В воспоминаниях современников
Картины Куинджи в 70-х и 80-х годах для его современников являлись истинными откровениями — были, согласно показанию Крамского, — «ошеломляюще новы»…
Илья Ефимович Репин: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Иван Бунин: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Эдакий молодец — прелесть».
Я. Полонский: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?»
И. Н. Крамской о картине «Лунная ночь на Днепре»: «Все наполнено действительным светом и воздухом, река действительно совершает величественное свое течение и небо — настоящее бездонное и глубокое».
Картины
1869 – “Исаакиевский собор при луне” 1872 – “Осенняя распутица”1875 – “Бурьян” 1875 – “Осень. Пасмурный день над степью” 1878 – “Вечер на Украине” 1878 – “Закат солнца в лесу” 1887 – “Крым. Берег моря” «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)1900 – “Закат в степи” 1905 – “В Крыму” 1908 – “Цветник. Кавказ”
Архип Иванович, выходец из семейства бедного мариупольского сапожника-грека, всей своей жизнью подтвердил, что достоин изначального прозвания (еменджи – трудовой человек): он действительно ломил как вол на ниве искусства. И денег, и недвижимости нажил немало, и потому к исходу дней стал, что называется, миллионщиком. Художник-капиталист в России в XIX веке, тем более среди передвижников, — это нечто. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников (на удивление, оно просуществовало до 1930 года). В его фонд мэтр положил несколько миллионов рублей, да еще передал в дар огромный земельный участок в Крыму. Было ли это тщеславным желанием прослыть новым Медичи или то была искренняя забота о молодежи — сказать трудно. Приятель-соперник Куинджи Иван Иванович Шишкин отзывался о нем неоднозначно: то «хитрый грек», то (что было чаще) — «чародей».
Кстати, недавно об Архипе Куинджи вновь вспомнили. Причиной тому стала картина «Ай-Петри. Крым», которую похитили во время выставки работ мастера в Третьяковской галерее. Могучий Ай-Петри решен Куинджи в монохромной гамме – кажется, мастер использовал все оттенки синего… И вот уже перед зрителем предстают величественные очертания знаменитой крымской горы. Хорошо, что буквально на следующий день полиция задержала 32-летнего Дениса Чуприкова, который объяснил, что при помощи полотна собирался рассчитаться с долгами. А вот про эту выставку я нашла замечательный материал и приведу его позднее
Путешествия и влияние на творчество
В течение своей жизни Куинджи совершил множество путешествий, которые оказали большое влияние на его творчество. Он побывал во многих регионах России, включая Крым, Кавказ, Украину и Сибирь. Путешествия Куинджи стали для него источником вдохновения и помогли ему развить свой художественный стиль.
Во время своих путешествий Куинджи много времени проводил на природе, изучая различные ландшафты и обращая внимание на особенности света и цвета. Он аккуратно наблюдал за изменением погоды, временем суток и сезонами, и передавал эти изменения в своих работах
Куинджи умел воссоздавать атмосферу и настоящую красоту природного мира через использование светотеневых эффектов и художественной композиции.
Куинджи также посещал других художников и учился у них новым приемам и техникам, что позволило ему расширить свой кругозор и разнообразить свои работы. Он был вдохновлен итальянскими художниками, такими как Караваджо и Рафаэль, а также русскими реалистами и импрессионистами.
Влияние путешествий Куинджи на его творчество видно в его знаменитых пейзажах, которые выделяются своей глубокой эмоциональностью и проникновенностью. Он умел передать красоту и мощь природы, ее величие и мелодичность.
В целом, путешествия Куинджи были неотъемлемой частью его творческого процесса и сильно влияли на его стиль и художественное видение. Они помогли ему стать одним из величайших русских художников своего времени и оставить непередаваемое наследие в истории искусства.
Он пас гусей в Мариуполе на Карасевке
Архип Куинджи родился, если верить его собственному свидетельству, в январе 1841 года. Будущий художник был сыном сапожника. Их дом находился в конце улицы Торговой. Крестили малыша в церкви Рождества Богородицы на Карасевке. Церковь эту потом взорвали большевики, и на ее месте стоит школа №11. Там же развилка трамвайных путей на Левый берег и на площадь Кирова.
Спустя почти семьдесят лет в своем завещании сын сапожника, богатый и знаменитый художник, оставил мариупольской церкви на Карасевке, где крестился и где венчался, десять тысяч рублей.
Карасевкой местность называлась потому, что при основании города ее заселяли выходцы из крымского Карасу-базара. В советское время Карасевскую улицу переименовали в улицу Куинджи, ныне ей возвращено прежнее название. Здесь пас гусей маленький Архип, отсюда он ходил в приходское училище около нынешней швейной фабрики. Там учились бедняки, и в нем вечно не хватало учителей. Богатые горожане нанимали частных педагогов и посылали сыновей учиться в гимназии в другие города.
Потом Архип был мальчиком на побегушках у богатого купца Чабаненко. К тому времени Мариуполя достигло новое открытие — фотография. В городе открылась фотоателье Политова, и Куинджи устроился туда ретушером. Ни отца, ни матери у Куинджи уже не было, правда, был старший брат Спиридон. Все уже знали, что страсть Архипа – рисование.
Личная жизнь
Первой и последней любовью в биографии Куинджи была купеческая дочь Вера Кетчеджи-Шаповалова, которую он полюбил еще в 17-летнем возрасте. Молодые люди мечтали быть вместе, но отец девушки не хотел выдавать дочь за бедняка.
Отец согласился дать свое благословение на брак, если Куинджи представит ему 100 золотых монет. Чтобы заработать столько денег, художник отправился в Петербург. В результате ему удалось насобирать оговоренную сумму и привести ее будущему тестю.
Однако отец девушки заявил, что хочет больше денег. Куинджи ничего не оставалось, как вновь ехать в Петербург. Там он много работал и часто не доедал, однако смог накопить нужную сумму.
В 1875 г. молодые люди узаконили свои отношения и отправились в свадебное путешествие на Валаам. Во время поездки на море начался шторм, вследствие чего супругам только чудом удалось выжить. После этого эпизода они заключили, что раз Бог не допустил их смерти, им следует направить свою жизнь на добрые дела.
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
После свадьбы Куинджи испытывал невероятный творческий подъем. Его картины быстро раскупались, благодаря чему молодожены жили в достатке. Тем не менее, они вели простой образ жизни и не стремились к роскоши.
Архип вместе с женой нередко помогал перспективным художникам и нищим, и даже купил в Петербурге 3 дома, в которых поживали их знакомые.
Супруга живописца никогда не требовала от мужа дорогих подарков, а также не нуждалась в прислуге. Женщина самостоятельно занималась уборкой дома и готовила еду. Детей в семействе Куинджи не было.
Картины
- 1869 — «Исаакиевский собор при луне»
- 1871 — «Ладожское озеро»
- 1873 — «На острове Валааме»
- 1875 — «Бурьян»
- 1875 — «Осень. Пасмурный день над степью»
- 1876 — «Украинская ночь»
- 1878 — «Вечер на Украине»
- 1878 — «Закат солнца в леу»
- 1889 — «Берёзовая роща»
- 1880 — «Лунная ночь на Днепре»
- 1887 — «Крым. Берег моря»
- 1900 — «Закат в степи»
- 1905 — «В Крыму»
- 1908 — «Цветник. Кавказ»
Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории. «Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи
Следуя этому принципу, он неустанно трудился, прокладывая путь импрессионизму. Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.
