Казимир малевич: «необходимо строить творчество, сжигая за собой свой путь»

Казимир малевич

Небольшая подборка картин художника

Есть художники, чьи сюжеты в живописи на первый взгляд понятны большинству почитателей. А Малевич побуждает зрителей задуматься о своих творениях, а иногда даже переосмыслить их. О полотнах Малевича много говорят и дискутируют, но уже давно всем понятно, что это работы человека, который значительно продвинул авангард и абстракцию на вершины искусства и создал новое направление на основе искусства их.

«Корова и скрипка»

Картина написана в 1913 году. Тогда художник с семьей снимал дачу у Немчиновки, это было намного дешевле, чем снимать квартиру в Москве. Эта работа Казимира Малевича очень необычна. И в первую очередь тем, что он написан на обычной деревянной доске, входившей в состав полки. На нем также сохранились отверстия и следы креплений. Но на тот момент художник не мог позволить себе купить качественный холст, у него просто не было денег.

В картине К. Малевич выражает свое отношение к общепринятым нормам, характерным для искусства того времени. В музыке, литературе и живописи необходимо было строго соблюдать некоторые правила, и художник пропагандировал свободу. Для Малевича самым важным и важным в его творчестве был «закон контрастов», который он также называл «моментом борьбы». Эта концепция сформировалась в период его кубофутуристического творчества. С помощью таких контрастных образов он пытался пошатнуть устоявшиеся догмы искусства. Он говорил со своими учениками о алогизме и противопоставлении двух форм: скрипки и коровы на фоне кубистического здания. Художник разделил многие свои работы того периода на «заумный реализм» и «кубофутуристический реализм». Это указывало на то, что К. Малевич видел свою цель в той реальности, которая была за пределами субъективной иллюзорности.

«Черный квадрат»

Картина написана в 1915 году и входит в цикл других превосходных работ К. Малевича. На протяжении многих лет это была одна из самых обсуждаемых картин русского искусства.

История создания этой картины началась с работы К. Малевича как художника по эскизам декораций и костюмов к постановке произведения М. В. Матюшина «Победа над солнцем». Так, впервые появилось изображение черного квадрата, символизирующего победу человеческого творчества над пассивной формой природы, он заменил солнечный круг.

К. Малевич, исходя из того, что предварительные эскизы к «Черному квадрату» были сделаны в 1913 году, также датировал работу. И он не придал значения реальной дате создания своего шедевра. Предположительно, она была завершена художником 21 июня 1915 года. Он создал несколько превосходных картин для выставки, открывшейся в Санкт-Петербурге в конце того же года в Арт-бюро «Добычина»:

  • «Черный квадрат» — считался первой ступенью творчества в чистом виде.
  • «Черный круг» — один из основных элементов обнаруженной им пластической системы.
  • «Черный крест» — превращение квадрата в другие плоскости.

На этой выставке они представили три важных компонента системы превосходства. Это были три стандарта. На их основе родятся новые формы.

Холст картины размером 79,5 на 79,5 см исследовался несколько раз. В 2015 году результаты были опубликованы. Выяснилось, что под верхним слоем находятся еще два цветных изображения. Также была опознана надпись, принадлежащая автору. Фраза «Битва негров в темной пещере» относится к картине Альфонса Алле «Битва черных в пещере глубокой ночью» 1882 года. Историки и искусствоведы считают, что эти находки помогут представить весь процесс написания этого изображения. Многим будет интересно узнать, что квадрат изначально назывался четырехугольником. У него не было острых прямых углов. В этом выражалось желание художника создать такую ​​подвижную и динамичную форму.

«Летний пейзаж»

В своих работах Казимир Малевич проявил себя как прекрасный импрессионист. Картина «Летний пейзаж» была написана им в 1928 — 1929 годах. В ней заметно влияние реализма. В этой работе художник использовал мазки различной фактуры и размера, чтобы выразить свои композиционные идеи и решения. Общая гамма приближена к естественным цветам природы, наполнена различными оттенками приглушенного зеленого.

Фактура рисунка довольно простая. Практически в центре изображения небольшая женская фигура в белом платье. Недалеко от раскидистого дерева стоит стол. Дорожка ведет к дому с белыми стенами, на заднем плане видны здания. И все буквально утопает в летней зелени, пронизано воздухом и солнечным светом. В картине нет идей супрематизма. Малевич как бы помнит далекие годы своего детства, проведенного в деревне, и не придает ему особого философского значения.

Малевич. Биография и стиль.

Молодость и обучение

Русский художник Казимир Северинович Малевич родился в Киеве. В 1900-х годах он создавал пейзажи и другие работы под влиянием картин импрессионистов. В 1904 году, после смерти отца, он переехал в Москву, где с 1904 по 1910 год обучался в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, а также в студии Федора Рерберга.

В 1907 Казимир знакомится с Михаилом Ларионовым и в течение следующих нескольких лет оба мастера совершенствуют примитивистский стиль, а также вступают в объединение «Бубновый валет» и более радикальный «Ослиный хвост». Стоит отметить, что картины Малевича являются интенсивнее и ярче по цвету, чем Ларионова, отражающие влияние Матисса.

Точильщик

Первые выставки

В 1911 году работы Малевича появляются на второй выставке Владимира Татлина и группы «Союз молодежи» в Санкт-Петербурге. Год спустя работы Казимира на крестьянскую тематику находились на выставке «Ослиный хвост», в Москве.

Картины Малевича демонстрировали поглощение западных авангардных влияний, и сочетали в себе кубизм и футуризм, притом эти стили не были похожи на классические картины Брака или Пикассо.

Девушки в поле

Алогизм

Антиевропейские взгляды на живопись Ларионова привели художников к разрыву. Малевич вступает в новый интеллектуальный круг современных художников, писателей и композиторов. Группа присоединилась к концепции «алогизма», идеей которой было вырваться из границ и общепринятых правил. Работы мастеров подрывали различные принципы и законы логики.

Супрематизм

Черный квадрат

Кульминацией «алогизма» стало создание в Санкт-Петербурге, в декабре 1913 года, оперы «Победа над солнцем», для которой Малевич конструировал декорации. Занавес с черным квадратом символизировал новые возможности, появившиеся в связи с кончиной старых порядков.

Так началось исследование и совершенствование Малевичем  революционной формы искусства, известной как супрематизм. Направление основывалось на утопических идеалах искусства и являлось политически-революционным.

Первая выставка супрематизма («0,10») состоялась в Санкт-Петербурге, в декабре 1915 года, и состояла из тридцати пяти абстрактных произведений Малевича, включивших в себя изображение множества треугольников, прямоугольников и кругов, исполненных в ярких красках. Основным произведением стал знаменитый Черный квадрат на белом фоне, который помог приобрести Малевичу его статус и влияние.

Красный квадрат

После публикации манифеста от кубизма к супрематизму (1915 год), Малевич начинает работать с другими супрематистами, такими как Любовь Попова, Дэвид Бурлюк, Натан Альтман и другими.

Малевич обосновывал свой супрематизм, ссылаясь на желание создавать искусство, независимое от объекта и осуждал классическую живопись, обвиняя ее в краже образов из природы, а старых мастеров в неумении придумать нечто новое. На этапе развития направления, Малевич, создававший первоначально строгие и концептуальные работы, подобные черному квадрату, столкнулся с дилеммой. Развитие абстрактных образов расширяло содержание картин, препятствуя идеям о простоте и аскетизме. Фактически, после долгих поисков и экспериментов с глубиной цвета и содержанием, признание того, что исследования супрематизма зашли в тупик, стала композиция «Белое на белом» (1918, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Белое на белом

Международное признание

В 1927 году работы Малевича выставлялись в Варшаве и Берлине. Эти выставки, наконец, принесли художнику международное призвание. К счастью для истории искусства, Казимир оставил большую часть своих работ не на территории Советского Союза, справедливо пологая, что советская власть со временем будет расправляться с модернистскими движениями.

Художник скончался от рака в мае 1935 года в Ленинграде

В настоящее время Малевич рассматривается многими критиками в качестве важной фигуры абстрактных художественных движений дореволюционной России и одного из самых инновационных художников 20-го века

Интересные факты из жизни художника

Прошло почти 100 лет с тех пор, как Казимир Малевич создал знаменитый «Черный квадрат», а шумиха вокруг него не утихает. До сих пор нет единого мнения о том, как именно была создана знаменитая картина. На данный момент существует две версии истории происхождения шедевра: прозаическая и мистическая.

Прозаическая версия рассказывает, как Малевич готовился к очень большой выставке. Но обстоятельства сложились не в его пользу, и художник либо не успел закончить работу, либо просто испортил ее. И в панике, не зная, что делать, он схватил темную краску и нарисовал черный квадрат поверх своей работы. В результате на холсте образовался так называемый эффект «потрескивания» — это когда краска трескается. Это получается в результате нанесения краски на другую, а не на высохшую. Именно в таком хаотичном расположении огромного количества трещин люди находят разные изображения.

Но мистическая версия гласит, что Казимир работал над этой работой больше месяца. Через философское понимание мира, когда было достигнуто какое-то глубокое понимание и понимание, и был создан «Черный квадрат».

После того, как картина была окончательно закончена, создатель не мог ни спать, ни есть. Как писал сам создатель, он был занят изучением загадочного пространства черного квадрата. Он утверждал, что видит на этой площади то, что люди когда-то видели в лице Бога.

Почему это фото известно во всем мире? Есть несколько людей, которые не знают. Может быть, дело в том, что до Малевича этого никто не делал? Может это просто нововведение?

Но! Дело в том, что Казимир Малевич был не первым художником, нарисовавшим на холсте черный квадрат.

Почему же тогда весь мир знает о картине Малевича, а о картине Павла ничего не известно? Могу только предположить, что дело в том, как работа была представлена ​​публике.

На выставке картина Малевича висела в «красном углу». На такое место принято вешать икону. Художник назвал свое творение высшим произведением искусства и окружил его мистикой. Но Билхот абсолютно ничего не сказал о скрытом смысле своей работы. Он никому не предлагал попытаться разглядеть, что именно скрывается за простой черной точкой.

Значение творчества и деятельности

Казимир Малевич обладал разносторонним даром. Он был художником-новатором, философом, теоретиком искусства, педагогом. Реже вспоминают о его дизайнерском таланте. Именно он предложил заменить традиционный декор геометрическими формами.

В 1920 г. в Витебске стали выполнять такой декор на посуде, одежде, на тканях по эскизам Малевича. Он разрабатывал стиль «супрематических платьев».

Он писал стихи (белым стихом), большая часть из них приходится на супрематический период его творчества. Его поэзия так же необычна, как и его картины.

Театральное творчество художника представлено эскизами декораций и костюмов к знаменитой футуристической опере «Победа над солнцем».

В живописи работал в различных стилях, но ни в одном из них не мог выразить себя. Тогда и разработал новый стиль – супрематизм и объяснил его в отдельной брошюре. По его мнению, целью художника должно быть не копирование действительности, а создание собственной художественной концепции, в основе которой находятся три фигуры: квадрат, крест и круг. На этих трёх фигурах и основывались его супрематические картины.

В 1916 г. на футуристической выставке среди других работ был представлен его «Чёрный квадрат». Футуристы встретили картину неодобрительно и запретили ему считать супрематизм одним из течений футуризма.

Замысел картины не так уж сложен: художник считал эту простую фигуру концом прежней истории человечества (и искусства) и призывом к новому. Поэтому Малевич принял Октябрьскую революцию, видя в ней путь к обновлению. Участвовал в революционных преобразованиях.

Талант критика и полемиста проявился у Малевича в разоблачении художественных стереотипов.

Но постепенно власть стала относиться к Малевичу и его деятельности с подозрением, его дважды арестовывали и к концу жизни он почувствовал себя изолированным от общества. Поэтому во время заграничной командировки он многие свои картины и часть архива оставил в Берлине.

Через живопись Казимир Малевич пришел к собственной философской теории.

Слово и дело

розовый цвет

Экстатический опыт,
пережитый во время работы над«
Черным квадратом», Казимир Северинович описывал в весьма своеобразных стихах: «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места. Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках»
. То есть,
супрематисту необходимо в некотором роде ослепнуть,
чтобы,
презрев уловки разума,
буравить мироздание рентгеном интуиции.

Разумеется,
его теории выходили далеко за рамки искусствоведения.

В своей работе«
Супрематизм. Мир как беспредметность или Вечный покой» Малевич пишет: «Порабощенный идеей практического реализма,
человек всю природу хочет сделать для себя идеальной. Таким образом,
весь предметный,
научно обоснованный,
практический реализм и вся его культура принадлежат идеалисту никогда неосуществимых идей… Отсюда вполне ясна для меня буря гнева и война,
и проволочные заграждения,
удушливые газы,
самоубийства,
плач,
скрежет,
печаль и тоска поэтов,
художников,
техников — материалистов,
стремящихся изловить беспредметное и заключить в свои физические объятия»
.

Трудно не заметить,
что идеи Казимира Малевича были во многом созвучны буддистским воззрениям. Образованные товарищи указывали ему на некоторое сходство с восточными мистико-философскими доктринами. Тот отмахивался — бравировал собственным определением«
без-книжник», настаивал на том,
что до всего доходил сам.

Говоря о супрематизме,
Малевич старательно избегал слова«
философия». Открещивался от ярлыка«
религия», поскольку и первое и второе считал сугубо предметными,
«харчевыми» проявлениями. Легко заметить и противоречие между его словами и поступками. Похоже,
Малевич не вполне понимал,
что рисуя беспредметное,
он создает ПРЕДМЕТЫ искусства. Что ненужность логики объясняет посредством логики. Что Природе и Космосу ни к чему пропагандисты. Что Вечный покой не очень-то уживается с трибунами и лозунгами.

Как бы то ни было при новой советской власти его энергия и лидерские качества пришлись ко двору.Он был комиссаром по охране памятников старины и художественных ценностей и народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА. Руководил в Витебске мастерской в Народном художественном училище. Преподавал в Киевском художественном институте. Имел непосредственное отношение к ГАХН(Государственной академии художественных наук), ГИНХУК(Государственному институту художественной культуры) и еще доброй дюжине не менее чудовищных советских аббревиатур. Нужно заметить,
что Малевич и сам был к ним неравнодушен. В 1920-м в Витебске он основал со своими учениками группу МОЛПОСНОВИС(Молодые Последователи Нового Искусства), которую вскоре сократил до ПОСНОВИС,
а еще через несколько дней переименовал в УНОВИС(Установители Нового Искусства).

Теплых чувств к советской власти Малевич не испытывал — он,
разумеется,
хорошо понимал ее природу. Однако«
предметное» и «харчевое» не спешили разжимать«
физических объятий» — с этим приходилось считаться.

И без того не безоблачные отношения с коммунистическим режимом омрачились после заграничной поездки. В 1927-м Малевич — к тому времени уже знаменитость с мировым именем — побывал в Польше и Германии. В Варшаве проходила его персональная выставка,
в Берлине ему предоставили зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке. Кроме того,
Малевич заезжал в Дессау,
где посетил Баухауз .

Иностранцы смотрели на него как на пророка,
ловили каждое его слово. «Эх,
вот отношение замечательное. Слава льется как дождь»
, — писал Малевич в письмах домой. Идиллию оборвало письмо из Ленинграда,
в котором художнику Малевичу приказывали вернуться на родину,
не дожидаясь окончания выставки. Согласно популярной легенде,
его взяли прямо на вокзале и допрашивали 36 часов кряду. В тот раз обошлось. Но через три года Казимира Малевича снова арестовали как германского шпиона. Ему опять повезло — в тюрьме он провел всего пару месяцев. Но инцидент этот произвел на него тягостное впечатление. Кроме того,
у советской власти поубавилось симпатии к авангардистскому искусству,
Луначарский писал,
что пролетариату необходим «здоровый,
крепкий,
убедительный реализм»
. Словом,
Малевич,
хоть и отделался сравнительно малой кровью,
чувствовал себя некоторым образом на обочине.

Черный квадрат, красный угол

Пробный запуск остался незамеченным.

Два года спустя,
Казимир Малевич зажег свое черное солнце на полную мощь,
представив самый известный из «Черных квадратов» на выставке«
0,
10» в Петрограде.

«Живописный манифест супрематизма», неслучайно повешенный Малевичем в красном углу,
стал сенсацией. Он сразу поделил реальность на «до» и «после» «Квадрата». В этой черной дыре безвозвратно канули другие картины Малевича — зачастую куда более интересные. Отныне он был автором скандальной авангардистской иконы и никем более. Магия«
Квадрата» действовала на всех. Были те,
кто на него молился,
и те,
кто его проклял. Мало кто,
пожав плечами,
просто прошел мимо.

Ажиотажу способствовало то,
что выставка«
0,
10» проходила в атмосфере отнюдь не дружеского соперничества.

При всей своей самобытности,
Казимир Малевич был трезвомыслящим человеком. Он не питал иллюзий,
понимая,
что нарисовать черный квадрат(или круг,
или крест) по силам многим. Нащупав супрематизм,
сформулировав для себя его законы и принципы,
летом 1915-го он написал 39 картин,
которые не собирался никому показывать до открытия выставки. Идеи«
беспредметной живописи» носились в воздухе,
многие из его единомышленников работали в этом направлении. В случае чего,
доказать авторство целого направления было бы непросто.

Примерно за три месяца до выставки«
0,
10» к Малевичу зашел ее организатор — художник Иван Пуни . И все увидел.

Встревоженный Малевич в срочном порядке написал и опубликовал работу«
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В письме к издателю Михаилу Матюшину он просил«
окрестить ее и тем предупредить мое авторское право»
, само письмо велел разорвать.

Кончилось тем,
что организаторы запретили Малевичу использовать слово«
супрематизм» не только в названии выставки,
но и в каталоге работ. Узнав,
что Малевич намерен отныне держаться особняком,
его ревнивые коллеги-кубисты даже повесили на стену вывеску«
Комната профессионалов живописи», указав«
дилетанту»-Малевичу его место.

Как бы то ни было,
изобретателем супрематизма в истории остался именно он.

Дело было не только в тщеславии. Малевич понимал,
что нашел нечто большее,
чем новое направление в искусстве, — он создавал новую религию,
новый мировой порядок,
новый способ общения с мирозданием. И чувствовал свою ответственность.

Так в чем же заключалась революционность супрематизма в целом и «Черного квадрата» в частности? Если упростить до предела — прежде всего в пресловутой новой искренности. Суть ее снайперски точно сформулировала биограф Малевича Ксения Букша. «Когда ты меня рисуешь,
то получаюсь не я сам,
а рисунок меня,
— пишет она. — А когда ты рисуешь черный квадрат,
то и получается черный квадрат»
.

Это была попытка,
ободрав все лишнее,
положить на предметное стекло самую суть. Опыт безусловно интригующий. Но и пугающий своей окончательностью. Ведь,
если ты победил солнце,
что тебе делать дальше?

Оставалось объяснять,
учить,
проповедовать.

Биография[]

Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве. Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко в селе Пархомовка (Харьковская область). По данным одной газеты, существует легенда о том, что отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе Н.И.Мурашко. Одна из поздних работ Малевича, которую сам он датировал 1903 г. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже Малевич стал одним из активных участников футуристических выставок. В 1913 году оформлял футуристическую оперу «Победа над солнцем». Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата»— задник декорации одной из сцен представлял из себя квадрат, наполовину закрашенный чёрным. В 1919 -1922 годах Казимир Малевич преподавал в Народной художественной школе «нового революционного образца» в Витебске, которую возглавлял Марк Шагал. В Витебске вокруг художника складывается группа преданных учеников— УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Здесь же, под влиянием Эль Лисицкого, Малевич обращается к архитектуре. В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В.В.Маяковского «Мистерия-Буфф». Автопортрет, около 1910 г. Государственная Третьяковская галереяС 1924 по 1926 год — директор Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК), возглавляет в нем формально-теоретический отдел. В 1926 году экспонирует архитектоны на ежегодной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде» опубликована статья Г.Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Аннулирован сборник трудов Института с работой Малевича, в конце года ГИНХУК ликвидирован. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народный комиссариат ИЗО НАРКОМПРОСА». В 1930 году произведения художника экспонируются на выставках в Берлине и Вене. Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года. Под арестом на долгие годы в СССР оказались его картины. В 1931 году работает над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде. В 1932 получает должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее визуальное сознание. Входил в группу молодых художников «Ослиный хвости». Самое знаменитое живописное произведение Малевича «Чёрный квадрат» (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года(19 декабря 1915 г. по старому стилю) и имел значительный успех. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест» . 1933 год— начало тяжелой болезни. В 1935 году поздние портреты Малевича экспонируются на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине— вплоть до 1962 года). Скончался в Лененграде в 1935 году. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент.

Краткая биография

  1. В Курске устроился на должность чертёжника на железной дороге, которой тяготился. Одновременно занимался творчеством, организовал художественный кружок.
  2. В 1899 г. женился на Казимире Зглейц.
  3. Обвенчался в католическом храме с Казимирой Ивановной Зглейц в 1902 г.
  4. В 1905 г. переехал в Москву (без семьи). Супруга была против и осталась с детьми в Курске. Это внесло раскол в его семейную жизнь. В Москве посещал студию Ф.И. Рерберга. Сделал попытку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не был принят. Была и повторная безрезультатная попытка поступления. Поселился в Лефортово в художественной коммуне вместе с тридцатью другими начинающими художниками.
  5. В 1906 г. вернулся в Курск. Поступил на прежнюю службу в Управление железной дороги.
  6. В 1907 г. окончательно переехал в Москву с семьёй вслед за матерью, которая устроилась заведующей столовой.
  7. Размолвки в семье Малевича продолжались, и в 1908 г. Казимира с детьми уехала от мужа, устроившись фельдшером в психиатрическую больницу. Оттуда она с врачом больницы уехала, бросив детей. Их взял под опеку сотрудник больницы М. Рафалович.
  8. В 1909 г. вступил в брак с дочерью Рафаловича, Софьей Михайловной Рафалович.
  9. С 1910 г. начались постоянные выставки работ Малевича: в обществе художников «Бубновый валет», которые порвали с реалистической живописью и выступали за формализм в искусстве; в объединении экспрессионистов «Синий всадник»; в выставке «Мишень» (1913). Оформлял футуристические издания.
  10. В 1913 г. состоялась премьера футуристической оперы М. Матюшина и А. Кручёных «Победа над Солнцем», декорации и эскизы костюмов к ней создал Малевич. Это один из первых примеров синтеза искусств.
  11. В 1915 г. участвовал в футуристической выставке.
  12. В этом же году основал направление в авангардистском искусстве, которое назвали «супремати́зм»(в переводе с латинского «наивысший»).
  13. В 1915 г. создал свой знаменитый «Чёрный квадрат» – манифест супрематизма. Картина – часть триптиха, в который входили ещё две картины: «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
  14. В 1917 г. начал сотрудничать с советской властью, занимал различные посты в области художественного воспитания молодёжи и просветительской работы, входил в отдел ИЗО Наркомпроса.
  15. В 1918 г. переехал в Петроград, где создал декорации к спектаклю В. Мейерхольда по пьесе В. Маяковского «Мистерия-Буфф».
  16. В 1919 г. возвратился в Москву. Здесь продолжил создание супрематических работ.
  17. В ноябре 1919 г. переехал в Витебск, где жил и работал Марк Шагал. Руководил его мастерской.
  18. В 1919 г. в Москве открылась выставка работ художника.
  19. К 1920 г. образовалась группа УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Малевич пишет работы по теории живописи и философии.
  20. В 1923 г. в Москве прошла персональная выставка, посвящённая 25-летию его творческой деятельности.
  21. С 1923 по 1926 гг. заведует музеями художественной культуры в Петрограде.
  22. С 1927 г. живёт в Киеве. Преподаёт в Художественном институте. Пишет статьи художественной тематики.
  23. В 1927 г. – третий брак с Наталией Манченко.
  24. В 1927 г. в Варшаве организована его персональная выставка. Она была продолжена в Берлине. По возвращении был арестован и обвинён в шпионаже. Провёл несколько недель в тюрьме.
  25. В 1927-1930 гг. преподавал в Киеве.
  26. В 1928-1929 гг. состоялось несколько выставок его работ. Был назначен Луначарским народным комиссаром ИЗО Наркомпроса.
  27. В 1930 г. против него начались репрессии: увольнение из Института истории искусств под предлогом его беспартийности, затем арест по подозрению в шпионаже. Провёл в тюрьме 3 месяца.
  28. В 1932 г. занял пост руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее.
  29. В 1932 г. начал писать портреты в стиле супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения.
  30. В 1933 г. начался рак предстательной железы.
  31. Умер 15 мая 1935 г. в Ленинграде.
  32. Был кремирован, урну с прахом захоронили близ деревни Немчиновка Московской области под его любимым дубом. Дом в Немчиновке принадлежал отцу Софьи. Здесь Малевич работал в последний период жизни и завещал себя похоронить.
  33. В годы войны могила была разорена и потеряна. Позже её местонахождение установили, но там было пахотное поле. В 1988 г. установлен памятный знак на опушке леса, в 2 км от реального погребения.

Художник Казимир Малевич

Казимир Малевич: творческие произведения

Начав творческий путь с традиционализма, кубического футуризма, загоды жизни художник Казимир Малевич сумел развить собственное направление живописи, найти множество последователей. Авангардизм, набирающий обороты, особенно привлек Малевича. 1910-1915 гг. – эпоха неопримитивизма. Сюжетами работ Казимира Малевича становились эпизоды простой жизни провинциальных крестьян, рабочих. Неопримитивизм, различные формы кубизма не удовлетворяли творческие порывы художника. Последний искал новые формы, стремясь пересечь грань нестандартных направлений. 1915 стал знаковым: Казимир пишет знаменитый «Черный Квадрат», который начинает эпоху супрематизма.

Супрематизм Казимира Малевича – особое направление. Основополагающие столпы – полнейшая беспредметность, чистый цвет. Термин уходит корнями к латинскому языку, основываясь на понятии супрематии (превосходства). Именно такое ощущение вызывают знаменитые полотна мастера. На картинах элемент, превосходящий остальные, – цвет, являющийся центральной осью произведения.

1915-й ознаменовался началом победного шествия супрематизма. Малевич работает усиленно работает над картинами. Издает книгу. «От кубизма к супрематизму» находится среди интереснейших монографий теории авангардной живописи. Казимир Северинович основал общество художников «Супремус». Несколькими годами позднее (1919) группа трансформировалась, изменив название УНОВИС («утвердители нового искусства»).

Советская власть довольно ухудшила положение легенды-художника. Мастер неоднократно подвергался жесткой критике со стороны государственных цензоров. Теоретические работы начали вызывать множество вопросов, противоречили идеям советского общества. К 1926 году противостояние художника с властью крайне обострилось. Статья «Монастырь на госснабжении» вызвала резкое неприятие. «Совковая машина» стала преследовать мастера. Картина стала фактически причиной закрытия института, где Малевич занимал должность директора. Тираж статьи моментально изъяли. Последней каплей противостояния стало признание талантов Казимира западным сообществом (Берлинская выставка 1927 г.). Художника дважды арестовывали, сажали в тюрьму. Сначала вменили обвинение попытки шпионажа, затем «пришили» антисоветскую пропаганду.

Казимир Северинович написал множество прекраснейших картин. Большинство полотен составляют золотой фонд мировой живописи начала 20-го века. Стиль искусного наложения одного цвета на другой позволял создать необычайную глубину каждой детали. Подобного рода прием – одна из узнаваемых черт работ мастера.

  • После первого ареста Малевича (1930), западное художественное сообщество предало широкой огласке этот возмутительный факт. После давления влиятельных друзей, опасаясь реакций со стороны СМИ, художника выпустили на свободу.
  • Знаменитый «Черный Квадрат» – часть триптиха. Сюда художник включил работы «Черный Круг», «Черный Крест».
  • Малевич переписывал полотно четыре раза, добившись фактически идеального состояния. Именно четвертый вариант, выставленный в Эрмитаже, известен миру сегодня.

Когда деревья были зелеными

Несмотря на профессию Северина,
жизнь Малевичей была не то чтобы сахар. Они не купались в роскоши,
кроме того им часто приходилось переезжать с места на место. Детство Казимира(к слову,
старшего из 14-ти детей Северина Антоновича и Людвиги Александровны Малевич) проходило в украинской провинции: он жил то в Подольской губернии,
то в Белополье,
то в Конотопе.

Как ни трудно в это поверить,
будущий автор«
Черного квадрата» не был в детстве странным созданием,
занесенным в этот мир космическим ветром. Это был вполне земной мальчик — бойкий и живой. Ему нравилась простая сельская жизнь. Нравилось жаркое украинское солнце и свекольные поля,
нравилось охотиться с самодельным луком и участвовать в драках между деревенскими и «заводскими», нравилось«
предметное».

Описывая свое детство,
Казимир Малевич вспоминает,
что лет до шести-семи он не рисовал вовсе. Впечатления,
полученные от окружающей реальности,
он сравнивал с негативами,
ожидавшими проявки. Однажды,
глядя,
как маляр красит крышу зеленой краской,
юноша испытал прозрение — краска была такого же цвета,
как деревья. Когда маляр ушел на обед,
Казимир забрался на крышу и начал«
передавать деревья». Деревья удались ему не вполне,
но ощущение от того,
как кисть скользила по раскаленной крыше были настолько приятными,
что ни о чем другом мальчик больше думать не мог. Страсть к рисованию завладела им внезапно и навсегда.

Он рисовал чернилами,
карандашом,
толстой кистью(купленной в аптеке), самодельными красками,
которые готовил из глины и различных порошков.

Как-то раз(Казимир жил тогда в Белополье) в городок приехали художники из Петербурга — работать в местном соборе. Вместе с приятелем юноша караулил у собора целый день,
чтобы хоть мельком увидеть настоящих художников — пришельцев из иного манящего мира. «Мы ползли самым осторожным образом,
на животе,
затаив дыхание,
— вспоминал позднее Казимир Малевич. — Нам удалось подползти очень близко. Мы видели цветные тюбики,
из которых давили краску,
что было очень интересно… Волнению нашему не было границ. Мы пролежали часа два»
.

Видя,
что сын увлекся не на шутку,
мать подарила ему настоящие масляные краски. У Людвиги Александровны были доброе сердце и легкая рука. Однажды она подарила Николаю Рославцу — соседскому мальчику из небогатой семьи — скрипку. Тот вырос и стал известным композитором,
педагогом,
теоретиком музыки.

Что касается отца Казимира,
он и сам немного рисовал — особенно хорошо ему удавались сюжеты с козликами. Впрочем,
карьеру художника Северин Антонович не одобрял: хотел,
чтобы сын освоил«
приличную» профессию. «Художники все сидят в тюрьме»,
— повторял он.

Как выяснилось позднее,
папа говорил дело.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: