Там ее взяла под свое покровительство тетушка Дросида, у которой Любовь Онисимовна жила три года. Все это время Аркадий воевал на фронте, куда его отправил граф. Но к тому моменту, когда «тупейный художник» вернулся в чине офицера и готовился выкупить Любу из крепостных, случилось несчастье – ночью Аркадия зарезал постоялый дворник. После похорон возлюбленного героиня начинает пить, и впоследствии это превращается в привычку. Могила, на которую она постоянно приводит своих воспитанников, и есть та самая могила «тупейного художника» Аркадия, чья судьба сложилась весьма несчастливо, заодно сделав несчастной и его любимую девушку. Более подробно основные события описаны в кратком содержании.
Анализ проблематики и образов героев в «Тупейном художнике»
В произведении перекликаются темы любви и предательства, высоты и низости человеческих чувств и поступков. Николай Лесков не обходит стороной эти важные темы.
Душевная красота и талант присущи Любе, крепостной актрисе, и Аркадию, тупейному художнику. Кто такой тупейный художник? Отметим, что это театральный парикмахер и гримёр. Люба прекрасна на сцене. Аркадий – настоящий мастер своего дела, как никто другой умеющий придавать нужное выражение лицу актёров. Он мог сделать приятной даже отвратительную и злую физиономию графа Каменского, который по этой причине запретил ему стричь и брить других мужчин. Продолжим анализ рассказа «Тупейный художник».
Николай Лесков развивает в рассказе ещё одну важную в его творчестве тему – проблему крепостного гнёта, несчастной доли крестьян. Прочитайте даже краткое содержание, и вы это сразу увидите. Судьба главных героев сложилась трагически, потому что они принадлежали жестокому, разнузданному в своём всевластии помещику. Так, Аркадия он готов отдать в солдаты, предварительно избив до полусмерти, за то, что тот согласился побрить родного брата помещика. Крепостных актрис граф Каменский использовал в качестве наложниц. Эта участь ждала и приглянувшуюся ему Любу. В рассказе упоминается, что перед ночью с графом девушек наряжали в образ Цецилии – католической святой, пострадавшей за веру, и символизирующий невинность. Тем самым Николай Лесков подчёркивает не только душевную чистоту и страдания несчастных девушек, но и цинизм Каменского.