Последние годы жизни
Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Несмотря на то что Шишкин был женат дважды, и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.
И. И. Шишкин — На севере диком
- Когда Шишкин увидел картину Репина, изображавшую сплав леса, он стал спрашивать у коллеги, из каких пород дерева сооружены плоты. Когда Илья Репин не смог ему толком ответить, он раскритиковал его произведение за не реалистичность, говоря, что бревна некоторых пород набухают и могут пойти ко дну.
- Художник настолько был очарован родными пейзажами, что даже когда стал знаменитым мастером, искал только те виды для изображения на холсте, которые бы напоминали те, к которым он привык.
- Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
- Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы. Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.
Царь леса
В «царское достоинство» купеческого отпрыска Ивана Шишкина возвёл критик В. Стасов, написав: «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чашу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он – единственный». Действительно, начиная с конца 1860-х годов и до самой смерти, Шишкин был ведущим русским пейзажистом, с картинами которого сверяли собственные достижения другие художники. Шишкин достойно нёс это звание, не разменивая свой дар на модные увлечения и поражая современников какой-то внушающей душевное спокойствие устойчивостью и былинной мудростью. Он и на фотографиях, портретах удивляет своей былинной фигурой и богатырской осанкой. Что бы ни твердили ниспровергатели Шишкина на протяжении уже века с лишним, Шишкин едва ли не первым сумел проникнуть в самую душу русской природы. Многие его образы давно стали символами нашей национальной жизни.
Происхождение и детство
Иван Шишкин родом из Елабуги Вятской губернии (сегодня Татарстан). Родился 25 января 1832 года в многодетной купеческой семье потомственных хлеботорговцев (некоторые документы указывают годом рождения 1831-й, другие 1835-й).
Отца будущего художника в городе почитали: он благоустраивал Елабугу (финансировал городской деревянный водопровод), неоднократно избирался главой города и организовал выпуск первой книги о его истории. Увлекался археологией, краеведением, много читал. Трепетное отношение к родине и природе прививал детям с ранних лет. Подобной судьбы, человека разностороннего и находящегося в обществе на гребне уважения, он желал и для своих детей.
В первую очередь следовало дать хорошее образование, и 12-летнего Ивана отправили на учёбу в Казань. Гимназические будни и точные науки подростку были неинтересны – уже тогда его живо интересовало искусство. Чувствуя в себе стремление к уединению с природой, размышлениям и развитию способностей, гимназист Шишкин очень тосковал. Учебный процесс никак не способствовал развитию индивидуальности учеников. Дотянув до пятого класса, Иван Шишкин бросил учёбу и приехал домой, объявив ошеломлённым родителям, что чиновничество не его путь.
Отец с самого начала с опаской, но всё же с пониманием относился к увлечённости сына рисованием, при этом допускал лишь второстепенную роль искусства в жизни, в качестве невинного хобби. Мать, расстраиваясь от несерьёзности сына и неспособности его к учёбе, сетовала, что во всём виновата эта «пачкотня бумаги». Ивану приходилось рисовать по ночам, при свечах, чтобы родные не видели и не ужаснулись растущей одержимости сына.
Мысль, что рисование может быть его профессией, пришла Шишкину в период приезда в Елабугу живописцев из Москвы (они занимались росписью иконостаса местного храма). Биография Ивана Шишкина с этого момента изменила вектор – он узнал о существовании учебного заведения, где готовят художников, и обрёл твёрдость в своём стремлении. Сумел убедить отца, и тот отправил сына в Москву, уже в надежде, что из него выйдет толк.
Личная жизнь
Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.
Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.
Евгения Шишкина, первая жена Ивана Шишкина
С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.
Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.
Неповторимая точность исполнения
На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография.
Рожь. 1878. Холст, масло
Русский до мозга костей
Он хотел писать российские пейзажи, Иван Иванович даже стал открывателем нового жанра в живописи – “парадного портрета русской природы”, как назвали это его современники. Известную картину 1872-го года «Мачтовый лес в Вятской губернии» художник пишет на своей малой родине недалеко от города Елабуга. Эту картину Шишкин первую показал на выставке художников-передвижников, открывшейся в 1871-м году при академии художеств.
После Иван Иванович всегда в этих выставках участвовал, стал членом товарищества передвижников. Эти художники, как и сам Шишкин, рисующий русский пейзаж, изображали быт простых людей и повседневность жизни, поэтому они стали так близки ему по духу
Павел Третьяков – известный в то время коллекционер, обратил внимание на картины Шишкина, он покупал многие его работы для своей новой галереи
И.И.Шишкин «Дама с собачкой», 1868 годМестонахождение: Галерея Антиквариус, Санкт-Петербург, Россия
В возрасте 34-х лет у Ивана Ивановича появился первый ученик – талантливый Федор Васильев, сестра которого стала женой Шишкина. Как и на картинах художника, изображающих погожий летний день, в личной жизни Шишкина также царило умиротворение и жизненный подъём. Несмотря на то, что жена была младше мужа на 15-ть лет, в их семье были и взаимопонимание, и любовь.
В этом союзе родилось трое детей – дочь и двое сыновей. Шишкин очень любил жену и детей, сильно скучал, когда приходилось уехать, писал нежные письма. С жены – Евгении Васильевой, художник написал два портрета: «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом за чтением письма». Эти картины не были известны вплоть до 21-го века, пока не обнаружились на разных аукционах.
К сожалению, жена Шишкина рано ушла из жизни, она болела туберкулёзом, сначала умер её брат – подающий большие надежды ученик художника. Два маленьких сына Шишкиных тоже погибли, а незадолго до этого умер отец Ивана Ивановича. Искусный пейзажист был более чем подавлен этими событиями, он был почти раздавлен ими, более года не брал в руки кисть, топил душевную боль водкой.
И.И.Шишкин «Рожь», 1878 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Несмотря на эти ужасные трагические события в жизни художника, он смог собраться и снова приступить к работе, именно она его и спасла. После смерти близких и дорогих людей, пейзажист с дочерью Лидией уезжает на родину в Елабугу. Там он примечает своим глазом художника «Лекарское поле», которое находится недалеко от города. Эти пейзажи он считает интересными для творчества, пишет эскизы, из которых затем из-под кисти Шишкина в 1878-м году выйдет знаменитая «Рожь».
Среди ржи раскинулись вековые высокие сосны и одна из них, та, которая находится на заднем плане – сухая и одинокая.
– так характеризует картину «Рожь» искусствовед Светлана Степанова.
Личная жизнь
Первой женой Бориса Ивановича была Анастасия Исаевна Браудо, 1942 года рождения, дочь знаменитого советского органиста и исследователя органной музыки Исайи Александровича Браудо. Она родилась в Ленинграде, также окончила консерваторию. Органистка и клавесинистка, широко и много гастролировавшая по Советскому Союзу. Наряду с классикой (Бах, Лист, Боэльман, Вьерн) она первая исполнила органную музыку своего супруга и других современных композиторов (Г. Белова и С. Слонимского). После развода с Тищенко с конца 1970-х годов Анастасия проживает на Западе, концертирует в европейских странах, является Почётным членом жюри Международного конкурса органистов имени И. А. Браудо в Санкт-Петербурге.
Вторая супруга Бориса Ивановича – Ирина Анатольевна Донская, родилась в Ленинграде, окончила консерваторию. Арфистка, является солисткой Санкт-Петербургской Академической капеллы имени Глинки. Занимается преподавательской деятельностью в музыкальном училище имени Мусоргского, также ведёт класс арфы в государственной консерватории Санкт-Петербурга.
Ирина Анатольевна была надёжной опорой своему мужу в тяжёлые годы его жизни. Борис Иванович долгое время боролся с онкологическим заболеванием, но 9 декабря 2010 года его сердце остановилось.
Творчество
Какое-то время Шишкин не возлагал особых надежд на свое увлечение и рисовал «для себя». Пока в Елабугу не приехали именитые художники для росписи церковного иконостаса. Узнав у столичных мастеров о том, что существует училище живописи, молодой человек «заболел» мечтой о поступлении в него.
Отца не особо обрадовала новость о том, что отпрыск уезжает в столицу, но он решил не препятствовать сыну и отпустил его.
Интересно! Отец Шишкина взял с сына обещание, что тот обязательно научится писать не хуже Карла Брюллова. Выходит, Иван не обман надежд родителя.
В 1852 году Шишкин поступает в столичное училище живописи и ваяния. Его учителем стал Мокрицкий – талантливый педагог, сумевший помочь юному дарованию найти себя. Шишкин был неравнодушен к пейзажам, именно в создании их он практиковался все 4 года обучения. Вскоре о таланте новой звезды училища заговорило все учебное заведение. И учителя, и сокурсники подтверждали, что молодой человек обладает необыкновенным даром, позволяющим ему с необычной реалистичностью изобразить поле или водоем. К концу обучения стало понятно, что в стенах училища появился настоящий талант.
За время обучения Шишкин сильно сблизился со своим учителем Аполлоном Мокрицким. Даже покинув училище, живописец поддерживал связь с наставником. Мокрицкий болел душой за ученика и неоднократно утверждал, что Ивана ждет великое будущее.
В 1857 году Иван Иванович поступает в Академию художеств в Северной столице.
Первое впечатление от Петербурга у Шишкина было не радужным, город показался мрачным и неприветливым. Иван с тоской вспоминал родную Елабугу.
В Академии живописец прилежно познавал азы живописи. Он моментально стал любимчиком местных преподавателей. Во время обучения в Академии работы художника неоднократно были награждены медалями и положительными отзывами.
Во время практики живописец часто отправлялся на Валаам, где писал уникальные виды этого сурового острова. Со страстью биолога он подмечал мельчайшие детали: мох, листья на деревьях, особенности коры. Казалось, так действует настоящий ученый, а не художник, но именно эта особенность позволяла Шишкину создавать шедевры.
«Местность Кукко». Шишкин
За картину «Вид на острове Валаам» он получил не только престижную Большую золотую медаль, но и был награжден правом поездки в Европу. В Европе русский живописец прожил 6 лет, в Россию он вернулся в 1865 году. Основную часть своей поездки он провел в Германии и Швейцарии, но также смог побывать в Чехии, Бельгии и Франции. В Дюссельдорфе молодой русской художник прославился виртуозными рисунками. Они даже были представлены на местной выставке. Его картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» сделала живописца академиком. Но Шишкин не смог сдержать тоску по родине и принял решения возвращаться в Россию.
Многие отмечают, что по характеру Шишкин был скромным и нелюдимым, но таким его видели только посторонние люди. Для близких он был веселым шутником и балагуром.
Вернувшись в Северную столицу, Иван стал колесить по России в поисках интересных мест, которые бы он мог запечатлеть на своих картинах. В Санкт-Петербурге живописец устраивал выставки, участвовал в жизни артели художников, близко общался с Архипом Куинджи, Крамским и Савицким.
В 70-х годах у Шишкина прибавилось работы, совместно со своими коллегами он образовал Товарищество передвижных выставок. Так художники стремились показать искусство тем людям, которые не могли приехать в столицу. В это же время Шишкин награжден званием профессора за работу «Лесная глушь». Крамской говорил, что Иван Иванович познал природу научным способом, это помогало показать людям природу гораздо более детально чем фотографии того времени.
Однако вторая половина 70-х годов выдалась для живописца непростой. Ему чудом удалось сохранить место в художественных кругах, которое он чуть не потерял из-за трагедии с супругой и последующих проблем с алкоголем. Многие близкие и родные отдалились от Ивана, однако он смог взять себя в руки. Видимо, на нем благотворно сказалась любовь к труду и искусству. После этого художник создал такие произведения, как «Рожь», «Сосновый бор» и «Первый снег». Постепенно Шишкин начинает оживать, его снова начинают интересовать жизнь и работа.
В конце XIX века в Товариществе передвижников возникают непреодолимые разногласия. При этом Иван старается учиться у молодых коллег, привнося что-то новое в свои работы. В 1894 году живописец получает место Высшем художественном училище при Академии художеств. Его деятельность преподавателя ученики вспоминали с благодарностью и восхищением. Сам же живописец из всех своих студентов наиболее выделял Валентина Серова.
Биография
Иван Шишкин родился 13 () января года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Род Шишкиных насчитывает более трёхсот лет.
И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873. Холст, масло. 112 × 80 см. Третьяковская галерея, Москва.
В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Государственный Русский музей. Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств, где вместе с Гине, Джонгином и другими числился учеником профессора-портретиста С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах Академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам , благодаря чему приобретал всё большее знакомство с натурой и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали: за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, где посетил мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов. В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда Шишкин сделал экскурсию в Женеву для ознакомления с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф, где написал по заказу коллекционера Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, которые приводили в удивление иностранцев. Некоторые из его рисунков были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками таких первоклассных европейских мастеров, как А. Ахенбах и К. Ф. Лессинг.
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства, и в том же году в Москве были выставлены его картина «Воздух» и 6 рисунков. С той поры нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора (за картины «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду»), но великая княгиня Мария Николаевна, президент АХ, вместо этого награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке (1867) Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок, экспонировал на его выставках свои рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, снова стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая этому почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом упрочивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Дом, в котором жил Шишкин
В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора за приобретённую у него картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году Шишкин был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Скончался скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта года, сидя за мольбертом перед новой картиной. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Самые знаменитые работы
Шишкин работал на природе целыми днями. Выбрав подходящее место, расчищал кустарник, обрубал лишние сучки на деревьях, делал себе сиденье из веток и располагался, как дома. Он сам всё больше становится похож на лесного жителя — взлохмаченный, суровый и могучий.
Шишкин всегда изображал деревья с научной точностью, как будто для Ботанического атласа. Кроме привычных лесных видов, таких как рощи, чащи, боры, перелески, у Шишкина появились картины-панорамы. Та же русская природа, только вид сверху. Одной из первых стала картина «Лесные дали». В ней художник показал бескрайность земли русской с ее бесконечными лесами, которые убегали до горизонта, и с водоемом, в котором отражалось небо.
В семейной жизни художника произошла новая трагедия. Юная ученица Шишкина, Ольга Лагода, которая стала его второй женой, скоропостижно скончалась, оставив ему маленькую дочку. Убитый горем Шишкин раз за разом писал могилу жены, убранную её любимыми цветами.
Работа в конце концов вернула художника к жизни, но и в работе его не оставляли сомнения и муки. Казалось бы, что могло быть хрестоматийнее, чём картина Шишкина «Рожь», но в 1889 году художник написал полотно, которое стало не только его главным шедевром, но и визитной карточкой Третьяковской галереи. А еще — украшением фантика самых популярных советских конфет — «Мишка косолапый».
Давно известно, что у этой картины было два автора. Считалось, что медведей на полотне изобразил художник Константин Савицкий. Он даже получил четверть гонорара за работу. Но Павел Третьяков, когда стал владельцем полотна, распорядился закрасить вторую фамилию в левом нижнем углу картину. Последние научные исследования позволили специалистам Третьяковки сделать неожиданный вывод — Шишкин написал свой шедевр без посторонней помощи.
Влияние на искусство
Иван Шишкин оказал огромное влияние на развитие русского искусства своего времени и на будущие поколения художников. Его талант и мастерство были признаны и уважены как на родине, так и за рубежом.
Шишкин стал основоположником нового направления в живописи — пейзажной живописи. Он привнес в искусство новые техники и подходы, благодаря которым его картины до сих пор восхищают зрителей. Он с особым мастерством воспроизводил природу, передавая реалистические детали и атмосферу местности.
Творчество Шишкина вдохновляло многих художников, и его стиль стал образцом для многих пейзажистов. Он внес значительный вклад в развитие русской живописи и стал символом российской природы.
Среди передвижников
Картину «Мачтовый лес в Вятской губернии» Иван написал на своей малой родине, недалеко от Елабуги. Показав это полотно на передвижной выставке, Шишкин потом не пропускал ни одной ежегодной экспозиции товарищества и стал одним из самых активных его участников.
Портреты кисти Шишкина — большая редкость. Два из них, «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом. За чтением письма», запечатлели молодую жену художника, Евгению. Эти две картины не были известны до начала XXI века. Только в прошлом десятилетии они появились на аукционах и были проданы частным владельцам.
Жена художника была младше его на 15 лет, но это не могло помешать их семейному счастью. У супругов родились двое сыновей и дочь. Эти дни жизни Шишкина были самыми ясными и безоблачными, как и природа на его полотнах.
Картину «Рожь», полную света и гармонии, художник писал в самые чёрные дни своей жизни — умер его отец, потом любимая жена и два маленьких сына. Целый год Шишкин не брал в руки кисти, а только пил горькую. Померк белый свет, всё вокруг стало как на чёрно-белой гравюре, лишенной цвета. «Вернула к жизни родная Елабуга», — говорил потом Шишкин.
Он тяжело переживал утрату жены и сыновей и поэтому возвратился в родной и милый сердцу город. Именно здесь он попытался найти вдохновение и снова начать работать — писать свои полотна.
Недалеко от Елабуги нашлось ржаное поле, где художник увидел сюжет для своей будущей картины. Именно здесь он сделал эскизы, которые увез с собой в Петербург. На основе эскизов, сделанных на малой родине, он написал величественный образ русской природы.
Среди передвижников были известные художники:
- Иван Николаевич Крамской;
- Василий Григорьевич Перов;
- Алексей Кондратьевич Саврасов;
- Виктор Михайлович Васнецов;
- Исаак Ильич Левитан;
- Илья Ефимович Репин;
- Валентин Александрович Серов.
Вариант 3
Что может быть вдохновляющей, чем природа нашего родного края, которая наполнена безмятежным спокойствием и особой натуральной красотой, что проникает в нашу душу особой волной радости и тепла, заставляя нас чувствовать себя немного счастливее. Именно такой представлена природа на картинах знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина, его картины поразительны, их отличает особая реалистичность, видя их, мы подсознательно переносимся в мир, изображенный на полотне, и ощущаем те самые переживания, что испытывает сам художник. И одной из таких многочисленных картин относиться произведение под названием «Зима в лесу».
На картине изображена самая гуща леса, время суток конечно-же дневное, но солнце уже начало клониться к вечеру, сквозь ветви просвечивается голубое безоблачное небо. Картина излучает неприкосновенность и покой, что подтверждается некоторыми детали, как например рыхлый нетронутый снег, который обсыпал все деревья и ветки, кажется, что стоит дунуть легкому ветерку, и сверху посыплется снежная пыль. Скорее всего, снега намело прошлой ночью, а утром небо прояснилось и выглянуло долгожданное солнце, и покрыла своим искристым светом все снежное покрывало.
На переднем плане картины расположены стволы деревьев, немного припорошенные снегом, создается ощущение, что деревья покрыты белым, пушистым одеялом. Точно так же укутана и трава возле деревьев и весь лес, кажется, что вся природа погрузилась в сказочный, уютный сон.
В произведении, очень отчетливо прослеживается смысловая композиция, она заключается в том, что все полотно разделено на две противоположные части, левая часть более тёмная другая светлая и посередине они соединены общей просекой, в конце которой различим просвет, откуда вероятно открывается вид, на открытое пространство. Мне показалось, что это своего рода тропинка, указывающая нетронутый, безмятежный путь, куда-то в особый сказочный мир.
В общих чертах картина мне очень понравилась, она положительна, смотря на нее, мне хочется оказаться в том лесу вдохнуть морозный свежий воздух, пройтись по той тропке в конец леса и посмотреть какой открывается оттуда вид.
В этой картине Шишкину помимо всеобщей красоты первозданной природы, удалось передать радостное настроение и заключенный в произведение особый смысл. В целом картину « Зима в лесу » можно считать очень успешной, в ней отображается не просто красота родного края, но часть нашей русской культуры.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК
Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».
Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»
Работы художника
Дождь в дубовом лесу
1890-е годы – кризисные для передвижников. В это время их пытались «задвинуть» на второй план художники, исповедовавшие новые идеи. Многие не сумели понять необходимость перемен. Но Шишкин умел меняться. Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом своему творческому принципу цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» — лучшее тому подтверждение.
Лесная глушь
Начало 1870-х годов – время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернёт понятия о живописи, изгонит из неё затхлую омертвелость академических форм. Об этой работе много говорили — именно за неё Шишкин в том же году получил звание профессора; это было заслуженным знаком общего признания, почти славы.
Корабельная роща
Шишкин написал «Корабельную рощу» в год своей смерти. Картина словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры, свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утратил твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки. Картина является прощанием с миром, прощанием с родной землёй, с прикамскими просторами, в которых он всегда черпал силу и вдохновение.
Рожь
Шедевр экспонировался на VI передвижной выставке среди других замечательных работ соратников. Но все они уступали «Ржи». Тему художник нашёл на родине, во время поездки в Елабугу в 1877 году. На карандашном наброске Шишкин написал «Эта» — этот набросок и стал основой полотна. Его содержание, его основная идея раскрыта художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».
Творчество Ивана Ивановича Шишкина
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .
Рожь
Сосновый бор
Среди долины ровныя
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Вклад в русское искусство
Самой масштабной и монументальной работой Шишкина стала его последняя картина — «Корабельная роща». Сила этой работы кроется в том, что художник максимально близко подошел к природе. Он не пытался приукрасить природу, она и так красива как есть.
Значение работ Шишкина для развития русского искусства огромно:
- художника можно назвать «певцом русской природы»;
- он добился наиболее реалистичного изображения образа природы в процессе прямого общения с ней, совершал глубокое проникновение в душу пейзажа;
- осуществил новаторство в первичности и цельности ощущения мира живой природы, в преклонении перед натурой;
- выражал в своем творчестве идеи народности.
За всю жизнь Шишкин написал более 500 картин, среди которых:
- «Рубка леса»;
- «Дебри»;
- «Дубовая роща»;
- «Опушка леса»;
- «Ручей в лесу» («На косогоре»);
- «Стадо в лесу»;
- «Хвойный лес. Солнечный день»;
- «Старый валежник. Лесное кладбище».
Шишкин не только первым нашел широкое поле для творчества в русской природе, но и освоил его. И пусть его современниками были такие виртуозы лирического пейзажа, как Саврасов, Поленов и Левитан, всё же никто, кроме Ивана Шишкина, не воплотил в своих полотнах так ярко три патриотических символа родных просторов — русский лес, русского медведя и русское поле.