Самые известные работы великого мастера
Художник Исаак Левитан создал более 1000 произведений, по больше части, прекрасных пейзажей, лирических и философских, проникновенных и печальных.
Наиболее известны:
- «Осенний день. Сокольники» (1879);
- «Берёзовая роща» (1885);
- «Тихая обитель» (1891);
- «Вечерний звон» (1892);
- «Над вечным покоем» (1894);
- «Март» (1895);
- «Золотая осень» (1895);
- «Большая вода» (1897).
и многие-многие другие, которые принадлежат музеям, галереям и частным коллекциям в России и за рубежом. Самое большое собрание в Третьяковской галерее в Москве, столице единственно любимой страны, родины великого гения.
Другие биографии:
Родился будущий маршал в Ивановской области в маленьком посёлке Новая Гольчиха в 1895 году. Отец его был священнослужителем, мать – дочерью псаломщика. В семье было 8 детей, Александр был 5 ребёнком.
Г.К. Андерсен – известный датский сказочник, произведения которого знакомы взрослым и детям всего мира. Родился он в 1805г. в семье бедного башмачника и прачки.
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье приходского священника. Родившийся в глубинке Вятской губернии в селе Лопьял Виктор мог бы тоже стать священником и окончил духовную семинарию
Жил юный поэт в небольшой деревне. Позже обучался заграницей и после приехал в Москву, умело лавируя полученными знаниями.
Детство и юность
Исаак родился в 1860 году в небольшом поселке возле станции Кибартай (сегодня – Литва) в бедной, но образованной еврейской семье. Его отец Эльяш происходил из рода раввинов, но сам выбрал преподавательскую деятельность, обучая детей французскому и немецкому языкам.
И вот тут биографы Левитана задаются вопросом: что могло заставить человека, предки которого были ортодоксальными евреями, сделать выбор приблизиться к светской культуре Российской империи? Первая версия: материальное положение. Из-за нищеты Эльяш Левитан решил, что только репетиторство может дать его семье крышу над головой, а детям (коих у него было 4) – образование. Вторая версия: он был не ашкенази, а сефардом. Это две ветви еврейского народа. В Российской империи сефарды находились в абсолютном меньшинстве и часто подвергались ассимиляции со стороны ашкенази. Возможно, это и заставило Эльяша отойти от дел религиозных.
Второй вопрос, который остается неразрешенным – это происхождение и точная дата рождения Исаака Левитана. В метрической книги Эльяша и его семьи записи о рождении Исаака нет. В январе 1861 года уже родился Авель Левитан брат Исаака, родившегося, согласно документам, в августе 1860 года. Разница 5 месяцев невозможна физически. Так историки пришли к выводу, что Исаак Левитан сын младшего брата Эльяша, позже усыновленный ним и его супругой Баси.
Когда Исааку уже было 10 лет, его родители решили переехать в Москву, так как там спрос на репетитора иностранных языков был значительно выше. Кроме того, он устроился на работу в железную дорогу. Заработки отца позволили снять квартиру, а затем в 1871 году отправить на учебу в Московское художественное училище Авеля Левитана. В 1873 году за братом последовал и Исаак.
Вскоре отец заболел и вынужден был отказаться от одной из работ. В училище согласились выдать на братьев стипендию, учитывая их талант. Особенно педагоги хвалили младшего, Исаака Левитана. Его педагог Михаил Нестеров выделял не только огромный талант мальчика, но и его трудолюбие.
Вскоре начинающего художника ждала огромная беда: в 1875 году он потерял мать, а в 1877 от тифа скончался отец. Семье помогали преподаватели и коллеги по училищу. Но вскоре семью ждала очередная проблема. В 1879 году император издал указ, запрещающий жить евреям в столицу империи. Исаак Левитан переехал в подмосковную Салтыковку.
Личная жизнь
Первой любовью Исаака была Мария Чехова, которая приходилась сестрой знаменитому писателю. Он часто рассказывал девушке о живописи, к которой та проявляла большой интерес. Когда парень решил сделать ей предложение, девушка расплакалась и убежала.
В результате, они так и не стали супругами, однако продолжали близкую дружбу до самой кончины Левитана. Интересен факт, что накануне смерти он признался Марии, что если бы и решился когда-либо вступить в брак, то только с ней.
Левитан с Кувшинниковой
Позднее Исаак познакомился с Софьей Кувшинниковой, которая была хозяйкой салона, где собирались деятели искусства. Женщина была на 10 лет старше художника, но это не помешало их роману. Согласно распространенной версии, их отношения окончились по причине влюбленности Левитана в Анну Турчанинову.
После продолжительных выяснений отношений Софья возвратилась к мужу, а Исаак стал жить в доме Анны. Вскоре на их пути стала дочь Турчаниновой – Варвара. Юная девушка до беспамятства влюбилась в Левитана, вследствие чего между матерью и дочерью разразилась продолжительная борьба, отравившая оставшиеся годы жизни живописца.
Становление Левитана как художника
Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года он поселился неподалёку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. А. С. Киселёв, племянник дипломата графа П. Д. Киселёва, служил в тех местах земским начальником; его жена — Мария Владимировна, дочь В. П. Бегичева. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.
* — Автопортрет.
В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовал выставку пятидесяти пейзажей. В конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.
На протяжении своей жизни у Левитан много путешестовал, писал картины в средней полосы России и на Волге. Посещал и Европу. Были у художника и любовные драмы, которые оставили след не только в его жизни, но и стали сюжетом для литературных произведений…
Одни из самых популярных картин Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары», «Остатки былого. Сумерки. Финляндия».
В 1896 году после вторично перенесённого тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала настолько тяжёлой, А.П. Чехов уже тогда предполагал неприятнейшее.
В 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Какое-то время он даже преподавал.
Левитан позже пытался лечиться на юге, но это не особо помогло. 22 июля (4 августа) 1900 года, Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось множество неоконченных картин и этюдов. Последняя его работа — «Озеро» — также осталась незаконченной.
Был похоронен 25 июля 1900 года на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. 22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.
На нашем сайте есть несколько отзывов о его картинах в виде сочинений:
Зимой в лесу.Март.Весна. Большая вода.Золотая осень.
Биография и творчество Исаака Левитана кратко
Исаак Ильич Левитан (1860-1900), родился в небольшом литовском городе, в большой и бедной еврейской семье. Он был 4 ребёнком. Его еврейское происхождение впоследствии негативно повлияет на его жизнь и судьбу.
В конце 1860-х семья решает переехать в Москву, для улучшения своего положения, но и на новом месте становится нелегко. Отец подрабатывает частными уроками. В 1873г. Исаак поступает в Художественное училище. Учебные годы прошли с успехами и огорчениями, в постоянном труде. Многих преподавателей настораживало еврейское происхождение ученика. Но главные учителя Поленов, Соврасов, Перов, всё же смогли увидеть в молодом ученике талант и повлияли на его дальнейшее обучение с положительной стороны.
В 1875г. у Левитана умирает мать, а через 2 года отец, дети остаются нищими, но в школе ему оказывали помощь друзья и учителя, и сам молодой художник работает изо всех сил.
В 1879г. на выставке работ учеников его работу «Осенний день. Сокольники» покупает Третьяков за 100 рублей. В этом же году всех евреев высылают из Москвы, но благодаря помощи друзей через год он возвращается обратно.
С 1880 по 1885г. появляются известные картины «Сосны», «Осень», «Первый снег». Художник получает популярность. Следующим унижением, сказавшимся на здоровье мастера – было выдача диплома «учителя чистописания», вместо диплома художника.
Работать мастер любил с пейзажами, это сказывалось в его особой любви к природе, чувствительность к её разным состояниям.
Самым близким другом Левитана был А.П. Чехов, знакомство их произошло ещё в конце 1870-х, будучи студентами, но особо сблизились в 1885 году в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино. Их дружба длилась всю жизнь, а Мария Чехова, сестра писателя, была первой любовью Левитана.
В конце 1880-х состояние здоровья резко ухудшается и художник решает выехать в Крым на дачу Чехова. Он пробыл там год, эта поездка стала плодотворной и для здоровья и для творчества, оттуда было привезено более 50 пейзажных работ, которые получили превосходные отзывы.
У Чеховых Левитан знакомится с Софьей Кувшинниковой, он обучает её живописи и незаметно эти уроки перерастают в любовь.
В 1888 году художник отправляется в Поволжье, вместе с Софьей, они вместе живут в небольшом городке на берегу Волги, появляется много новых картин «Ветхий дворик», «Осень. Слободка», «Вечер. Золотой плёс».
В 1890году художник впервые отправляется в Европу, сперва во Францию на Всемирную выставку, затем в Италию, там он пишет свои шедевры «Берег Средиземного моря», «Весна в Италии».
В 1892 году из Москвы начали выселять всех евреев. Левитан покидает горд и вместе с ним едет Софья Кувшинникова, они живут вместе. Появляются работы: «Владимирка», «У омута», «Март».
В 1896 году проблемы с сердцем обострились, но несмотря на это он продолжает много работать.
В 1898 году Академия художеств присваивает ему звание академика, и теперь он сам может преподавать в Художественном училище.
В конце весны 1900 года развивается простуда, что даёт осложнение на и так слабое, больное сердце, и спустя месяц он умирает. В его мастерской остались недописанные картины, и очень много набросков.
Что можно сказать о таком величайшем художнике, как Исаак Ильич Левитан, нужно просто внимательно рассмотреть его картины, после чего станет понятно, какой великий творец, гений создавал это. Первое впечатление от картин всегда будет только положительным, будто бы ты видишь всё это из своего окна, так тщательно прорисованы мелкие детали: ощущается тепло солнца, холод снега, шум воды, видно как течёт река, движутся облака. Всё это заряжает нас умиротворённостью и теплотой, но какая тяжёлая судьба была у автора этих произведений, что и не подумаешь, глядя на них.
Живопись
Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников
Свободное же время художник посвящает работам для души
Свободное же время художник посвящает работам для души.
Картина Исаака Левитана «Березовая роща»
Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».
Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.
Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»
Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.
Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»
На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.
Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.
Картина Исаака Левитана «Март»
Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.
Картина Исаака Левитана «Золотая осень»
Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.
Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»
В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.
Личные отношения
Художник никогда не был официально женат. Его любовные увлечения протекали бурно, и обсуждались общественностью. Лишь одна женщина имела над ним магическую власть. Она не допустила того, чтобы Левитан покончил с собой, хотя такая попытка была. Восемь лет Исаак Ильич находился в отношениях с Софьей Кувшинниковой, дочерью чиновника, художницей и музыкантшей. Эпизод об отношениях молодых людей отражен в скандальном для своего времени тексте рассказа Чехова «Попрыгунья».
Большая часть полотен, ставших шедеврами, написана в период отношений с Софьей Петровной. Они помогли Левитану закрепиться в статусе русского живописца. Софья была женой полицейского врача, который целыми днями был занят на работе. В его отсутствие она воспитывала дочь и занималась творчеством. По вечерам в квартире супругов устраивались небольшие приемы для узкого круга друзей. На одном из них в 1886 г. и произошла роковая встреча с Левитаном, которого привели братья Чеховы.
Роковые страсти кипели и в отношениях с влюбленной в художника Анной Турчаниновой. Неординарная замужняя дама стала причиной разрыва отношений Исаака и Софьи. Отношения между Анной и Левитаном продлились до конца жизни художника. Дама искренне любила его и проявляла заботу. Будучи супругой помощника градоначальника Санкт-Петербурга, она отдала распоряжение выделить ему мастерскую. Однако встречи влюбленных были нечастыми и короткими. Они происходили в Москве, или в Петербурге.
Меланхолия
Лето 1894 года началось для живописца с поездки к друзьям в усадьбу Островно со своей ученицей Софьей. В это же время по соседству гостила Анна Турчанинова которая влюбилась в художника. За сердце молодого человека началась борьба, которую Кувшинникова проиграла, и опечаленная вернулась домой. Эти события плохо сказались на здоровье Левитана слишком много стресса и потрясений перепало на его больное сердце. Зимой 1895 года художника навестил Чехов, и их дружба возродилась.
Весной того же года живописец отправляется еще раз во Францию и Австрию. Его состояние ухудшается, а депрессия проявляется все сильнее. Его работы в этот период становятся вялыми, а их количество уменьшается. В конце концов у него произошел срыв, и он предпринял попытку самоубийства. Все его друзья и родные были повергнуты в шок, Чехов который навестил своего старого знакомого не мог поверить в происходящее. Убедившись, что опасный период миновал писатель, покинул своего друга вернувшись домой.
Пейзажи
Левитан был участником выставок Товариществоа передвижников (с 1884, с 1891 – чл.), Московского общества любителей художеств (1886, в 1911 общество организовало ретроспективную выставку Левитана), мюнхенского Сецессиона (с 1897), объединения «Мир искусства» (с 1898).
Чувство бездомности усугублялось у Левитана его особым положением в русской художественной жизни его времени. Движение русской природы поэтизировал А. Саврасов, драматизм перемен — Ф. Васильев, а её эпическое величие выявляли с трезвой точностью И. Шишкин и с романтическим пафосом А. Куинджи. Её обыденные уголки уже В. Поленов часто делал мотивом своих созерцательных пейзажей.
Для бесприютного еврея Левитана в русской природе впервые открылось волшебство их созвучности эмоциям человека и возможность воплощать его интимнейшие переживания средствами пейзажной живописи. В своем творчестве Левитан сделал зримым «трав прозябанье» (Е. Баратынский), проник в тайну «слышимой тишины» (И. Тургенев), слил воедино «и темный бред души, и трав неясный запах» (А. Фет).
Вместе с Коровиным и Н.А. Клодтом Левитан стоял у истоков художественного кружка «Среда». Творческое восприятие русской традиции пейзажной живописи привело Левитана от детализации и жанрово-повествовательной трактовки к так называемому пейзажу настроения. Никто из пейзажистов не смог с такой простотой и поэтичностью передать типично русские мотивы.
В картинах, писавшихся по этюдам с натуры, Левитан, чтобы сохранить изначальную свежесть восприятия природы и владевшее им настроение, опускал подробности, обозначал порой детали двумя–тремя точными мазками, добивался ощущения трепетной зыбкости световоздушной среды, окутывающей ландшафт. Новизна его пейзажей, близких по письму работам французских художников так называемой барбизонской школы, а по одухотворенности — произведениям К. Коро, долго не находила понимания и часто вызывала издевательские отзывы в печати.
Многие годы Левитан был связан с Товариществом передвижных выставок (член с 1891 г.), но всегда был чужим ему, так как почти не следовал его программе социального обличения. Чужаком оказался Левитан и для художников объединения «Мир искусства», с которыми сблизился в конце 1890-х гг. на почве поисков выразительной художественной формы, но не мог принять их основной лозунг «искусство для искусства».
В начале 1890-х гг. созданный Левитаном жанр так называемого пейзажа настроения стал служить ему для выражения сложных раздумий о жизни. Его занимают жуткая затаенность природы, грозящей бедами («У омута», 1892), и ее тихая озаренность, сулящая душевный покой («Вечерний звон», 1892), неизбывное уныние мест, ознаменованных скорбью народа («Владимирка», 1892), и загадка отношений недолгого человеческого бытия и извечной необжитости неоглядных просторов («Над вечным покоем», 1894).
Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений, и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа. Картина «Озеро. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер. Волга», 1891–95; «Март», 1895, и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение.
Даже антисемитская газета “Новое время” признала, что “этот чистокровная еврей знал, как никто другой, как заставить нас осознать и любить обычные домашние сцены своей страны (29 июля 1900)”.
В 1897 году он был избран действительным членом мюнхенского общества «Сецессион». В марте 1898 г. Левитан получил звание академика живописи. С 1898 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тяжелая болезнь сердца и смерть в 1900 году помешали ему создать собственную школу русского пейзажа, но влияние Левитана на развитие русской пейзажной живописи в 20 в. было решающим. Левитан был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.
Зарубежные поездки
Левитан давно хотел познакомиться с европейским художественным искусством. В конце 1889 года художник отправляется в Париж на Всемирную выставку. Здесь, ознакомившись с полотнами интересовавших его пейзажистов (Коро, Милле, Руссо), Исаак становится более уверенным в себе.
После Парижа посещает Италию, пишет великолепные полотна, которым, по отзывам, всё-таки не хватает сердечности, свойственной работам, созданным на родине. По признанию самого художника, «нет лучше страны, чем Россия; только здесь может быть настоящий пейзажист».
В 1895 году – поездки в Австрию и Францию, в 1896-м – в Финляндию, в 1897-м – в Италию. Картины по мотивам путешествий. И вновь и вновь патриотический вывод, убеждение, что настоящие красоты только в России
«Март» (1895)
Сюжет картины художник нашел в Тверской губернии (в имении Горка), где гостил у друзей Турчаниновых. На дворе март, но зима еще не отдает свою власть весне. В лесу лежат огромные голубые сугробы. Деревья почувствовали тепло весеннего солнца и дружно тянутся к нему своими тонкими верхушками. На одной из веток виден скворечник, ожидающий первых весенних гостей. На разъезженной дороге образовались первые небольшие проталины. Деревянный дом согревают жаркие солнечные лучи, сползает подтаявший последний снег с козырька крыльца. Дверь в дом открыта. Тепло. Пригрелась на солнце молодая лошаденка, впряженная в сани.
Картина дарит радость. Зима прошла, и очень скоро прилетят и запоют птицы, побегут ручьи, прорежется и зазеленеет травка, на деревьях появятся первые листочки… Долгожданная звонкая весна вступит в свои права.
Рекомендации родителям
Опишите картину вместе с ребенком. Описать сюжет помогают наводящие вопросы:
- Где происходит действие картины?
- Какое время года изобразил Левитан?
- Чувствуется ли в этом произведении приход весны?
- Как природа встречает весну?
- Как весна влияет на настроение художника?
Попросите сына (дочь) рассказать о своих чувствах. Радуется ли он весне? Может ли человек быть равнодушным к обновлению природы?
«Весна. Большая вода» (1897)
Последние годы живописца — это его огромный взлет. Нет возможности описать все, что создал в это время Исаак Ильич Левитан, творчество которого чрезвычайно разнообразно. Лирика и светлая поэзия — это его произведение «Весна. Большая вода». С детства весна была его любимым временем года. И вот умудренный жизнью человек поет гимн возрождающейся красоте с нежно-голубым небом, лазурной водой, тонкими светлыми стволами деревьев. Здесь, в этом очарованном краю, царят тишина и покой, в которых растворяется каждый, кому доводится взглянуть на полотно. Итак, кто такой Левитан? Художник-философ, художник-лирик, который лучше всех сумел выразить прелесть неброской русской природы и ее тихое очарование.
Болезнь сердца оборвала жизнь творца, когда ему было тридцать девять лет. Он умер в 1900 году. Слишком рано ушел из жизни Исаак Ильич Левитан. Творчество, все картины, наиболее выдающиеся, мы постарались проанализировать, не упуская главного — его умения наполнять дыханием жизни свои произведения. Ныне его прах находится на
И.И. Левитан – великолепный художник Росси, имеющий европейское происхождение. Он прославился и стал всем известен, как мастер «пейзажного настроения». Углубляясь в биографию этого великого человека каждому читателю становится известно, что он являлся достаточно сильной и очень страстной личностью.
Родился Исаак 18 августа 1860 года. Семья его была очень интеллигентна. По национальности – еврей.
Когда Левитану исполнилось 10 лет, его семейство перебирается в столицу родины. Это припало на 1870 год.
В 13-летнем возрасте Исаак становится студентом местного училища живописи. Свое обучение он проходил у таких известных личностей, как: Саврасов, Перов и Поленов.
В 1875 году у будущей знаменитости умирает мать. Финансовое положение семейства было удручающим и поэтому, училище время от времени старалось им помочь. Спустя год, талант юного Левитана был замечен не только его известными преподавателями, но и самим ректором училища, благодаря чему, парень был освобожден от уплаты за образование. Через год, после того как Исаак потерял и отца, он стал студентом самого Саврасовского класса пейзажа.
После того, как на жизнь самого Императора было совершено покушение, создают указ о запрете евреев проживать на территории России, в частности в Москве. Сам Исаак перебирается в Подмосковье, где рождается его первая картина «Вечер после дождя». После продажи этого известного и очень красивого полотка, художник самостоятельно мог снять себе комнату с мебелью в Москве.
Весной 1885 года художник оканчивает свое обучение.
Во второй половине 80-х годов финансовое положение художника стабилизировалось, а вот здоровье несколько подкачало. Тяжелое детство напомнило о себе заболеванием сердца.
Здоровье наладилось только тогда, когда Левитан вернулся из Крыма, после чего организовывается выставка его пейзажей. Людям было представлено 50 великолепных картин.
3, 4, 6 класс
Качели настроения
По воспоминаниям современников, на художника иногда находили приступы меланхолии, настолько всепоглощающей, что просто обессиливали его. Тогда он или погружался в многодневные мрачные раздумья, или с ружьём уходил в леса с прибившейся к нему собакой Вестой, бродил неделю-другую, пока душевное равновесие и радость не возвращались к нему. Художник сам мучился от этого периодического разлада в душе. Однажды к Чеховым из Максимовки прибежала хозяйка дома, где жил Левитан, и рассказала о попытке художника застрелиться. Обеспокоенные душевным состоянием живописца, Чеховы устроили его переезд в Бабкино, ближе к себе, в хозяйский флигель-курятник. Выход из состояния отчаяния требовал времени и терпеливого участия близких людей. Такими людьми на Истре были Чеховы.
Вообще живописные места близ имения Киселёвых, окрестные деревни, леса, реки, ручьи и овраги «богатством материалов» приводили художника в восторг и давали пищу для работ, которых было написано так много, что ими были увешаны все стены левитановского флигеля. В этих, ставших дорогими сердцу художника, местах родились многие известные летние и осенние пейзажи.
Живопись
Левитан легко схватывал все тонкости художественного искусства, которому отдавал все силы. Тогда же у него начал вырабатываться свой стиль, который заметил знаменитый меценат Павел Третьяков. Он даже купил у Исаака картину «Осенний день. Сокольники».
В 1879 г., после покушения Александра Соловьева, вовсе не бывшего евреем, на императора Александра II, вышло постановление, запрещающее евреям проживать в Москве. В результате, Исааку пришлось вместе с родственниками перебраться в Подмосковье.
В начале 1880-х годов Левитан написал немало пейзажей с натуры, добиваясь максимальной детализации на холсте. Любопытно, что он сильно раздражал некоторых преподавателей, по мнению которых еврей не должен был касаться русского пейзажа.
Исаак так и не получил диплома и звания художника. Вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания. Вместе с тем, его продолжали преследовать материальные трудности, вследствие чего ему приходилось жить и работать в отдаленной деревне Максимовке.
Интересен факт, что тогда же Левитану посчастливилось познакомиться с Антоном Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались до конца жизни. Он не переставал усиленно работать и продавать полотна, благодаря чему смог поправить свое финансовое положение.
И все же, голодное детство и тяжелый труд, давали о себе знать – у него внезапно обострилась болезнь сердца. Чтобы поправить свое здоровье он отправился в Крым, после чего начал чувствовать себя заметно лучше. Вернувшись домой он основал выставку пятидесяти пейзажей.
Отдельного внимания в творческой биографии Исаака Левитана заслуживают поездки на Волгу. На побережье реки им было написано много полотен с натуры, отличавшихся радостным настроением. За картину «На волге» он получил награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Позднее Левитан провел 3 продуктивных года в Плесе, создав немало шедевров. Там же им была написана известная картина «Над вечным покоем», которую некоторые искусствоведы называют «самой русской» из всех, когда-либо созданных на русскую тему полотен.
Потом Исаак Ильич побывал в ряде европейских городов, где посещал выставки и галереи. Весной 1891 г. его избрали в состав Товарищества передвижных художественных выставок, а меценат Сергей Морозов даже оборудовал специально для него прекрасную мастерскую.
Над вечным покоем
В 1895 г. Левитан стал автором таких знаменитых работ, как «Март» и «Золотая осень». Позже эти полотна будут куплены Третьяковым. В следующем году он повторно перенес тиф, который привел к аневризме сердца.
В 1898 г. Исаак Левитан удостоился звания академика пейзажной живописи. Будучи очень известным художником, он начал преподавательскую деятельность в стенах родного училища. Одновременно с этим, он хотел открыть большую мастерскую, где могли бы трудиться все русские пейзажисты.
Однако стремительно ухудшающееся здоровье не позволило мастеру реализовать свои идеи. Накануне смерти его полотна участвовали во Всемирной выставке в Париже. После себя Левитан оставил огромное количество работ, при этом остались незаконченными порядка 40 полотен и примерно 300 этюдов.
КОВАРСТВО СУДЬБЫ
Между тем слава Левитана росла. Его картины исправно покупал П. Третьяков, в 1891 году он стал членом Товарищества передвижных выставок, в 1897 году — членом мюнхенского Сецессиона, в 1898 — академиком живописи, ваяния и зодчества (среди его учеников был даровитейший, но рано погибший Николай Сапунов). В 1890-е годы Исаак Левитан совершил несколько путешествий по Европе. Левитан пристально следил за новейшими художественными течениями, сблизился с новорожденным «Миром искусства» и с его лидерами С. Дягилевым и А. Бенуа.
Но жизни уже не оставалось. После 30 лет Левитан стал очень болезненным: нищенская студенческая жизнь впроголодь давала о себе знать. Дважды художник переболел тифом. После второго раза получил обострение сердечной болезни.
Он болел всё сильнее, сердце отказывалось служить. Ещё в 1896 году Чехов отметил в дневнике: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни»
За несколько месяцев до смерти сам художник писал Марии Павловне, сестре Чехова (той самой, с которой когда-то в свое время случилось что-то вроде полуромана): «Мари! Как страшно умирать и как болит сердце!» Ему казалось, что он понял что-то важное в жизни и теперь сможет писать совсем по-другому. 22 июля (4 августа по новому стилю) 1900 года Левитан умер