Художник ушел из жизни 24 июля 1910 года. В годовщину смерти одного из самых известных русских пейзажистов предлагаем вам познакомиться с любопытными фактами из его биографии и, конечно, творчеством — чтобы вы сами убедились в том, что пройти мимо его работ на выставке было невозможно:
Архип Куинджи рано лишился родителей, поэтому нанимался на работу, будучи еще маленьким мальчиком. Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца. Чувствуя тягу к живописи, Архип попытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако художник его не заметил — в итоге ученик лишь красил забор да толок краски.
На острове Валааме, 1873 год
Украинская ночь, 1876 год
В юности Архип Иванович всерьез увлекался фотографией и даже попытался открыть собственную студию.
Березовая роща, 1901 год
Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Современники рассказывали о нем следующее. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете!» — возразил ему Крамской. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте! Это… я — человек… и потому все могу понять!..» Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому — задача была решена.
Ладожское озеро, 1870−1873
После дождя, 1879 год
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — все это не оставило профессоров равнодушными. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома. Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции.
Березовая роща, 1879 год
Художник тщательно подходил к вопросу организации выставок и всегда следил за тем, как освещены его картины. Выставляя в 1880-м свою работу «Лунная ночь на Днепре», художник направил на нее луч электрического света. Картина заиграла новыми красками, поразив публику эффектными цветовыми решениями. Вообще, многие критики отмечали удивительную силу, с которой Куинджи передавал свет.
Лунная ночь на Днепре, 1880 год
Архип Иванович много экспериментировал с цветом, стремясь сделать свои произведения максимально правдивыми. Он пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.
Снежные вершины, 1895 год
К Куинджи быстро пришла слава, а значит — излишнее внимание. В начале 80-х он решает стать затворником: работает над новыми картинами, но не выставляет их
Этот период в жизни художника длится целых 20 лет. Архип Иванович создает новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех», — говорил художник. Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приемы в живописи.
Радуга
, 1900−1905
Ночное, 1905−1908
Вечер на Украине, 1878 год
Художник активно занимался благотворительностью. Так, он передавал щедрые взносы в Академию художеств. На благотворительную деятельность уходила большая часть средств — сам Куиджи жил очень скромно.
Архип Куинджи (при рождении Куюмджи;(15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Первые попытки учиться рисованию
С ранних лет Архипа влекло искусство рисования. При любой возможности он пробовал изобразить увиденное и это у него неплохо получалось
Один из его старших знакомых, обратив внимание на очевидные способности мальчика, подал идею ехать в Крым, где жил и работал знаменитый Айвазовский. Показать мастеру свои рисунки, проявить себя и поступить в ученики – мечты юного Куинджи
И летом 1855 года он, полный надежд, прибыл в Феодосию. Но обычно внимательный к молодым талантам, Айвазовский на этот раз упустил явное дарование. Попытка пробиться на уроки хотя бы к ученикам мастера также принесла жалкие плоды: горячего и решительного подростка допустили только красить заборы и размешивать краски. После 2-месячных мытарств он вернулся на родину.
Биография Архипа Куинджи
Архип Куинджи родился в Мариуполе, предположительно 12 января 1842 года. О родственниках известно только, что отец, Иван Христофорович Еменджи, был сапожником, и греком по национальности. Родители мальчика умерли, когда ему было всего три года. Ребенка воспитывали родственники, семья жила бедно и уже в детстве Архипу приходилось работать, сначала — пасти густей, а позже — пойти в подмастерья к хлеботорговцу.
Учился он плохо, зато отлично рисовал и однажды был замечен феодосийским торговцем, посоветовавшим отправиться на обучение к уже тогда широко известному художнику Ивану Айвазовскому. И Архип рискнул — бросил работу, пошел в Феодосию пешком, но, к сожалению, был принят Айвазовским плохо, получив лишь приглашение покрасить забор
Зато на него обратил внимание родственник мастера — художник-маринист Адольф Фесслер. Он и познакомил юношу с основами живописи
После Феодосии Архип Куинджи вернулся в Мариуполь, потом отправился в Одессу и наконец осел в Петербурге, где в 1860 году стал вольнослушателем Академии художеств, поступив в нее лишь с третьего раза. Здесь он познакомился с Ильей Репиным и Виктором Васнецовым, дружбу с которыми сохранил на долгие годы. В этот период Архип жил бедно, днем работал ретушером в фотоателье, вечерами встречался с другими художниками, а на рисование оставалось только раннее утро. Даже пытался бросить живопись, но друзья его отговорили.
В 1870 году он наконец получил звание свободного художника, что не только было престижным, но и освобождало Архипа от воинской обязанности. А уже в следующем году принял участие в Первой Передвижной художественной выставке. Ему нравились идеи передвижников — показывать реальность такой, какая она есть, без прикрас, и в течение нескольких лет он состоял в Товариществе передвижных художественных выставок, откуда ушел со скандалом из-за конфликта с Михаилом Клодтом.
Слава пришла к нему стремительно — работы Архипа Куинджи выставлялись на многочисленных выставках в России и за рубежом, их покупали за огромные суммы. Его «лунные» картины демонстрировались в затемненных комнатах со всего одним источником света, направленным на холст. К ним выстраивались огромные очереди.
Но известность Куинджи не интересовала и на заре своего творчества он вдруг перестал выставляться, более 20 лет не показывая своих работ. Жил тихо, много писал, покупал и перепродавал недвижимость.
С женой, Верой Шаповаловой, дочерью богатого купца, мастер познакомился в Мариуполе в 22 года. Не желая отдавать дочь замуж за нищего художника, отец запросил за ее руку и сердце такую огромную сумму, что мастеру пришлось копить средства 12 лет. Свадьба состоялась в 1875 году. Пара прожила вместе всю жизнь, скромно, жертвуя много денег на благотворительность. Архип Иванович скончался 11 июля 1910 года.
Библиография
- Архип Иванович Куинджи: Альбом / Составитель альбома и автор вступительной статьи Н. Новоуспенский. — М.-Л.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1961. — 40 с. — (Мастера русского искусства). — 27 500 экз. (обл.)
- Свет Куинджи: Роман / Виктор Шутов, Семен Илюшин; , 268 с ил., 5 л. цв. ил., Донецк Донбасс 1983
- Свет Куинджи: Роман / Виктор Шутов, 462, с., л. портр. 22 см, Киев Дніпро 1990
- Илюшин С. В. Юность Куинджи.:Повесть. — Донецк: Донбасс, 1977.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
- Мельникова Л. Куинджи / В серии «Великие художники» — Т.5 — К.,2010 — 48 с
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов:
smallbay.ru
Творчество. Свобода. Живопись.
сайт создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Выставки с единственным экспонатом
Следующие полгода художник работал над самым известным своим полотном «Лунная ». В процессе работы над этим уникальным произведением художник Куинджи проявил себя и как химик: подбирал новые составы красок, добавлял в них химические элементы. Целью были поиски эффектных тонов и оттенков, дающих глубину и иллюзию свечения. И это мастеру удалось. Осенью 1880 года состоялось небывалое событие: выставка, на которой было представлено одно-единственное полотно. Причём, автор уникальным образом представил картину: в тёмном зале с единственным источником света – лампой, направленной на картину. Это была сенсация! Улица, где располагалось Общество поощрения художников (в этом здании проходила выставка), в течение октября-ноября была запружена каретами, пролётками и толпами народа. Многие приходили полюбоваться чудом не раз.
В 1881 году живописец повторил успех прошлого года: на этот раз единственным экземпляром выставки стало произведение «Берёзовая роща». Представленная в 1882 году картина «Днепр утром» на удивление не имела такого ажиотажа.
Увлечение идеями передвижников
В академии художник Куинджи познакомился со многими передвижниками (представителями Товарищества передвижных художников), которые значительно повлияли на его мировоззрение. Он стал общаться с Иванов Репиным и Иваном Крамским, что положило начало более реалистичному восприятию им действительности.
Передвижниками называют объединение мастеров кисти, возникшее в последней трети девятнадцатого века. Такие художники активно противопоставляли себя академической живописи и вдохновлялись идеями народничества – «сближения» интеллигенции с простым народом. Передвижники организовывали передвижные выставки и вели активную просветительскую деятельность.
Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе»
Позже «Чумацкий тракт…» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Картины были написаны в темных тонах, хотя последняя выделялась более яркой цветовой гаммой, что немного снимало ощущение тяжести и уныния. При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей
Полотна имели успех, и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии
При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей. Полотна имели успех, и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии.
История жизни Архипа Ивановича Куинджи
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
«Лунная ночь на Днепре» (1880) — едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
«Радуга»(1900—1905)
«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо — настоящее, бездонное и глубокое», — писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году.
«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам — пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите она дорогая». — «А все-таки» — «Да тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.
«Лунная ночь на Днепре»(1880)
Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем.
В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась».
С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».
«Эльбрус. Лунная ночь»(1890—1895)
Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит.
Э.В. Кузнецова рассказывает:
«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму».
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)
Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908).
Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками.
Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие.
Жизнь и творчество Куинджи: краткая биография
В 1860 году Куинджи поступил в Академию художеств в Петербурге, где изучал живопись у Венецианова и Каменского. Его настоящий успех пришел в 1870-х годах, когда его работы стали часто выставляться и получали признание критиков и публики.
Основным жанром, в котором работал Архип Куинджи, была пейзажная живопись. Его картины отличались мастерской игрой света и тонкой передачей настроения местности. Он создавал пейзажи разных мест — от морских пейзажей до горных видов. Особенно популярными были его ночные пейзажи, где он изображал лунное освещение и таинственность ночной темноты.
Куинджи также преподавал искусство в Петербургской академии художеств, где он был профессором. Он воспитал множество талантливых учеников, которые в дальнейшем стали известными художниками.
Архип Куинджи умер 11 июля 1910 года, оставив после себя богатое наследие в русской живописи. Его работы по сей день пользуются огромной популярностью и оцениваются как произведения искусства высшего класса.
Дата рождения | 27 января 1841 г. |
Место рождения | Мариуполь, Российская империя |
Жанры | Пейзажная живопись |
Ученики | Иван Шишкин, Левитан Исаак, Васильев Максим |
Дата смерти | 11 июля 1910 г. |
Краткая биография
- В 1865 г. молодой человек приехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Только с третьей попытки, после создания картины «Татарская сакля в Крыму», начинающему живописцу было присвоено звание свободного (неклассного) художника.
- А в 1870 г., после подачи прошения в совет учебного заведения, Куинджи удалось стать вольнослушателем Академии.
- Летом 1870 г. художник посетил остров Валаам и так был впечатлён красотой местной природы, что возвращался сюда не единожды, писал пейзажи. Один из них «На острове Валааме», написанный в 1873 г., стал первой картиной мастера, которую приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.
- Во время учёбы Архип познакомился с передвижниками, чьи идеи молодому художнику оказались близки. Под их влиянием в 1872 г. Куинджи написал картину «Осенняя распутица», которая принесла ему звание классного художника.
- В том же духе автор создал ещё 2 работы: «Забытая деревня» (1874 г.) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.). Все 3 картины объединяли мрачный колорит, стремление изобразить окружающую действительность, социальная тематика. Картины были представлены на выставке передвижников и имели большой успех. Добившись признания, художник перестал посещать Академию.
- В 1874 г. за картину «Снег» Куинджи был награждён бронзовой медалью международной лондонской выставки.
- В 1875 г. на очередной выставке передвижников художник представил картину «Степи», принятую публикой очень благосклонно. В этом же году живописец стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок, хотя уже начал охладевать к их идеям и искать свой путь.
- В следующем году всеобщее восхищение вызвала работа мастера «Украинская ночь». С этой картины начался период творческих поисков художника, называемый исследователями «романтическим». Куинджи много работал с цветом, пространством, искал новые выразительные средства, добиваясь особой глубины, яркости и некоторой декоративности изображения.
- В 1878 г. Архип Иванович участвовал во Всемирной парижской выставке. Оригинальный стиль его произведений вызвал восторг у публики и критиков.
- В этом же году художник приступил к работе над картиной «Вечер на Украине», создание которой заняло у мастера более 20 лет.
- Художник тщательно изучил принципы импрессионизма и переосмыслил их в своём стиле. Это хорошо видно на полотнах 1879 г.: «Север», «После дождя», «Берёзовая роща».
- В конце 1879 г. Куинджи, поругавшись с М. К. Клодтом из-за критической статьи последнего, вышел из Товарищества передвижников. Но со многими членами этого общества художник сохранил дружеские отношения.
- В 1880 г. в Обществе поощрения художеств была устроена выставка одной картины – «Лунной ночи на Днепре». Под руководством живописца все окна в зале были задрапированы, а само полотно освещено электрическим лучом. Выставка имела грандиозный успех и стала настоящей сенсацией в обществе. Художник, применяя новые красочные пигменты, сумел добиться невиданного ранее цвета. Правда, со временем картина потемнела, т.к. новые краски оказались нестабильны, но смотрится она по сей день эффектно. С этой работы начался новый, «философский», период в творчестве мастера.
- В 1881 г. с таким же успехом прошла моновыставка картины «Берёзовая роща». А представленная год спустя работа «Днепр утром» была принята публикой прохладно.
- Следующие 20 лет стали годами затворничества художника. Находясь на пике славы и, по-видимому, устав от суеты, восторженных и критических замечаний в свой адрес, он удалился от общественной жизни. Уединившись в своей мастерской, он много работал, но никому не показывал свои произведения. В этот период мастер создал более 300 графических и около 500 живописных работ и эскизов.
- В 1886 г. Архип Иванович приобрёл участок земли в Крыму. Через некоторое время он построил на этом участке имение, где часто проводил пленэрные занятия с учениками.
- В 1888 г. состоялась поездка Куинджи на Кавказ. Под впечатлением от путешествия Архип Иванович создал ряд романтических горных пейзажей.
- С 1884 по 1897 гг. Архип Иванович преподавал в Академии художеств и руководил пейзажной мастерской.
- В 1901 г. художник показал ученикам и друзьям несколько своих работ, среди которых были: законченный «Вечер на Украине» и «Христос в Гефсиманском саду».
- Осенью того же года состоялась последняя прижизненная выставка работ мастера.
- В 1908 г. Куинджи основал Общество поддержки художников, которому завещал своё крымское имение и большую сумму денег.
- В 1910 г. художник подхватил воспаление лёгких и тяжело заболел.
- 11 (24 по новому стилю) 1910 г. в возрасте 68 лет Архип Иванович Куинджи скончался.
Архип Иванович Куинджи
Краткая биография
Рис. 1. Портрет Архипа Куинджи
Детство художника было полно трудов и лишений. Он родился в 1842 году в небогатом поселении Карасёвка под Мариуполем в семье сапожника, выходца из Греции. Семья едва сводила концы с концами. В 3 года мальчик остался сиротой: вначале умер отец, а затем и мать. Архип воспитывался в семье родных дяди и тети, которые постарались дать ему хотя бы минимальное образование.
Несмотря на усилия опекунов, учился мальчик плохо. Зато с самых юных лет демонстрировал тягу и талант к рисованию: творил на стенах, уличных заборах, обрывках бумаги и всем, что попадалось под руку в момент досуга. Трудиться приходилось много и с раннего детства — только так можно было добыть себе пропитание. Вначале мальчик за грош пас соседских гусей. Когда подрос, стал наниматься на более прибыльные промыслы: строительство или хлеботорговля.
Один из его начальников, заметив увлечение юного подопечного рисованием, посоветовал ему отправиться в Феодосию на обучение к знаменитому пейзажисту Айвазовскому. Архип не преминул воспользоваться советом.
Приморский город очаровал его. Но обучением у признанного художника мальчик был разочарован. В свои 13 лет он уже жаждал создавать картины, а был допущен лишь к смешиванию красок и другой рутинной работе. Однако сама возможность хоть и недолгое время находиться среди произведений Ивана Константиновича Айвазовского и наблюдать за процессом работы позже нашла отражение в творчестве самого Куинджи.
В Феодосии он пробыл недолго, вскоре вернувшись в Мариуполь. Он начал зарабатывать на жизнь ретушированием фотокарточек в салонах известных фотографов вначале в родном городе, затем в Одессе. Несмотря на каждодневный труд, молодой человек всегда находил 3-4 часа в день, которые мог посвятить созданию собственных картин. Ему не хватало профессиональных знаний и наставничества для того, чтобы воплощать свои замыслы на холсте. Тогда Куинджи твердо решил поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств.
«Не хорошо человеку одному…»
Через такую сложную, насыщенную событиями жизнь Архип Иванович Куинджи прошёл с верным другом, любимой женой. Вера Елевфериевна (в Петербурге отчество заменили на более простое Леонтьевна) Кечеджи-Шаповалова посвятила жизнь мужу и скромно оставалась всегда в его тени (даже многие близкие его друзья не были с ней знакомы). Именно желание быть рядом с этой женщиной, младшей его более чем на 10 лет, особо мотивировало художника поскорее преодолеть свою нищету. Ведь девушка была из богатой семьи греческих купцов из Мариуполя, и её отец не хотел отдавать её замуж за казавшегося ненадёжным бедняка-живописца. Но тихая Вера Леонтьевна вдруг проявила твёрдость и заявила, что уйдёт в монастырь, если ей не позволят обвенчаться с любимым. Тогда её отец поставил условие Куинджи заработать прежде определённую сумму, тогда он сможет дать своё разрешение на брак. Девушке пришлось пережить разлуку с возлюблённым, уехавшим искать счастье в Северной Пальмире, и ждать долгие годы, пока он финансово окрепнет и сможет привести отцу затребованный выкуп, не единожды повышавшийся требовательным родителем. Но всё-таки влюблённые, к счастью, оказались вместе и обвенчались. Жили они в согласии и мире. Им не важны были ни нахлынувший успех, ни богатство. Трудно поверить, что эта семья миллионера-художника жила даже без прислуги – художник сам ремонтировал что-то время от времени, Вера Леонтьевна сама мыла полы, готовила и убирала, да и вообще жила семейная пара крайне аскетично, с минимумом мебели, скромной одеждой, отсутствием собственного экипажа и пр. Даже решение супруга, не имевшего детей, завещать почти всё своё состояние созданному Обществу художников имени А. И. Куинджи для поддержки молодых талантов кроткая и спокойная Вера Леонтьевна приняла и поняла, хотя оно в конечном итоге стало для неё фатальным. После смерти мужа её саму Общество оставило без всякой поддержки, и умерла она в 1920-е гг. от голода…
Супруги жили уединённо, впускали в свой мир лишь избранных (например, Д. И. Менделеева, с которым не только дружил художник, но и которому помогала образованная Вера Леонтьевна, делала переводы текста научной статьи и пр.). Их радовали такие простые вещи, как совместное музицирование: Куинджи играл на скрипке, а жена – на рояле… Ездили в родной Мариуполь, в Крым на свой участок, где супруги жили уединённо в шалаше, напоминавшем по простоте схимническое убежище. В Петербурге разве что редкие выходы в театр на оперу позволяли и несколько поездок в Европу.
Но очень символично, что в своё время пара даже в свадебное путешествие поехала не на какой-то шумный и престижный европейский курорт типа Баден-Бадена, а на Валаам.