Чарльз диккенс: биография и творчество

Диккенс чарльз

Биография из Википедии

Чарльз Джон Ха́ффем Ди́ккенс

Портрет Диккенса работы художника Фрэнсиса Александера, 1842 год

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте . Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса (1785—1851) и Элизабет Диккенс, урождённой Барроу (1789—1863). Его отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота; в январе 1815 года был переведён в Лондон, в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в 1824 году в долговую тюрьму. Его старшая сестра продолжала учиться в Королевской музыкальной академии до 1827 года, а Чарльз работал на фабрике по производству ваксы (Blacking Factory

Литературная деятельность

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил — на пробу — несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой.

Литература — вот что теперь являлось для него самым главным.

В этом романе он рисует старую Англию с самых различных её сторон, восхищаясь её добродушием и обилием живых и симпатичных черт, присущих лучшим представителям английской мелкой буржуазии. Все эти черты воплощены в добродушнейшем оптимисте, благороднейшем старом чудаке мистере Пиквике. Этот роман Диккенса вызвал необычайный прилив читательского интереса.

), (1838) — история сироты, родившегося в работном доме и жившего в трущобах Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни.

На страницах романа запечатлены картины жизни английского общества XIX века во всем их живом великолепии и безобразии. Широкая социальная картина от работных домов и криминальных притонов лондонского дна до общества богатых и по-диккенсовски добросердечных буржуа-благодетелей. В этом романе Ч. Диккенс выступает как гуманист, утверждая силу добра в человеке.

Роман вызвал широкий общественный резонанс. После его выхода прошел ряд скандальных разбирательств в работных домах Лондона, которые, по сути, были полутюремными заведениями, где нещадно использовался детский труд.

Слава Диккенса росла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку они защищали свободу, и консерваторы, поскольку они указывали на жестокость новых общественных взаимоотношений.

, 1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Роман вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.

Роман этот в значительной мере автобиографичен. Тема его серьезна и тщательно продумана. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Многие ценители творчества Диккенса, в том числе такие литературные авторитеты как: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Шарлотта Бронте, Генри Джеймс, Вирджиния Вулф, — считали этот роман его величайшим произведением.

https://youtube.com/watch?v=RoOV9n1E-rY

Роман начал выходить в свет в 1836 году. По мере появления новых глав читательская аудитория писателя только росла.

В этой книге Чарльз Диккенс показывает старую Англию с различных сторон. В центре внимания — добродушный чудак мистер Пиквик, имя которого стало в итоге нарицательным.

Члены клуба путешествуют по Англии и наблюдают за темпераментами разных людей, сами зачастую попадая в смешные и нелепые ситуации.

Создание романа — это отдельная преинтереснейшая глава. Диккенсу поступило предложение раз в месяц сочинять небольшой рассказ, соответствующий одной из гравюр художника Роберта Сеймура. Писателя все отговаривали от этой затеи, но он будто чувствовал, что создает что-то великое.

Скорое самоубийство Сеймура изменило все. Редакторам пришлось найти нового художника. Им стал Физ, который впоследствии был иллюстратором многих произведений Диккенса. Теперь не писатель, а художник оказался на втором плане, рисуя картинки, соответствующие тексту.

Роман произвел невероятный фурор. Именами героев тут же стали называть собак, давать прозвища, носить такие шляпы и зонты, как у Пиквика.

Интересные факты

  • На заре карьеры никто всерьез не воспринимал Диккенса. Ему говорили, что писательство — не его стезя и тут он ничего не добьется.
  • Мужчина был человеком суеверным и мистически настроенным.
    У литератора были странные увлечения. Например, он любил ходить в морг и мог часами любоваться останками.
  • Диккенс часто впадал в состояние транса, его донимали герои собственных произведений, являясь мужчине наяву. По всей видимости, он страдал неврологическим или психическим расстройством.
  • Книги Диккенса были пропитаны юмором. За это писателя стали считать классиком английской шутки. Однако то были попытки отгородиться от суровой реальности. В жизни литератор был человеком мрачным и меланхоличным.
  • Диккенс не получил систематического образования и окончил школу на полпути.

Библиография

  • Посмертные записки Пиквикского клуба
  • Приключения Оливера Твиста
  • Николас Никльби
  • Лавка древностей
  • Барнеби Радж
  • Рождественские повести
  • Мартин Чезлвит
  • Торговый дом Домби и Сын, торговля оптом, в розницу и на экспорт
  • Дэвид Копперфильд
  • Холодный дом
  • Тяжёлые времена
  • Крошка Доррит
  • Повесть о двух городах
  • Большие надежды
  • Наш общий друг
  • Тайна Эдвина Друда

Английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса (печатались отдельными выпусками с продолжением): «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд», «Большие надежды», «Повесть о двух городах».

Биография
:

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте (англ.)русск.. Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса (1785-1851) и Элизабет Диккенс, урождённой Барроу (1789-1863). Его отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота; в январе 1815 года был переведён в Лондон, в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в 1824 году в долговую тюрьму. Его старшая сестра продолжала учиться в Королевской музыкальной академии до 1827 года, а Чарльз работал на фабрике по производству ваксы (Blacking Factory) Уоррена, где он получал шесть шиллингов в неделю. Но в воскресенье и они пребывали в тюрьме с родителями. Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, был освобождён из тюрьмы, получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортёра в одной из газет. Однако, по настоянию матери, Чарльз был оставлен на фабрике, что повлияло на его отношение к женщинам в последующей жизни. Спустя некоторое время он был определён в Wellington House Academy, где учился до марта 1827 года. В мае 1827 года он был принят в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком, на 13 шиллингов в неделю. Здесь он трудился до ноября 1828 года. Изучив стенографию по системе Т. Гарнье (Thomas Gurney (англ.)), он стал работать свободным репортёром, — вместе со своим дальним родственником, Томасом Чарлтоном. В 1830 году Чарльз приглашён в «en:Morning Chronicle». В этом же году Чарльз Диккенс встретил свою первую любовь, Марию Биднелл — дочь директора банка.

Личностные странности:

Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю.

О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.

Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от неё на разговор с кем-то из посторонних.

Во время работы над романом «Мартин Чезлвит» Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!» — писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно ещё обойтись без людей, — признавался Диккенс в одном из писем, — но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе».

«Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», — замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).

После смерти
:

Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего идола английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880-1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни.

Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии.

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАСТЬ

Но такой страстный, жизнелюбивый человек не мог всю жизнь довольствоваться идеальной любовью, воспоминаниями о молоденькой родственнице и скучной семейной жизнью. Женщину, которой довелось сыграть роковую роль в судьбе Диккенса, звали Эллен Тернан. Она не блистала ни талантами, ни умом, ни красотой, а была скромной провинциальной актрисой и познакомилась с Диккенсом во время любительского спектакля. 45-летний писатель потерял голову от 18-летней девушки. Он начал настойчиво ухаживать за Эллен, но юная актриса была неприступна.

Однажды браслет, предназначенный для девушки по ошибке доставили миссис Диккенс, и она устроила мужу сцену ревности. Писатель потребовал, чтобы Кэтрин поехала к Эллен и извинилась перед этим «чистым существом» за нелепые подозрения. Жена визит нанесла, извинения были приняты—а в семейной жизни Диккенса была поставлена точка. Этот развод оказался не слишком красивым поступком: Диккенс забрал с собой всех детей, с Кэтрин остался только старший сын. Чарльз исправно посылал жене деньги на жизнь, но никогда ее больше не видел. Детям не был дан прямой запрет на то, чтобы они навещали мать, но глава семьи ясно дал понять, что ему это нисколько не нравится.

Больше всего в этой ситуации Диккенс волновался за свою репутацию, ведь его считали певцом домашнего очага — и вдруг он разрушает то, что всегда считал незыблемым. И тогда писатель совершает чудовищный поступок: в одной из газет он публикует открытое письмо, в котором выставляет на всеобщее обозрение свою семейную жизнь. «Миссис Диккенс и я жили долго и несчастливо много лет, и среди тех, кто близко знал нас, едва ли найдется хоть один, не замечавший, что мы совершенно не подходим друг другу ни по характеру, ни по темпераменту. Полагаю, на свете не было двух других в общем-то неплохих людей, которые, соединив свои судьбы, понимали бы друг друга так же плохо и имели бы столь же мало общего, как мы…» —так начиналось это послание читателям, большинство из которых и не ведали до тех пор ни о каких драмах в жизни Диккенса. Дальше — больше: он говорит о том, что его жена была плохой матерью, что, если бы не ее сестра Джорджина, его дом рухнул бы…

Кэт была раздавлена и опозорена, но Диккенс получил свободу! Он продолжил ухаживания, и Эллен через некоторое время стала его любовницей. Но это не принесло писателю долгожданного счастья. Эллен его не любила. И свидетельство тому — новый герой, появившийся в поздних книгах писателя: несчастный человек, живущий двойной жизнью, под гнетом страшной тайны. Внешне благопристойный, спокойный, он сгорает в пожаре страстей. Он мучается от неразделенной любви, ясно видит легкомыслие и тщеславие своей возлюбленной и все же ничего не может поделать… Разъехавшись с женой, Диккенс оставался женатым человеком и вынужден был жить на два дома. Эллен ушла из театра, писатель ее полностью обеспечивал, устраивал дела ее семьи и при этом делал все, чтобы не бросить тень на имя возлюбленной.

Их роман длился 13 лет, вплоть до смерти Диккенса, но Эллен никогда не отвечала ему взаимностью, а лишь позволяла ему любить себя. Многие биографы утверждают, что ранний уход писателя, всего в 58 лет, был в немалой степени вызван горькой и бесплодной любовью. Впрочем, подробности этого романа скрыты завесой тайны. Диккенс настолько тщательно оберегал репутацию своей возлюбленной, что после его смерти она смогла начать жизнь с чистого листа: убавила себе 12 лет, словно вычеркнув из жизни роман с великим человеком, вышла замуж за священника, родила двоих детей и прожила тихую жизнь…
Однажды, в автобиографическом романе «Дэвид Копперфильд» Диккенс высказался о своем идеале любви: «Какое было бы счастье, думал я, если бы поженились мы и удалились в леса и поля; там жили бы мы и не старели и не умнели, вечно оставались бы детьми, бродили бы рука об руку под ярким солнцем по лугам, усеянным цветами, ночью склоняли бы наши головы на мягкий мох, погружаясь в сладкий, невинный, безмятежный сон, а когда нам пришлось бы умереть, нас схоронили бы птицы! » Но даже героям его романов этот идеал был недоступен. Что уж говорить о реальности, с которой у Диккенса так и не сложились гармоничные отношения, ведь, как и положено истинному гению, он жил по собственным законам.

ФАКТЫ О ЧАРЛЬЗЕ ДИККЕНСЕ

  • Родился 7 февраля 1812 года в городе Портсмут;
  • Написал 15 романов, каждый из которых стал бестселлером, несколько сборников рассказов, очерков;
  • Был женат на Кэтрин Хогарт, в этом браке родилось 11 детей;
  • Умер 8 июня 1870 года в Лондоне.

ДЕТСКИЕ ОБИДЫ

Впервые женское вероломство он узнал в детстве. Родители писателя, Джон и Элизабет Диккенс, были весьма скромного происхождения, но до поры до времени им невероятно везло. Отец, славный малый, получил отличную должность в адмиралтействе и всеми силами старался забыть о том, что его родители когда-то были лакеем и горничной. Он играл роль истинного джентльмена, а роль эта требует немалых затрат.

Когда Чарльзу было 9 лет, на их большую семью обрушилось страшное несчастье: его отец был объявлен банкротом и за долги посажен в тюрьму. Его жена осталась с шестью детьми на руках и без средств к существованию. Миссис Диккенс решила не сдаваться и открыла школу для детей, но, увы, ни один ученик так и не появился в стенах этого учебного заведения. Элизабет вместе с младшими перебралась к мужу в тюрьму, а Чарльза, как самого взрослого, отправила работать. Мальчик попал на крошечную фабрику по производству ваксы. «Моя работа, — вспоминал он, — заключалась в том, чтобы запечатывать банки».

Получал он за труды немного — всего 6 шиллингов в неделю, — но даже это было отличным подспорьем для семьи в те страшные времена. На фабрике он провел около полугода, но они показались парнишке вечностью. Он ведь не знал, что это время станет для него в будущем неиссякаемым источником вдохновения, ведь тяжелый опыт позволил ему увидеть жизнь с другой стороны

Но тогда все это было совершенно неважно… Все дороги, как казалось Чарльзу, перед ним закрылись. Впереди было только беспросветное темное будущее

Но отец Чарльза бы страшным везунчиком: через два года после разорения он получил наследство. Заплатив долги, выбравшись из тюрьмы, он вернул семью к нормальной жизни. Но миссис Диккенс решила оставить мальчика на фабрике… «Я никогда не забывал и никогда не смогу забыть, что моя мать была полностью за то, чтобы я вернулся на работу», — горько писал Чарльз. К счастью, отец решительно этому воспротивился, и в 12 лет Чарльз снова поступил в школу, поклявшись себе, что никогда не допустит ничего подобного в своей жизни. Писатель впоследствии редко го но рил о своем пролетарском прошлом, и даже собственные дети Диккенса узнали об этом эпизоде лишь из его посмертной биографии.

Вариант 2

Диккенс Чарльз Джон Хаффем (1812-1870 гг.) является известнейшим писателем, ставшим самым успешным литератором еще при своей жизни.

Рождение Диккенса происходит в многочисленной британской семье, главой которой является чиновник. Первоначальное образование Чарльз получает в баптистской школе. Когда Диккенсу исполняется двенадцать лет, его отец разоряется, в связи с чем оказывается в долговой тюрьме. Диккенса же отправляют работать на фабрику, производящую ваксу, с зарплатой по шесть недельных шиллингов. Через некоторое время отец писателя получает материнское наследство, освобождается с назначением пенсии и получением работы в газете в качестве парламентского корреспондента. При этом Чарльз продолжает работу по настоянию матери. Этот факт оказывает негативное влияние на отношение Диккенса к женскому полу на всю оставшуюся жизнь.

Спустя время писатель получает образование и становится младшим клерком в адвокатской конторе, где овладевает стенографическим мастерством, после чего совместно с родственником приступает к работе свободного репортера. Опубликовав несколько достойных материалов, Диккенс приглашается на постоянной основе во влиятельную английскую газету «Морнинг Хроникал». В этот период юношей овладевает чувство первой любви, а возлюбленная впоследствии становится прототипом главной героини в романе «Давид Копперфилд».

Женой Диккенса становится дочь издателя Кэтрин Хогарт, с которой писатель живет в официальном браке более двадцати лет. Затем писатель разводится по причине возникшего у него романа с артисткой Эллен Тернан, которая впоследствии оказывается включенной в писательское завещание. Воспитанием детей Диккенса занимается младшая сестра его супруги, Джорджина, проживающая до развода совместно с семейной парой.

Творческая биография писателя берет свое начало с репортерских очерков Диккенса, затем переросших в настоящее литературное мастерство в виде нравоописательного прозаического цикла «Очерки Боза», успешного произведения «Посмертные записки Пиквинского клуба», «Жизни и приключений Оливера Твиста», романа, вызвавшего огромный общественный отклик.

Литературный успех писателя стремительно возрастает не только в родной стране, но и в мире, что дает возможность Диккенсу совершить путешествие на американский континент, после которого создается роман «Мартин Чезлвит», представляющий некую пародию на американских жителей.

В дальнейшем Чарльз становится руководителем газеты «Дэйли Ньюз», имеющего возможность легального выражения своей социально-политической позиции.

Вершиной литературного творчества писателя является его произведение под названием «Торговый дом «Домби и сын». Торговля оптом, в розницу и на экспорт», отличающегося бесконечной вереницей персонажей и их жизненных ситуаций.

Активная общественная и литературная жизнь писателя обрывается в пятидесятивосьмилетнем возрасте по причине произошедшего инсульта.

Литература[править | править код]

