Карьера
Служба Валерия началась в 1977 году в войсках СГ, где он командовал штабом. В период развала Советского Союза военный находился в Прибалтике, где был заместителем командира дивизии. В 1994-м переведен в Московский военный округ. А в 2005 году Герасимову доверили обязанности начальника ГУ ВС.
Валерий Васильевич — человек слова и дела, не в его характере отсиживаться в штабах, поэтому сам попросился на Северный Кавказ, когда там начались боевые действия в 1993-м. Четыре года он пробыл в горячей точке в качестве командира мотострелковой дивизии. Позже за успешные боевые действия его назначили главой штаба, и генерал оставался на Кавказе вплоть до 2003 года.
В биографии военачальника неоднократно случались ожесточенные бои и контртеррористические действия. Герасимов не единожды был на грани жизни и смерти, попадая в засады боевиков. Однако операции под его руководством проходили успешно, благодаря чему карьера стремительно шла вверх.
После того как российский политик Анатолий Сердюков покинул пост министра обороны РФ, его занял Сергей Шойгу. Новый министр предложил кандидатуру Валерия Герасимов в качестве своего первого заместителя. В ноябре 2012 года глава РФ Владимир Путин указом назначил генерала армии на этот пост.
Владимир Путин и Валерий Герасимов / Президент России
Одним из самых значимых событий в карьере генерала стало руководство сирийской операцией по уничтожению террористов, которая началась осенью 2015-го. За проявленные героизм и отвагу Валерий Васильевич получил высшую награду — Герой РФ.
Во время конфликта на востоке Украины британские СМИ заподозрили заместителя министра в запуске ракеты, сбившей пассажирский самолет на территории Донбасса в июле 2014 года. Герасимова внесли в санкционные списки Евросоюза и Канады. Украина же заочно арестовала его и еще 10 российских военнослужащих и объявила их в розыск.
Краткая биография Всеволода Михайловича Гаршина для школьников
Годы жизни: 14.02.1855 — 05.04.1888. Прожил 33 года.
Жанры, в которых работал: рассказ, повесть, сказка
Основные произведения: «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Сигнал», «О жабе и розе».
Интересные факты из жизни Всеволода Гаршина
- К отцу часто приходили однополчане, участники обороны Севастополя, и мальчик любил слушать рассказы очевидцев тех событий.
- Во время учёбы в Горном институте юноша посещал лишь лекции Менделеева, которые слушал с удовольствием.
- Писатель послужил моделью для художника Репина к его картине «Не ждали» и к полотну «Иван Грозный и его сын».
- Старшие братья также заканчивали свои дни совершая самоубийство.
Ранний период жизни
Реконструкция Ивана Грозного
Герасимов родился в 1907 году в Санкт-Петербурге, незадолго до того, как его отец-врач был отправлен в поселок под Иркутском . В детстве он изучал кости доисторических животных, которые были обнаружены во время строительства этого района.
Герасимов произвел свои первые реконструкции доисторических неандертальцев и яванского человека в 1927 году (Герасимов, стр. 5); они выставлены в Иркутском музее. Герасимов научился снимать черепа ранних гоминидов и с помощью тщательных измерений и анатомических исследований формировать лицо, которое люди узнают, иногда включая наиболее распространенное выражение. Как он писал в своей автобиографии «Поиск лица» (1968), он был очарован возможностью «взглянуть на лица давно умерших». Чтобы приблизиться к индивидуальной разрешающей способности портрета исторических лиц потребовалось десятилетие исследований и экспериментов (1938, Герасимов, с. 7), однако его первая публичная работа такого типа датируется 1930 годом — лицо Марии Достоевской, матери Федора. Достоевский .
В 1928 году Герасимов учился на археологическом факультете Иркутского университета у профессора Бернара Петри . Он начал исследовать памятники каменного века в Сибири, например на Мальте . В 1932 году переехал в Ленинград для учебы в аспирантуре. Там он экспериментировал с несколькими черепами, чтобы выяснить, сможет ли он восстановить лица расовых типов. В 1937–1939 годах он реконструировал три лица по черепам Академии наук Советского Союза — папуаса , казаха и хевсурского кавказца — и выполнил многочисленные судебно-медицинские реконструкции для НКВД
Он получил важное общественное признание, реконструировав лица Ярослава I Мудрого (1938) и Андрея Боголюбского (1939, даты со ссылкой на Герасимова, с. 185-186).
Исторические события в стране и творчество Герасимова
В год окончания учёбы художника призывают в армию – шла Первая Мировая. Служба прошла в санитарном поезде, который курсировал на фронте Галиции (Восточная Европа, запад современной Украины). По окончании военных действий (1918) был демобилизован и отправился на родину.
Февральский, а затем Октябрьский переворот в Козлове прошёл относительно спокойно: заседания, собрания, демонстрации, манифестации. Герасимов включается в новую жизнь – организует «Коммуну творчества козловских художников». С коллегами из Коммуны декорирует театральные постановки, устраивает выставки, оформляет к праздникам городские улицы.
В конце августа 1919 года конница Мамантова (с ударением на втором слоге), белого генерала, захватила город Козлов на 40 дней. За время налёта погибло многое, созданное Герасимовым на это время.
В 1925 году, когда политическая жизнь в стране более-менее стабилизировалась, Герасимов отправляется в Москву. Здесь он устраивается декоратором сразу в два театра, Малый и оперетты, а также вступает в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), которая стала заменой Товариществу передвижников.
АХРР в 1920-е годы обеспечила себе спокойное существование верностью линии партии. Картины Герасимова этого периода посвящены образу Ленина и командирам-красноармейцам – Александр Михайлович является одним из активистов организации. Но отдельные объединения художников продолжали множиться, и в 1932 году АХРР была распущена.
Метод Герасимова
Попытки восстановления облика живших ранее людей предпринимались еще с середины XVIII века, но все они оказались неудачными. К 30-м годам XX века сложилось мнение, что череп сохраняет очень мало информации, поэтому по нему невозможно реконструировать индивидуальные особенности внешности. В лучшем случае – можно определить антропологический тип.
Легендарный советский антрополог Михаил Михайлович Герасимов наглядно опроверг это утверждение. Многолетние исследования антропологического материала помогли ему выявить ключевые особенности, которые позволяют воссоздать лицо конкретного человека. Ученый замерял толщину мягких покровов, изучал места крепления лицевых хрящей, связок и мышц, препарировал глазные и носовые области. Свои изыскания он изложил в 1955 году в монографии «Восстановление лица по черепу».
Для преодоления скептических настроений Герасимов неоднократно участвовал в криминалистических экспертизах. Он точно восстанавливал облик погибших людей по черепу и сравнивал свой вариант с прижизненными фотографиями пострадавших.
В 40-е годы Герасимова приглашают для антропологической реконструкции знаменитого полководца Тамерлана. Затем по личному поручению Сталина ученый восстанавливает облик прославленного адмирала Федора Ушакова. В 60-е годы успешно работает над воссозданием внешности Ивана Грозного и его сына Федора. После скоропостижной кончины Михаила Герасимова в 1970 году, дело его жизни продолжили многочисленные ученики.
Картина «Букет цветов»
Герасимов — художник, который на раннем этапе своего творчества увлекался пейзажными зарисовками. Через два года он написал новую картину — «Букет цветов. Окно». Как и первая картина, она написана яркими и сочными красками.
В этих двух полотнах отчетливо проявилось увлечение автора импрессионизмом: изображения не столько рассказывают историю, сколько передают сиюминутные впечатления автора. Он делал акцент на образность изображаемых объектов, поэтому их контуры получились несколько расплывчатыми, мазок кисти — свободен и широк.
В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву. Здесь он вступил в общество революционных художников — организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма. К этому периоду жизни художника относится его знакомство с наркомом К. Ворошиловым, который принимал активное участие в судьбе и продвижении живописца.
Картина «В.И. Ленин на трибуне»
Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины — фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.
Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо — в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.
Портреты
В конце 1920 — первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.
Изданные книги
Несмотря на то что у великого скульптора практически не было свободного времени, он успел написать несколько книг. Сейчас книги Михаила Михайловича Герасимова пользуются популярностью среди любителей гуманитарных и общественных наук. Все они относятся к антропологическим:
«Восстановления лица по черепу (современный и ископаемый человек)». Издана была книга в 1955 году. Ранее в 1949 году было опубликовано краткое изложение работы. Это новое и полное описание фундаментального труда русского скульптора и антрополога. В ней представлена графическая реконструкция, подробно рассмотрена методика портретной реконструкции и ее применение в качестве исторического исследования.
«Люди каменного века» — книга, изданная в 1964 году. Здесь можно узнать о наиболее интересных реконструкциях людей, которые были выполнены в течение 20 лет работы. Также здесь описываются некоторые условия находки человеческих остатков. Особое место в книге занимает описание той или иной эпохи, в которой жил человек.
Вам будет интересно:Самые завидные женихи России: список холостяков, фото
Есть еще одна книга, которая была выпущена после смерти археолога – «Тамерлан-покоритель Азии». В нее вошли исследования таких выдающихся востоковедов, как Л. А. Зимина, В. В. Бартольда, А. Ю. Якубовского и, конечно же, М. М. Герасимова.
«Гимн октябрю»
Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров
Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое
В центре — бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.
Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.
Возращение и отъезд в столицу
В 1918 году Герасимов возвращается в родной Козлов и работает в нем декоратором несколько лет. В 1925 году он вновь приезжает в столицу. В ассоциации АХРР как живописец находит себя Герасимов. Художник теперь совмещает советские политические темы с традиционной манерой живописного письма. Задумана и пишется большая работа «Ленин на трибуне».
Она не может не найти отклик в душах людей, потерявших вождя совсем недавно, четыре года назад, скорбь которых еще жива. Но вот они видят Владимира Ильича на фоне алых знамен, за которые они проливали кровь на фронтах гражданской войны, энергичного, зовущего вперед… Картина наполнена пафосом революционной энергии и написана понятным, доходчивым живописным языком.
Вариант №2
Удивительная картина «После дождя» Александра Герасимова получила еще одно название — «Мокрая терраса». Неслучайно это полотно, написанное в 1935 году, заняло достойное место в фондах Третьяковской галереи. Можно утверждать, что равной ей по мастерству в передаче ощущения момента, пожалуй, нет.
Глядя на картину, сразу мысленно переносишься в летнюю пору, в загородный дом с террасой и садом. Художник сам рассказал однажды об истории создания этой картины. В теплый и солнечный день Герасимов работал на террасе над групповым портретом своей семьи. Вдруг внезапно набежали тучи, поднялся ветер и начался сильный дождь. Все домашние художника убежали в дом. Дождь, как это часто бывает летом, быстро окончился, небо стало ясным и яркие лучи солнца осветили все вокруг.
Художник вышел на террасу и увидел эту необыкновенную картину, которая его очаровала. Он тут же взял готовый подрамник с холстом и начал писать с натуры. Через три часа художник завершил картина. Говорят, Александр Герасимов очень любил эту свою работу.
На картине мастерски запечатлен момент, когда сильный дождь только что прекратился. Смотришь на мокрые перила террасы, сиденье скамьи, деревянные доски пола и удивляешься, как можно было так реалистично, несколькими светлыми мазками, передать фантастический эффект мокрой поверхности. Кажется, стоит прикоснуться рукой, и ощутишь влажную прохладу дождевой воды.
Мокрая терраса написана в великолепной цветовой гамме. Светлые доски пола контрастируют с темным лаковым столиком на изящных ножках, поверхность стола тоже влажная от дождя. В центре стола кувшин из прозрачного стекла с чудесным букетом в пастельных тонах. Нежные розовые лепестки от напора дождевой воды опали на блестящую поверхность, сильный дождь опрокинул стоявший рядом стакан.
Вокруг террасы виден сад с густой зеленью. Художник потрясающе передал, как блестят на солнце капли дождя, застывшие на листьях куста сирени и деревьях. Справа на полотне виден угол дома, а дальше, за густой зеленью, хозяйственные постройки. Если террасу лучи солнца только начинают освещать, то дальний план картины получился светлым под сияющим солнышком, которое вскоре просушит все вокруг – листья деревьев, землю, постройки.
Уникальность этой картины в том, что Александру Герасимову удалось в своем пейзаже передать необычное настроение человека, который вышел после дождя и увидел эту игру солнечных лучей на мокрой поверхности. Ощутил свежий запах мокрой зелени и омытых дождем деревянных досок. Получить такой потрясающий эффект мало кому в живописи удавалось. «После дождя» — очень жизнеутверждающее полотно.
Картина дарит радость ощущения прекрасного в самом обыкновенном событии – внезапном летнем дожде, который сначала постучал по крыше крупными каплями, а затем пролился на землю потоками воды, наполнив все вокруг ароматами садовых цветов и зелени. Кажется, пройдет еще несколько минут, все вокруг просохнет от воды и жизнь привычно пойдет своим чередом. Художник остановил прекрасное мгновение летнего дня и подарил его нам.
Бедный Борис
Точно ответить на вопрос, когда именно был потерян череп Годунова, сегодня невозможно. Зато можно предположить, при каких обстоятельствах произошел столь трагический для потомков инцидент.
По официальной версии Борис Годунов умер в Москве 13 (23) апреля 1605 года. Как пишет в статье «Перезахоронение тел Бориса Годунова и членов его семьи в контексте идеологического противостояния в Смутное время» историк Игорь Тюменцев, первоначальным местом его погребения стал Архангельский собор Кремля, где покоились многие государи. Там же по завещанию самого Годунова его и похоронили. Занявший русский престол Лжедмитрий I обвинил Годунова не только в узурпации власти, но и в совершении тяжкого греха. Якобы царь лишил себя жизни намеренно, выпив яд. Лжедмитрий повелел вынести останки Годунова из Архангельского собора и перезахоронить как самоубийцу «за стеной» Варсонофьевского монастыря.
Годунову, его вдове Марии Григорьевне и сыну Федору нашлось место за оградой городского кладбища, где испокон веков хоронили тех, кто умер без покаяния. На «убогом» погосте лежали убийцы, безвестные нищие и странники, погибшие насильственной смертью и самоубийцы. Именно среди них Годунова с семьей похоронили второй раз. Исторического описания церемонии не сохранилось, поэтому остается лишь гадать, насколько бережно обращались с останками бедного Бориса люди Лжедмитрия.
Но на этом мытарства покойного государя не закончились. В период с 1606 по 1608 годы по инициативе Василия Шуйского останки царя и его семьи перенесли в Троице-Сергиеву Лавру. Этим шагом Шуйский пытался доказать законность своей власти и дискредитировать самозванца-безбожника Лжедмитрия. Шуйский даже привлек к третьим похоронам Годунова первого патриарха Московского Иова. Скорее всего, перезахоронение царя состоялось в феврале 1607 года. Останки царя несли монахи – и этим церковь снимала с него обвинения в самоубийстве и подтверждала, что перед смертью он принес покаяние и принял постриг под именем Боголеп. Останки Марии и Федора Борисовича Годуновых несли бояре, отдавая дань уважения царской фамилии.
До сих пор спорным остается вопрос о том, нашли ли Годуновы успокоение внутри Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры или их перезахоронили в специально построенной усыпальнице за пределами собора, замуровав саркофаги с внешней стороны одной из стен. В 1782 году произошел еще один инцидент – паперть Успенского собора то ли обрушилась, то ли была взорвана. В результате большая часть останков Годуновых была уничтожена. Неудивительно, что советским антропологам восстанавливать облик Бориса Годунова было попросту не по чему.
Краткая биография
- В 1903 г. в возрасте 22 лет Александр Герасимов едет в столицу и, выдержав огромный конкурс, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его преподавателями становятся такие известные мастера как Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Абрам Ефимович Архипов, Виктор Михайлович Васнецов и др. Они повлияли на формирование характерной манеры письма начинающего художника.
- С 1909 г. работы Герасимова участвуют во всех выставках Училища. Параллельно молодой художник поступает и на архитектурное отделение этого же учебного заведения.
- В 1912 г. был написан портрет Надежды Гиляровской – известной переводчицы и историка театра. Выполненная в импрессионистской манере, картина наполнена солнечным светом, яркими насыщенными красками. Она изображает Надежду Владимировну на фоне сада, в домашнем платье за столом, на котором стоит огромный букет цветов.
- В 1913 г. в Козлове по проекту А. М. Герасимова было возведено здание Драматического театра. Это был единственный раз, когда художник смог применить свой талант архитектора.
- В 1915 г. Герасимов оканчивает МУЖВЗ с 2-мя дипломами – художника и архитектора.
- В этом же году молодого человека призывают в армию. Он участвует в Первой Мировой войне, и до 1918 г. служит в санитарном поезде.
- После демобилизации художник возвращается в родной город и работает в качестве декоратора в местном театре.
- В 1919 г. Герасимов организует в Козлове творческую коммуну художников и регулярные выставки работ её участников.
- В 1925 г. Александр Михайлович переезжает в Москву и вступает в Ассоциацию художников революции (АХР), преподаёт в художественном Училище памяти 1905 г. Господствующим стилем в творчестве живописца становится социалистический реализм. В этот же период он знакомится с наркомом К. Ворошиловым, который принимает деятельное участие в судьбе художника.
- В 1930 г. мастер заканчивает работу над картиной «Ленин на трибуне», принёсшей ему славу портретиста.
- В 1934 г. художник отправился в летнюю творческую командировку по Европе. Он побывал в Германии, Франции, Испании и Турции, написал множество этюдов и набросков.
- В 1935 г. мастер создал одну из самых лирических и прекрасных своих работ – картину «После дождя».
- В 1936 г. в Москве была открыта и тепло встречена публикой первая персональная выставка Александра Герасимова. В этом же году художнику вручили государственную награду за особые заслуги в искусстве.
- В 1937 г. за картину «Первая конная армия», представленную на выставке во Франции, Александр Михайлович получил Гран-при.
- В том же году у художника появился собственный дом в посёлке Сокол, куда он переехал вместе с семьёй. В новом жилище мастер приступил к работе над большим полотном «Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе». На картине изображено более 40 человек, многие из которых приезжали к Александру Михайловичу на индивидуальные сеансы, чтобы художник мог сделать эскизы и передать портретное сходство. В процессе работы над картиной Герасимову приходилось несколько раз менять фигуры на полотне – снимать уже написанных и переделывать на новых, т.к. многие запечатлённые были репрессированы.
- В 1938 г. художник пишет нетипичную для себя картину «Деревенская баня», где изображает обнажённых женщин.
- В 1939 г. Александр Михайлович работает над портретом балерины О. В. Лепешинской, с которой у самого художника и его домашних сложились тёплые дружеские отношения.
- С 1939 по 1954 гг. Герасимов был председателем Союза художников СССР. 19. В 1943 г. живописец передал свои личные сбережения в размере 50 тыс. руб. на нужды фронта. В этом же году он пишет знаменитую большую картину «Гимн Октябрю», а также удостаивается звания Народный художник СССР.
- В 1944 г. создаёт «Портрет старейших художников», на котором изображает И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули и В. Н. Мешкова.
- В течение 10 лет, с 1947 г., возглавлял Академию художеств СССР.
- В 1951 г. А. М. Герасимов стал доктором искусствоведения.
- В 50-е годы художник работал над иллюстрациями к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
- С приходом к власти Н. С. Хрущёва Герасимова постепенно сняли со всех занимаемых им должностей, а его картины убрали из музеев.
- 23 июля 1963 г. в возрасте 81 года Александр Михайлович Герасимов умер.
Художник Александр Герасимов
Работы конца 1930-х годов
Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.
Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.
↑ Стиль Александра Герасимова
Александр Герасимов на начальном этапе своего творчества относился к импрессионистам. Как было сказано выше, его творческий путь был прерван Первой мировой войной и революцией. После своего переезда в Москву он возобновляет активную деятельность, однако теперь как представитель социалистического реализма.
А.Герасимов. картина После дождя фото
Следует отметить, что Герасимов преуспевает в этом направлении. Его картины имеют ошеломительный успех, о чем свидетельствует отношения художника со Сталиным. Отец народов очень ценил работу Герасимова, и тот был любимейшим художником Верховного. Что касается жанра, то Герасимов считается проводником портрета. Так его изображения Сталина до самой его смерти считались каноном.
Большая часть его работ отличаются особой торжественностью и пышностью
Также важное место занимает групповой портрет. Тут талант Герасимова проявляет в полной мере
Он создает «Групповой портрет старейших советских художников…». А в годы войны его увлекает историческая тематика, что не удивительно. После своей опалы портрет стремительно вытесняется натюрмортом. Художник удаляется обратно в родной город Мичуринск (переименованный Козлов), где и создает свои скромные работы.