Краткое содержание
Роман “Доктор Живаго” рассказывает историю жизни главного героя, Юрия Живаго, и его связей с другими персонажами. Юрий потерял родителей в раннем возрасте и был воспитан родственниками. Вместе с друзьями, Тоней и Мишей, они встречаются с загадочной Ларой Гишар, которая становится объектом внимания Юрия.
В прошлом Лара была влюблена в адвоката Виктора Комаровского, который использовал свою власть над ней. Однако Лара решает уйти от Комаровского и начинает встречаться с Юрием. Их отношения сложны из-за обязательств Лары по отношению к Павлу Антипову, ее мужу. Несмотря на это, Юрий и Лара продолжают свою связь.
Во время войны Юрий уезжает на фронт врачом, а Лара становится медсестрой. Они долго не видятся, но Юрий находит Лару в отдаленном месте, где она находится с Павлом. В их отношениях возникают сложности, и Лара решает уехать со своим мужем.
Юрий Живаго остается один. Он встречается с Мариной, с которой у него рождаются дети. Однако он чувствует себя потерянным и решает уйти, оставив записку жене. Его брат Евграф помогает ему финансово.
Спустя время, Юрий Живаго внезапно умирает от инфаркта. Лара появляется на его похоронах, но затем исчезает. Годы спустя, Евграф случайно находит дочь Юрия и Лары, Татьяну, которая оказалась без признаков своих родителей. Евграф помогает ей и собирает стихи, написанные Юрием.
Одно из самых значимых стихотворений, “Зимняя ночь”, остается свидетельством Юриевой внутренней борьбы и его чувств к Ларе. Таким образом, роман “Доктор Живаго” рассказывает о сложных судьбах главных героев и их поиске любви и смысла в эпоху перемен и беспорядка.
За минуту
После смерти матери, Юрия берет к себе дядя. Отец мальчика давно ушел из семьи. Мама рассказывала Юре, что он в Петербурге. Но, на самом деле мужчина часто путешествовал, из-за чего растратил все состояние семьи.
Миша Гордон с отцом едет на поезде в Москву. Из поезда выбрасывается пьяный самоубийца. Покойный успел рассказать, что у него было два сына и две семьи.
В России начинаются революционные волнения. Вдова Гишар с сыном Родионом и дочерью Ларисою приезжает в Москву. Однажды вдова отпускает дочь вместе со знакомым адвокатом на именины, после чего между ними появляется тайная связь.
Семейство Гишар оказываются в полосе восстания и вынуждено перебраться в гостиницу. Дядя оставляет Юру в семье профессора Громеко, где также жил его одноклассник Миша Гордон и дочь хозяев – Тоня.
Профессора вызывают в гостиницу к вдове Гишар, которая пыталась отравиться. Он вместе с Юрой и Мишей встречает там Лару и незнакомого мужчину. Спустя время Миша рассказывает, что этот человек погубил отца Юры.
-
Памятник труженикам тыла омск кратко
-
Назовите параметры состояния газа кратко
-
Водный поток это кратко
-
Особенности иммунитета при протозойных инфекциях кратко
- Каковы особенности различных типов электростанций и их размещение кратко
Композиция
Роман “Доктор Живаго” обладает уникальной композицией, которая характеризуется нагромождением случайных, но важных встреч, неожиданных поворотов судьбы и совпадений. От первых глав автор умело переплетает сложный паутиной сюжет, в котором судьбы главных героев – Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других – тайно переплетаются.
На первый взгляд может показаться, что эти сюжетные хитросплетения слишком запутаны и сложны, но по мере чтения романа они приобретают смысл и раскрывают свою истинную природу и предназначение. Композиция произведения основана на взаимосвязи и развитии отношений между героями, а также на пересечении их самостоятельно протекающих судеб.
Все главные герои, будто просвечиваются авторским рентгеном, и их истории, каждая по-своему уникальная, переплетаются и сводятся к Юрию Живаго.
Особенно интересным ходом в композиции является тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует окно в бесконечность бытия. Когда главный герой, потеряв интерес к жизни и опустившись на самое дно, умирает, его душа продолжает жить в прекрасных стихах, оставленных им. Тетрадь становится не только отражением его внутреннего мира, но и символом продолжения жизни и творчества после физического ухода.
↑ Пятнадцатая часть
Доктор Живаго решает пешком отправиться в Москву. По пути он знакомится с крестьянином Василием, который присоединяется к нему. В Москве они некоторое время живут вместе, а затем Юрий встречает своего бывшего дворника, который согласился его приютить. Дочь дворника Марина понравилась доктору и стала его третьей неофициальной женой. Она родила ему двух дочерей. Доктор получал из-за границы письма от Тони, которая знала о его новой супруге, но снова не сердилась на него. Жизнь Живаго стала налаживаться, он устроился на работу врачом. Но однажды он вышел из душного трамвая и упал замертво на дороге.
Критика
Критика произведения “Доктор Живаго” Бориса Пастернака была разнообразной и неоднозначной. Во время написания романа, Пастернак организовывал домашние чтения, где представлял различные части произведения своим друзьям и знакомым. Мнения о романе были различными, и многие известные писатели и поэты неоднозначно отозвались о произведении.
Некоторые из первых слушателей произведения, такие как Анна Ахматова, Лидия Гинзбург, Александр Гладков, Всеволод Иванов, Анастасия Цветаева и Корней Чуковский, не оценили “Доктора Живаго” высоко. Они высказывали свои суждения о романе, отмечая, что не находят в нем бывших особенностей Пастернака.
Корней Чуковский
Мне нравитсяНе нравится
Например, Корней Чуковский отметил, что, несмотря на отдельные прелестные фрагменты, роман кажется ему чужим и далеким от его собственной жизни. Анна Ахматова выразила недовольство непрофессиональными страницами произведения и отметила, что некоторые пейзажи в романе являются самыми гениальными в русской литературе.
Александр Гладков подметил, что в романе есть удивительные страницы, но они были бы более яркими, если бы автор не стремился создать именно роман, а писал о себе, своем времени и своей жизни более широко и свободно. Он также отметил, что диалоги героев интеллигентов в романе являются наивной персонификацией авторских размышлений или неискусной подделкой.
Ариадна Эфрон высказала свое мнение о том, что роман слишком плотно заполнен различными событиями и персонажами, что не оставляет им достаточно пространства для развития. Она отметила, что в произведении отсутствуют обычные и простые дни, разговоры и шутки, которые присутствуют в реальной жизни. Она также отметила, что мастерство Пастернака в определении ощущений, настроений и воспоминаний вызывает удивление, так как эти ощущения трудно передать словами.
Варлам Шаламов отметил, что “Доктор Живаго” лежит в одном ряду с литературой Толстого, Чехова и Достоевского, и выразил свое восхищение некоторыми частями произведения, такими как фрагмент из дневника Веденяпина о Риме и Христе. Он также отметил некоторые дисгармоничные аспекты языка, используемого для описания простых людей в романе, и отметил, что этот язык не соответствует различным группам населения.
Варлам Шаламов
Мне нравитсяНе нравится
Лидия Чуковская отметила, что роман вызывает чувство чуда, пока его внутренний мир ощущается, но становится менее притягательным, когда происходит вмешательство извне. Она отметила, что “Доктор Живаго” читается с большим интересом, но имеет некоторые недостатки.
Таким образом, критика произведения “Доктор Живаго” была разнообразной и содержала как положительные, так и отрицательные отзывы. Роман вызывал разные эмоции и восприятие у различных критиков, что подчеркивает его сложность и многогранность.
История создания и публикации
Идея написания масштабного произведения посещала Пастернака во время Октябрьской революции, но тогда он еще не чувствовал себя созревшим для подобной работы. Начав писать роман в год окончания Великой Отечественной войны, автор «Доктора Живаго» сделал финальные правки текста в январе 1956 г., то есть основная работа над книгой заняла целое десятилетие и велась в послевоенный период, когда был жив И. Сталин.
Новое произведение Б. Пастернака получилось совершенно свободным от самоцензуры и не вписывалось в рамки канонов советской литературы. Роман о христианстве и любви на фоне подлинной истории России не соответствовал не только стилю социалистического реализма, но и был далек от так называемого хорошего вкуса модернистов, в том числе и раннего Пастернака. По словам писателя, он стремился сделать роман выражением его взглядов на жизнь человека сквозь призму истории, на искусство, евангелие и многое другое, что дает книге исчерпывающую характеристику.
Борис Пастернак, подобно Чарльзу Диккенсу, описавшему события Великой французской революции и революционного террора, противопоставил им идеи христианского милосердия и способности к самопожертвованию. Тем удивительнее, что автор сначала попытался издать свое произведение в Советском Союзе, разослав текст романа в редакции литературных журналов Москвы и Ленинграда. Получив отказ отовсюду и подвергнувшись жесточайшей критике за антисоветское содержание книги, в мае 1956 г. он передает рукопись итальянскому издателю Джанджакомо Фельтринелли, известному своими коммунистическими взглядами.
Первое издание романа на итальянском языке вышло в ноябре 1957 г. в Милане, второе, пиратское на русском языке, — в 1958 г. в Голландии. В начале 1959 г. Фельтринелли опубликовал русскоязычную версию по тексту, не правленному автором.
Очень краткий пересказ романа «Доктор Живаго»
У 10-летнего Юры умерла мать. Опекуном мальчика становится дядя, а его родной отец ведёт распутный образ жизни, со временем спивается и убивает себя. Дядя оставляет племянника на попечении профессорской семьи, которая уже растит одного воспитанника, Мишу, и родную дочь, Тоню. Юра, Тоня и Миша становятся друг для друга близкими людьми. В это же время в Москву переезжает вдова Амалия Гишар с сыном Родионом и дочерью Ларисой. Женщина крутит роман с адвокатом Комаровским, который оказывается подлецом и развращает её 16-ю дочь. Ларисе нелегко живётся с осознанием своего «падения». После разрыва с Комаровским Лара знакомится с сыном арестованного за революционные взгляды рабочего Павлом. Лариса и Паша становятся очень близки.
В России революция 1905-1907 годов: стачки, забастовки, создаётся первая Дума. Пути Ларисы и Юрия пересекаются. Они не знакомы, но имеют общих друзей. Юра очарован девушкой.
В 1911 году Юра узнаёт, что у него есть брат по отцу Евграф. Спустя год Юра получает диплом доктора, а Тоня подаётся в юристы. Тоня и Юра становятся мужем и женой. Павел и Лариса тоже женятся и уезжают на Урал.
Первая Мировая Война. Юра работает в московской клинике, у него рождается сын Саша. Вскоре герою приходится ехать на фронт. У Паши и Лары растёт дочь. Павла тоже отправляют на войну, где он пропадает без вести. Лариса, окончив курсы медсестёр, едет на поиски мужа. На фронте Юра и Лариса встречаются и сближаются. Юра признаётся Ларе в любви.
Домой в Москву Юрий возвращается спустя два года. Там его встречает жена и сын. За время отсутствия Юрия его друзья издали книгу с его стихами. Доктор Живаго вновь работает в клинике и продолжает писать стихи. Он чувствует себя одиноким, так как его взгляды разнятся со взглядами нынешней интеллигенции, которая и составляет основной круг его друзей.
Во время Гражданской войны семья Живаго еле сводит концы с концами. Юра переносит тиф. В этот же период он впервые видится со своим сводным братом, который советует ему перебраться на Урал.
В 1918-м году семья Живаго обосновалась на Урале в Юрятине. Юрий знакомится с революционером Стрельниковым. Позже оказывается, что он — это муж Лары, Павел. Тоня вновь беременна, а у Юрия проблемы с сердцем.
Судьба вновь сводит Ларису и доктора Живаго. У них тайный роман. Юра мучается совестью, хочет прекратить измены и рассказать правду жене. Но он не успевает повиниться, его похищают красные. В плену доктор Живаго лечит партизан и скучает по своей семье.
В Юрятин герой возвращается в 1920-м году. Его жена Тоня родила дочь и уехала в Москву. Юра живёт с Ларисой и её дочкой. Муж Ларисы в бегах, она постоянно боится за свою свободу. Юра тоже обеспокоен за свою судьбу, ведь он бежал из плена красных. Но пара счастлива быть вместе. Доктор Живаго работает в клинике Юрятина.
Чтобы избежать ареста, Юра и Лара переезжают в Варыкино. Лара носит под сердцем дитя. Доктор Живаго много пишет. Он узнаёт, что его жену и детей выслали за границу и понимает, что вряд ли увидится с семьёй. Но рядом с Ларисой он нашёл своё счастье.
В Варыкино приезжает Комаровский. Он предлагает Юре и Ларисе перебраться на Дальний Восток. Лариса с дочкой уезжает, доктор Живаго остаётся. Он не готов к столь мощным переменам, его душа и тело измотаны. Юрий словно хочет для начала «расставить по полочкам» то, что уже произошло: двухгодичный плен, разлука с Тоней, рождение дочери, соединение с Ларисой. Оставшись наедине с собой, он тоскует по любимой и пишет для неё стихи. Вскоре появляется Павел. Он шесть лет не видел жену и дочь, так как был в бегах. Юра и Павел говорят о Ларисе, а на утро революционер оканчивает жизнь самоубийством.
Доктор Живаго возвращается в Москву. Там он скитается по квартирам, пишет и публикуется. Его жена и дети живут во Франции. Вернуть их на родину доктору не удаётся. Юрий сожительствует с дочерью своего бывшего дворника. Марина рожает ему двух дочерей. Доктору Живаго всё чаще нужно уединение и он скрывается на «тайной квартире», где много пишет. Но Марину и детей доктор не оставляет и помогает им материально.
В 1929 году по дороге на работу доктор Живаго умирает. Его похороны организовывают Лариса и брат Евграф. Лара появилась в Москве не случайно, она искала свою дочь, которую родила от Живаго. Девочку при рождении Комаровский отдал в приемную семью, пока Лариса была в бредовой горячке.
После похорон женщина пропадает навсегда. Дочь Живаго и Ларисы находят давние друзья доктора, Миша Гордон и Ника Дудоров, во время Второй Мировой Войны. Ей оказывается бельёвщица Таня Безочередева.
Девушку берёт под свою опеку её дядя, сводный брат Живаго Евграф, который на тот момент уже генерал-майор. После войны Гордон и Дудоров при встречах читают статьи, стихи и заметки своего умершего друга доктора Юрия Живаго.
Читательский дневник по роману «Доктор Живаго» Пастернака
Сюжет
Юра Живаго – сирота: мать умерла от чахотки, отец, промотав целое состояние, покончил с собой. Дядя Веденяпин перед отбытием за границу, отдает мальчика в семью профессора-химика Громеко. Там мальчик находит друга – Мишу Гордона, и будущую жену Тоню. В юные годы он мельком дважды видит прекрасную и загадочную Лару (Ларису) Гишар. Вначале как 16-летнюю любовницу адвоката Комаровского (сгубившего его отца пьянством и тратами), потом, на елке у друзей, как несостоявшуюся убийцу того же самого адвоката. Юрий становится доктором и женится на Тоне, Лара выходит за Пашу Антипова, своего давнего поклонника. В каждой семье рождаются дети. Судьба сводит доктора и сестру милосердия Антипову на фронтах Первой мировой войны. Однако отношения между ними завязались позже, после революции, отъезда доктора с семьей из голодающей Москвы на Урал, где в Юрятине и жила Лара. Ее муж подался в революционеры и с семьей не виделся.
Юрий и Лара встречаются, а после его похищают красные партизаны: им нужен доктор. Только по окончании Гражданской войны он вырывается на свободу. Тоня с детьми в эмиграции. Он находит Лару. Они живут душа в душу, Юрий ночами пишет книгу. Лариса ждет ребенка. Их находит Комаровский – и увозит Лару, якобы спасая от большевиков. Ее муж Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Юрий болеет, пьет, и сходится с дочкой дворника. В трудные моменты жизни его находит сводный брат (по отцу) Евграф. Он и устраивает Юрия на работу в больницу. В первый рабочий день, не доехав до больницы, Юрий скоропостижно умирает от болезни сердца. Лара приходит на его похороны: она ищет их дочь, которую при побеге оставила чужим людям. Впрочем, ее тоже, похоже, арестовывают. Племянницу Таню уже на фронтах Великой Отечественной войны берет под опеку все тот же брат Евграф Живаго. Он издает и книгу Юрия. Ее читают старые друзья доктора – Гордон и Дудоров, и вспоминают молодость.
Отзыв
Многожанровый роман о взаимоотношениях личности и эпохи, историческое полотно о событиях первой половины XX века, судьбы людей в зеркале войн и революций. История трагической любви, причудливого сплетения судеб человеческих. Размышления о природе и предназначении искусства. Тема бессмертия через историю и искусство. Необходимость оставаться человеком в любых испытаниях, верность идеалам, стойкость, милосердие, долг, отвращение к двуличию, лицемерию. Поиск ответов на вечные вопросы бытия.
↑ Третья часть
Юра Живаго рано проявляет себя как талантливый поэт. Но он хочет заниматься медициной, поэтому поступает в университет. Там он также реализует себя как выдающийся врач. На рождественском вечере у Свентицких Юрий знакомится с Ларисой. Теперь эта девушка – «невольница» старого адвоката Комаровского, которую он «пригрел» в обмен на взаимность. Ларисе совсем не нравится жизнь со стариком, и она решает избавиться от него. Однажды ночью она выстрелила в него, но случайно попала в другого человека. Комаровский, однако, не испытывает на неё гнева, избавляет её от наказания и снимает для неё небольшую комнату.
Главные герои и их характеристика
Роман “Доктор Живаго” представляет разветвленную систему образов, в которой присутствуют различные типы персонажей. Здесь мы встречаем героев-революционеров, интеллигентов, буржуа и простых людей, ставших жертвами сложной системы.
Мне нравитсяНе нравится
С приходом перемен и революционных событий судьбы этих персонажей переплетаются в запутанную паутину противоречий. Они оказываются в ловушке системы, где идеалы и реальность, личные стремления и общественные требования сталкиваются друг с другом. В результате, множество связей и отношений приходится разрывать, чтобы найти путь из этой запутанной ситуации.
Главные герои | Характеристика |
---|---|
Юрий Живаго | Интеллигент до мозга костей, проникнутый высоким уровнем духовности и гуманизма. Стремится помогать всем страждущим, независимо от политических убеждений. Внешняя безвольность является проявлением внутренней свободы и гармонии. |
Лара Гишар | Яркая, сильная духом женщина с желанием помогать людям. Сталкивается с трудностями и принимает сложные решения в постреволюционной России. Пожертвовала своей любовью ради спасения своего ребенка и вынуждена покинуть Живаго. |
Комаровский | Преуспевающий адвокат, олицетворение демонического начала в романе. Стал любовником матери Лары и соблазнил ее дочь, играя роковую роль в их судьбе. Является отрицательным персонажем, ответственным за разрушение отношений между Ларой и Живаго. |
Роман “Доктор Живаго” включает в себя две книги, каждая из которых состоит из 17 частей с нумерацией. Это масштабное произведение прослеживает целую жизнь поколения молодой интеллигенции того времени, являясь своеобразным отражением эпохи. Одно из возможных названий для этого романа – “Мальчики и девочки”, что указывает на фокус автора на представителей молодого поколения.
Одним из гениальных аспектов романа является показ антагонизма двух главных героев – Юрия Живаго и Павла Стрельникова. Живаго предстает перед нами как интеллигент, живущий отрешенно от происходящего в стране, и сохраняющий свою индивидуальность и независимость от идеологии тоталитарного режима. Стрельников, напротив, представляет собой личность, полностью подчиненную идеологии и становящуюся ее ярым приверженцем. Взаимодействие этих двух героев отражает различные пути и выборы, с которыми сталкивались интеллигенты того времени.
Пастернак глубоко воссоздает духовное обнищание русской интеллигенции и передает его через образ Татьяны – внебрачной дочери Лары Антиповой и Юрия Живаго. Татьяна является простой девушкой, несущей отдаленное проявление потомственной интеллигенции. Через ее образ автор показывает, как гибнут истоки и культурное наследие русской интеллигенции в новых революционных условиях.
↑ Первая часть
Роман начинается с похорон матери маленького Юры. Семья Живаго некогда была очень богатой, однако брак родителей был несчастливым; отец в конце концов ушёл из семьи. Осиротевший Юра сначала воспитывается у дяди, бывшего священника, по собственному желанию ушедшего из церкви. Это сильный и невозмутимый человек. Также автор знакомит читателей с другими мальчиками – евреем Мишей Гордоном и Иннокентием Дудоровым – сыном осуждённого каторжника и революционно настроенной девушки. Дудоров во всём стремится подражать матери – вплоть до того, что хочет ехать в Сибирь, чтобы там поднять восстание.
↑ Вторая часть
Юру дядя отправляет в интеллигентную семью Громеко, возглавляемую отцом – профессором-агрономом. Воспитание в этой семье сильно повлияло на Юру. Там же он познакомился с Тоней – дочерью профессора. В будущем она стала его первой женой. Показана Лариса Гришар – девушка, дочь немки Амалии Карловны. Мать Лары владеет швейной фабрикой. Их другом семьи является Комаровский – старый московский адвокат. Он начинает ухаживать за Ларисой, но она поначалу не отвечает ему взаимностью. Тем временем работницы на фабрике поднимают восстание. Они объясняют Амалии Карловне, что так будет лучше даже для неё самой. Лара становится воспитательницей сестры своей одноклассницы, а вырученные деньги переправляет семье Антиповых, надеясь вскоре выйти замуж за Патулю.
Доктор Живаго — смысл произведения Пастернака
Если после прочтения книги складывается впечатление, что это любовный роман, значит в произведении Доктор Живаго смысл сюжета понят неправильно. На самом деле это роман о борьбе, о том, как сберечь свою личность во время войн и революций, разрушающих судьбы.
- жизни и смерти;
- поиска себя в обновленном обществе;
- сохранения верности своим идеалам;
- чести и долга;
- любви и милосердия;
- умения стойко выдерживать удары судьбы.
Но центральная тема романа, выражающая смысл произведения «Доктор Живаго – противостояние человека и истории.
Пастернак показывает, как революция безжалостно ломает судьбы людей, уничтожая привычный образ жизни. Но писатель уверен, что нельзя поддаться внешним обстоятельствам, теряя свою истинную сущность.
В чем суть концовки
К концу романа Доктор Живаго смысл произведения раскрывается в полной мере. Читая о последних годах жизни героя, может показаться, что Живаго опустился. Он больше не лечит людей, а зарабатывает на жизнь физическим трудом, ходит чуть ли не в лохмотьях.
Но это лишь поверхностный взгляд. На самом деле Юрий совсем не изменился. Он по-прежнему пишет стихи и его творчество не зависит от идеологии и цензуры. Живаго не волнует роскошь и ему чужды амбиции. Герой просто живет, преодолевая трудности, возникающие по жизни.
Несмотря на внешние обстоятельства, доктор остается верным жизненным принципам, сформировавшимся в юности. И если в финале доктор Живаго погибает физически, то воскресает в своей поэзии, завершающей книгу. Эта идея вынесена и в название романа «Доктор Живаго», смысл которого сводится к противопоставлению жизни и смерти. Доктор – это человек, который служит больным, а фамилия Живаго отсылает к библейскому «Бога живаго».
Юрий Живаго прожил две жизни – обычного человека и поэта. И если человеческая жизнь рано или поздно приходит к концу, то поэзия – бессмертна. Таким образом, в финале выражена ключевая мысль романа – духовное бессмертие, придающее смысл личной жизни доктора Живаго.
Необходимость оставаться самим собой даже при самых сложных жизненных условиях – вот основной смысл, который Пастернак пытался донести через образ доктора Живаго. Именно поэтому роман остается актуальным во все времена.
↑ Четырнадцатая часть
Юрий и Лариса жили в Варыкино. Он активно писал стихи. Но внезапно приехал Комаровский и предложил всем отправляться на Дальний Восток: Павла приговорили к расстрелу, и Ларису, как жену изменника, также могли в любой момент поймать и расстрелять. Юрий отказался от предложения уезжать, убедив Ларису, будто отправится за ними позже. После их отъезда он остаётся один, но постоянно думает о любимой. Вскоре появляется избежавший расстрела Павел. Они долго разговаривают, при этом Юрий убеждает Павла, что Лариса любила и ждала только его. Павел объясняет, что пошёл воевать только ради того, чтобы обрести больше свободы. На другой день он покончил с собой.