Книги
  • Ackroyd P. Dickens. — L. : Minerva, 1991. — 1256 p. — ISBN 0-7493-0647-5.
  • Анненская А. Н. Ч. Диккенс : Его жизнь и литературная деятельность : Биографический очерк А. Н. Анненской. — СПб. : Типография Ю. Н. Эрлих, 1892. — 79 с. — (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова).
  • Баева Н. А. Интертекстуальность в романном творчестве Чарльза Диккенса / Министерство образования и науки Российской Федерации ; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2007. — 143 с. — ISBN 5-202-000045-6.
  • Белова Н. М. Диккенс и русская литература XIX века. — Саратов : Научная книга, 2004. — 116 с. — ISBN 5-93888-449-7.
  • Боборыкина Т. А. Художественный мир повестей Чарльза Диккенса. — СПб. : Гиппократ, 1996. — 200 с. — ISBN 5-900929-07-8.
  • Ивашева В. В. Творчество Диккенса. — М. : Издательство , 1954. — 472 с.
  • Катарский И. М. Диккенс : (критико-биографический очерк). — М. : , 1960. — 272 с.
  • Ланн Е. Л. Диккенс : Беллетризованная биография. — М. : , 1946. — 532 с.
  • Луначарский А. В., Шор Р. О. Диккенс : . — М. ; Л. : , 1931. — 30 с. — (Библиотека Литературной энциклопедии / Коммунистическая академия).
  • Михальская Н. П. Чарльз Диккенс : Очерк жизни и творчества. — М. : Учпедгиз, 1959. — 124 с.
  • Модина Г. И. Исторические романы Диккенса: пространство и время : («Барнеби Радж» и «Повесть о двух городах»). — Владивосток : Издательство , 2000. — 134 с. — ISBN 5-7444-1119-4.
  • Мураткина Е. Л. Лев Толстой и Чарльз Диккенс: духовные интенции художественных открытий. — Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. — 301 с. — ISBN 5-7591-0733-X.
  • Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе : Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон / Под общ. ред. В. Харитонова ; предисл. Дж. Апдайка. — М. : Независимая газета, 1998. — 507 с. — (Литературоведение). — ISBN 5-86712-042-2.
  • Нерсесова М. А. «Холодный дом» Диккенса. — М. : Художественная литература, 1971. — 112 с. — (Массовая историко-литературная библиотека).
  • Пареишвили О. М. Чарльз Диккенс. — Батуми : Сабчота Аджара, 1982. — 135 с.
  • Плещеев А. Н. Жизнь Диккенса. — СПб. : Типография. И. Н. Скороходова, 1891. — 294 с.
  • Пирсон Х. Диккенс / Пер. с англ. М. Н. Кан под ред. Я. И. Рецкера. — М. : Молодая гвардия, 1963. — 512 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 3 (360)).
  • Потанина Н. Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса / Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. — Тамбов : ТГУ, 1998. — 252 с.
  • Радлов Э. Л. Чарльз Диккенс. — Берлин. ; Пг. : З. И. Гржебин, 1922. — 248 с.
  • Селиверстов М. Л. Диккенс и Теккерей в оценке Чернышевского / Киргизский государственный университет. — Фрунзе, 1954. — 136 с.
  • Сильман Т. И. Диккенс : Очерки творчества. — М. ; Л. : , 1948. — 383 с.
  • Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. — М. : Прогресс, 1975. — 320 с.
  • Уилсон Э. Чарльз Диккенс : Литературная биография : с приложением очерка Гилберта Кита Честертона «Чарльз Диккенс» / Пер. с англ. и примеч. Р. Померанцевой и В. Харитонова. — СПб. : Вита Нова, 2013. — 592 с. — (Жизнеописания). — ISBN 978-5-93898-465-3.
  • Урнов М. В. Неподражаемый Чарльз Диккенс — издатель и редактор. — М. : Книга, 1990. — 284 с. — ISBN 5-212-00249-4.
  • Фельдман В. Е. Риторический дискурс в романах Чарльза Диккенса 50-х — 60-х годов / Министерство образования Российской Федерации ; Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб. : Издательство СПбГУ, 2008. — 202 с. — ISBN 978-5-98683-090-2.
  • Цвейг С. Диккенс / Пер. Ф. Зайбеля // Собрание сочинений : в 7 т. / Под общ. ред. Б. Л. Сучкова. — М. : Правда, 1963. — Т. 6. — С. 435—463. — 479 с. — (Библиотека «Огонёк»).
  • Чертанов М. Диккенс. — М. : Молодая гвардия, 2015. — 361 с. — (Жизнь замечательных людей ; вып. 1761 (1561)). — ISBN 978-5-235-03853-0.
  • Честертон Г. К. Диккенс / Пер. А. П. Зельдович. — Л. : Прибой, 1929. — 274 с.
Статьи
  • Поликарпов Ю. Русский прототип персонажа Диккенса // Вопросы литературы : журнал. — 1972. — № 3.
  • Тархов Т. Чарльз Диккенс : большие надежды // Наука и жизнь : журнал. — 2014. — № 11. — С. 100—111.
  • Диккенс в русской печати / Отв. ред., предисл. и вступ. ст. Е. Ю. Гениевой // Тайна Чарльза Диккенса / Сост. Е. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. — М. : Книжная палата, 1990. — 536 с. — (Библиографические разыскания). — ISBN 5-7000-0188-8.
  • Чарльз Диккенс : Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке : 1838—1960 / Вступ. статья И. М. Катарского ; ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. — М. : Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1962. — 327 с.
  • Чарльз Диккенс : Указатель важнейшей литературы на русском языке : (1838—1945) / Сост. Ю. В. Фридлендер ; под ред. и с предисл. М. П. Алексеева ; ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. — Л. : Типография ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1946. — 127 с.

Диккенс и его женщины

Женщины в жизни Чарльза Диккенса это отдельная тема. В жизни рядовых людей личная жизнь бывает довольно сложной, что же говорить, в таком случае, о тех, кого даже современники признавали «гениями»? Ведь как известно гении – прихотливы, требовательны и капризны.

Женой Чарльза Диккенса в 1836 году стала Кэтрин Хогарт. Они познакомились буквально за пару лет до этого. Отец Кэтрин – Джордж Хогарт – журналист, музыкальный критик работал вместе с Чарльзом в издании «Утренняя хроника». Как-то Чарльз пригласил дочь своего коллеги к себе на день рождения, а спустя непродолжительное время сделал предложение руки и сердца – в 1835 году пара была помолвлена.

Чарльз заявил 20-летней Кэтрин, что единственное, что от нее требуется – это «рожать детей» и во всем беспрекословно ему подчиняться. Требование в духе «викторианской» эпохи.

Вероятно, только настоящая любовь заставила Кэтрин быть действительно верной и хорошей женой несмотря на все чудачества мужа. Так, в частности, когда к ним переехала жить младшая сестра Кэтрин – Мэри, чтобы помогать молодоженам она стала музой писателя. Ее образ он запечатлел в некоторых произведениях. Когда Мэри Хогарт умерла Чарльз слишком рьяно, как для зятя, оплакивал преждевременную кончину родственницы.

Семейная идиллия пришла к концу тогда, когда в быт влюбленных ворвалась бытовая рутина. В будущем Кэтрин станет матерью 10 детей Чарльза. Непрерывные роды и физический труд станут причиной того, что ее красота и молодость начнут постепенно увядать.

Когда у супругов родился пятый ребенок писатель начал проявлять недовольство «количеством» отпрысков. Он во всем обвинял супругу и требовал, чтобы она больше не рожала. Правда, сам Диккенс все же не делал для этого каких-то «шагов», со своей стороны. Только после рождения 10 ребенка Чарльз принял решение, что они с супругой будут жить отныне в разных комнатах.

Причем это далеко не все унижения, которые приходилось терпеть ранее любимой Чарльзом Кэтти. Очевидно супружеская жизнь так опостылела писателю, что он придирался к жене по любому поводу. Чарльз заявлял, что его супруга упрямая, сварливая и узколобая.  Она же истощенная не менее мужа этой жизнью, послеродовыми депрессиями и тяготами жизни могла, вероятно, действительно проявлять временами раздражительность. Одна из дочерей позже вспоминала, что ее мать имела свои недостатки, но в целом была обычной женщиной, которая справлялась с жизненными проблемамы как могла. 

Вероятно раздражительность также была связана с тем, что Кэтрин понимала – любовь мужа к ней постепенно угасает и не исключено, что у него появилась любовница. Женская интуиция ее не подвела. Как-то почтальон перепутал адреса, и Кэтрин Диккенс получила подарок – браслет, – предназначенный 18-летней Эллен Тернан. Девушка была актрисой, которой Чарльз дал роль в своем спектакле. 

Кэтрин потребовала у мужа объяснений, а тот заявил, что он всем своим актерам делает такие «небольшие подарки». Этот инцидент послужил катализатором дальнейших ссор, которые в итоге привели супругов к разводу. Спустя время 45-летний Диккенс действительно начал ездить везде с Эллен и ее мамой. И о знаменитом писателе поползли слухи. Правда, на Тернан он так и не женился.

Некоторые современники уверяли также, что у Чарльза был роман с еще одной младшей сестрой Кэтрин – Джорджиной.

Диккенс, по тогдашним законам, сам инициировал развод с супругой. В те времена женщина оставалась практически ни с чем– никакого раздела имущества, а дети живут в доме отца. Но этого, вероятно, не хватило Чарльзу и есть свидетельства, что он даже настраивал детей против матери. Жить к Кэтрин уехал только старший сын Диккенса, который и поддерживал бедную женщину.

Литературоведы во время исследования писем писателя установили, что у него даже был замысел упечь супругу в психиатрическую больницу. В частности, он просил врача поставить ложный диагноз Кэтрин.

Таким образом, то, что его близкий друг, писатель Уилки Коллинз опишет в своем детективном романе «Женщина в белом» было распространенным явлением – женщины действительно были совершенно бесправны и супруг «вершил» судьбу своей второй половинки.

Все это сочеталось у Диккенса с таким душевным теплом и гуманизмом, с каким он относиться к женщинам в своих произведениях.  

Как бы там ни было, но Кэтрин оставалась верной супругу до конца своих дней. Перед смертью она передала дочери Кэйт их переписку со словами: «Отдай это Британскому музею, чтобы мир мог знать, что он любил меня однажды».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: