Пабло пикассо

Последние годы художника

На закате жизни для Пикассо были характерны разноплановые работы, однако, как и всегда, лидировали женские образы. Его последней музой была до конца верная художнику жена. Жаклин ухаживала за ним до последних дней, когда он ослеп, почти не слышал и был очень болен. Умер Пикассо во французском городе Мужене, похоронен у своего замка Вовенарг.

Еще при жизни художника его другом в 1963 году был создан музей с работами Пикассо в Барселоне, теперь он занимает пять особняков и насчитывает более 3,5 тысячи экспонатов. В 1985 году начал работу парижский музей Пикассо, в 2003 – музей в Малаге. Художник оказал сильнейшее влияние на культуру своего времени.

Работы военного времени (1937-1945)

«Фазан» 1938«Голова женщины в шляпе» 1939«Мария Тереза в венке» 1937«Мастерская художника» 1943«Майя с куклой» 1938«Молящая» 1937«Натюрморт» 1945«Плачущая женщина с платком» 1937«Птицы в клетке» 1937«Раненная птица и кот» 1938«Склеп» 1945«Женщина в красном кресле» 1939

В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни».  Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки. 

«Радость бытия» 1946

В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.

Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.

В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.

«Резня в Корее» 1951

В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.

Пикассо в мастерской МадураКерамика Пикассо в музее, Париж

Сравнивая работы Пикассо с керамикой античных времен можно найти некоторые сходства:

В 1958 году для парижского здания ЮНЕСКО была написана композиция «Падение Икара».

«Падение Икара»

Война и послевоенное время

В 30-х годах на полотнах художника появляется образ быка, несущего с собой агрессию и смерть. Во время войны в 1937 году был разрушен испанский город «Герника». Пикассо на фоне этих событий создает свою «Гернику» – большое полотно длиной 8 метров и шириной 3,5 метра в черно-белых тонах. Картина передает боль и ужас людей, пострадавших от немецких налетчиков. Война сильно повлияла на работы художника, которые стали мрачными и тревожными («Бойня», «Плачущая женщина»).

В 1945 году Пабло встречает Франсуазу Жило, будущую мать его двоих детей. Эта женщина вдохновляет художника на создание полотен с семейными образами. После переезда на средиземноморский юг Франции он увлекается керамикой, его работы становятся более гармоничными и ироничными. Среди них много блюд, тарелок, скульптур. В 1949 году художник создает всем известного «Голубя мира». В 1953 году Франсуаза уходит от Пабло из-за его непростого характера и измен.

Пикассо снова женится в 1958 году, его избранницей становится Жаклин Рок, которая в два раза младше него, для жены он написал более 400 портретов. Среди картин 50-х годов наиболее известны вариации работ по Мане, Гойя, Делакруа и др.

Пикассо с супругой Ж. Рок – фото, представленное на выставке «Пикассо и Жаклин» в Нью-Йорке

Детство и юность

Пабло Пикассо считается самым талантливым художником за последнее столетие с довольно необычной судьбой. 1881 год, 25 октября, Испания, средиземноморский морской порт Малага, главная городская площадь Мерсед. Здесь в доме № 15 появляется на свет ребенок, но к ужасу родителей рождается мертвым. Однако присутствие дяди малыша доктора Сальвадора, который закурив после рождения малыша сигару, выдохнул резкий дым в нежное личико новорожденного, и это действие спасло ему жизнь.

Родители Пабло: отец — художник Хосе Руис, который впоследствии устроился работать в муниципальный музей искусств смотрителем, мать — энергичная и волевая Мария Пикассо Лопес.

Родители — Хосе Руис и Мария Пикассо Лопес

Землетрясение, случившееся, когда малышу было всего 3 года, произвело на него неизгладимое впечатление. Это ужасное событие нашло отражение в его картинах, написанных в стиле кубизма.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, он стал рисовать. Его первым рисунком стало изображение статуи геркулеса с дубиной, которая стояла в доме родителей.

Пабло в детстве

1891 год стал годом поступления Пабло на курсы живописи в небольшом городке Ла-Корунье. Однако проучился он там совсем мало. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он направляется в Барселону, чтобы поступить в художественную академию. Поступил он туда с трудом, так как преподавателям казалось, что картины, которые были представлены мальчиком, были написаны не им. Тогда же Пабло увлекается религиозной живописью и даже получает заказы от настоятеля женского монастыря.

В годы юности и молодости

Кубизм

От экспериментов с цветом и метафорой настроения Пикассо перешел к анализу формы: намеренное искажение природы («Авиньонские девушки», 1907), односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой привели его к совершенно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, с которым он познакомился в 1907 году, Пикассо стал отцом кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.

Пикассо уделяет особое внимание превращению фигур в геометрические квадраты («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), он увеличивает и разлагает объемы («Портрет Фернана Оливье», 1909), разбивая их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространство, которое он рассматривает как твердое тело, обязательно ограниченное картинной плоскостью («Портрет Канвейлера», 1910). Перспектива исчезает, палитра стремится к монохромности, и хотя первоначальной целью кубизма было изобразить ощущение пространства и тяжести масс более убедительно, чем с помощью традиционных техник, картины Пикассо часто становятся непонятными загадками

Чтобы восстановить связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак используют в своих картинах типографику, элементы «обмана» и сырье — обои, обрывки газет, спичечные коробки. Начинают преобладать натюрморты, особенно с музыкальными инструментами, трубками и банками табака, нотными партитурами, винными бутылками и т.д. — Черты, свойственные образу жизни артистической богемы на рубеже веков. В композициях появляется «кубистическая криптография»: закодированные телефонные номера, дома, вырезанные имена близких, названия улиц и пабов. Техника коллажа сочетает грани кубистической призмы на больших поверхностях («Гитара и скрипка», 1913) или передает открытия 1910-1913 годов в спокойной и юмористической манере («Портрет девушки», 1914). В «композиционный» период также наблюдается стремление к гармоничной цветовой гамме, уравновешенной композициями, которые иногда вписываются в овал. Собственно кубистический период Пикассо закончился вскоре после начала Первой мировой войны, которая разлучила его с Жоржем Браком, хотя художник все еще использовал некоторые кубистические методы в своих важных работах вплоть до 1921 года («Три музыканта», 1921).

Развитие художника

Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года в испанском городе Малага. Его отец был художником-портретистом, и Пикассо начал проявлять талант в рисовании уже в очень раннем возрасте. В 14 лет он поступил в королевскую художественную школу в Барселоне, где его талант был замечен и признан. Это было важным периодом в его развитии как художника.

В 1901 году Пикассо переехал в Париж, а уже в 1907 году он вместе с другими художниками основал новое художественное движение — кубизм. Кубизм был революционным стилем, который нарушал традиционные правила и представления о живописи. Пикассо активно экспериментировал с формой и перспективой, его работы стали более абстрактными и геометричными.

В течение своей жизни Пикассо создал огромное количество произведений и работал в разных стилях, включая сюрреализм и классицизм. Он был признан одним из самых влиятельных художников XX века и имел огромное влияние на современное искусство. Его работы можно увидеть в музеях по всему миру, и его талант и творчество продолжают вдохновлять художников и ценителей искусства до сих пор.

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной – представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру – стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника – культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно – обличающая нацизм знаменитая «Герника». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо, на которой она изображена, – «Плачущая женщина» (1937)

ТВОРЧЕСТВО ПАБЛО ПИКАССО

«Блестящий талант» — так охарактеризовали подростка в Мадридской Академии изящных искусств. Однако Пабло вскоре объявил родителям, что там царит сплошной консерватизм и ничему новому он не научится. В 15 лет молодой художник создал глубокое по содержанию произведение – «Знание и милосердие». Картина получила золотую медаль, а в кафе «Четыре кота» прошла первая персональная выставка Пабло. 

В 1900 году Пикассо посетил Париж и заболел им. Через четыре года он перебрался туда жить. «Склонившийся Арлекин», «Любительница абсента». Художник убирает из композиций всё лишнее, великолепно передавая эмоциональное состояние героев.  Постепенно многоцветность уходит из картин Пикассо, уступая место пронзительному голубому цвету. Произведения наполняет чувство тоски и одиночества, которые сродни настроениям самого живописца. 

«Розовый» период отражает увлечение Пабло цирком. Арлекины и уличные гимнасты – его излюбленные персонажи. Миниатюрная гимнастка хочет удержать равновесие, стоя на крутящемся шаре; она впечатлена своими успехами, показывая сидящему рядом мужчине свою ловкость и грацию («Девочка на шаре»). Картина обладает поистине магическим свойством: из неё нельзя исключить ни одну деталь – иначе вся композиция рассыплется. 

Соединение геометрических предметов и человеческих фигур. В 1906 году манера художника резко изменилась. В «Авиньонских девицах» мастер создал совершенно новую реальность, построив фигуры из геометрических объёмов, изломанных острыми углами. Публика и друзья Пикассо были шокированы. Однако именно эту работу назовут важным шагом на пути к кубизму. Изобразительное эсперанто, так называют этот жанр, развивалось поэтапно. 

Для «сезанновского» этапа характерны серые, коричневые и зеленые тона («Женщина с веером»), а изображение построено на сопоставлении геометрических фигур. «Аналитический» кубизм буквально «дробит» образ на части. Полотно напоминает осколки разбитого стекла, хранящие отражение человека («Портрет Амбруаза Воллара»). Декоративностью и контрастностью отличается «синтетический» кубизм («Скрипка и гитара»). Несмотря на неприятие зрителями большинства идей Пикассо, его картины хорошо продавались.

В 1917 году художник решил попробовать свои силы на новом поприще, создавая декорации и костюмы к спектаклям Дягилевского балета в Париже. Ольга Хохлова танцевала в кордебалете, имела гордую осанку, была аристократически утончённа и неприступна («Портрет Ольги в кресле»). Страстно влюблённый, Пабло венчался с любимой. Ольга стремилась сделать богемного супруга более изысканным. Однако вскоре оказалось, что они абсолютно разные люди. Гибнущие отношения не спасло даже рождение сына. 

Ну а с 1927 года на полотнах художника стал появляться образ светловолосой женщины («Сон»). Увлечение Мари-Терез Вальтер совпало с попытками высказаться в сюрреалистической манере. Скандалы в семье и ссоры с Мари-Терез – этот гордиев узел Пикассо разрубил одним махом, оставив обеих женщин. 

Интеллектуальной отдушиной для художника выступила авангардный фотограф Дора Маар. Она отсняла весь процесс создания знаменитого триптиха «Герника» — отклика мастера на события военного времени. Дора стала на долгие годы главной моделью Пикассо.  Настоящую радость жизни познал Пабло с юной художницей Франсуазой Жилло («Радость жизни»). Самостоятельная и свободолюбивая, она подарила художнику сына Клода и дочь Палому, но не смогла быть с ним вместе. 

Последняя спутница и вторая официальная супруга мэтра – Жаклин Рок называла его «монсеньор» и целовала руки. Одно из лучших произведений позднего творчества Пикассо – «Поцелуй». В нём всё преувеличенно большое. Женщина прильнула к любимому мужчине с доверчивой преданностью, всматриваясь в дорогие для неё черты. 

Голубой и розовый периоды (1901-1906)

Художник стал совершать поездки в Париж, где изучал импрессионизм. В те годы он сталкивался с трудностями. Покончил с собой его друг Карлос Касахемас, из-за чего Пикассо сильно переживал. Работы до 1904 года относят к «голубому периоду». Тогда стиль художника характеризовался печальными образами, тематикой нищеты и смерти. Его персонажами были алкоголики, падшие женщины, слепцы и нищие. В цветовой палитре преобладали голубые оттенки. К работам того времени относятся «Женщина с шиньоном», «Любительница абсента», «Свидание», «Трагедия» и др.

С 1904 года, когда Пикассо переезжает в Париж, где поселяется в бедняцком общежитии для художников, здесь и берет начало «розовый период». Известную во всем мире «Девочку на шаре» относят к переходному времени. Краски на полотнах художника оживляются, появляются розовые и золотистые тона. Тематика сменяется на театрально-цирковую, а героями картин становятся странствующие артисты. В жизни художника появляется модель Фернанда Ольвье, которая сильно повлияла на биографию Пабло Пикассо и стала его вдохновителем. Тогда были написаны: «Шут», «Сидящий арлекин», «Девочка с козлом» и др.

«Семья комедиантов» (1905) – существует предположение, что на полотне изображены люди из окружения художника

Сюрреализм

«Лежащая женщина читает»

В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создает атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Она стала также моделью для нескольких безмятежных и величественных скульптурных бюстов, исполненных в 1932 году в замке Буажелу, который он приобрел в 1930 году. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции, имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создает их с помощью своего друга, испанского скульптора Хулио Гонсалеса — «Конструкция», 1931). Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.

В 1937 году симпатии Пикассо — на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 года немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника — культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою «Гернику» — громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за её спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником — символом надежды.

Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и ее кукла», 1938). И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Среди них — Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью; увенчанные нелепыми шляпами, лица, изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Немецкая оккупация не могла, понятно, испугать Пикассо, который оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942).

В 1944 году Пикассо становится членом Французской коммунистической партии. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах: в 1950 году он рисует знаменитого «Голубя мира».

Дамский любимец

Друг Пикассо, французский драматург Жак Кокто однажды сказал о нем: «Если бы он не стал художником, он бы стал Дон Жуаном». Сам маэстро тоже много любопытного говорил о любви, в частности о двух своих главных пристрастиях: «Мою жизнь продлевают работа и женщины». Действительно, за каждый поворот в творческом пути художника нужно благодарить ту женщину, которой посчастливилось (или не посчастливилось) оказаться рядом с ним. Для самих же муз и возлюбленных встреча с Пикассо зачастую заканчивалась трагически.

Женщины вращались вокруг Пикассо, словно вокруг солнца, всю его жизнь. Он и в детстве был любимым маминым сыном. Родился Пабло, как и полагается испанцу, в обедневшем дворянском роду, при крещении получив пышное имя из дюжины составных частей. Среди его предков были и архиепископ Лимы, и вице-король Перу, а вот художник оказался всего один — отец Хосе Руис, впрочем, не добившийся на этом поприще значительных успехов.

Мать баловала Пабло сверх всякой меры. А еще были сестры, тетки, заботливая бабушка… Потому-то Пабло, воспитанный в окружении обожавших его женщин, с детства привык к тому, что рядом всегда находится преданная спутница жизни, готовая исполнить любой его каприз.

Юные годы

Пабло родился в провинциальном испанском городе Малага, позже семья перебралась в Барселону. Он взял фамилию матери, потому что отцовская ему казалась слишком простой. Пикассо был убежден, что стремление творить передала ему мать, рассказывавшая ему сказки, основываясь на пережитых за прошедший день впечатлениях.

Мальчик пошел по стопам отца Хосе Руиса, который был художником, и с семилетнего возраста стал осваивать технику рисования, дописывая картины Хосе. Первая собственная работа «Пикадор», написанная в 8 лет, которую он бережно хранил всю жизнь. Когда Пабло было тринадцать, ему доверили дорисовать большую часть натюрморта. Существует версия, что отец мальчика, увидев результат, бросил изобразительное искусство.

За неделю Пикассо подготовился к вступительным экзаменам в Академию художеств в Барселоне и с легкостью прошел их, несмотря на слишком малый возраст. В те времена лучшая школа искусств находилась в Мадриде, и Хосе мечтал, чтобы сын учился именно там. В 1897 году Пабло перебрался в столицу. Его больше интересовал опыт художников, а не классические лекции, которые навевали на юношу тоску. Он изучал работы в музеях, впервые посетил Париж.

Спустя год Пикассо вернулся в Барселону, где стал членом сообщества художников Els Quatre Gats. В одноименном кафе в 1900 году состоялись его первые выставки. Здесь же он познакомился со своими приятелями Х. Сабартесом и К. Касахемасом, ставшими впоследствии героями его работ.

Творчество художника было продуктивным и всегда находилось в состоянии развития. Поэтому его творческую жизнь принято рассматривать по периодам.

Рождение и юность Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился в Малаге, в Испания, в 25 октября 1881 г.. Он был сыном Хосе Руис-и-Бласко и Марии Пикассо-и-Лопес, пары, у которой было трое детей, из которых он был старшим. У Пабло Пикассо было две младшие сестры, Лола и Кончита. Известный только как Пабло Пикассо, испанец имел обширное регистрационное имя:

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо

Пабло Пикассо вырос в семье среднего класса, что позволяло ему иметь хороший материальный комфорт. Его отец был художником, имевшим опыт преподавателя истории искусств и хранителя музеев. Это заставило сына найти среду, которая побудила его пойти по тому же пути, что и отец.

Биографы Пабло Пикассо сообщают, что, с детства он уже проявлял большую привязанность к искусству, что, конечно, поощрялось его родителями. Его собственный отец дал ему все художественные знания, которые у него были, чтобы поощрять и развивать художественные способности своего сына.

Не останавливайся сейчас… После рекламы есть еще кое-что;)

Детство Пикассо ознаменовалось смертью одной из его сестер Кончиты от дифтерии. Еще одним важным моментом в его жизни стал переезд в «Барселону». Там он был принят в школу Llotja, известную школу изящных искусств. Его отец даже арендовал помещение, которое служило студией, чтобы Пабло мог практиковать свои рисунки.

В 1897 году он переехал в Мадрид, потому что был принят в Академия изящных искусств Сан-Фернандо, одна из самых известных школ Испании. Однако Пикассо пробыл в этой школе недолго, так как не адаптировался к преподаванию, которое считал очень строгим. В Мадриде он заболел скарлатиной, и это заставило его вернуться в Барселону.

Доступтакже: Тарсила-ду-Амарал — автор знаменитой картины Abaporu

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: