Недоросль. краткое содержание и анализ

Краткое содержание комедии «недоросль» по действиям фонвизина

Жанр

Произведение «Недоросль» заявлено как комедия, однако в ней содержатся черты трагедии и социальной сатиры. Произведение написано в традициях классицизма. Данное направление предполагает первенство долга и чести над эгоистическими побуждениями. Есть четкое деление персонажей на положительных и отрицательных, при этом отсутствует морализаторство от автора. Тонкими штрихами Фонвизин подводит читателей к собственным выводам.

Время и место происходящего едины. У героев «говорящие» фамилии, отражающие их характер или род деятельности: Правдин, Стародум, Простаков, Цыфиркин, Скотинин, Вральман.

Главные герои

  • Митрофан Простаков. Он же Митрофанушка. Молодой дворянин, капризный и донельзя избалованный матерью. Работать не желает, учиться тоже, хочет только удачно жениться. Типичный трутень, сидящий на шее у родителей.
  • Терентий Простаков. Отец главного героя, бесхарактерный и слабовольный подкаблучник. Главой семьи является лишь номинально, так как к его мнению никто не прислушивается.
  • Госпожа Простакова. Высокомерная и недалёкая барыня, гордящаяся своим дворянским происхождением, мать Митрофанушки. Одержима женить его на Софье после того, как узнает о том, что она получит богатое наследство.
  • Софья. Правильная, хорошая и честная девушка. Небогата, но объявлена наследницей своего богатого дяди.
  • Стародум. Дядя Софьи, человек обеспеченный и весьма консервативный.
  • Тарас Скотинин. Брат госпожи Простаковой, крайне неприятный персонаж, что бросается в глаза даже в кратком пересказе “Недоросля” по главам. Скотинин – человек грубый, порочный и корыстный. Влюблён в Софью.
  • Правдин. Государственный чиновник, абсолютно неподкупный, честный и справедливый. Действует в интересах законности, а не собственной корысти.
  • Милон. Храбрый и благородный молодой офицер, возлюбленный Софьи.

Главные герои «Недоросля»

Действие 2

Мимо проходившим солдатам приглянулась данная деревня. Они решили остановиться здесь на какое-то время. Милон занимается размещением военных. Неожиданно встречает старого друга Правдина. Правдин рассказывает, с какой целью прибыл сюда. Он должен поставить на место вконец оборзевших помещиков, среди которых Простакова. Милон делится с ним любовной историей, рассказывая о своей невесте, которую увезли из Москвы, оставив на попечение дальним родственникам после смерти ее родителей.

Неожиданно появляется та, о ком шел разговор. Ею оказалась Софья. Увидев возлюбленного, девушка была вне себя от счастья. Теперь будет кому заступиться за нее. София рассказывает Милону о планах Простаковой. О двух предполагаемых женихах Митрофане и Скотинине.

Скотинин пребывает в расстроенных чувствах. Он уже прикидывал, как распорядится деньгами и приданым, а тут оказия вышла. Митрофан встал на пути к достижению цели. Правдин и Милон решают воспользоваться ситуацией и рассорить Скотинина с сестрой. Они намекают ему, что негоже взрослому мужику быть пешкой в руках бабы. Мол, Простакова играет им, как хочет, а он не замечает очевидного. Цель была достигнута. Скотинин взбесился.

Няня с Митрофаном проходили мимо. Женщина пыталась вбить в голову нерадивого ученика, что прежде чем стать кем-то в этой жизни, надо не лениться, а учиться. Для Скотинина вид Митрофана был словно для быка красная тряпка. Словесная перепалка по поводу предстоящей женитьбы грозила вылиться в драку, но Правдин с няней пресекли их попытки наброситься друг на друга с кулаками. Скотинин злой и оскорбленный покидает поле боя.

Простакова резко изменила отношение к Софье. Стала льстивой и угодливой. Комната для Стародума готова. Софья вместе с Простаковым уходит осматривать подготовленное помещение для дяди. Правдин знакомится с Цыфиркиным и Кутейкиным, учителями Митрофана. Учителя вспоминают историю появления в доме Простаковых, как сами учились грамоте, а уже потом, как взялись за обучение хозяйского сынка.

История создания

Работа над этим произведением велась автором очень долго. Первые наброски были сделаны еще в 60-х годах XVIII века. В конце 70-х гг., после восстания Пугачева, Фонвизин значительно переделывает произведение. Произошедший бунт крестьян заставил аристократию все больше задумываться, почему происходят народные волнения.

В это время усилился “потемкинский режим”, и вопрос о крепостном праве стал одним из наиболее актуальных. Так образы помещиков в пьесе стали глубже и полнее, вобрав классические черты жестоких помещиков.

Рис. 1. Госпожа Простакова. Художник Н. Муратов

Работа была завершена в 1781 году.

Цензура не решалась давать право на постановку, поэтому Фонвизин испросил это разрешение у самой императрицы. Первая постановка этой пьесы состоялась в 1782 году. Понимая, что постановка будет нелегкой, Фонвизин принял посильное участие в организации, став по сути режиссером спектакля.

Правительство Екатерины II было недовольно этим спектаклем. Его премьеру постоянно откладывали. В результате — вместо мая, она состоялась в сентябре. Публика же восприняла комедию на ура. Ее премьера стала триумфальной для идей русского Просвещения. Опубликовали пьесу только в 1783 году.

Анализ произведения

Направление и жанр

Литературное направление, к которому принадлежит комедия «Недоросль» — классицизм. Здесь четко прослеживаются такие черты, как «говорящие» фамилии, единство места и времени и действия, четкое деление героев на положительных и отрицательных. Действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток, прослеживается одна сюжетная линия. Каждый персонаж своей фамилией передает основные черты. Например, Вральман — человек, который всегда врет.

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

Проблемы, которые автор поднимает в рассказе:

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

Автор считает, что человек рождается «чистым листом», а семья, воспитание и образование формируют из него личность.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Основные черты характера

Особенности характера Простаковой (в девичестве — Скотининой) хорошо прописаны автором. По причине плохого воспитания ей чужды моральные принципы. В кратком письменном анализе героини можно раскрыть такие черты деспотичной дворянки:

  • злонравие и нетерпимость;
  • вспыльчивость и недовольство происходящим;
  • нелюбовь к науке во всех ее проявлениях;
  • прямолинейность и жадность;
  • нравственный цинизм и грубый расчет;
  • подхалимаж перед теми, с кем выгодно общаться.

Отсутствие любого развития для Простаковой является залогом стабильности. Согласно самохарактеристике и цитатным высказываниям, выше всего она ставит материальные блага. Деньги собирает скрупулезно и с грехом пополам научилась их считать. Незнание грамоты при этом подается героиней как достоинство. Она подчеркивает, что письма получать может, а читать их следует другим.

Речь Простаковой подчеркивает необразованность и невоспитанность. Коверкая слова, она выглядит жалкой. В лексическом запасе дамы отсутствует слово «первый». Его заменяет «первоет». Вместо «еще» говорится «еща», «деушки» — это «девушки», а «еография» — «география». Однако есть в речи и литературные обороты, например, фраза во время обращения к Стародубу — «гость наш бесценный».

Действие 5

Венчание вполне могло состояться, если бы не вовремя подоспевший Милон, вырвавший невесту из рук няньки. По приказу хозяйки женщина хотела похитить ничего не подозревающую девушку. Попавшись на месте преступления, Еремеевна решает рассказать всю правду о том, что творится в доме Простаковых, ибо сил молчать и терпеть беззаконие у нее уже не осталось. Давно пора поставить на место Простакову, совсем распустилась баба.

Хозяйка узнав, что о ее злодеяниях прознал Стародуб и Правдин, бросается в ноги Софии с просьбой простить ее окаянную. Правдин настаивал, чтобы Простакова понесла заслуженное наказание и ответила за преступление, но София добрая душа решила простить женщину.

Стоило Простаковой понять, что ей ничего не грозит, она несется в дом и первое, что делает, набрасывается на слуг по ее мнению способствовавших освобождению Софьи. Только она хотела поднять на них руку, как появился Правдин и объявил, что по новому правительственному закону за плохое отношение к слугам, именье и деревни Простаковых переходят под его опеку. Скотинин поспешил уйти с места событий, но перед уходом клятвенно пообещал, что впредь никогда не поднимет руку на крепостных.

Учителя Митрофана в полном составе явились в дом. Вскрывается обман Вральмана, притворяющегося учителем. На самом деле он конюх, правда, бывший, служивший в свое время Стародуму. Немец решает вновь попроситься на службу к старому хозяину.

Цыфиркин от предложенных ему госпожой Простаковой денег отказывается. Не заслужил он ничего. Столько потраченных усилий и нервов и все зря. Видно плохой он учитель, раз не смог ничему научить Митрофана. Его поступок был оценен Правдиным, всегда уважавшим честность. Вместе со Стародумом и Милоном они все же выплатили учителю денежную компенсацию.

Кутейкин в отличие от коллеги был жаден до денег. Несмотря на то, что ему не удалось ничему научить хозяйского сынка, он мечтал о вознаграждении, но в итоге остался ни с чем. Правдин и Стародум не посчитали нужным поощрить этого попрошайку.

Софья с женихом и дядей уезжают из именья. Митрофан впервые в жизни повысил голос на мать с просьбой не указывать ему, что и как делать. Правдин предлагает ему пойти в армию. Неожиданно для всех Митрофан соглашается, чем вводит в отчаянье мать, потерявшую воздействие на сына. Отец осуждает подростка, не поддерживая подобное своеволие.

На этом и заканчивается краткий пересказ комедии Фонвизина «Недоросль», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Читательский дневник по комедии «Недоросль» Фонвизина

Сюжет

В деревне, в доме Простаковых полным ходом идут приготовления к свадьбе Скотинина (брата Простаковой) и Софьи (сироты, ее родственницы). Согласия девушки никто не спросил. Письмо от дяди Софьи, Стародума, рушит эти планы. Он скоро увезет ее в Москву. Но главное в другом: Стародум богат и все обещает отдать девушке. Властная Простакова забывает о брате и хочет выдать Софью за своего сына 15 лет, недоросля и лентяя Митрофанушку. Дом наполняется людьми: там живет чиновник Правдин, останавливается Милон (он и есть настоящая любовь Софьи), прибывает, наконец, и сам Стародум. Он видит насквозь все уловки Простаковых и хочет следующим же утром уехать с Софьей в Москву. Узнав поближе Милона, честного офицера, он с радостью благословляет племянницу на брак с ним. Скотинин получает от ворот поворот, как и другой претендент на приданое Софьи – Митрофан. Вместо учености он обнаруживает перед гостями свою глупость. Среди его учителей – дьячок Кутейкин, сержант Цыфиркин и немец Вральман, вовсе бывший кучер Стародума. В отчаянной попытке настоять на своем, Простакова рано утром велит силком доставить Софью в храм и обвенчать с Митрофаном. Милон препятствует этим планам. Правдин объявляет Простаковой, что ее дом и деревни взяты под опеку государства, чтобы ей впредь неповадно было самодурствовать. Даже сын отворачивается от нее. Стародум с Софьей покидают этот дом.

Отзыв

Комедия – зеркало эпохи, отражение отживающих старых порядков, мировоззрения. Конфликт корысти, невежества, злобы с гуманизмом, просвещением, подлинным патриотизмом. Тема талантливых и случайных людей в профессии (учителя). Тема воспитания нового дворянства, долга и чести, семьи, чрезмерной материнской любви. Человек без души, совести способен на любое преступление. Социальный статус не должен затмевать личность самого человека.

Описание

Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.

Действие 4

Софья и Стародум нашли общие темы для разговоров. Дядюшка и племянница много времени проводили вместе. Стародум наставлял девушку на путь истинный

Учил что важно в этой жизни, что второстепенно. Какие отношения должны быть между супругами, как сохранить их

Что все дела должны быть нацелены на благо народа, а поступки совершены не в обход закона и не с целью заполучить выгоду.

Их дискуссия была прервана приходом посыльного, в руках которого оказалось письмо, где говорилось о женихе Софьи. Им оказался Милон. Вот уж стечение обстоятельств. В письме были перечислены характеристики жениха, все как одна положительные. Дядюшка считал, что Милон достойный кандидат на руку и сердце племянницы, но все же еще раз решил поинтересоваться у девушки, не занято ли ее сердце. Только София открыла рот, чтобы рассказать о своем женихе, как на пороге возник Милон собственной персоной в сопровождении Правдина.

Дядюшка был несказанно рад, когда выяснилось, что настоящий жених Софьи и тот, за кого он хотел девушку сосватать одно и то же лицо. Парень понравился ему, и Стародум с легкой руки благословил молодых.

Скотинин своим приходом прервал беседу. Его разговоры о свиньях привели всех в недоумение. Желавший казаться умным и интересным он в очередной раз выставил себя глупцом, насмешив присутствующих. Предложение руки и сердца Софии с его стороны было воспринято Стародумом как личное оскорбление. Не для него этот цветок. Таким как Скотинин самое место в свинарнике, наедине с себе подобными.

Следующим клоуном на арене оказался Митрофан, вошедший в комнату вместе с матушкой и Правдиным. Простакова начинает расхваливать сынка, говоря какой он умный и талантливый парень, но при первой проверке на знания, Митрофан с треском проваливается. Правдин высмеял несостоявшегося жениха и дал понять, что усилия Простаковой и Скотинина не увенчаются успехом.

Стародум подтвердил его слова. На рассвете он и Софья покинут дом Простаковых. Осуществлению задуманного решила помешать сама госпожа. Она надумала перехватить Софью и насильно обвенчать девушку с Митрофаном.

Действие первое

Помещица Простакова распекает портного Тришку. Кафтан, который он пошил, мал ее единственному сыну, пятнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Собирается целый семейный совет. Простаков старается угодить грозной супруге, и наугад предполагает, что кафтан «мешковат». Тарасу Скотинину, ее брату, кафтан и вовсе нравится. Обновка нужна к сговору Скотинина с сиротой Софьей, дальней родственницей Простаковых. Уже полгода она живет в доме Простаковых, а те усердно надзирают за ее имением. Впрочем, у девушки есть дядя Стародум, но он уехал в Сибирь и не подает о себе вестей. Скотинин льстится на приданое Софьи, особенно на тучных свиней. Сама Софья не подозревает, какие планы у Простаковых на нее.

Софье приходит письмо от дяди. Простакова требует прочесть письмо вслух. Она уверена, что дядя отдал Богу душу, а письмо любовное, от офицера. Никто в семействе грамоте не обучен, читать его поручают постояльцу в доме, чиновнику Правдину. Оказывается, дядя Стародум разбогател и желает сделать Софью своей наследницей. Госпожа Простакова мгновенно меняет план: теперь женихом Софьи будет ее сын Митрофан. Между тем, в деревню вошли солдаты на постой.

Действие 1

Ох, и влетело Тришке за неудачно сшитый кафтан. Госпожа Простакова была взбешена, хотя он предупреждал, что его швейные навыки далеки от профессиональных. Митрофану кафтан оказался узковат и при всем желании он туда определенно не влезет. Простаков был согласен с женой, хотя личное мнение у этого человека отсутствовало напрочь и ему, по сути, было все равно, в чем будет ходить его сынок. Единственным человеком кому понравился кафтан, был Скотинин, но его мнение в расчет не бралось. Тришку в качестве наказания было решено изгнать из барских хором.

Митрофан жаловался на плохой сон. Совсем не выспался. То ли плотный ужин сказался на самочувствии, то ли большое количество кваса выпитого перед сном. Матушка приголубила сыночка, обняла, поцеловала и отправила на прогулку. Свежий воздух положителен во всех отношениях.

В отсутствии Митрофанушки троица в составе четы Простаковых и Скотинина принялись обсуждать Софью, оставшуюся в их доме после смерти матери. Девушку хотели выдать замуж за Скотинина, которому по душе были больше ее свиньи, чем сама невеста. Алчный и корыстный он наперед просчитал все ходы. Заступиться за сиротку было некому. Единственный родственник Стародум и тот скрылся в неизвестном направлении несколько лет назад.

Неожиданно дядя объявился. Весточка от него для Софии взбудоражило осиное гнездо. Прочитать сие послание выпала честь Правдину. Он один среди присутствующих был грамотным человеком. В письме сообщалось о том, что София стала наследницей 10 тысяч рублей. Деньги немалые. Из бедной невесты, девушка превратилась в невесту нарасхват. Еще бы, с таким-то приданым. В голове госпожи Простаковой мелькнула шальная мысль. Отчего бы не отдать их Митрофанушку за Софию. Может мысль женить на ней Скотинина, была поспешной.

Очень краткий пересказ “Недоросля”

Семейство Простаковых состоит из двоих родителей и их сына-недоросля, ленивого, капризного и избалованного Митрофанушки, который считает, что ему все вокруг что-то должны. Всеми делами в семье заправляет госпожа Простакова, так как её муж – абсолютно бесхарактерный человек, да и сам Митрофанушка тоже, и этот момент нужно упомянуть в кратком содержании «Недоросля» для читательского дневника. Также с Простаковыми проживает девушка-сирота по имени Софья, которую госпожа простакова хочет выдать замуж за своего брата, Тараса Скотинина. Её планы резко меняются, когда она узнаёт, что дядя Софьи, богатый немолодой дворянин Стародум, назначил её своей единственной наследницей. Так у госпожи Простаковой рождается новый план – женить своего сына Митрофанушку на Софье, богатой наследнице, и тем самым обеспечить ему спокойную и безбедную жизнь. Мнение Софьи, влюблённой в честного и смелого молодого офицера Милона, разумеется, никого не интересует.

Семейство Простаковых в спектакле «Недоросль»

Когда в деревню, где проживают все вышеупомянутые действующие лица, приезжает Стародум, дядя Софьи, няня Митрофанушки Еремеевна по её приказу пытается насильно увезти девушку, чтобы потом выдать её замуж за «недоросля». Возможно, этот план сработал бы, если не своевременное появление Милона, возлюбленного Софьи, который препятствует её похищению. Чиновник Правдин заявляет, что Софья и Стародум могут подать в суд на Простаковых, но девушка их прощает, собираясь уехать вместе с Милоном и Стародумом. Но это ещё не всё – Правдин предъявляет документ, согласно которому государство берёт имение и деревни Простаковых «под свою опеку», то есть попросту отбирает (причиной тому являются многочисленные жалобы на жестокое отношение Простаковой к слугам). Простакова в отчаянии пытается обнять Митрофанушку со словами «Один ты у меня остался!», но он отталкивает её и грубо говорит «Отвяжись ты!». Стародум предлагает ему поступить на военную службу, и Митрофанушка соглашается. Простакова в отчаянии, а Стародум подводит итог пьесе словами «Вот злонравия достойные плоды!».

Теория трёх штилей Ломоносова по литературе с примерами. Таблица.
Краткое содержание повести «Бедная Лиза» для читательского дневника

Автор

  • Александр Астахов (1)
  • Александр Афанасьев (1)
  • Александр Бестужев (1)
  • Александр Блок (3)
  • Александр Грибоедов (2)
  • Александр Грин (4)
  • Александр Дружинин (1)
  • Александр Костюнин (1)
  • Александр Куприн (19)
  • Александр Новоселов (1)
  • Александр Островский (4)
  • Александр Пушкин (43)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Солженицын (5)
  • Александр Твардовский (3)
  • Алексей Свирский (1)
  • Алексей Толстой (4)
  • Альберт Лиханов (3)
  • Анатолий Алексин (8)
  • Анатолий Приставкин (1)
  • Андрей Геласимов (1)
  • Андрей Некрасов (1)
  • Андрей Платонов (17)
  • Анна Масс (2)
  • Антон Чехов (48)
  • Антоний Погорельский (1)
  • Антуан де Сент-Экзюпери (1)
  • Аркадий Аверченко (3)
  • Аркадий Гайдар (2)
  • Астрид Линдгрен (1)
  • Борис Васильев (4)
  • Борис Екимов (1)
  • Борис Житков (4)
  • Борис Пастернак (2)
  • Борис Полевой (2)
  • Борис Тищенко (1)
  • Борис Шергин (3)
  • Братья Гримм (2)
  • Валентин Катаев (4)
  • Валентин Распутин (4)
  • Валентина Осеева (5)
  • Валерий Медведев (1)
  • Вальтер Скотт (1)
  • Василий Белов (2)
  • Василий Гроссман (1)
  • Василий Жуковский (7)
  • Василий Шукшин (15)
  • Василь Быков (2)
  • Вениамин Каверин (1)
  • Викентий Вересаев (1)
  • Виктор Астафьев (13)
  • Виктор Голявкин (1)
  • Виктор Гофман (2)
  • Виктор Гюго (1)
  • Виктор Драгунский (3)
  • Виктор Сидоров (1)
  • Вильгельм Гауф (3)
  • Вильям Козлов (1)
  • Виссарион Белинский (3)
  • Виталий Бианки (7)
  • Виталий Губарев (1)
  • Виталий Закруткин (1)
  • Владимир Богомолов (1)
  • Владимир Железников (3)
  • Владимир Короленко (6)
  • Владимир Крупин (1)
  • Владимир Набоков (4)
  • Владимир Одоевский (2)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владимир Тендряков (1)
  • Владислав Крапивин (2)
  • Всеволод Гаршин (5)
  • Вячеслав Шишков (1)
  • Гавриил Троепольский (1)
  • Галина Черноголовина (1)
  • Ганс Христиан Андерсен (13)
  • Геннадий Черкашин (1)
  • Геродот (1)
  • Ги де Мопассан (1)
  • Глеб Успенский (1)
  • Гомер (4)
  • Гофман (1)
  • Гёте (1)
  • Даниель Дефо (1)
  • Даниил Заточник (1)
  • Денис Фонвизин (3)
  • Джанни Родари (1)
  • Джеймс Гринвуд (1)
  • Джеймс Олдридж (1)
  • Джек Лондон (7)
  • Джеральд Даррелл (1)
  • Джером Сэлинджер (1)
  • Дмитрий Григорович (1)
  • Дмитрий Лихачев (1)
  • Дмитрий Мамин-Сибиряк (3)
  • Дмитрий Писарев (1)
  • Евгений Басов (1)
  • Евгений Замятин (1)
  • Евгений Носов (7)
  • Евгений Пермяк (1)
  • Евгений Шварц (2)
  • Екатерина Мурашова (1)
  • Елена Верейская (3)
  • Елена Габова (1)
  • Жозеф Рони-старший (1)
  • Жорж Санд (1)
  • Захар Прилепин (2)
  • Иван Бунин (27)
  • Иван Гончаров (5)
  • Иван Дмитриев (1)
  • Иван Крылов (12)
  • Иван Поммо (1)
  • Иван Соколов-Микитов (1)
  • Иван Тургенев (48)
  • Иван Шмелев (4)
  • Игорь Левшин (1)
  • Игорь Стравинский (1)
  • Иларион Киевский (1)
  • Ирина Полянская (1)
  • Исаак Бабель (1)
  • Кир Булычев (2)
  • Клиффорд Саймак (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Воробьев (3)
  • Константин Паустовский (12)
  • Константин Станюкович (2)
  • Лев Кассиль (4)
  • Лев Толстой (32)
  • Леонид Андреев (5)
  • Леонид Леонов (1)
  • Леонид Пантелеев (4)
  • Лидия Чарская (2)
  • Лия Гераскина (1)
  • Луиза Мэй Олкотт (1)
  • Льюис Кэрролл (1)
  • Любовь Воронкова (1)
  • Любовь Романова (1)
  • Людвиг Минкус (1)
  • Людмила Петрушевская (1)
  • Людмила Улицкая (1)
  • Майк Гелприн (1)
  • Максим Горький (15)
  • Марина Москвина (1)
  • Марк Алданов (1)
  • Михаил Булгаков (7)
  • Михаил Зощенко (13)
  • Михаил Лермонтов (31)
  • Михаил Осоргин (1)
  • Михаил Пришвин (10)
  • Михаил Салтыков-Щедрин (12)
  • Михаил Шолохов (8)
  • Мольер (4)
  • Мухамедша Бурангулов (1)
  • Надежда Тэффи (2)
  • Нестор Летописец (1)
  • Николай Булгаков (1)
  • Николай Вагнер (1)
  • Николай Гарин-Михайловский (2)
  • Николай Гоголь (28)
  • Николай Добролюбов (2)
  • Николай Дубов (1)
  • Николай Карамзин (4)
  • Николай Лесков (12)
  • Николай Некрасов (8)
  • Николай Носов (10)
  • Николай Телешов (2)
  • Николай Устинович (1)
  • Николай Чернышевский (1)
  • О. Генри (3)
  • Ольга Громова (1)
  • Оноре де Бальзак (2)
  • Оскар Уайльд (4)
  • Павел Бажов (8)
  • Павел Засодимский (1)
  • Павел Санаев (1)
  • Проспер Мериме (1)
  • Радий Погодин (2)
  • Редьярд Киплинг (1)
  • Роберт Стивенсон (1)
  • Роберт Шекли (1)
  • Рувим Фраерман (1)
  • Рэй Брэдбери (9)
  • Сакен Жунусов (1)
  • Самуил Маршак (1)
  • Саша Черный (3)
  • Сельма Лагерлёф (2)
  • Сервантес (1)
  • Сергей Аксаков (2)
  • Сергей Баруздин (1)
  • Сергей Михалков (1)
  • Софокл (1)
  • Софоний Рязанец (1)
  • Софья Прокофьева (2)
  • Софья Радзиевская (1)
  • Стендаль (1)
  • Тед Чан (1)
  • Томас Майн Рид (1)
  • Турольд (1)
  • Уильям Голдинг (1)
  • Уильям Шекспир (6)
  • Ульф Старк (1)
  • Фазиль Искандер (3)
  • Франц Кафка (1)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Фрэнсис Бёрнетт (1)
  • Фёдор Абрамов (7)
  • Фёдор Достоевский (11)
  • Чингиз Айтматов (4)
  • Шарль Перро (5)
  • Эдгар Аллан По (3)
  • Эдуард Артемьев (1)
  • Эдуард Веркин (1)
  • Эдуард Успенский (1)
  • Энн Хогарт (1)
  • Эрнест Сетон-Томпсон (2)
  • Эрнест Хемингуэй (1)
  • Эсхил (1)
  • Юлия Кузнецова (1)
  • Юнна Мориц (1)
  • Юрий Бондарев (1)
  • Юрий Вронский (1)
  • Юрий Казаков (3)
  • Юрий Коваль (1)
  • Юрий Нагибин (1)
  • Юрий Яковлев (6)

Действие четвертое

Стародум застает Софью за чтением книги. Они беседуют о добродетелях человека, и о нравах, царящих в обществе. Знатность, богатство и чины хороши, если обладающий всем этим человек не потерял совести. Все в жизни идет от семейного воспитания: если родители не ладят – какой пример они подают детям? Беседу прерывает слуга с письмом от графа Честана. В нем он просит Стародума поласковей отнестись к его племяннику Милону, который квартирует со своей командой как раз в тех местах.

В этот момент входит Правдин, чтобы представить Стародуму своего друга Милона. Офицер восхищает старика своей честностью и прямодушием. Милон в избытке чувств просит у него руки Софьи. Она сама подтверждает, что Милон – и есть ее жених. Этот счастливый момент нарушает появление Скотинина. Он смешит Стародума претензией на руку Софьи. Являются и Простаковы с сыном – и все за тем же, за согласием на брак Митрофана и Софьи. Простакова с гордостью просит проэкзаменовать ее сына. Митрофан показывает свое полное невежество. Всем претендентам не терпится узнать: на кого пал выбор Стародума. Однако он всем сообщает, что девушка «уже сговорена» за хорошего человека. И завтра в семь утра они покинут этот дом.

Действие 3

В имение Простаковых приезжает Стародум – человек, воспитанный отцом в обычаях мужественной эпохи Петра Великого. В молодости он успел послужить и в армии, и при дворе, но, невзирая на свои таланты, нигде не снискал почестей и чинов, так как руководствовался всегда не корыстью, а совестью. Покинув суетный двор, Стародум уехал в Сибирь и честным трудом разбогател в этой суровой земле.

Софья и Правдин встречают Стародума с большой радостью. Тот говорит, что приехал вырвать племянницу из рук недостойных родственников.

Вблизи поднимается крик. Это госпожа Простакова затеяла драку со своим братом за обиду Митрофана. Простакова вцепляется ногтями в «зашеину» Скотинина и норовит «добраться до его рожи», но дерущихся разнимает Правдин, который представляет приехавшего Стародума. Увидев богатого гостя, Простакова сразу меняет тон и зовёт дeвoк готовить угощение. Господин Простаков и Скотинин лезут обнимать Стародума, а Митрофанушка даже целует ему руку и называет «вторым отцом».

Стародум объявляет, что собирается выдать Софью замуж. Скотинин начинает предлагать в мужья себя, похваляясь: «каков я, право таких мало, да и свиной завод у меня неплох». Но Простакова расписывает достоинства Митрофана, особенно напирая на то, что он получает образование у специально нанятых учителей.

Стародум уходит отдохнуть, а Простакова приказывает спешно звать Цыфиркина и Кутейкина и начинать с Митрофаном занятия. Она советует сыну отвечать учителям как можно громче, чтобы Стародум услышал урок и убедился в его усердии. Митрофан отбивается, крича: «Не хочу учиться, хочу жениться!», но его всё же усаживают перед учителями.

Однако во время урока Митрофанушка не может разделить триста на три, сложить десять и десять. Приходит третий учитель, немец Вральман, и начинает говорит, что «злодеи» Кутейкин и Цыфиркин хотят совсем «уморить ребёнка» учёбой, без которой и в Петербурге вполне можно обойтись. Простакова уводит сына отдыхать, а Кутейкин с Цыфиркиным бросаются бить ненавистного им, глупого немца.

Подробнее – см. в отдельной статье «Недоросль», 3 действие – краткое содержание.

И что в итоге?

Простакова и Простаков — лишаются своего имения, теряют сына.

Митрофан — отправляется в столицу на службу.

Правдин — после выполнения задания продолжает работать на государственной службе.

Милон — продолжает служить в армии, собирается жениться на Софье.

Софья — становится невестой Милона.

Стародум — возвращается в Москву, где, вероятнее всего, будет жить вместе с Софьей и Милоном.

Скотинин — возвращается в своё поместье с твёрдым наказом быть более милосердным с крепостными.

Кутейкин — остаётся без жалованья.

Цыфиркин — за свою честность получает плату от Правдина, Стародума и Милона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: