Семейная жизнь
Биография Петрова-Водкина довольно разнообразна, а вот личная жизнь художника спокойна и размеренна. Женился Кузьма рано и свою жену привез себе из первой заграничной поездки. Мария Йованович была дочерью владелицы квартиры, которую снимал художник в Париже. Рассказы супругов о том, кто кому сделал предложение руки и сердца, очень противоречивы.
Кузьма говорит, что именно Мария хотела выйти замуж за начинающего и уже успешного художника. Мара говорит о том, что Кузьма сделал ей предложение в то время, когда она позировала ему для картины. Так или иначе, этот союз был крепким. Художник обожал жену и, будучи в командировках, писал ей длинные письма. Долгое время у супругов не было детей, и только на 37-м году жизни Мария подарила Кузьме дочку.
Художник обожал Леночку, и именно ему приходилось ухаживать за ребенком в первые годы жизни девочки.
Снова дома
В Россию Петров-Водкин вернулся с солидным багажом знаний, впечатлений и работ. С января 1909 года выставлялся в Петербурге и Москве, к осени впервые была организована персональная выставка художника.
Позже, оценивая своё пребывание за границей, живописец приходит к выводу, что, набираясь впечатлений и учась, он ещё не видел ясно своего пути в искусстве. Только дома, в России, поиски себя усиливаются, появляются работы-этапы в становлении индивидуального стиля живописи. Некоторые из них вызывают шквал критики, как «Сон» (1910), «Мальчики» (1911). Но художник её не боялся, как и возможных ошибок или обвинений в подражаниях – писал, как чувствовал, всегда отстаивая свою точку зрения.
В этот период Петров-Водкин загружен работой по воплощению собственных художественных замыслов, преподаванию, росписи храмов. В картинах определяется влияние русской иконописи, самым ярким примером чего является полотно «Купание красного коня» (1912) – дореволюционный стиль живописи Петрова-Водкина утвердился.
Летом 1914 года после поездки на Кавказ живописец покупает под Хвалынском участок земли, засаженный яблонями – здесь решено построить семейное гнездо с мастерской. Начавшаяся Первая мировая война первое время никак не путает планов, Кузьма Сергеевич поглощён проектом застройки территории и даже готовится к поездке в Италию для выполнения заказа по росписи церкви. Но в конце 1916 года военная комиссия направляет его в Петроград – ситуация в стране накаляется. Февральская революция 1917-го окрыляет художника и вселяет в него надежду на скорую мирную жизнь. Но весной его чуть не отправили на фронт в числе прочих – спасло участие в Совете по делам искусств под руководством Горького. Страна закипала, империя рушилась…
Биография
Кузьма Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.
Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.
Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства. Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным. Позднее Петров-Водкин так вспоминал: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».
Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Он прибыл на Волгу по просьбе своей старой знакомой — помещицы Ю. И. Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк. Мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, работала горничной у сестры Казарьиной и показала архитектору рисунки своего талантливого сына. Мельцер был весьма поражён такой живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Хвалынские купцы, в том числе и Казарина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».
Богородица с младенцем
Свою карьеру Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике Дультон.
Петров-Водкин, Автопортрет,
Почтовая марка СССР, 1978 год
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.
С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».
В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».
В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина. Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (), «Дневник Сатаны» по Андрееву (, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (, Ленинградский театр драмы им. Пушкина). Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С по г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
«Сон», 1910, ГРМ
Творческий путь
- 1889 год – поступление в Хвалынское городское училище (в этом заведении ребята учились всего четыре года). Там Кузьма Сергеевич познакомился с несколькими иконописцами и нередко наблюдал за процессом создания икон. Это вдохновило будущего художника самому попробовать писать масляными красками не только иконы, но и пейзажи.
- 1893 год – неудачная попытка поступить в железнодорожное училище в Самаре. Продолжать сапожное дело своего отца Кузьма все же не захотел и, не собираясь бросать свои занятия рисованием, отправился к Федору Бурову, который преподавал живопись и рисунок.
- 1895 год – смерть Бурова. Так и не завершив свое художественное образование, Кузьма вернулся в Хвалынск. Однако сам он не сильно из-за этого огорчился, так стиль преподавания Бурова ему не нравился. Несмотря на то, что некоторые азы рисования ученики Бурова все же освоили, они ни разу «не подошли к натуре». В этом же году начинающему живописцу улыбнулась удача: крохотный городок на Волге посетил довольно известный в то время архитектор из Петербурга – Р. Ф. Мельцер. Пригласила его помещица Казарина для того, чтобы спроектировать новый особняк. Мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, догадалась показать работы своего сына архитектора. Мельцер сразу признал талант начинающего живописца. Кузьма Сергеевич с помощью Мельцера уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования, принадлежащее барону Штиглицу. Следует отметить, что Кузьма весьма достойно сдал вступительные экзамены. Примечательно, что Казарина и другие хвалынские помещики каждый месяц высылали художнику небольшую сумму для платы за обучение.
- 1897 год – переезд в Москву. Там Кузьма Сергеевич поступил в МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал известный художник Валентин Александрович Серов.
- 1905 год – завершение учебы в МУЖВЗ. После этого Кузьма Сергеевич на три года уехал за границу, где посетил Италию, Грецию и Северную Африку. Там он написал картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников». Также он успел поучиться в нескольких частных академиях в Париже и Мюнхене.
- 1910 год – написание первой известной картины «Сон». Обнаженные фигуры персонажей вызвали резонанс в творческих кругах, пресса отнеслась к работе негативно. Полемика главным образом разразилась между Ильей Репиным и Александром Бенуа: первый картину упорно критиковал, а второй защищал.
- 1911 год – вступление в объединение «Мир искусства». Несмотря на то, что в раннем творчестве Петрова-Водкина прослеживаются яркие черты европейского модерна и символизма, к 1910 году он увлекается живописью эпохи Кватроченто (раннее Возрождение) и вновь обращается к русской иконописи, что и стало предпосылками к вступлению в «Мир искусства». В 1911 году художник пишет самую значимую для себя картину – «Купания красного коня». Именно из-за увлечения иконописью, особенно Новгородской школой, конь Петрова-Водкина написан красным цветом, как и конь на иконе Георгия Победоносца. Увидев эту картину, Илья Репин стал относиться к Кузьме Сергеевичу более благосклонно, признав его талант.
- 1913 год – начало работы в театре Незлобина. Там Кузьма Сергеевич проработал более 20 лет и оформил такие спектакли, как «Орлеанская дева», «Дневник сатаны», «Женитьба Фигаро».
- 1918 год – начало преподавательской деятельности в условиях реорганизации советского художественного образования. Преподавал Сергей Кузьмич сначала в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, и наконец в Институте пролетарского изобразительного искусства до 1933 года. В это время художник пробует писать натюрморты, наиболее известна картина «Селедка».
- 1928 год – переезд из Ленинграда в Детское Село, в котором жила творческая элита. Врачи диагностировали прогрессирующий туберкулез, и Петров-Водкин был вынужден отказаться от живописи маслом. Он решил заняться литературным творчеством и пишет несколько автобиографических повестей и более десятка пьес и рассказов. Он даже попытался отдать некоторые из них в печать, но они были раскритикованы Максимом Горьким.
- 1932 год – избрание председателем ЛОССХ – Ленинградского отделения Союза советских художников.
- 1934 год – художник пишет свою последнюю картину – «Портрет В. И. Ленина», которая не была принята обществом и цензурой из-за «домашнего образа».
- 1936, 1937 годы – последние персональные выставки Петрова-Водкина, которые прошли в Москве и Ленинграде. В 1939 году художник умирает.
Художник Кузьма Петров-Водкин
Ученики
- Аб, Павел Ефимович (1902—1974)
- Асламазян, Мариам Аршаковна (1907—2006)
- Белаковская, Виктория Марковна (1901—1965)
- Горб, Владимир Александрович (1903—1988)
- Деблер, Александр Адольфович (1908—1981)
- Дмитриев, Владимир Владимирович (1900—1948)
- Дормидонтов, Николай Иванович (1898—1962)
- Захарьян, Рубен Агасьевич (1901—1993)
- Зернов, Алексей Иванович (1891—1942)
- Калмыков, Сергей Иванович (1891—1967)
- Купреянов, Николай Николаевич (1894—1933)
- Лизак, Израиль Львович (1905—1974)
- Малагис, Владимир Ильич (1902—1974)
- Орешников, Виктор Михайлович (1904—1987)
- Пестинский, Борис Владимирович (1901—1943)
- Порет, Алиса Ивановна (1902—1984)
- Приселков, Сергей Васильевич (1892—1959)
- Прошкин, Анатолий Николаевич (1907—1986)
- Прошкин, Виктор Николаевич (1906—1983)
- Самохвалов, Александр Николаевич (1894—1971)
- Фролова-Багреева, Лидия Фёдоровна (1907—1997)
- Чупятов, Леонид Терентьевич (1890—1941)
- Шмидт, Александр Владимирович (1911—1987)
- Якобсон, Александра Николаевна (1903—1966)
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич» в других словарях:
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — (1878 1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова (1897 1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905 08). Член объединений Мир искусства (с 1911), Четыре искусства (с 1924). Преподавал в… … Художественная энциклопедия
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — , советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в … Большая советская энциклопедия
ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич — (1878 1939) российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких… … Большой Энциклопедический словарь
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — (1878 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала 1910 х гг. перешёл от аллегорических к целостным монументально декоративными произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов… … Энциклопедический словарь
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — К.С. Петров Водкин. Купание красного коня . 1912. Третьяковская галерея. ПЕТРОВ ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878 1939), российский живописец. С начала 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич — (1878 1939). Видный рус. сов. живописец, график, театр. художник; яркий представитель ранней сов. живописи. Род. в Хвалынске (ныне Саратовской обл.), учился в Моск. ун те живописи, ваяния и зодчества, в Мюнхене и Париже, чл. объединений «Мир … Большая биографическая энциклопедия
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — Кузьма Сергеевич Петров Водкин Дата рождения: 5 ноября 1878 Место рождения: Хвалынск Дата смерти … Википедия
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Краткая биография
Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.
Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.
Yulia Ivanovna Kazarina (1900)
Мать и дитя.1927
Богородица с младенцем
Петров-Водкин, Автопортрет, 1918
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году он работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.
С 1905 по 1908 год он занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).
Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919—1924).
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.
В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
-
Арабская весна в египте кратко
-
Учение спинозы об аффектах кратко
-
Международные отношения геополитика кратко
-
Мимар синан и его достижения кратко
- Кататония это кратко и понятно
Выставки Владимира Семеновича Любарова
Российский художник знаком жителям многих стран. С его работами познакомились жители Германии, Люксембурга, Франции. Неоднократно его работы вставлялись и в России – в Третьяковской галерее, Русском музее, музее истории Санкт-Петербурга и Литературном музее.
Утро на берегу Лебединого озера, 2017г.Лабухи. 2017. Холст, масло, 110 х 120 см
Если сравнивать живопись с литературой, то вряд ли получится выбрать один жанр. Смесь притчи, басни, сказки, сатирического рассказа – каждый увидит в творчестве художника что-то свое.
Фото с выставки 2007г. Слева – Вячеслав Полунин
Искрометный юмор, внимательность к деталям, детское любопытство и непосредственность – таким представляется автор изумленным зрителям, которые в первый раз увидели его работы. Тут все как в жизни – многообразие передается не цветами и четкими формами, а едва различимыми оттенками и не всегда сразу заметными, но важными для понимания смысла деталями.
Глазами Владимира Любарова на мир русской глубинки посмотрели жители разных стран – книга «Русские пословицы» с его иллюстрациями вышла сначала в Англии, потом в США. Персональные выставки российского художника и графика тепло приняли в Европе. Его работы хранятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея.
В статье использованы картины с официального сайта автора www.lubarov.ru.
Читайте далее:
Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Что такое сюрреализм?
Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм
Chintamani Alchemistry. Интервью с автором бренда
Изящество в серебре – украшения дизайнера Юли Диди
Обучение
Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.
Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.
Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова
Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования. Именно здесь, в классах В
Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника
Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.
За границу! Учиться у старых мастеров
Осенью 1905 года художник прибыл в Италию – здесь он проведёт четыре месяца. Позже он оценил своё путешествие как важный этап «понимания исторического прошлого живописи». Почти не работал, но с жадностью и упоением ездил из города в город, от музеев к храмам, влюблялся в великих, которые стали его учителями на всю жизнь.
Вместе с тем проявились и пробелы в профессиональной подготовке молодого художника, что подвигло его на следующую, более длительную поездку. Весной 1906 года – Париж и частная академия итальянца Коларосси, известная прогрессивными правилами.
Весной 1907 года – Алжирская и Тунисская поездка почти на три месяца. Здесь художника разбудили и ошеломили краски и пейзажи, подобного русский человек нигде не видел.
Осенью 1908 года перед возвращением в Россию Петров-Водкин выставлялся в парижском салоне.
Здесь же, под Парижем, осенью 1906 года живописец познакомился со своей будущей женой Маргаритой (1886-1960), ставшей после венчания в августе 1910 года на родине художника, в Хвалынске, Марией Фёдоровной.
Источники
- Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. — М.: 1966.
- К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки, М.- Л., 1966.
- К. С. Петров-Водкин. Альбом. Вступительная статья Л. Мочалова, Л., 1971.
- Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — с. 26,46.
- С. В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. — 450 С. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
- http://arsnova.artinfo.ru/artists/petrov/ippolit.htm
- http://www.mosjour.ru/index.php?id=1474
- Епишин А. С. Миф, проект и результат. Ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х — начала 1930-х годов. — М.: 2012.
Последние годы жизни
В 1928 году здоровье Петрова-Водкина серьёзно пошатнулось, в начале следующего года у него диагностировали туберкулёз лёгких, который, оказывается, начался давно. Чтобы скорей вернуться в строй, художник интенсивно лечится: выполняет все предписания врачей, едет в Крым, временно оставляет живопись. И начинает автобиографическую повесть, которая была издана в 1931-м.
В конце 1930 года стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, начал получать персональную пенсию. Преподавание оставляет лишь в конце 1932-го – очень мешала болезнь. Но остаётся во главе Союза художников (его Ленинградского отделения), заканчивает и издаёт вторую книгу воспоминаний. Взявшись и за третью, бросает её, чтобы заняться живописью – улучшилось самочувствие. В этот период он создаёт портреты писателей-современников, Пушкина, Ленина. Надо сказать, близкие люди считали, что у Кузьмы Сергеевича есть дар предвидения, и картина под названием «1919 год. Тревога» (1934) заставляет поверить в это утверждение. Страна подходила к страшным репрессиям, перемоловшим впоследствии миллионы судеб. И Петров-Водкин, возможно, это понимал.
Не стало художника 15 февраля 1939 года, он умер от туберкулёза. Поклониться ему приходят на Литераторские мостки Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь
Во время своей поездки в Париж, в 1906 году, Сергей Кузьмич познакомился со своей будущей женой, Марией-Маргаритой Йованович (в России – Мария Федоровна). Она была дочерью хозяйки пансиона Фонтенэ-о-Роз. Любовь была взаимная с первого взгляда и на всю жизнь. Позже художник привез свою супругу в Хвалынск, где она приняла православие.
С женой
Мария Федоровна, или как ее звали домашние – Маро, была поддержкой и опорой художника, всегда оставаясь при этом в тени. До 1911 года картины Петрова-Водкина почти не покупались, признания тоже не было, но эти несколько трудных лет Маро была рядом и не позволяла мужу разочароваться в творчестве и собственном таланте.
1 сентября 1922 года появилась на свет долгожданная дочка Лёнушка. Жизнь художника наполнилась особым смыслом. Елена Кузьминична мечтала стать хирургом, но из-за блокады Ленинграда вынуждена была эвакуироваться на родину отца, в Хвалынск. Там она вышла замуж. Позже вместе с мужем она вернулась в Ленинград и родила трех дочерей. Елена, как и ее мать, уделяла много времени творческому наследию отца.
С женой и дочерью (1923)
Благодаря стараниям этих двух женщин Третьяковская галерея приобрела знаменитую картину «Купание красного коня», потерявшуюся в Швеции из-за Первой, а после и Второй мировой. Стараниями Елены на Малой родине Художника создан мемориальный музей, организована выставка в саратовском музее имени А. Н. Радищева. Она же написала книгу о творческом пути отца «Прикосновение к душе».
Необычные картины автора
Автор называет свои работы ласково и просто – «картинки». На полотнах с легкой руки мастера реалистичные герои уживаются со сказочными. Тракторист дядя Вася общается с русалкой, а рядом с влюбленной деревенской парой прогуливается сказочная корова. Особое настроение передает манера изображения – легкая, с детской непосредственностью и любопытством художник заглядывает в мир своих героев.
До 2014 года у художника вышло семь серий. «Основано на реальных событиях» – так иногда пишут в кино. Картины Владимира Любарова, конечно, в жизнь воплотить получится вряд ли, да и нет у задуманных сюжетов таких целей. Однако много пересечений с творческим путем художника найти на полотнах можно. Первая серия названа «Деревня Перемилово в честь реально существующей деревни, с которой жизнь мастера тесно связана с начала девяностых годов.
“Лампочка” 2006 г.
Супруги Любаровы решили купить дачу. Поиски продолжались долго – никак не получалось найти подходящий вариант. По объявлениям иногда уезжали далеко от Москвы. Однажды даже оказались в 200 километрах от столицы во Владимирской области. Искали село Ивановское, но заблудились. Внезапно рядом с незнакомой деревенькой «Москвич» художника предательски заглох. Ничего не поделаешь – пришлось идти за помощью к местным жителям.
На смену расстройству от мелких неприятностей пришла внезапная радость – оказалось, что тут продается подходящий дом. Природа впечатлила, а простые в общении и отзывчивые местные жители произвели приятное впечатление. Рекомендованный к просмотру дом оказался кривой, но крепкий. Семья в нем переночевала. Обдумав все, решили остаться. Так Перемилово стало вторым домом художника, а затем появилось и на его полотнах.
«Уйти в «деревенский астрал» у меня получается еще не так хорошо, как у местных, но все же есть нечто, что нас роднит, – рассказывает мастер. – Мы все работаем руками. Они чинят избу, копают грядки, плотничают, а я вожу по картине кисточкой».
Первый цикл «Деревня Перемилово» включил в себя 300 живописных и графических работ. Сейчас в глубинке мужчина живет почти круглый год – картины пишет в мастерской на чердаке. Тут появились серии «Физкульт! Привет!», «Едоки», «Наводнение» и другие.
Годы учёбы профессии
Начав осенью 1895 года учиться в Петербурге в училище Штиглица декоративно-прикладному искусству, молодой художник со временем понял, что его влечёт живопись, а не технические зарисовки мебели. Заручившись поддержкой Мельцера и Казариной, отправился в Москву – МУЖВЗ больше соответствовало его стремлениям. Серов, Горский и Касаткин стали его педагогами, здесь же написан первый автопортрет Петрова-Водкина.
Но бедность и зависимое положение от благодетельницы били по его самолюбию – он использовал все возможности заработать. В помощи нуждалась и мать начинающего живописца, которая вынуждена была заботиться о детях другого сына, умершего в 1899 году. Московский студент брался проектировать и лепить гончарные изразцы, давал частные уроки, расписывал церкви.
Заказами его снабжал и Мельцер – первой большой работой стало 5-метровое панно для фасада церкви по его проекту. В ходе подготовки потребовалась обработка картины Петрова-Водкина на керамической фабрике в Лондоне, куда он и отправился в 1904 году. В ноябре того же года на фасаде новой церкви уже красовалась работа начинающего живописца.
Начав зарабатывать как художник Кузьма Петров Водкин несколько месяцев провёл в Мюнхене, где учился в частной школе Ажбе, известной своими принципами развивать у молодых талантов прежде всего индивидуальность и собственную творческую манеру.
С самого начала учёбы в Москве Петров-Водкин всегда участвовал в выставках-аукционах училища, здесь он найдёт друзей и единомышленников, с головой уйдёт не только в искусство, но и в науку. В 1904 году училище успешно закончено – повзрослевший, теперь живописец, интеллектуал и личность, не оставляющий и литературное поприще, Петров-Водкин нацелился на заграничную поездку.
Ранние годы
Шел 1944 год. Красная Армия пробиралась по Европе, освобождая один город за другим. Советские солдаты подошли к границам Германии. Жизнь возвращалась в привычное русло – Москва оживала. Наконец-то с домов исчезли тревожные маскировки, в столицу привезли эвакуированные картины и скульптуры.
О том, что война продолжается, напоминали карточки на продукты, но жители города уже чувствовали, что победа не за горами. В удивительное время эмоционального подъема после тяжелейших испытаний появился на свет Вова Любаров. Будущий известный художник родился 4 сентября 1944 года в обычной семье советских служащих.
Семья будущего художника жила в коммунальной квартире. В крошечной проходной комнате, где Вова ютился с родителями, места было так мало, что спать мальчику приходилось в оцинкованном корыте, которое также использовали в хозяйстве. Как признается сам автор, свою необычную колыбель он нежно полюбил и запомнил на всю жизнь.
Банановая республика, 2009 г. Холст, масло, 60 х 90 см
Все его детство прошло под знаком войны. Во дворе мальчишки постоянно играли в войнушку. Когда начал рисовать, Владимир Любаров ответить затрудняется – так давно это было. Зато точно помнит, что героями первых рисунков были солдаты. Советские всегда побеждали.
Участь немцев была незавидной – поверженные враги лежали на его рисунках в луже собственной крови. Был у художника и фирменный штрих. Сверху картинки делал неизменно «каляку-маляку». Взрослые удивленно спрашивали, что же это такое нарисовано, на что мальчик серьезно отвечал, что это дым. В каждом фильме о войне такой дым был на поле боя во время стрельбы.
О том, что идет набор в художественную школу, 11-летний Вова Любаров узнал из новостей по радио. Мальчик сразу же заявил маме, что хочет там учиться. Мама сначала в способности сына не очень-то верила, но под его напором сдалась. Самостоятельный Вова сам на трамвае доехал до школы при институте имени Сурикова и записался на экзамен.
Вступительное испытание будущий художник сдал без труда. Нарисовал полного мужчину и объяснил, что это – Садко. Экзаменаторы удивились, почему былинный герой изображен такими толстым. Художник позже в интервью признался, что сам всегда был худым, а мечтал выглядеть так, как герои на его рисунках.
Люся помыла голову, 2008 г. Холст, масло, 60 х 70 см
Подросток
В 1893 году после училища Кузьма всё лето работал подмастерьем в порту, а осенью держал экзамен в Самарское железнодорожное училище. Препятствием для поступления стал собственный литературный дар – кратко и сухо изложить материал на экзамене по истории оказалось непросто, хотелось всё расписывать в деталях. Провалившись, Кузьма Петров Водкин, вспомнил о рисовании и записался на уроки к самарскому живописцу Фёдору Бурову (1845-1895), который совсем недавно по собственной инициативе разработал программу подготовки художников за 3 года и начал набор в классы. Учёба состояла в знакомстве посредством фотографий, альбомов и гравюр с творчеством состоявшихся и известных живописцев. Здесь молодой художник начал осваивать искусство рисования, но ему не хватало темпов обучения и настоящего дела – так, за два года ученики ни разу не писали натуру. Смерть Бурова оборвала сумбурный учебный процесс, профессию Петрову-Водкину получить не удалось.
Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.
«Купание красного коня», «Мать», «Девушка на Волге»
Начинает проявлять свою творческую самобытность Петров-Водкин, биография которого – предмет нашего обзора. Художника выносит на суд поклонников прекрасного отличные образцы им же и созданного стиля. Например, картина «Купание красного коня», принесшая Кузьме Сергеевичу популярность. Вначале планировалось изобразить сцену купания коней при закате солнца, которую автор когда-то видел на Волге, невдалеке от Хвалынска.
Но встреча с древнерусской живописью заставила изменить изначальную задумку. Теперь центром полотна стал огнеподобный пылающий конь, который вызывал бы ассоциации с образом Георгия Победоносца, встречающимся на множестве древних икон. На картине он стал символом благородства, могучей воли и неисчерпаемой энергии. Те, кто видели картину впервые, отмечали, что нашли в полотне предзнаменование будущих изменений в общественной жизни, которые, к слову, не заставили себя долго ждать. Не случайно на выставке «Мир искусства» картину поместили над входом, подобно знамени.
Затем появилась еще одна картина в том же стиле – «Мать». Работа над ней велась с 1911 по 1913 годы. На полотне нарисована сидящая женщина в красной юбке и розовой кофте, на руках у нее ребенок. А на заднем фоне изображены приволжские степи, уходящие в глубь картины.
Но наиболее важным стала полотно «Девушка на Волге», свидетельствующее о большом творческом росте Петрова-Водкина. Эта картина стала своего рода этапом на пути к формированию уникального стиля Кузьмы Сергеевича. Замысел ее возник у художника на основе впечатлений, полученных во время наблюдений за жизнью волжан. Однако не только родной Хвалынск помог в написании картины, но и воспоминания об итальянских фресках эпохи Возрождения, на которых с особым изяществом были изображены молодые девушки. Именно сочетание житейских наблюдений, работ итальянских мастеров и русская иконопись породило новый самобытный стиль.
Биография автора
Неожиданные повороты сюжета и вдохновляющие встречи – чего только не было на пути художника. С нежностью и теплом он вспоминает врезавшиеся в память фрагменты. Например, как спал в детстве в корыте или как любимый «Москвич» заглох неожиданно в глубинке, где суждено было семье художника обрести второй дом.
Удивителен и тот факт, что свою карьеру он начал с необычной должности – работал маляром на авторемонтной базе. Плакат с надписью «На территории автобазы курить строго запрещается!» понравился директору, который признал талант автора и сказала, что наконец-то прислали на работу настоящего мастера.
Случайный Вальс.2018 г. Холст, масло, 90 х 100 смКартина из серии “Ниже уровня моря”